Научная статья на тему 'Допустимые границы прав человека на свободу совести и вероисповедания и их ограничения'

Допустимые границы прав человека на свободу совести и вероисповедания и их ограничения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ГРАНИЦЫ ПРАВ И СВОБОД / СООТНОШЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД / РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА / FREEDOM OF CONSCIENCE / FREEDOM OF RELIGION / BOUNDARIES OF RIGHTS AND FREEDOMS / CORRELATION OF RIGHTS AND FREEDOMS / RESTRICTIONS ON RIGHTS AND FREEDOMS / RELIGIOUS FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильченко Вера Никитична, Зелянская Светлана Борисовна

Права и свободы человека имеют столь существенное значение для понимания явлений и процессов, происходящих в современном обществе, что заслуживают особого внимания цивилистов. На сегодняшний день границы таких основополагающих свобод, как свобода совести и вероисповедания в той или иной степени находят отражение не только в отечественном законодательстве, но и в нормах международного права. Соблюдение данных прав человека и гражданина отражает основные тенденции времени, а именно: ориентацию большинства государств на демократический путь развития и стремление к совершенствованию законодательства, находящее отражение в выработке эффективных норм, позволяющих мирно сосуществовать представителям разных мировоззренческих позиций и религий, избегать межконфессиональной розни. В настоящей статье авторами осуществлен глубокий анализ категорий свободы совести и свободы вероисповедания. На базе историко-генетического и компаративистского анализа выявлены изменения в понимании этих понятий в отечественной цивилистике. Большое значение для рассмотрения действующих в современной российской и западной правовых системах границ данных понятий имеет их соотношение, чему также уделено внимание в данной статье. Авторами убедительно доказано, что ограничения, накладываемые государством на свободу совести и вероисповедания, присутствуют в различных отраслях права в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном и административном законодательстве. В качестве итога работы сделан важный вывод о сложности регулирования свободы совести и признании необходимости наложения правовых ограничений только на свободу вероисповедания личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильченко Вера Никитична, Зелянская Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERMISSIBLE BOUNDARIES OF HUMAN RIGHTS ON FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AND THEIR LIMITATIONS

Human rights and freedoms are so essential for understanding the phenomena and processes taking place in modern society that they deserve special attention of civilians. Today, the boundaries of such fundamental freedoms as freedom of conscience and religion are, to one degree or another, reflected not only in domestic law, but also in international law. Observance of these human and civil rights reflects the main trends of the time, namely: the orientation of most states on the democratic path of development and the desire to improve legislation, reflected in the development of effective norms that allow representatives of different worldviews and religions to coexist peacefully, and to avoid interfaith discord. In this article, the authors carried out a deep analysis of the categories of freedom of conscience and freedom of religion. On the basis of historical-genetic and comparative analysis, changes in the understanding of these concepts in domestic civilis-tics are revealed. Of great importance for considering the boundaries of these concepts that are in force in modern Russian and Western legal systems is their relationship, which is also given attention in this article. The authors have convincingly proved that the restrictions imposed by the state on freedom of conscience and religion are present in various branches of law in constitutional, criminal, criminal procedure and administrative legislation. As a result of the work, an important conclusion was drawn about the complexity of regulating freedom of conscience and the recognition of the need to impose legal restrictions only on freedom of religion of an individual

Текст научной работы на тему «Допустимые границы прав человека на свободу совести и вероисповедания и их ограничения»

ИЛЬЧЕНКО Вера Никитична,

кандидат исторических наук, доцент, магистр юриспруденции, заведующий кафедрой права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета, Почетный работник сферы образования

Российской Федерации, e-mail: [email protected]

ЗЕЛЯНСКАЯ Светлана Борисовна,

старший преподаватель кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук Уральского государственного

педагогического университета, e-mail: [email protected]

