УДК 336.025
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Кудревич Виктория Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, Хамидов Лазизбек Жасурбек угли, магистрант; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Российская Федерация
Аннотация: Террористическая деятельность отдельных лиц и группировок в наше время вылилась в одну из главных угроз Российской Федерации и всего человечества. Столь высокая степень опасности обусловлена, в первую очередь, огромным числом жертв среди мирного населения и ущерба собственности. Финансирование террористической деятельности влияет на ее интенсивность и укрепление позиций как внутри страны, так и за ее пределами. В свете глобализации ни одна страна в мире не застрахована от террористической атаки, независимо от того, действует ли террористическая организация на территории той страны>1 или нет, что делает данную тему особенно актуальной В статье рассмотрена актуальность проблемы>1 противодействия финансированию терроризма. Раскрыты вопроы незаконного финансирования террористической деятельности. Говорится об обязательном учете исторического опыта противодействия терроризму, предлагаются пути решения.
Ключевые слова: терроризм; финансирование терроризма; противодействие терроризму; преступления террористического характера; борьба с терроризмом.
TERRORISM FINANCING AS A THREAT TO THE COUNTRY'S NATIONAL SECURITY
Kudrevich Viktoria Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Khamidov Lazizbek Zhasurbek ugli, master's student; Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
Abstract: Terrorist activity of individuals and groups in our time. Such a high degree of danger is due to the huge number of civilian casualties and property damage. Financing terrorist activities affects its intensity. In the light of globalization, no country in the world is immune from a terrorist attack, regardless of whether a terrorist organization operates in that country or not, which makes this topic especially relevant. The article considers the urgency of the problem of countering the financing of terrorism. Submissions of different opinions on the issues of illegal financing of terrorist activities. It is a question of the obligatory registration of historical experience in the solution of the problem of terrorism and the ways of their solution.
Keywords: terrorism; financing of terrorism; countering terrorism; terrorist crimes; the fight against terrorism.
Для цитирования: Кудревич, В. В. Финансирование терроризма как угроза национальной безопасности страны / В. В. Кудревич, Л. Ж. Хамидов. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 6 (46). -С. 125-129. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-6-46-2020/6-46-2020/
For citation: Kudrevich V.V., Khamidov L.Zh. Terrorism financing as a threat to the country's national security // Scince without borders, 2020, no. 6 (46), pp. 125-129.
В Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-Ф3 термин «терроризм» трактуется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2].
Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности в России до 2016 г. имела тенденцию к устойчивому росту (рис.), но внедрение ряда мероприятий со стороны государства, а также принятие ряда нормативно-правовых актов позволили сократить данные показатели к 2018 г., что является положительной тенденцией.
Рисунок - Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности в Российской Федерации 2011-2019 гг.
(Составлено авторами по данным: http://crimestat.ru/)
Благоприятной характеристикой работы органов по противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) является и снижение доли теневого рынка с 28,3 % в 2016 г. до 20 % в 2018 г. в общем объеме ВВП. К тому же ведется активная работа в регионах по нейтрализации теневых площадок [3].
Считается целесообразным создание международных организаций по борьбе с терроризмом, в полномочия которых должно входить использование в том числе и «мягких» методов борьбы противодействия террористической деятельности, поскольку военные удары перестают приносить пользу, когда террористические компоненты начинают распространяться
и на население [1].
Террористические организации выражают радикальные взгляды в определенном кругу людей. Исходя из этого, уничтожение террористических организаций не означает окончательной победы над терроризмом [4].
В современных условиях при борьбе с терроризмом важным является выявление источников его финансирования и их пресечение.
К источникам финансирования терроризма относят:
- денежные средства людей с террористической идеологией;
- благотворительность;
- средства от торговли наркотиками, контрабанды;
- аккумулирование и перераспределение ресурсов с использованием
специально разработанных финансовых схем;
- использование международной системы «хавала» для свободного перемещения денег, драгоценных камней и металлов без сопроводительных документов;
- курьерская доставка и др. [5].
Данные источники не являются
единственными, т.к. в условиях постоянного противостояния террористы разрабатывают и применяют на практике все более совершенные способы привлечения и перемещения денег. Например, в современной цифровой практике распространился такой инструмент, как криптовалюты (виртуальные валюты, денежные суррогаты). В криптовалютах все сделки в целом абсолютно прозрачны и доступны как регулятору, так и каждому участнику системы, отсутствие эмиссионного центра и анонимность этой технологии ставят под сомнение возможность контроля операций с их использованием, а также возможность замораживания (блокирования) средств в случае финансирования терроризма. В этой связи нужно ужесточить условия использования криптовалют и включить эти технологии в правовое поле [6].
В России сегодня ведется активная политика по противодействию финансированию террористической деятельности. Алгоритм работы Рос-финмониторинга в сфере финансирования терроризма включает выявление источников, видов перемещения и денежных переводов, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности.
Президентом Российской Федерации 30.05.2018 г. утверждена (НС ПОД/ФТ), которая содержит риски в сфере финансирования терроризма,
основные цели и задачи развития национальной системы ПОД/ФТ и реализации этих направлений [8].
К основным задачам по формированию государственной политики в сфере ПОД/ФТ относят:
- совершенствование нормативной и правоприменительной практики в области предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними;
- развитие Национального центра оценки угроз национальной безопасности в связи с операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом и разработка мер по противодействию этим угрозам;
- адаптацию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений;
- совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности, связанной с использованием современных электронных технологий [8].
