Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право на образование / технологические трансформации общества / законодательство об образовании / конституционные права личности

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов А.С.

В статье показаны основные аспекты реализации конституционного права на образование в условиях технологических трансформаций современного общества. Подчеркиваются недостатки процесса реформирования системы образования, показана взаимосвязь права на образование с иными конституционными правами личности. Отмечается, что в высокотехнологичном обществе образование должно продолжаться в течение всей активной жизни и трудовой деятельности человека. Сделан вывод, что реализация конституционного права на образование сопряжена с воспитательным воздействием на обучающихся, и в силу этого невозможна без обеспечения высокого социального статуса педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-72-75 МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,

NIION: 2018-0076-6/22-738 Кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-6-937 Доцент Королевского филиала

Международного юридического института, e-mail: a.miloserdov2010@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Аннотация. В статье показаны основные аспекты реализации конституционного права на образование в условиях технологических трансформаций современного общества. Подчеркиваются недостатки процесса реформирования системы образования, показана взаимосвязь права на образование с иными конституционными правами личности. Отмечается, что в высокотехнологичном обществе образование должно продолжаться в течение всей активной жизни и трудовой деятельности человека. Сделан вывод, что реализация конституционного права на образование сопряжена с воспитательным воздействием на обучающихся, и в силу этого невозможна без обеспечения высокого социального статуса педагогов.

Ключевые слова: право на образование; технологические трансформации общества; законодательство об образовании; конституционные права личности

MILOSERDOV Alexey Sergeevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Royal Branch of the International Law Institute

THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL AND TECHNOLOGICAL TRANSFORMATIONS

Annotation. The article shows the main aspects of the implementation of the constitutional right to education in the conditions of technological transformations of modern society. The shortcomings of the process of reforming the education system are emphasized, the relationship of the right to education with other constitutional rights of the individual is shown. It is noted that in a hightech society, education should continue throughout the active life and work of a person. It is concluded that the realization of the constitutional right to education is associated with an educational impact on students, and therefore is impossible without ensuring the high social status of teachers.

Key words: the right to education; technological transformations of society; legislation on education; constitutional rights of the individual

Право на образование относится к числу основополагающих конституционных права граждан. Его полноценная реализация во многом определяет возможности реализации иных конституционных прав, в том числе, связанных с участием гражданина в политической деятельности, с обеспечением ему достойного образа жизни и т.д. «Повышение качества высшего образования, его соответствие современным требованиям выступает определяющими факторами как для улучшения качества жизни, так и для расширения возможностей самореализации каждого человека, роста благосостояния всего населения» [2, с. 29], - справедливо отме-

чает А.А. Незнамова. В то же время, право на образование, если рассматривать его не как абстракцию, а как определенное правоотношение, представляется достаточно динамичным, но развивается вместе с обществом, получая новые грани, новые возможности и уровни реализации.

Одним из факторов современного социального развития, непосредственно влияющих на конституционное право на образование, являются технологические новации. Наше время - это время господства технологий, которые вынуждают социум трансформироваться, приспосабливаясь к стремительно меняющейся реальности. Ученые пишут о так называемой большой четверке техно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

логий, которые в совокупности оказывают масштабный эффект на динамику социальных отношений. Среди них важное место занимают цифровые технологии. Фактически можно говорить об очередной технологической революции, которая началась с появлением компьютеров и продолжилась после внедрения в практику сети «интернет». Ученые пишут о смене технологического уклада, которая, как показывает исторический опыт, трансформирует многие существенные параметры государственной и общественной жизни, меняет модели правового регулирования общественных отношений [3, с. 31-32].

Конституционное право на образование в условиях современных социальных и технологических трансформаций приобретает особое значение.

Во-первых, в высокотехнологическом обществе к получаемому образованию предъявляются особые, повышенные требования. Сегодня необходимы не просто разносторонние знания; реализация права на образование подразумевает возможность обучаться в течение всей жизни, так как знания и навыки в силу ускоренного технологического и социального развития быстро устаревают, многие востребованные профессии перестают быть таковыми.

