МИНЕНКО Нина Александровна,
аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, стажер адвоката Московской коллегии адвокатов «ГРАД»
e-mail: mail@law-books.ru
ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА СВОБОДУ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Аннотация. Проведен краткий обзор международного опыта использования охранительных функций уголовно-правовых средств в сфере реализации прав на свободу совести и вероисповедания. Рассмотрены нормы международного права некоторых зарубежных стран, устанавливающие в данном вопросе правовой баланс между соблюдением общественной безопасности и права отдельной личности, а также соотношения интересов мирового сообщества и суверенитета отдельного государства. Выражено мнение о недопустимости соучастия в преступных действиях стран, в которых допускается дискриминация по вероисповеданию.
Ключевые слова: свобода, совесть, вероисповедание, уголовно-правовая защита, дискриминация.
MINENKO Nina Alexandrovna,
post-graduate student of the Department of Criminal Law disciplines,
Institute of law and management of MGPU, trainee lawyer of the Moscow bar Association "GRAD"
ON THE MAIN TRENDS IN THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL LAW MECHANISMS TO PROTECT
THE RIGHTS TO FREEDOM AND RELIGION (INTERNATIONAL AND FOREIGN EXPERIENCE)
Annotation. A brief overview of the international experience of using the protective functions of Criminal Law instruments in the implementation of the rights to freedom of conscience and religion, produced. norms of International Law and some foreign countries that establish in this matter the legal balance between the observance of public security and the rights of an individual, as well as the balance of interests of the world community and the sovereignty of an individual state, reviewed. opinion on the inadmissibility of complicity in criminal acts of countries that allow discrimination by religion, is Expressed.
Key words: freedom, conscience, religion, criminal defense, discrimination.
На страницах отечественной научной литературы в последние годы активно обсуждаются вопросы защиты прав личности на свободу совести и вероисповедания. Проблемы поднимаются учеными разных отраслей знаний - философами, историками, юристами, политологами, что свидетельствует о многоаспектности и значимости исследуемых прав для всех сфер жизни нашего общества. Заметим, что одним из правовых средств защиты рассматриваемых прав, наряду с нормами международных актов, выступает уголовное национальное законодательство. По своей сущности и юридическим последствиям для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
участников правоотношений уголовное преследование представляет собой достаточно жесткий юридический инструмент, чем обусловлены повышенные требования к его применению. Требования переходят из сферы должного в сферу сущего в сложных геополитических условиях, глобальных кризисных явлениях, которые стали как никогда наиболее актуальны для современной человеческой цивилизации. Поэтому права человека на свободу совести и вероисповедание уже не могут рассматриваться в отрыве от происходящего, вовне, так как любое государство представляет собой только определенную часть населения земли. Россия является
одним из членов современного правового и социокультурного пространства, объективные познании по данным вопросам ей необходимы не для слепого копирования чужого опыта, а для оценки его полезности, опасности и определения внутренней и внешней правовой политики. Более того, сами истоки рассматриваемого вопроса относятся к определенным этапам развития правовой культуры за рубежом.
В частности, предполагается, что авторство понятия «свобода совести» принадлежит французскому проповеднику и теологу XVI в. С. Кастеллио [1; 2]. Иное мнение сводится к тому, что уже в эпоху Ренессанса духовному насилию католической церкви высказывался протест, суть которого - провозглашение принципа свободы совести как личного права на избрание религии [3]. Напомним, что в известных тезисах Мартин Лютер определял свободу совести как свободу в выборе религии, а также возможность беспрепятственного исповедания Слова Божия, тем самым, осуществив переход от теории к действию [4]. Подобная трактовка соответствовала духу XV в., когда вопрос совести был исключительно вопросом исповедуемой религии. Однако реформатор церкви отделил свободу веры, как духовное состояние человека, от внешней религиозности и церковной обрядовости, сравнивая последние с моделями и чертежами в ремесленном деле. Важным для нас представляется выраженная им мысль, что духовное, внутреннее состояние человека подчинено лишь воле Бога, оно свободно от существующих светских предписаний [5; 6]. Оговоримся сразу, что Библия содержит общечеловеческие морально-нравственные принципы, например, «что во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон»; «не отвечайте злом на зло, а побеждайте зло добром », «любите своих врагов» [7] и др. Поэтому свобода в христианском учении неразрывно связана с внутренней независимостью от жестокости, агрессии, ненависти, нетерпимости, мести и любых форм проявления враждебности. Иными словами, результатами такого мировоззрения не могут быть действия, порождающие зло и нарушающие законы государства.
