СОБЫТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧЕРНОГОР Николай Николаевич, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич, ведущий научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
ШУЛЯТЬЕВ Игорь Александрович, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
ГОНТАРЬ Людмила Олеговна, магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Одним из важнейших вызовов современности, ставящим под угрозу безопасное существование и гармоничное развитие человечества, является терроризм. Борьба с международным терроризмом представляет собой важнейшую задачу мирового сообщества, от успешного решения которой зависит будущее современной цивилизации. Эта борьба должна осуществляться на основе ряда основополагающих принципов: научная обоснованность создания целостной системы антитеррористической деятельности; координация усилий всего мирового сообщества; сочетание комплекса антитеррористических мер в политической, военной, правоохранительной, социальной сферах; совершенствование антитеррористического законодательства. Проблема терроризма должна рассматриваться как комплексная, имеющая политическую, экономическую, идеологическую, национальную, религиозную, социальную и правовую составляющие. Попытка научного осмысления ряда важных вопросов, связанных с борьбой с международным терроризмом, была предпринята на научной конференции «Правовые проблемы борьбы с терроризмом», проведенной в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 29 сентября 2016 г. В работе конференции приняли участие студенты ряда ведущих вузов нашей страны. В статье представлен обзор дискуссии, состоявшейся в рамках конференции, и подведены ее основные итоги. Отмечено, что в настоящее время еще не все виды терроризма стали объектом международно-правового регулирования. В качестве критерия для классификации терроризма и его отграничения от иных социальных явлений может рассматриваться идеологическое содержание терроризма. Так как международный терроризм является объектом финансирования со стороны различных субъектов, включая благотворительные организации, требуется совершенствование нормативного правового регулирования деятельности указанных структур.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, нормативный правовой акт, международный, безопасность, государство, конференция, правовая политика.
LEGAL PROBLEMS OF COUNTERTERRORISM IN A CHANGING WORLD AND GLOBALIZATION OF PUBLIC RELATIONS
N. N. CHERNOGOR, head of the Department of state-legal disciplines of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor
D. A. PASHENTSEV, leading research fellow of the Department of theory of legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor
I. A. SHULYATIEV, senior lecturer of the Department of state-legal disciplines of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
L. О. GONTAR, undergraduate student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
One of the most important challenges that threaten security and the harmonious development of humankind is terrorism. International counterterrorism is a major task of the world community, and the modern civilization depends of the successful solution of this task. This struggle must be based on some fundamental principles: the scientific validity of a coherent system of anti-terrorist activities; coordination of efforts of all world community; the combination of antiterrorist measures in the political, military, law enforcement, social spheres; improving anti-terrorism legislation. The problem of terrorism should be considered as complex problem consisted of political, economic, ideological, national, religious, social and legal components. The effort of scientific understanding of important issues related to the fight against international terrorism were undertaken at the scientific conference "Legal problems of counterterrorism", held at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation on 29 September 2016. Students of the leading universities of our country participated this conference. The article presents an overview of the discussions held in the framework of the conference, and summed up its main results. The participants of the conference noted that currently not all types of terrorism are the objects of international legal regulation. The ideological content of terrorism can be used as criteria for the classification of terrorism and its separation from other social phenomena. International terrorism can be funded from various entities, including philanthropic organizations, there is a strong need to improve the normative legal regulation of activities of these structures.
Keywords: terrorism, extremism, normative legal act, international, security, state, conference, legal policy.
DOI: 10.12737/article_58ec9f589b51 d9.92521680
В современных условиях развитие мирового сообщества происходит в обстановке глобальной нестабильности, которая характеризуется возрастанием новых, ранее не известных человечеству угроз. Одним из важнейших вызовов, с которым столкнулась цивилизация, является терроризм, который приобрел международный характер. Именно терроризм ставит сегодня под угрозу безопасное существование и гармоничное развитие человечества. В связи с этим борьба с международным терро -ризмом представляет собой важнейшую задачу мирового сообщества.
