С®4 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2021-10-61-64 РЫЖОВ Валерий Борисович,
NIION: 2018-0076-10/21 -238 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021 -10-437 зам. главного редактора журнала
«Международное право и международные организации»,
«Образование и право», e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. Основным вопросом национальных меньшинств, проживающих в субъектах Российской Федерации, продолжает оставаться сохранение самобытности, культурных традиций и национальной специфики, что невозможно без сбережения главного элемента культурного кода народа - его языка. В свою очередь, вопросы его освоения, а также использования с целью обучения на всех этапах - от начальной до высшей школы, являются составной частью права национальных меньшинств на образование. Проанализированы положения международно-правовых актов, целью которых является, в том числе, обеспечение права национальных меньшинств на получение образования, произведено сравнение с российской практикой, а также дано определение понятия «национальное меньшинство».
Ключевые слова: национальное меньшинство, право на образование, сибирские татары, международные правовые акты, российское законодательство, культура, национальная самобытность.
RYZHOV Valery Borisovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Editor-in-Chief of the Journal "International Law and International Organizations",
"Education and Law"
IMPLEMENTATION OF THE RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES IN THE SPHERE OF EDUCATION: INTERNATIONAL STANDARDS AND RUSSIAN PRACTICE
Annotation. The main issue of national minorities living in the constituent entities of the Russian Federation continues to be the preservation of identity, cultural traditions and national specifics, which is impossible without preserving the main element of the cultural code of a people - its language. In turn, the issues of its development, as well as its use for the purpose of education at all stages - from primary to higher education, are an integral part of the right of national minorities to education. In this article, the author analyzes the provisions of international legal acts, the purpose of which is, inter alia, to ensure the right of national minorities to receive education, a comparison with Russian practice is made, and a definition of the concept of "national minority" is given.
Key words: national minority, right to education, Siberian Tatars, international legal acts, Russian legislation, culture, national identity.
Традиционно главной областью поддержки со стороны государств в отношении национальных меньшинств, обеспечения реализации их прав, выступает образование. Нельзя забывать, что интеллектуальные возможности образования создают пред-
посылки реализации принципов демократии, равенства, прав человека, толерантности и межкультурного взаимопонимания [12, а 43].
Правовая практика на международном уровне демонстрирует повышенное внимание мирового сообщества к проблеме его получения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
национальными меньшинствами. Их право на приобретение образования закреплено нормами достаточно обширного комплекса правовых актов, к числу которых следует отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. [1], Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [6], Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г. [8], Декларацию о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. [2], Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1978 г. [5], а также некоторые иные документы, закрепляющие исследуемый вид прав.
Если говорить о том, какой из вышеуказанных документов был исторически первым, необходимо отметить, что впервые право национальных меньшинств на образование, пусть и косвенным образом, нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В частности, п. 1 ст. 26 настоящего документа не только закреплял общедоступность образования, но также и право на получение его каждым человеком без различий его этнического происхождения, приобретение образования технического, либо профессионального на основании способностей личности [1]. Также согласно п. 1 ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека начальное образование признавалось обязательным, что также свидетельствует о наличии права на его получение представителями национальных меньшинств.
Необходимо отметить, что положения указанной статьи Всеобщей Декларации прав человека были положены в основу ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В частности, в п. 1 ст. 13 данного документа не просто отмечалось право на получение образования каждым человеком, но также и дополнительно подчеркивалось, что именно образование выступает своего рода «цементирующим материалом», способствуя развитию отношений между национальными, этническими, расовыми группами на основе дружбы и толерантности [7].
Помимо Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, на международном уровне был приняты и вступили в силу некоторые иные документы, закреплявшие возможность получения образования как право каждого. В числе наиболее значимых актов международного уровня следует отметить Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, принятую в 1992 г., а именно ст. 7 и ст. 8 настоящего документа. Согласно пункту «5> ст. 7, данная Хартия закрепляет необходимость реализации преподавания и изучения региональных языков или языков меньшинств на каждом из этапов обучения. В свою очередь, пп. «дч» закре-
пляют возможность изучения языков национальных меньшинств их представителями в высшей школе, а также иных заведениях, ей равноценных. Кроме того, указанными пунктами ст. 7 снимались возможные территориальные ограничения по изучению языков национальных меньшинств, а также любые препятствия с точки зрения использования языков национальных меньшинств, которые являются знаковой составляющей культуры нации [4]. В свою очередь, ст. 8 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств посвящена закреплению права на получение образования на соответствующих региональных языках, либо языках меньшинств, на каждом из этапов обучения - от дошкольного образования до профессионального [4], с упоминанием каждого из видов.
