Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ / ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ / ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕСТА ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Корнеева Дарья Игоревна

Авторами настоящей статьи предпринята попытка исследования отдельных аспектов законодательства Российской Федерации, законодательства Красноярского края и отдельных положений международных договоров, регулирующих общественные отношения, возникающие между особыми группами населения в лице коренных малочисленных народов. Дан правовой анализ основополагающих нормативных правовых актов и международных договоров в данной сфере, а также исследованы некоторые условия участия коренных малочисленных народов в политической, экономической, социальной и иных сферах жизни современного общества. Указаны отдельные проблемы и пробелы в правовом поле, создающие реальную угрозу для деятельности и проживания общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Корнеева Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME RELEVANT ASPECTS OF THE LEGAL SITUATION INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST: INTERNATIONAL, FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

The authors of this article made an attempt to study certain aspects of the legislation of the Russian Federation, the legislation of the Krasnoyarsk Territory and certain provisions of international treaties regulating social relations arising between special groups of the population represented by indigenous peoples. A legal analysis of the fundamental normative legal acts and international treaties in this area is given, as well as some conditions for the participation of indigenous peoples in the political, economic, social and other spheres of life of modern society are investigated. Specific problems and gaps in the legal framework that pose a real threat to the activities and residence of communities of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East are indicated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_83 УДК 349.6

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ SOME RELEVANT ASPECTS OF THE LEGAL SITUATION INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST: INTERNATIONAL, FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

КОРНЕЕВА Дарья Игоревна,

бакалавр Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: natali12041975@mail.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, full member of the Russian Academy of Sciences,

member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

KORNEEVA Darya Igorevna,

Bachelor of the Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: natali12041975@mail.ru

Краткая аннотация: Авторами настоящей статьи предпринята попытка исследования отдельных аспектов законодательства Российской Федерации, законодательства Красноярского края и отдельных положений международных договоров, регулирующих общественные отношения, возникающие между особыми группами населения в лице коренных малочисленных народов. Дан правовой анализ основополагающих нормативных правовых актов и международных договоров в данной сфере, а также исследованы некоторые условия участия коренных малочисленных народов в политической, экономической, социальной и иных сферах жизни современного общества. Указаны отдельные проблемы и пробелы в правовом поле, создающие реальную угрозу для деятельности и проживания общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Abstract: The authors of this article made an attempt to study certain aspects of the legislation of the Russian Federation, the legislation of the Krasnoyarsk Territory and certain provisions of international treaties regulating social relations arising between special groups of the population represented by indigenous peoples. A legal analysis of the fundamental normative legal acts and international treaties in this area is given, as well as some conditions for the participation of indigenous peoples in the political, economic, social and other spheres of life of modern society are investigated. Specific problems and gaps in the legal framework that pose a real threat to the activities and residence of communities of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East are indicated.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока, этнические группы, законодательство Российской Федерации, международное право, принцип равноправия и самоопределения народов, территории традиционного природопользования, нормативное правовое регулирование, места традиционного проживания.

Keywords: indigenous peoples of the North, Siberia, the Far East, ethnic groups, legislation of the Russian Federation, international law, the principle of equality and self-determination of peoples, territories of traditional nature management, legal regulation, places of traditional residence.

Дата направления статьи в редакцию: 23.11.2021

Дата публикации: 28.02.2022

В настоящее время пристальное внимание на различных уровнях публичной власти стали уделять вопросам решения проблем политического, социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов

Севера, Сибири и Дальнего Востока. Коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - КМН) составляют малую часть населения нашего государства (их общее количество составляет около 244 тыс. человек, причем численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы), но они так же, как и другие народы России, в полном объеме обладают правами, независимо от их численности и места проживания [5]. Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. Исходя из того, что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранения своей этничности [1].

Давно известно, что в нашей стране территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, а также Дальнего Востока являются особо охраняемыми природными зонами России, которые были образованы для ведения традиционного использования ресурсов данного региона и сохранения образа жизни коренных малочисленных народов этих регионов. С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования (например, к таким особенностям относят особую правовую охрану исконной среды обитания, места традиционного проживания и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов) такие территории стали относить к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения [2]. Однако, данный факт не исключает того, что в реалиях современного образа жизни, все так же существует множество правовых проблем, связанных с регулированием общественных отношений, возникающих в этой области.

К сожалению, на сегодняшний день ситуация с определением правового статуса, прав и обязанностей коренных малочисленных народов в международном праве и на уровне отдельных государств крайне неоднозначная. Картина дифференцируется в зависимости от географического расположения, исторического характера власти и конкретного статуса определенных этнических групп в отдельно взятом государстве [3]. Так, например, льготы для представителей малочисленных народов, проживающих в местах традиционного проживания и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российского государства [4]. Анализ действующего законодательства показывает, что на уровне нормативного правового регулирования созданы условия для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социально-культурной сферах жизни общества. Принят целый ряд международных документов, направленных на улучшение условий их жизни.

