УДК - 347 МИЛОСЕРДОВАлексей Сергеевич,
ББК - 67.404 кандидат юридических наук,
доцент Международного юридического института
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ
Аннотация. В статье показаны современные доктринальные подходы к пониманию сущности и содержания прав и свобод человека. Показана связь конституционных прав человека с информационным обществом и процессом глобализации. Автор акцентирует внимание на правах ребенка и проблемах реализации права на образование.
Ключевые слова: права человека, Конституция, глобализация, государство, право.
MILOSERDOV Alexey Sergeyevich,
candidate of legal Sciences, associate Professor International law Institute
THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN LEGAL DOCTRINE
Abstract. The article shows the modern doctrinal approaches to understanding the nature and content of the rights and freedoms of the individual. Shows the relationship of constitutional rights for the information society and globalization. The author focuses on the rights of the child and the problems of implementing the right to education.
Key words: human rights, Constitution, globalization, government, law.
Права и свободы человека - это не только одна из важнейших проблем современной конституционной теории и практики, но едва ли не самая главная проблема в жизни каждого человека [4, с. 13]. Права и свободы человека сегодня определяют контуры и глубинный смысл развития всей правовой системы, они выступают нравственными ориентирами для права и государства, создают пространство свободного и гармоничного развития личности и общества.
Развитие прав человека и совершенствование механизмов их реализации неразрывно связано с достижением таких предусмотренных Конституцией Российской Федерации целей, как построение правового и социального государства, формирование полноценного гражданского общества. По мнению современных ученых, гражданское общество неразрывно связано с понятием свободы, которая, в свою очередь, может существовать только там, где
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
в полном объеме реализуются права человека [2, с. 22].
Конституция Российской Федерации соответствует лучшим мировым стандартам в области прав человека, она закрепляет широкий набор основополагающих прав и свобод человека и гражданина, предусматривает создание условий для реализации этих прав.
Понимание современных подходов к правам человека будет неполным, если ограничимся рассмотрением норм действующей Конституции и законодательства, не уделив внимания существующей доктрине. Те позиции, которые высказывают ученые, помогают лучше понять сущность прав человека и их место в конституционно-правовом регулировании.
Поскольку проблематика прав человека очень обширна и количество работ по ней является огромным, целесообразно рассмотреть ее в рамках одной из научных школ. Речь идет о школе изучения прав
человека, которая существует в Юридическом институте Московского городского педагогического университета на кафедре прав человека и международного права. Эта школа возникла усилиями известного отечественного правоведа Ф.М. Рудинско-го. Результаты многочисленных исследований различных аспектов прав человека представлены как в виде монографий и учебных пособий, так и в виде статей, многие из которых опубликованы на страницах научного журнала «Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки».
Если проанализировать статьи, посвященные правам человека и опубликованные на страницах данного журнала, можно увидеть, что большинство из них написаны с позиций конституционного права. Основные проблемы, которые поднимают ученые в этих статьях, относятся к гуманистической природе прав человека, современным проблемам их реализации в Российской Федерации, культуре прав человека и ее формированию и т.д.
Ученые подчеркивают, что права человека и возможности их реализации зависят от тех процессов, которые происходят в современном обществе. Одним из явления современной реальности выступает информатизация общественных отношений. Фактически речь идет о формировании информационного общества, которое оказывает влияние на все стороны реализации норм Конституции, в том числе регулирующих права и свободы человека и гражданина.
Как подчеркивает А.И. Николаев, процессы информатизации меняют характер и условия реализации прав человека. Граждане получают все больший объем информации, возможные нарушения прав человека неминуемо становятся достоянием гласности, получают широкое освещение в сети «Интернет». Информационные технологии способствуют внедрению более эффективного контроля над соблюдением основополагающих конституционных прав человека государственными органами [5, с. 10, 11].
Еще одним важным фактором, имеющим непосредственное отношение к пониманию и реализации конституционных прав и свобод человека, является глобализация. По мнению Е.М. Павленко, соблюдение и защи-
ту прав человека, формирование всеобщей культуры прав человека можно рассматривать как одну из современных проблем глобального характера [6, с. 8].