Ситуация, связанная с ростом террористической опасности, порождает проблемы и вопросы на разных уровнях: обыденном, политическом, доктри-нальном.
По оценкам Фонда опроса общественного мнения, за последний год россияне стали больше опасаться угроз, связанных с терроризмом. 35% респондентов на вопрос, что у них вызывает беспокойство применительно к ситуации в мире, назвали международный терроризм (22% год назад)1.
Проблемы борьбы с терроризмом связаны со многими факторами, нередко они носят политический характер, но задача государства состоит в том, чтобы обеспечить адекватные механизмы защиты, которые могли бы своевременно и точно нивелировать угрозы, возникающие в данной сфере. Конечно, мера террористической угрозы для разных стран мира не одинакова, она зависит в том числе и от внутренней социально-политической ситуации в каждом отдельно взятом государстве, и от степени его вовлеченности в международные политические процессы на региональном и глобальном уровнях. Однако за последнее время мы видим, что не осталось ни одного государства, которое тем или иным образом не отреагировало бы на действия террористических госу-
1 URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2016/04/ 11/n 8491583.shtml.
дарств и не осудило их. Борьбу с терроризмом можно назвать главной проблемой ХХ! в. Очевидно, что мы нуждаемся в осмыслении уже накопленного опыта, как российского, так и зарубежного.
Борьба с терроризмом должна строиться на основе научного анализа этого негативного явления современной реальности. В то же время на доктриналь-ном уровне не выработано единой позиции по поводу точного определения терроризма, классификации его видов и форм, определению концептуальных основ антитеррористической политики.
Представляется, что борьба с терроризмом как ключевой угрозой современности должна строиться на основе следующих принципов:
научная обоснованность создания целостной системы антитеррористической деятельности;
координация усилий всего мирового сообщества; сочетание комплекса антитеррористических мер в политической, военной, правоохранительной, социальной сферах;
совершенствование антитеррористического законодательства.
Роль научного сообщества в создании комплексной системы борьбы с терроризмом состоит прежде всего в выработке сущностных представлений об истоках и причинах роста террористической угрозы, а также эффективных способах ее преодоления. Особая роль в этом вопросе принадлежит юридической науке, призванной разработать концептуальные основы для совершенствования антитеррористического законодательства.
Сегодня понятно, что проблема терроризма является комплексной, имеющей политическую, экономическую, идеологическую, национальную, религиозную, социальную и правовую составляющие. Соответственно, решение этой проблемы также должно быть комплексным, учитывающим все многообразие названных факторов. Представляется, что правовые исследования в этом комплексном научном поиске могут играть определяющую роль.
29 сентября 2016 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) прошла студенческая научная конференция «Правовые проблемы противодействия терроризму». В мероприятии приняли участие студенты и аспиранты ведущих вузов России: Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московско -го государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Финансового университета при Правительстве РФ, а также студенты магистратуры и аспиранты Института, сотрудники кафедр и научных отделов.
Открывая пленарное заседание, первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин отметил актуальность темы, вынесенной на обсуждение, важность и практическую значимость поиска новых решений и разработки эффективных механизмов, в том числе правовых, борьбы с терроризмом. Он заострил внимание собравшихся на особенностях современных трансформаций терроризма, обретении им ярко выраженного международного, транснационального характера, создающего угрозу не только жизни и здоровью людей, но и безопасности государств, стабильности национальных правовых систем, а также сложившихся международных отношений. Завершая выступление, А. Я. Капустин обозначил задачи, стоящие в связи с этим перед юридической наукой, и пожелал участникам конференции плодотворной работы.
