ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PROBLEMS OF ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 347.633
Т.Б. СИЛИНА,
кандидат юридических наук, доцент (Филиал АНО ВО «Институт деловой карьеры» в Тюменской области, Россия, Тюмень) [email protected]
T.B. SILINA,
Candidate of Law, Associate Professor (Branch of the Autonomous nonprofit organization of Higher Education «Institute of business career» in Tyumen region, Tyumen, Russia)
И.Ю. МУХИНА
(Филиал АНО ВО «Институт деловой карьеры» в Тюменской области, Россия, Тюмень)
I.YU. MUKHINA
(Branch of the Autonomous nonprofit organization of Higher Education «Institute of business career» in Tyumen region, Tyumen, Russia)
Аннотация: в статье проведен анализ норм семейного законодательства Российской Федерации, регулирующих положения об усыновлении детей гражданами, как иностранными, так и Российской Федерации. Рассмотрены ключевые проблемы усыновления в Российской Федерации, выявлены основные причины их появления, а также предложены пути решения наиболее острых вопросов в сфере усыновления. Так, была установлена актуальность темы исследования, подтвержденная официальной статистикой усыновления и удочерения российских детей-сирот как иностранными гражданами, так и гражданами Российской Федерации, на основании чего сделаны соответствующие выводы о качествах ребенка, играющих ключевую роль при выборе усыновителем усыновленного. Приведено также мнение российских исследователей, отметивших основные причины отказа супружеских пар из России от удочерения или усыновления детей-сирот. Приведенные статистические данные говорят о снижении количества детей-сирот в Российской Федерации, однако в ходе исследования установлены факты, способные повлиять на изменение статистики в обратную сторону. В том числе рассмотрена роль органов опеки и попечительства при проведении процедуры международного усыновления. Рассмотрена порочная практика усыновления иностранными гражданами и выявлены причины ее допущения. Также при проведении исследования учитывалась обобщенная Верховным Судом Российской Федерации судебная практика по делам о международном усыновлении, которая во многом служила доказательством существования заявленных проблем. В частности, к таковым относится, во-первых, приоритетное право российских граждан к доступу федеральной базы детей-сирот, что порождает случаи длительного пребывания детей в детских домах. Во-вторых, проблема недостаточного контроля со стороны государства за российскими детьми-сиротами после их усыновления иностранными гражданами и отсутствие единого международного договора, решающего разногласия договаривающихся стран. А также и иные проблемы, рассмотренные при изучении данной темы.
Ключевые слова: усыновление, дети-сироты, дети-инвалиды, иностранные граждане, усыновители, усыновленные.
Для цитирования: Силина Т.Б., Мухина И.Ю. Проблемы усыновления в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 50-54.
Abstract: the article analyzes the norms of family legislation of the Russian Federation governing provisions on the adoption of children by both foreign and citizens of the Russian Federation. The key problems of adoption in the Russian Federation are considered, the main reasons for their appearance are identified, and ways to address the most pressing issues in the field of adoption are proposed. So, the relevance of the research topic was established, confirmed by official statistics on the adoption of Russian orphans by both foreign citizens and citizens of the Russian Federation, based on which relevant conclusions were drawn about the qualities of the child, playing a key role in the adoption of the adopted child. The opinion of Russian researchers who noted the main reasons for the refusal of couples from Russia to adopt or adopt orphans is also given. The above statistics indicate a decrease in the number of orphans in the Russian Federation, however, the study established facts that could affect the change in statistics in the opposite direction. In particular, the role of guardianship and guardianship authorities in the process of international adoption is considered. The vicious practice of adoption by foreign citizens is considered and the reasons for its admission are identified. Also, when conducting the study, the court practice on cases of international adoption, generalized by the Supreme Court, was taken into account, which largely served as evidence of the existence of the stated problems. In particular, these include, firstly, the priority right of Russian citizens to access the federal database of orphans, which gives rise to cases of prolonged stay of children in orphanages. Secondly, the problem of insufficient state control of Russian children orphans after their adoption by foreign citizens and the lack of a single international treaty to resolve the differences of the contracting countries. As well as other problems considered in the study of this topic.
Keywords: adoption, orphans, disabled children, foreign citizens, adoptive parents, adopted.
For citation: Silina T.B., Mukhina I.Yu. Problems of adoption in the Russian Federation // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. Р. 50-54.
