УДК 330
Дата направления в редакцию: 15-12-2019 Дата рецензирования: 16-12-2019 Дата публикации: 20-12-2019
Никитина Вера Сергеевна
Студент Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва эл.почта: [email protected]
Понявина Мария Борисовна
Научный руководитель, Доцент департамента политологии и массовых коммуникаций, Финансовый университет при
Правительстве РФ, Россия, г. Москва эл.почта: [email protected]
Nikitina Vera Sergeevna
Student of the Financial university
under the government of the Russian Federation,
Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Ponyavina Maria Borisovna
Scientific supervisor, Associate Professor of
the department of political science and mass
communications Financial university
under the government of the Russian Federation,
Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
ТЕРРОРИЗМ КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
TERRORISM LIKE AN INTERNATIONAL PROBLEM OF MODERN WORLD
Аннотация (на рус). В статье показана актуальность такой проблемы, как терроризм. В ней указаны последствия и масштабы, к которым приводят террористические действия. Приведены функции контртеррористического управления. Также приведена статистика террористических действий. Указаны меры борьбы, в частности Конвенции ООН и другие. Указаны основные районы, в которых процветает терроризм и основные их направления.
Ключевые слова: терроризм, безопасность, международный, территория, теракт, проблема.
Abstract (in Eng). The article shows the relevance of such a problem as terrorism. It identifies the consequences and scope of terrorist actions. The functions of counter-terrorism management are given. You can also see statistics of terrorist actions. Control measures are indicated, in particular OON convection and others. The main areas in which terrorism flourishes and their main directions are indicated.
Keywords: terrorism, safety, international, territory, attack, problem.
Начиная со второй половины XX столетия терроризм из внутренней проблемы национальных государств трансформировался в явление интернационального характера с проявлением наиболее агрессивных форм террористических угроз, повышением степени организованности террористической деятельности, использованием новейших технических средств массового уничтожения. Это резко увеличивает степень его общественной опасности и квалифицируется как фундаментальное глобальное зло человечества, используемое деструктивными силами как инструмент достижения определен-
ных политических целей.
Совершенно очевидно, что терроризм направлен на дезорганизацию власти и государственного управления, дестабилизацию общественного устройства той или иной страны, подрыв политической стабильности в обществе, нанесение экономического ущерба, нагнетание тотального чувства страха у населения и даже нацелен на создание собственного террористического государства под названием ИГИЛ [12, а 21].
Следует согласиться с мнением С.М. Ермакова, что терроризм представляет собой сверхпреступление, бороться с ко-
44 _
торым приходится не только с помощью действующего права, но и силовыми методами. Он относится к той области политической борьбы, для которой характерны насильственные формы и способы, экстремистская террористическая идеология, попрание любых норм как национального, так и международного права [10].
Противодействием разрастанию масштабов террористических вызовов и угроз в современном мире стало учреждение Контртеррористического управления Организации Объединенных Наций на основании резолюции 71/291 Генеральной Ассамблеи от 15 июня 2017 года. Его возглавил В.И. Воронков (Российская Федерация) на правах заместителя Генерального секретаря ООН [21].
Основные функции контртеррористического управления сводятся к тому, чтобы:
- направлять работу по выполнению антитеррористических мандатов Генеральной Ассамблеи, возлагаемых разными подразделениями системы ООН;
- улучшать координацию и обеспечивать согласованность действий членов Целевой группы Глобального договора ООН о координации контртеррористической деятельности;
- повышать эффективность помощи, оказываемой Организацией Объединенных Наций государствам-членам в деле укрепления их антитеррористического потенциала;
- привлекать внимание к антитеррористической деятельности Организации Объединенных Наций, распространять информацию о ней и активизировать работу по мобилизации ресурсов на ее финансирование;
- обеспечивать, чтобы борьбе с терроризмом уделялось должное внимание в деятельности всей системы Организации Объединенных Наций [12].
