DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_102
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ Legal basis implementation of the subjective civil right to higher education through an insurance contract
ТЕЛИБЕКОВА Ирина Мендигереевна,
кандидат юридических наук, докторант
ФГОБУ ВО «Российская государственная академии интеллектуальной собственности». 117279, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55А. E-mail: [email protected];
Telibekova Irina Mendigereevna,
candidate of Legal Sciences, doctoral student FSOBU VO "Russian State Academy of Intellectual Property". 55A Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117279, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматривается применение договора страхования для реализации субъективного гражданского права на получение высшего образования. Автором изучены точки зрения ученых, как юристов, так и экономистов, а также представлены положения законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Abstract: The article considers the application of the insurance contract for the realization of the subjective civil right to higher education. The author studies the points of view of scientists, both lawyers and economists, and also presents the provisions of the legisla tion of the Russian Federation in this area.
Ключевые слова: договор страхования, страховщик, страхователь, субъективное гражданское право, право на образование, высшее образование, законодательство.
Keywords: insurance contract, insurer, policyholder, subjective civil law, right to education, higher education, legislation.
Дата направления статьи в редакцию: 22.12.2021
Дата публикации: 31.03.2022
Введение (Introduction) Как известно, право на образование входит в перечень прав и свобод человека. В Конституции Российской Федерации (далее - РФ) это право закреплено в качестве одного из основных [1]. Государство, выполняя свои социальные, экономические, гуманитарные и другие функции, гарантирует получение всеми гражданами дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Но всестороннее развитие личности невозможно без дальнейшего обучения и получения высшего образования. Актуальность этого вопроса подтверждается основными целями устойчивого развития (далее - ЦУР), одна из которых определяется как обеспечение равного образования высокого качества и стимулирование развития возможностей образования в любом возрасте для всех [2].
Однако многие семьи не имеют возможности оплатить обучение детей в высшем учебном заведении. К сожалению, эпоха советского бесплатного образования ушла безвозвратно. На сегодня учиться за счет государства (на бюджетной основе, по квоте) могут лишь единицы. Остальные вынуждены искать денежные средства на оплату обучения. И, по-нашему мнению, именно использование возможностей договора страхования позволит государству выполнять свою социально-экономическую функцию, а физическому лицу - получить доступ к высшему образованию без каких-либо материальных затруднений.
Литературный обзор Среди юристов, посвятивших свои труды исследованию проблем реализации субъективного гражданского права (далее - СГП) на образование можно назвать Е.Е. Енькову, И.В. Ершову [3]. Различные проблемы и пути реализации обеспечения права на образования исследованы в трудах ученых различных сфер науки: юристов, экономистов, педагогов, историков и т.д. [4-6]. Изучению вопросов получения непрерывного образования через всю жизнь свои исследования посвятили Г.А. Балыхин, А.П. Бердашкевич, Г.К. Сафаралиев и др. [4]. Актуальные проблемы необходимости обеспечения доступности высшего образования для всех и каждого раскрыты М.А. Положихиной [5]. Вопросы применения возможностей страхования для обеспечения качественного образования поднимаются в трудах Б.С. Бурыхина и О.А. Зате-пякина [6]. Учеными изучены конституционные основы права на образование и его защита, а также рыночные механизмы его финансового обеспечения [7-15].
Материалы и методы Методологической основой данного исследования послужил метод диалектического материализма. В основу изучения правовых основ возможности реализации СГП на высшее образование посредством договора страхования положены общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, а также правовой метод исследования. В качестве информационной базы использованы труды ученых, международные правовые акты и законодательство Российской Федерации.
Результаты На основе обобщения исследований ученых, а также изучения правовой регламентации права на образование и договора страхования автором сформулирован вывод о реализации СГП на высшее образование посредством использования возможностей страхования путем заключения договора.