Глобализация связана с унификацией культурных традиций, она вводит единые образцы и модели поведения в обществе. Права человека в их западном, либеральном понимании представляют собой одну из тех ценностей, которые активно продвигаются адептами глобализации и используются ими как политический инструмент [7]. В результате формируется единый список прав человека, одинаковый для различных стран, и соблюдение этих прав становится международной обязанностью государства.
В результате процесса глобализации возникает определенное противоречие между правом каждого государства на культурную автономию и универсальными международными правовыми ценностями. Представляется, что каждое государство должно иметь право на собственную трактовку прав и свобод человека, на создание механизмов их реализации, в наибольшей степени соответствующих национальной правовой культуре и историческому опыту конкретной страны. В этих условиях важную роль приобретают нормы Конституции, которые должны защитить национальную модель прав человека. Именно на конституционном уровне можно учесть те национальные стандарты, которые в наибольшей мере соответствуют цивилизационному многообразию и его индивидуализации.
Не отрицая значимости универсальных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации права человека 1948 г., отметим, что реализация этих прав зависит от той правовой культуры, которая сформирована в каждом конкретном государстве, и именно эта правовая культура будет определять своеобразие и особенности механизмов реализации прав и свобод. Существование единой всемирной культуры прав человека немыслимо без составляющих ее и отличающихся своеобразием национальных правовых культур.
Если переходить от уровня глобального к уровню национальному, очевидно, что права и свободы человека и гражданина представляют собой основу правового ста-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
туса личности и наряду с субъективными правами определяют ее положение в конкретном обществе.
Вопрос о соотношении прав человека и прав гражданина является дискуссионным. Ю.В. Куракина предлагает опираться на нормы действующей Конституции, которая четко и последовательно различает права человека и права гражданина. Права человека и гражданина в настоящее время не могут полностью слиться в единое целое, между ними сохраняются различия, но в то же время вполне можно говорить о едином понятии прав личности [3, с. 13].
Одним из важнейших аспектов, связанных с правами человека, является вопрос об их реализации. Только та конституционная норма имеет значение, которая получает реализацию на практике, воплощается в жизнь, участвует в регулировании общественных отношений.
Проблемы реализации прав человека затронуты в статье Д.А. Пашенцева. Ученый пишет, что ни в одном государстве сегодня нет полного соблюдения всех прав и свобод человека. В Российской Федерации проблемы с реализацией конституционных прав и свобод человека возникают в силу ряда негативных факторов: исторически сложившиеся традиции авторитарных методов управления, отсутствие реального суверенитета народа как источника власти, ограниченные возможности участия граждан в политике, высокий уровень социального расслоения [8, с. 21, 22]. В этих условиях необходимо совершенствовать механизмы народовластия как реальное условие более полноценной реализации прав и свобод человека и гражданина.
Помимо общих вопросов, связанных с правами человека и их значением, современные ученые обсуждают и разрабатывают такие аспекты, как отдельные права человека и права отдельных категорий лиц.
Среди тех категорий лиц, чьи права получают особенно значимое отражение в современной конституционно-правовой доктрине, следует отметить детей. Права ребенка занимают важное место в системе прав человека. Они отражают особенности правового статуса несовершеннолетнего, который, в силу своих возрастных особен-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
ностей, нуждается в специальной охране со стороны государства.
Ученые подчеркивают, что ряд конституционных положений, которые определяют основы правового статуса ребенка, имеют в значительной мере декларативный характер. Условий для их применения в настоящее время не создано [1, с. 45].
В литературе отмечается желательность выделения ребенка в субъект с особым статусом, чтобы в наибольшей степени обеспечить защиту его прав [1, с. 46]. Но это потребует принятия новой Конституции, что в настоящий момент представляется затруднительным и несвоевременным.
Среди тех прав, которые представляются особенно актуальными с точки зрения их реализации, исследователи выделяют право на образование.