Действенность борьбы с международным терроризмом становится возможной
благодаря сформировавшемуся международно-правовому режиму противодействия террористической угрозе. Среди принятых документов - Европейская конвенция по борьбе с терроризмом (1977) [8], Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979) [17], Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997) [16]; Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) [18]; Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [15], Глобальная контртеррористическая стратегия (2006) [3] и др. Всего же к настоящему периоду принято 19 конвенций ООН, около 50 резолюций Совета Безопасности ООН, сотни документов других организаций, в т.ч. Совета Европы, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОДКБ и др. При этом, к сожалению, должного объединения усилий государств, направленных против террористических вызовов и угроз, так и не произошло.
На это указывает резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (№ 60/288 от 8.09.2006 года) под названием «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» [3]. В ней говорится о необходимости принятия государствами консолидированных мер, направленных на устранение условий, способствующих распространению терроризма, укрепление потенциала государств по предотвращению терроризма и повышение роли ООН в противодействии терроризму; обеспечение всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.
Такой подход диктуется разрастанием масштабов террористической угрозы. По данным Контртеррористического управления ООН, только в 2018 году было совершено 11 тысяч терактов более чем в ста странах мира, в которых было убито 25 тысяч человек, число раненых превысило 33 тысячи человек, экономический ущерб от этих терактов составил 90 млрд
долларов [2].
Приведенная статистика указывает на то, что современный терроризм -это та реальность, с которой сталкивается весь мир. Его главная особенность транснациональный, организованный характер. Терроризм в мировом масштабе ставит преграды для решения и без того сложных политических конфликтов в различных регионах мира (межнациональных, конфессиональных, региональных и др.), парализуя отношения между государствами, народами, конфессиями. Пример тому - Сирия, Ирак [1, с. 7-8].
К сожалению, террористы нередко пользуются негласной поддержкой властных структур отдельных стран, оказываемой им в целях реализации собственных геополитических интересов. Среди таковых - Аль-Каида, Джабхат Аль Нусра, Исламское государство Ирака и Леванта, Талибан и др. Все они отличаются исключительной жестокостью и являются достаточно массовыми. По некоторым данным, движение Талибан, к примеру, насчитывает 60 тыс. чел. Тысячами человек исчисляется террористическая организация Аль-Каида. Джабхад аль Нусра считается одной из самых смертоносных в мире террористических структур, на счету которой массовые расстрелы «неверных». Столь же масштабны преступления против человечности у террористической организации «Исламское государство Ирака и Аванта», осуществляющей насильственное распространение ислама, сопровождающееся многочисленными казнями, видеосъемки которых специально выкладываются в социальные сети, чтобы посеять всеобщий страх и ужас.
Глобальный характер терроризма однозначно подчеркивает его сращивание с организованными преступными группировками, в том числе мирового масштаба. Используя самые изощренные формы террористической деятельности (посягательства на лиц, пользующихся между-
_ 45
народной защитой; незаконный захват воздушных и морских судов; диверсии, убийства, захват заложников; поджоги и взрывы жилых зданий, вокзалов, общественных мест; вывод из строя объектов жизнеобеспечения (портов, гидросооружений, тоннелей, мостов и проч.), террористы располагают всеми необходимыми ресурсами - финансовыми, материальными, информационными, техническими и др [7, с. 15].
Террористы становятся более беспринципными, жестокими, исповедуя культ насилия, демонстрируя презрение и ненависть к этническим группам, религиям, языкам, национальностям и т.п. Наиболее опасен ныне технологический терроризм. Он рассчитан на применение или угрозу применения оружия массового уничтожения (ядерного, химического, бактериологического), радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозу захвата объектов, представляющих особо повышенную опасность для жизни и здоровья людей (например, атомные, промышленные установки).
