OS4 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-56-59 NIION: 2018-0076-8/21-086 MOSURED: 77/27-023-2021-08-285
МИЛОСЕРДОВ Алексей Сергеевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Международного юридического института (филиал в г. Королев), e-mail: korolev@lawinst.ru
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье исследованы конституционные факторы, влияющие на развитие системы права и системы законодательства современной России. Показано значение конституционной реформы 2020 г. для развития системы законодательства. Подчеркивается, что конституционная реформа задает вектор эволюции всей правовой системы нашей страны. Дан прогноз дальнейшего эволюционирования системы законодательства Российской Федерации в условиях реализации положений конституционной реформы. Сделаны выводы применительно к выделению новых отраслей в системе российского права.
Ключевые слова: Конституция, конституционная реформа, система законодательства, система права.
MILOSERDOV Alexey Sergeevich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the International Law Institute (branch in Korolev)
CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF RUSSIAN LEGISLATION
IN MODERN CONDITIONS
Annotation. The article examines the constitutional factors influencing the development of the system of law and the system of legislation of modern Russia. The importance of the 2020 constitutional reform for the development of the legislative system is shown. It is emphasized that the constitutional reform sets the vector of evolution of the entire legal system of our country. The forecast of further evolution of the system of legislation of the Russian Federation in the conditions of implementation of the provisions of the constitutional reform is given. Conclusions are drawn in relation to the allocation of new branches in the system of Russian law.
Key words: Constitution, constitutional reform, system of legislation, system of law.
Система законодательства, как и любая система открытого типа, представляет собой подвижное и развивающееся явление. Под воздействием внешних и внутренних факторов параметры этой системы постоянно изменяются. К числу внешних факторов можно отнести, прежде всего, динамику общественных отношений. Законодательство отражает уровень развития общества, а также влияющую на него государственную политику. Поэтому вслед за общественными отношениями трансформируется и модель их законодательного регулирования. Появление новой большой группы общественных отношений приводит к соответствующему формированию новой отрасли законодательства, обладающей особым предметом регулирования.
Например, в последнее время происходит процесс формирования таких массивов, как антикоррупционное законодательство, цифровое законодательство, миграционное законодательство и т.д. В условиях цифровизации эти процессы существенно ускоряются, т.к. под воздействием новых технологий общественные отношения начинают развиваться и трансформироваться гораздо быстрее, чем это было в предшествующие эпохи [2, с. 32].
К числу важных факторов, детерминирующих параметры системы законодательства, относятся существующие в конкретном социуме правовые традиции [3], а также сложившиеся принципы построения и взаимодействия системы права и системы законодательства. В современ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
ных условиях одно из главных мест в числе таких факторов справедливо отводится Конституции, принципы и содержание которой ощутимо влияют на динамику системы законодательства, а также главных векторов ее развития.
Конституция - это фундаментальный нормативный правовой акт учредительного и юриди-ко-мировоззренческого характера, а ее роль наиболее точным образом можно характеризовать как ядро целостного системного образования. Конституция является центром, в котором фокусируются системные связи между нормами права, а также задаются основные векторы развития системы права и системы законодательства.
Типичным примером указанного воздействия Конституции могут выступать особенности развития системы законодательства в советском государстве. Принятие очередной советской Конституции, начиная с Конституции РСФСР 1918 г., каждый раз открывало новый цикл не только в самом конституционном развитии, но и в развитии системы законодательства. Почти каждый раз вслед за новой Конституцией разрабатывался и принимался обновленный массив законодательных актов в самых разных сферах. Например, вслед за принятием уже упомянутой Конституции РСФСР 1918 г. было принято два первых советских кодекса: Кодекс законов о брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 2018 г.) и Кодекс законов о труде (декабрь 2018 г.). В 1920-е годы, параллельно с конституционным процессом, были кодифицированы уголовное, гражданское, земельное, лесное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, в итоге сложилась целостная система советского законодательства [3]. В дальнейшем каждая новая Конституция вызывала новый этап кодификации и тем самым определяла развитие системы законодательства на перспективу.
