Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2020 ГОДА 
КАК ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
'

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2020 ГОДА КАК ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / конституционная реформа / социальное государства / права человека / соци-альная сфера / общество. / constitution / constitutional reform / social state / human rights / social sphere / society.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимова Екатерина Михайловна, Баранова Светлана Анатольевна

Введение: в статье исследовано влияние конституционной реформы, проведенной в 2020 году, на функционирование общественных отношений, связанных с воплощением идеи социального государства, реализацией социальных прав и свобод человека и гражда-нина в Российской Федерации. В процессе проведенного исследования выявлены основные направления трансформации взаимоотношений внутри российского общества в связи с принятием поправок к Конституции России. Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют конституци-онные нормы и нормы развивающего конституции законодательства. Методологической основой исследования послужил метод круговой причинности, используемый для выявления трансформационных процессов перехода количественных па-раметров в накапливание качественных изменений во взаимодействии множества дихото-мий и адихотомий. Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации и предложе-ния, направленные на совершенствование действующего российского законодательства в части реализации идей, изложенных в тексте российской конституции в ходе конституци-онной реформы 2020 года. Выводы и заключения: на основании проведенного исследования сделан вывод о трансформационной направленности конституционной реформы 2020 года в отношении российского общества. Включение в текст Конституции Российской Федерации 1993 г. коммуникативных конституционных принципов является одним из основных направлений дополнения текста Конституции Российской Федерации. Коммуникативные конституцион-ные принципы как составная часть конституционной системы характеризуют лишь вектор изменения правового и общественного пространства, выступают драйвером трансформации российского законодательства и российского общества. Социальная сфера получила ощути-мый драйвер для развития в направлении реализации идей социального государства в российской правовой действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REFORM 2020 IS A DRIVER OF SOCIAL SPHERE TRANSFORMATION RUSSIAN SOCIETY

Introduction: the article was investigated the impact of the constitutional reform carried out in 2020 year on the functioning of public relations related to the embodiment of the idea of a social state, the implementation of social rights and freedoms of a person and citizen in the Russian Federation. The article identifies the main areas of transformation of relations within Rus-sian society in connection with the adoption of amendments to the Constitution of Russia. Materials and methods: the normative basis of the investigation is the constitutional norms and norms of the legislation developing the constitution. The methodological basis was the circular causality method used to identify the transforma-tional processes of the transition of quantitative parameters into the accumulation of qualitative changes in the interaction of many phenomena. Results of the study put forward suggestions to improve the current Russian legislation in terms of implementing the ideas set out in the text of the Russian constitution during the constitu-tional reform-2020. Findings and conclusions: the conclusion was made about the transformational orientation of constitutional reform-2020 in the relation to Russian society. The inclusion in the text of the 1993 Constitution of Russia of communicative constitutional principles is one of the main directions of supplementing the text of the Constitution of Russia. Communicative constitutional principles as an integral part of the constitutional system characterize only the vector of change in the legal and public space, act as a driver for the transformation of Russian legislation and Russian society. The social sphere has received a tangible driver for development in the direction of implementing the ideas of the social state in Russian legal reality.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2020 ГОДА КАК ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА »

УДК 342.415

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-3-58-67

Якимова Екатерина Михайловна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Байкальского государственного университета yakimova_katerin@mail. га

Баранова Светлана Анатольевна

кандидат юридических наук , доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России

svetlana.myshenko @gmail. com

Yakimova Ekaterina Mihailovna

PhD in Law, Associate Professor , Associate Professor of the Chair of Legal Support of National Security of Baikal State University [email protected]

Baranova Svetlana Anatolievna

PhD in Law

Associate professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2020 ГОДА КАК ДРАЙВЕР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Введение: в статье исследовано влияние конституционной реформы, проведенной в 2020 году, на функционирование общественных отношений, связанных с воплощением идеи социального государства, реализацией социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В процессе проведенного исследования выявлены основные направления трансформации взаимоотношений внутри российского общества в связи с принятием поправок к Конституции России.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют конституционные нормы и нормы развивающего конституции законодательства.

Методологической основой исследования послужил метод круговой причинности, используемый для выявления трансформационных процессов перехода количественных параметров в накапливание качественных изменений во взаимодействии множества дихотомий и адихотомий.

Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации и предложения, направленные на совершенствование действующего российского законодательства в части реализации идей, изложенных в тексте российской конституции в ходе конституционной реформы 2020 года.