ДОПУСТИМЫЕ ГРАНИЦЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация. Права и свободы человека имеют столь существенное значение для понимания явлений и процессов, происходящих в современном обществе, что заслуживают особого внимания цивилистов. На сегодняшний день границы таких основополагающих свобод, как свобода совести и вероисповедания в той или иной степени находят отражение не только в отечественном законодательстве, но и в нормах международного права. Соблюдение данных прав человека и гражданина отражает основные тенденции времени, а именно: ориентацию большинства государств на демократический путь развития и стремление к совершенствованию законодательства, находящее отражение в выработке эффективных норм, позволяющих мирно сосуществовать представителям разных мировоззренческих позиций и религий, избегать межконфессиональной розни. В настоящей статье авторами осуществлен глубокий анализ категорий свободы совести и свободы вероисповедания. На базе историко-генетического и компаративистского анализа выявлены изменения в понимании этих понятий в отечественной цивилистике. Большое значение для рассмотрения действующих в современной российской и западной правовых системах границ данных понятий имеет их соотношение, чему также уделено внимание в данной статье. Авторами убедительно доказано, что ограничения, накладываемые государством на свободу совести и вероисповедания, присутствуют в различных отраслях права - в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном и административном законодательстве. В качестве итога работы сделан важный вывод о сложности регулирования свободы совести и признании необходимости наложения правовых ограничений только на свободу вероисповедания личности.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, границы прав и свобод, соотношения прав и свобод, ограничения прав и свобод, религиозная свобода.

ILCHENKO Vera Nikitichna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Master of Law, Head of the Department of Law, Economics and Their Teaching Methods, Institute of Social Sciences of the Ural State Pedagogical University, Honorary Worker of the Russian Federation Education

PERMISSIBLE BOUNDARIES OF HUMAN RIGHTS ON FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION AND THEIR LIMITATIONS

Annotation. Human rights and freedoms are so essential for understanding the phenomena and processes taking place in modern society that they deserve special attention of civilians. Today, the boundaries of such fundamental freedoms as freedom of conscience and religion are, to one degree or another, reflected not only in domestic law, but also in international law. Observance of these human and civil rights reflects the main trends of the time, namely: the orientation of most states on the democratic path of development and the desire to improve legislation, reflected in the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

development of effective norms that allow representatives of different worldviews and religions to coexist peacefully, and to avoid interfaith discord. In this article, the authors carried out a deep analysis of the categories of freedom of conscience and freedom of religion. On the basis of historical-genetic and comparative analysis, changes in the understanding of these concepts in domestic civilis-tics are revealed. Of great importance for considering the boundaries of these concepts that are in force in modern Russian and Western legal systems is their relationship, which is also given attention in this article. The authors have convincingly proved that the restrictions imposed by the state on freedom of conscience and religion are present in various branches of law - in constitutional, criminal, criminal procedure and administrative legislation. As a result of the work, an important conclusion was drawn about the complexity of regulating freedom of conscience and the recognition of the need to impose legal restrictions only on freedom of religion of an individual.

Key words: freedom of conscience, freedom of religion, boundaries of rights and freedoms, correlation of rights and freedoms, restrictions on rights and freedoms, religious freedom.

Границы прав и свобод человека являются приоритетным объектом исследования ученых, к числу которых относятся правоведы. Задача формулирования юридических характеристик понятия свободы в настоящее время облегчается вследствие того, что к данной категории на протяжении всей истории человечества интерес только возрастал. Определение свободы, в том числе свободы совести и вероисповедания в цивилистике является несколько односторонним в силу особенностей юриспруденции как науки, ее понятийно-методологического аппарата. В частности, из дефиниции свободы исключена нравственная составляющая, не только являющаяся основополагающей для данного понятия, но и позволяющая определить содержание категории свободы с точки зрения других наук, например, философии. Свободам личности и их границам традиционно уделялось повышенное внимание не только в отечественном законодательстве, но также в международных соглашениях. Еще со второй половины ХХ в. проблема защиты прав и свобод человека начала пониматься как одна из центральных в международном праве. Однако, вопрос прав и свобод на протяжении всего периода развития человеческой мысли таил в себе определенное противоречие. С одной стороны, «освобождение» личности, в том числе в вопросах духовной жизни, можно расценивать как позитивный процесс. С другой, излишняя свобода, например, свобода совести, может наносить вред социуму. Нередко лица, обладающие теми или иными религиозными убеждениями, способны нарушать права и интересы граждан, гарантированные законом, являющихся представителями иной религии, а также нормы общественного правопорядка в целом. В этой связи А. Н. Уайтхед высказывался следующим образом: «Ничем не ограниченная свобода означает полное отсутствие какого бы то ни было принудительного объединения людей ... Каким бы ни было данное общество, всегда найдется определенное число людей, которые иногда по складу харак-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