Подобная системообразующая, упорядочивающая, направляющая роль в системе законодательства проявилась и после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. В новом Основном Законе был закреплен ряд основополагающих правовых принципов, транслировавшихся и на следующие уровни нормативного правового регулирования - отрасли, подотрасли и институты законодательства.
В 2020 г. в Российской Федерации прошла конституционная реформа, в ходе которой был обновлен ряд важных положений и норм действующей Конституции. Результатом стала возникшая необходимость внесения существенных изменений в законодательство, приведения его в соответствие с новыми задачами, поставленными Конституцией. Принятие конституционных поправок
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
закономерно инициировало разработку и принятие большого количества новых законов: федеральных конституционных и федеральных. Их в итоге было подготовлено более ста, и на этом работа по обновлению законодательства, приведению его в соответствие с конституционными нормами еще не завершилась, она продолжается.
Таким образом, реформирование конституции можно рассматривать как важный фактор развития системы законодательства на современном этапе и в ближайшей перспективе. В данном случае получила практическую реализацию идея австрийского правоведа Ганса Кельзена об основной норме, закрепленной в конституции, из которой логическим путем выводятся остальные нормы, образующие систему права. В то же время надо учитывать, что на развитие системы права оказывают воздействие иные факторы, помимо логико-юридических. К их числу относятся экономические, политические, социальные, идеологические, духовно-нравственные и т.д. В значительной мере действие этих факторов в современных условиях определяется вектором конституционных преобразований, их логикой и общественной значимостью.
Конституция содержит и ретранслирует ряд важных принципов, играющих системообразующую роль в жизни общества, в становлении и развитии всей его правовой системы. Эти принципы соединяют право и мораль, выступают в качестве духовно-нравственных ориентиров и базовых ценностей. В силу этого, любые существенные изменения конституционного текста неизбежно отражаются в законодательстве, могут повлечь за собой появление в нем новых норм, институтов и даже отраслей.
В контексте рассуждений о влиянии конституционной реформы на динамику системы права представляется важным рассмотреть в конституционной плоскости вопрос о выделении новых отраслей и подотраслей права. С одной стороны, этот процесс в значительной мере обусловлен усложнением общественных отношений, появлением их новых групп, в т.ч., в результате стремительного развития новых технологий.
В рамках конституционного права неоднократно высказывались предложения выделить в качестве самостоятельных отраслей избирательное право, парламентское право, референдумное право, конституционное процессуальное право, а также права человека как самостоятельную отрасль. Такие предложения, по всей видимости, обусловлены усложнением предметного поля конституционно-правового регулирования, развитием демократических начал государственного устройства и принципа народовластия. Однако
при положительной реакции законодателя и научного сообщества на указанные предложения возникает угроза «размывания» самого конституционного права, утрата им собственного предмета регулирования.
Система законодательства сегодня также не остается неизменной, динамика ее развития характеризуется еще большей подвижностью, чем у системы права. Это обусловлено такими современными тенденциями, как увеличение объема правового регулирования, инфляция правовой материи, распространение правового регулирования на сферы, раньше регулировавшихся иными видами социальных норм.
Конституционная реформа в одном из главных своих аспектов сделала упор на социальные аспекты правового регулирования, на закрепление на более высоком, чем прежде, конституционном уровне ряда важных социальных гарантий и ценностей. Представляется, что вслед за этим социальное законодательство, а также законодательство о культуре должно получить новый импульс. Можно прогнозировать рост законопроектов социальной направленности, принятие новых законов о защите исторической памяти. Результатом станет изменение удельного веса норм, регулирующих отношения в социальной сфере, в общем системе права и системе законодательства. Массив социально-культурного законодательства будет занимать более важное и по содержанию, и по количественным параметрам место в системе российского законодательства.
Учитывая фундаментальное влияние Конституции Российской Федерации как системообразующего ядра на динамику развития правовой материи, можно прогнозировать дальнейшее развитие такого сложного комплексного образования, которое еще недостаточно изучено в правовой науке, как циклические правовые массивы. Они проникают в несколько отраслей права одновременно, ориентируя на ту или иную отрасль права различные правовые институты иных связанных с ней отраслей.
