УДК 342 А.В. Безруков, А.С. Кульбакова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
A.V. Bezrukov, A.S. Kulbakova
THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL NORMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Конституция оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей и их организации, в общественных отношениях. Поэтому сложным, многоплановым и многофакторным явлением социальной жизни, важнейшей частью механизма реализации права как единого целого является реализация конституционных норм. Целью исследования является анализ сущности и реализации конституционных норм. В статье выделяются основные формы реализации конституционных норм, выявляются некоторые дефекты Конституции РФ и конституционного законодательства в Российской Федерации. Рассматривается вопрос о необходимости и пределах проведения конституционных преобразований в России. Исследованы различные точки зрения по данному вопросу в научной литературе. Ряд авторов придерживаются мнения, что нет необходимости во внесении новых поправок в текст Конституции, полагая, что Конституционный суд РФ, интерпретируя положения Конституции РФ, своими актами уточняет и конкретизирует конституционный текст. Существует и мнение, что текст Конституции РФ на современном этапе не соответствует реалиям современного общества и требует кардинальных преобразований. Большинство же конституционных исследователей являются противниками динамичных преобразований Конституции РФ. Авторы статьи разделяют подход о том, что конституционные реформы необходимо осуществлять последовательно и без изменения основ конституционного строя России путем конкретизации положений Конституции РФ в конституционном законодательстве и возможного внесения точечных изменений при необходимости. По мнению авторов статьи, важным направлением эффективной реализации конституционных норм является проведение системного и регулярного анализа по выявлению дефектных конституционных норм и определение возможных путей разработки механизма их реализации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционные нормы, реализация конституционных норм, конституционное законодательство, конституционные преобразования.
The Constitution justifies social appointment, satisfies social expectations only when its principles and norms are realized, join in public practice, when they are carried out in the activity of the people and their organizations, in public relations. Therefore difficult, multidimensional and multiple-factor phenomenon of social life, the most important part of the mechanism of realization of the law as a whole is the realization of constitutional norms. The research objective was the analysis of the essence and realization of constitutional norms. In the study the main forms of realization of constitutional norms were allocated, some defects of the Constitution of the Russian Federation and constitutional legislation in the Russian Federation came to light. The question of need and limits of carrying out constitutional reforms in Russia was considered. Various points of view on the matter in scientific literature were investigated. A number of authors hold the opinion that there is no need for introduction of new amendments to the text of the Constitution, believing that Constitutional court of the Russian Federation, interpreting provisions of the Constitution of the Russian Federation, the acts specifies and concretizes constitutional text. There is also an opinion that the text of the Constitution of the Russian Federation at present stage does not correspond to modern society realities and demands cardinal transformations. Most of constitutional researchers are opponents of dynamic transformations of the Constitution of the Russian Federation. The authors of the study share the approach that constitutional reforms need to be carried out consistently and without change of bases of constitutional system of Russia by the specification of provisions of the Constitution of the Russian Federation in constitutional legislation and possible introduction of dot changes if necessary. Important direction of effective realization of constitutional norms is carrying out the system and regular analysis of the identification of defective constitutional norms and definition of possible ways of development of the mechanism of their realization.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional norms, implementation of constitutional norms, constitutional legislation, constitutional reforms.
В 2018 году Конституции 1993 года исполнилось двадцать пять лет. С момента ее принятия по настоящее время принято всего 4 закона РФ о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации (незначи-
тельные изменения), что позволяет говорить о ней как о «жесткой». «Жесткая» конституция гарантирует ее повышенную стабильность и эффективное действие [1, с. 18-19]. Вместе с тем представляется, что такой вид конституции затрудняет ее приведение к социальным реалиям современного общества.
Конституция по своей сути представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий особыми юридическими качествами и порождающий множество конституционно-правовых отношений, тем самым находясь в процессе постоянной реализации.
Реализация конституционных норм - это многоаспектный, многогранный процесс. Данный процесс выражается в поведении субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания конституционных норм (правомерное поведение), практическая деятельность органов государства, должностных лиц и граждан по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.