Обсуждение Образование является основным фактором развития общества и экономики. Об этом в своих трудах не раз поднимали проблемы не только юристы, но и другие представители научной общественности: философы, экономисты, социологи. Право на образование провозглашено во многих международных документах [16-19]. Право на образование обозначено во Всеобщей Декларации прав человека [16]. В резолюциях ООН 66/137 и 60/1 содержатся положения о том, что каждый имеет право на образование, и оно должно быть направлено на всесто-
роннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества, а также положения о необходимости расширения высшего образования [20-21].
Но в реальности поступление в высшие учебные заведения даже при наличии проходного балла хорошего портфолио доступно не для всех из-за расходов на образование. М.А. Положихина отмечает, что нужно «изменить отношение к расходам на образование, представляя их инвестициями (в человеческий капитал)» [5, с. 9]. Автор, анализируя глубокие противоречия, методические ошибки и непроработанность методологических вопросов в системе высшего образования, справедливо подчеркивает, что «на первый план в РФ выходит проблема доступности качественного образования, особенно высшего» [5, с. 22]. Мы не будем останавливаться на недостатках системы высшего образования России, а лишь раскроем нашу идею применения возможностей договора страхования для реализации СГП именно на высшее образование, поскольку полагаем заслуживающим внимания точку зрения М.А. Положихиной о том, что «Развивающиеся глобальные процессы позволяют поставить цель постепенного перехода ко всеобщему высшему образованию» [5, с. 31].
И это также отражено ЮНЕСКО в качестве одного из приоритетных направлений деятельности в сфере образования как «расширение прав и возможностей» [19]. Именно через образование в свете глобальных тенденций возможно формирование человеческого капитала и будущее любого государства. Это было отмечено в 1988 г. в Великой Хартии Университетов (далее - ВХУ): «будущее общества требует <...> значительных инвестиций в непрерывное образование» [22]. При этом в ВХУ подчеркнуто: «Для достижения этих целей при соблюдении указанных принципов требуются эффективные средства, пригодные для современных условий. <...> следует сделать инструменты, необходимые для реализации этой свободы» [22].
Мы в качестве такого эффективного средства и инструмента предлагаем использовать возможности договора страхования. Правовых оснований для реализации СГП на высшее образование в российском законодательстве предостаточно. Так, в п. 3 ст. 43 Конституции РФ указано: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [1]. При этом в п. 1 данной статьи установлено, что «Каждый имеет право на образование» [1].
Исходя из содержания ст. 3 Федерального Закона (далее - ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Об образовании) государство отдает приоритет получению каждой личностью высшего образования в течение всей жизни путем обеспечения этого права без дискриминации и ограничений [23]. Однако на практике не все могут получить доступ к высшему образованию, поскольку бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных учреждениях возможно только на конкурсной основе (в случае получения гражданином образования данного уровня впервые). Это обстоятельство существенно ограничивает доступ к его получению.
Вопросы о применении страхования для оплаты обучения в высшем учебном заведении неоднократно поднимались российскими учеными. Так, Б.С. Бурыхин и О.А. Затепякин акцентировали внимание на государственном образовательном страховании [6]. И это действительно реально, так как в ст. 3 ФЗ Об образовании указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основаны на принципе сочетания государственного и договорного регулирования отношений [23]. Кроме того, в ст. 5 данного ФЗ закреплены государственные гарантии не только по получению образования, но и по созданию социально-экономических условий для расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [23].
Одной из таких возможностей по нашему мнению и является договор страхования. Согласно п.1 ч.1 ст.32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» «страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события» [24]. Регулирование договора личного страхования предусмотрено нормами 48 главы части второй Гражданского кодекса РФ также предусматривает возможность заключения договора личного страхования [25]. В силу того, что законодателем закреплено личное страхование на случай наступления какого-либо события и дожития до определенного возраста, государство должно использовать потенциал страхования. Использование договорного регулирования страхования для получения образования в вузе позволит сразу несколько социально-экономических проблем. Любой родитель будет согласен заключить договор страхования как страхователь в пользу своего ребенка, и оплачивать ежемесячные взносы ради его будущего обучения в вузе. Страховщик получит ежемесячные взносы, а значит прибыль, с которой государство будет иметь дополнительные поступления в бюджет в виде налогов.