Позднее Локк высказал идею об отделении церкви от государства, предполагая тем самым добиться наступления равенства в гражданских и политических правах без учета религиозной принадлежности [8]. Философия Локка оказала влияние на Вольтера, которым в 1763 г. свобода совести определена как право, полученное от природы, которое никто не может ограничить [9], хотя проблема законодательной регламентации им не ставилась [10].
Одновременно с формированием философского и теологического понимания сущности свободы совести и вероисповедания происходило постепенное ее закрепление как права, признаваемого обществом: в 1685 г. в Германии (Потсдамский эдикт), в 1689 г. в Англии (Акт о веротерпимости), в 1702 г. в России (манифест Петра 1). Но более детально и точно эти вопросы были отражены в американском Билле о правах 1791 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которые стали «юридическим стандартом» и оказали сильное влияние на отношение к праву на свободу совести и вероисповедания многих государств. Так, Англия, Нидерланды, Колумбия, Бразилия, Россия, Франция, США и другие страны закрепили рассматриваемое право в разных формулировках в своих конституциях и основных законах, что означает признание его как неотъемлемого права личности, а также духовной и нравственной ценностью [11]. Результатом осмысления этого важного вопроса и проявлением общей воли мирового сообщества явилось принятие в 1948 г. Всеобщей декларация прав человека [12]. Положения, сконцентрированные в ст. 18 - 20 этого документа, в комплексе с предписаниями о недопустимости дискриминации по вероисповеданию, до настоящего времени являются основой защиты права на свободу совести и вероисповедания. Позднее был принят ряд международных актов, направленных на защиту права каждого на свободу мысли, совести и религии. К ним можно отнести Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [13], Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. [14], Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. [15] и др. Отдельно отметим ст. 8 Африканской хартии прав человека [16], согласно которой свобода совести, равно как и отправление религиозных обрядов гарантируется государством. Подобные формулировки содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека 1981 г., принятой по инициативе Исламского Совета Европы [17]. Согласно ст. 3 разд. III данного документа никто не может быть жертвой дискриминации под предлогом различия в религиозных верованиях; в соответствии с ч. 1 разд. X принцип Корана «в религии нет принуждения» должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. В разд. XIII указано, что «всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Эти и иные международные акты закрепили право человека на личную независимость в определении своего мировоззрения и его проявлении в виде поступков и высказываний. Такой вывод вытекает из смысла ст. 9 Конвенции 1950 г. - свобода совести охватывает не только внутренние, но и различные внешние проявления личности, что позволяет дать их оценку. Например, по религиозным убеждениям предусмотрена возможность замены обязательной военной службы на альтернативную, но подобные положения не распространяется на отказ выхода на работу в определенные дни. Кроме того, положения Конвенции охватывают не только право на религиозные, но и на атеистические убеждения, а также дает возможность критиковать различные конфессии [18].
Обобщение требований международных документов позволяет выделить принцип, которым надлежит руководствоваться государству -принцип невмешательства. Однако к государственной функции в духовной сфере относится поддержание общественного порядка и религиозной терпимости. На данные аспекты неоднократно указывал в своих решениях Европейский Суд по правам человека, например в постановлении от 10.11.2005 г. по делу «Лейла Шахин ^еу1а Sahin) против Турции» (жалоба N 44774/98) [19]. Вмешательство допускается в исключительных случаях в целях защиты «интересов общественной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц», т.е. у самого лица (группы лиц) одновременно с правом на свободу выражения своей духовной сущности возникают обязанности, содержание которых сводится к соблюдению общественного порядка, уважению прав иных лиц и интересов общества, недопущения действий противоправного характера (злоупотребление правом на свободу совести и вероисповедания, проявление насилия, призывы к открытому насилию, дискриминация и геноцид по вероисповеданию, преднамеренное и грубое нарушение общественного порядка, причинение вреда здоровью, иное) [20]. Криминализация отдельных форм поведения отнесена к внутреннему усмотрению государства [21]. По своей сути перечень требований и рекомендаций международных документов дает образец построения правовой системы с соблюдением разумного баланса между интересами отдельного лица и общества, формирования внешней политики и правовой основы для оценки действий членов международного сообщества. Национальное уголовное законодательство получает правовой ориентир для разработки
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
и реализации внутренней уголовно-правовой политики в сфере защиты прав каждого на свободу совести и вероисповедания.
