И. Н. Лебединец*
Свобода совести — абсолютное право каждого индивида (как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием)
Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных... История свободы — история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания.
В. Вильсон, 28-й Президент США
Аннотация. В статье рассматривается одно из основных (или абсолютных) прав человека — свобода совести в ее более узкой трактовке — свободе вероисповедания. Автор рассматривает теоретические обоснования дефиниции «абсолютные права человека», анализирует международно-правовые акты, направленные на защиту прав и основных свобод человека, возможность ограничения свободы совести, предусмотренную этими документами; рассматривает национальное законодательство РФ о религиозных организациях; приводит примеры деятельности некоторых религиозных объединений (организаций), чья деятельность запрещена или ограничена в России и других странах.
Ключевые слова: абсолютные права человека, свобода совести, свобода вероисповедания, экстремистская деятельность, ограничение основных прав и свобод, Пакт о правах человека, Европейская конвенция о правах человека, секта, религиозное объединение.
001: 10.17803/1994-1471.2017.83.10.168-174
Негативные процессы общественного развития неизбежно порождают ограничения и ущемление прав человека. Жизнь человека во всем ее многогранном проявлении становится заложницей этих негативных тенденций. Для того чтобы не допустить ущемления прав человека при том или ином обороте политических событий в государстве, международное право оперирует понятием
«основные права человека», впервые появившемся в Уставе ООН. Среди основных прав и свобод человека, традиционно трактующихся как неотчуждаемые и данные каждому от рождения, выделяют категорию «абсолютные права человека».
В русской юридической литературе начала XX столетия практически не употреблялся термин «основные права»1, однако понятие
1 Мартене Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 327.
© Лебединец И. Н., 2017
* Лебединец Инна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
«абсолютные права» уже существовало2, Н. М. Коркунов трактовал их как «права против всех и каждого»3. Еще в конце XIX в. он писал, что для сторонников существования абсолютного права абсолютные права человека — это прирожденные права, не зависимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосновенные для власти4.
Первым международно-правовым документом, определяющим категорию «абсолютные права человека», является Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В части 1 ст. 4 документа предусматривается возможность государства во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту, но только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государства по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. И если государство использует такое право отступления, оно должно немедленно информировать другие государства, участвующие в Пакте, о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению (ч. 3 ст. 4).
Однако те чрезвычайные обстоятельства, о которых идет речь в ч.1 указанной статьи, не могут служить основанием для каких-либо отступлений от статей, гарантирующих основные права человека (ч. 2 ст. 4).
Таким образом, абсолютные права человека — это те права, которые не могут быть ограничены во время чрезвычайного положения в государстве. Не могут быть ограничены право на жизнь (ст. 6), свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоин-
ство обращения и наказания (ст. 7), свобода от рабства или подневольного состояния (ст. 8); никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11), никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, если в момент его совершения по внутригосударственному законодательству или международному праву такое деяние не являлось уголовно наказуемым (ст. 15), не могут быть ограничены право на признание правосубъектности за лицом независимо от его местонахождения (ст. 15) и свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
Таким образом, свобода совести является абсолютным правом человека. Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога.
Свобода совести в этическом плане — «это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл — как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии. Она может выражаться, по крайней мере, в трех вариантах:
1) человек может верить в бога, исповедовать какую-либо религию (свобода вероисповедания);
2) не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально;
3) может быть атеистом, т.е. человеком не только не исповедующим никакой религии, но и отрицающим всякое существование бога и отвергающим любую религию в целом»5.
2 См., например: Виноградов П. Г Государственный строй Англии // Политический строй современных государств : сб. статей. СПб., 1905. Т. 1. С. 230 ; КоркуновН. М. Русское государственное право. 3-е изд., перераб. СПб., 1899. Т. 1 : Введение и общая часть. С. 419 ; Райхер В. К. Абсолютные и относительные права // Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института. Вып. 1 (25). Л., 1928. С. 273—306.
3 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 150.
4 Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893. С. 419.
5 Фроловцева А. Свобода совести в современных условиях // Общество. 1999. № 11. 6 июня.
Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода совести служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь6. Свобода совести и свобода вероисповедания — понятия не тождественные. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.