Реализация этой концепции направлена на достижение нескольких целей:
- соответствие международным стандартам в области ПОД/ФТ;
- оптимальная институциональная структура и достаточные ресурсы и правовая поддержка.
Достижение целей и задач данной Концепции позволит разработать эффективные методы и меры ПОД/ФТ, направленные в первую очередь на предотвращение реализации угроз национальной безопасности и рисков совершения операций (сделок), не создавая искусственных регуляторных ба-
рьеров для развития и модернизации экономики [8].
В заключение отметим, что любая деятельность человека в обществе связана и основывается на ее материально-финансовом обеспечении, и террористическая деятельность не является исключением. Одной из основных тенденций современного терроризма является увеличение финансирования террористической деятельности и материально-технического оснащения террористических организаций. Использование современных технологий только усугубляет процесс нелегального финансирования, создает благоприятную почву для развития террористической инфраструктуры.
Борьба с финансированием террористической деятельности должна вестись государственными и специальными органами, деятельность которых должна быть направлена на своевременное обнаружение финансовых потоков с признаками террористической адресности, что, безусловно, возможно только при качественном фи-
нансовом анализе.
К борьбе с терроризмом и его финансированием крайне важно подходить комплексно. Кредитно-финансовым учреждениям целесообразно иметь постоянно модернизированный комплекс средств, необходимых для эффективной борьбы с финансированием терроризма, включая информацию о признаках деятельности, связанной с финансированием терроризма, о возможных рисках с их разбиением на уровни и подуровни, о лицах, представляющих опасность, и иную информацию, которая может быть использована для обнаружения случаев финансирования терроризма. К тому же важным аспектом является предоставление возможности использования такого рода информации при выявлении существующих схем по отмыванию денег с целью финансирования терроризма, а также разработке антитеррористических моделей и процедур по обнаружению таковых финансовых потоков, совершенствованию технологий их предупреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лунев, К. В. Проблемы противодействия финансированию терроризма в Российской Федерации / К. В. Лунев - Текст : непосредственный // Эволюция российского права, 2018. - С. 365-366.
2. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму : Федеральный закон № 35-Ф3 : [принят Государственной думой 26 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года]. - Москва : Парламентская газета. - 2006. -№ 32. - Текст : непосредственный.
3. Отчет о деятельности Росфинмониторинга за 2018 год - Текст : электронный // Росфинмониторинг : [сайт]. - URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/activity/ annualreports/otchet_2018%20%D1%80%D1%83%D1%81.pdf
4. Агапов, П. В. Новейшее антитеррористическое законодательство: проблемы социально-криминологической обусловленности / П. В. Агапов. - Текст : непосредственный // Общество и право. - 2014. - №1 (47). - с. 73-77.
5. Амельчаков, О. И. Противодействие финансированию терроризма как направление международного взаимодействия государств / О. И. Амельчаков. - Текст : непосредственный // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 2. -С. 131-135.
6. Косарев, М. Н. Вопросы противодействия финансированию терроризма / М. Н. Ко-
сарев. - Текст : непосредственный // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2017. - № 1. - С. 33-36.
7. Российская Федерация. Законы. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон № 115-ФЗ : [принят Государственной думой 13 июля 2001 года : одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года]. - Москва : Российская газета. - 2001. -№ 151-152. - Текст : непосредственный.
8. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 30.05.2018г. - Текст : электронный // Официальный сайт Президента России : [сайт] - URL:http://kremlin.ru/supplement/5310 (дата обращения : 02.06.2020)
REFERENCES
1. Lunev K.V. Problemy protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma v Rossijskoj Federacii [Problems of countering the financing of terrorism in the Russian Federation] // Evolyutsiya rossiyskogo prava, 2018, pp. 365-366.
2. Federal'nyj zakon "O protivodejstvii terrorizmu" ot 06.03.2006 N 35-FZ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840 (accessed 15 April 2020)
3. Otchet o deyatel'nosti Rosfinmonitoringa za 2018 god. Available at: http://www.fedsfm. ru/content/files/activity/annualreports/otchet_2018%20%D1%80%D1%83%D1%81.pdf (accessed 05 May 2020)
4. Agapov P.V. Novejshee antiterroristicheskoe zakonodatel'stvo: problemy social'no-kriminologicheskoj obuslovlennosti [The latest anti-terrorism legislation: problems of socio-criminological affiliation] // Obshchestvo i pravo, 2014, no1 (47), pp. 73-77.
5. Amel'chakov O.I. Protivodejstvie finansirovaniyu terrorizma kak napravlenie mezhdunarodnogo vzaimodejstviya gosudarstv [Countering the financing of terrorism as a direction of international interaction between states] // Problems of law enforcement, 2016, no 2, pp. 131-135.
6. Kosarev M.N. Voprosy protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma [Issues of countering the financing of terrorism] // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no 1, pp. 33-36.
7. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» ot 07.08.2001 № 115-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (accessed 02 June 2020)
8. Kontseptsiya razvitiya natsionalnoy sistemyi protivodeystviya legalizatsii (otmyivaniyu) dohodov, poluchennyih prestupnyim putem, i finansirovaniyu terrorizma ot 30.05.2018g. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5310 (accessed 02 June 2020)
Материал поступил в редакцию 19.05.2020 © Кудревич В.В., Хамидов Л.Ж., 2020