Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 321-332.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 342.951:349.41
ПУБЛИЧНОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: НА ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО БАЗИСА
Аблякимова Э. Э.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия
В статье рассматриваются международно-правовые основы государственного администрирования земельных отношений. Отмечается, что нормы международных соглашений в сфере земельных и связанных с ними отношений сегодня облечены в форму норм-принципов (рекомендательных или обязательных), которым могут/должны следовать государства и их правительства. При этом, определенных, четко описанных правил построения системы государственного администрирования земельных отношений в них не содержится. Однако очевидно, что эти принципы, касающиеся, в основном, охраны окружающей среды, закладывают основы государственного администрирования таких отношений, которое должно соответствовать охране, сохранению, бережному использованию всех природных ресурсов, включая землю, и быть приверженными принципу устойчивого развития. Автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день объективно сформировалась необходимость разработки международного соглашения, посвященного общим принципам построения системы государственного администрирования земельных отношений. Он может объединить императивы такого администрирования на основе принципа устойчивого развития, создать международно согласованный базис государственной политики в области земельных ресурсов как ограниченных и уязвимых элементов окружающей среды.
Ключевые слова.: земля, земельные отношения, земельные ресурсы, земельная политика, Российская Федерация, администрирование, публичное администрирование, государственное управление, международные акты, устойчивое развитие.
Конституция России [1] в статье 9 закрепляет норму о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Настолько высокая характеристика земли в Основном Законе показывает, как ценится нашим государством этот на самом деле ограниченный и уязвимый природный ресурс, требующий к себе пристального внимания и заботы. Действительно, ценность земли как ресурса заключается в том, что она может выступать как средство производства, как объект сделок с недвижимостью и во многих других качествах. Эта многогранность земли как ресурса многократно повышает ее ценность и значимость в процессе формирования устойчивой экономики любого государства, особенно актуально это для России, территория которой наибольшая в мире и составляет 1,71Е9 га [2, с. 42].
321
Важность и стратегическое значение земли обусловливает ведущую роль государства в определении правового базиса и управленческого механизма в сфере земельных отношений. Неслучайно упоминание о земельных ресурсах и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [3], где отмечается ее роль в обеспечении продовольственной безопасности нашей страны, акцентируется внимание на необходимости ее охраны от негативных воздействий и развитии системы особо охраняемых природных территорий. Как справедливо отмечают исследователи управленческих механизмов в сфере земельных отношений, земля - это основа национального богатства, которое необходимо беречь и использовать в качестве жизненно важного ресурса. Являясь одним из потенциальных источников экономического роста, земельные ресурсы объединяют в себе социально-экономические и общественно-политические отношения, которые, в свою очередь, представляют принципиально новую систему управления ресурсами регионов, отличающуюся от других систем управления [4].
Вопросы, связанные с анализом исторического базиса, современным состоянием, возможностями реформирования государственного управления [публичного (государственного) администрирования] в сфере земельных ресурсов, достаточно часто рассматриваются в правоведческой, экономической и политологической научной периодике (Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н., Барсукова Г. Н., Безпалов В. В., Волкова Т. В., Галиновская Е. А., Киреева Е. Е., Коротко-ва О. И., Кухтин П. В., Рыженков А. Я., Чмыхало Е. Ю. [4-15] и др.), а также на уровне диссертационных исследований в этих сферах (Волкова Т. В., Кочнева И. В., Шишов Д. А. [16-18] и др.). При этом международно-правовые основы публичного (государственного) администрирования земельных отношений, их анализ и возможные пути развития до сих пор предметом научной дискуссии не становились. Это обусловило выбор цели настоящего исследования - рассмотреть в аспекте глобализации современного административного права существующий международно-правовой базис публичного (государственного) администрирования земельных отношений в Российской Федерации, рассмотреть пути его возможного обновления.