В последние годы в мире наблюдается возрастание числа невзрывных терактов с использованием энергоинформационного оружия (СВЧ- и КВЧ-лучи), наркотических и одурманивающих веществ. Появились такие разновидности терроризма, как «наркотерроризм» и «наркодиверсия» («наркогеноцид»). При этом организаторы террористических групп вступают в преступную связь с наркоторговцами не только для извлечения денежных средств, но и для использования наркотических веществ при совершении терактов. На борьбу с этим злом требуется задействовать довольно внушительные ресурсы и средства.
Рассадником терроризма стали очаги напряженности в регионах Ближнего и Среднего Востока. Террористическая активность наблюдается в Центральной
46 _
Азии, в самом подбрюшье России. В Киргизии она обусловлена межклановыми противоречиями по линии «север - юг», сложной межнациональной ситуацией на юге страны, в Таджикистане вызвана последствиями гражданской войны 19921997 гг., постоянным накалом внутриполитической ситуации в Афганистане, скоплением здесь бежавших из Сирии бо-евиков-игиловцев, их натиском и воинственностью [12].
Для России в этой связи становится важным сопряжение усилий членов - участниц ОДКБ по обеспечению региональной безопасности и стабильности, противодействию попыткам международных террористических центров осуществить «перезагрузку» своей преступной деятельности после поражений на Ближнем Востоке. На счету ОДКБ - ежегодные операции «Канал» (пресечение незаконного оборота наркотиков) и «Нелегал» (борьба с нелегальной миграцией). Готовится новая операция «Наемник». Она предусматривает выявление лиц из ИГИЛ и их пособников. Ставится непростая задача укрепления границы Таджикистана с Афганистаном, где насчитывается более 70 тыс. боевиков из ИГИЛ, переместившихся из Сирии. Непростая обстановка настоятельно требует укрепления взаимодействия ОДКБ и ШОС по вопросам, представляющим взаимный интерес (это борьба с терроризмом, незаконной миграцией, оборотом оружия и наркотиков и т.д.).
Общеизвестно, что террористические организации располагают не только финансовыми, материальными, но и значительными информационными ресурсами в своей деятельности. Так, ИГИЛ контролирует ряд информационных агентств, печатных и электронных средств массовой информации Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, некоторых других стран. Помимо этого, распространяется печатная пропагандистская литература. Создана
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. масштабная разветвленная сеть Интернет-ресурсов - около 500 сайтов и большое количество аккаунтов в социальных сетях [24, с. 209].
Интернет превратился в основной инструмент вербовки в ряды террористов. По некоторым данным, в России в 2016 году было выявлено более 26 тысяч экстремистских и террористических ресурсов, что в два раза больше, чем в 2015 году. Статистика показывает, что количество зарегистрированных преступлений террористического характера в стране остается достаточно высоким. За 2018 год правоохранительные структуры России пресекли деятельность 37 экстремистских групп, ликвидировали 65 боевиков, не допустили на территорию страны более 10 тысяч лиц, подозреваемых в терроризме.
В последние годы в России прокатилась эпидемия телефонного терроризма. Анонимные звонки приводили к эвакуации массы людей в аэропортах, вокзалах, торговых центрах, школах, других местах массового скопления. Только с 11 по 25 сентября 2017 года было эвакуировано порядка 450 тыс. человек, зафиксировано около 1 тыс. анонимных звонков о «минировании». В результате Государственная Дума в декабре 2017 года приняла закон об увеличении максимального срока наказания за «телефонный терроризм» с 5 до 10 лет лишения свободы [4]. К сожалению, телефонные террористы продолжают осуществлять свою преступную деятельность.