Первым упоминанием о коренных малочисленных народов является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Так, статья 27 пакта гласит: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» [6]. Если ранее проблема этнического взаимодействия решалась на глобальном государственном (1960 г.) или расовом (1964 г.) уровне, то теперь впервые упоминаются этнические меньшинства, как социальный слой, который тоже подлежит защите.

В 1992 году была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам [7]. Данный документ, несмотря на небольшой размер по объему содержания, уже посвящен непосредственно коренным малочисленным народам. Примечательность данной Декларации также заключается в изменении основных целей. Если документы 60-х годов были направлены на интеграцию этносов в общество, то с 1992 года впервые акцент делается на сохранении культурной идентичности этноса путем предоставления ему определенных привилегий. В данном документе отмечались лишь культурные и социальные привилегии, такие как возможность местного самоуправления и культурных институтов. Однако, вопрос привилегий с этого момента является краеугольным камнем во взаимоотношении КМН государств, на территории которых они проживают.

Несмотря на периодическое возникновение отдельных государственных институтов, занимающихся делами коренных малочисленных народов, решение национальных вопросов в СССР было представлено созданием «Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам» только в 1989 году [8].

Ситуация изменилась с распадом СССР и принятием Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 82), действующего и в настоящее время, но с большим количеством изменений [9]. Важнейшим изменением в сравнении с советским периодом

стоит отметить появление собственных политических организаций в среде коренных малочисленных народов и перестройку советской системы непосредственного управления в систему с элементами диалога в сравнении с международным правом, а именно Декларацией ООН от 2007 г. (претерпевшей изменения, в том числе благодаря Конвенции № 169 МОТ) в ФЗ № 82 ст. 16 (против 46-й в Декларации). Однако, каждая статья определяет конкретную сферу деятельности закона, при этом обладая большим количеством пунктов и пояснений. Так, в частности, отдельное внимание уделяется государственным полномочиям в рамках работы с коренных малочисленных народов в лице органов федерального и местного управления.

Сравнивая политический аспект работы с коренными малочисленными народами, можно встретить ряд схожих моментов в Декларации ООН и в Федеральном законе. Так, статьи Декларации ООН касательно права на самоуправление и образование политических институтов, выражающих собственную позицию коренных малочисленных народов в рамках работы с государством, по своему содержанию почти тождественны. Ключевым моментом для коренным малочисленных народов во всем мире является экономическая часть взаимоотношений с государством.

Однако, стоит также отметить ряд положительных поправок в ФЗ № 82, принятых в 2009 году и приближающих рассматриваемый закон к общим тенденциям Декларации. Так, в частности, ст. 28 Декларации ООН гласит: «Коренные народы имеют право на возмещение при помощи средств, которые могут включать в себя реституцию или, когда это не представляется возможным, в виде справедливой компенсации за земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели или которые они иным образом занимали или использовали и которые были конфискованы, отчуждены, заняты, использованы или которым был нанесен ущерб без их свободного, предварительного и осознанного согласия» [10]. Данная статья отражает основную проблему во взаимоотношениях коренных малочисленных народов с коммерческими организациями, поскольку исторически, в связи с индустриализацией, проводимой в советский период на территории Сибири, земли КМН использовались государством для размещения объектов производства и сельского хозяйства.

Реализация данной статьи в полном объеме на современном историческом этапе может быть связана со значительными финансовыми издержками, так как она подразумевает «равноценную» компенсацию за использованные земли. Необходимо обратить внимание на пересмотр стратегии и смещение акцента на устойчивое развитие коренных малочисленных народов. Российское государство, признавая зависимость коренного населения Севера от природных ресурсов, составляющих основу их социально-экономической и культурной жизни, открывает новые горизонты: повышение образовательного уровня, приобретение новых навыков, вовлеченность в новые направления экономической жизни и мировые процессы. Это позволит улучшить благосостояние коренных малочисленных народов Севера, сохранить культурное богатство и видовое биоразнообразие экосистем [11].

Неприспособленность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям, низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа малочисленных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов, специфика интернатного образования, отрыв детей от родителей и, как следствие, утрата навыков и традиций с раннего возраста вызывают необходимость оказания государственной поддержки малочисленным народам [15].

