Научная статья на тему 'Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации'

Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5997
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / CONSCIENCE / RELIGION / RELIGIOUS ASSOCIATION / LIMITATION OF RIGHTS / TOLERANCE / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна

Рассматривается право на свободу совести и свободу вероисповедания, проводится соотношение этих понятий, анализируются возможные ограничения прав в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Right to Freedom of Conscience and Freedom of Religion in the Russian Federation

The article discusses the right to freedom of conscience and freedom of religion is the relation of these concepts, the possible limitation of rights in this area.

Текст научной работы на тему «Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 42-46.

УДК 342

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.42-46

ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

М. А. БУЧАКОВА (M. A. BUCHAKOVA)

Рассматривается право на свободу совести и свободу вероисповедания, проводится соотношение этих понятий, анализируются возможные ограничения прав в данной сфере.

Ключевые слова: совесть; вероисповедание; религиозное объединение; ограничение права; толерантность; экстремизм.

The article discusses the right to freedom of conscience and freedom of religion is the relation of these concepts, the possible limitation of rights in this area.

Key words: conscience; religion; religious Association; limitation of rights; tolerance; extremism.

Конституционно-правовой принцип свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации является необходимой предпосылкой формирования духовной сферы жизни общества, возрождения и развития нравственных и культурных ценностей и традиций многонационального народа. Конституция РФ, устанавливая положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, также закрепляет идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя. Согласно ст. 28 Основного Закона «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1].

В соответствии с Конституцией, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести) [2] в Российской Федерации была

© Бучакова М. А., 2017

сформирована модель государственно-церковных отношений, предоставившая широкие права верующим гражданам и являющаяся основой российского законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания. Законом закреплены взаимоотношения религиозных объединений и государства, которые на протяжении двадцати лет реализуются в правоприменительной деятельной уполномоченных субъектов. За этот период роль религии и религиозных объединений, их влияние на духовную жизнь общества в России существенно возросли. В настоящее время усложнилась структура деятельности религиозных объединений, их взаимоотношений между собой и с государством.

Однако практика осуществления положений Закона о свободе совести свидетельствует об имеющихся проблемах и противоречиях. Казалось бы, самое простое - это понятийный аппарат, применяемый в данной сфере. В Конституции закреплены понятия «свобода совести», «свобода вероисповедания», в 125-ФЗ используются термины «свобода совести» и «религиозные объединения»,

однако не разъясняется, что понимается под свободой совести и как соотносятся свобода совести и свобода вероисповедания.

Проблема соотношения свободы совести и свободы вероисповедания, их законодательное регулирование чрезвычайно важны в условиях глобализации и интернационализации общественных отношений. Одновременное усиление в современном мире меж-цивилизационных и межконфессиональных противоречий предполагает поиск и разработку организационных, правовых и политических инструментов, направленных на создание обстановки толерантного сосуществования представителей разных религий, а также на противодействие экстремистским высказываниям и действиям по разжиганию национальной и религиозной вражды. И законодатель в таких условиях должен обеспечить эффективное функционирование институтов в области обеспечения свободы совести, в том числе в части конкретизации и разработки понятийного аппарата.

Совесть как философское понятие - это внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли. В культурно-историческом аспекте совесть, согласно философскому словарю, рассматривается как категория, складывающаяся в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля [3]. При этом она воспринимается не как ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятора совесть ориентирует на исполнение указанного совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований [4]. Современные исследователи определяют совесть как способность индивидуума осуществлять за своими действиями нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены [5]. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация), оп-

ределила базовые права человека. В ст. 18 Декларации закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком». При этом свобода вероисповедания выступает как право исповедовать и практиковать любую религию. Таким образом, в международно-правовом аспекте свобода совести - более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Между тем в ретроспективном аспекте значение понятия «свобода вероисповедания» расширялось.

Так, в Конституции СССР 1977 г. ст. 55 гарантировала гражданам право самостоятельно выбирать, исповедовать им или нет ту или иную религию. Она также предоставляла возможность вести антирелигиозную пропаганду и отправлять различные культы. Эти же положения нашли закрепление в ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г. В рассматриваемой сфере в тот период действовали Закон СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» [6], а также Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» [7]. В Законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях» закреплялось: «В соответствии с правом на свободу каждый гражданин самостоятельно определяет своё отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии» [8]. В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г. «свобода вероисповеданий включает право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства» [9]. Сравнительно-правовой анализ этих определений свидетельствует, что между ними нет каких-либо различий. В настоящее время понятие «свобода вероисповедания» рассматривается как равнопоряд-ковое понятию «свободы совести», однако

не равнозначное ему. Различие в терминологии в рассматриваемой сфере позволяет поставить вопрос о закреплении данных понятий в действующем законодательстве.

Свобода совести и вероисповедания означает невмешательство государства в религиозную жизнь граждан и деятельность религиозных объединений. И. Н. Вишнякова отмечает: «Религия есть частное дело каждого человека, дело его личного внутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть... не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека» [10]. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, Закон о свободе совести далёк от совершенства. Более того, Российская Хель-синская группа ратует за его отмену. Её представители, а также представители ряда международных организаций считают, что таким образом нарушается свобода совести в России, складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания.

В нашей стране действуют различные религиозные организации: согласно статистическим данным, их насчитывается более 28 000 [11]. Все они представляют собой устойчивые коллективные образования со своими целями, задачами и функциями, а также практическими средствами их реализации. Функционирование религиозного объединения, его внутренняя организационная структура, система управления, процедуры отправления религиозного культа, символика, традиции и обычаи, характер деятельности определяются, как правило, особенностями вероучения. Ещё в советское время учёные выделяли религиозные объединения в особый вид коллективных субъектов права, действующих на основе добровольности и самоуправления, подчёркивая цель их деятельности - исповедование той или иной религии и отправление религиозных культов [12].