Так, в отечественной уголовно-правовой сфере содержится запрет на установление уголовной ответственности за отношение к какой-либо религии или отказ ее исповедовать. Общественно опасные деяния, посягающие на свободу вероисповедания, носят уголовно наказуемый характер. К объекту преступных посягательств относится религиозная безопасность как элемент общественной безопасности в конституционно-правовом смысле. Например, в ст. 148 УК РФ, по мнению A.A. Арямова, B.C. Понома-ренко, Е.О. Руевой, объектом являются религиозные чувства верующих [22]. C точки зрения A.A. Бимбинова и В.Н. Воронина, в этом случае потерпевший - лицо верующее, однако фигура потерпевшего не является обязательным признаком состава преступления [23], т.е. свобода совести, имеющая более широкое понятие, здесь не является предметом охраны. К объективному признаку состава относится публичный способ совершения действия, продиктованного желанием виновного лица противопоставить себя обществу и показать пренебрежение [24].
Германия также отразила в своем уголовном законодательстве (далее - УУ) [25] ответственность за преступления против мировоззренческих, а также религиозных убеждений. Непосредственным объектом таких преступлений заявлено право человека на свободу совести как конституционно-правового элемента прав и свобод человека и гражданина. Тем самым свобода совести и вероисповедания отнесена к основополагающему, неприкосновенному праву. Заслуживает внимание суждение A.B. Серебренниковой в том, что охраняемым уголовными нормами является не право или свобода человека, а общественное спокойствие в целом в совокупности с обязанностью уважать внутренние убеждения других. Понятие «общественное спокойствие» разъяснено Верховным судом по уголовным делам Германии как состояние убежденности граждан в том, что их законные интересы будут защищены [26]. Применение отечественной классификации объектов преступления позволяет рассматривать данную правовую категорию в качестве родового объекта, конституционные права и свободы лица - видового объекта, право на свободу совести - непосредственного объекта рассматриваемых видов преступлений [27]. Достаточным считается осуществление оскорбительных действий в грубой форме, которые дают основания для опасений в нарушении общественного спокойствия (§ 166 УУ). Крими-
нообразующим признаком данного вида преступления является способ его совершения: публично или с использованием информационных средств. В качестве примера может служить решение Окружного суда г. Кельна, которым лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного § 166 УУ. Судом установлено, что подсудимая на митинге, посвященном памяти погибших в Париже, в присутствии около 700 человек заявила, что «ислам в Германии, как навоз на столе»). К информационным материалам отнесены носители звукозаписи и изображения, электронные данные и данные сети Интернет [28].
Субъективная сторона исследуемых преступлений характеризуется виной в форме умысла. Примером может служить уголовное дело по факту срыва молитвы в мечети участниками движения «Дюссельдорф против ислами-зации Запада», где субъектом преступления явилось физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, которым спланировано начало преступного действия с момента начала молитвы [29].
В законодательстве Италии с 1985 г. нормы уголовного законодательства стали распространятся на защиту иных религий, веры, а позднее, в 1995 г., Конституционным судом формулировка «государственная религия» была признана незаконной. Под преступлением в Италии признается деяние, совершенное публично путем оскорбления религиозных символов или верующих (ст. 724 УК Италии) [30].
Таким образом, усматривается стремление светских государств к установлению веротерпимости, реальной защиты права на свободу совести и вероисповедания, в том числе посредством использования норм уголовного права. Сложнее обстоит дело со странами с воинствующей религией (исламские государства), где не только осуществляется преследование лиц, исповедующих другую религию, но и не считается преступлением их убийство, насилие, гонение именно за христианскую веру. Следует упомянуть Каирскую декларацию о правах человека в исламе 1990 г. [31], принятую государствами - членами Организации исламского сотрудничества (Египет, Ирак, Иран, Камерун, Ливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.), в которой неравенство по признаку вероисповедания закреплено в виде принципа. В исламской правовой доктрине права и свободы человека воспринимаются с позиции их божественного происхождения, как основанные на религиозных наставлениях Корана и Сунны, что существенно отличается от западных концепций [32]. Лицо, которое не
исповедует ислам, не может пользоваться в полной мере гражданскими правами, что обусловлено столетними традициями влияния религии на правосознание. Исламская концепция прав человека находит свое нормативное закрепление на государственном (конституционном) уровне мусульманских стран, а также в уголовном законодательстве, что приводит к монополизму религии и репрессиям в отношении представителей других форм вероисповедания.