Выводы и заключения: на основании проведенного исследования сделан вывод о трансформационной направленности конституционной реформы 2020 года в отношении российского общества. Включение в текст Конституции Российской Федерации 1993 г. коммуникативных конституционных принципов является одним из основных направлений дополнения текста Конституции Российской Федерации. Коммуникативные конституционные принципы как составная часть конституционной системы характеризуют лишь вектор изме-

нения правового и общественного пространства, выступают драйвером трансформации российского законодательства и российского общества. Социальная сфера получила ощутимый драйвер для развития в направлении реализации идей социального государства в российской правовой действительности.

Ключевые слова: конституция, конституционная реформа, социальное государства, права человека, социальная сфера, общество.

CONSTITUTIONAL REFORM 2020 IS A DRIVER OF SOCIAL SPHERE TRANSFORMATION RUSSIAN SOCIETY

Introduction: the article was investigated the impact of the constitutional reform carried out in 2020 year on the functioning of public relations related to the embodiment of the idea of a social state, the implementation of social rights and freedoms of a person and citizen in the Russian Federation. The article identifies the main areas of transformation of relations within Russian society in connection with the adoption of amendments to the Constitution of Russia.

Materials and methods: the normative basis of the investigation is the constitutional norms and norms of the legislation developing the constitution.

The methodological basis was the circular causality method used to identify the transformational processes of the transition of quantitative parameters into the accumulation of qualitative changes in the interaction of many phenomena.

Results of the study put forward suggestions to improve the current Russian legislation in terms of implementing the ideas set out in the text of the Russian constitution during the constitutional reform-2020.

Findings and conclusions: the conclusion was made about the transformational orientation of constitutional reform-2020 in the relation to Russian society. The inclusion in the text of the 1993 Constitution of Russia of communicative constitutional principles is one of the main directions of supplementing the text of the Constitution of Russia. Communicative constitutional principles as an integral part of the constitutional system characterize only the vector of change in the legal and public space, act as a driver for the transformation of Russian legislation and Russian society. The social sphere has received a tangible driver for development in the direction of implementing the ideas of the social state in Russian legal reality.

Keywords: constitution, constitutional reform, social state, human rights, social sphere, society.

Трансформация правового пространства может осуществляться с последующей корректировкой текста конституции государства, без корректировки основного закона, а также последовать после внесения дополнений в текст конституции. Представляется, что конституционная реформа Конституции Российской Федерации 2020 года не только была вызвана происходящими в обществе процессами, но и стала драйвером изменения общества, его политической, экономической, социальной сферы.

Социальная сфера — понятие многогранное. Для целей настоящего исследования под социальной сферой будем понимать «целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это — устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, её условий, пространство реализа-

ции социальной функции общества» [3, с. 106]. Таким образом, социальная сфера — это социальная структура общества, выполняющая определенные функции.

Исследование социальной сферы правоведами дает новое осмысление рассматриваемой категории. Кроме того, в науке конституционного права получила широкое использование категория социальная (как вариант — социально-культурная) основа конституционного строя и связанные с ней категории «социальное государство» и «социальные права» [см., 6, с. 51—61]. Несмотря на то, что общество и социум — понятия тождественные, использование прилагательного «социальное» применительно к основам конституционного строя позволяет сделать акцент непосредственно на принципах взаимодействия участников общественной системы, выстроить модель эффективного сосуществования людей в обществе как определенной группы [см. 5, с. 36—40]. Обществу и различным социальным группам необходима социальная идентификация [см. 9, с. 51—60] с целью осознания своей общности.

Исследование социальной сферы через призму юридических наук не может не базироваться на терминологии, которая изначально не является правовой. Ярким тому примером служит категория «социальное государство»: выделение среди признаков социального государства большого числа неправовых явлений, заимствованных из философии, социологии, делает определение лишенным качеств однозначности понимания [4, с. 42] и их толкования.

Например, К. Р. Галустова в диссертационной работе определяет социальное государство как «особый порядок устройства общественной жизни, основанный на „умеренности" принципов солидаризма, социальной справедливости и социального равенства, представляющий собой высшую эволюционную ступень развития демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, главными задачами которого являются деятельность по обеспечению достойной жизни и свободного развития каждого человека и гарантия его прав и свобод» [2, с. 11—12]. Данное определение в полной мере «юридическим» назвать трудно и, безусловно, оно не может быть положено в основу легального определения социального государства, однако автор обозначил действительно важные признаки социального государства.