Право на образование не относится к числу прав первого поколения, оно принадлежит к числу социальных прав, но вместе с тем имеет огромное значение. Право на образование дает людям равные стартовые возможности, обеспечивает получение необходимых знаний как гарантии успешной жизни в обществе.
Право каждого на образование гарантировано Конституцией, но на практике в его реализации также встречаются затруднения. Они объясняются наличием ряда неблагоприятных факторов: коммерциализацией образования, широким введением платного образования, недоступного для значительной части небогатого населения, бюрократизацией системы образования, возрастающей ненужной отчетностью, несовершенством образовательного законодательства [8, с. 23].
Выход из этого, по мнению цитируемого автора, стоит искать в рамках следующих предложений: совершенствование законодательства об образовании; борьба с бюрократизацией образования; развитие демократических основ в системе образования, расширение сферы университетской автономии и укрепление академических свобод; учет мнения научно-педагогического сообщества при определении стратегии реформирования образования [8, с. 24].
Соглашаясь с данными предложениями, отметим, что существуют и более фунда-
ментальные проблемы реализации права на образование, в первую очередь социально-экономические. Они связаны с рыночной экономикой, господствующей моделью собственности, системой перераспределения доходов обществе, социальной структурой населения.
Для обеспечения доступности и качества образования в контексте реализации конституционного права на образование предлагаем следующие меры:
1) существенное увеличение доли расходов на образование в структуре бюджета;
2)повышение престижа труда работников сферы образования, в том числе, за счет роста средней заработной платы в данной сфере и с помощью соответствующей пропаганды;
3)изменение налоговой системы для пополнения бюджета и для более эффективного перераспределения доходов в обществе и снижения уровня социального неравенства.
В целом анализ существующих доктри-нальных подходов показывает, что реализация конституционных прав и свобод человека зависит, во-первых, от действующего законодательства и степени его совершенства, во-вторых, от лежащих вне сферы права факторов - политических, экономических, социальных. Помимо этого, необходимо констатировать, что существуют внутренние и внешние факторы реализации основных прав и свобод человека, которые в меньшей степени поддаются правовому воздействию.
Список литературы:
[1] Борисова Н.Е. Конституционное развитие правового статуса ребенка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 2.
[2] Грудцына Л.Ю. Свобода и гражданское общество // Образование и право. 2011. № 1.
[3] Куракина Ю.В. Права человека и права гражданина как элементы правового статуса личности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 4.
[4] Мутагиров Д.З. Права и свободы человека: теория и практика. М.: Логос, 2006.
[5] Николаев А.И. Права человека в условиях информационного общества // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2017. № 1.
[6] Павленко Е.М. Универсальная культура прав человека в условиях глобализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 4.
[7] Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция в условиях глобализации. М.: Юрком-пани, 2016.
[8] Пашенцев Д.А. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 1.
Spisok literatury':
[1] Borisova N.E. Konstitucionnoe razvitie pravovogo statusa rebenka // Vestnik Moskov-skogo gorodskogo pedagogicheskogo universi-teta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2015. № 2.
[2] Grudcy'na L.Yu. Svoboda i grazhdanskoe obshhestvo // Obrazovanie i pravo. 2011. № 1.
[3] Kurakina Yu.V. Prava cheloveka i prava grazhdanina kak e'lementy' pravovogo statusa lichnosti // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2015. № 4.
[4] Mutagirov D.Z. Prava i svobody' cheloveka: teoriya i praktika. M.: Logos, 2006.
[5] Nikolaev A.I. Prava cheloveka v usloviyax informacionnogo obshhestva // Vestnik Moskov-skogo gorodskogo pedagogicheskogo universi-teta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2017. № 1.
[6] Pavlenko E.M. Universal'naya kul'tura prav cheloveka v usloviyax globalizacii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogi-cheskogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2016. № 4.
[7] Pashencev D.A. Rossijskaya pravovaya tradiciya v usloviyax globalizacii. M.: Yurkom-pani, 2016.
[8] Pashencev D.A. Sovershenstvovanie mexa-nizma zashhity' prav i svobod cheloveka i grazh-danina v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskov-skogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2015. № 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018