В частности, в 2010 г. по ст. 295 (ч. «С») «Использование оскорбительных замечаний в отношении Святого Пророка» пакистанского Уголовного кодекса к смертной казни была приговорена А. Норин по факту высказанного ею убеждения, что «христиане тоже люди». 04.01.2011 г. в Исламабаде убит губернатор Пенджаба Салман Тасир, выступавший в защиту осужденной, а также против Закона «О богохульстве», нарушение норм которого признается уголовно наказуемым деянием. В марте 2011 г. убит министр по делам национальных меньшинств Ш. Бхатти - единственный христианин в пакистанском кабинете министров за позицию о Законе «О богохульстве» [33]. В Афганистане сам отказ от мусульманства и переход в другую веру считается тяжким преступлением, так называемых «неверных» убивает (линчует) местное население. Правительство этих стран поддерживает нетерпимость мусульман к иным видам религий и не принимает действенных мер для расследований подобных преступлений. Более того, в таких странах, как Пакистан, Ливия, Сомали, Сирия, Египет, Ирак, Афганистан, если убийство, похищение, нанесение вреда здоровью, пытки, порча имущества совершено в отношении носителя иной веры, такое деяние носит ритуальный смысл и ему не дается надлежащая юридическая оценка. Уголовное законодательство перестает действовать как средство защиты прав граждан на жизнь, здоровье, неприкосновенность в случае их принадлежности к религиозному меньшинству. По мнению А. Малашенко, руководителя исследований в «Институте диалога цивилизаций», большая часть убиваемых христиан в настоящее время гибнет в африканских странах [34], несмотря на гарантии, закрепленные в упомянутой нами выше Африканской хартии прав человека.
Таким образом, на современном этапе в мировом сообществе отмечается неоднородное отношение к пониманию свободы совести и вероисповедания. Ряд стран стремится соблюдать общепризнанные положения, реализуя их в уголовном законодательстве даже в части только оскорбления чувств верующего, определенных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
форм высказываний, используя нормы уголовного права как действенный механизм защиты обозначенных прав и создания атмосферы веротерпимости. Такая ситуация характерна более в светских государствах, где большая часть населения исповедует христианство. Другие страны, в которых дискриминация по признаку вероисповедания стала повседневностью жизни, либо открыто признают только действие законов шариата, подразумевающих физическое уничтожение не исповедующих мусульманство, либо закрепляют общепризнанные права в государственных законах, которые, однако, носят чисто декларативный характер. Ко второй группе стран относятся страны Ближнего Востока, Африки, в которых доминирует мусульманское население.
По мнению теологов, юристов, социологов, в настоящее время преступления в отношении граждан по признаку вероисповедания в странах с религиозным монополизмом носят массовый характер, что, по существу, является геноцидом - уголовным преступлением против человечества [35]. Примером может служить Ирак, в котором до 2011 г. было 2 млн христиан, сейчас их численность составляет примерно около 150 тыс. В 2015 г. во время молитвы было совершено нападение на христианскую церковь в г. Лахор Пакистана. Однако прибывшие на место происшествия сотрудники полиции арестовывали самих потерпевших - христиан, а не лиц, совершивших вооруженное нападение [36]. Массовая казнь в 2015 г. в Ливии коптов, исповедующих христианство, Россией, Францией, Италией, некоторыми другими странами, за исключением США и Турции, уже признана геноцидом. Заметим, что данный вид преступления выходит за рамки интересов одной страны.
Напомним, что нормами международных актов право на свободу совести и вероисповедания поставлено в один ряд с таким важным правом, как право на жизнь, и подлежит защите посредством применения норм уголовного права. Полагаем, что мировому сообществу надлежит дать объективную юридическую оценку происходящему в странах исламского права целенаправленному физическому истреблению христиан - геноциду, соответственно, исключить всякие формы соучастия в данном виде преступлений. В частности, исключить торговлю оружием, современными военными технологиями, обучению военным специальностям, предоставление убежища военным преступникам, финансирование и подобные виды сотрудничества. Такие меры не должны быть направлены на подрыв суверенитета страны либо экономическое положение населения.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Список литературы:
[1] Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. - М.: Мысль, 1998.
- 238 с.