Выступая с докладом на тему «О соотношении понятий "террористическая деятельность" и "экстремистская деятельность" и их влияние на правоприменительную практику правоохранительных органов», профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор М. П. Киреев остановился на проблеме определения природы и сущности терроризма, террористической деятельности, их соотношении с экстремизмом и экс -тремистской деятельностью. Доктринальные разработки в этой части являются основой правильного выбора регулятивных и охранительных средств, а также правовых механизмов для адекватного ответа на современные вызовы терроризма во всех его проявлениях. Они имеют важное значение для юридической квалификации деяний как актов терроризма и экстремизма. Профессор М. П. Киреев аргументировал тезис о необходимости коррекции подхода отечественного законодателя к отражению в нормативных правовых актах этих явлений, установлению составов соответствующих правонарушений, настаивая на том, что терроризм не может и не дол-
жен рассматриваться в качестве крайней формы экстремизма. Эти явления существенно отличаются целями лиц — субъектов экстремисткой и террористической деятельности, вектором направленности их действий, средствами и методами осуществления, а также результатами и степенью общественной опасности. В связи с этим он сформулировал конкретные предложения по корректировке российского законодательства в части норм антитеррористической и антиэкстремистской направленности, по совершенствованию сложившейся правоприменительной практики, системы государственных органов, призванных осуществлять государственную функцию противодействия терроризму, изменению их компетенции и ресурсному обеспечению.
Также профессор М. П. Киреев остановился на во -просе эволюции терроризма, его типологии, темпах трансформации и перехода из одного качественного состояния в другое как в России, так и в зарубежных странах. На этом фоне был сделан прогноз о грядущих очередных трансформациях терроризма, страте -гий, форм и методов террористической деятельности. В выступлении был также рассмотрен опыт международного сообщества и ряда зарубежных стран по борьбе с терроризмом, проанализированы причины отдельных неудач европейских государств при осуществлении антитеррористической деятельности. В завершении докладчик обратил внимание на лучшие зарубежные практики противодействия терроризму, которые, по его мнению, следовало бы использовать в России.
Выступление М. П. Киреева вызвало оживленное обсуждение среди участников пленарного заседания. Наиболее острая дискуссия состоялась по вопросу о целесообразности заимствования зарубежного опыта противодействия терроризму, а также по поводу предложений докладчика относительно оптимизации государственного аппарата, «укрепления» отдельных федеральных органов исполнительной власти и пересмотра их компетенции, по вопросу о взаимодействии между различными органами государственной власти в целях противодействия терроризму.
Завершилось пленарное заседание докладом студентки магистратуры Института Л. О. Гонтарь на те -му «О проблемах кибертерроризма в контексте ки-бервойн». Докладчица сфокусировала внимание на вопросах определения и доктринального осмысления таких явлений, как кибертерроризм, кибервой-ны и транснациональный эффект, наблюдаемый в них. Было отмечено, что эти явления относительно новые. По этой причине правовая наука и юридическая практика еще не выработала необходимого арсенала эффективной борьбы и противодействия этим формам террористической деятельности. Несмотря на это, кибертерроризм с каждым днем представляет все большую угрозу для правопорядков суверенных государств и международного правопорядка в целом,
что определяет необходимость интенсификации выработки оптимальных решений проблем, связанных с нейтрализацией этой угрозы.
Работа конференции продолжилась в рамках работы двух секций: «Государство и терроризм: контекст административно-правовых и иных проблем» и «Международно-правовые способы и механизмы противодействия терроризму: перспективы развития, новые проблемы».
Модератором секции «Государство и терроризм: контекст административно-правовых и иных проблем» выступил заведующий кафедрой государ -ственно-правовых дисциплин ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор Н. Н. Черногор. В ходе рабо -ты круглого стола была продолжена дискуссия, инициированная выступлением на пленарном заседании профессора М. П. Киреева, и завершено обсуждение проблемы размежевания понятий «террористическая деятельность» и «экстремистская деятельность», значения этого разделения для законодательной и правоприменительной практики, а также пределов использования зарубежного опыта борьбы с терроризмом.
В продолжение дискуссии участники круглого стола сфокусировали внимание на таких аспектах, как подходы к формированию правовой политики в сфере борьбы с терроризмом, проблема допустимости применения отдельных практик в процессе осуществления антитеррористической деятельности, роль гражданского общества в противодействии терроризму.