тера, а чаще — по характеру своих действий оказываются антисоциальными элементами. И поэтому никак нельзя уйти от той банальности, что принуждение необходимо и что принуждение есть ограничение свободы. Отсюда следует, что требуется доктрина, способная совместить свободу и принуждение в обществе» [22, с. 449].С точки зрения Г. В. Атаманчука, ... сколько бы ни говорилось о свободе, исторически доказано, что сама она реализуема лишь в условиях порядка, когда все люди сознательно, по собственному пониманию уважают и ценят свободу друг друга [3, с. 109]. Таким образом, главный вопрос заключается в определении допустимых границ, ограничений человеческих свобод, которые способствуют поддержанию общественного правопорядка на таком уровне, когда мировоззренческие и религиозные права одного человека не нарушают права другого. Ответ на этот вопрос возможен только при условии рассмотрения сущности и общественного значения свободы совести и вероисповедания, о чем пойдет речь ниже.

Другим значимым вопросом была проблема соотношения свободы совести и свободы вероисповедания, определения границ их законодательного регулирования. Сегодня это приобретает особое значение в силу выбора значительной частью современных государств демократического пути развития, в основе которого традиционно лежит гарантированность прав и свобод человека. Роль содержания и границ свободы совести и вероисповедания в настоящее время неуклонно растет также в связи с тем, что процессы глобализации и интеграции стран усиливаются. В этой связи внимание к нормам международного права будет способствовать модернизации государственно-правовых институтов в будущем, а также совершенствованию национальных систем права. Наконец, в современном мире существует немало примеров вооруженных конфликтов, причиной которых послужило нарастание межконфессиональных противоречий. Как следствие, сегодня особую актуальность приоб-

ретает вопрос анализа политико-правовых актов, направленных не только на их предупреждение, но и на поиск мирного решения проблемы, в рамках которого могли бы гармонично сосуществовать представители различных религий. В свою очередь, необходимым условием для достижения этой цели будет формирование уважительного отношения к представителям других конфессий.

Прежде чем обратиться к дефиниции свободы совести и вероисповедания, их соотношению и существующим ограничениям, позволяющим этим правам человека не нанести вред обществу, необходимо разобраться с наиболее фундаментальным,

родовым понятием этих прав - понятием свободы. Последняя представляет собой одно из основных религиозных, философских и общественных понятий, сочетающее в себе как отрицательное (независимость от других лиц), так и положительное (свобода как возможность для достижения, осуществления чего-либо) значение [6, с. 1395].

Еще отечественные цивилисты XIX столетия, в частности Б. Н. Чичерин, полагали, что именно на категории свободы строятся все прочие права, а также достоинства человеческой личности [28, с.12]. Наряду с этим, современные ученые акцентируют внимание на том, что абсолютная свобода не означает полного отделения личности от государства: она лишь направлена на формирование ответственных личностей, способных взять инициативу в деле реализации собственных целей [19, с. 80].

Рассмотрение понятия свободы не должно быть безотносительным к совести - категории этики, обозначающей способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязательства и руководствоваться ими при осуществлении действий, выполнять определенные поступки и производить в последствие их рефлексию. Совестью также можно считать внутреннюю убежденность личности в содержании понятий добра и зла, а также в необходимости нести ответственность за свои поступки не только перед самим собой, но и перед социумом [18, с.15].