[2] Дроботушенко Е.В. Вопросы совести и исповедания в международных нормативных актах // Проблемы гражданского общества и правового государства: сб. ст. и материалов / под ред. Б.Д. Семашкина. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2014. - С. 29 - 40.
[3] Бахметьев П.В. Уголовно-правовые гарантии свободы совести и вероисповедания: отечественный опыт и международные стандарты: дис. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2017. - С. 17.
[4] Wengert Timothy J. The 95 Theses or. Disputation for Clarifying the Power of Indulgences, 1517 // The Annotated Luther, Vol. 1: The Roots of Reform. Fortress, 2015b. - P. 13 -46.
[5] Лютер М. Избр. произв. / пер. К. Комарова (не из латинского оригинала). - СПб.,1994.
- С. 24 - 54.
[6] Luther's Works. vol. 31, The Freedom of a Christian. - Philadelphia: Muhlenberg Press. - P. 333-377.
[7] Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета. - Printed in Belarus, 2008.
[8] Locke J. The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures // Works of John Locke. - London, 1768. - Vol. 3.
[9] Вольтер Ф.М. Философские повести. Философские письма. Статьи из «философского словаря». - М.: Аст., 2011. - С. 750.
[10] Минченко Т.П. Европейская концепция религиозной свободы и свободы совести: идеологические источники и законодательное закрепление // Вестник Томского гос. университета. - 2010. - № 16. - С. 39.
[11] Международные акты о правах человека: сб. док. / сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2000. - С. 38-44.
[12] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Росс. газ. - 1995. - 5 апр.
[13] Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
[14] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена 09.12.1948 г.) // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. - М.: Юрид. лит., 1990. - С. 98 - 103.
[15] Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята 25.11.1981 г. Резолюцией 36/55 на 73-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Информационный банк «Международное право».
[16] Африканская хартия прав человека и народов (Найроби, 26 июня 1981 года). URL: http ://base.garant.ru/2559461/
[17] Всеобщая Исламская декларация прав человека 1981 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Издательский дом (Швеция) CA&C Press A
[18] Постановление Европейского Суда по правам человека от 07.07.2011 г. по делу «Баятян против Армении» (жалоба № 23459/03) // Прецеденты Европейского Суда по правам человека.
- 2016. - № 5(29).
[19] Постановление от 10.11.2005 г. по делу «Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба N 44774/98) // Информационный банк «Международное право».
[20] Бахметьев П.В. Международно-правовые основы уголовно-правовой защиты свободы совести и вероисповедания // Библиотека уголовного права и криминологии. - 2016. - № 4. - С. 7 - 20.
[21] Рекомендации Венецианской Комиссии, Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Богохульство, религиозные оскорбления и враждебные высказывания в адрес лиц в связи с их религией» 1805 (2007) [Электронный ресурс]
- Режим доступа: URL: http://assembly.coe.int/ nw/xml/XRef/X2H-Xref-ViewPDF. asp?FileID=17569&lang=en (data obrashcheniya: 09.02.2019).
[22] Арямов А.А., Руева Е.О., Пономаренко В.С. Вариация на тему уголовно-правовой охраны свободы вероисповедания в Российской Федерации / / Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2014. - № 3. - С. 11.
[23] Бимбинов А.А., Воронин В.Н. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству России и Германии // Lex Russica. -2017. - № 11 (132). - С. 111 - 122.
[24] Heidegger М. Die Zeit des Weltbildes. Vortrag 1938. FaM, 1950. - S. 73ff.10.
[25] Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: текст и науч.-практ. коммент. / под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2010. - 280 с.
[26] Серебренникова А.В. Уголовно-правовое обеспечение свободы вероисповеданий по § 166 УК ФРГ // Евразийский научный журнал. -2016. - № 10. - С. 226 - 229.
[27] Бимбинов A.A., Воронин В.Н. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству России и Германии // Lex Russica. -2017. - № 11 (132). - С. 117.
[28] Бимбинов A.A., Воронин В.Н. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству России и Германии // Lex Russica. -2017. - № 11 (132). - С. 119.
[29] AG D sseldorf, 28.04.2016-412 Ds-80 Js 810/15-6/16 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.justiz.nrw.de/nrwe/ lgs/duesseldorf/ag_duesseldorf/j2016/412_ Ds_80_Js_810_15_6_16_Urteil_20160428.html (дата обращения: 12.02.2019).
