вой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2020 г. № 1000-О.
31. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коробкова Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 81, частью первой статьи 179 и частью первой статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 164-О.
£
I
Е.Г. Стребкова, E.G. Strebkova, ^
кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor § кафедры конституционного права of the Department of Constitutional Law £ имени профессора named after Professor Isaac E. Farber
£
Исаака Ефимовича Фарбера of the Saratov State Law Academy Саратовской государственной [email protected] юридической академии
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
£
М
п
о f
Аннотация: статья посвящена проблеме реализации конституционных прав |
и свобод граждан в условиях новой цифровой реальности. Анализ конституционных §
прав в эпоху цифровизации актуализирует новые требования для их соблюдения р
и обеспечения. Цель статьи - на основе комплексного анализа исследовать про- Е блемы, возникающие в процессе реализации конституционных прав граждан в эпоху
цифровизации, определить направления совершенствования законодательства ^
и правоприменительной практики по обеспечению прав граждан в современной |
цифровой среде. Реализация поставленной цели была достигнута при помощи обще- Е научных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-
юридический, сравнительно-правовой). Предлагается авторская дефиниция понятий |
«цифровизация прав человека», «цифровые права». Автор на примере права избирать ^
с
и быть избранным, права на образование, права на судебную защиту делает выводы 8
о возможностях и перспективах дальнейшего правового регулирования прав и свобод граждан в цифровой среде. 217
Ключевые слова: цифровизация, конституционные права и свободы человека, искусственный интеллект, информационная система.
S
Digitalization of constitutional rights and freedoms: Id the essence and problems of implementation §
Abstract: the article is devoted to the problem of the implementation of constitutional rights andfreedoms of citizens in the new digital reality. Analysis of constitutional rights in the era of digitalization actualizes new requirements for their observance and enforcement.
The purpo.se of the article is to study the problems on the basis of a comprehensive analysis, to implement in the process of implementing the constitutional rights of citizens in the era of digitalization, to determine the directions for improving legislation and law enforcement practice to ensure rights in the modern digital environment. The implementation of this goal was achieved with the help of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal legal, comparative legal). The author's definition of the concepts of "digitalization of human rights" and "digital rights" is proposed. Using the example of the right to elect and be elected, the right to education, the right to judicial protection, the author draws conclusions about the possibilities and prospects for further legal regulation of the rights and freedoms of citizens in the digital environment.
Keywords: digitalization, constitutional human rights and freedoms, artificial intelligence, information system.
Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний.
■О Джон Нейсбитт,
г5 американский писатель, футуролог
I
о;
§ Общество XXI в. столкнулось с глобальными трансфор-
§ мациями. Развитие современных технологий, создание искусствен-^ ного интеллекта поставили новые проблемы перед человечеством.
Проблемы цифровизации окружающего нас мира все чаще становятся ^ предметом исследований представителей различных наук. Правоведы § не остались в стороне от изучения данной проблематики, т.к. содержание многих закрепленных в Конституции РФ прав и свобод с раз-с- витием информационных технологий претерпело значительные из-^ менения. Права и свободы человека и гражданина ощущают на себе о- значительное влияние современных информационных технологий. § Следует согласиться с Н. Н. Ковалевой, которая полагает, что обще-О мировой тенденцией является цифровизация всех общественных про-^ цессов, в том числе права, результатом цифровизации становится по-С явление принципиально новых субъектов и объектов права [1, с. 151]. Именно этой современной тенденции и посвящена представленная вашему вниманию статья.
О цифровизации не раз говорил в своих Посланиях Президент (V Владимир Владимирович Путин. Так, в своем Послании Федеральному ® Собранию от 1 марта 2018 г. В.В. Путин отметил: «.. .цифровизация ^ всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности - это и мощный фактор противодействия коррупции». А в Послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Президент назвал цифровизацию одним из приоритетов решения системных проблем в экономике. О цифровизации субъектов есте-
218
ственных монополий говорится в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2020 г. № 66 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей» устанавливает следующие показатели, характеризующие
уровень цифровизации: удельный вес организаций, использующих §
облачные сервисы; удельный вес организаций, имеющих доступ |
в Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек; удельный вес органи- |
заций, использующих СИМ-системы, ЕИР-системы, SCM-системы; §
доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) о
в Интернете. Приказ Минстроя России от 24 апреля 2019 г. № 235/пр ^
«Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации §
городского хозяйства» содержит рекомендации по направлению |
финансовых средств на создание цифровой платформы «Активный Е
горожанин» в рамках стандарта «Умный город». По данным Росстата, "§
цифровизация услуг в стране растет с каждым годом. В 2010 г. 48 % 8
россиян пользовались интернет-услугами, в 2018 г. - 59 %, в 2020 г. 8
- 72 % (в городах-миллионниках - 95 %) [2]. §
Как мы видим, в нашу правовую действительность все больше §
и больше входят специфические технологические термины, с кото- |
рыми нам приходится работать и адаптироваться к их повсеместному §
применению на практике. В условиях появления новых технологий, ^ позволяющих собирать и обрабатывать большие массивы данных
о каждом человеке, возникает необходимость в переосмыслении ^
прав и свобод человека. Считается, что именно цифровые технологии |
способны вернуть подлинный смысл демократическим процедурам ®
и исправить «провалы демократии» [3]. |
Заслуживает поддержки мнение Председателя Конституционного |
суда РФ В.Д. Зорькина, утверждающего, что под цифровыми пра- 8 вами понимаются права людей на доступ, использование, создание
и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование 219
компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникаци- ^
онных сетей, в частности, в сети Интернет [4]. Е
Прежде чем говорить о перспективах каких-либо явлений и про- 0
цессов, следует разобраться в терминах и определениях. Что такое &
цифровизация, цифровые права, как они соотносятся друг с другом? § Сущность цифровых прав человека, по нашему мнению, заключается в конституционно-правовом регулировании прав и свобод человека с помощью информационных технологий.