Основной контингент террористических групп и организаций составляет молодежь. И это понятно: число выходящих в сеть Интернет в России за сутки составляет более 90 млн. человек [23]; в основном это молодые люди, сознание которых движимо идеями лучшей жизни, за что, собственно, и агитируют террористы, предлагая привлекательные мифологические сюжеты, формируя мифологическое мышление. К тому же не исключается приклю-
ЭКОНОМИКА И ПРАВО. N 2. 2019 г. ченческий азарт, желание добыть легким способом деньги, улучшить свое материальное благополучие. Распространяемая экстремистская информация доставляется адресатам в виде рассылки. Для этого выделяется сегмент по возрасту и региону и в его рамках предлагается присоединиться к определенной группе. Такие группы могут называться по-разному, относиться они тоже могут к разным направлениям, например, к национализму. Если человека такой материал что называется «зацепил», заинтересовал, то ему могут предложить заняться дальнейшим распространением информации. Таким, в частности, технологическим образом, происходит вербовка в ряды террористов и формируются агенты террористических групп [1, с. 8].
В последнее время заметно просматривается связь между явлениями международного терроризма и транснациональной организованной преступностью, которая возрастает и непосредственно затрагивает безопасность национальных государств. Данная очевидность требует оперативного реагирования на международном, региональном и национальном уровнях, поскольку организованная преступность создает препятствия экономическому росту стран, наносит им колоссальный экономический ущерб, создает механизмы финансирования террористических групп.
В данном контексте особого внимания заслуживает взаимодействие таможенных администраций национальных государств, организующих работу по пресечению всех видов контрабанды. В 2018 году Федеральной таможенной службой России организовано участие подразделений таможенных органов стран ЕАЭС в десятках специальных таможенных операциях, по результатам которых возбуждено 577 уголовных дел по статье 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его
_ 47
основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов»). «Из незаконного оборота изъято около 82 кг наркотических средств и психотропных веществ, более 3 кг прекурсоров, свыше 68 кг сильнодействующих веществ, 34 единицы холодного и 5 единиц огнестрельного оружия, 349 единиц боеприпасов» [11].
При изучении данной статистики, становится очевидным, что потребность в укреплении взаимодействия правоохранительных органов государств, обмене оперативной информацией между ними неоспорима. Учитывая это, Федеральной таможенной службой России в последние годы подписаны двухсторонние таможенные планы с таможенными службами Армении, Бразилии, Германии, Китая, Польши, Узбекистана, Финляндии. Заключены: Меморандум между Федеральной таможенной службой России и Финансовой гвардией Италии в области таможенного сотрудничества; двусторонние протоколы о взаимодействии между ФТС России, таможенной службой Армении и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан в сфере борьбы с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом; Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики в сфере борьбы с таможенными правонарушениями на канале авиационных перевозок. На основании указанных договоренностей проводятся
48 _
специальные международные операции, направленные на выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства. Понятно, что эта работа требует безусловного дальнейшего продолжения и совершенствования [5].
Новые шаги востребованы в направлении подписания Всеобъемлющей конвенции ООН против терроризма [9]. Все лишь упирается в нежелание отдельных стран признать субъектом ответственности за терроризм государство, разумеется, при необходимости, несмотря на то, что действующее международное право предусматривает механизм привлечения к ответственности государств за акты насилия, в том числе и за терроризм.
Наконец, следует отказаться от практики двойных стандартов, когда, осуждая терроризм, некоторые государства оказывают негласную финансовую поддержку запрещенным организациям, предоставляя политическое убежище их лидерам и др. Однозначно, что следование двойным стандартам имеет самые негативные последствия для противодействия глобальной угрозе человечества - международному терроризму. Очевидно, что только совместными усилиями человечество сможет обуздать террористическую угрозу [6, с. 41].
Сегодня сфера борьбы с терроризмом приобрела международный характер, а для нашей страны данная проблема является общенациональной. В борьбе с терроризмом на территории нашей огромной страны в разрешении данной проблемы должны быть задействованы не только лишь антитеррористические центры, правоохранительные органы, спецслужбы, но и население государства. Терроризм связан с историческими процессами, традициями наций, с философским и религиозным смыслом. В целях распространения идеологии, бесспорно, террористами предпринимаются попытки оказания информационно-психологического воздейс-
ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. твия на общественность. Тем самым приводя общественность к дестабилизации.