На основании вышесказанного свободу совести можно рассматривать как с субъективной, так и с объективной стороны. В первом случае свобода совести — это возможность индивида самостоятельно определять свои мировоззренческие позиции, осуществлять нравственный выбор. В свою очередь, с объективной точки зрения, она представляет собой право, закрепленное на законодательном уровне, признанное и гарантированное государством [4, с. 8]. При этом прослеживается четкая связь между свободой совести и нравственным самоопределением личности. Можно

заключить, что сама по себе совесть есть совокупность мировоззренческих позиций и нравственных убеждений личности, в то время как свобода совести есть право на их выражение, т.е. внешнюю форму и границы в тех рамках, которые установлены нормами права.

Понятие свободы совести широко используется в международном масштабе. В самом общем смысле ее дефиниция сводится к способности выбирать любую религию и выражать свое отношение к вере в целом. Таким образом, в данное понятие включается широкий спектр религиозного самоопределения личности - от выбора атеизма до смены веры [8, с. 400]. При этом на первых порах свобода совести не относилась только к религиозной сфере, и представляла собой более емкое понятие.

В международных документах, посвященных гарантиям прав человека и основных свобод, некоторые из которых в рамках данной статьи будут рассмотрены ниже, применяется устойчивое выражение «свобода совести, мысли и религии». Свое первое признание на законодательном уровне свобода совести получила в Соединенных Штатах (сначала в Род-Айленде, а затем и на других территориях), однако с определенными, порой с весьма большими, ограничениями. Так, гарантировалось общее право человека, в основу которого была положена его совесть, представляющая собой основной вектор в вопросах веры.

Наряду с отражением данного понятия в правовых системах западных стран необходимо отметить, что в России термин «свобода совести» существует уже свыше ста лет. Впервые появившись в отечественной цивилистике, он соседствовал с такими понятиями, как «веротерпимость», «религиозная свобода». Его значение сводилось к возможности действовать сообразно со своими убеждениями, т.е. «по совести». В XX в. данный термин прочно закрепился сначала в законодательстве СССР, позже - Российской Федерации, и обозначал права личности совершать мировоззренческий выбор без принуждений и препятствий и действовать в соответствии с ним. В международных договорах и в законодательстве Российской Федерации свобода совести причисляется к категории личных прав граждан. Однако, по своей сути регулирование свободы совести является комплексным и находится на стыке одновременно нескольких отраслей права. В частности, Л.А. Шарнина отмечает, что «защита нравственности, прав и законных интересов других лиц, государственных границ, обеспечение безопасности государства направлены на гарантирование права на духовное достоинство и связанную с ним свободу совести и вероисповедания» [29, с. 26]. Таким образом, в рамках соблюдения и защиты свободы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

совести реализуются нормы различных отраслей права, например, конституционного в силу того, что данное право провозглашаетсяи гарантируется, административного, так как действуют основы государственного и муниципального регулирования в отношении свободы совести, гражданского в силу возникновения вопросов имущества как следствия реализации права на свободу совести, трудового в следствие необходимости соблюдения прав работников на свободу совести, уголовного как системы наказаний за несоблюдение рассматриваемого права. Кроме того, большое значение имеют нормы локальных актов, выработанные с целью соблюдения свободы совести.

Как уже удалось установить, понятие свободы совести тесно связано с вероисповеданием. Определение их соотношения не представляется возможным без обращения к категориям веры. По мнению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, даже в текст преамбулы к Конституции РФ необходимо внести упоминание о Боге [20]. По его мнению, начать дискуссию об этом весьма целесообразно, так как именно вера формирует нравственность личности. Таким образом, с одной стороны, жесткость рамок закона в данном случае может раздвигаться в силу того, что правовое регулирование веры отдельного человека и общества в целом довольно сложно подвергать регулированию. Наряду с этим, необходимо поддерживать общественный порядок на должном уровне, что предполагает соблюдение основных принципов, основ конституционного строя, а также гарантированных прав и свобод человека и гражданина. При этом, они не должны ущемлять религиозных чувств верующих, должны препятствовать как религиозному, так и атеистическому принуждению. Склонение к определенной вере должно соответствовать нормам действующего законодательства, правовым основам миссионерской деятельности. С точки зрения цивилистики преимущественное значение веры заключается в вероисповедании, под которым принято понимать открытое провозглашение своей веры, заявление о ней. В результате, по отношению к вере - внутренней убежденности человека в существовании сверхъестественной силы, вероисповедание является своего рода оболочкой, внешним проявлением, активным и целенаправленным действием. Таким образом, «свобода вероисповедания» включает в себя возможность самостоятельно и без принуждения выбирать свои внутренние духовные убеждения, а также внешне проявлять их. Свобода вероисповедания представляет собой не только право человека свободно следовать своим религиозным убеждениям, но также и осуществлять связанную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