Таким образом, когда речь идет о близких к праву явлениях, соблюсти четкость, определенность терминологии затруднительно. Вместе с тем наличие в Конституции России, как и во многих других основных законах, околоправовых терминов требует их осмысления и юридического толкования. Представляется, что одной из причин появления в тексте Конституции Российской Федерации в ходе конституционной реформы 2020 года таких категорий, как «солидарность», «взаимное доверие», «сбалансированность», «социальное партнерство», призвано объединить правовое и социальное пространство в целях поддержания их равновесного развития.

Обозначенную тенденцию появления в Конституции Российской Федерации неправовых принципов можно определить, как закрепления в тексте Основного закона страны, помимо институциональных, коммуникативных принципов. Так, представляется оправданным на основе функционального подхода все конституционные принципы разделить на две группы: институциональные принципы как основу конституционного строя (содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации) и коммуникативные

принципы как основу непротиворечивости этических и правовых норм регулирования общественных отношений (являются конституционными ценностями, отраженными в иных главах Конституции Российской Федерации).

Коммуникативные принципы являются субъективными принципами, основанными на восприятии членами общества своей общности, ценностных ориентиров общественного взаимодействия, при этом при наличии конституционного закрепления данных принципов в законодательстве они становятся не просто ценностями, а правовыми принципами, хотя принципами особыми. Коммуникативные принципы достаточно часто получают конституционное регулирование, однако чаще всего это происходит не в основном тексте, а в преамбуле. В частности, в преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. «одновременно можно обнаружить как идеи либерального и универсального характера..., так и концепцию социальной солидарности», причем «второго в преамбуле явно больше» [1, с. 72].

Таким образом, коммуникативные принципы получили конституционное закрепление не просто как конституционные ценности, а как нормы права, следовательно, они станут основой для развития текущего законодательства, ими будут пользоваться правоприменители, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации [8, с. 105].

Коммуникативные принципы, включенные в Конституцию Российской Федерации в ходе конституционной реформы 2020 года, неоднородны. По функциональной нагрузке их условно можно разделить на политические (например, политическая солидарность), экономические (в частности, создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан). Социальные принципы представляют особый интерес вследствие того, что их реализация наиболее сильно повлияет на изменение социальных устоев российского общества, будет способствовать формированию в России социального государства.

Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации фиксируются следующие принципы взаимодействия между людьми:

1. Признание исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации через объединение тысячелетней историей, сохранение памяти предков.

Данный принцип имеет значение для установления прав российского государства быть государством, а населения России — российским народом, что обусловлено историей становления и развития российского государства. Данные положения конституции имеют учредительный характер и по посылу больше соответствуют тексту преамбулы.

2. Признание подвига народа при защите Отечества и почитание памяти защитников отечества.

Для российского общества имеет объединяющее значение роль победителя во Второй мировой войне, что предопределяет нетерпимость к различного рода проявлению неуважительного отношения к подвигу советских солдат и тружеников тыла. Эмоциональная окраска восприятия роли СССР в победе над Германией порождает негативное отношение к каким-либо действиям, прямо или косвенно связанным с нарушением идеала советского воина. Закрепление в Конституции Российской Федерации подобного коммуникативного принципа имеет целью подтвердить приверженность российского государства к неприкосновенности памяти о защитниках отечества. Несмотря

на эмоциональный подтекст подобных конституционных норм, их принятие привело к изменению российского законодательства, в частности ужесточению наказания за реабилитацию нацизма и публичное оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны через внесение соответствующих поправок в ст. 354.1 Уголовный кодекс Российской Федерации, ст.ст. 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Посыл, заложенный в Конституции Российской Федерации, является направлением просветительной общественной работы, направленной на сохранение памяти о подвиге защитников отечества не только в контексте Второй мировой войны, но и других вооруженных конфликтов с участием России или СССР. Представляется, что включение подобных положений в конституцию должно стать дополнительным стимулом для совершенствования российского законодательства в части закрепления гарантий социальной адаптации участников боевых действий, которая в настоящий момент проводится недостаточно эффективно.