Во-вторых, в современном обществе многократно возрастает объем информации, и реализация права на образование подразумевает возможность свободно в ней ориентироваться, обладать навыками поиска и отбора необходимой информации. Поэтому большое значение приобретают навыки использования современных информационных технологий.

В-третьих, значительная часть современного образовательного пространства становится платной, что порождает риски социального расслоения по уровню получаемого образования, что чревато социально-образовательной дискриминацией.

В-четвертых, сама сфера образования, равно как и образовательное законодательство, находятся в состоянии перманентного реформирования, которое связано не только с технологическими, но и политическими аспектами.

Таким образом, в настоящее время имеются необходимые законодательные предпосылки для реализации конституционного права на образование, выраженные, во-первых, в наличии соответствующих положений в Конституции Российской Федерации, во-вторых, в наличии базового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в-третьих, в принятой системе подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию и конкретизацию законодательных положений. В то же время, наличие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

правовых норм еще не означает возможности полноценно реализовать соответствующее конституционное право на практике.

Сложности в развитии современной системы образования, обусловленные ее структурно-содержательными особенностями, были отчетливо обозначены на Всероссийском круглом столе с международным участием в Московском городском педагогическом университете 23 марта 2022 года «Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровых трансформаций». По итогам круглого стола был издан сборник статей, в которых обозначены ключевые проблемы развития системы образования в условиях современных цифровых трансформаций, непосредственно связанные с возможностями реализации соответствующего конституционного права.

В частности, в статье профессора Д.А. Пашенцева обозначен широкий спектр проблем, с которыми сталкивается современная российская система образования. Среди них ученый выделяет следующие: переход на Болонскую систему не соответствовал отечественным образовательным традициям; в годы реформ произошло резкое снижение статуса педагогов в обществе и деградация единого образовательно-воспитательного пространства; резкий переход к рыночной экономике негативно сказался на благосостоянии многих российских семей, что осложнило реализацию конституционного права на образование; из системы образования практически ушла воспитательная составляющая; произошла сильная бюрократизация образования, сопровождавшаяся огромным ростом различной обязательной отчетности [4, с. 23-25].

Особое внимание цитируемый автор обращает на аспект, связанный с технологическим развитием современного общества и его образовательной сферы. Цифровые новации не только принесли в систему образования новые возможности за счет активного использования новых технологических решений, но и повлекли за собой новые риски, а также выраженные отрицательные последствия.

Можно согласиться с Д.А. Пашенцевым, «что цифровые технологии не стали панацеей в образовании, не смогли решить его системных проблем. В то же время нет оснований полностью отказываться от них, вопрос состоит лишь в дозированном, рациональном, продуманном использовании современных технологических решений в образовании» [4, с. 27].

Полноценная реализация права на образование в условиях цифровых и иных технологических новаций заставляет обратить особое внимание на качество образования [1, с. 248]. Именно качественное образование выступает залогом

того, что и остальные конституционные права личности получат свое полноценное практическое выражение. В свою очередь, качественное образование означает, прежде всего, овладение всеми современные технологиями, прежде всего, теми, которые позволяют работать с информацией, а также теми, которые могут быть использованы для самообразования, постоянной актуализации устаревающих знаний и навыков.

Кроме того, качественное образование подразумевает, что получаемые знания и навыки соответствуют современному уровню развития науки и общества, также ориентированы на развитие мыслительных способностей человека. Можно согласиться с теми авторами, которые указывают на угрозу цифровой среды для навыков аналитического мышления. В частности, Н.Н. Попова пишет, что в условиях цифровых трансформаций «речь идет о формировании нового типа мышления, которое связано с иными формами и способами усвоения и обработки информации. Происходит утрата важнейших навыков чтения и анализа объемных и сложных для восприятия текстов. Под угрозой оказываются аналитические навыки» [5, с. 36]. Таким образом, развитие аналитических навыков, приучение обучающихся к чтению сложных текстов и их анализу можно рассматривать как важную часть качественного образования, способствующего развитию, а не деградации личности.