Иная сущность цифровых прав содержится в Федеральном законе от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым под «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».
На первый взгляд, содержащееся в Гражданском кодексе определение цифровых прав отличается от традиционной концепции, предлагаемой учеными-конституционалистами. Однако при более внимательном прочтении можно сделать вывод о том, что цивилисты обратили внимание на очень важные признаки происходящих в современном мире процессов цифровизации. Содержание и условия g осуществления прав определяются в соответствии с правилами информационной системы, которая, согласно п. 3 ст. 2 Федерального 0; закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информаци-§ онных технологиях и о защите информации», представляет собой § совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспе-g чивающих ее обработку информационных технологий и технических ^ средств.
Следует согласиться с профессором П.П. Барановым, который § понимает цифровые права как права, конкретизирующие основные i5 права и свободы в цифровом виртуальном пространстве [5]. Таким § образом, мы не ведем речь о появлении абсолютно новых прав, ранее не известных человечеству, а наоборот, права и свободы, за провозом глашение которых человечество боролось много веков, в современном § цифровом мире наполняются новым содержанием, новыми формами О реализации.
g Что же понимать под цифровизацией, о которой говорят все С больше и больше с каждым днем? Как и любой другой термин, цифровизацию можно рассматривать в узком и широком значении.
220 В узком значении, согласно толковому словарю по информационному обществу и новой экономике, цифровизация - это преобразование CV информации в цифровую форму. В широком значении цифровизация ® означает общемировую тенденцию развития общества, основанного ^ на знаниях и информации. Следует согласиться с А.А. Сауриным, который считает, что с точки зрения права цифровизация может рассматриваться как комплекс отношений по генерации, обработке и передаче информации на принципах двоичного кода [6]. Однако процессы цифровизации охватывают не только права, связанные
с получением, обработкой и передачей информации, но и другие важнейшие конституционные права.
На наш взгляд, под цифровизацией прав человека следует понимать процесс трансформации конституционных прав человека в целях формирования и развития общества, основанного на знаниях, информации, использовании информационных технологий успешной адаптации к новой цифровой реальности. Итак, цифровые права - это блага, на которые претендует человек в информационной системе, § получающие свое развитие в процессе цифровизации. Эти понятия | дополняют друг друга, одно без другого существовать не может. | Цифровизацию прав не следует рассматривать только с точки § зрения права на доступ к информации, она затронула и другие права о человека. Рассмотрим, например, право собираться мирно, без оружия, ^ проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетиро- § вание, закрепленное ст. 31 Конституции РФ. Разразившаяся пандемия | коронавирусной инфекции привела к вынужденной самоизоляции Е людей. Однако граждане, находящиеся далеко друг от друга, смогли "§ выразить свою позицию без нарушения режима самоизоляции при 8 помощи современных технологий. Так, при помощи приложения 8 «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс-Карты» жители Ростова-на-Дону, § Екатеринбурга, Москвы, Красноярска и других городов вышли на вир- § туальные митинги, требовали снять ограничения из-за пандемии Ц коронавирусной инфекции Covid-19. § Право избирать и быть избранным, закрепленное в ч. 2. ст. 32 ^ Конституции РФ, также оказалось под влиянием процессов циф-ровизации. Следует обратить внимание на недавно принятый & Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ «О внесении изме- | нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ® который был опубликован 25 мая 2020 года. Указанный закон вводит | понятие «дистанционное электронное голосование», под которым по- | нимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного 8 на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Данный вид голосования представляется достаточно 221 перспективным для дальнейшего развития избирательной системы ^ России. Особенно актуально дистанционное электронное голосова- Е ние в период пандемии, а также для труднодоступных мест и мало- 0 мобильных граждан, для которых поход на избирательный участок & является очень сложной задачей. Еще десять лет назад возможность 8 реализации активного избирательного права в электронном формате представлялась нам космической технологией, которую невозможно организовать в нашей стране. Безусловным достоинством такого вида
голосования является снижение расходов на организацию и проведение выборов. Однако наряду с достоинствами дистанционного голосования можно выделить ряд проблемных моментов, для решения которых потребуются усилия органов государственной власти. Во-первых, как обеспечить реализацию принципа тайного голосования и при этом идентифицировать участников, обладающих активным избирательным правом? Во-вторых, необходимо надежно защитить систему от хакерских атак и утечки информации. В-третьих, следует продумать порядок участия наблюдателей в электронном голосовании, принцип, по которому они будут контролировать все этапы избирательного процесса, включая непосредственно электронное дистанционное голосование.