[30] Уголовный кодекс Италии: утвержден Королевским указом № 1398 от 19.10.1930 г. № 1398 // Altalex [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.altalex.com/index. php?idnot=36776 (дата обращения: 02.02.2019).
[31] Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост.: В.А. Карташ-кин, Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2000. - С. 80 -84.
[32] Тюрина О.В. Особенности правового регулирования прав и свобод человека в исламских государствах / редкол. И.В. Вегера (отв. ред.). - Новополоцк: ПГУ, 2016. - Т. 1. - С. 110.
[33] Суд Пакистана оправдал христианку, восемь лет назад приговоренную к смертной казни за богохульство [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://bigpikcha. ru/?p=1103597 (дата обращения: 10.02.2019).
[34] Малашенко А. Руководитель исследований «Института диалога цивилизации». Интервью для документального фильма «Гонимые» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.vesti.ru/videos / show/ vid/783777/cid/1/(дата обращения: 05.01.2019).
[35] Степашин С. Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. Интервью для документального фильма «Гонимые» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.vesti.ru/videos / show/ vid/783777/cid/1/(дата обращения: 05.01.2019).
[36] Митрополит Илларион (Алфеев). Гонимые [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.vesti.ru/videos / show/ vid/783777/cid/1/(дата обращения: 05.01.2019).
Spisok literatury:
[1] Cvejg S. Sovest' protiv nasiliya: Kastellio protiv Kal'vina. - M.: Mysl', 1998. - 238 s.
[2] Drobotushenko E.V. Voprosy sovesti i ispovedaniya v mezhdunarodnyh normativnyh
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
aktah // Problemy grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva: sb. st. i materialov / pod red. B.D. Semashkina. - Chita: Zabajkal'skij gos. un-t, 2014. - S. 29 - 40.
[3] Bahmet'ev P.V. Ugolovno-pravovye garantii svobody sovesti i veroispovedaniya: otechestvennyj opyt i mezhdunarodnye standarty: dis. ...kand. yurid. nauk. - Krasnodar, 2017. - S. 17.
[4] Wengert Timothy J. The 95 Theses or. Disputation for Clarifying the Power of Indulgences, 1517 // The Annotated Luther, Vol. 1: The Roots of Reform. Fortress, 2015b. - P. 13 -46.
[5] Lyuter M. Izbr. proizv. / per. K. Komarova (ne iz latinskogo originala). - SPb.,1994. - S. 24 -54.
[6] Luther's Works. vol. 31, The Freedom of a Christian. - Philadelphia: Muhlenberg Press. - P. 333-377.
[7] Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethago i Novago Zaveta. - Printed in Belarus, 2008.
[8] Locke J. The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures // Works of John Locke. - London, 1768. - Vol. 3.
[9] Vol'ter F.M. Filosofskie povesti. Filosofskie pis'ma. Stat'i iz «filosofskogo slovarya». - M.: Ast., 2011. - S. 750.
[10] Minchenko T.P. Evropejskaya koncepciya religioznoj svobody i svobody sovesti: ideologicheskie istochniki i zakonodatel'noe zakreplenie // Vestnik Tomskogo gos. universiteta.
- 2010. - № 16. - S. 39.
[11] Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka: sb. dok. / sost.: V.A. Kartashkin, E.A. Lukasheva. - M.: Norma, 2000. - S. 38-44.
[12] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948 g.) // Ross. gaz. - 1995. - 5 apr.
[13] Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinyat 16.12.1966 g. Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. - 1994. - № 12.
[14] Konvenciya o preduprezhdenii prestupleniya genocida i nakazanii za nego (Zaklyuchena 09.12.1948 g.) // Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka: sb. dokumentov.
- M.: Yurid. lit., 1990. - S. 98 - 103.
[15] Deklaraciya o likvidacii vsekh form neterpimosti i diskriminacii na osnove religii ili ubezhdenij (Prinyata 25.11.1981 g. Rezolyuciej 36/55 na 73-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Informacionnyj bank «Mezhdunarodnoe pravo».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
[16] Afrikanskaya hartiya prav cheloveka i narodov (Najrobi, 26 iyunya 1981 goda). URL: http://base.garant.ru/2559461/
[17] Vseobshchaya Islamskaya deklaraciya prav cheloveka 1981 g. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: Izdatel'skij dom (Shveciya) CA&C Press A
[18] Postanovlenie Evropejskogo Suda po pravam cheloveka ot 07.07.2011 g. po delu «Bayatyan protiv Armenii» (zhaloba № 23459/03) // Precedenty Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. - 2016. - № 5(29).