В соответствии со ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
Однако и Пакт, и Европейская конвенция указывают, что свобода исповедовать религию или убеждения может подлежать ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Можно привести несколько достаточно неоднозначных примеров таких ограничений.
Секта «Аум Сенрикё»7 — это новое религиозное движение возникло в Японии в 1984 г. и было основано Сёко Асахарой. Группа добилась мировой известности в 1995 г., совершив зариновую газовую атаку в токийском метро.
В конце 80-х гг. прошлого века филиалы «Аум Сенрикё» возникли в США, Германии, Шри-Ланке. Летом 1992 г. был официально зареги-
стрирован и начал работу российский филиал «Аум Сенрикё». В 1994 г. в Управлении юстиции г. Москвы зарегистрировано московское религиозное объединение «Учение Истины Аум». До 1995 г. в Москве насчитывалось шесть его центров. По гражданскому иску в отношении московских организаций «Аум» вынесено судебное решение о прекращении их деятельности и наложен штраф на сумму 2,5 млрд руб. Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении руководителей религиозных организаций «Аум Сенрикё».
В Японии после теракта в метро в отношении Сёко Асахары и его ближайших сподвижников возбуждено уголовное дело. Суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений и в 2004 г. приговорил его к смертной казни.
В декабре 2001 г. во Владивостоке состоялся суд над группой российских последователей «Аум Сенрикё». Ее участники планировали совершение терактов в японских городах с целью добиться освобождения из тюрьмы Сёко Асахары.
В настоящий момент «Аум Сенрикё» причислена к числу террористических групп в США, Канаде и Европейском Союзе.
В качестве другого примера можно привести достаточно многочисленную секту Свидетелей Иеговы. По состоянию на 2008 г. количество активных членов организации насчитывало около 7 млн человек. По всему миру существует более 100 тыс. собраний. Проповедь ведется в 236 странах и территориях. В это число входят 30 стран, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена. Среди них Китай, Северная Корея, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Саудовская Аравия, Иран, Ирак и др.
В Узбекистане на деятельность Свидетелей Иеговы наложен запрет. В этой стране Свидетелей Иеговы преследуют в судебном порядке в связи с тем, что законодательство Узбекистана запрещает прозелитизм, религиозные встречи незарегистрированных групп, ввоз литературы незарегистрированных групп.
В Туркменистане Свидетелям Иеговы, как и всем другим религиозным течениям, кроме Православной церкви и мусульман-суннитов,
6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.
7 Аум — священная мантра, означающая постоянство, Сенрикё — в переводе с японского — Учение Истины. «Аум Сенрикё» — это организация, которая ищет буддийскую истину во всех мировых религиях.
отказывают в регистрации8. Имели место случаи, когда адептов секты приговаривали к тюремному заключению за отказ проходить военную службу.
Вместе с тем отношение к секте Свидетелей Иеговы в обществе весьма неоднозначно. В ряде городов России деятельность организации юридически запрещена или оспаривается в суде. Например, в Москве деятельность Свидетелей Иеговы как деструктивной секты запрещена, в отношении чего были вынесены судебные решения. Однако в других городах России, в том числе дальневосточных, иеговисты чувствуют себя достаточно комфортно. Примером тому может служить съезд Свидетелей Иеговы, открыто и официально проходивший в Хабаровске 31 июля — 1 августа 2010 г. При этом часть литературы, как поясняет представитель отдела по борьбе с экстремизмом УВД по Хабаровскому краю, распространяемой сектой, входит в список экстремистской9.
Минюст России подал иск о запрете деятельности организации Свидетелей Иеговы 17 марта 2017 г. Основанием этого служит проведенная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения. На протяжении нескольких лет длятся судебные разбирательства, касающиеся хранения и распространения литературы экстремистского содержания. В связи с этим власти России считают, что члены этой организации несут угрозу для государства.
Рассмотрение дела Верховным Судом РФ было назначено на 5 апреля 2017 г. В случае признания Верховным Судом РФ представленных доказательств достаточными и приемлемыми, деятельность секты может быть запрещена по всей территории России10.
6 апреля 2017 г. Верховный Суд РФ продолжил процесс по иску Минюста России о ликвидации и запрете головной организации Свидетелей Иеговы в России, а также о признании
ее деятельности экстремистской. Также Министерство настаивает на конфискации имущества Управленческого центра Свидетелей Иеговы и обращении его в доход государства.
