DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10753 КУЛАЖНИКОВ Вадим Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России,
e-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ПРАВА
Аннотация. Статья посвящена вопросам международно-правового регулирования противодействия финансированию терроризма. Автор рассматривает международно-правовые акты в области противодействия финансированию терроризма. Исследуется национальное законодательство и правоприменительная практика в данной области. Предлагаются меры по совершенствованию уголовно-правовых норм об ответственности за финансирование терроризма.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, финансирование терроризма, национальная безопасность, международное право, уголовное право.
KULAZHNKOV Vadim Vladimirovich,
PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of State Law and Civil Law Disciplines of theVladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
COUNTERTING THE FINANCING OF TERRORISM: PROBLEMS OF INTERNATIONAL AND RUSSIAN LAW
Annotation: The article is devoted to the issues of international legal regulation of countering the financing of terrorism. The author examines international legal acts in the field of countering the financing of terrorism. The national legislation and law enforcement practice in this area is studied. Measures are proposed to improve the criminal law provisions on liability for the financing of terrorism.
Key words: terrorism, terrorist activity, countering terrorism, financing of terrorism, national security, international law, criminal law.
На сегодняшний день крайне актуальным является укрепление международного сотрудничества в поддержании законности и правопорядка на основе верховенства права [11, с. 183]. Мир и безопасность на Планете в значительной степени зависят от того, насколько усилия мирового сообщества, направленные на предотвращение, пресечение и наказание терроризма и любых форм его финансирования, окажутся эффективными не только на международном, но и на внутригосударственном уровнях. Важно осознавать, что современная тенденция распространения терроризма по всему миру ставит все новые задачи в сфере разработки и внедрения инновационных методов противодействия терроризму как комплексному явлению [10, с. 43].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Организация Объединенных наций (далее -ООН) активизировала деятельность по борьбе с преступлениями террористической направленности в 1972 г., учредив первый Специальный комитет по международному терроризму, при содействии которого 6 декабря 1994 г. была принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [1], предписывающая государствам выполнять свои обязательства по Уставу ООН и другим положениям международного права в отношении борьбы с международным терроризмом для скорейшей и окончательной его ликвидации (п. 5). Программным международным нормативным правовым актом, ориентированным на противодействие финансированию терроризма, является Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая ООН 9
декабря 1999 г. [3] (далее - Конвенция о борьбе с финансированием терроризма), устанавливающая обязанность государств-ее участников принимать такие меры, какие могут оказаться необходимыми, в том числе, в соответствующих случаях в области внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы преступные деяния, подпадающие под действие настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким бы то ни было соображениям (ст. 6).
Конвенция о борьбе с финансированием терроризма также обязывает государства, признающие ее, принимать в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях финансирования терроризма (ст. 8).
В Конвенции о борьбе с финансирование терроризма разработан комплекс мер, направленных на расширение сотрудничества государств в анализируемой области, среди которых:
1) изменение, при необходимости, их внутреннего законодательства для воспрепятствования или противодействия подготовке в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений на их территории или за ее пределами (ч. 1 ст. 18);
2) принятие мер по наблюдению за работой всех агентств, осуществляющих денежные переводы, а также по выявлению или отслеживанию физического перемещения наличных средств и оборотных документов на предъявителя через границу (п. «а», «б» ч. 2 ст. 18);
3) обмен точными и проверенными данными в соответствии с их внутренним законодательством и координации административных и других мер, принимаемых, когда это необходимо, в целях предупреждения совершения терроризма и его финансирования (ч. 3 ст. 18);
4) обмен информацией через Международную организацию полиции (Интерпол) (ч. 4 ст. 18);
5) направление государством-участником, в котором предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщения в соответствии со своим внутренним законодательством или применимыми процедурами об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю ООН, который направляет эту информацию другим государствам-участникам (ст. 19);
6) оказание государствами-участниками максимальной помощи друг другу в связи с уголовными расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи в связи с престу-
плениями, признаваемыми финансированием терроризма (ст. 12).