Процесс реализации конституционных норм направлен на достижение в социальной жизни определенных результатов [2, с. 31-32]. Из них главными, по нашему мнению, являются обеспечение и сохранность конституционного баланса интересов личности, общества и государства, защита и охрана конституционных ценностей.
В конституционно-правовой науке традиционно принято выделять четыре формы реализации конституционных норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Реализация конституционных норм в форме соблюдения предполагает пассивное поведение субъекта, выражающееся в отказе от совершения каких-либо действий, следование принципам и правилам, установленным конституционными предписаниями.
Очень близкой к соблюдению является реализация конституционных норм в форме исполнения, предполагающая активные действия субъекта, являющиеся обязательными (например, уплата налога, представление необходимого пакета документов для регистрации политической партии).
Указанные две формы реализации действительно являются по своей сути очень схожими, как две стороны одной формы реализации: активное и пассивное поведение субъекта. По нашему мнению, формы реализации соблюдение и исполнение можно обозначить одним понятием выполнение.
В форме использования конституционные нормы реализуются путем добровольного волеизъявления субъекта, которое выражается в использовании предоставленных конституционных прав и свобод.
Применение конституционных норм является особой формой их реализации, выражающейся в совершении компетентными органами и должностными лицами действий по индивидуальному регулированию
прав и обязанностей других субъектов конституционных правоотношений [3, с. 99]. Стоит отметить, что применение является относительно новой формой реализации для российского законодательства. Советское право не знало такой формы, выделялось и исследовалось только три формы реализации: соблюдение, исполнение и использование [4].
От понятия «реализация конституционных норм» следует отличать «действие конституционных норм». Реализация является одной из частей действия конституционных норм, соответственно понятие «действие» является более широким по отношению к реализации [5].
Одной из особенностью реализации конституционных норм являются активные действия самого субъекта с целью реализации ряда норм.
Следует заметить, что реализация конституционных норм не обязательно выражается в активных действиях субъекта. В Конституции содержатся также конституционные нормы, реализация которых осуществляется в результате воздержания от совершения действий, то есть реализация осуществляется посредством бездействия субъекта. Сложно представить такое, поскольку реализация - это процесс, а любой процесс в основном проходит по инициативе какого-либо субъекта. Вместе с тем в качестве примера можно назвать следующие нормы: часть 5 статьи 13 Конституции, согласно которой запрещается осуществлять мероприятия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; часть 2 статьи 55 Конституции, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исходя из этого, становится очевидным, что процесс реализации в таких случаях достигается только путем воздержания от совершения действий, так называемого «активного бездействия».
Процесс реализации конституционных норм предполагает реализацию не только норм-прав, но также и норм-обязанностей либо обязательств. Например, в статье 2 Конституции РФ зафиксировано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства; частью 2 статьи 15 предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы; часть 3 статьи 44 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В указанных случаях обязанности и обязательства выполняются независимо от волеизъявления конкретного субъекта. Невыполнение таких обязанностей в основном влечет для субъекта применение к нему мер ответственности.
Конституция РФ, как уже отмечалось, является особым юридическим актом, поэтому в ней можно обнаружить и специфические конституционные нормы. Реализация таких норм напрямую зависит от волеизъявления субъекта воспользоваться своим правом либо нет. В Конституции закреплены права на определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, на получение высшего образования, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и иные.
Также можно выделить нормы, гарантирующие субъектам конституционного права защиту от принуждения к применению нежелательных действий. В статье 29 федеральной Конституции предусмотрено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, но никто не может быть принужден к их выражению или отказу от них. Статья 30 закрепляет право каждого на объединение, однако никто не может быть насильно принужден к вступлению в какое-либо объединение. Такие нормы можно расценить как установленную дополнительную гарантию свободного волеизъявления субъекта конституционного права на реализацию своих прав и свобод.
К особой группе конституционных норм следует отнести нормы, реализация которых невозможна без учета волеизъявления и права третьих лиц. В данном случае актуально выражение: «гражданин свободен в своих правах, однако право заканчивается там, где начинаются права и свободы другого». Конституцией прямо предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы третьих лиц: запрещается подвергать лицо без его согласия медицинским, научным или иным опытам; запрещено собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (и т.п.). К примеру, нельзя фотографировать гражданина без его согласия (если он не является публичным лицом), нельзя производить аудио-, видеозапись без предупреждения и получения согласия лица. Все это является нарушением частной жизни лица и влечет за собой привлечение к ответственности.
