Научная статья на тему 'Направление совершенствования функций государственного управления земельными ресурсами'

Направление совершенствования функций государственного управления земельными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
земельный фонд / земельные ресурсы / земельные отношения / управление земельными ресурсами / рациональное землепользование / land fund / land resources / land relations / land management / rational land use.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шер Марина Леонидовна, Опрышко Елена Леонидовна, Миронов Леонид Валерьевич

Статья посвящена вопросам теоретических аспектов управления земельными ресурсами, развития практической деятельности в области совершенствования земельных отношений. Земельные ресурсы об-ладают особенными природно-климатическими и хозяйственно экономическими свойствами, наряду с этим они являются источником экономического роста общества и особым объектом как социально экономических, так и общественно политических отношений. Авторами делается вывод о необходимости выработки баланса между государственными и рыноч-ными механизмами при регулировании земельных отношений и земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical aspects of land management, the development of practical activities in the field of improving land relations. Land resources have special natural-climatic and economic characteris-tics, along with this they are a source of economic growth of a society and a special object of both socio-economic and socio-political relations. The authors conclude that it is necessary to develop a balance between state and market mechanisms in regulating land relations and land resources.

Текст научной работы на тему «Направление совершенствования функций государственного управления земельными ресурсами»

ECONOMICS

УДК 330.3; 332.2.

Шер Марина Леонидовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики,

с.н.с. (кандидат наук) кафедры экономики СКФ ФГБОУВО «РГУП» Россия, г. Краснодар. Опрышко Елена Леонидовна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

СКФ ФГБОУ ВО «РГУП» Россия, г. Краснодар. Миронов Леонид Валерьевич, магистрант 1 года обучения СКФ ФГБОУ ВО «РГУП» Россия, г. Краснодар. DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11922 НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

M. L. Sher

PhD Economic Sciences, docent, Associate Professor of the Economics Department, North Caucasian Branch of Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education "Russian State University ofJustice"

Krasnodar, Russia E. L. Opryshko

PhD Economics, senior lecturer of the economics department North Caucasian Branch of Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education "Russian State University of Justice"

Krasnodar, Russia

L. V. Mironov

1-nd year master degree student North Caucasian Branch of Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education "Russian State University of Justice"

Krasnodar, Russia leniamironoff@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам теоретических аспектов управления земельными ресурсами, развития практической деятельности в области совершенствования земельных отношений. Земельные ресурсы обладают особенными природно-климатическими и хозяйственно - экономическими свойствами, наряду с этим они являются источником экономического роста общества и особым объектом как социально -экономических, так и общественно - политических отношений.

Авторами делается вывод о необходимости выработки баланса между государственными и рыночными механизмами при регулировании земельных отношений и земельных ресурсов. Abstract:

The article is devoted to the theoretical aspects of land management, the development ofpractical activities in the field of improving land relations. Land resources have special natural-climatic and economic characteristics, along with this they are a source of economic growth of a society and a special object of both socio-economic and socio-political relations.

The authors conclude that it is necessary to develop a balance between state and market mechanisms in regulating land relations and land resources.

Ключевые слова: земельный фонд, земельные ресурсы, земельные отношения, управление земельными ресурсами, рациональное землепользование.

Key words: land fund, land resources, land relations, land management, rational land use.

Успех всех проводимых реформ как в России, так и во всем мире, зависит от степени решения земельных вопросов, поскольку земля, является особым объектом социально-экономических и обще-

ственно-политических отношений. Методы регулирования земельных отношений в значительной степени определяются господствующими формами собственности на землю и включают систему политических, социально - экономических, правовых и

«шушетим-лигмак^ибш»© / economics

организационно-административных мер, таких как землеустройство, кадастр недвижимости, мониторинг земель, контроль за использованием и охраной земель.

Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как земля является основным источником материального благополучия в частном и общественном секторах и эта информация основная в принятии управленческих решений в землепользовании. «Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений - от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления. Поэтому управление земельными ресурсами - сложно организованная система».10

Основной целью управления земельными ресурсами является обеспечение удовлетворения потребностей общества на основе использования свойств земли, что позволяет обеспечивать охрану прав государства и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

Все земельное законодательство России регулирует отношения по использованию и охране земель и нацелено на особое значение, которое земля имеет как основа жизни и деятельности человека. Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. 11

Достижение успешного решения вопросов в грамотном и рациональном землепользовании зависит от регулирования земельных отношений на государственном уровне. Роль государства в регулировании земельных отношений состоит в управлении организационно-правовым базисом, установлению регламента во взаимоотношениях субъектов земельного права, поддерживать рыночное регулирование на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объекта недвижимости в рамках существующей правовой базы, учитывая реальные условия производительного использования земельных участков.