Регулируются нормами международного права и иные вопросы взаимной правовой помощи или выдаче в целях борьбы с терроризмом [2]. Следует признать, что в настоящее время противодействие финансированию терроризма является «одной из наиболее актуальных стратегических задач, стоящих как перед Россией, так и перед всем цивилизованным миром» [8, с. 3]. Исследователи констатируют, что опыт мирового сообщества по борьбе с террористической деятельностью показывает, что именно финансовая самодостаточность терроризма является одной из наиболее острых проблем, возникающих при противодействии ему со стороны правоохранительной системы [9, с. 71].
Российская Федерация демонстрирует приверженность расширению сотрудничества борьбе с терроризмом, в т.ч. с его финансированием, принимая активное участие в деятельности международных организаций, ратифицируя соответствующие конвенции и соглашения, а также имплементируя их положения национальным законодательством. Подобная позиция нашего государства была убедительно продемонстрирована в процессе разработки и принятия Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 14 июня 2001 г. [4] (далее
- Шанхайская конвенция). Одним из программных положений Шанхайской конвенции по праву может быть отмечено отраженное в п. 5 ст. 6 принятие на себя обязанности государствами - ее участниками по принятию мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения деяний, признаваемых актами терроризма, сепаратизма или экстремизма.
Принятие Российской Федерацией обязательств перед мировым сообществом по противодействию террористической деятельности послужило побудительным мотивом признания финансирования терроризма уголовно-противоправным деянием, направленным против общественной безопасности. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 5 октября 2009 г. повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций было отмечено в качестве одной из основных тенденций современного терроризма (пп. «е» п. 1) [7]. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее
- УК РФ) в ч. 4 ст. 205.1 устанавливает ответственность за финансирование терроризма, наравне с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
совершением преступлений террористической направленности или руководством их совершением [5]. При этом под финансированием терроризма, согласно примечанию к ст. 205.1 УК РФ, понимается:
- предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений (статьи перечислены в примечании);
- предоставление или сбор средств для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из перечисленных преступлений;
- предоставление или сбор сред для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из преступлений, перечисленных в данной части приложения [5].
За финансирование терроризма УК РФ предусмотрены суровые меры наказания - лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненное лишение свободы [5].
Уголовная ответственность за финансирование терроризма - ответная реакция государства на совершение данного преступления, реализуемая в рамках уголовно-правовых охранительных отношений, в то же время с полной ответственностью можно утверждать, что противодействие данному преступлению наиболее эффективно до его совершения, т.е. в форме превенции. С целью противодействия финансированию терроризма, по мнению автора, следует, прежде всего, расширить перечень мер, указанных в ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [6], включив в этот перечень такую форму финансового мониторинга, как контроль за движением денежных средств посредством обезличенных переводов, вплоть до полной идентификации участников электронных платежей или запрета банковских операций с анонимными лицами. На целесообразность введения данной меры указывают, в частности, С.Ю. Богомолов [8, с. 198], В.В. Ульянова [12, с. 9].
Представляется, что и уголовное законодательство Российской Федерации не должно оставаться в стороне от проблем усиления ответственности за финансирование терроризма, повлекшее наступление реальных последствий. Для достижения подобного правового положения (прежде всего, в контексте соответствия международным
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
нормам) следует дополнить ст. 205.1 УК РФ ч. 5 следующего содержания: «5. Финансирование международного терроризма» с указанием на подлежащие применению виды наказания. Правовая основа противодействию финансированию терроризма, представленная в национальном законодательстве подобным образом, будет соответствовать международной доктрине и правовым мирового сообщества установкам в борьбе с терроризмом.
Список литературы:
[1] Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята Резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1994 // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 90-94.
[2] Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом. Принята на пятой Конференции министров юстиции франкоязычных стран Африки 16.05.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://un.org (дата обращения: 31.07.2020).
