Научная статья на тему 'Конституционное развитие и права человека в условиях современных глобальных вызовов'

Конституционное развитие и права человека в условиях современных глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
права человека / Конституция / глобализация / цифровизация / социальные права.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милосердов А.С.

В статье показаны особенности развития и реализации конституционных прав личности в современных условиях. Автор рассматривает влияние на реализацию прав и свобод человека таких факторов, как глобализация и цифровизация. Показано значение конституционной реформы 2020 г. Сделан вывод о повышении роли гражданского общества в реализации конституционных прав личности в условиях современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное развитие и права человека в условиях современных глобальных вызовов»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-57-60 МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Международного юридического института (филиал в г. Королев),

e-mail: korolev@lawinst.ru

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. В статье показаны особенности развития и реализации конституционных прав личности в современных условиях. Автор рассматривает влияние на реализацию прав и свобод человека таких факторов, как глобализация и цифровизация. Показано значение конституционной реформы 2020 г. Сделан вывод о повышении роли гражданского общества в реализации конституционных прав личности в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: права человека; Конституция; глобализация; цифровизация; социальные права.

MILOSERDOV Alexey Sergeevich,

candidate of law, associate professor of the Department of civil law of the International law institute

(branch in Korolev)

CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT AND HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF MODERN GLOBAL CHALLENGES

Annotation. The article shows the features of the development and implementation of the constitutional rights of the individual in modern conditions. The author considers the influence of such factors as globalization and digitalization on the realization of human rights and freedoms. The significance of the constitutional reform in 2020 is shown. The conclusion is made about the increasing role of civil society in the implementation of the constitutional rights of the individual in the conditions of modern challenges.

Key words: human rights; Constitution; globalization; digitalization; social rights

их реализации. Изменения правового пространства в условиях новых вызовов неизбежно отражаются на конституции, влияют на динамику конституционного права. Изменение существующей модели правового регулирования общественных отношений неизбежно сказывается в конституционных преобразованиях, детерминирует их направленность.

В 2020 г. в России была осуществлена конституционная реформа, связанная с внесением ряда важных изменений в основной закон страны. Во многом она была вызвана теми вызовами глобального характера, о которых сказано выше. Сегодня, когда с момента проведения общенародного голосования по вопросу о конституционной реформе прошел уже год, можно предпринять попытку рассмотреть сущность данной реформы с позиций ее глобальной обусловленности и соотнесения с основополагающими правами человека. Противоречивость и многоплановость современных вызовов влечет за собой и неоднозначность ответов на них. Глобализации как одному из вызовов противостоит набирающая в ряде стран мира тенденция регионализации. Гло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

В современной ситуации развитие общественных отношений происходит в условиях неизвестных ранее вызовов, которые серьезно меняют правовое и политическое пространство. К их числу ученые относят, во-первых, глобализацию, которая инициирует сближение национальных правовых систем и унификацию правового регулирования [7, с. 30]. Вторым вызовом выступает технологическое развитие, при котором новые технологии по силе воздействия на общественные отношения сопоставимы с новой промышленной революцией, приводят к смене технологического уклада [8, с. 33]. Наконец, третий серьезный вызов - пандемия коронавируса, которая с новой силой поставила на повестку дня вопрос о чрезвычайном правовом регулировании и соблюдении основополагающих прав личности.

Конституция представляет собой основной закон государства, который определяет основы государственного устройства и политической системы, а также закрепляет основополагающие права и свободы человека и гражданина, гарантии

бальные тенденции инициировали усиление либеральных начал в конституциях стран мира, заставляли уделять все больше внимания экономическим свободам и возможностям их полноценной реализации, правовым гарантиям развития рынков капитала и усиления скорости финансовых потоков. Одним из итогов стало «расширение списка прав человека за счет включения в него новых прав - прав меньшинств» [3, с. 87]. Регионализация, противостоящая глобализации, связана с активизацией государственного регулирования экономики, что косвенно проявляется в юридической защите традиционных для каждой национальной культуры ценностей. В связи с этим, конституционная реформа 2020 г. во многом носила ценностный характер. В 1993 г. при написании и принятии Основного закона в его текст были имплементированы основополагающие и типичные для либерализма права и свободы человека, основанные на праве частной собственности, позволяющие развиваться торговле и предпринимательству, финансовому капиталу. Для российской производящей экономики такая либерализация, проводившаяся стремительно и обвально, сыграла негативную роль. Отечественная промышленность в значительной мере была в короткие сроки уничтожена, что повлекло за собой рекордное для мирного времени падение уровня доходов населения страны, маргинализацию его значительной части, рост преступности.

Кроме того, система либеральных ценностей, закрепленная в Конституции 1993 г., во многом не соответствовала тем ценностям, которые столетиями культивировались в российской ментальной среде, отражая особенности национального менталитета. Они не оставляли правового пространства для проявления коллективизма и взаимопомощи, понуждая к развитию индивидуализма.