3. Признание детей важнейшим приоритетом государственной политики России. Установление, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Данное положение корреспондируется с содержанием п. «ж1» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, содержащей ценностный ориентир на создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Правильно выстроенная политика государства в области семейных отношений и грамотно расставленные в ней приоритеты — залог успешного будущего государства. Включение в текст Конституции Российской Федерации указанного выше положения провозглашает обеспечение и защиту прав несовершеннолетних детей главной ценностью российского семейного законодательства. За период действия Конституции Российской Федерации 1993 года накоплен значительный массив правовых норм в брачно-семейной сфере, вместе с тем рассматриваемая область общественных отношений подвергалась значительным изменениям в последние десятилетия: возникновение в 2008 г. необходимых, но по сей день требующих совершенствования институтов опеки и попечительства, появление в 2019 году в гражданском законодательстве конструкций совместного завещания, наследственного договора, развитие репродуктивных технологий свидетельствуют о важном запросе на изменение и детализацию соответствующего нормативно-правового регулирования, целью которого выступает сформированный законодательный механизм защиты детства.

Особого внимания заслуживает поправка в российскую конституцию, касающаяся детей, оставшихся без попечения, важным посылом которой является закрепление обязанности за государством обеспечить таким детям достойные для жизни и развития условия. Представляется, что данная поправка представляет собой импульс для трансформации и совершенствования правового регулирования в двух основных направлениях. Во-первых, законодательство о приемной и патронатной семье нуждается в дальнейшей корректировке в части развития процедуры передачи под опеку детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер госу-

дарственной поддержки. Определенный механизм государственной поддержки (выплата пособия) в данном направлении уже сформирован, вместе с тем в указанной сфере необходима дополнительная проработка вопроса о развитии и расширении уже существующих гарантий. Во-вторых, дальнейшего развития требуют установленные на федеральном уровне гарантии (право на жилищное, на медицинское обеспечение, право на образование) в отношении детей, оставшихся без попечения. В этом контексте целесообразными видятся уже принятые в феврале 2021 года изменения действующего законодательства об образовании. Речь идет о бессрочном характере права детей, оставшихся без попечения, на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты, ранее действие данного положения было ограничено конкретной датой (1 января 2021 года).

В статье 68 русский язык признан ведущим инструментом коммуникации между россиянами.

Обновленные нормы Конституции Российской Федерации, посвященные статусу русского языка, подчеркивают его объединяющую роль многочисленных наций и народов, проживающих на территории России. В условиях функционирования современного общества язык выступает важнейшим инструментом межнационального общения и выстраивания коммуникации, а также объективной потребностью совместного сосуществования самобытных наций и народов в федеративном государстве.

Кроме того, в статье 68 установлена важная роль культурного наследия как ресурса устойчивого развития общества.

В свете принятых поправок к Конституции Российской Федерации культура провозглашается одной из охраняемых государством ценностей. Вместе с тем данное положение подчеркивает необходимость охраны накопленного за многие десятилетия уникального культурного наследия российского государства, выступающего базисом для дальнейшего стабильного и мощного развития социально-культурной сферы общества.

Статьей 69 Конституции России установлены гарантии культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Данная норма относится к числу тех, которые были закреплены в текущем законодательстве и в ходе конституционной реформы им было придано самостоятельное конституционное значение, при этом данный принцип является частным проявлением положений ст. 19 Конституции Российской Федерации. Указанный принцип отражает базовый принцип коммуникации — равноправие всех, независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности.

Помимо этого, поддержание коммуникационного единства со всеми россиянами установлено в ч. 3 ст. 69 Конституции Российской Федерации, закрепляющей поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в целях сохранения общероссийской культурной идентичности.

В настоящее время в ряде зарубежных государств (страны Прибалтики, США, Канада) нередки случаи нарушения прав наших соотечественников или осуществление дискриминации в их отношении на основании использования родного языка и тенденции сохранения собственной идентичности, по фактам взаимодействия с российскими орга-

низациями и СМИ, из-за попыток отстаивания исторической правды. Обновленная редакция данной статьи Конституции России свидетельствует о том, что государство заявляет о защите своих зарубежных сограждан, однако в настоящее время ряд мер по обеспечению прав и законных интересов соотечественников за границей представляется неэффективным. В этой связи изучаемая поправка к Основному закону нашей страны представляет собой вектор для пересмотра основных положений законодательства, регламентирующих правовой статус соотечественников и модернизацию инструментов и механизмов, позволяющих осуществлять их поддержку и защиту основных интересов за рубежом.