Образование должно быть направлено на полноценное, многогранное, комплексное развитие личности, не только получение знаний, умений и навыков, но и формирование высоких моральных качеств, а также готовности и способности учиться и осуществлять трудовую деятельность. Отсюда следует, что реализация права на образование возможна только в комплексе с иными важными конституционными правами личности, в том числе, ее культурными правами.

Еже один важный аспект рассматриваемой проблемы состоит в том, что полноценная реализация конституционного права на образование возможна только при условии высокого статуса педагога в обществе. Это связано, прежде всего, с воспитательной функцией образования, которая не может быть реализована при недостаточно высоком социальном статусе лица, осуществляющего воспитательное воздействие. Кроме того, в сфере труда существует определенный естественный отбор, и малопрестижные профессии в большинстве занимают лица, которые сами не получили высококачественного образования, не обладают выдающимися навыками в соответствующей деятельности. Поэтому повышение престижа профессии педагога, независимо от того, идет ли речь о преподавателях вузов или школь-

ных учителях, представляется одной из важных гарантий реализации конституционного права на образование.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по поводу реализации конституционного права на образование в условиях социальных и технологических трансформаций, характерных для современного этапа развития общества и государства.

Во-первых, конституционное право на образование имеет комплексный характер, так как его полноценная реализация обусловлена параллельной реализацией целого ряда иных конституционных прав личности.

Во-вторых, возможности реализации конституционного права на образование в значительной мере определяются существующей в стране и в мире экономической и политической ситуацией.

В-третьих, реализация конституционного права на образование зависит от совершенства законодательства об образовании, его соответствия текущим реалиям и стоящим в этой сфере задачам.

В-четвертых, реализация конституционного права на образование сопряжена с воспитательным воздействием на обучающихся, и в силу этого невозможна без обеспечения высокого социального статуса педагогов.

В-пятых, реализация конституционного права на образование - не лимитированный во времени процесс, так как в высокотехнологичном обществе образование должно продолжаться в течение всей активной жизни и трудовой деятельности человека.

Список литературы:

[1] Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Грудцына Л.Ю. Качество образования: современные тенденции // Образование и право. 2021. № 3.

[2] Незнамова А.А. Некоторые тенденции развития высшего образования в России // Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровых трансформаций. Сборник статей / под ред. Д. А. Пашенцева, Н. М. Ладнушкиной. Саратов: Саратовский источник, 2022.

[3] Пашенцев Д. А. Основные направления и особенности развития законодательства в условиях цифровизации и перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2021. № 3.

[4] Пашенцев Д.А. Российское высшее образование в эпоху цифровых трансформаций // Образовательное право и правовое воспитание в условиях цифровых трансформаций. Сборник статей / под ред. Д. А. Пашенцева, Н. М. Ладнуш-киной. Саратов: Саратовский источник, 2022.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

[5] Попова Н.Н. Правосознание в условиях формирования цифрового общества // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2022. № 2.

Spisok literatury:

[1] Kos'min A.D., Kos'mina E.A., Grudcyna L. YU. Kachestvo obrazovaniya: sovremennye tendencii // Obrazovanie i pravo. 2021. № 3.

[2] Neznamova A.A. Nekotorye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii // Obrazovatel'noe pravo i pravovoe vospitanie v usloviyah cifrovyh transformacij. Sbornik statej / pod red. D. A. Pashenceva, N. M. Ladnushkinoj. Saratov: Saratovskij istochnik, 2022.

[3] Pashencev D. A. Osnovnye napravleniya i osobennosti razvitiya zakonodatel'stva v usloviyah cifrovizacii i perekhoda k novomu tekhnologicheskomu ukladu // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2021. № 3.

[4] Pashencev D.A. Rossijskoe vysshee obrazovanie v epohu cifrovyh transformacij // Obrazovatel'noe pravo i pravovoe vospitanie v usloviyah cifrovyh transformacij. Sbornik statej / pod red. D. A. Pashenceva, N. M. Ladnushkinoj. Saratov: Saratovskij istochnik, 2022.

[5] Popova N.N. Pravosoznanie v usloviyah formirovaniya cifrovogo obshchestva // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2022. № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.