РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-175-179 УДК 347.633
Ганжа Наталья Владимировна
кандидат юридических наук Костромской государственный университет [email protected]
Варенцова Екатерина Владимировна
Костромской государственный университет [email protected]
ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы российского законодательства, регулирующего институт тайны усыновления в условиях развития информационного общества, медицинских и генетических технологий, его соотношение с нормами международного права. Авторы дают обобщенную характеристику современных научных подходов к соотношению понятий семейная тайна, личная тайна и тайна усыновления с точки зрения различных отраслей права. Проводится анализ и сопоставление дискуссионных подходов в связи с необходимостью сохранения данного института в нашей стране, а также проблем, связанных с получением усыновленными детьми определенной информации, относящейся к факту усыновления, не нарушая при этом прав и интересов других участников данных правоотношений. Предлагаются пути усовершенствования норм семейного законодательства о тайне усыновления в России.
Ключевые слова: семейное законодательство, тайна усыновления, права усыновленного, усыновители, ребенок, родственные связи.
В современной российской действительности большую роль в становлении и развитии общества играет семья. Все основы поведения человека, нормы морали, нравственности (а впоследствии - правосознание и правовая культура личности) закладываются в первую очередь в рамках семейных отношений.
Наше государство придает большое значение улучшению демографической ситуации в стране, охране семейных ценностей, улучшению материального обеспечения семей с детьми, охране материнства и детства и др. Нормы о семье, семейной тайне закрепляются в первую очередь в ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации. Свое последующее нормативное регулирование конституционные нормы о семье и семейных отношениях, а также их защите находят в других отраслевых актах, в частности в Семейном, Гражданском, Уголовном и других кодексах. Кроме того, принимаются специальные нормативные правовые акты и подзаконные акты, программы, стратегии и национальные проекты.
В ряду таких документов следует отметить Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р; Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351; Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. и др.
24 декабря 2018 г. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическо-
му развитию и национальным проектам утвердил Национальный проект «Демография» [9]. Составной частью этого проекта является федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», одной из задач которого является совершенствование механизма предоставления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка [14].
Помимо национального законодательства, закрепляющего и защищающего семейные правоотношения, а также иные, связанные с ними более узкие вопросы, существуют международные правовые акты, которые также регламентируют ряд правоотношений в рассматриваемой сфере.
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1) [5], провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).
Аналогичный концептуальный принцип семейного законодательства РФ закреплен в п. 3 ст. 1 и в п. 1 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, в которых установлен приоритет семейного воспитания детей и право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Институт усыновления (удочерения) является одной из основных гарантий реализации данного права ребенка в случае утраты им родительского попечения.
Одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем, возникающих в процессе усыновления (удочерения), является спор о необходимости сохранения тайны усыновления, что нередко приводит к правовым коллизиям.
© Ганжа Н.В., Варенцова Е.В., 2019
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
175
Так, в п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право ребенка, с оговоркой «насколько это возможно», обладать информацией о биологических родителях [5]. В Российской Федерации усыновленные дети, достигшие совершеннолетия, порой не могут получить информацию о своих родителях. При этом используется формулировка «недопустимость раскрытия тайны усыновления», поскольку в соответствии со ст. 139 СК РФ никто не может обнародовать эту информацию, помимо воли лиц, усыновивших ребенка [13]. Также в данной теме затрагиваются аспекты профессиональной тайны - лица, обладающие сведениями о факте усыновления, в силу своих служебных обязанностей должны хранить эту тайну под угрозой привлечения к юридической ответственности. Отечественное законодательство предусматривает возможность наказания за раскрытие тайны усыновления не только должностных лиц (судей, сотрудников органов ЗАГСа и т. д.), но и иных граждан, которым известно о данном факте.
Тайна усыновления является предметом исследования ученых разных областей юриспруденции, это явление рассматривается с позиций семейного, гражданского, уголовного права и процесса, анализируется судебная практика.
Среди последних работ, в которых исследуется данный вопрос, следует отметить диссертацию Г.М. Садеевой, где предлагается дополнить ст. 139 СК РФ определением понятия «тайна усыновления» как специфичного режима, охраняемой законом конфиденциальной информации с выделением субъектов тайны [12, с. 14]. Данное предложение видится нам целесообразным, так как на сегодняшний день институт тайны усыновления не в полной мере регулирует общественные отношения в данной сфере, особенно с учетом возрастания роли генетической информации, и нормы российского законодательства в полной мере защищают лишь права усыновителей. А необходимость учета интересов усыновленного ребенка в данном аспекте вытекает лишь из анализа соответствующих норм.
Исследователи рассматривают понятие и природу тайны усыновления с точки зрения объекта правового регулирования различных отраслей и также указывают на необходимость закрепления понятия, которое будет отражать суть данного явления, то есть включать перечень сведений, подлежащих охране - о самом факте усыновления, о личностях субъектов данного правоотношения, обстоятельствах [7].