Основной формой управления землей является государственное управление, или, как сегодня часто отмечается в научной литературе административно-правовой сферы, публичного, в частности государственного, администрирования. Действительно, государственное управление (или администрирование) в области рационального управления, использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования и т.п.) [19]. Не следует, однако, забывать, что публичное администрирование включает в себя не только т.н. «государственную составляющую», но также и «муниципальную», проводимую в жизнь на уровне местного самоуправления («негосударственного», но такого же публичного), и достаточно широкий спектр форм и методов «местного воздействия» на земельные отношения. Примером этому может служить, в частности, ст. 14 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения» Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [20]. Неслучайно в литературе отмечается, что пуб-
322
личное администрирование реализуется с помощью институциональных субъектов: государства, государственной службы, государственного и муниципального управления, а также менеджмента в рамках устойчивых нормативно заданных систем [21, с. 38]. На сегодняшний день, к сожалению, еще не утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие именно вопросы администрирования, а в существующих правовых нормах есть значительные недостатки, пробелы, связанные с их разработкой без единого концептуального подхода. Цель публичного администрирования состоит в исполнении политики государства, проводимой в отношении всех участников правоотношений, регулируемых законодательством [22, с. 179]. Необходимо отметить, что задачами публичного администрирования в рассматриваемой нами сфере являются: установление основ федеральной и региональной политики в области регулирования природоресурсных отношений; мониторинг природных ресурсов, государственный надзор, введение государственных кадастров природных ресурсов; разработка и реализация программ использования и охраны природных ресурсов; их рациональное использование и восстановление; предоставление прав пользования природными ресурсами; установление стандартов (норм, правил) в области изучения, использования и охраны природных ресурсов, безопасного ведения работ, связанных с природопользованием, а также рационального использования и охраны природных ресурсов [23, с. 231].
Государственное управление (или администрирование) земельными ресурсами можно рассматривать как воздействие государства на формирование и развитие земельных отношений организационно-правовыми и экономическими методами в целях упорядочения использования земельных ресурсов, их сохранения, преобразования, повышения эффективности использования. Соответственно, проблему управления следует рассматривать с двух позиций: с одной стороны - управление земельными ресурсами, с другой - регулирование земельных отношений. Эти два направления взаимосвязаны и взаимообусловлены [24].
Необходимо учитывать, что современный этап развития мирового сообщества характеризуется глобализацией экономических, политических, социальных и культурных процессов. В этих условиях конкурентоспособность того или иного государства во многом зависит от эффективности осуществляемого им публичного администрирования [21, с. 37]. Этот тезис безусловно справедлив и для земельных отношений, складывающихся сегодня в Российской Федерации: умелое, продуктивное и чуткое управления земельными ресурсами - залог процветания нашего государства, благосостояния граждан и последующего прогрессивного развития с учетом принципа устойчивого развития.
При этом, предпринимаемые в последнее время шаги по реформированию государственного управления (администрирования) земельных отношений в РФ не всегда совершенны. Так, отмечается, что сфера управления земельными ресурсами на федеральном уровне имеет ряд проблем: 1) создание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сосредоточившей в себе практически все полномочия в сфере государственного управления земельными ресурсами, повлекло ее «неповоротливость» и отсутствие мобильности при решении вопросов, а также безальтернативность решений; 2) отсутствует четкая система взаимодействия субъектов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне с органами государственной власти субъектов РФ для ускорения реше-
323
ния вопросов «на местах»; 3) незначительность предоставляемых земельных ресурсов слабозащищенным слоям населения [17, с. 18]. Продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции, в связи с чем не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, развитию селекционной и генетической базы и т.д., что определяет в качестве необходимого условия повышения эффективности земельной политики в РФ обеспечение инвестиционной направленности, требующей экономической основы управления накопившемся инвестиционным потенциалом страны [4]. А постоянное увеличение числа и детализации норм, разнонаправлен-ность и недостаточная согласованность реформирования основных институтов, постоянное внесение изменений в действующее законодательство [8, с. 168-169] замедляют и усложняют процессы эффективного управления (администрирования) земельными ресурсами.