Минюст России, в частности, вменяет Свидетелям Иеговы в вину отказ от переливания крови. Как заявила представитель Министерства Светлана Борисова, «проводилась экспертиза информационных брошюр Свидетелей Иеговы, и специалисты пришли к выводу, что содержащаяся в них информация представляет угрозу для здоровья». Она сослалась на случай, когда больному ребенку отказались переливать кровь, поскольку это противоречило религиозным взглядам его родителей, членов организации Свидетелей Иеговы.
Между тем юрист организации отметил, что отказ от переливания крови не является экстремизмом — такого деяния в законе о противодействии экстремистской деятельности нет. Он заметил, что Минюст привел в пример только единичный случай, когда врачи предложили родителям два альтернативных способа лечения, один из которых предусматривал переливание крови. Но родители захотели лечить ребенка медикаментами11.
По мнению Министерства юстиции РФ, деятельность Свидетелей Иеговы порождает угрозу защите прав и интересов общества и общественной безопасности. Решениями судов 95 брошюр Свидетелей Иеговы были признаны экстремистскими, так же, как и деятельность восьми организаций в регионах России.
До вынесения Верховным Судом РФ окончательного решения по распоряжению Минюста работа центра Свидетелей Иеговы приостановлена.
И еще один пример. Церковь сайентологии12 — международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпили-
8 Запрет на регистрацию наводит на мысль: а не является ли этот факт ограничением свободы совести?
9 Приамурские ведомости. № 113 (7165), 2010. 4 авг.
10 Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. № АПЛ17-216 решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г., согласно которому рассматриваемая религиозная организация и входящие в ее структуру местные религиозные организации были ликвидированы, было оставлено без изменений (прим. гл. ред.).
11 По информации агентства «РИА Новости». См.: URL: Ria.ru.
12 Сайентология от англ. cientology, от лат. scio и от древ.греч. Aöyoq — знание знания).
рованных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху.
По утверждениям самой Церкви сайентологии, она имеет 3 200 общин, миссий и групп в 154 странах. В 1998 г. заявлялось о 125 странах. По данным 2002 г., штат сотрудников составляет 13 тыс. человек. Среди членов и сторонников Церкви сайентологии были и есть некоторые известные деятели культуры.
В России «Сайентологическая церковь Москвы» и «Церковь сайентологов Санкт-Петербурга» ликвидированы по решению судов. Так, 12 июля 2007 г. городской суд Санкт-Петербурга по обращению прокуратуры города прекратил существование городской общественной организации «Сайентологический центр». Согласно итогам проверки, проводившейся Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, организация систематически нарушала действующее законодательство, поскольку Центр занимался образовательной деятельностью на платной основе, не имея необходимой лицензии, хотя в уставных документах было указано, что он создавался для пропаган-дирования идей и учений, изобретенных Роном Хаббардом. Прокуратура установила, что организация также проводила обряды «одитинга» и «очищения», которые считаются практическим применением положений учения Хаббарда, а не пропагандой его идей. Кроме того, сектанты использовали несовершеннолетних, занимались «незаконным сбором информации о частной жизни» (бесплатный «тест на стресс»). Также центр нарушал налоговое, финансовое и трудовое законодательство. Верховный Суд РФ оставил это решение в силе13.
В США сайентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Великобритании Верховным судом Церковь сайентологии фактически признана религиозной организацией.
В Бельгии, Германии, Израиле, Ирландии, Канаде, Люксембурге, Мексике, Филиппинах и Франции организации не имеют сопоставимого религиозного статуса.
Сайентологию считают одной из самых конфликтных организаций, многочисленные судебные процессы с участием сайентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов, как на саму организацию, так и на ее критиков.
26 сентября 1997 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон), вызвавший в свое время ожесточенные споры не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие, в том числе правозащитники и религиоведы, возражали против вступления этого Закона в силу, указывая на то, что он противоречит действующей российской Конституции и международным документам о правах человека. Сторонники же Закона, которых тоже оказалось немало, напротив, утверждали, что ограничения свободы совести, вводимые Законом, правомер-ны,поскольку направлены на охрану психического, физического и нравственного здоровья россиян и на сбережение культурной самобытности России.