Опыт применения страхования для накопления денежных сумм на высшее образование уже имеется. Так, страховая компания «Сбербанк страхование жизни» предлагает своим клиентам программу накопительного страхования «Билет в будущее», которая предусматривает ежемесячные (ежеквартальные, ежегодные, единоразовые) взносы/ пополнения. При этом договорные отношения со страховщиком оформляются посредством страхового плиса сроком от 9 до 11 лет в порядке добровольного личного страхования (накопительного) [26].
Если заключение таких страховых договоров (полисов) обозначить рамками обязательного социального страхования (далее - ОСС), то на основе всеобщего охвата населения путем удержания из заработной платы родителей (одного из них) взносов в соответствующий фонд можно будет реализовать СГП на получение высшего образования вне зависимости от финансовых возможностей каждой семьи. Государство будет выполнять свои функции: социальные, экономические, гуманитарные. Тем более что правовое регулирование обязательного социального страхования предусмотрено российским законодательством, и, как гласит п. 3 ст. 7 соответствующего нормативного правового акта об основах ОСС, видом страхового риска могут быть дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая [27]. С учетом Рекомендаций ЮНЕСКО об обучении и образовании взрослых, основанных на концепции обучения на протяжении всей жизни, в России в 2015 г. была разработана Концепция непрерывного образования взрослых, а также утверждена Государственная программа развития образования на период с 2018 по 2025 годы, предполагающая выделение субсидий на различные цели в сфере образования
субъектам федерации [28-30]. Однако субсидии рассчитываются по определенной формуле и носят точечный характер.
Заключение Резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод о том, что в законодательной базе России имеются правовые основы использования возможности заключения страхового договора (полиса) для реализации субъективного права на получение высшего образования с целью накопления денежных средств для оплаты обучения в вузе.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8462df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/.
2. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
3. Eршова И.В., Eнькова E^. К вопросу о релизации права на образование в цифровой среде университета // Вестник Университета имени О. E. Кутафина. 2021. №4 (80). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-prava-na-obrazovanie-v-tsifrovoy-srede-universiteta.
4. Балыхин ГА, Cафаралиев Г.К., Бердашкевич AA Концепция непрерывного образования в Российской Федерации: цели, особенности правового регулирования и управления // Вестник РГГУ. Cерия «Экономика. Управление. Право». 2011. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-tseli-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-i-upravleniya-1.
6. Положихина M.A. ^стема образования в России с точки зрения формирования человеческого капитала // ЭОТР. 2018. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-rossii-s-tochki-zreniya-formirovaniya-chelovecheskogo-kapitala.
6. Бурыхин Б.С, Затепякин ОА Обеспечение качества образования на основе государственного образовательного страхования // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kachestva-obrazovaniya-na-osnove-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-strahovaniya.
7. Захаров ЮА, Курбатова М.В., Долганов В.С, Морозова E.A. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-finansovye-instrumenty-v-vysshem-obrazovanii.
8. Захарычева A.M. Финансовые инструменты обеспечения расходов на высшее образование // Известия ОТбГЭУ. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-obespecheniya-rashodov-na-vysshee-obrazovanie-1.
9. Касаткин М.Н. Реализация права на высшее образование в контексте участия России в Болонском процессе // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-kontekste-uchastiya-rossii-v-bolonskom-protsesse.
10. Линьков АЯ., ^ваков В.Л. Роль программ образовательного кредитования в обеспечении доступности высшего образования в России // Известия РГПУ им. A. И. Герцена. 2009. №104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-programm-obrazovatelnogo-kreditovaniya-v-obespechenii-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya-v-rossii.
11. Миргалеева И.В. Развитие рыночных механизмов финансового обеспечения образования // ВЭПС 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rynochnyh-mehanizmov-finansovogo-obespecheniya-obrazovaniya.