Государственное управление земельными ресурсами можно распределить по двум категориям, общее и ведомственное (Отраслевое). Они едины в своих задачах, функциях и методах влияния на происходящие процессы. Общее управление земельными ресурсами имеет территориальный характер, распространяется на земли в пределах территории

10 См.: Управление земельными ресурсами: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, М. В. Сидоренко. - 2-е изд. -Краснодар: КубГАУ, 2017. - 160 с. С.5.

11 Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ (редакция от 03.08.2018. Редакция подготовлена

на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 N 280-ФЗ)

157

РФ, ее субъектов или местного самоуправления. Такое управление осуществляют органы обшей компетенции, то есть правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы специальной компетенции.

Ведомственное управление земельными ресурсами возложено на министерства, комитеты, федеральные агентства и службы, распространяется на земли определенных отраслей народного хозяйства. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.

«Углубление знаний о земельных ресурсах и лучшее понимание экологических и социальных проблем, связанных с землепользованием, способствуют все большему осознанию политиками, государственными деятелями и отдельными гражданами необходимости более рационального исполь-

12

зования земельных ресурсов» .

Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Она достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами, таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития отличных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

Управление земельным фондом принято трактовать в различных аспектах: как самостоятельный институт, регулирующий нормы, содержащие методы и порядок учета земель и ведения земельного кадастра, и как отдельный мониторинг земель, от-

12 См.: Комов, Николай Васильевич; Чешев, Анатолий Степанович. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов // Экономика и экология территориальных образований. 2018. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/kompleksnyy-podhod-k-planirovaniyu-i-ratsionalnomu-ispolzovaniyu-ze-melnyh-resursov.

вечающий за планировку земель населенных пунктов, контролирующий рациональное землепользование и землепроизводство.13

Земля является национальным достоянием нашего государства, поэтому отношение к ней должно быть соответствующее и главная цель всех проводимых земельных преобразований должна основываться на принципе сохранения земельных ресурсов и рациональном использовании природы, в рамках правового поля, но как показывает практика не всегда это соблюдается.

«К сожалению, функция контроля оптимальности расположения земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, не осуществляется ни на федеральном, ни на краевом уровне. Поэтому пространственные характеристики землевладений (землепользований) неизбежно ухудшаются, снижается эффективность использования сельскохо-зяиственных угодий».14

Необходимо не только совершенствовать административные методы управления, проявляющиеся в прямом запретительном воздействии на пользователей земельных участков со стороны земельных органов, но и сформировать эффективную

систему экономических рычагов, которая основывается на множестве различных критериев. «Система эколого-экономического управления земельными ресурсами должна сочетать экономические, административные и правовые механизмы природоохранной политики, которые позволили бы осуществлять рациональное землепользование, направленное на решение экологических проблем».15

Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, таких как земельный налог, арендная плата за землю, компенсационные платежи при изъятии земель, компенсационные выплаты при консервации земель, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, налоговое обложение при гражданском земельном обороте и другие (рисунок 1).

13 См.: Шер М.Л. Земельная политика Российской Федерации: состояние, проблемы и пути реализации. В сборнике: Актуальные проблемы устойчивого экономического развития Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор Д.В. Дудник. 2017. С. 60-65.

14 См.: Юрченко Ксения Александровна. Результаты ре-

формирования земельных отношений в Краснодарском

крае // Экономика и экология территориальных образований. 2019. №3 (10). С. 106-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/nrezul1aty-reformirovamya-zemelnyh-otnoshenii-v-krasnodarskom-krae (дата обращения: 05.02.2020).

15 См.: Шер М.Л., Шевченко О.П. Основные направления решения проблем государственного и муниципального управления в сфере использования земель. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 11. С. 51-53.

Рисунок 1- Структура управления земельными ресурсами и контроля над их использованием и охраной

В соответствии с международной практикой, земельная рента должна быть базой для формирования масштабной системы экономических регуляторов, использующих налоговые, банковские и иные способы ценообразования, в совокупности образующие экономический механизм управления земельными ресурсами.

«Важнейшими звеньями земельных отношений являются цена и стоимость земельных участков, ставки земельного налога, размеры арендной платы и дивиденды на земельные доли. Земельная рента, земельный налог должны принадлежать обществу. Они должны стать надежным и устойчивым источником местного бюджета»16.