Право на образование, провозглашенное в ст. 43 Конституции РФ, также получило новые формы реализации в период пандемии. g Образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 0; № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» посвящена § реализации образовательных программ с применением электронного § обучения и дистанционных образовательных технологий. Данный g вид обучения и технологии использовались в образовательных учреждениях и до пандемии в качестве дополнительных. Однако необходимость соблюдения социальной дистанции и минимизации § контактов между людьми превратила дистанционное обучение при g помощи информационных технологий в основной способ реализации § права на образование. Процесс цифровизации образования нельзя ^ назвать успешным.
ц- Согласно опросам, проведенным Общероссийским народным § фронтом, 14 процентов детей от 13 до 18 лет не могут выполнять все О требования учителей, т.к. у них нет интернета или компьютера. 26 g процентов родителей ответили, что просто не имеют возможности С нормально организовать учебу из дома. Даже при необходимой технической оснащенности отсутствие подключения не позволило части 222 школьников проходить обучение в период пандемии. Министерство просвещения объявило, что 700 тысяч детей фактически не имели CV возможности участвовать в дистанционном образовании. Для доступа ® к дистанционным образовательным технологиям нужен Интернет, ^ оплаченный родителями, что противоречит принципу бесплатного доступа населения к образованию. Таким образом, успешность освоения образовательной программы оказалась в большой зависимости от материального благополучия и образовательного уровня семьи. Родители по мере своих финансовых возможностей вынуждены
были нанимать репетиторов по скайпу, приобретать дополнительную технику, подключать мобильный интернет. В Пермском крае детям приходилось рисковать жизнью, чтобы отправить учителю домашнее задание. Они залезали на старую телевизионную вышку, чтобы улучшить уровень связи. После опубликования данной новости органы власти организовали для них обучение с помощью бумажных
носителей. Дистанционное обучение оказалось трудным и для учите- ^
лей, которые вынуждены были в кратчайшее время осваивать новые §
технологии и пытаться уделить внимание и помочь по мере возмож- &
ностей каждому ученику. |
В современных условиях право на образование не может быть §
реализовано без полного доступа к информационно-коммуникаци- 0 онным технологиям всех участников образовательного процесса.
Следует констатировать, что в XXI в. безграмотность будет заклю- §
чаться не в неумении писать или считать, а в неумении использовать н
т—г £
современные технологии для поиска и передачи информации. При Е этом следует обеспечивать необходимый уровень пропускной спо- & собности серверов образовательных порталов, чтобы не допустить 8 срывов учебного процесса. § Семьи, которые обладают достаточными материальными возмож- § ностями, могут воспользоваться дополнительными новыми образова- § тельными технологиями для продолжения обучения детей в летний Ц период. Например, 1Т-лагерь «Киберлето-2020» предлагает школьни- 0 кам от 14 до 17 лет научиться разрабатывать мобильные приложения ^ и компьютерные игры, познакомиться с основами программирования, пройти курсы по географии киберспорта и английскому языку. & Онлайн-лагерь «Город открытий» предлагает школьникам в игровой | форме освоить компьютерную графику и веб-дизайн. Утро в лагере ® начинается с онлайн-зарядки, а затем - занятия, после каждого урока | педагог-куратор проводит встречу-обсуждение [7]. & Доступность, многофункциональность цифровых устройств при- в ведет с большой долей вероятности к самообразованию современной молодежи. Однако следует задуматься над тем, как они будут выбирать 223 источники получения знаний, будут ли содержать выбранные ресурсы ^ достоверную информацию? Е Право на судебную защиту прав и свобод, гарантированное ст. 46 ^ Конституции РФ, стало по-новому реализовываться в эпоху цифрови- & зации. Исковое заявление и другие процессуальные документы в суд 8 уже давно можно подать в электронном виде. Судебные процессы с использованием обычных систем видео-конференц-связи также давно используются в судах. В сутки российские суды проводят
более полутора тысяч таких заседаний. К системе видео-конференц-связи судов подключено более восьмисот учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Однако на этом достижения судебной власти в процессах цифровизации не заканчиваются. 21 апреля 2020 г. Верховный Суд России впервые провел судебное заседание, в котором участники процесса приняли участие в онлайн-режиме через интернет с помощью личных компьютеров. Участники судебного разбирательства прошли идентификацию через портал государственных услуг, а заявления о рассмотрении дела в таком режиме подавали через личные кабинеты на сайте суда. Затем на электронную почту им высылалась гиперссылка на подключение к виртуальному залу судебных заседаний Верховного Суда страны. В дальнейшем предполагается, что возможность участия в судебном заседании с использованием технологии веб-видео-конференц-связи из офисных или жилых по-g мещений будет обеспечена внедрением в судебную деятельность технологии биометрической аутентификации участника судебного 0; заседания по лицу и голосу [8].