12. Ооржак A^. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Концепт. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-grazhdanina-rossiyskoy-federatsii-na-obrazovanie.
13. Троицкая Т.В. Конституционно-правовые основы права на высшее образование в России и зарубежных странах // Вестник CTOA. 2012. №5 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah.
14. Чугунова E.C. Особенности конституционно-правового регулирования права на высшее образование в условиях формирования единого образовательного пространства // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-konstitutsionno-pravovogo-regulirovaniya-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-usloviyah-formirovaniya-edinogo-obrazovatelnogo.
16. Шамсутдинова Д.В. Конституционное право на образование и его защита в современном российском судопроизводстве // Вестник Казанского
юридического института МВД России. 2015. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-obrazovanie-i-ego-zaschita-v-sovremennom-rossiyskom-sudoproizvodstve.
16. Всеобщая Декларация прав человека. Принята резолюцией 217 A (III) Генеральной Aссамблеи ООН от 10.12.1948 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Aссамблеи от 16.12.1966 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
18. Ичхонская Декларация и ЦУР 4 - Образование - 2030: Рамочная Программа действий. https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/246666r.pdf
19. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. Разработана ЮНECКO http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/doroz_karta_GUR_2016.pdf
20. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, принята резолюцией 66/137 Генеральной ассамблеи от 19.12.2011 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml.
21. Итоговый документ Всемирного Cаммита 2005 г., принят резолюцией 60/1 Генеральной Aссамблеи 60/1 от 16.09.2005 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2006.shtml.
22. Великая Хартия Университетов. URL: http://www.bolognaby.org/images/Library/Magna_Carta_Universitatum_ru.pdf.
23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/16966ae676273a483e763fc119fb41fc4c37f846/
24. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. №4015-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/f841cea2013dca6da 941f006466d61 bfca2dadd3/.
26. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ. Часть 2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
26. Кто и как копит на образование детей. Cберстрахование. URL: https://sberbank-insurance.ru/news/30_04_19
27. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4069/.
28. Рекомендации об обучении и образовании взрослых. ЮНECКO, 2015. URL: https://uil.unesco.org/adult-education/unesco-recommendation/unesco-recommendation-adult-learning-and-education-2016
29. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // ^юз ДПО: [сайт]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13096
30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» №1642 от 26.12.2017 г. URL: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf
References (transliterated):
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8462df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/.
2. Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
3. Ershova I.V., En'kova E.V. K voprosu o relizacii prava na obrazovanie v cifrovoj srede universiteta // Vestnik Universiteta imeni O. E. KUtafina. 2021. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-prava-na-obrazovanie-v-tsifrovoy-srede-universiteta.
4. Balyhin G.A., Safaraliev G.K., Berdashkevich A.P. Koncepciya nepreryvnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: celi, osobennosti pravovogo reguliro-vaniya i Upravleniya // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». 2011. №4 (66). URL: https://cyberleninka.rn/article/n/kontseptsiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-tseli-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-i-upravleniya-1.
6. Polozhihina M.A. Sistema obrazovaniya v Rossii s tochki zreniya formirovaniya chelovecheskogo kapitala // ESPR. 2018. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-rossii-s-tochki-zreniya-formirovaniya-chelovecheskogo-kapitala.
6. Buryhin B.S., Zatepyakin G.A. Gbespechenie kachestva obrazovaniya na osnove gosudarstvennogo obrazovatel'nogo strahovaniya // Vestn. Tom. gos. un-ta. Ekonomika. 2011. №3 (15). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obespechenie-kachestva-obrazovaniya-na-osnove-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-strahovaniya.
7. Zaharov YU.A., Kurbatova M.V., Dolganov V.S., Morozova E.A. Novye finansovye instrumenty v vysshem obrazovanii // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-finansovye-instrumenty-v-vysshem-obrazovanii.
8. Zaharycheva A.M. Finansovye instrUmenty obespecheniya raskhodov na vysshee obrazovanie // Izvestiya SPbGEU. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-obespecheniya-rashodov-na-vysshee-obrazovanie-1.