16 См.: Komov Nikolay V. Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people // Экономика

и экология территориальных образований. 2019. №1 (8). URL: <URL> https://cyberleninka.ru/article/n/russian-land-

Невозможно организовать эффективное управление земельными ресурсами без самостоятельной государственной земельной службы с территориальными органами, в стране с таким количеством субъектов.

«Формируя земельную собственность, нужно исходить из того, что она не должна быть постоянным источником социальных напряжений в обществе. Наоборот, она должна стимулировать разви-

тие страны, чего сегодня в России нет, да и не может быть при таком отношении к главному национальному достоянию - земле»17.

Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений - от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления и представляет собой сложно организованную систему (рисунок 2).

Рисунок 2- Система управления земельными ресурсами

Государственная земельная политика должна четко определять цели и приоритетные задачи, инструменты регулирования и управления земельными ресурсами, чтобы проводимые землеустроительные мероприятий были ориентированы на сохранение и приумножение земельного потенциала России. «Следует помнить, что земля в первую очередь природный объект, особый объект недвижимости, и нельзя относиться к ней только как к объекту товарно-денежных отношений»18.

Несмотря на сложившиеся восприятие земли в экономическом значении в основном, определяющем ее ценность, главным, по нашему мнению, является ее экологическое значение как природного объекта, поскольку земельные участки будут представлять интерес как недвижимость, объект права собственности и иных прав только до той поры,

пока земля будет выполнять свои естественные природные функции.

«Развитию рынка земли должно способствовать развитие инфраструктуры рынка, то есть тех отраслей, которые обеспечат его нормальное функционирование. Наиболее важными являются институты оценки, землеустройства, государственного кадастрового учета, банковская и система налогообложения, которые в настоящее время проходят процесс становления и развития применительно к новым условиям рыночной экономики»19.

Наличие достоверной и полной информации о земельных ресурсах будет способствовать функционированию цивилизованного рынка земель и недвижимости, защите прав граждан и юридических лиц на землю.

Список литературы

is-the-territory-of-the-state-and-the-most-important-wealth-of-people.

17 См.: там же.

18 См.: Гречун С.А. Новейшие тенденции в совершенствовании правового регулирования земельно-имущественных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2016. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noveyshie-tendentsii-v-

sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-zemelno-

imuschestvennyh-otnosheniy (дата обращения: 19.12.2019).

19 См.: Барсукова Г.Н., Радчевский Н. М. Современные проблемы управления земельными ресурсами // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №125. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennye-problemy-upravleniya-zemelnymi-resursami (дата обращения: 05.02.2020).

1. Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ (редакция от 03.08.2018. Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 N 280-ФЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 32132/.

2. Барсукова Г.Н., Радчевский Н. М. Современные проблемы управления земельными ресурсами // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №125. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-uprav-leniya-zemelnymi-resursami.

3. Бухтояров Н. И. Обоснование необходимости управления земельными ресурсами в современных условиях // Экономика и экология территориальных образований. 2018. Т.2, №4 (7). С. 17-23. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie -neobhodimosti-upravleniya-zemelnymi-resursami-v-sovremennyh-usloviyah.

4. Гагаринова Н. В. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, М. В. Сидоренко. - 2-е изд. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 160 с.

5. Гречун С.А. Новейшие тенденции в совершенствовании правового регулирования земельно-имущественных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2016. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/noveyshie-tendentsii-v-sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-ze-melno-imuschestvennyh-otnosheniy.

6. Komov Nikolay V. Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people // Экономика и экология территориальных

образований. 2019. №1 (8). URL: <URL> https://cyberleninka.ru/article/n/russian-land-is-the-territory-of-the-state-and-the-most-important-wealth-of-people.

7. Комов, Николай Васильевич; Чешев, Анатолий Степанович. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов // Экономика и экология территориальных образований. 2018. №1 (4). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-planirovaniyu-i-ratsionalnomu-ispolzovaniyu-ze-melnyh-resursov.

8. Шер М.Л. Земельная политика Российской Федерации: состояние, проблемы и пути реализации. В сборнике: Актуальные проблемы устойчивого экономического развития Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор Д.В. Дудник. 2017. С. 6065.

9. Шер М.Л., Шевченко О.П. Основные направления решения проблем государственного и муниципального управления в сфере использования земель. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 11. С. 51-53.

10. Юрченко К. А. Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае // Экономика и экология территориальных образований. 2019. №3 (10). С. 106-116. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/rezultaty-reformirovaniya-zemel-nyh-otnoshenii-v-krasnodarskom-krae.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.