[3] Международная Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма. Принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/ intemational_conv.pdf (дата обращения: 31.07.2020).
[4] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14.06.2001 // Собрание законодательства РФ. 13.10.2003. № 41. Ст. 3947.
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.07.2020).
[6] Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 20.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.07.2020).
[7] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 05.10.2009 // Российская газета. № 198. 20.10.2009.
[8] Богомолов С.Ю. Ответственность за финансирование терроризма: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - Н.-Новгород, 2016. - 253 с.
[9] Вахрушев Г.Е. Международно-правовое регулирование противодействия финансирова-
нию терроризма // Бизнес в законе. 2013. № 3. - С. 65-71.
[10] Павшукова А.Ю. Международно-правовые аспекты регулирования борьбы с финансированием терроризма [Электронный ресурс] // Оригинальные исследования (ОРИС). 2020. Т. 10. № 7. - С. 36-45. - Режим доступа: URL: http://www. ores.su original-research.ru (дата обращения: 31.07.2020).
[11] Рыжов В.Б. Международная преступность: понятие, доктринальное и правовое обоснование методов противодействия ей на современном этапе // Образование и право. 2018. № 4. - С.183-192.
[12] Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2010. - 184 с.
Spisok literatury:
[1] Deklaraciya o merah po likvidacii mezhdunarodnogo terrorizma. Prinyata Rezolyuciej 49/60 General'noj Assamblei OON ot 09.12.1994 // Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. T. 3. - M.: Moskovskij nezavisimyj institut mezhdunarodnogo prava, 1997. - S. 90-94.
[2] Konvenciya o vzaimnoj pravovoj pomoshchi i vydache v celyah bor'by s terrorizmom. Prinyata na pyatoj Konferencii ministrov yusticii frankoyazychnyh stran Afriki 16.05.2008 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://un.org (data obrashcheniya: 31.07.2020).
[3] Mezhdunarodnaya Konvenciya OON o bor'be s finansirovaniem terrorizma. Prinyata Rezolyuciej 54/109 General'noj Assamblei OON ot 9.12.1999 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// eurasiangroup.org/ru/restricted/international_conv. pdf (data obrashcheniya: 31.07.2020).
[4] Shanhajskaya konvenciya o bor'be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom ot 14.06.2001
// Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.10.2003. № 41. St. 3947.
[5] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii / Federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ (v red. ot 31.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 31.07.2020).
[6] Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 №115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» (v red. ot 20.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.consult-ant.ru (data obrashcheniya: 31.07.2020).
[7] Koncepciya protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii, utverzhdennaya Ukazom Prezi-denta RF ot 05.10.2009 // Rossijskaya gazeta. № 198. 20.10.2009.
[8] Bogomolov S.YU. Otvetstvennost' za finan-sirovanie terrorizma: ugolovno-pravovoe i kriminolog-icheskoe issledovanie: dis. ... kand. yurid. nauk. -N.-Novgorod, 2016. - 253 s.
[9] Vahrushev G.E. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma // Biznes v zakone. 2013. № 3. - S. 6571.
[10] Pavshukova A.Yu. Mezhdunarodno-pravo-vye aspekty regulirovaniya bor'by s finansirovaniem terrorizma [Elektronnyj resurs] // Original'nye issle-dovaniya (ORIS). 2020. T. 10. № 7. - S. 36-45. -Rezhim dostupa: URL: http://www.ores.su original-re-search.ru (data obrashcheniya: 31.07.2020).
[11] Ryzhov V.B. Mezhdunarodnaya prestup-nost': ponyatie, doktrinal'noe i pravovoe obosnovanie metodov protivodejstviya ej na sovremennom etape // Obrazovanie i pravo. 2018. № 4. - S. 183-192.
[12] Ul'yanova V.V. Protivodejstvie finansirovaniyu terrorizma: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Ekaterinburg, 2010. - 184 s.
\
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
V.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020