Перед «лицом террора» у общественности порождается страх, в одно и то же время возникает недоверие к демократическим режимам, когда проскальзывает мысль, что от терактов государство не способно защитить своих людей.
Старания активизации деятельности государственных органов в превентивной работе направлены на нейтрализацию террористических веяний. Как отмечают А.В. Макаров и М.В. Чумаченко, «необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран» [13, с 53]. Для решения социально-экономических проблем и безработицы в стране активная молодежная политика поспособствует снизить социальную напряженность в обществе. Для будущей жизни в стране надобность в объединении ответственных сил как государства, так и населения. Проблема борьбы с терроризмом остается общегосударственной, тем самым заключаясь в противодействии социально-политическому появлению, каждый обязан отыскать свое пространство, и законодатель, и спецслужбы, и правоохранительные органы, общественные и религиозные объединения. Профилактика терроризма остается приоритетной заботой государственных органов и населения. В террористической направленности профилактика выступает элементом выявления, предупреждения и устранения факторов содействия совершению террористических злодеяний [10, с. 654].
Антитеррористическая профилактика направлена:
- проведение мероприятий по привлечению молодежи в общественно значимые социальные проекты против терроризма;
- своевременное прерывание работы организаций, нацеленных на дискредита-
цию антитеррористической деятельности
страны;
- применение спектра потенциала национальных диаспор, религиозных объединений в подготовке и претворение в жизнь событий информационно-пропагандистского характера с целью сопротивления террористической идеологии.
В антитеррористической борьбе в противоборстве данному злу российский опыт показал, что нужна инициативная роль всего общества. Поэтому со стороны населения потребуется доверие и всесторонняя поддержка мер защищенности для предупреждения террористических актов, предпринимаемых спецслужбами и правоохранительными органами. Мирное население чаще всего оказывается жертвами террористов, не зная, как себя вести
_ 49
в этот момент. Так как современности досталась проблема борьбы с терроризмом, каждому гражданину было бы необходимо обладать антитеррористическими знаниями [19, с. 24].
Подытоживая изложенное, можно сказать, что противодействие терроризму заключается в определённой внешней и внутренней политике государства, направленной на нейтрализацию детерминант терроризма и установление определённых требований для граждан и организаций, создание конкретных методик по недопущению формирования террористических организаций, определённых методов организации работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов субъектов РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
Библиография
1. Батюк В.И. Международное сообщество в борьбе с терроризмом: проблемы структуризации // Вестник РУДН. Серия Политология. 2018. № 1. С. 5-19.
2. В ООН оценили ущерб от терактов за год // РИА новости URL: https://ria.ru/20180405/1518016493. html (дата обращения: 14.12.2019).
3. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy (дата обращения: 13.12.2019).
4. Госдума ужесточает наказание за «телефонный терроризм» до 10 лет лишения свободы // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/4795808 (дата обращения: 14.12.2019).
5. Грачев С. И. Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под общ. ред. О. А. Колобова. Н. Новгород: ФМО / ИСИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010. URL: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2f/51/2f5186d7-eb6c-4ecb-a013-255c63e70529/ grachev_terroruzm_i_contrterrorizm.pdf (дата обращения: 16.11.2019).
6. Дмитриев А. И. Воздействие экологического терроризма на объекты жизнедеятельности человека // Актуальные вопросы подготовки специалистов силовых структур: современное состояние и пути развития / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2017. С. 38-41.
7. Дмитриев А. И., Максимов А. В. Теоретические основы терроризма. Определение экономического ущерба при оценке эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). С. 13-18.
8. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.) // Сайт конституции Российской Федерации URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541141/ (дата обращения: 13.12.2019).