Ряд авторов, рассматривая вопросы соотношения понятий семейной тайны и тайны усыновления, а также их охраны в рамках уголовного законодательства России, отмечают существующие противоречия в последнем [1; 2]. Данный вопрос имеет большое прикладное значение, так как касается непосредственно наказания лица, разгла-
сившего информацию с ограниченным доступом. Ученые приходят к выводу о том, что тайна усыновления затрагивает более широкий круг лиц, чем личная тайна, где защищаются права одного лица, а наказание за её нарушение - более мягкое по сравнению с последним. Таким образом, с точки зрения уголовного права существует необходимость более точного закрепления понятий семейная, личная тайна и тайна усыновления.
Е.Е. Богданова, глубоко исследуя суть генетической информации, раскрывает ее значение, в том числе относительно тайны усыновления, и подтверждает необходимость законодательного регулирования получения определенных сведений о происхождении усыновленного ребенка, особенно с учетом развития современных технологий в области генетического тестирования [3, с. 19].
Исходя из этого, предоставление данной информации может затрагивать не только интересы усыновленного лица, но и его потомков, у которых также может возникнуть необходимость в получении сведений об усыновлении уже после смерти непосредственных субъектов этой тайны.
Из анализа законодательства и судебной практики мы находим, что возможность получения такой информации не исключается, но и никаким образом не регламентирована. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что система института тайны усыновления является сложной и затрагивает права и интересы большого круга лиц.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) были предложены кардинальные меры, такие как «переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления» [8], но многие ученые придерживаются мнения, что тайна усыновления необходима нашему обществу.
Профессор Е.А. Рыбалка является одним из противников полной отмены тайны усыновления и настаивает на том, что решение вопроса о раскрытии сведений об этом факте должно оставаться непосредственно за усыновителями. В том числе и в силу того, что современное российское общество из-за особенностей менталитета не готово к обнародованию данной стороны личной жизни семьи. И этот резкий шаг законодателя может повлиять на востребованность такого приоритетного вида устройства ребёнка в семью [11].
Исходя именно из этой позиции, семейным законодательством предусмотрены нормы, позволяющие изменить фамилию, имя ребенка, изменить или не присвоить отчество (ст. 134 СК РФ). При этом такие изменения относительно детей, достигших возраста 10 лет, возможны только с их согласия (п. 4 ст. 134 СК РФ); исключение, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим
176
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
родителем (ст. 132 СК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 135 СК РФ для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены: дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения; изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года; по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше.
При анализе судебной практики выявлено, что усыновители часто обращаются в суд с запросами по данным изменениям в биографии ребенка. Отсюда следует вывод о значимости обеспечения семейной тайны и, в частности, тайны усыновления для каждой конкретной семьи, взявшей на себя обязательства по воспитанию усыновленного ребенка.
Интересно исследование Е.Ю. Горской относительно применения данной нормы по аналогии к сходным отношениям искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Автор настаивает на отграничении данных понятий от тайны усыновления и необходимости введения отдельной нормы, регулирующей охрану сведений этих видов семейной тайны [4].
Но при этом всецелое обеспечение тайны усыновления российским законодательством, как мы рассмотрели ранее, вызывает немало вопросов, связанных с правом усыновленного на получение информации о своих биологических родителях и получения потомками усыновленного сведений об усыновлении после смерти усыновленного и усыновителей.
На наш взгляд, необходимо сохранить тайну усыновления как правовой институт, способствующий укреплению родственных связей между членами семьи, развитию самой системы усыновления, упрощению педагогического и воспитательного контекста данных отношений.
Другой аспект рассматриваемой проблемы заключается в том, что аналогичные попытки со стороны биологических родителей узнать судьбу своего ребенка также останавливаются на тайне усыновления.
Граждане, у которых есть запрос на поиск информации о ближайших родственниках, все чаще прибегают к сети Интернет, знакомясь с кровными родственниками через социальные сети. Не все аспекты таких способов выяснения родственных связей урегулированы действующим законодательством, что может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц, участвующих в правоотношениях охраны тайны усыновления и семейной тайны.
Несмотря на конфиденциальность сведений об усыновлении ребенка, их раскрытие может быть
необходимо как для удовлетворения информационной потребности усыновленного - знать свои «корни», так и для разрешения проблемных ситуаций, затрагивающих интересы и самого лица, и других членов семьи. Информация о биологических родителях, родственниках может являться жизненно необходимой при диагностировании или лечении различных наследственных, генетических заболеваний, а также при возможном заключении брака с родственником - при этом затрагивается не только медико-генетический аспект, но и морально-этический.
Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу о необходимости усовершенствования семейного законодательства в части установления специальной нормы, позволяющей защитить права усыновленных граждан и их потомков, сохранив тайну усыновления и семейную тайну для третьих лиц.