Сказанное подтверждается также рекомендациями Парламентских слушаний на тему «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства» (19.04.2018 г.) [25]: «... В настоящее время законодательство в сфере земельных отношений все еще нуждается в совершенствовании и в устранении коллизионных норм. В большинстве случаев принимаемые законы в сфере земельных отношений направлены на решение достаточно узких проблем. ».
Не секрет, что в современном мире большинство сфер внутригосударственного правового регулирования подчинено (или имеют своей непосредственной основой) международные соглашения, ставшие в установленном порядке частью их национальных законодательств. К таковым относится деятельность и в/на водных (пресноводных и морских), и в воздушных пространствах, и в космосе, им подчинены торговые, финансовые, таможенные и множество других сфер деятельности государств, их физических, юридических лиц и т.п. Ими заложен и правовой базис отношений в сфере земельных отношений. При этом, нормы этих соглашений заслуженно обозначаются в правовой литературе как «экологические» и подразделятся на две группы: 1) соглашения, непосредственно являющиеся носителями действующих принципов и норм права; 2) соглашения, по своей правовой природе носящие рекомендательный характер, но, тем не менее, оказывающие достаточно активное влияние на международные отношения [26, с. 91] и внутреннее законодательство. Необходимо подчеркнуть, что правила, касающиеся использования и охраны земель, преимущественно имеют рекомендательный, декларативный характер. К их числу относятся принципы (нормы, правила):
- Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 г. [27] о том, что природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости;
- Декларации о сохранении флоры, фауны и среды их обитания 1988 г. [28], о стимулировании бережного отношения к природе и рациональному использованию природных богатств; обеспечении совместимости хозяйственной деятельности с естественным функционированием экологических систем, в частности, путем учета новейших экологических знаний в хозяйственной деятельности и при принятии решений по социально-экономическим вопросам, включая планирование землеполь-
324
зования, и осуществлении необходимых административных, финансовых и других экономических мер в целях охраны флоры, фауны и среды их обитания;
- Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г. [29], о суверенном праве государств на разработку своих собственных ресурсов согласно своей политике в области окружающей среды и развития и их ответственности за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции; о принятии государствами эффективных законодательных актов в области окружающей среды; о сотрудничестве в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции;
- Декларации тысячелетия ООН 2000 г. [30] о признании фундаментальной ценностью уважения к природе, при котором в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития; о новой этике бережного и ответственного отношения к природе;
- Стамбульской декларации по населенным пунктам 1996 г. [31], о проведении работы в целях расширения доступа к земле;
- Всемирной хартии почв, пересмотренной в 2015 г. [32] о том, что рациональное управление почвами требует, чтобы деятельность на всех уровнях - правительств и, в тех случаях, когда это в их силах, других органов государственной власти, международных организаций, отдельных лиц, групп и корпораций - основывалась на принципах устойчивого использования почв и содействовала построению мира, в котором отсутствует деградация почв в контексте устойчивого развития. В документе в отдельный раздел выделены рекомендации для правительств, основным лейтмотивом которых также названо устойчивое развитие почв.
Ряд документов имеет обязательную силу для участников: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. [33], Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. [34], Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. [35], Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием 1994 г. [36], Европейская конвенция о ландшафтах 2000 г. [37] и т.д. В последней (РФ не участвует) указывается, что стороны применяют эту Конвенцию в соответствии с собственным разделением полномочий властей, ее конституционными принципами и административным устройством и уважая принцип субсидиарности с учетом Европейской хартии местного самоуправления. Вопросы земельных отношений также затрагиваются в двусторонних соглашениях РФ: Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1994 г. [38]; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды 1994 г. [39] и др.
В перечисленных документах нормы о деятельности их участников в сфере земельных и связанных с ними отношений облечены в форму норм-принципов, осно-
325
вополагающих правил, которым должны следовать государства и их правительства в сфере использования природных ресурсов. При этом, определенных, четко описанных и рассматриваемых/названных таковыми принципов построения системы государственного администрирования земельных отношений в них не содержится. Очевидно, однако, что эти принципы, касающиеся, в основном, охраны окружающей среды, закладывают основы государственного администрирования таких отношений, которое должно служить охране, сохранению, бережному их использованию и быть приверженным принципу устойчивого развития.