Часть 1 ст. 3 Закона устанавливает: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта формулировка повторяет ст. 28 Конституции РФ, где раскрывается содержание свободы совести, и находится в соответствии с нормами ст. 18 Всеобщей декларация прав человека 1949 г., п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
А в пункте 1 ст. 4 Закона провозглашается, что религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Кроме того, здесь в соответствии со ст. 14 Конституции указывается, что Россия — светское государство и что в нашей стране никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
13 Цыганов А., Матвеева Н. Сайентологов ликвидировали как организацию // Коммерсантъ. С-Петербург. № 215 (3791). 2007. 22 нояб.
Закон содержит и нормы об ответственности религиозных объединений. Статья 14 Закона предусматривает возможность приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи, религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона являются:
— нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
— действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
— принуждение к разрушению семьи;
— посягательство на личность, права и свободы граждан;
— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
— воспрепятствование получению обязательного образования;
— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
— воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий и т.д.
Органы прокуратуры РФ, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы (ч. 3 ст. 14 Закона).
Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ч. 7 ст. 14 Закона).
В случае если в деятельности религиозного объединения или организации имеются основания, предусмотренные ст. 14 Закона, то функционирование такой организации (объединения) должно быть в судебном порядке прекращено. Свобода заканчивается тогда, когда начинает посягать на права других, или, как было закреплено в ст. 4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., «свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2002.
2. Виноградов П. Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств : сб. статей. — СПб., 1905. — Т. 1.
3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1909.
4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. — СПб., 1893.
5. Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — СПб., 1882. — Т. 1.
6. Райхер В. К. Абсолютные и относительные права // Известия экономического факультета Ленинградского политехнического института. — Вып. 1 (XXV). — Л., 1928.
7. Фроловцева А. Свобода совести в современных условиях // Общество. — № 11. —1999. — 6 июня.
8. Цыганов А., Матвеева Н. Сайентологов ликвидировали как организацию // Коммерсантъ. С-Петербург.— № 215 (3791). — 22.11.2007.
Материал поступил в редакцию 12 апреля 2017 г.
FREEDOM OF CONSCIENCE IS THE ABSOLUTE RIGHT OF EVERY AND EACH INDIVIDUAL (THE WAY THE FREEDOM OF CONSCIENCE IS SUBSTITUTED BY FREEDOM OF MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS)
LEBEDINETS Inna Nikolaevna— PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law,
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
Liberty has never come from Government. Liberty has always come from the subjects of it. The history of liberty is a history of limitations of governmental power, not the increase of it.
W. Wilson. 28-th President of the United States
Abstract. The article covers one of the main (or absolute) human rights - freedom of conscience in its narrower interpretation — religious freedom. The author examines the theoretical substantiation of the definition of "absolute human rights", analyzes international legal instruments aimed at the protection of human rights and fundamental freedoms, the possibility of limiting the freedom of conscience, as provided for in these documents. The author also considers Russia's national legislation on religious organizations; gives examples of some religious associations (organizations), whose activities are prohibited or restricted in Russia and other countries.
Keywords: absolute human rights, freedom of conscience, freedom of religion, extremist activity, restriction of fundamental rights and freedoms, the International Covenant on Human Rights, the European Convention on Human Rights, sect, religious association
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. — M., 2002.
2. Vinogradov P. G. Gosudarstvennyj stroj Anglii // Politicheskij stroj sovremennyh gosudarstv : sb. statej. — SPb., 1905. — T. 1.
3. KorkunovN. M. Lekcii po obshhej teorii prava. — SPb., 1909.
4. Korkunov N. M. Russkoe gosudarstvennoe pravo. — SPb., 1893.
5. Martens F. F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo civilizovannyh narodov. — SPb., 1882. — T. 1.
6. Rajher V. K. Absoljutnye i otnositel'nye prava // Izvestija jekonomicheskogo fakul'teta Leningradskogo politehnicheskogo instituta. — Vyp. 1 (XXV). — L., 1928.
7. Frolovceva A. Svoboda sovesti v sovremennyh uslovijah // Obshhestvo. — № 11. —1999. — 6 ijunja.
8. CyganovA, Matveeva N. Sajentologov likvidirovali kak organizaciju // Kommersant#. S-Peterburg.— № 215 (3791). — 22.11.2007.