Согласно статистическим данным Минобрна-уки РФ за 2015 год, россияне усыновили и удочерили 51 770 детей (89 %), иностранцы -6 398 (11 %) детей1. Причем детей-инвалидов и детей с заболеваниями различной этиологии иностранные граждане усыновляют намного чаще, чем российские. Это, в свою очередь, обусловлено материальными трудностями, с которыми придется столкнуться будущим родителям при лечении и реабилитации больного ребенка, тогда как в России родители отдают предпочтение не столько детям, сколько пособиям, которые можно получить на их оздоровление. В отличие от российских усыновителей иностранцы таких пособий не получают, и даже наоборот, затрачивают собственные средства на территории своей страны для того, чтобы такого ребенка вылечить. Тем не менее, порой весьма необоснованно предпочтение так или иначе при выборе усыновителя отдается гражданам Российской Федерации (далее - РФ).
Исследователи К.С. Сюсюра и А.Г. Остапенко отмечают, что существует много причин, по которым супружеские пары из России отказывают-
1 Данные федерального статистического наблюдения Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] . -Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/4/(дата обращения: 04.11.2019).
ся от удочерения или усыновления детей-сирот, это могут быть и заболевания, и необходимость проведения редких операций с длительной реабилитацией, невозможность материальной помощи ребенку. Иностранных граждан такие проблемы не пугают, потому что усыновление за рубежом связано с огромными трудностями, а в России эта процедура проще [3, с. 697].
Согласно данным Минобрнауки РФ по состоянию на 2017 год федеральный банк данных насчитывал 54,5 тысячи детей-сирот, а уже к 2019 году данная цифра снизилась до 47,1 тысячи человек, что свидетельствует о так называемом снижении данной тенденции. В том числе с 2011 года детей с особенностями развития увеличилось в приемных семьях до 60 %2. Однако указанные цифры далеко не всем представляются достоверными, в том числе общественным работникам и иным лицам, имеющим возможность отслеживать фактическую ситуацию, уверенным в процессе сокрытия сиротства в стране.
Кроме того, согласно исследованиям Центра научной политической мысли и идеологии, Рос-
2 Данные федерального статистического наблюдения Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2018/ (дата обращения: 04.11.2019).
сия занимает 1-е место в мире по числу сирот, брошенных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, что в большей степени ставит острый вопрос о необходимости решения этой проблемы3.
Причинами сложившейся ситуации могут считаться следующие факторы:
1. По нормам российского семейного законодательства для иностранцев возможно усыновление только тех детей, которых не удалось пристроить в семьи гражданам РФ в течение 1 года с момента внесения их в федеральный банк данных, что регламентировано п. 4. ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ)4. В связи с чем, согласно данным Министерства просвещения РФ, с 2012 по 2019 гг. число усыновленных сирот иностранными гражданами сократилось в 9 раз.
В том числе и судебная практика говорит о трудностях, с которыми приходится сталкиваться усыновителям-иностранцам. Так, в п.п. "а" п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 обращено внимание судов на необходимость истребовать при подготовке дела об усыновлении к судебному разбирательству у органа опеки и попечительства документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, содержащие информацию о предпринятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федера-ции5. В таком случае у суда имеется множество
3 Данные исследования Центра научной политической мысли и идеологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/events/top-11-antirekordov-rossii (дата обращения: 04.11.2019).
4 Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 18.03.2019). - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 04.11.2019).
5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ [Электронный ресурс] : от 20 апреля 2006 г. № 8 : «О применении
судами законодательства при рассмотрении дел об усы-
новлении (удочерении) детей» - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59826/ (дата обраще-
ния: 04.11.2019).
причин для отказа в удовлетворении заявления иностранных граждан. При этом суды учитывали такие факторы, как: количество граждан Российской Федерации, получавших информацию в отношении ребенка и каковы причины их отказа взять ребенка на воспитание в семью. Данные обстоятельства отражались судами в решениях. Однако точное количество граждан Российской Федерации, которые должны получить информацию и в какой период времени, не установлено, что увеличивает время пребывания ребенка в детском доме. К тому же, исходя из проведенного обобщения судебной практики, преобладают сведения и о ряде случаев, когда усыновляемые дети ранее воспитывались в семьях своих родственников либо граждан Российской Федерации, не являющихся их родственниками, однако впоследствии такие лица отказывались от их воспитания6, хотя до момента установления таковых граждан Российской Федерации были желающие воспитывать данного ребенка без намерения его возвращения, но, к сожалению, имеющие статус иностранного гражданина, в связи с чем приоритет был отдан именно российским усыновителям. Это еще раз доказывает необоснованность такого приоритета в некотором роде.