с ними обрядность, что также относится к внешнему проявлению веры. Свобода совести в Российской Федерации является гарантированным конституционным правом согласно ст. 28 Конституции РФ [14]. В свою очередь, согласно ст. 14 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания гарантируется даже заключенным [24]. Эти права признаются добровольными, при этом отмечается, что их реализация не должна приводить к ущемлению прав иных лиц и не должна нарушать внутреннего распорядка исправительного учреждения. С необходимостью соблюдения указанных прав заключенных связано взаимодействие религиозных организаций с правоохранительными, направленное на выработку эффективных методов противодействия преступности. Роль религиозных организаций, в данном случае, определяется их направленностью на сопротивление злу, а значит криминальному поведению, при этом они поощряют образ жизни в рамках закона [5, с. 59]. Именно религиозные убеждения формируют мировоззрения человека, создавая благоприятную среду для борьбы с правонарушениями.

Переходя к вопросу о соотношении понятий свободы совести и свободы вероисповедания, следует отметить, что в отечественной правовой системе эти термины в целом признаются тождественными. Подтверждением этому является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, а именно ст. 1 настоящего документа [25]. В рамках обращения к историческому опыту, следует также отметить, что в советское время в данной сфере действовали Закон СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» [10] и Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267 «О свободе вероисповеданий» [9]. В частности, в ст. 3 указанного Закона СССР относительно свободы совести отмечалось следующее: «В соответствии с правом на свободу совести каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии»[10]. Наряду с этим, в ст. 3 Закона РСФСР относительно свободы вероисповедания указывалось, что она «.включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответ-

ствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства»[9]. Таким образом, в прошлом столетии, как следует из содержания приведенных статей этих документов, разграничений между понятиями свободы совести и свободы вероисповедания также не проводилось.

Так, К.М. Андреев, ссылаясь на исследования Н.Ю. Терятникова, указывает, что истори-ко-правовой генезис свободы совести включает в себя три основные этапа развития данной свободы в качестве категории права. На первом и втором этапах понятие «свобода совести» тождественно понятию «свободного выбора веры». Различие состоит в том, что первоначально юридически оформленная возможность придерживаться нерелигиозных убеждений, находящая выражение в практическом отказе от вероисповедания в целом, отсутствует, а затем - появляется и закрепляется в соответствующих нормах законов. Третий этап характеризуется тем, что свобода совести соотносится со свободой религиозных и иных убеждений личности и его непротивоправного поведения, основанного на этих убеждениях [2, с. 47]. В данном случае свобода вероисповедания выступает как элемент свободы совести, так как к последней, в политико-юридическом значении этой категории, относится, помимо свободы выбора религии и свободы участия в религиозной практике, еще и право разделять или не разделять (иметь, принимать) убеждения другого рода.

Наряду с этим абсолютно недопустимыми для социума являются те случаи, когда человек злоупотребляет предоставленными ему законодательством свободами. В этом смысле права, которыми обладает личность, приобретают вектор отрицательной направленности, так как создают угрозу причинения вреда другим людям. В этой связи цивилисты заключают, что «поскольку в самой материи свободы заключена возможность ее использования как в целях добра, так и зла, такая же возможность существует в праве» [21, с. 8]. Для того, чтобы злоупотребление правами одной личности не нанесло вред обществу, на законодательном уровне существуют ограничения прав и свобод человека, в том числе свободы совести и свободы вероисповедания.