Действительно, построение системы государственного администрирования, или управления, земельными ресурсами - внутреннее «дело» суверенных государств, осуществляемое в соответствии с характерными особенностями каждой страны. В России эта система строится согласно нормам Конституции и отраслевого законодательства. Ее конструкция предполагает наличие полномочий РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления в области земельных отношений, предусматривает возможность передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов РФ, а также перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Такая система в полной мере соответствует федеративному устройству нашего государства, его приверженности принципам демократического развития, она предполагает наличие вопросов федерального, регионального и местного значения, возможности их перераспределения. Однако, как отмечают некоторые авторы, система такого администрирования и определяющая его политика все же требует обновления и усовершенствования. Так, недостаточная сбалансированность и периодические изменения правового регулирования сказываются на всей сфере земельных отношений, включая реализацию функций публичных органов власти. Нередко на этом фоне ощущается несогласованность регулятивной и управленческой деятельности государственных органов. Так, в силу Конституции РФ (ст. 72) земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Следовательно, изменения в земельном законодательстве на федеральном уровне делают обязательным внесение изменений в законодательство субъектов РФ, а также в нормативные правовые акты местного самоуправления. При этом на региональном и местном уровне признается, что органы власти и местного самоуправления не всегда успевают вовремя вносить изменения в собственную нормативную базу. Это создает еще большие условия для дестабилизации правопорядка [8, с. 169].
Представляется, что на сегодняшний день объективно сформировалась необходимость разработки международного соглашения, посвященного общим принципам построения системы государственного администрирования земельных отношений. Он может объединить императивы такого администрирования на основе принципа устойчивого развития, создать международно согласованный базис государственной политики в области земельных ресурсов для участников. Безусловно, обязательность его норм - предмет обсуждения международного форума, однако именно юридическая сила такого документа может обусловить его имплементацию в государствах-участниках.
При разработке такого документа, на наш взгляд, необходимо учитывать общие принципы управления, формирующие и определяющие процесс управления в целом
326
и процесс государственного администрирования земельных отношений в частности: приоритет государственного управления земельными ресурсами; дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов; принцип рационального использования земель; единство управления земельными ресурсами и управления территориями; организационная согласованность использования земель и управления территориями; совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами; экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами; разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня; разделение функций между различными ведомствами по федеральному, региональному и муниципальному уровню; правовая обеспеченность управления земельными ресурсами; принцип организационного и экономично-рационального соотношения централизации и децентрализации; принцип организационный, финансовый и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами [40]. Также необходимо учесть все нормы-принципы рекомендательных международных соглашений, а также тот факт, что сегодня исследователями выделяются два подхода к формированию государственного управления (администрирования) земельными ресурсами -административный и экономический. Административный подход предполагает зонирование земель, планирование, регулирование их использования и землеотвода на основе законодательства страны. Экономический подход предполагает привлечение к управлению земельными ресурсами финансово-экономические рычаги - налогообложение, залог, ипотеку земли, различные виды субсидий [6]. Объединение этих подходов, безусловно, может поспособствовать усовершенствованию и правовой базы сферы земельных отношений, и практики ее применения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, 1993. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Фатыхова А. М. Рационально использовать земельные ресурсы региона / А. М. Фатыхова // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 1. - С. 42-47.
3. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» : Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Безпалов В. В. Проблемы управления земельным ресурсом в России на современном этапе / В. В. Безпалов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 7 (79) // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.rU/article/v/problemy-upravleniya-zemelnym-resursom-v-rossii-na-sovremennom-etape (последнее обращение - 12 мая 2019 г.). - Текст электронный.
5. Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории / А. П Анисимов, Г. Л. Землякова, Н. Н. Мельников // Современное право. - 2012. - № 8. - С. 87-93.
6. Барсукова Г. Н., Радчевский Н. М. Современные проблемы управления земельными ресурсами / Г. Н. Барсукова, Н. М. Радчевский // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 125(01). DOI: 10.21515/1990-4665-125028. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: <https://cyberleninka.rU/article/v/sovremennye-problemy-upravleniya-zemelnymi-resursami> (последнее обращение - 12 мая 2019 г.). - Текст электронный.
7. Волкова Т. В. Правовые механизмы повышения эффективности управления земельными ресурсами / Т. В. Волкова // Право. Законодательство. Личность. - 2013. - № 2 (17). - С. 126-129.
327
8. Галиновская Е. А. Концепция государственного стратегического управления земельными ресурсами (правовой аспект) / Е. А. Галиновская // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - № 3. - С. 167-180.
9. Киреева Е. Е. Проблемы управления земельными ресурсами / Е. Е. Киреева // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 6 (77). - С. 184-189.
10. Короткова О. И. Создание четкой и отлаженной системы управления как стратегическая цель государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами /
0. И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2016. - № 4. - С. 19-23.
11. Кухтин П. В. Развитие структуры государственного управления земельными ресурсами в России / П. В. Кухтин // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 3, май-июнь 2014. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: <https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-struktury-gosudarstvennogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-rossii> (последнее обращение - 11 мая 2019 г.). -Текст электронный.
12. Анисимов А. П., Рыженков А. Я. Земельная функция современного государства / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков. - М., 2012. 192 с.
13. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. - М., 2016. - 239 с.
14. Чмыхало Е. Ю. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная политика в сфере охраны и использования земель: правовые аспекты / Е. Ю. Чмыхало // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4(99). - С. 228-235.
15. Чмыхало Е. Ю. Управление земельными ресурсами: правовые аспекты / Е. Ю. Чмыхало // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6(95). - С. 70-78.
16. Волкова Т. В. Правовое регулирование управления земельным фондом Российской Федерации: на примере Саратовской области: дис. ... канд. юрид. наук / Т. В. Волкова. - Саратов, 2001. 198 с.
17. Кочнева И. В. Политические процессы реформирования и оптимизации государственной политики в сфере управления земельными ресурсами: Автореф. дисс. . канд. полит. Наук / И. В. Кочнева. - Чита, 2015. -24 с.
18. Шишов Д. А. Эффективное управление земельными ресурсами и обеспечение продовольственной безопасности в условиях реформирования аграрной сферы экономики: дис. ... д-ра экон. наук / Д. А. Шишов. - СПб., 2005. 407 с.
19. Четверикова Л. В. Земельное право / Л. В. Четверикова. - Сыктывкар, 2012. - 543 с.
20. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
21. Зинченко Г. П. Институционализация публичного администрирования в России / Г. П. Зинченко // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2010. - №
1. - С. 37-45.
22. Волков А. М. К вопросу обоснования понятия «публичное администрирование» / А. М. Волков // Вестник МФЮА - 2015. - № 2. - С. 173-184.
23. Волков А. М., Лютягина Е. А. Современное российское административное законодательство в сфере природопользования: проблемы и противоречия / А. М. Волкова, Е. А. Лютягина // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 230-247.
24. Barsukova G. N. The basic methods and mechanisms for régulation of land relationships in conditions of their transformation Economy of agro-industrial complex and agriculture // Kybernetik@. - 2013. -№ 9. - С. 68-75.
25. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства», 19 апреля 2018 г. // Интернет-сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL : http://council.gov.ru/media/files/xpdOjlC5pQBR5zGzI3xjBP4Wyqjktyq5.pdf> (последнее обращение - 6 мая 2019 г.). - Текст электронный.
26. Бычков М. В., Сорокина Ю. В. Международно-правовые акты в системе источников экологического права Российской Федерации / М. В. Бычков, Ю. В. Сорокина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: электронный сборник статей по материалам LXXI студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2018. № 11 (70). С. 91-94. URL: http://www.sibac.info/archive/Social/11(70).pdf> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
328
27. Стокгольмская декларация по окружающей среде 1972 г. URL : https://bellona.ru/2007/05/07/stokgolmskaya-deklaratsiya-po-okruzhayu/> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). Текст электронный.