Активное обсуждение вызвало выступление студента РЭУ им. Г. В. Плеханова С. А. Морецкого, посвященное роли гражданского общества и каждого гражданина в противодействии терроризму, проблемам формирования общественного, группового и индивидуального правового сознания, являющегося фактором объединения людей в борьбе с этим явлением и предотвращения террористической угрозы. Участники секции высоко оценили роль и потенциал гражданского общества в деле борьбы с терроризмом, выразили общее мнение, что правотворческая и правоприменительная деятельность государства должна дополняться правовым воспитанием и просвещением граждан, гармонично сочетаться с активностью институтов гражданского общества.
Студентка 2-го курса факультета экономики и права РЭУ им. Г. В. Плеханова Ю. П. Жихарева в докладе на тему «Современные проблемы в области законодательного обеспечения противодействия терроризму» обратила внимание на динамику и закономерности развития нормативного массива, включающего нормы антитеррористической направленности. Выступавшая отметила, что в Российской Федерации активно разрабатываются и принимаются законодательные акты, нацеленные на противодействие терроризму. Однако при этом остаются нерешенными многие проблемы правового обеспечения борьбы с этим негативным явлением. Ю. П. Жихарева предложила расширить гипоте-
зы норм УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за преступления террористического характера, и затем в соответствии с измененной диспозицией дифференцировать санкции. Обосновывая свою позицию, Ю. П. Жихарева привела три аргумента: во-первых, это будет способствовать единообразному применению данных норм, а следовательно, повышению степени справедливости наказания; во-вторых, расширение гипотезы будет конкретизировать норму в целом, что упростит в процессе рассмотрения дела стадию установления юридической основы дела; в третьих, более справедливое использование законодательства окажет положительный воспитательный эффект на общество, что в долгосрочной перспективе может послужить своего рода превенцией новых преступлений. Однако для того чтобы данные меры возымели должную силу, необходимо активно проводить мероприятия по работе с населением. Открытое обсуждение этой глобальной проблемы может возыметь значимый положительный эффект.
Безусловно, для достижения целей борьбы с терроризмом не обойтись без сильного гражданского общества, которое с пониманием будет относиться к возможным неудобствам, напрямую связанным с обеспечением безопасности, а также самостоятельно проявлять заинтересованность в своей безопасности.
Студентка 3 -го курса факультета экономики и права РЭУ им. Г. В. Плеханова Э. И. Полякова выступила с докладом на тему «Противодействие распространению идеологии терроризма путем правового и патриотического воспитания молодежи». Она отметила, что на особое место в деле предупреждения терроризма выходит общегосударственная идеология, направленная на сплочение общества и государства, на установление общественно полезных целей, главной из которых будет являться нетерпимость со сто -роны всех членов общества к террористической преступности.
Об актуальности данного направления свидетельствует Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, прозвучавшее 12 декабря 2012 г., в котором В. В. Путин вновь заявил о необходимости укрепления патриотизма и сплочения нации2. Впоследствии Правительство РФ постановлением от 20 августа 2013 г. № 718 утвердило Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014— 2020 гг., целями и задачами которой стали укрепление единства российской нации, а также гармонизация межнациональных отношений.
Важным аспектом остается формирование в молодежной среде любви к Родине, уважительного отношения к ее законам, традициям и к гражданам. Уро-
2 См.: Послание Президента Владимира Путина Федераль -ному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2012. 13 дек.
вень правовой культуры граждан, в том числе молодежи, определяет их политическую активность. Именно формирование гражданского общества может гарантировать соблюдение прав и свобод челове -ка, реального и активного участия населения в реализации государственной политики по противодействию терроризму. Важно, чтобы молодежь активно привлекалась к созданию целостной системы антитеррористической направленности.
Соглашаясь с мнением выступающих, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации число террористических преступлений сократилось с 33 в 2014 г. до 8 в 2015 г. (-76%). Уже в текущем году правоохранительными органами сорваны попытки проведения подобных акций в местах массового скопления людей в городах Екатеринбурге, Москве и Красноярске3.