9. Kasatkin M.N. Realizaciya prava na vysshee obrazovanie v kontekste uchastiya Rossii v Bolonskom processe // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-kontekste-uchastiya-rossii-v-bolonskom-protsesse.
10. Lin'kov A.YA., Sivakov V.L. Rol' programm obrazovatel'nogo kreditovaniya v obespechenii dostupnosti vysshego obrazovaniya v Rossii // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2009. №104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-programm-obrazovatelnogo-kreditovaniya-v-obespechenii-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya-v-rossii.
11. Mirgaleeva I.V. Razvitie rynochnyh mekhanizmov finansovogo obespecheniya obrazovaniya // VEPS. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-rynochnyh-mehanizmov-finansovogo-obespecheniya-obrazovaniya.
12. Oorzhak A.O. Konstitucionnoe pravo grazhdanina Rossijskoj Federacii na obrazovanie // Koncept. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konstitutsionnoe-pravo-grazhdanina-rossiyskoy-federatsii-na-obrazovanie.
13. Troickaya T.V. Konstitucionno-pravovye osnovy prava na vysshee obrazovanie v Rossii i zarubezhnyh stranah // Vestnik SGYUA. 2012. №5 (88). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konstitUtsionno-pravovye-osnovy-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-rossii-i-zarUbezhnyh-stranah.
14. CHugunova E.S. Osobennosti konstitucionno-pravovogo regulirovaniya prava na vysshee obrazovanie v usloviyah formirovaniya edinogo obrazo-vatel'nogo prostranstva // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konstitutsionno-pravovogo-regulirovaniya-prava-na-vysshee-obrazovanie-v-usloviyah-formirovaniya-edinogo-obrazovatelnogo.
15. SHamsutdinova D.V. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie i ego zashchita v sovremennom rossijskom sudoproizvodstve // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-obrazovanie-i-ego-zaschita-v-sovremennom-rossiyskom-sudoproizvodstve.
16. Vseobshchaya Deklaraciya prav cheloveka. Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10.12.1948 g. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
17. Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah. Prinyat rezolyuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei ot 16.12.1966 g. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
18. Ichkhonskaya Deklaraciya i CUR 4 - Obrazovanie - 2030: Ramochnaya Programma dejstvij. https://gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/245656r.pdf
19. Global'naya programma dejstvij po obrazovaniyu v interesah ustojchivogo razvitiya. Razrabotana YUNESKO http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/doroz_karta_OUR_2015.pdf
20. Deklaraciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij ob obrazovanii i podgotovke v oblasti prav cheloveka, prinyata rezolyuciej 66/137 General'noj assamblei ot 19.12.2011 g. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml.
21. Itogovyj dokument Vsemirnogo Sammita 2005 g., prinyat rezolyuciej 60/1 General'noj Assamblei 60/1 ot 16.09.2005 g. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtml.
22. Velikaya Hartiya Universitetov. URL: http://www.bolognaby.org/images/Library/Magna_Carta_Universitatum_ru.pdf.
23. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» №273-FZ ot 29.12.2012 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/
24. Zakon RF «Ob organizacii strahovogo dela v Rossijskoj Federacii» ot 27.11.1992 g. №4015-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/f841cea2013dca5da 941f005455d61 bfca2dadd3/.
25. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 26.01.1996 g. №14-FZ. CHast 2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
26. Kto i kak kopit na obrazovanie detej. Sberstrahovanie. URL: https://sberbank-insurance.ru/news/30_04_19
27. FZ «Ob osnovah obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya» ot 16.07.1999 g. №165-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/.
28. Rekomendacii ob obuchenii i obrazovanii vzroslyh. YUNESKO, 2015. URL: https://uil.unesco.org/adult-education/unesco-recommendation/unesco-recommendation-adult-learning-and-education-2015
29. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Elektronnyj resurs] // Soyuz DPO: [sajt]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
30. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» №1642 ot 26.12.2017 g. URL: http://static.government.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf