Научная статья на тему 'Риск-ориентированный подход в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма'

Риск-ориентированный подход в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1480
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА РИСКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / CRIMINAL INCOME / MONEY LAUNDERING / ROSFINMONITORING / А RISK ASSESSMENT / FINANCING OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононова Наталья Петровна, Патласов Олег Юрьевич, Кононов Эдуард Дмитриевич

Проанализировано международное и национальное законодательство по предупреждению финансовых преступлений. Приведён опыт зарубежных стран участниц ФАТФ по созданию национальных систем противодействия легализации доходов. Описаны правила внутреннего контроля. Приведена методика оценки риска клиента по правилам внутреннего контроля кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The risk-focused approach in the sphere of counteraction to laundering of the income and to financing of terrorism

The international and national legislation according to the prevention of financial crimes is analysed. Foreign experiment of member countries of FATF on creation of national systems of counteraction of legalization of the income is given. Rules of internal control are described. The technique of an assessment of risk of the client by rules of internal control of credit institution is given.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный подход в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма»

11. Shvetc A. V. About the most impractical method of risk assessment. Upravlenie riskom, 2002, No. 4, pp. 56-60.

© В. И. Белых, С. Г. Полковникова, 2016

Авторы статьи:

Владимир Иванович Белых, кандидат технических наук, доцент, Омский государственный технический университет, e-mail: [email protected]

Светлана Геннадьевна Полковникова, кандидат экономических наук, доцент Омский государственный технический университет, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.

А. Д. Косьмин, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный технический университет.

УДК 336.7 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.183

Н. П. Кононова, Омский региональный институт О. Ю. Патласов, Омская гуманитарная академия Э. Д. Кононов, Омский региональный институт

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Проанализировано международное и национальное законодательство по предупреждению финансовых преступлений. Приведён опыт зарубежных стран - участниц ФАТФ по созданию национальных систем противодействия легализации доходов. Описаны правила внутреннего контроля. Приведена методика оценки риска клиента по правилам внутреннего контроля кредитной организации.

Ключевые слова: преступные доходы, отмывание денег, Росфинмониторинг, оценка риска, финансирование терроризма.

Актуальность темы исследования аккумулируется следующими обстоятельствами. Во-первых, не снижаются масштабы нецелевого использования бюджетных средств, во-вторых, средства гос-оборонзаказа используются неэффективно, в-третьих, сохраняются спекуляции на валютном рынке, в том числе со стороны госкорпораций, в-четвёртых, недостаточно контролируется отток капиталов за рубеж, в-пятых, не снижается оборот наркотиков, в-шестых, актуализировали свои действия агенты террористических организаций, в-седьмых, чрезмерным остаётся размах оффшорных юрисдик-ций, несмотря на действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016), при общем снижении числа экономических преступлений (рис.) статистика свидетельствует об угрожающих масштабах противозаконной деятельности по легализации доходов, незаконному выводу денег за рубеж, неполной эффективности системы охраны правопорядка и возможности воздействия коррупции.

В 2014 г. финансовая разведка получила более 11 млн сообщений о сомнительных операциях на сумму 160 трлн р. [6].

По данным Агентства страхования вкладов, ущерб от мошенничества банкиров составил 550 млрд р. В 80 % случаев банкротство банков имеет криминальный характер. В 2015 г. только 1 % взыскан государству по судебным искам [3].

Прикладная теория риска не выработала количественные критерии риска в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма при разбиении на безрисковую зону,

допустимый, критический и катастрофический риск по аналогии с предпринимательскими рисками [5]. Отечественными учёными с позиции экономико-этической среды исследовались деловой, криминальный, нравственный и моральный риски; по различным критериям проанализированы финансовые риски, а также факторы риска, связанные с персоналом и безопасностью бизнеса [4].

Динамика общего числа зарегистрированных экономических преступлений в 2007-2014 гг.

В зарубежной научной литературе в силу многогранности аспектов финансирования терроризма и преступного отмывания доходов имеется большое число публикаций по противодействию финансовому терроризму. Так, роль ООН в противодействии феномену иностранных террористических организаций проанализирована в трудах Andrea de Guttry [9].

На основе тематического исследования роли частных финансовых институтов в борьбе с финансированием терроризма Олдрич Бурес в работе «Государственно-частное партнёрство в борьбе с терроризмом?» рассматривает мотивировки и фактические результаты деятельности государственно-частного партнёрства в борьбе с терроризмом [10].

Международная борьба с терроризмом проходит в дефиниционном вакууме. Международное определение терроризма не может фактически оказать влияние на государственные меры по борьбе с терроризмом и внутренние определения терроризма [11].

В трудах учёных доказывается правомерность оптимизации рисков, а не минимизации [2, с. 528-573].

Национальный центр оценки рисков рассматривает цепочку минимизации риска: выявление риска -анализ риска - оценка риска - меры по устранению - оценка эффективности принимаемых мер.

Руководство ОБСЕ по сбору данных при проведении национальной оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма (2014) справедливо исходит из того, что подходы к проведению национальных оценок рисков ОД/ФТ ещё мало изучены, и многие страны сталкиваются с трудностями при выборе или разработке методологии, которая отвечала бы их потребностям и возможностям. Методологии НОР содержат специальные инструменты/модули для сбора данных, но руководство ОБСЕ включает типовые матрицы, призванные не заменить эти инструменты, а помочь странам собрать исчерпывающие и точные наборы данных, которые затем можно использовать для НОР, подготовки соответствующих отчётов, осуществлять его мониторинг и повышать эффективность.

Пленум ВС РФ отправил на доработку постановление «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путём» (2015). В новой редакции предметом преступлений названы денежные средства или иное имущество, приобретённые преступным путём, независимо от формы и способов осуществления с ними сделок, направленных на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а также действий, которые призваны создавать видимость возникновения или перехода гражданских

прав и обязанностей. Указанные сделки и финансовые операции должны содержать попытку скрыть преступный источник получения имущества (основное преступление) путём запутанности и непрозрачности, использования подложных документов. Незаконно полученным имуществом считается не только то, что было добыто в результате совершения конкретного преступления (хищения, например), но и полученное в качестве материального вознаграждения за преступные действия (к примеру, убийство по найму) либо в качестве оплаты за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. Предстоит решить вопрос, можно ли считать преступными доходами недоимки по налогам и таможенным сборам.

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, куда входят 35 стран-участниц, включая Российскую Федерацию и две международные организации, приняла в 2012 г. рекомендации, в том числе, 1. «Оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода». Странам следует определить, оценить и предпринять шаги, в том числе определив орган или механизм по координации мер по оценке рисков, а также распределить ресурсы с целью эффективного снижения этих рисков. Предложено на основе этой оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма для страны применять риск-ориентированный подход для того, чтобы меры по предупреждению отмывания денег и финансирования терроризма соответствовали выявленным рискам [7].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 утверждены «Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)».

Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются документом, который:

- регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в организации;

- устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;

- определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

ПВК включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

1. Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (программа организации внутреннего контроля).

2. Программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (программа идентификации).

3. Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма (программа оценки риска).

4. Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма (программа выявления операций).

5. Программа документального фиксирования информации.

6. Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ) (программа по приостановлению операций (сделок)).

7. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

8. Программа проверки осуществления внутреннего контроля.

9. Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (программа хранения информации).

Перечень программ определён исчерпывающим образом; ранее в правила включались иные программы по усмотрению организации.

В ПВК устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил. ПВК утверждаются руководителем организации.

Программа оценки риска определяет процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учётом требований к его идентификации:

- При возникновении договорных отношений с клиентом (принятии его на обслуживание); в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)); а также в иных случаях, предусмотренных организацией в правилах внутреннего контроля.

Данная программа предусматривает:

- Проведение оценки риска клиентов на основе признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, с учётом рекомендаций ФАТФ.

- Порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за её изменением [1, с. 131-143].

Перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма:

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр.

2. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши.

3. Деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий.

4. Деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом.

5. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность).

6. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

7. Период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года.

8. Период нахождения клиента на обслуживании в организации (срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента) составляет менее 1 года.

9. Отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности.

10. Клиент осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности.

11. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны.

12. Клиент и/или выгодоприобретатель или учредитель является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности.

13. Клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации.

14. Клиент является иностранным публичным должностным лицом либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица.

15. Клиент является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребёнком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновлённым) иностранного публичного должностного лица.

16. Совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона.

17. Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган.

18. Клиент осуществляет расчёты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платёжных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных

систем удалённого доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платёжный терминал на сумму менее 15 000 р. либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте).

19. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента является фигурантом Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

20. Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

21. Клиент является близким родственником лица, включённого в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

22. Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

23. Клиент является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, её филиала или представительства, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации.

24. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью.

25. Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель или учредитель клиента имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счёта в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

26. Клиент или его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предос-тавляющем(ей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(ей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне).

Основные риск-сектора в Российской Федерации:

1. Международно-правовые риски.

2. Риски деятельности финансовых институтов.

3. Бюджетные риски.

4. Риски в отраслях и сферах экономики.

5. Региональные риски.

6. Риски финансирования терроризма и экстремизма.

Критерии оценки риска клиента по типу клиента; по страновому риску; по риску, связанному с проведением клиентом определённого вида операций [8], идентифицируются по уровню «критичный», «высокий», «стандартный».

Особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска, рассматриваются в соответствующих Программах и Порядках. Порядок учёта и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска реализуется также в соответствии с Порядком документального фиксирования и Порядком хранения информации.

Национальная оценка рисков представляет собой организованную систематическую деятельность по выявлению и изучению источников и методов легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также поиску слабых сторон в системах ПОД/ФТ, которые прямо или косвенно влияют на страну, осуществляющую оценку. Среди субъектов оценки рисков как учреждения государственного сектора, действующие совместно и сотрудничающие с частным сектором, так и независимые агентства, оценивающие специфические риски ПОД/ФТ. Организованная и систематическая оценка рисков проводится в соответствии с чёткой процедурой и поставленными целями занимающихся отмыванием денежных средств и финансированием терроризма.

Росфинмониторинг в 2015 г. направлял действия на следующие основные риски:

- Риски снижения стабильности финансово-банковской системы и усиления спекуляции на валютном рынке.

- Риски вовлечения финансовых институтов в незаконные финансовые операции и их криминализация.

- Риски нецелевого расходования государственного бюджета, в том числе направленного на обеспечение финансовой устойчивости в условиях кризиса.

- Отраслевые, секторальные и региональные риски.

- Риски срыва реализации налоговой амнистии и возврата капитала.

Международный опыт стран-участниц ФАТФ по созданию национальных систем противодействия легализации доходов, полученных преступным путём демонстрирует, что оценка риска легализации доходов, полученных преступным путём, проводится прежде всего в кредитно-финансовых учреждениях; система первичного финансового мониторинга исключает выявление обязательного перечня операций и основана на представлении информации о подозрительных сделках клиентов. Исходя из практики и трендов российского антилегализационного законодательства институт обязательного контроля будет укрепляться. Несмотря на полное соответствие российского законодательства международным стандартам и требованиям ФАТФ, нормативно-правовое регулирование деятельности российских коммерческих банков в части реализации ими антиотмывочных процедур нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Нерегулируемость безэмиссинных криптовалют создает реальную опасность финансированию теневых операций. Научный и практический интерес представляет введение отечественной регулируемой криптовалюты, основанной не на генерировании по алгоритму компьютером как биткоин без юридических последствий, а наличием лицензированного Центробанком эмитента с определенными обязанностями. При этом обмен валют на криптовалюту юридические лица и граждане будут осуществлять на специальных электронных площадках по регламентированным правилам. Прозрачность операций может гарантироваться идентификацией личности покупателя криптовалюты. Таким образом, идет процесс формирования правого поля противодействия незаконным финансовым опрерациям.

Библиографический список

1. Кононова, Н. П. Особенности методики разработки правил внутреннего контроля организаций по противодействию преступному отмыванию денег и финансированию терроризма / Н. П. Кононова // Вестник ОмРИ. - 2015. - С. 131-143.

2. Начитов, Ф. Я. Организация производства и предпринимательства в АПК : учебное пособие / Ф. Я. Начитов, О. Ю. Патласов, Ф. К. Шакиров [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2004. - С. 528-573.

3. Материалы к заседанию экспертно-аналитического совета при АСВ 31 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dp.rU/a/2016/03/30/ASV_ocenilo_ukradennuju_ba/

4. Начитов, Ф. Я. Организация производства и предпринимательства в АПК : учебное пособие / Ф. Я. Начитов, О. Ю. Патласов, Ф. К. Шакиров [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2004. - 596 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Патласов, О. Ю. Теория и практика предпринимательского риска / О. Ю. Патласов : в 2 т. - Омск, 1997. - Т. 1. - 172 с.

6. Публичный отчёт «О работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports.

7. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. - М. : Вече, 2012. - 176 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF-40-Rec-2012-Russian.pdf

8. Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации Ассоциации российских банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=152144;fld=134;dst=100737,0;rnd=0.7746533948266106.

9. Andrea de Guttry (2016): The Role Played by the UN in Countering the Phenomenon of Foreign Terrorist Fighters // Foreign Fighters under International Law and Beyond. pp. 259-282.

10. Oldrich Bures (2013): Public-private partnerships in the fight against terrorism? Crime, Law and Social. Pp. 429-455.

11. Rumyana Grozdanova (2015): 'Terrorism' - Too Elusive a Term for an International Legal Definition? // Netherlands International Law Review. Volume 61, Issue 3, pp. 305-334.

N. P. Kononova, Omsk regional Institute O. Yu. Patlasov, Omsk humanitarian Academy E. D. Kononov, Omsk regional Institute

THE RISK-FOCUSED APPROACH IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO LAUNDERING OF THE INCOME AND TO FINANCING OF TERRORISM

The international and national legislation according to the prevention of financial crimes is analysed. Foreign experiment of member countries of FATF on creation of national systems of counteraction of legalization of the income is given. Rules of internal control are described. The technique of an assessment of risk of the client by rules of internal control of credit institution is given.

Keywords: criminal income, money laundering, Rosfinmonitoring, а risk assessment, the financing of terrorism

References

1. Kononova N. P. Features of a technique of development of rules of internal control of the organizations for counteraction to criminal money laundering and financing of terrorism Vestnik OmRI. 2015. nol. рр. 131-143.

2. Nachitov F.Ya., Patlasov O.Yu., Shakirov F.K.. Organizatsiya proizvodstva i predprinimatelstva v APK: uchebnoe posobie [The organization of production and business in agrarian and industrial complex: education guidance]. Omsk: Publ. OmGAU, 2004. р. 528-573.

3. Materialyi k zasedaniyu ekspertno-analiticheskogo sovetapri ASV31 marta 2016g. [Materials for a meeting of expert and analytical council at ASV] Available at: http://www.dp.ru/a/2016/03/30/ASV_ocenilo_ukradennuju_ba/

4. Nachitov F.Ia., Patlasov O.Iu., Shakirov F.K. Organizatciiaproizvodstva ipredprinimateTstva v APK [Organization of production and entrepreneurship in the Arbitration procedural code]. Omsk, OmGAU Publ., 2004, pp. 34-36.

5. Patlasov O.Iu. Teorija i praktika predprinimatel'skogo riska [Theory and practice of entrepreneurial risk]. 2 V. Omsk, 1997. Vol. 1. 172 p.

6. Publichnyiy otchet O rabote federalnoy sluzhbyi po finansovomu monitoringu v 2014 godu. [The public report On work of Federal Financial Monitoring Service in 2014.] Available at http://www.fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports.

7. Rekomendatsii FATF. Mezhdunarodnyie standartyi po protivodeystviyu otmyivaniyu deneg, finansirovaniyu terrorizma i finansirovaniyu rasprostraneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya [Recommendations of FATF. The international standards on counteraction to money laundering, financing of terrorism and financing of distribution of weapons of mass destruction]. Per. s cngl. Moscow: Veche, 2012. 176 p. Available at http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF-40-Rec-2012-Russian.pdf

8. Tipovyie pravila vnutrennego kontrolya kreditnoy organizatsii Assotsiatsii rossiyskih bankov [Standard rules of internal control of credit institution of Association of the Russian banks] Available at http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=152144;fld=134;dst=100737,0;rnd=0.7746533948 266106.

9. Andrea de Guttry (2016): The Role Played by the UN in Countering the Phenomenon of Foreign Terrorist Fighters. Foreign Fighters under International Law and Beyond. pp. 259-282.

10. Oldrich Bures (2013): Public-private partnerships in the fight against terrorism? Crime, Law and Social. Pp. 429-455.

11. Rumyana Grozdanova (2015): 'Terrorism' - Too Elusive a Term for an International Legal Definition? // Netherlands International Law Review. Volume 61, Issue 3, pp. 305-334.

© Н. П. Кононова, О. Ю. Патласов, Э. Д. Кононов, 2016

Авторы статьи:

Наталья Петровна Кононова, кандидат экономических наук, доцент, Омский региональный институт, e-mail: [email protected]

Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, e-mail: opatlasov@mail. ru

Эдуард Дмитриевич Кононов, кандидат экономических наук, доцент, Омский региональный институт.

Рецензенты:

Г. Е. Покровский, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал).

О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.