Вместе с тем в 2015 г. отмечен заметный рост пре -ступлений экстремистской направленности (с 1034 до 1329). Количество случаев возбуждения ненависти, вражды, публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности выросло на 40%. Еще в 2009 г. ныне действующий премьер-министр, а тогда Президент Д. А. Медведев в выступлении на расширенном заседании коллегии МВД подчеркнул: огромную тревогу за последнее время вызывают проявления экстремизма. В 2008 г. на фоне общего снижения преступности количество таких деяний возросло почти на треть. И, по данным Генерального прокурора РФ Ю. Я. Чайки, цифра продолжает расти. Несомненно, такие преступления наносят колоссальный вред, особенно ощутимый в условиях многонационального и многоконфессионального государства.
Согласно информации Национального антитеррористического комитета, с начала вооруженного конфликта выехали в Ближневосточный регион и примкнули к рядам террористов почти 3,5 тыс. наших граждан, многие прошли там соответствующее обучение. В 2015 г. выявлено почти 1 тыс. нарушений закона о религиозных объединениях и противодействии экстремизму4.
По мнению Генерального прокурора РФ Ю. Я. Чайки, следует установить правовой запрет для лиц, привлекавшихся за экстремистские либо террористические правонарушения к уголовной или административной ответственности, быть руководителями или служителями культа в религиозных организациях. На наш взгляд, это предложение заслуживает поддержки, а механизм его реализации требует научного обоснования.
3 См.: Выступление Генерального прокурора РФ Ю. Я. Чайки 8 июня 2016 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа».
4 Там же.
В рамках секции были рассмотрены вопросы, касающиеся страхования как способа защиты прав граждан и юридических лиц от действий террористического характера. Студентка 3-го курса факультета экономики и права РЭУ им. Г. В. Плеханова А. Д. Фролова в докладе «Различие в правовом статусе возмещения вреда гражданам, потерпевшим от действий террористического характера и пострадавшим в результате борьбы с терроризмом» заявила об актуальности поиска методов обеспечения правовой и материальной защищенности лиц, чьи права были нарушены в ходе действий террористического характера. Докладчица отметила, что в современной научной литературе предлагается использовать договор пожертвования в качестве одного из способов возмещения вреда в подобных случаях. С его помощью можно возместить вред, в том числе моральный.
Еще одним способом гражданско-правовой защиты может стать страхование как имущества, так и самого лица (личное страхование). При последнем виде страхования помимо наличного блага в качестве объекта страхования должны быть предусмотрены условия страхования в пользу третьего лица. При этом страхование можно связать с вопросом компенсации морального вреда. По мнению докладчицы, стоит говорить о введении обязательного страхования лиц, потерпевших от действий террористического характера, чтобы они имели возможность рассчитывать на полное возмещение причиненного ущерба.
Студентка МГЮА Ю. С. Гречушникова, продолжая данную тему, отметила, что при страховании жизни многие российские страховые компании не признают события страховыми, если они произошли в результате актов терроризма и их последствий. Наличие трансграничного элемента при страховании выезжающих за рубеж осложняет получение компенсации ущерба выгодоприобретателями.
В докладе прозвучало, что еще 20 декабря 2001 г. был создан Российский антитеррористический страховой пул, деятельность которого в 2011 г. была одоб -рена Правительством РФ. В настоящее время в нем участвуют 24 страховые организации, перестраховочная емкость пула составляет 235 млн. долл. Благодаря деятельности фонда увеличилось число страховых организаций, не исключающих последствия террористических актов из числа страховых случаев. Компенсация ущерба не производится в том случае, если лицо само является участником незаконных вооруженных формирований или совершило противоправное действие, либо если лицо участвует в противодействии терроризму в силу должностных обязанностей.
Таким образом, по мнению докладчицы, в России существует правовая база для возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов, и
отсутствует необходимость введения обязательного страхования от терроризма.