В результате реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений можно установить, достигнуты ли те цели, которые определены законодателем в рамках принятия конституционного законодательства и как эффективно его правовое воздействие на развитие общественных отношений.
Конституционные нормы воплощаются в реальную жизнь посредством конкретных действий (бездействий) государственных органов, граждан и их объединений. Проведенный анализ вышеуказанных конституционных норм позволяет подтвердить специфичность их реализации.
Представляется верной позиция Л.А. Морозовой, что реализация конституционных норм по своей сути схожа с реализацией норм отрас-
левых. Однако она имеет и свои специфические черты, определенную сложность, что объясняется особым положением конституционного законодательства в правовой системе, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения [6, с. 318].
Конституция РФ имеет ряд несовершенств, что вызывает трудности в реализации ее норм: отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, недостаточная четкость в распределении полномочий между Президентом РФ и Правительством РФ, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры, в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами и иные [7, с. 1].
С развитием современного общества появляются и иные правоотношения, право на которые не закреплены в действующей Конституции (например: право на мир, репродуктивные права, право на анонимность и т.д.). В реальной жизни эти правоотношения формируются и живут, однако такие права не имеют защиты со стороны государства. Именно в получении защиты своих прав, а для государства в обязанности предоставить эту защиту, видится смысл конституционного правоотношения.
В связи с юбилеем Конституции в научном обществе возобновились дискуссии о конституционной реформе. Можно выделить три основные пути реализации конституционной реформы: оставить Конституцию без изменений, а Конституционному суду РФ продолжить официальные разъяснения ее положений; 1, 2 и 9 главы не реформировать, а поправки в главы с 3 по 8 вносить только в случае необходимости; принять новую конституцию России.
Среди сторонников первого пути реализации конституционной реформы можно назвать профессора В.Т. Кабышева, который считает, что нет необходимости во внесении новых поправок в текст Конституции. Конституционный суд РФ, уполномоченный на толкование конституционных норм, своими актами подстраивает текст Конституции РФ к потребностям развития общества, которые обусловлены объективными закономерностями современного этапа цивилизационного развития [8, с. 20-27].
Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин в последнее время уточнил свое представление о возможной конституционной реформе, предлагает устранять недостатки Конституции путем точечных изменений, а также использовать принятую в мировой конституционной практике доктрину «живой конституции», заключающуюся в выявлении актуального значения, заложенного в конституционном тексте глубокого правового смысла в контексте современных социально -правовых реалий, без искажения сути правового смысла [7, с. 1-2].
Большинство же конституционных исследователей являются противниками динамичных преобразований Конституции РФ.
Конституция Российской Федерации является не только приоритетной фундаментально-ценностной и нормативно-правовой основой обеспечения конституционного правопорядка, его скрепой и социально-правовым ориентиром. Рассмотрение Конституции как ценностно-нормативной системы, обладающей своего рода духовной сакрально-стью, активно проводится в конституционной доктрине [9, с. 10-11].
Эффективная реализация Конституции РФ способствует конститу-ционализации правопорядка, которая не ограничивается рамками конституционного регулирования и органически встраивается в целостный механизм обеспечения правопорядка. Следовательно, упорядоченность и согласованность конституционных норм имеют фундаментально-ценностное значение для установления и укрепления конституционного правопорядка, что достигается посредством эффективной работы конституционно-правового механизма его обеспечения [10].
Представляется, что среди приоритетных конституционных рисков и угроз для правопорядка в России является нарушение конституционной стабильности. Конституция РФ как ключевой правовой документ государства должен быть стабильным и изменяться в тех случаях, когда иного варианта решения вопроса не находится.