Авторы настоящего исследования уже обращали внимание на то, что в Красноярском крае, втором в России по территории среди всех субъектов Российской Федерации, к Арктической зоне относятся территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Туруханского района. Непосредственно же к северным территориям рассматриваемого региона относятся Эвенкийский, Енисейский, Северо-Енисейский, Богучанский, Кежемский и Мотыгинский муниципальные районы [14]. В отдельных субъектах РФ присутствуют представители национальных малочисленных этносов. Например, на территории Красноярского края проживают представители восьми этносов коренных малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы, а также представители этнической общности ессейских якутов. Стратегическая цель социально-экономического развития северных и арктических территорий и этноди-намики коренных малочисленных народов Севера Красноярского края - это эффективная реализация национальных интересов, а также реальное достижение главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике и на Крайнем Севере. Следует отметить, что в соответствии со Стратегией социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года северные и арктические территории Красноярского края обеспечивают в настоящий момент более 55% промышленной продукции региона за счет природных

ресурсов, которые подвержены эффекту падающей отдачи ввиду неизбежного истощения со временем [12]. Северные и арктические территории Красноярского края являются пионерами (еще с 1930-х годов) в промышленном и транспортном освоении северных и арктических территорий Красноярского края, форпостом в освоении приполярной зоны Северного ледовитого океана (с 1960-х годов), базой развития восточного сектора Северного морского пути (с 1960-х годов). Обращает на себя внимание тот факт, что в рассматриваемом субъекте Российской Федерации создавались и апробировались основы государственной национальной политики, которые в дальнейшем закреплялись в реальных практиках. Законом Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4110 «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» территории и административные центры административно-территориальных единиц Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края наделены особым статусом [13]. Должна соблюдаться преемственность государственной поддержки, в частности, вначале 1920-х годов политика советского государства была направлена на оказание помощи коренным народам Севера, стремление найти, с учетом их культуры и быта, наиболее приемлемые формы организации образования северян и распространения среди них культуры и русского языка [16], [17].

Переходя от исторических параллелей к современному состоянию нормативной правовой базы следует обратить внимание на то, что применительно к исследуемой сфере общественных отношений назрел вопрос о внесении конкретных изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Например, желательно закрепить гарантии о бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования; обеспечении доступности образования для детей кочевников (создание повсеместно кочевых детских садов и начальных школ в местах кочевий); обеспечении в приоритетном порядке поддержки форм микро-, малого и среднего предпринимательств, направленных на повышение эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности [18].

Следовательно, несмотря на незначительные разногласия, на правовом уровне Российская Федерация, ее субъекты, в частности, Красноярский край, двигаются в общем направлении международного вектора развития в отношении диалога коренных малочисленных народов с государством. Подводя итог, следует обратить внимание на нестабильный характер развития законодательства Российской Федерации и ее субъектов в области защиты прав коренных малочисленных народов. Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов в данной сфере, необходимо продолжать разрабатывать, улучшать и совершенствовать модели законодательного регулирования правовых отношений прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которое должно быть направлено не на их выживание в современных условиях, а способствовать их процветанию и эффективному развитию.

Библиография:

1. Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 7 (115). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.11.2021).

2. Тория Р.А. Проблемы правового регулирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.11.2021).

3. Селиванов Д.Е. Международное право и федеральные законы Российской Федерации о коренных малочисленных народах: опыт сравнения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №423. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.11.2021).

4. Власов В.А. Некоторые Актуальные вопросы предоставления мер государственной поддежки коренных малочисленных народов Красноярского края // Эпоха науки. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.11.2021).

5. Попова Н.Н. Правовые риски в системе публичного управления территориями традиционного природопользования малочисленных народов // Правовые риски в системе публичного управления: коллективная монография / под науч. ред. В.И. Авдийского, М.А. Лапиной; Финансовый университет при Правительстве Российской федерации. М.: ОТ и ДО, 2014. С. 135 - 148.

6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии и убеждений. Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml (дата обращения: 22.11.2021).

7. Конвенция № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни 1957 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/1901053 (дата обращения: 22.11.2021).

8. Агаларханова А.Н. Национальная политика Российской империи и советской России в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6 (26). С. 18- 26.

9. Федеральный закон № 82-ФЗ от 30.04.1999 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 22.11.2021).

10. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года // URL: http://www.un.org/ru (дата обращения: 22.11.2021).

11. Власова Е.Л., Устьянцева О.В. Проблемы реализации права на использование морских биоресурсов коренными народами российского Севера // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.11.2021).

12. Распоряжение Правительства Красноярского края от 26.02.2020 № 122-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года» // Консультант-Плюс. Законодательство.

13. Закон Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4110 «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» // Кон-сультантПлюс. Законодательство.

14. Власов В.А., Вешникова Н.А., Корнеева Д.И. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения граждан, проживающих в арктической зоне и северных территориях Красноярского края // Право и государство: теория и практика. 2020. № 11 (191). С. 115-117.

15. Власов В.А. Понятие и некоторые меры государственной поддержки коренных малочисленных народов (на примере Красноярского края) // Аграрное и земельное право. 2016. № 1 (133). С. 82-87.