В то же время Ю. С. Гречушникова обратила внимание, что в особых мерах защиты нуждаются должностные лица, пострадавшие при совершении террористических актов или участвующие в устранении их последствий. Например, в рамках обязательного страхования жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна Воздушным кодексом РФ установлена страховая сумма в 100 тыс. руб. Семьям погибших сотрудников также полагается выплата в 1 млн руб. от Фонда социального страхования. Данные выплаты меньше, чем страховые суммы в 2 млн руб. на каждого погибшего пассажира, и недостаточны для материальной поддержки выгодоприобретателей.
В процессе дискуссии обсуждался зарубежный опыт страхования жизни, здоровья и имущества граждан и вопросы возмещения ущерба лицам, пострадавшим в результате террористических атак, была дана оценка современному состоянию института страхования в России, а также практики его применения, обозначены существующие проблемы правового регулирования отношений в этой сфере, сформулированы предложения по их преодолению.
На основании прозвучавших на секции докладов и их последующего обсуждения участниками секции был сделан вывод, что в Российской Федерации предпринимаются важные шаги на пути борьбы с терроризмом, принимаются меры, способствующие предотвращению террористических актов, укреплению гражданского общества, усилению поддержки граждан и др. В то же время антитеррористическое законодательство в его широком понимании должно развиваться, в том числе по пути усиления охраны неотъемлемых прав граждан. Важнейшей гарантией успешной комплексной антитеррористической программы выступает формирование сплоченного гражданского общества.
Работа секции «Международно-правовые способы и механизмы противодействия терроризму: перспективы развития, новые проблемы» прошла под руководством заместителя заведующего кафедрой международного права МГЮА, кандидата юридических наук, профессора В. А. Батыря, профессора Российской таможенной академии, доктора юридических наук, профессора Е. Г. Ляхова и старшего преподавателя кафедры государственно-правовых дисциплин ИЗиСП, кандидата юридических наук И. А. Шулятьева.
Лейтмотивом секции стали слова профессора Е. Г. Ляхова о глобальном характере терроризма как социального явления и наличии многочисленных подходов к решению проблемы противодействия этому явлению на универсальном, региональном и национальном уровнях. Для иллюстрации существующих в международно-правовом регулирова-
нии проблем, связанных с противодействием терроризму, профессор Е. Г. Ляхов указал на отсутствие в Римском статуте Международного уголовного суда такого состава международного преступления, как терроризм, что вызвано сложностью формулирования самого понятия «терроризм» и его существенных признаков.
На секции было отмечено, что на международном уровне работа по противодействию терроризму ведется крайне активно. Центральное место в координации мировой кампании по борьбе с терроризмом занимает Организация Объединенных Наций. Уже более 40 лет в рамках деятельности ООН проводится серьезная разработка необходимой юридической базы по противодействию терроризму в интернациональном масштабе. Так, например, Совет Безопасно -сти ООН принял резолюцию от 28 сентября 2001 г. № 13735, посвященную противодействию финансирования терроризма. С целью осуществления установленных в резолюции задач был учрежден Контртеррористический Комитет Совета Безопасности ООН. Этот Комитет проводит переговоры с интернациональными, региональными и субрегиональными организациями по вопросам предоставления странам, нуждающимся в поддержке, необходимой помощи в борьбе с терроризмом.
Кроме ООН активная работа по борьбе с террористической деятельностью ведется и в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Европейский Союз также проводит различные мероприятия в рамках стратегии противодействия терроризму. Превентивная деятельность в области борьбы с терроризмом, безусловно, ведется и в рамках такой военно-политической организации, как НАТО, которая в свою очередь проводит научную работу по изучению международной террористической деятельности, разрабатывает технические ресурсы с целью увеличения эффективности противодействия терроризму и повышения защищенности гражданского населения.
Значимые шаги в направлении противодействия терроризму предпринимаются и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, в которой участвуют Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Государства — члены ШОС подписали 15 июня 2001 г. Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом6, а руко -водители названных стран 7 июня 2002 г. подписали Соглашение о создании региональной антитеррористи-
5 См.: Резолюция Совета Безопасности ООН «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» (S/RES/1373 (2001). URL: http://www. un.org/ru/sc/documents/resolutions/2001.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
6 URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения:
24.10.2016).