Права человека, при всем их универсализме, тем не менее, имеют определенную национальную окраску, так как основаны на системе ценностей, а последние у разных народов могут отличаться. Поэтому изменения, которые были внесены в российскую конституцию в 2020 г. и затрагивали сферу прав человека, в некоторой степени были ориентированы на поддержку ценностных ориентаций большей части общества, настроенной достаточно консервативно. В результате принятия поправок к конституции получили закрепление некоторые ценности, которые считаются традиционными для нашей страны и ее многонационального населения [1, с. 6-7]. Прежде всего, это положение о браке как союзе мужчины и женщины, что явно направленно против западной тенденции по легализации однополых браков. Кроме того, в том же ключе можно рассматривать

усиление ряда социальных гарантий, что непосредственно связано с социальными правами человека как проявлением социального характера российской государственности. В этом вопросе можно проследить единую связку между нормой статьи 7 о социальном государстве, перечнем конституционно закрепленных социальных прав личности и их новыми гарантиями, внесенными в Основной закон в ходе конституционной реформы 2020 г. «Усиление социальных начал в Конституции, - полагает В.Б. Исраелян, - противоречит тем либеральным принципам, которые выступают идеологией глобализации и на практике могут привести к усилению экономического (а как следствие, и политического) господства транснациональных корпораций, к усилению социального расслоения общества» [3, с. 88].

Вызов технологизации также влияет на существующий перечень прав и свобод личности. Новые технологии, среди которых на современном этапе развития лидирующими являются цифровые новации, расширяют круг субъектов социальных отношений, а также пространство их взаимодействия. Более того, они влияют и на ценностные ориентиры субъектов права, что неизбежно влияет на модели правового регулирования. Ученые отмечают смещение баланса ценностей в цифровую эпоху, модификации индивидуального и коллективного правосознания. Человек в цифровую эпоху оказался в новой реальности, которая, «охватывая традиционные отношения, устои и институты общества, будучи многократно опосредованной конкретными отношениями, опредмечивается и превращается в новую действительность в жизни человека и общества» [5, с. 37]. В свою очередь, это обостряет вопрос о соотношении различных групп конституционных прав и свобод граждан.

В условиях российской действительности существует два основных противоречия, которые лежат в плоскости конституционных прав личности.

Первое из них - это противоречие между индивидуальными и коллективными правами. Приоритет индивидуальных прав характерен для капиталистического общества и той либеральной модели прав человека, которая для него характерна. Но для российской правовой традиции, характерные черты которой сохранялись даже в условиях глобализации, типичен приоритет коллективных прав над правами личности.

В непростых и порой суровых природных условиях, характерных для России, коллективизм всегда был вопросом не только успешного ведения хозяйства, но даже и выживания. Потребность в коллективистских началах определялась и таким фактором, как постоянная внешняя угроза, суще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ствовавшая в силу географического и геополитического положения России, постоянных набегов на ее территорию, частых войн. Поэтому коллективные институты и производные от них коллективные права стали неотъемлемым свойством национального правового менталитета. В связи с этим, насаждение индивидуализма как экономической основы правового статуса личности в условиях господства либеральной идеологии порой приводит к деструктивным последствиям в правовой, социальной, хозяйственной сферах.

Второе противоречие связано между либеральными правами экономической направленности (право частной собственности, свобода предпринимательства и т.д.) и социальными правами, вытекающими из принципа социального государства и направленными на защиту тех слоев населения, которые нуждаются в помощи общества. Вопрос о социальной помощи со стороны государства связан в российском правосознании не только собственно с правом, но также и с принципом справедливости, который призван объединить моральное и правовое регулирование. Поэтому ограничение существующих мер социальной поддержки населения не только противоречит конституционной норме о социальном характере отечественной государственности, но и воспринимается как несправедливость, что в отечественном менталитете почти равносильно противоправности.

В соответствии с Конституцией (ст. 7), Россия - социальное государство. Такая норма накладывает на государство серьезные обязательства. Они связаны с реализацией целой группы прав, имеющих социальный характер. Реализация таких прав предполагает выплату пенсий и пособий нуждающимся и нетрудоспособным, организацию доступной медицинской помощи и системы образования, поднятие жизненного уровня населения и борьбу с бедностью. Отслеживать эффективность реализации социальных прав граждан можно по статистическим данным, характеризующим, например, количество проживающего за чертой бедности населения. Если это количество неуклонно снижается, значит, предпринимаются верные и эффективные меры по реализации основных социальных прав.