16. Чурсина А.С. Становление национальной школы коренных малочисленных народов на Енисейском Севере в начале 1920-х гг. // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193). С. 6-8.

17. Чурсина А.С. Культбаза на Енисейском севере - политический и культурный центр коренных малочисленных народов // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193). С. 9-11.

18. Власов В.А. Правовое положение коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне России: некоторые проблемы и предложения по совершенствованию законодательства // В сборнике: Технологии развития социальных, экономических и логистических процессов Арктической зоны России: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 47-53.

References (transliterated):

1. Haryuchi S.N. Razvitie zakonodatel'stva o zashchite prav korennyh malochislennyh narodov v Rossijskoj Federacii // ZHurnal ros-sijskogo prava. 2006. № 7 (115). URL: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

2. Toriya R.A. Problemy pravovogo regulirovaniya territorij tradicionnogo prirodopol'zovaniya korennyh malochislennyh narodov RF // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

3. Selivanov D.E. Mezhdunarodnoe pravo i federal'nye zakony Rossijskoj Federacii o korennyh malochislennyh narodah: opyt sravneniya // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2017. №423. URL: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

4. Vlasov V.A. Nekotorye Aktual'nye voprosy predostavleniya mer gosudarstvennoj poddezhki korennyh malochislennyh narodov Krasnoyar-skogo kraya // Epoha nauki. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

5. Popova N.N. Pravovye riski v sisteme publichnogo upravleniya territoriyami tradicionnogo prirodopol'zovaniya malochislennyh narodov // Pravovye riski v sisteme publichnogo upravleniya: kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. V.I. Avdijskogo, M.A. Lapinoj; Finan-sovyj universitet pri Pravitel'stve Rossijskoj federacii. M.: OT i DO, 2014. S. 135 - 148.

6. Deklaraciya o likvidacii vsekh form neterpimosti na osnove religii i ubezhdenij. Prinyata rezolyuciej 36/55 General'noj As-samblei ot 25 noy-abrya 1981 goda // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml (data obrashcheniya: 22.11.2021).

7. Konvenciya № 107 o zashchite i integracii korennogo i drugogo naseleniya, vedushchego plemennoj i poluplemennoj obr az zhizni 1957 g. // URL: https://docs.cntd.ru/document/1901053 (data obrashcheniya: 22.11.2021).

8. Agalarhanova A.N. Nacional'naya politika Rossijskoj imperii i sovetskoj Rossii v otnoshenii korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2013. № 6 (26). S. 18- 26.

9. Federal'nyj zakon № 82-FZ ot 30.04.1999 «O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (data obrashcheniya: 22.11.2021).

10. Deklaraciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij o pravah korennyh narodov prinyata rezolyuciej 61/295 General'noj Assamblei ot 13 sentyabrya 2007 goda // URL: http://www.un.org/ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

11. Vlasova E.L., Ust'yanceva O.V. Problemy realizacii prava na ispol'zovanie morskih bioresursov korennymi narodami rossij-skogo Severa // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 22.11.2021).

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Krasnoyarskogo kraya ot 26.02.2020 № 122-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya severnyh i arkticheskih territorij i podderzhki korennyh malochislennyh narodov Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda» // Konsul'tant-Plyus. Za-konodatel'stvo.

13. Zakon Krasnoyarskogo kraya ot 24.12.2015 № 9-4110 «Ob administrativno-territorial'nyh edinicah s osobym statusom» // Kon-sul'tantPlyus. Zakonodatel'stvo.

14. Vlasov V.A., Veshnikova N.A., Korneeva D.I. Nekotorye aktual'nye voprosy prodovol'stvennogo obespecheniya grazhdan, prozhiva-yushchih v arkticheskoj zone i severnyh territoriyah Krasnoyarskogo kraya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. № 11 (191). S. 115-117.

15. Vlasov V.A. Ponyatie i nekotorye mery gosudarstvennoj podderzhki korennyh malochislennyh narodov (na primere Krasnoyarskogo kraya) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2016. № 1 (133). S. 82-87.

16. CHursina A.S. Stanovlenie nacional'noj shkoly korennyh malochislennyh narodov na Enisejskom Severe v nachale 1920-h gg. // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 1 (193). S. 6-8.

17. CHursina A.S. Kul'tbaza na Enisejskom severe - politicheskij i kul'turnyj centr korennyh malochislennyh narodov // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 1 (193). S. 9-11.

18. Vlasov V.A. Pravovoe polozhenie korennyh malochislennyh narodov, prozhivayushchih v Arkticheskoj zone Rossii: nekotorye pro-blemy i predlozheniya po sovershenstvovaniyu zakonodatel'stva // V sbornike: Tekhnologii razvitiya social'nyh, ekonomicheskih i logisticheskih processov Arkticheskoj zony Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.