Определение границ действия прав и свобод человека и гражданина имеет тесную связь с ограничением прав - проблемой юриспруденции, вызывающей оживленные дискуссии и имеющей давнюю историю. Фактически главной составляющей свободы является возможность совершать действия в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. Однако понимание категории свободы в цивилистике часто сводится к институту диспозитивности, а именно выбору

одного из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации [7, с. 3]. Именно такое понимание свободы как возможности выбора человеком совершения тех или иных поступков, ограниченного рядом норм действующего законодательства, в настоящее время получило наиболее широкое признание в праве.

В ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации указывается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [14] . Указанные ограничения могут носить как постоянный, так и временный характер (в частности, быть предусмотренными, например, в законодательстве о военном и чрезвычайном положениях [26; 27]). Согласно ст. 148 Уголовного кодекса РФ [23] устанавливается уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов). В этом смысле прослеживается четкая связь между значением уголовно-правового обеспечения свободы совести в РФ и приоритетными ориентирами в жизни человека и гражданина свободы вероисповедания [1, с. 12].

Общественно опасные правонарушения меньшей степени тяжести, заключающиеся в воспрепятствовании осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, караются согласно положениям ст. 5.26 КоАП РФ [11]. Необходимо отметить также, что в УК РФ слово «вероисповедание» используется во множественном числе, а в КоАП РФ - в единственном числе. Также известные ограничения присутствуют в уголовно-процессуальном законодательстве процессуальных полномочий органов предварительного следствия по религиозному основанию. В соответствии со статьей 56 УПК РФ священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди [24]. Данная норма обеспечивает государственной защитой каноническое предписание о сохранении священнослужителем тайны исповеди. Это дает основание ряду исследователей-цивилистов полагать, что в некоторых случаях тайна религиозных и иных общественных объединений может быть объединенной с государственной тайной. В то же время данный вид тайны является гарантом сохранение духа и тра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

диций религий, которые, в свою очередь, оказали значительное влияние на формирование и развитие целых наций.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина законодательно закреплено и международными актами. В частности, согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., а именно п. 2 ст. 9 право на свободу мысли, совести и религии подлежит ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья, нравственности или для защиты прав и свобод других лиц [12]. Тождественная в смысловом значении норма присутствует в ч. 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1996 г. [17], а также в ч. 3 ст. 14 Конвенции о правах ребенка 1989 г. [13].

С точки зрения правоведов, ограничения свободы совести и свободы вероисповедания представляют собой сдерживание противозаконных действий, которые способны создать угрозу охраняемым законом правам и свободам других лиц, вовлеченных в общественные отношения, а также определение границ, в пределах которых субъекты должны действовать и исключение определенных возможностей в деятельности тех или иных лиц [16, с. 59]. По мнению В. В. Лазарева, личность и государство всегда противостоят друг другу в том, что касается ограничений: личность, вопреки ее интересу, ограничивается в интересах государства, стоящего на защите интересов других личностей и общества в целом, а государство (его органы и чиновники) ограничивается в интересах человека и гражданина [15, с. 36].

Таким образом, ограничение прав человека всегда базируется на поиске разумного баланса между границами интересов отдельной личности и других людей, социума в целом. Выбор наиболее рационального решения в отношении ограничения указанных притязаний представляет собой одну из основных задач эффективного правового регулирования.

Как следствие, границы законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина могут рассматриваться одновременно в нескольких аспектах. С одной стороны, указанные границы определяют степень вмешательства государства в дела общества, а также в сферу частных интересов. С другой стороны, они накладывают ряд ограничений на возможные сценарии поведения личности и прописывают требуемые обществом образцы данных сценариев, включающих как действия, так и бездействия субъектов. В этой связи особенно остро встают вопросы госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

дарственного регулирования и саморегулирования свободы вероисповедания. Это объясняется тем, что ограничение государственного регулирования отдельных сфер человеческой жизни, в данном случае - религиозной сферы, невозможно вне ограничений прав граждан и их объединений с целью охраны и реализации публичных интересов.