9. Единство в борьбе с терроризмом // Российская газета URL: https://rg.ru/2016/10/20/matvienko-prizvala-k-soglasovaniiu-konvencii-oon-protiv-terrorizma.html (дата обращения: 14.12.2019).
10. Ермаков, С. М. Понятийные аспекты терроризма / С. М. Ермаков // Терроризм — угроза человечеству в XXI веке / отв. ред. Р. Б. Рыбаков. М.: Ин-т востоковедения РАН; Крафт+, 20
11. Информация по линии деятельности Организационно-инспекторской службы ГУБК ФТС России // Федеральная таможенная служба URL: http://old.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=27110:-2018-&catid=54:2011-01-24-16-31-26 (дата обращения: 14.12.2019).
12. Контртеррористическое управление Организации Объединенных Наций // Организация Объеде-
ненных наций URL: https://www.un.org/ru/counterterrorism/ (дата обращения: 14.12.2019).
13. Макаров А.В., Чумаченко М.В. Терроризм и экстремизм: современное понимание и актуальные проблемы // Юридический мир. 2016. № 2
14. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения: 13.12.2019).
15. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения: 13.12.2019).
16. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (дата обращения: 13.12.2019).
17. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostages.shtml (дата обращения: 13.12.2019).
18. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Организация Объединённых наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (дата обращения: 13.12.2019).
19. Пинчук А.Ю. Ключевые детерминанты нового мирового порядка: проблема рациональности // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 20-24.
20. Пинчук А.Ю. Соотношение процессов глобализации и нового мирового порядка // Теории и проблемы политических исследований. 2017. № 6А. С. 102-109.
21. Резолюции 71-й сессии (2016-2017 годы) // Организация Объединённых наций URL: https://www. un.org/ru/ga/71/docs/71res_nocte.shtml (дата обращения: 14.12.2019).
22. Терроризм как угроза национальной безопасности: материалы межвед. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Богданова. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2019. 102 с.
23. Цифра дня: Сколько человек пользуются интернетом в России? // Рамблер URL: https://news. rambler.ru/internet/41563983-tsifra-dnya-skolko-chelovek-polzuyutsya-internetom-v-rossii/ (дата обращения: 14.12.2019).
24. Шендорова О. Б. К вопросу о понятии терроризма // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 208210.
References (transliterated)
1. Batyuk V.I. Mezhdunarodnoe soobshchestvo v bor'be s terrorizmom: problemy strukturizacii // Vestnik RUDN. Seriya Politologiya. 2018. № 1. S. 5-19.
2. V OON ocenili ushcherb ot teraktov za god // RIA novosti URL: https://ria.ru/20180405/1518016493. html (data obrashcheniya: 14.12.2019).
3. Global'naya kontrterroristicheskaya strategiya OON // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https:// www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy (data obrashcheniya: 13.12.2019).
4. Gosduma uzhestochaet nakazanie za \»telefonnyj terrorizm\» do 10 let lisheniya svobody // TASS URL: https://tass.ru/obschestvo/4795808 (data obrashcheniya: 14.12.2019).
5. Grachev S. I. Terrorizm i kontrterroristicheskaya deyatel'nost': voprosy teorii [Elektronnyj resurs]: ucheb. posobie / pod obshch. red. O. A. Kolobova. N. Novgorod: FMO / ISI NNGU im. N. I. Lobachevskogo, 2010. URL: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2f/51/2f5186d7-eb6c-4ecb-a013-255c63e70529/grachev_ terroruzm_i_contrterrorizm.pdf (data obrashcheniya: 16.11.2019).
6. Dmitriev A. I. Vozdejstvie ekologicheskogo terrorizma na ob»ekty zhiznedeyatel'nosti cheloveka // Aktual'nye voprosy podgotovki specialistov silovyh struktur: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya / pod obshch. red. V. F. Kupavskogo. Perm': PVI vojsk nacional'noj gvardii, 2017. S. 38-41.