28. Декларация о сохранении флоры, фауны и среды их обитания 1988 г. // СПС «Консультант-Плюс».
29. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. // Интернет-сайт ООН. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml> (последнее обращение
- 3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
30. Декларация тысячелетия ООН 2000 // Интернет-сайт ООН. URL Л https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
31. Стамбульская декларация по населенным пунктам 1996 г. // Интернет-сайт ООН. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/habdecl.shtml> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
32. Пересмотренная Всемирная хартия почв 2015 г. // Интернет-сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций. URL : http://www.fao.org/3/b-i4965r.pdf> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
33. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. // Интернет-сайт Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL : https://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
34. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. // Интернет-сайт ООН. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
35. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. // Интернет-сайт ООН. URL : https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions /env_assessment.shtml#a1> (последнее oбращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
36. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием 1994 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901893003> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
37. Европейская конвенция о ландшафтах 2000 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. <http://docs.cntd.ru/document/901909720> (последнее обращение -3 мая 2019 г.). - Текст электронный.
38. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс».
39. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс».
40. Мезенина О. Б., Лантинова А. В., Рассказова А. А. Управление земельными ресурсами России на современном этапе. - Екатеринбург, 2012. URL : http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/967/2/Mezenina%20.pdf> (последнее обращение - 13 мая 2019 г.).
- Текст электронный.
Ablyakimova E. Public (State) Administration of Land Relations: On the Way to Building an International Legal Basis / E. Ablyakimova // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - T. 4 (72). № 4. - P. 321-332.
The article discusses the international legal framework of public (state) administration of land relations. It is noted, that the norms of international agreements in the field of land and related relations with them today are given in the form of norms-principles (recommendatory or obligatory) that can/must be followed by states and their governments. At the same time, there are no specific, clearly described rules for constructing a system of state administration of land relations in them. However, it is obvious that these principles, mainly related to environmental protection, lay the foundations of public administration of such relations, which must comply with the protection, conservation, careful use of all natural resources, including land, and be committed to the principle of sustainable development. The author comes to the conclusion that today, objectively, the need has arisen for the development of an international agreement on the general principles of building a system of state administration of land relations. It can unite the imperatives of such administration on the basis of
329
the principle of sustainable development, create an internationally agreed basis of state policy in the field of land resources as limited and vulnerable elements of the environment.
Keywords: land, land relations, land resources, land policy, Russian Federation, an administration, public administration, state administration, international acts, sustainable development.
Spisok literatury'
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, 1993. // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Faty'xova A. M. Racional'no ispol'zovat' zemel'ny'e resursy' regiona / A. M. Faty'xova // Vestnik e'konomiki, prava i sociologii. - 2010. - № 1. - S. 42-47.
3. «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Bezpalov V. V. Problemy' upravleniya zemel'ny'm resursom v Rossii na sovremennom e'tape / V. V. Bezpalov // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. 2015. № 7 (79) // Nauchnaya e'lektronnaya biblioteka «Kiberleninka». URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-upravleniya-zemelnym-resursom-v-rossii-na-sovremennom-etape (poslednee obrashhenie - 12 maya 2019 g.). Tekst e'lektronny'j.
5. Anisimov A. P., Zemlyakova G. L., Mel'nikov N. N. Zonirovanie kak funkciya upravleniya ze-mel'ny'm fondom: voprosy' teorii / A. P Anisimov, G. L. Zemlyakova, N. N. Mel'nikov // Sovremennoe pravo. - 2012. - № 8. - S. 87-93.
6. Barsukova G. N., Radchevskij N. M. Sovremenny'e problemy' upravleniya zemel'ny'mi resursami / G. N. Barsukova, N. M. Radchevskij // Politematicheskij setevoj e'lektronny'j nauchny'j zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 125(01). DOI: 10.21515/1990-4665-125-028. // Nauchnaya e'lektronnaya biblioteka «Kiberleninka». URL: <https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-problemy-upravleniya-zemelnymi-resursami> (poslednee obrashhenie - 12 maya 2019 g.). Tekst e'lektronny'j.