Помимо указанных документов, право национальных меньшинств на получение образования закреплялось ст. 4 Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам [2], ст. 5 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования [5], ст. 14 Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств [8], а также параграфом 34 документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ [3].
Положения вышеперечисленных документов призваны закрепить, прежде всего, право национальных меньшинств на сохранение основ своей культуры, что реализуется, в первую очередь, посредством образования, в том числе - на языках регионов, либо на языках национальных меньшинств. Сибирские татары, будучи малочисленным народом, также обладают вышеперечисленными правами на получение образования. В свою очередь, в силу их географической локации в границах Российской Федерации, на сибирских татар распространяются как нормы международных пактов, касающихся прав национальных меньшинств на образование, которые ратифицированы российской стороной, так и положения российского законодательства в отношении национальных меньшинств.
Российская Федерация является государством, богатым в национальном плане, в силу чего она не способно игнорировать права национальных меньшинств. Так, результаты Всероссийской переписи от 2010 г. продемонстрировали, что в настоящее время помимо русских, в Российской Федерации проживает еще 6 народов, а именно: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне [11]. Как следствие, правительство вынуждено решать вопросы сохранения их национального самосознания, культурной самобытности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
Одним из эффективных механизмов в данной сфере выступает образование.
Несмотря на то, что в настоящее время в отношении термина «национальные меньшинства» не выработано однозначного подхода среди исследователей, дефиниция данного понятия нашла отражение в Проекте Федерального закона о национальных меньшинствах Российской Федерации. Однако, данный документ так и не вступил в силу. Анализ российского законодательства позволил А.В. Скоробогатову прийти к выводу о том, что под национальным меньшинством следует понимать лиц, либо их группы, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих на ее территории, находящихся в недоминирующем положении и значительном меньшинстве по отношению к основному населению субъекта Российской Федерации, отличающихся от этого населения культурой, языком, традициями и другими национальными особенностями, являющихся самобытными и признающих себя национальным меньшинством [13, с. 85]. В этой связи можно заключить, что сибирские татары в целом подходят под данное определение, в отличие от того, которое содержалось в проекте вышеуказанного Федерального закона, в котором отмечалось, что правом на образование обладают все национальные меньшинства, за исключением коренных малочисленных народов. Учитывая, что сибирские татары борются да приобретение данного статуса, в случае вступления Федерального закона в силу и присвоения им статуса коренного малочисленного народа, преференции национальных меньшинств не распространялись бы на них.
Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации до настоящего времени не принято отдельного документа, регламентирующего право национальных меньшинств на образование. Как правило, в данном вопросе необходимо руководствоваться нормами международного права, а также положениями Конституции РФ, в частности, провозглашающими равноправие всех народов и отсутствие дискриминации по этническим основаниям (п. 2 ст. 19) [9]. Кроме того, РФ может руководствоваться в решении вопроса об образовании национальных меньшинств комплексными законами, посвященными защите их прав, преимущественно в этнокультурной и этноязыковой сферах. В частности, в Татарстане такой законодательный акт действует с 12 мая 2003 г. [10]. Однако, в документах подобного рода продолжает оставаться открытым вопрос о составляющих понятия «национальное меньшинство», в ряде случаев именуемого «этническим меньшинством», «этнической общностью» и т.д. Как следствие, к разным народам, проживающим
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
на территории Российской Федерации, могут быть применены абсолютно противоположные правовые нормы.
Подводя итоги, следует отметить, что образовательные права национальных меньшинств в большей степени конкретизированы на международном уровне, в то время как в России они нуждаются в дополнительной разработке. В этом случае национальным меньшинствам, в том числе -сибирским татарам, может быть на практике обеспечено право на получение образования.