7. Dmitriev A. I., Maksimov A. V. Teoreticheskie osnovy terrorizma. Opredelenie ekonomicheskogo ushcherba pri ocenke effektivnosti obshchegosudarstvennoj sistemy protivodejstviya terrorizmu // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2017. № 1 (76). S. 13-18.
8. Evropejskaya konvenciya o presechenii terrorizma ETS N 090 (Strasburg, 27 yanvarya 1977 g.) // Sajt konstitucii Rossijskoj Federacii URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541141/ (data obrashcheniya: 13.12.2019).
9. Edinstvo v bor'be s terrorizmom // Rossijskaya gazeta URL: https://rg.ru/2016/10/20/matvienko-prizvala-k-soglasovaniiu-konvencii-oon-protiv-terrorizma.html (data obrashcheniya: 14.12.2019).
10. Ermakov, S. M. Ponyatijnye aspekty terrorizma / S. M. Ermakov // Terrorizm — ugroza chelovechestvu
v XXI veke / otv. red. R. B. Rybakov. M.: In-t vostokovedeniya RAN; Kraft+, 20
11. Informaciyapoliniideyatel'nostiOrganizacionno-inspektorskoj sluzhbyGUBKFTSRossii//Federal'naya tamozhennaya sluzhba URL: http://old.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27110:-2018-&catid=54:2011-01-24-16-31-26 (data obrashcheniya: 14.12.2019).
12. Kontrterroristicheskoe upravlenie Organizacii Ob»edinennyh Nacij // Organizaciya Ob»edenennyh nacij URL: https://www.un.org/ru/counterterrorism/ (data obrashcheniya: 14.12.2019).
13. Makarov A.V., Chumachenko M.V. Terrorizm i ekstremizm: sovremennoe ponimanie i aktual'nye problemy // Yuridicheskij mir. 2016. № 2
14. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s aktami yadernogo terrorizma // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (data obrashcheniya: 13.12.2019).
15. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s aktami yadernogo terrorizma // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (data obrashcheniya: 13.12.2019).
16. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s bombovym terrorizmom // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (data obrashcheniya: 13.12.2019).
17. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s zahvatom zalozhnikov // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostages.shtml (data obrashcheniya: 13.12.2019).
18. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s finansirovaniem terrorizma // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (data obrashcheniya: 13.12.2019).
19. Pinchuk A.Yu. Klyuchevye determinanty novogo mirovogo poryadka: problema racional'nosti // Social'no-politicheskie nauki. 2017. № 6. S. 20-24.
20. Pinchuk A.Yu. Sootnoshenie processov globalizacii i novogo mirovogo poryadka // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2017. № 6A. S. 102-109.
21. Rezolyucii 71-j sessii (2016-2017 gody) // Organizaciya Ob»edinyonnyh nacij URL: https://www. un.org/ru/ga/71/docs/71res_nocte.shtml (data obrashcheniya: 14.12.2019).
22. Terrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti: materialy mezhved. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. S. A. Bogdanova. Perm': PVI VV MVD Rossii, 2019. 102 s.
23. Cifra dnya: Skol'ko chelovek pol'zuyutsya internetom v Rossii? // Rambler URL: https://news.rambler. ru/internet/41563983-tsifra-dnya-skolko-chelovek-polzuyutsya-internetom-v-rossii/ (data obrashcheniya: 14.12.2019).
24. Shendorova O. B. K voprosu o ponyatii terrorizma // Molodoj uchenyj. — 2019. — №14. — S. 208-210.
© В. С. Никитина, AI Б. Понявина, 2019
Ссылка на статью: Никитина В. С., Понявина М. Б. - Терроризм как международная проблема современности // Вести научных достижений. Экономика и право. - 2019. - №2. - С. 43-51. DOI: 10.36616/2686-9837-2019-2-43-51 URL: https://vestind.ru/journals/economicsandlaw/releases/2-2019/articles?pdfView&page=43