7. Volkova T. V. Pravovy'e mexanizmy' povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya zemel'ny'mi resursami / T. V. Volkova // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2013. - № 2 (17). - S. 126-129.
8. Galinovskaya E. A. Koncepciya gosudarstvennogo strategicheskogo upravleniya zemel'ny'mi resursami (pravovoj aspekt) / E. A. Galinovskaya // Voprosy' gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. -2017. - № 3. - S. 167-180.
9. Kireeva E. E. Problemy' upravleniya zemel'ny'mi resursami / E. E. Kireeva // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. - 2013. - № 6 (77). - S. 184-189.
10. Korotkova O. I. Sozdanie chetkoj i otlazhennoj sistemy' upravleniya kak strategicheskaya cel' gosu-darstvennoj politiki v sfere upravleniya i rasporyazheniya zemel'ny'mi resursami / O. I. Korotkova // Za-konodatel' stvo i e' konomika. - 2016. - № 4. - S. 19-23.
11. Kuxtin P. V. Razvitie struktury' gosudarstvennogo upravleniya zemel'ny'mi resursami v Rossii / P. V. Kuxtin // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». Vy'pusk 3, maj-iyun' 2014. // Nauchnaya e'lektronnaya biblioteka «Kiberleninka». URL: <https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-struktury-gosudarstvennogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-rossii> (poslednee obrashhenie - 11 maya 2019 g.). Tekst e'lektronny'j.
12. Anisimov A. P., Ry'zhenkov A. Ya. Zemel'naya funkciya sovremennogo gosudarstva / A. P. Anisimov, A. Ya. Ry'zhenkov. - M., 2012. 192 c.
13. Anisimov A. P., Ry'zhenkov A. Ya., Charkin S. A. Zemel'noe pravo Rossii / A. P. Anisimov, A. Ya. Ry'zhenkov, S. A. Charkin. - M., 2016. - 239 s.
14. Chmy'xalo E. Yu. Konceptual'ny'e problemy' e'kologicheskoj bezopasnosti i gosudarstvennaya politika v sfere oxrany' i ispol'zovaniya zemel': pravovy'e aspekty' / E. Yu. Chmy'xalo // Vestnik Sara-tovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2014. - № 4(99). - S. 228-235.
15. Chmy'xalo E. Yu. Upravlenie zemel'ny'mi resursami: pravovy'e aspekty' / E. Yu. Chmy'xalo // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2013. - № 6(95). - S. 70-78.
16. Volkova T. V. Pravovoe regulirovanie upravleniya zemel'ny'm fondom Rossijskoj Federacii: na primere Saratovskoj oblasti: dis. ... kand. yurid. nauk / T. V. Volkova. - Saratov, 2001. 198 c.
17. Kochneva I. V. Politicheskie processy' reformirovaniya i optimizacii gosudarstvennoj politiki v sfere upravleniya zemel'ny'mi resursami: Avtoref. diss. ... kand. polit. Nauk / I. V. Kochneva. - Chita, 2015. -24 s.
18. Shishov D. A. E'ffektivnoe upravlenie zemel'ny'mi resursami i obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti v usloviyax reformirovaniya agrarnoj sfery' e'konomiki: dis. ... d-ra e'kon. nauk / D. A. Shishov. -SPb., 2005. 407 s.
19. Chetverikova L. V. Zemel'noe pravo / L. V. Chetverikova. - Sy'kty'vkar, 2012. - 543 s.
330
20. Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ //SPS «Konsul'tantPlyus».
21. Zinchenko G. P. Institucionalizaciya publichnogo administrirovaniya v Rossii / G. P. Zinchenko // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: ucheny'e zapiski SKAGS. - 2010. - № 1. - S. 37-45.
22. Volkov A. M. K voprosu obosnovaniya ponyatiya «publichnoe administrirovanie» / A. M. Volkov // Vestnik MFYuA - 2015. - № 2. - S. 173-184.