2. Принцип «Решение проблем ребенка, но не семьи» со стороны органа опеки и попечительства порождает увеличение случаев размещения детей в детские дома по «заявлению» родителей, процент которых доходит до 70 в разных регионах7. Эта процедура позволяет родителям помещать детей в данные учреждения на передержку, с дальнейшим продлением такого заявления каждые полгода, что не позволяет ребенку нормально жить и развиваться в семье. Такая тенденция появилась относительно недавно и поэтому полностью не изучена специалистами, что в свою очередь позволяет ей порождать сокрытие подобных статистических данных.
3. Осуществление недостаточного контроля со стороны государства за дальнейшим пребы-
6 Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=325915&fld=134&dst=1000000001,0& rnd=0.36893730614798326#05218772189104797 (дата обращения: 04.11.2019).
7 Статистические данные газеты «Правмир» по состоянию на 05.09.2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.pravmir.ru/deti-sirotyi-stalo-li-ih-menshe-i-pro-chto-molchit-statistika/(дата обращения: 04.11.2019).
ванием усыновленного ребенка из Российской Федерации в семье иностранных граждан, что порождает порой порочную практику торговли детьми за рубежом.
Так, по данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 годы в США погибли 15 российских детей, усыновлённых американскими гражданами, еще один - в Канаде. По данным, приведенным «Российской газетой», с 2006 года по первое полугодие 2010 года в США погибли 17 усыновленных американскими родителями российских детей. Впрочем, газета «Новые известия» приводит сравнение: за 1991-2006 годы из общего количества детей, усыновленных иностранцами, погибли пятеро, еще 16 стали жертвами несчастных случаев. В России за тот же период погибли 1220 приемных детей, из них 12 человек были убиты усыновителями» [4, с. 80-87]. На основании столь неутешительной статистики в 2012 году был принят закон «Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских детей гражданами США8. Однако, обращаясь к современной судебной практике США, можно сделать вывод, что основная проблема допущения подобных ситуаций спровоцирована попустительским отношением законодательства данного государства к преступлениям иностранных усыновителей против российских усыновленных детей, что порождает элементарную безнаказанность первых.
По общему правилу усыновленного иностранным гражданином ребенка необходимо поставить на консульский учет. По этой причине иностранные усыновители обязуются в срок не позднее трех месяцев с момента прибытия ребенка на территорию государства проживания обеспечить его постановку на указанный учет. Однако исполнение такого обязательства имеет добровольный характер, так как отсутствуют правовые механизмы воздействия на иностранных усыновителей, игнорирующих это правило. В связи с этим ежегодно представляемые в МИД России отчеты о состоящих на консульском учете усыновленных иностранными гражданами детях содержат некорректную (неполную и неточную) информацию [1, с. 70].
В свою очередь, действительность проблемы подтверждает тот факт, согласно которому после состоявшегося международного усыновления консульские учреждения России становятся
8 Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] -Режим доступа - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=339293&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.4265462949010752#0563131548542499
основным субъектом, полномочным осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка. Консульские отношения осуществляются в соответствии с нормами и правилами международного права и направлены на защиту и оказание помощи в реализации прав и интересов граждан представляемого государства на территории государства пребывания9. Таким образом, несмотря на то, что консулы, руководствуясь своим правовым положением, имеют соответствующую компетенцию на свободный доступ и контакт с пребывающими за границей гражданами России, а равно на представление их интересов в органах того государства, в котором они находятся, она не обязывает их к совершению таких действий. Это как раз и увеличивает риск нарушения прав детей, переданных на воспитание в семьи иностранных государств.
4. Увеличенные социальные пособия, выплачиваемые при усыновлении детей-инвалидов, в ряде случае направлены лишь на обеспечение самих приемных родителей из России. В подтверждение данного факта зафиксировано множество ситуаций, когда родители, усыновившие таких детей, возвращали их обратно, воспользовавшись денежными средствами причитающихся пособий, что порождает очередной пробел в сфере семейного законодательства.
Таким образом, рассмотрев весьма многогранную и острую проблему усыновления детей в Российской Федерации, следует сказать о том, что ее возникновение спровоцировано прежде всего недостаточным вниманием государства к жизни детей-сирот. Так, большинства негативных ситуаций можно было бы избежать следующими способами:
- во-первых, целесообразным представляется упрощение системы усыновления детей-сирот Российской Федерации иностранными гражданами при условии увеличения контроля за дальнейшей судьбой новообразовавшейся семьи путем наделения российских консульств обязанностями по надзору за ними и заключения международных соглашений, устанавливающих сотрудничество между странами усыновителя и усыновленного по охране и защите прав ребенка посредством вменения, как минимум, равнозначной ответственности при совершении преступлений в отношении усыновленных детей из России и детей, имеющих гражданство иностранного государства. Вопросы, связанные с применением на практике норм о международном усыновлении, правовым регулированием
9 Венская конвенция о консульских сношениях // Сборник международных договоров СССР - № XLV. - 1991. - С. 124 - 14.