Наиболее значимый пример таких циклических правовых массивов связан именно с конституционным правом, основанным на тексте Конституции Российской Федерации, которая служит истоком фундаментальных принципов и норм для многих других отраслей российского права (гражданское, земельное, семейное, право социального обеспечения, административное, уголовное, уголовно-процессуальное и т.д.).
Механизм возникновения новых отраслей права в условиях реализации положений конституционной реформы можно исследовать через категорию системной связи. С этой точки зрения
новая отрасль в праве может появиться только тогда, когда соблюден также такой критерий, как дивергенция системных связей - а именно, размежевание, расхождение системных связей «дочерней» отрасли права с «материнской» [4]. Если изменение одной нормы права вызывает изменение другой нормы права, между ними существуют интенсивные системные связи [1, с. 52].
Одна из важных черт Конституции как акта фундаментального характера - ее стабильность, которая является залогом стабильности всей системы права и системы законодательства при сохранении необходимой гибкости в ответ на новые вызовы времени. С позиций стабильности следует негативно оценить имеющую место в современной научной картине системы права тенденцию провозглашать и пытаться обосновать «новые» отрасли права задолго до того, как объективные закономерности их развития создадут для этого достаточные предпосылки.
В настоящее время учеными предлагается более 90 «новых» отраслей права (в т.ч., избирательное право, медицинское право, образовательное право, парламентское право, прокурорское право, референдумное право, спортивное право, энергетическое право и др.), выделение которых, как правило, основано на субъективных критериях [3]. Такой подход не способствует сохранению стройности системы права и системы законодательства, четкому пониманию происходящих в правовой сфере процессов, основанных на существующих общих закономерностях. По нашему мнению, законодательство об энергетике, законодательство о спорте, законодательство о прокуратуре и т.д. - все это формирующиеся законодательные массивы, характеризовать которые в качестве отраслей пока преждевременно.
В целом, можно сделать следующие выводы:
1. В современных условиях усложнение общественных отношений, расширение сферы правового регулирования в результате цифрови-зации приводят к закономерному усложнению системы права и системы законодательства, и эти процессы требуют дальнейшего научного осмысления.
2. Важным фактором развития системы права и системы законодательства на современном этапе выступает конституционная реформа 2020 г., которая задает вектор эволюции всей правовой системы нашей страны.
3. Вопрос о выделении новых отраслей права и законодательства может и должен решаться на основе объективных критериев, а также с опорой на текст конституции, заложенные в ней основные принципы правового регулирования общественных отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
Список литеатуры:
[1] Гандалоев Р.Б., Грудцына Л.Ю. К вопросу о дивергенции в праве // Образование и право. -2020. - № 12. - С. 51 - 54.
[2] Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». - 2020. - № 4. - С. 32 - 38.
[3] Пашенцев Д.А., Залоило М.В., Дорская А.А. Смена технологических укладов и правовое развитие России. - М.: Норма, 2021.
[4] Система права: история, современность, перспективы: монография / под ред. Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2018. - 256 с.
[5] Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации: общетеоретический, межотраслевой, отраслевой и историко-пра-вовой аспекты: монография / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 584 с.
Spisok literatury:
[1] Gandaloev R.B., Grudcyna L.Yu. K voprosu o divergencii v prave // Obrazovanie i pravo. - 2020.
- № 12. - S. 51 - 54.
[2] Pashencev D.A. Sistema prava Rossii v usloviyah perekhoda k novomu tekhnologicheskomu ukladu // Vestnik MGPU. Ser. «Yuridicheskie nauki».
- 2020. - № 4. - S. 32 - 38.
[3] Pashencev D.A., Zaloilo M.V., Dorskaya A.A. Smena tekhnologicheskih ukladov i pravovoe razvitie Rossii. - M.: Norma, 2021.
[4] Sistema prava: istoriya, sovremennost', per-spektivy: monografiya / pod red. T.N. Rad'ko. - M.: Prospekt, 2018. - 256 s.
[5] Otrasli zakonodatel'stva i otrasli prava Rossijskoj Federacii: obshcheteoreticheskij, mezho-traslevoj, otraslevoj i istoriko-pravovoj aspekty: monografiya / pod obshch. red. R.L. Hachaturova. - M.: Yurlitinform, 2017. - 584 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021