Однако, в рамках ограничений, накладываемых со стороны государства в частности, на свободу вероисповедания, на практике возникают определенные сложности. Это объясняется тем, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует значительное количество немногочисленных и нетрадиционных общин верующих, иными словами сект. Данные группы , как и другие группы граждан, реализующих свои права и свободы, должны действовать в рамках закона. Стремление государства осуществлять предусмотренный нормами права контроль оправдан, но требует дополнительных уточнений, дабы не происходило ущемление права на свободу совести и вероисповедания в условиях провозглашаемого современной Конституцией принципа светскости государства. В этой связи, учитывая приоритетность традиционных религий в общегосударственном масштабе, что вполне логично, необходимо стремиться к реализации на практике основных принципов равенства религий. При этом должен приниматься во внимание договорный характер государственно-конфесси-нальных отношений, предполагающий право государства вступать в партнерские отношения с определенными конфессиями, исходя из государственных и общественных интересов.

Подводя итог, представляется возможным заключить, что единой законодательной позиции в использовании понятий свободы совести , свободы вероисповедания , традиционная религия не сложилось. Этот вопрос в цивилистике остается дискуссионным и по сей день. На основании приведенных выше положений отечественных и зарубежных законодательных актов, а также мнений исследователей, можно прийти к выводу, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия. Таким образом, свобода вероисповедания является составной частью свободы совести, так как свобода вероисповедания включает в себя свободу выбора религии, либо отказа от нее, а также свободу отправления религиозных обрядов. В свою очередь, в основе свободы совести лежат убеждения личности, природа которых далеко не всегда может быть религиозной. Убедительность тезиса о соотношении исследуемых понятий доказывается еще и тем, что совесть является более широким понятием, нежели вероисповедание. Ограни-

чение свободы совести в светском государстве сложно свести к совокупности норм, нежели ограничение свободы вероисповедания, как отмечалось выше. В этой связи, вероятно, следует принять во внимание мнение некоторых ученых-цивилистов, предлагающих внести изменения в законодательные акты, заменив понятие «свобода совести» «свободой вероисповедания», основываясь на том, что совесть является категорией морали, а не права. Требует дальнейшего обсуждения также вопрос о том, следует ли понимание свободы как границы поведения личности признать достаточным для религиозного определения и самоопределения человека.

Список литературы:

[1] Алиев Р.Н. К вопросу об обеспечении уголовно-правовой защиты свободы исполнения обязательных религиозных предписаний человеком и гражданином РФ // Российский следователь. 2008. № 8. - С. 11-13.

[2] Андреев К.М. Право на религиозную тайну в Российской федерации (вопросы теории и практики): монография. - М.: ИД «Юриспруденция». 2014. - 180 с.

[3] Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М.: «Славянский диалог», 1996. - 221 с.

[4] Белявский Д.С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

[5] Бессарабов В.Г., Бессарабов Г.Г. Свобода совести в пенитенциарных учреждениях России и прокуратура // Право и политика. 2007. № 9. - С. 56-62.

[6] Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

[7] Глухова О.Ю. Институт диспозитивности в праве: автореф. дис... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2009. - 22 с.

[8] Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 752 с.

[9] Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе вероисповеданий». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[10] Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001

№ 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2020).

[12] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant. ru (дата обращения: 02.12.2019).

[13] Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru (дата обращения: 02.12.2019).

[14] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://constitution.kremlin.ru. (дата обращения: 02.12.2019).

[15] Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9. - С. 35-47.

[16] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - Саратов: Изд-во СГУ, 1994. - 184 с.

[17] Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 02.12.2019).

[18] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2012. - 13756 с.

[19] Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. № 5. - С. 76-83.

[20] Патриарх предложил вписать веру в Бога в Конституцию // ТАСС. 01.02.2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.rbc.ru/politics/01/02/2020/5e358efc9a79474fd8 a2585b?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 02.02.2020).

[21] Радченко С.Д. Злоупотребление правом в гражданском праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 29 с.

[22] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М: Прогресс, 1990. - 720 с.

[23] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ в последней редакции, действующей с 08.01.2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://logos-pravo.ru (дата обращения: 02.12.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

[24] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[25] ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[26] ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002 г., № 1-ФКЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[27] ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г., № 3-ФКЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2019).

[28] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. - М.: Тип. П.И. Брискорн, 1882. - 463 с.

[29] Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11. - С. 23-27.