23. Volkov A. M., Lyutyagina E. A. Sovremennoe rossijskoe administrativnoe zakonodatel'stvo v sfere prirodopol'zovaniya: problemy' i protivorechiya / A. M. Volkova, E. A. Lyutyagina // Ucheny'e zapiski Xudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarny'e nauki. - 2014. -№ 1. - S. 230-247.
24. Barsukova G. N. The basic methods and mechanisms for regulation of land relationships in conditions of their transformation Economy of agro-industrial complex and agriculture // Kybernetik@. - 2013. -№ 9. - S. 68-75.
25. Stenogramma parlamentskix slushanij na temu «Tendencii i problemy' razvitiya zemel'nogo za-konodatel'stva», 19 aprelya 2018 g. // Internet-sajt Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. URL : http://council.gov.ru/media/files/xpdOjlC5pQBR5zGzI3xjBP4Wyqjktyq5.pdf> (poslednee obrashhenie - 6 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
26. By'chkov M. V., Sorokina Yu. V. Mezhdunarodno-pravovy'e akty' v sisteme istochnikov e'kologicheskogo prava Rossijskoj Federacii / M. V. By'chkov, Yu. V. Sorokina // Nauchnoe soobshhestvo studentov XXI stoletiya. Obshhestvenny'e nauki: e'lektronny'j sbornik statej po materialam LXXI studench-eskoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2018. № 11 (70). S. 91-94. URL: http://www.sibac.info/archive/Social/11(70).pdf> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e' lektronny'j.
27. Stokgol'mskaya deklaraciya po okruzhayushhej srede 1972 g. URL : https://bellona.ru/2007/05/07/stokgolmskaya-deklaratsiya-po-okruzhayu/> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). Tekst e'lektronny'j.
28. Deklaraciya o soxranenii flory', fauny' i sredy' ix obitaniya 1988 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».
29. Rio-de-Zhanejrskaya deklaraciya po okruzhayushhej srede i razvitiyu 1992 g. // Internet-sajt OON. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml> (poslednee obrashhenie - 3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
30. Deklaraciya ty'syacheletiya OON 2000 // Internet-sajt OON. URL A https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
31. Stambul'skaya deklaraciya po naselenny'm punktam 1996 g. // Internet-sajt OON. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/habdecl.shtml> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
32. Peresmotrennaya Vsemirnaya xartiya pochv 2015 g. // Internet-sajt Prodovol'stvennoj i sel'skoxozyajstvennoj organizacii Ob''edinenny'x Nacij. URL : http://www.fao.org/3/b-i4965r.pdf> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
33. Konvenciya ob oxrane vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo naslediya 1972 g. // Internet-sajt Organ-izaciya Ob''edinyonny'x Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury'. URL : https://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e' lektronny'j.
34. Konvenciya o zapreshhenii voennogo ili lyubogo inogo vrazhdebnogo ispol'zovaniya sredstv vozdejstviya na prirodnuyu sredu 1977 g. // Internet-sajt OON. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
35. Konvenciya ob ocenke vozdejstviya na okruzhayushhuyu sredu v transgranichnom kontekste 1991 g. // Internet-sajt OON. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/env_assessment.shtml#a1> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
36. Konvenciya Organizacii Ob''edinenny'x Nacij po bor'be s opusty'nivaniem 1994 g. // E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/901893003> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
331
37. Evropejskaya konvenciya o landshaftax 2000 g. // E'lektronny'j fond pravovoj i normativno-texnicheskoj dokumentacii. <http://docs.cntd.ru/document/901909720> (poslednee obrashhenie -3 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
38. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o sotrudnichestve v oblasti oxrany' okruzhayushhej sredy' 1994 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».
39. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o sotrudnichestve v oblasti oxrany' okruzhayushhej prirodnoj sredy' 1994 g. // SPS «Konsul'tantPlyus».
40. Mezenina O. B., Lantinova A. V., Rasskazova A. A. Upravlenie zemel'ny'mi resursami Rossii na sovremennom e'tape. - Ekaterinburg, 2012. URL : http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/967/2/Mezenina%20.pdf> (poslednee obrashhenie - 13 maya 2019 g.). - Tekst e'lektronny'j.
332