ческой структуры7 для координации работы соответствующих государственных структур стран-участниц.
Участники секции отметили важность международного сотрудничества государств и международных организаций в противодействии терроризму, указали на сложность терминологического аппарата международных актов, на основе которых оно осуществляется, попытались найти ответ на вопрос, какой термин следует считать более соответствующим потребностям международного сообщества: «борьба с терроризмом» или «противодействие терроризму».
Высказывая свое мнение по этому вопросу, студентка РЭУ им. Г. В. Плеханова В. С. Позднякова отметила, что активная работа многих государств в об -ласти противодействия терроризму, безусловно, дает позитивные результаты, однако отсутствие единого определения терроризма является серьезной методо -логической проблемой для современного международного сообщества. Существующая неупорядоченность терминологии во многом предопределяет дисгармоничность международного противодействия терроризму, а также создает почву для большего усложнения понятийного аппарата, что, по-видимому, будет способствовать снижению эффективности борьбы с терроризмом в будущем.
Оживленную дискуссию вызвал вопрос об импле-ментации в национальное законодательство 13 специализированных конвенций ООН по противодействию терроризму. Потребность четкого установления понятия «терроризм» объясняется тем, что от этого непосредственно зависит разработка междуна -родной стратегии по борьбе с террористической деятельностью. Более того, стоит отметить, что унификация этого термина способна стать основой для интер -национального партнерства государств, для дальнейшего развития и становления международного права. В этом контексте активно обсуждались виды современного терроризма и методы борьбы с ним. Данная проблематика была затронута, в частности, в докладе студентки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова К. Н. Мороз.
В ходе обсуждения на секции было отмечено, что противодействие финансированию терроризма является одной из самых злободневных проблем. В связи с этим в докладе студентки магистратуры ИЗиСП В. С. Черенковой был затронут вопрос о выделении особенностей отдельных механизмов финансирования терроризма.
Студентка РЭУ им. Плеханова Д. Б. Велиулова акцентировала внимание на том, что наблюдается тенденция финансирования терроризма через благотворительные организации. Скрытость подобных операций не может не вызывать опасений относительно стабильности мирных отношений, и необходим ме-
7 URL: http://kremlin.ru/supplement/3864 (дата обращения: 24.10.2016).
ханизм, который позволит раскрывать внутрихозяйственные операции субъектов.
В ходе развернувшейся дискуссии студентка Финансового университета при Правительстве РФ В. В. Казилина предложила обратить пристальное внимание на деятельность таких универсальных международных структур, как ФАТФ, ООН, а также региональных организаций, принявших акты о противодействии финансированию терроризма. Первыми и основными международными юридическими документами, направленными на противодействие терроризму, стали: Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090, подписанная 27 января 1977 г. в Страсбурге8, и Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая ре -золюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 г.9 Данные документы наряду с иными международными актами, такими как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.10 и Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.11, характеризуются тем, что ни в одном из них не дано определение понятия «терроризм». Существует противоречие между определением конкретных актов и действий, которые квалифицируют действие в качестве преступления, и формулированием единой для понимания юридической категории. Основной задачей и целью названных выше Конвенций стало укрепление интернационального партнерства в сфере противодействия терроризму применительно к конкретным наиболее опасным видам насилия. В связи с этим представляется важным разделить политические и правовые аспекты борьбы с терроризмом, исключить возможность наказания за политические убеждения и взгляды.
В качестве примера на секции была приведена Европейская конвенция о пресечении терроризма, в тексте которой устанавливается положение, что террористические преступления не рассматриваются как политические преступления или преступления, основанные на политических мотивах. При этом в ст. 6 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма установлено, что любое государство — участник Конвенции гарантирует меры, в том числе в определенных случаях в области национального законодательства, которые необходимы с целью обеспечения того, чтобы преступные деяния,
8 URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearch Services/DisplayDCTMContent?documentId=090000168007733b (дата обращения: 24.10.2016).