Повышение качества здравоохранения объявлено как приоритетное направление деятельности органов публичной власти и установлено в п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции России через закрепление среди предметов совместного ведения, обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью.

Современные реалии противодействия пандемии COVID-19 показали всю сложность организации эффективной защиты здоровья населения, обозначили нетерпимость общества к высокой смертности и неэффективность принимаемых мер по защите жизни и здоровья. Государство обязано быть главным гарантом своевременного предоставления населению медицинских услуг. Реализация данного принципа требует значительных затрат как материальных, так и временных, однако органы публичной власти в своей деятельности должны исходить из того, что здоровье населения — залог построения эффективно функционирующего общества.

Также конституционной гарантией выступает закрепление в ст. 75 Конституции Российской Федерации принципа уважения труда граждан и обеспечение защиты их прав с установлением гарантированности соответствия МРОТ величине прожиточного минимума.

Стоит отметить, что еще до принятия соответствующих поправок к Конституции России федеральное законодательство уже имело нормы подобного содержания, однако конституционная норма дополнительно гарантирует приверженность государства к движению по борьбе с бедностью и достойной оплаты за труд. Посыл, содержащийся в отечественной конституции, должен восприниматься шире, как необходимость не только соответствия МРОТ величине прожиточного минимума, но и увеличения величины прожиточного минимума.

Также ценностные ориентиры установлены для функционирования пенсионной системы Российской Федерации на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также системы социального страхования.

Функционирование российской пенсионной системы вызывает вопросы не только у российского общества, но и у законодателей, которые находятся в поиске способа повысить её эффективность.

В норме Конституции России подчеркивается, что работающие граждане своими социальными отчислениями поддерживают солидарность с действующими пенсионерами, что придает особую значимость на эмоциональном уровне для активной деятельно-

сти работоспособных граждан, способствующей пополнению бюджета Российской Федерации. Вместе с тем термины «всеобщность», «справедливость», «солидарность» в своем единстве не являются однозначными в понимании и рождают различное прочтение. В российском обществе, как, впрочем, и любом другом, ведется обсуждение вопроса о справедливости оплаты пенсии для различных категорий граждан, поскольку различия в сумме пенсии незначительны; также вызывает негативное отношение оплата социальной пенсии лицам, не имеющим трудового стажа [см. 7]. В данном контексте отсылки к справедливости звучат в ином ключе. Сохранение существующей системы социального страхования не способствует видимой человеку справедливости. Представляется, что без развития инвестиционной программы пенсионных накоплений принцип справедливости не будет в полной мере реализован. Только выявление взаимосвязи между конструктивными действиями (инвестиционные накопления в период работы) и наступившими благоприятными последствиями (получение достаточного уровня денежного довольствия в пенсионном возрасте) будет способствовать пониманию справедливости в отношении своих доходов в отличие от тех лиц, которые о своих пенсионных доходах заботились в меньшей степени.

Коммуникационные принципы российского общества заложены и в ст. 75.1 Конституции России, закрепляющей в качестве ценностей: создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантированность защиты достоинства граждан и уважения человека труда, обеспечение сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, социальную солидарность.

Данные принципы имеют универсальное значение, поскольку отражают представление общества о добре и зле, о нравственных императивах и морали. Безусловно, общество состоит из отдельных индивидов, ставящих перед собой личные цели, однако необходимо обеспечить равновесие публичных и частных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 25 декабря 2020 года № 49-П подчеркивает необходимость организации общества не только под эгидой государства, но и самоорганизации общества, что является одной из форм на взаимном доверии общества и государства. Иными словами, в Конституции России получили закрепление в качестве конституционных ориентиров принципы самоорганизации российского общества, при этом они получили правовое закрепление, следовательно, будут иметь юридическую защиту, что демонстрирует и Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном в качестве примера постановлении.

На основании вышеизложенного представляется обоснованным сделать следующие выводы.

Происходящая плюрализация социальных реальностей ставит вопрос о деятельности по формированию общих ценностей российского общества. В ходе конституционной реформы 2020 года текст российской конституции был дополнен большим числом новых норм, которые обобщенно можно именовать коммуникативными конституционными принципами. Данные принципы направлены на трансформацию социальной сферы через установление и развитие конструктивных средств социальной коммуникации, основанных на идеалах справедливости и солидарности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Белов С. Ценности российской Конституции в тексте и в практике её толкования // Сравнительное конституционное обозрение. — 2019. — № 4 (131). — С. 68—98.