Spisok literatury:

[1] Aliev R.N. K voprosu ob obespechenii ugolovno-pravovoj zashchity svobody ispolneniya obyazatel'nyh religioznyh predpisanij chelovekom i grazhdaninom RF // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 8.

- S. 11-13.

[2] Andreev K.M. Pravo na religioznuyu tajnu v Rossijskoj federacii (voprosy teorii i praktiki): monografiya. - M.: ID «YUrisprudenciya». 2014. -180 s.

[3] Atamanchuk G.V. Novoe gosudarstvo: poiski, illyuzii, vozmozhnosti. - M.: «Slavyanskij dialog», 1996. - 221 s.

[4] Belyavskij D.S. Problemy realizacii prava na svobodu sovesti v sub»ektah Rossijskoj Federacii, nahodyashchihsya v predelah YUzhnogo federal'nogo okruga: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Stavropol', 2004. - 21 s.

[5] Bessarabov V.G., Bessarabov G.G. Svoboda sovesti v penitenciarnyh uchrezhdeniyah Rossii i prokuratura // Pravo i politika. 2007. № 9. - S. 56-62.

[6] Bol'shoj rossijskij enciklopedicheskij slovar'.

- M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2003. -1888 s.

[7] Gluhova O.YU. Institut dispozitivnosti v prave: avtoref. dis... kand. yurid. nauk. - Tambov, 2009. - 22 s.

[8] Ellinek G. Obshchee uchenie o gosudarstve. SPb.: YUrid. centr Press, 2004. - 752 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

[9] Zakon RSFSR ot 25.10.1990 № 267-1 (red. ot 27.01.1995) «O svobode veroispovedanij». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[10] Zakon SSSR ot 01.10.1990 № 1689-1 «O svobode sovesti i religioznyh organizaciyah» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[11] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 27.12.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.02.2020) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod ETS № 005 (Rim, 4 noyabrya 1950 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://base.garant. ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[13] Konvenciya o pravah rebenka. Prinyata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.un.org/ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[14] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// constitution.kremlin.ru. (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[15] Lazarev V.V. Ogranichenie prav i svobod kak teoreticheskaya i prakticheskaya problema // ZHurnal rossijskogo prava. 2009. № 9. - S. 35-47.

[16] Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave. - Saratov: Izd-vo SGU, 1994. - 184 s.

[17] Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah. Prinyat rezolyuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei ot 16 dekabrya 1966 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[18] Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Pod obshch. red. L.I. Skvorcova. 28-e izd., pererab. - M.: Mir i Obrazovanie, 2012. - 13756 s.

[19] Orlova O.V. Pravovaya svoboda lichnosti v grazhdanskom obshchestve // ZHurnal rossijskogo prava. 2007. № 5. - S. 76-83.

[20] Patriarh predlozhil vpisat' veru v Boga v Konstituciyu // TASS. 01.02.2020. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.rbc.ru/ politics/01/02/2020/5e358efc9a79474fd8a2585b? utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (data obrashcheniya: 02.02.2020).

[21] Radchenko S.D. Zloupotreblenie pravom v grazhdanskom prave Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2008. - 29 s.

[22] Uajthed A.N. Izbrannye raboty po filosofii.

- M: Progress, 1990. - 720 s.

[23] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ v poslednej redakcii, dejstvuyushchej s 08.01.2020 g. [Elektronnyj resurs]

- Rezhim dostupa: URL: http://logos-pravo.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[24] Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 27.12.2019) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[25] FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah» ot 26.09.1997 № 125-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs] -

Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[26] FKZ «O voennom polozhenii» ot 30.01.2002 g., № 1-FKZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[27] FKZ «O chrezvychajnom polozhenii» ot 30.05.2001 g., № 3-FKZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 02.12.2019).

[28] CHicherin B.N. Sobstvennost' i gosudarstvo. CH. 1. - M.: Tip. P.I. Briskorn, 1882. - 463 s.

[29] SHarnina L.A. CHelovek, ego prava i svobody kak vysshaya cennost' // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 11. - S. 23-27.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru _

-^

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.