По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).
Список литературы:
[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 28.05.2021).
[2] Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. -URL: https:// base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 28.05.2021).
[3] Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Принят 29 июня 1990 г. 35 государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901731980 (дата обращения: 28.05.2021).
[4] Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1902299 (дата обращения: 28.05.2021).
[5] Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/educat.shtml (дата обращения: 28.06.2021).
[6] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 28.06.2021).
[7] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолю-
цией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 28.05.2021).
[8] Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.). [Электронный ресурс]. - URL: https://constitution.garant.ru/act/right/ megdunar/2540487/ (дата обращения: 28.05.2021).
[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/a4d26fe6022253f9f9e396e9ca6f63c80 946702f/ (дата обращения: 28.05.2021).
[10] Закон Республики Татарстан от 12.05.2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. 2003.16 мая.
[11] Национальный состав России 2021 (перепись 2010) [Электронный ресурс] - URL: https://www.sites.google.com/site/ruregdatav1/ nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 28.05.2021).
[12] Рыжов В.Б. Сотрудничество Европейского союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+) [Электронный ресурс] // Международное право. 2019. № 2. - С. 42-50. -URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article. php?id=29830 (дата обращения: 28.05.2021).
[13] Скоробогатов А.В. Понятие «национальное меньшинство» в российском законодательстве // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 3. - С. 82-85.
Spisok literatury:
[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka. Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 g. [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[2] Deklaraciya o pravah lic, prinadlezhashchih k nacional'nym ili etnicheskim, religioznym i yazyk-ovym men'shinstvam. Prinyata rezolyuciej 47/135 General'noj Assamblei ot 18 dekabrya 1992 g. [Elektronnyj resurs]. -URL: https://base.garant. ru/2540800/ (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[3] Dokument Kopengagenskogo sovesh-chaniya Konferencii po chelovecheskomu izmereniyu SBSE. Prinyat 29 iyunya 1990 g. 35 gosudarst-vami-uchastnikami Soveshchaniya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope [Elektronnyj resurs]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901731980 (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[4] Evropejskaya hartiya regional'nyh yazykov ili yazykov men'shinstv [Elektronnyj resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1902299 (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[5] Konvenciya o bor'be s diskriminaciej v oblasti obrazovaniya. Prinyata 14 dekabrya 1960 g. General'noj konferenciej Organizacii Ob»edinennyh Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki v kul'tury na ee odinnadcatoj sessii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/educat.shtml (data obrashcheniya: 28.06.2021).
[6] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod ETS N 005 (Rim, 4 noyabrya 1950 g.) (s izm. i dop.). [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// base.garant.ru/2540800/ (data obrashcheniya: 28.06.2021).
[7] Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah. Prinyat rezolyuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei ot 16 dekabrya 1966 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pacte-con.shtml (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[8] Ramochnaya Konvenciya o zashchite nacional'nyh men'shinstv ETS N 157 (Strasburg, 1 fevralya 1995 g.). [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540487/ (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[9] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izm., odo-brennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ a4d26fe6022253f9f9e396e9ca6f63c80946702f/ (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[10] Zakon Respubliki Tatarstan ot 12.05.2003 g. № 15-ZRT «O nacional'no-kul'turnyh avtonomiyah v Respublike Tatarstan» // Respublika Tatarstan. 2003. 16 maya.
[11] Nacional'nyj sostav Rossii 2021 (perepis' 2010) [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.sites. google.com/site/ruregdatav1/nacional-nyj-sostav-rossii (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[12] Ryzhov V.B. Sotrudnichestvo Evrope-jskogo soyuza s gosudarstvami postsovetskogo prostranstva v oblasti obrazovaniya (na primere pro-grammy Erasmus+) [Elektronnyj resurs] // Mezhdun-arodnoe pravo. 2019. № 2. - S. 42-50. - URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article. php?id=29830 (data obrashcheniya: 28.05.2021).
[13] Skorobogatov A.V. Ponyatie «nacional'noe men'shinstvo» v rossijskom zakonodatel'stve // Aktu-al'nye problemy ekonomiki i prava. 2008. № 3. - S. 82-85.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021