9 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ terrdec1.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
10 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ terfin.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
11 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ bombing.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
подпадающие под действие данной Конвенции, никаким образом не были оправданы по соображениям идеологического, политического, религиозного, философского, расового, этнического или иного подобного характера.
В соответствии с вышесказанным участники секции пришли к выводу, что внимание, как правило, акцентируется именно на неполитическом аспекте терроризма как преступления, а его политическая составляющая выносится за рамки указанной проблемы. В итоге на практике установить и определить террористический акт как таковой становится весьма сложно. Непосредственно опираясь на данное обстоятельство, представляется необходимым четко определить в понятии терроризма его политический элемент, что в свою очередь поможет отличить терроризм от военного преступления.
Согласно информационным данным Специального комитета ООН по международному терроризму между государствами до сих пор сохраняются серьезные разногласия в этом вопросе. Данное обстоятельство обусловлено присутствием значительных расхождений в отношении понимания как национальной, так и международной безопасности среди политических элит различных стран, возникающими противоречиями между национальными интересами государств и различным положением последних на международной арене. Имеет место предположение, что многие крупные и развитые страны не хотят обременять себя какими-либо твердыми обязательствами, а малые государства опасаются свободного и произвольного использования санкций и военной силы вопреки их интересам.
Также стала предметом дискуссии затронутая в до -кладе аспирантки ИЗиСП В. В. Дмитриевой проблема применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и Интернета в контексте террористической угрозы. Участники секции обсудили проблемы анонимности пользователей интернет-сети и вопросы идентификации субъектов, совершивших преступления террористической направленности с использованием ее возможностей.
Участники секционного заседания констатировали, что заявлять о значительных результатах, достигнутых в вопросах противодействия терроризму, еще слишком рано. Современным государствам пока
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
сложно прийти к единому пониманию терроризма как специфического явления. В ряде случаев предлагаемые определения терроризма не совпадают с интересами определенных государств и отвергаются ими.
В то же время сотрудничество между государствами в рамках работы международных организаций необходимо, так как в одностороннем порядке в современных условиях успешно противостоять угрозе терроризма невозможно. Сегодня уже можно констатировать наличие достаточно большой международной нормативно-правовой и институциональной базы по противодействию терроризму, которую следует клас -сифицировать, систематизировать и проанализировать с целью установления пробелов и дальнейших направлений деятельности.
Таким образом, в рамках секции «Международно-правовые способы и механизмы противодействия тер -роризму: перспективы развития, новые проблемы» обсуждались проблемы, касающиеся идеологического, нормативного, понятийного, финансового аспектов терроризма, затрагивались вопросы правовой по -литики ООН и других международных организаций по противодействию терроризму. По итогам проведенной дискуссии участниками секции были сделаны следующие выводы:
1) международный терроризм упоминается в 13 конвенциях ООН, но не все виды терроризма стали объектом международно-правового регулирования (например, кибертерроризм);
2) идеологическое содержание терроризма и его понимание должны рассматриваться как критерий классификации терроризма и его отличия от других социальных явлений;
3) международный терроризм является объектом финансирования со стороны различных субъектов (в том числе благотворительных организаций), что требует совершенствования нормативного правового регулирования их деятельности.
В целом проведенная конференция свидетельствует, что вопросы борьбы с терроризмом являются крайне актуальными в современных условиях и требуют пристального внимания со стороны научной общественности. Они не только привлекают внимание ученых и практиков, но и вызывают живой интерес у студентов, что имеет как научное, так и воспитательное значение.
URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2016/04/11/n_8491583.shtml.
Выступление Ю. Я. Чайки 8 июня 2016 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа».
Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/terrdec1.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS No. 090 1977 г. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/ DisplayDCTMContent?documentId=090000168007733b (дата обращения: 24.10.2016).
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/bombing.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/terfin.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / Российская газета. 2012. 13 дек.
Резолюция Совета Безопасности ООН «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» (S/RES/1373 (2001). URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2001.shtml (дата обращения: 24.10.2016).
Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре 2002 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/3864 (дата обращения: 24.10.2016).
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 24.10.2016).
-♦-