В правоприменительной практике существует пока один прецедент решения проблемы поиска потомками усыновленного лица сведений о его биологических родителях. Так, Постановлением Конституционного суда РФ от 16 июня 2015 г № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» допускается предоставление сведений об усыновлении потомкам по решению суда [10].
Предлагаем дополнить статью 139 Семейного кодекса РФ следующими положениями:
Предоставить право усыновленному лицу, достигшему возраста 18 лет, требовать предоставления сведений об усыновлении и выдачи соответствующих документов в судебном порядке на основании врачебного заключения о необходимости проведения медико-генетических обследований, лечения наследственных заболеваний или исходя из иной информационной необходимости.
После смерти усыновителей и усыновленного потомки усыновленного лица также вправе обратиться в суд для получения информации о своих предках на тех же основаниях.
Соответственно, изменения необходимо внести также в статью 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Библиографический список
1. Акиев А. Р. Семейная тайна как объект уголовно-правовой охраны (ст. ст. 137 и 155 УК РФ) // Законодательство и практика. - 2018. - № 1. -С. 28-32.
2. Антонов Ю.И. Тайна усыновления (удочерения) как предмет преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ // Российская юстиция. - 2018. -№ 3. - С. 19-21.
3. Богданова Е.Е. Правовые проблемы и риски генетической революции: генетическая информация и дискриминация // Lex russica. - 2019. - № 6. -С. 18-29.
4. Горская Е.Ю. К вопросу применения по аналогии ст. 135 Семейного кодекса Российской Федерации к семейным правоотношениям // Семейное и жилищное право. - 2019. - № 4. - С. 8-10.
5. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.). - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 30.09.2019).
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2019).
7. Мананкова Р.П., Липовских Н.В. Правовая природа тайны усыновления // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2017. -№ 26. - С. 121-127.
8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [Электронный ресурс]: (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 30.09.2019).
9. Национальный проект «Демография», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]: (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: официальный интернет-ресурс. -URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/ demography (дата обращения: 30.09.2019).
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.09.2019).
11. Рыбалка Е.А. Правовое положение и перспективы развития тайны усыновления в России // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 4. - С. 31-34.
12. Садеева Г. М.Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика применения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2015. - 26 с.
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 29.05.2019). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 30.09.2019).
14. Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]: (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: официальный интернет-ресурс. - URL: https:// rosmintrud.ru/ministry/programms/demography/1 (дата обращения: 30.09.2019).
References
1. Akiev A. R. Semejnaya tajna kak ob"ekt ugolovno-pravovoj ohrany (st. st. 137 i 155 UK RF) // Zakonodatel'stvo i praktika. - 2018. - № 1. - S. 28-32.
2. Antonov YU.I. Tajna usynovleniya (udochereniya) kak predmet prestupleniya, predusmotrennogo st. 155 UK RF // Rossijskaya yusticiya. - 2018. - № 3. - S. 19-21.
3. Bogdanova E.E. Pravovye problemy i riski geneticheskoj revolyucii: geneticheskaya informaciya i diskriminaciya // Lex russica. - 2019. - № 6. - S. 18-29.
4. Gorskaya E.YU. K voprosu primeneniya po analogii st. 135 Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii k semejnym pravootnosheniyam // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. - 2019. - № 4. - S. 8-10.
5. Konvenciya o pravah rebenka [Elektronnyj resurs]: (prinyata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g.). - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (data obrashcheniya: 30.09.2019).
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 30.09.2019).
7. Manankova R.P., Lipovskih N.V. Pravovaya priroda tajny usynovleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. - 2017. -№ 26. - S. 121-127.
8. Nacional'naya strategiya dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gg. [Elektronnyj resurs]: (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. -URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 30.09.2019).
9. Nacional'nyj proekt «Demografiya», utverzhdennyj Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam [Elektronnyj resurs]: (protokol
Вестник КГУ .J № 4. 2019
178
ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) // Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii: oficial'nyj internet-resurs. - URL: https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/demography (data obrashcheniya: 30.09.2019).
10. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 iyunya 2015 g. № 15-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij stat'i 139 Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'i 47 Federal'nogo zakona «Ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya» v svyazi s zhaloboj grazhdan G.F. Grubich i T.G. Gushchinoj» [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http:// www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 30.09.2019).
11. Rybalka E.A. Pravovoe polozhenie i perspektivy razvitiya tajny usynovleniya v Rossii // YUrist"-Pravoved". - 2018. - № 4. - S. 31-34.
12. Sadeeva G. M. Usynovlenie kak forma ustrojstva detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: teoriya i praktika primeneniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Kazan', 2015. - 26 s.
13. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ [Elektronnyj resurs]: (red. ot 29.05.2019). - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/ (data obrashcheniya: 30.09.2019).
14. Federal'nyj proekt «Finansovaya podderzhka semej pri rozhdenii detej», utverzhdennyj Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam [Elektronnyj resurs]: (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) // Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii: oficial'nyj internet-resurs. -URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/ demography/1 (data obrashcheniya: 30.09.2019).