международного усыновления, остаются до настоящего времени актуальными. До сих пор не существует единого режима такого усыновления, не выработаны механизмы, которые бы обеспечивали защиту интересов усыновленных детей, проживающих за границей. Правовые акты и соглашения, которые существуют на сегодняшний день, не являются универсальными и содержат много противоречий. В настоящее время внимание к усыновлению все более возрастает. Необходимо совершенствовать законодательство в данной области, чтобы на практике не возникало спорных вопросов [2, с. 47].
Тем более, что в ряде зарубежных стран люди с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества, поскольку для них созданы все адаптирующие условия для нормального существования. Полагается, такое условие будет способствовать наиболее быстрой и комфортной адаптации детей-инвалидов, желающих расти и развиваться в качестве полноценных членов общества;
- во-вторых, в целях предупреждения развития практики оставления детей в детских домах на «передержку» в связи с определенными трудностями, с которыми пришлось столкнуться родителям, необходимо предусмотреть возможность социальным работникам осуществлять деятельность по оказанию помощи в решении сложившихся проблем всей семье, а не только ребенку (посредством бесед, психологической помощи, содействия в поиске работы и помощи на бытовом уровне), чтобы избежать необходимости в подаче заявления родителями для
временного помещения детей в указанные учреждения.
- в-третьих, с учетом появления случаев использования детей-инвалидов в корыстных целях следует обязать усыновителей, использовавших полученные пособия за усыновление и вернувших после этого ребенка обратно в детский дом, возместить потраченную ими сумму, если у них отсутствуют документарные доказательства использования средств пособия именно в целях обеспечения ребенка.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что данный вопрос требует незамедлительного реагирования, поскольку дальнейшая жизнь детей-сирот под угрозой: согласно официальным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, только 10 % воспитанников детских домов более или менее устраивают свою жизнь, остальные же 90 % распределяются по следующим показателям :
- 10 % - заканчивают жизнь самоубийством;
- 40 % - оказываются втянутыми в преступную деятельность;
- 40 % - становятся алкоголиками и наркоманами.
Такая ситуация является столь же очевидной, сколь и страшной, поскольку, как бы государство ни старалось оказывать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, этого не достаточно для полноценного формирования личности, которая должна войти во взрослую жизнь, положительные качества которой могут формироваться только в нормальной и здоровой семье.
- Литература -
1. Головко Н.В. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора в сфере защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами // Российский следователь. 2019. № 1. С. 70-73.
2. Иванова Т.А. Институт международного усыновления: общая характеристика, правовое регулирование // Семейное и жилищное право. 2019. № 4. C. 47-50.
3. Сюсюра К.С., Остапенко А.Г. Усыновление иностранными гражданами российских детей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 697-698. - URL: https://moluch.ru/archive/132/37014/ (дата обращения: 04.11.2019).
4. Шалаева К.В. Проблемы усыновления Российских детей иностранными гражданами / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: тезисы докл. междунар. студ. науч. практ. конф. № 3 (18). - Новосибирск, 2016. С. 80-87. - URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (дата обращения: 04.11.2019).
= References =
1. Golovko N.V. Aktual'nye problemy osushchestvleniya prokurorskogo nadzora v sfere zashchity prav detej, usynovlennyh inostrannymi grazhdanami // Rossijskij sledovatel'. 2019. № 1. S. 70-73.
2. Ivanova T.A. Institut mezhdunarodnogo usynovleniya: obshchaya harakteristika, pravovoe regulirovanie // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2019. № 4. C. 47-50.
3. Syusyura K.S., Ostapenko A.G. Usynovlenie inostrannymi grazhdanami rossijskih detej [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2016. № 28. S. 697-698. - URL: https://moluch.ru/archive/132/37014/ (data obrashcheniya: 04.11.2019).
4. SHalaeva K.V. Problemy usynovleniya Rossijskih detej inostrannymi grazhdanami / Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: tezisy dokl. mezhdunar. stud. nauch. prakt. konf. № 3 (18). - Novosibirsk, 2016. S .80-87. - URL: http://sibac.info/archive/guman/3(18).pdf (data obrashcheniya: 04.11.2019).
(статья сдана в редакцию 2.12.2019)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'19
54