Религиозные объединения, в соответствии с Законом о свободе совести, подразделяются на две организационно-правовые формы: религиозная группа и религиозная организация. В данном законе достаточно подробно определяются права, обязанности, условия деятельности религиозных органи-

заций. В соответствии с Гражданским кодексом РФ они наделяются правами юридического лица и действуют в качестве некоммерческой организации. Будучи юридическим лицом, религиозная организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Если религиозные группы уведомляют органы местного самоуправления о начале своей деятельности, то религиозная организация подлежит обязательной государственной регистрации. Вместе с тем согласно ст. 7 Закона о свободе совести религиозные группы «имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Они не наделяются правами юридического лица, отсутствуют требования к порядку их образования. В Законе о свободе совести говорится лишь о необходимости уведомления, представляемого в публичные органы, в случае начала совершения богослужения и других религиозных обрядов и церемоний. Данная организационно-правовая форма закрепляется в рассматриваемом законе, что позволяет говорить о её существовании. Однако в правовом отношении религиозная группа беззащитна в случае нарушения её прав и необходимости их защиты в судебном порядке. Группы не имеют общего имущества, его предоставляют для богослужений их участники. Волеизъявление по созданию религиозной организации может быть осуществлено группой в общем порядке. До недавнего времени для религиозной группы действовал 15-летний срок её функционирования, по истечении которого она могла зарегистрироваться в качестве религиозной организации. Европейский суд по правам человека (далее -ЕСПЧ) в Постановлении от 1 октября 2009 г. по делу «Кимля и другие против России» признал данное требование Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не соответствующим Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [13].

Законодатель, устанавливая права и обязанности, порядок создания, деятельности, ликвидации религиозных объединений, исходит в первую очередь из необходимости обеспечения баланса интересов и прав различных субъектов на свободу совести и ве-

роисповедание, а также защиты личности, общества и государства. Потребность в поиске оптимального соотношения в обществе интересов различных религиозных объединений и индивидов по вопросам свободы совести объясняется тем, что данная свобода отдельными субъектами иногда понимается чрезвычайно широко, что ведёт к появлению идей экстремистского характера, а деятельность религиозных объединений их пропагандирующих, имеет деструктивный характер и ведёт к возникновению национальной, религиозной вражды. Принудительная ликвидация религиозных организаций, приостановление их деятельности предусмотрены законом. Так, согласно ст. 14 Закона о свободе совести деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация ликвидирована и осуществлён запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке является нанесение установленного, в соответствии с законом, ущерба нравственности, здоровью граждан. Сюда входит в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий. Аналогичные ограничения предусмотрены и при осуществлении миссионерской деятельности.

Анализ правоприменительной деятельности свидетельствует, что в России имеются факты ликвидации религиозных объединений по указанным основаниям. Так, в апреле 2017 г. Верховный Суд РФ удовлетворил иск Минюста РФ о ликвидации и запрете деятельности на территории страны Свидетелей Иеговы, ликвидации её 395 местных отделений и конфискации их собственности. Причиной ликвидации послужило признание экстремистскими 95 книг, распространяемых организацией.

Противодействие экстремистской деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [14], осуществляется по двум основным направлениям: принятие профилактических

мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Согласно же ст. 13 данного закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением.

Вместе с тем в правоприменительной практике при решении вопроса об ограничении свободы совести выявляется ряд проблем, связанных с оценкой предоставляемых фактов при решении вопроса о принудительной ликвидации религиозной организации. В частности, речь идёт о недостатке профессиональных экспертов по религиоведческой литературе, способных осуществить проверку на предмет признания литературы экстремистской, оценку высказываний представителей религиозных организаций, что приводит к нарушениям в области свободы совести и вероисповедания. В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» отмечается: «Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. Не является возбуждением ненависти или вражды высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных

или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах, не преследующих подобной цели» [15].

Следует отметить, что эффективность контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях в немалой степени зависит от правильного понимания социального и правового характера религиозных объединений. Совместное исповедание и распространение веры - главная цель деятельности религиозного объединения, в ходе осуществления которой должна учитываться культура толерантности межэтнических взаимоотношений. Государственный механизм реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания должен обеспечивать защищённость основных прав и свобод граждан, содействовать укреплению взаимопонимания и сотрудничества представителей разных конфессий, стабильности общества и единству российской нации.

1. Конституция Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 39. -Ст. 4465.

3. Философский энциклопедический словарь // гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М., 1983. -830 с.

4. Лихачев Д. С. Русская культура. - М., 2000. -440 с.; Назаретян А. П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия (поле-

мические заметки) // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 152-160; Апресян Р. Г. «Совесть» // Этика : энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М., 2001. - С. 449-451.

5. Там же.

6. О свободе совести и религиозных организациях : Закон СССР от 1 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990. -№ 12. - Ст. 240.

7. О свободе вероисповеданий : Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 21. - Ст. 240.

8. О свободе совести и религиозных организациях : Закон СССР от 1 октября 1990 г. // Там же.

9. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Там же.

10. Вишнякова И. Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. -С. 5.

11. Россия в цифрах 2016 : крат. стат. сб. / Рос-стат. - М., 2016. - 543 с.

12. Бахрах Д. Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. - 1986. - № 2. - С. 44.

13. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кимля и другие против России» от 9 июня 2005 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2010. -№ 4.

14. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Российская газета. - 2002. -30 июля.

15. Российская газета. - 2011. - 4 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.