§ В некоторых случаях будет возможно подключаться в режиме § веб-связи к судебным заседаниям через нотариуса. Например, ког-g да требуется запросить и подтвердить у свидетеля подписку о том, ^ что он дает достоверные показания. Однако проведение судебных ^ заседаний в режиме онлайн вызывает немало вопросов с точки § зрения соблюдения всех принципов судопроизводства и прав всех i5 участников процесса. С одной стороны, проведение таких заседа-^ ний снимает ряд проблем для судов, в которых нет необходимого количества залов судебных заседаний, способных вместить всех ц- желающих участвовать в судебном заседании, особенно по так на-§ зываемым резонансным делам. С другой стороны, как быть с теми О участниками процесса, у которых отсутствует техническая возмож-g ность подключения к онлайн-заседанию? Сочтет ли суд технические С проблемы конкретного участника уважительной причиной неявки в судебное заседание?
Тем не менее суды некоторых стран пошли дальше и стали не просто рассматривать онлайн все дела, но и даже выносить приговоры. CV Так, Верховный суд Сингапура вынес смертный приговор гражданину ® Малайзии, обвиняемому в контрабанде наркотиков, посредством ви-^ деоконференции, проведенной на онлайн-платформе Zoom [9].
Таким образом, процесс цифровизации, внедрение современных технологий, которые могут свободно использоваться в любом месте в любое время, привели к новому качеству реализации конституционных прав и свобод человека. Мир стал другим, и мы должны это
224
принять и понять. Изменения - процесс неизбежный и постоянный, но цифровизация способна радикально увеличить его скорость. В процессе цифровизации прав следует в первую очередь помнить о безопасности и защите прав людей. Не следует надеяться, что новейшие технологии смогут полностью обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Это серьезное заблуждение. В таких условиях граждане, не обладающие необходимыми познаниями в технических .Ц новинках, сталкиваются с новыми для себя рисками. о
S
и а
Список литературы: s
1. Ковалёва, Н.Н. Основные направления цифровизации права / ^ Н.Н. Ковалёва // Российская общественно-гуманитарная наука перед вы- | зовами современности : сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 3 (25-26 января 2019 г., Саратов) / под ред. В.С. Слобожниковой, И.В. Суслова. ^
- Саратов, 2019 - 392 с. |
2. Емельяненко, В. Хлеба и стрима. Как остановить унижения и издева- f тельства в Сети / В. Емельяненко // Российская газета. - 2021. - N° 23. - URL: 4 https://rg.ru/2021/02/03/kak-ostanovit-unizheniia-i-izdevatelstva-v-seti.html (дата g обращения: 03.02.2021). *
3. Шахрай, С.М. «Цифровая» Конституция. Судьба основных прав и сво- о бод личности в тотальном информационном обществе / С.М. Шахрай. - URL: ^ www.isprras.ru/pics/File/News/Doklad_20042018 (дата обращения: 03.12.2020). S
4. Зорькин, В.Д. Право в цифровом мире / В.Д. Зорькин // Российская « газета. - 2018. - 29 мая. |
5. Баранов, П. П. Конституционные права и свободы человека в цифровую 3 эпоху / П.П. Баранов // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2019. *
- № 2. - С. 63-69.
6. Саурин, А.А. Цифровизация как фактор трансформации права / А.А. Саурин // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 8.
- С. 26-31. |
7. Зеленькова, А. Каникулы строгого режима / А. Зеленькова // Российская о газета. - 2020. - 20 мая. §
8. Куликов, В. Разберутся по-домашнему / В. Куликов // Российская g газета. - 2020. - 21 апреля. *
9. Гусаров, А. Суд Сингапура впервые приговорил к казни через интернет
/ А. Гусаров // Российская газета. - 2020. - 20 мая. 225
о
Я
о
о
о
g
Я
о §