[19] Postanovlenie ot 10.11.2005 g. po delu «Lejla Shahin (Leyla Sahin) protiv Turcii» (zhaloba N 44774/98) // Informacionnyj bank «Mezhdunarodnoe pravo».
[20] Bahmet'ev P.V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy ugolovno-pravovoj zashchity svobody sovesti i veroispovedaniya // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. - 2016. - № 4. - S. 7 - 20.
[21] Rekomendacii Venecianskoj Komissii, Parlamentskoj Assamblei Soveta Evropy «Bogohul'stvo, religioznye oskorbleniya i vrazhdebnye vyskazyvaniya v adres lic v svyazi s ih religiej» 1805 (2007) [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://assembly.coe.int/ nw/xml/XRef/X2H-Xref-ViewPDF. asp?FileID=17569&lang=en (data obrashcheniya: 09.02.2019).
[22] Aryamov A.A., Rueva E.O., Ponomarenko V.S. Variaciya na temu ugolovno-pravovoj ohrany svobody veroispovedaniya v Rossijskoj Federacii / / Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Ural'skij region. - 2014. - № 3. - S. 11.
[23] Bimbinov A.A., Voronin V.N. Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie prava na svobodu sovesti i veroispovedanij po zakonodatel'stvu Rossii i Germanii / / Lex Russica.
- 2017. - № 11 (132). - S. 111 - 122.
[24] Heidegger M. Die Zeit des Weltbildes. Vortrag 1938. FaM, 1950. - S. 73ff.10.
[25] Ugolovnoe ulozhenie (Ugolovnyj kodeks) Federativnoj Respubliki Germaniya: tekst i nauch.-prakt. komment. / pod red. A.I. Raroga. -M.: Prospekt, 2010. - 280 s.
[26] Serebrennikova A.V. Ugolovno-pravovoe obespechenie svobody veroispovedanij po § 166 UK FRG // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. - 2016. - № 10. - S. 226 - 229.
[27] Bimbinov A.A., Voronin V.N. Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie prava na svobodu sovesti i veroispovedanij po zakonodatel'stvu Rossii i Germanii / / Lex Russica.
- 2017. - № 11 (132). - S. 117.
[28] Bimbinov A.A., Voronin V.N. Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie prava
na svobodu sovesti i veroispovedanij po zakonodatel'stvu Rossii i Germanii / / Lex Russica. - 2017. - № 11 (132). - S. 119.
[29] AG Düsseldorf, 28.04.2016-412 Ds-80 Js 810/15-6/16 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.justiz.nrw.de/nrwe/ lgs/duesseldorf/ag_duesseldorf/j2016/412_ Ds_80_Js_810_15_6_16_Urteil_20160428.html (data obrashcheniya: 12.02.2019).
[30] Ugolovnyj kodeks Italii: utverzhden Korolevskim ukazom № 1398 ot 19.10.1930 g. № 1398 // Altalex [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.altalex.com/index. php?idnot=36776 (data obrashcheniya: 02.02.2019).
[31] Kairskaya deklaraciya o pravah cheloveka v islame 1990 g. // Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka: sb. dok. / sost.: V.A. Kartashkin, E.A. Lukasheva. - M.: Norma, 2000. -S. 80 - 84.
[32] Tyurina O.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya prav i svobod cheloveka v islamskih
gosudarstvah / redkol. I.V. Vegera (otv. red.). -Novopolock: PGU, 2016. - T. 1. - S. 110.
[33] Sud Pakistana opravdal hristianku, vosem' let nazad prigovorennuyu k smertnoj kazni za bogohul'stvo [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://bigpikcha.ru/?p=1103597 (data obrashcheniya: 10.02.2019).
[34] Malashenko A. Rukovoditel' issledovanij «Instituta dialoga civilizacii». Interv'yu dlya dokumental'nogo fil'ma «Gonimye» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www. vesti.ru/videos/show/vid/783777/cid/1 / (data obrashcheniya: 05.01.2019).
[35] Stepashin S. Predsedatel' Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. Interv'yu dlya dokumental'nogo fil'ma «Gonimye» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/783777/ cid/1/ (data obrashcheniya: 05.01.2019).
[36] Mitropolit Illarion (Alfeev). Gonimye [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/783777/ cid/1/ (data obrashcheniya: 05.01.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019