Сложившийся в 1990-е годы крен в сторону либеральных экономических прав повлек за собой ущерб для жизненного уровня значительной части населения страны, не сумевшей в силу ряда причин «вписаться» в рыночную экономику (в реальности не конкурентную, а монополизированную). Конституционная реформа 2020 г. в ряде своих аспектов была направлена на выравнивание этого крена, смягчение его неблагоприятных последствий для населения. Защита социальных ценно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

стей объективно направлена на повышение жизненного уровня пожилых, инвалидов, семей с детьми. В значительной мере можно наблюдать совпадение целей социальной и демографической политики государства. Рост рождаемости и снижение смертности зависят не только от экономического и правового положения населения. Как известно, в условиях Российской империи население в своей подавляющей части было бедным, но при этом сохранялся высокий уровень рождаемости. Правда, и уровень смертности, в том числе, детской, также был очень высоким. Тем не менее, принятие мер по выравниванию уровня жизни населения, по преодолению бедности может в российских условиях принести свои позитивные результаты в виде подъема уровня рождаемости.

Еще один важный аспект, вызванный процессом цифровизации, связан с дискуссией о цифровых правах, которые ряд исследователей склонен относить к новому поколению прав человека. Отдельные авторы называют в качестве самостоятельных прав право цифровых денег, право цифровых споров, программное право, право доступа к цифровым данным и защиты при доступе, право на публикацию цифровых произведений и т. д. [4, с. 68]. Более того, в этом направлении сделаны уже первые практические шаги. Так, Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-Ф3 в Гражданский кодекс РФ был добавлен новый объект гражданских прав - «цифровые права».

По нашему мнению, так называемые цифровые права - это те же самые привычные для юристов вещные права, реализуемые с помощью цифровых технологий и в виртуальной среде. Сущность прав не меняется от цифровой формы их реализации. Более того, цифровые технологии при их правильном и рациональном использовании могут способствовать более полноценной реализации прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

Реализация прав и свобод граждан в условиях современных вызовов приобретает некоторые важные особенности, в том числе, институционального характера. Как отмечает А.И. Николаев, «все стороны жизни личности становятся более открытыми, сфера частной жизни сокращается, право на неприкосновенность частной жизни, право на тайну переписки, иные подобные права поставлены под угрозу в силу содержания самих объективно происходящих процессов информатизации» [6, с. 12].

В условиях чрезвычайной ситуации, связанной с пандемией коронавируса, государство с помощью цифровых технологий имеет возможности существенно ограничивать права и свободы граждан в плане их практической реализации. Возникает опасность злоупотреблений властью,

чрезмерного ограничения прав и свобод. В такой ситуации роль защитника прав и свобод граждан, гарантий их полноценной реализации приобретает гражданское общество [2, с. 6-7]. Именно институты гражданского общества могут успешно оказывать воздействие на политику государства, противодействуя чрезмерному ограничению прав и свобод, отстаивая основы конституционного статуса личности. Но такая роль гражданского общества зависит от уровня его сформированно-сти и активности. В связи с этим, современная ситуация ставит на повестку дня вопрос о необходимости активизации усилий всего общества по развитию своих гражданских институтов. Именно этот фактор станет важным дополнением существующей системы полноценных конституционно-правовых гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы:

[1] Азнагулова Г.М. Правовой менталитет и правовая идеология современного российского общества // Юридическая мысль. 2014. № 4. С. 6-7.

[2] Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и частное право // Образование и право. 2012. № 1. С. 5-15.

[3] Исраелян В.Б. Конституционная модернизация в контексте отечественных традиций и новых вызовов // Образование и право. 2020. № 7. С. 86-89.

[4] Ломакин А. Цифровизация права // Трудовое право. 2017. № 9.

[5] Малахов В.П., Азнагулова Г.М. Проблема правопонимания в условиях цифровой реальности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 2. С. 37-44.

[6] Николаев А.И. Права человека в условиях информационного общества // Вестник Московского городского педагогического универ-

ситета. Серия: Юридические науки. 2017. № 1. С. 10-14.

[7] Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 29-32.

[8] Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 4. С. 32-38.

Spisok literatury:

[1] Aznagulova G.M. Pravovoj mentalitet i pravovaya ideologiya sovremennogo rossijskogo obshchestva // Yuridicheskaya mysl'. 2014. № 4. S. 6-7.

[2] Grudtsina L.Yu. Grazhdanskoe obshchestvo i chastnoe pravo // Obrazovanie i pravo. 2012. № 1. S. 5-15.

[3] Israelyan V.B. Konstitucionnaya modernizaciya v kontekste otechestvennyh tradicij i novyh vyzovov // Obrazovanie i pravo. 2020. № 7. S. 86-89.

[4] Lomakin A. Cifrovizaciya prava // Trudovoe pravo. 2017. № 9.

[5] Malahov V.P., Aznagulova G.M. Problema pravoponimaniya v usloviyah cifrovoj real'nosti // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki. 2021. № 2. S. 37-44.

[6] Nikolaev A.I. Prava cheloveka v usloviyah informacionnogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki. 2017. № 1. S. 10-14.

[7] Pashencev D.A. Rossijskaya pravovaya tradiciya pered vyzovom globalizacii // YUridicheskaya nauka. 2016. № 1. S. 29-32.

[8] Pashencev D.A. Sistema prava Rossii v usloviyah perekhoda k novomu tekhnologicheskomu ukladu // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2020. № 4. S. 32-38.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.