2. Галустова К. Р. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010. — 26 с.

3. Коломейчук Л. А. Особенности управления социальной сферой в России // Микроэкономика. — 2009. — № 1. — С. 106—111.

4. Нарутто С. В. Определенность законодательства как гарантия прав и свобод человека и гражданина в конституционно-судебной доктрине // Lex russica (Русский закон). — 2018. — № 10 (143). — С. 40—49.

5. Редькина Е. А. К вопросу об уголовно-правовом понятии «социальная группа» // Всероссийский криминологический журнал. — 2008. — № 2. — С. 36—40.

6. Садовникова Г. Д. Социально-экономические права в системе гарантий социального государства // Социальное благополучие человека: правовые параметры: сб. ст. / отв. ред. В. В. Комарова. — М.: Изд-во: Юрид. изд-во «Норма», 2019. — C. 51—61.

7. Слободчикова С. Н. Реализация прав осужденных в отечественной конституционно-правовой модели свободных выборов // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13. — № 6. — С. 932—940.

8. Шелегов Ю. В. Конституционный Суд Российской Федерации в механизме правового регулирования [Электронный ресурс] // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 5 (8). — С. 104—111. — Электрон. текст. дан. (17 027 072 байт). — 60 электрон. опт. диск. (CD-ROM). — Загл. с этикетки диска.

9. Яремчук С. В. Социальная идентификация как предиктор экстремистских установок молодежи / С. В. Яремчук, С. М.Ситяева // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13. — № 1. — С. 51—60.

REFERENCES

1. Belov S. Cennosti rossijskoj Konstitucii v tekste i v praktike ejo tolkovanija [Values of the Russian Constitution in the text and in the practice of its interpretation]. Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie — Comparative constitutional review, 2019, no. 4 (131), pp. 68—98 (in Russian).

2. Galustova K. R. Konstitucionno-pravovye osnovy formirovanija Rossijskoj Federacii kak so-cial'nogo gosudarstva iperspektivy ego razvitija v uslovijah modernizacii: avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. [Constitutional and legal foundations of the formation of the Russian Federation as a social state and the prospects for its development in the conditions of modernization: author's ref. diss. ... Cand. jurid. Science]. Moscow, 2010. 26 p. (in Russian).

3. Kolomeychuk L. A. Osobennosti upravlenija social'noj sferoj v Rossii [Features of social management in Russia]. Mikrojekonomika—Microeconomics, 2009. no. 1, pp. 106—111 (in Russian).

4. Narutto S. V. Opredelennost' zakonodatel'stva kak garantija prav i svobod cheloveka i grazhdanina v konstitucionnosudebnoj doktrine [Certainty of legislation as a guarantee of human and civil rights and freedoms in the constitutional judicial doctrine]. Lex russica (Russkij zakon) — Lex russica (Russian Law), 2018, no. 10 (143), pp. 40—49 (in Russian).

5. Redkina E. A. K voprosu ob ugolovno-pravovom ponjatii "social'naja gruppa" [On the question of the criminal law concept of "social group]. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal — Russian criminologicaljournal, 2008, no. 2, pp. 36—40 (in Russian).

6. Sadovnikova G. D. [Socio-economic rights in the system of guarantees of a social state]. Social'noe blagopoluchie cheloveka: pravovye parametric: sbornik statej. Moskva: Izdatel'stvo: Ju-

ridicheskoe izdatel'stvo "Norma" [Social well-being of a person: legal parameters: collection of articles. Moscow: Publishing House: Norma Law Publishing House], 2019, pp. 51—61 (in Russian).

7. Slobodchikova S. N. Realizacija prav osuzhdennyh v otechestvennoj konstitucionno-pravovoj modeli svobodnyh vyborov [Implementation of the rights of convicts in the domestic constitutional and legal model of free elections]. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. — Russian criminological journal. 2019, vol. 13, no. 6, pp. 932—940 (in Russian).

8. Shelegov U. V. Konstitucionnyj Sud Rossijskoj Federacii v mehanizme pravovogo reguliro-vanija [Constitutional court of the Russian Federation in the mechanism of legal regulation]. Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Sentific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no 5 (8), pp. 104—111 (in Russian).

9. Yaremchuk S. V., Sityaeva S. M. Social'naja identifikacija kak prediktor jekstremistskih ustanovok molodezhi [Social identification as a predictor of extremist attitudes of youth]. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal — Russian criminological journal, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 51—60 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.