Поэтому важно правильно понимать, какую роль играет стабильность и сбалансированность конституционного текста и насколько осторожно необходимо подходить к возможным изменениям Конституции РФ. Как подчеркнул Ю. Хабермас: устойчивость права является одним из решающих факторов легитимности правовой системы в массовом сознании. И развивая такой постулат, В.Д. Зорькин обоснованно отмечает, что устойчивый Основной закон постепенно становится одним из ключевых символов правовой идентичности нации [11, с. 4-5]. Справедливо отмечает и Н.С. Бондарь, что конституционализм есть объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений. Основой конституционного правопорядка является стабильность и отсутствие противоречий между властью, свободой и собственностью [12, с. 5].
Таким образом, конституционную стабильность можно рассматривать не только как цель, но и как конституционную ценность [13, с. 5-7], поскольку она призвана поддерживать стабильность не только правовой системы и государственной власти, но и обеспечивать последовательное конституционное развитие и консолидацию конституционного законодательства.
Разделяя подход о том, что конституционные реформы необходимо осуществлять последовательно и без изменения основ конституционного строя России [14, с. 45-47], представляется, что конституционные преобразования в основном следует проводить без изменения текста Конституции РФ [15, с. 12-38].
В вопросе конституционной реформы нельзя обойти мнение С.А. Авакьяна, полагающего, что имеется множество причин для конституционного реформирования. В качестве основных причин Сурен Адибекович называет крайне слабое закрепление в Конституции конституционно-правовых основ экономической деятельности и социальной политики; отсутствие конституционных основ гражданского общества; формальное народовластие, необходимость сделать шаги в направлении реального обеспечения народовластия (народовластие свелось только к выборам, и более того по принципу «пришел, проголосовал -все остальное не твое дело»); формальная независимость судебной власти, так как на практике сложилось мнение о неуважении судей к гражданину в угоду исполнительной власти, в том числе правоохранительным органам; и иные. Положения Конституции, устанавливающие усложненный порядок внесения в нее дополнений и изменений С.А. Авакьян называет «искусственными барьерами на пути совершенствования текста Конституции». В Конституции РФ вообще не предусмотрено возможности дополнения ее текста новыми главами, неясно, возможно ли и как внести поправки в преамбулу Конституции, в ее заключительные и переходные положения? Ученый полагает, что нужен юридически более грамотный текст Конституции [16, с. 2-9].
Представляется, что оптимальными способами развития и конкретизации положений Конституции РФ должны оставаться качественное и своевременное наполнение российским парламентом действующего законодательства и официальная интерпретация Конституционным судом России отдельных положений Конституции Российской Федерации.
Таким образом, конституционная стабильность выступает важнейшим условием для упорядоченности и согласованности конституционных норм, а нарушение стабильности Конституции РФ является конституционным риском, препятствующим консолидации конституционного законодательства и укреплению правопорядка в целом.
С учетом изложенного подчеркнем, что предложения об изменении действующей Конституции РФ на современном этапе не могут приниматься. Обеспечение стабильного конституционного развития должно достигаться в том числе путем официального толкования Конституции РФ Конституционным судом России, который принял ряд таких решений, без которых конституционный текст не может считаться полным (например, дела о толковании положений ст. 136, 137 Конституции РФ) [17]. При этом из правовых позиций Конституционного суда РФ должен исходить и законодатель, осуществляя переработку конституционного законодательства.
Проведение конституционной реформы видится возможным в последовательном проведении конституционных преобразований без кар-
динального изменения Конституции РФ с возможным внесением точечных поправок.
В первую очередь в Конституции РФ следует уделить внимание правам и свободам человека и гражданина. Их список является недостаточным, к примеру: право на мир, репродуктивные права, право в духовной сфере, право на информатизацию, анонимность и иные не нашли своего отражения в действующей Конституции.
Нуждаются в уточнении также формулировки относительно разделения властей. Действующая Конституция закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Вместе с тем, называя Президента РФ одним из федеральных государственных органов власти, Конституция России не относит его ни к одной из ветвей власти. Многие ученые относят его к отдельной ветви власти - президентской, однако конституционная неясность имеет место быть. «Выпавшими» из триады ветвей государственной власти являются и органы прокуратуры.
Необходимым также видится определение сущности местного самоуправления, так как, исходя из буквального толкования Конституции РФ, органы местного самоуправления тяготеют к общественной власти. Именно Конституционный суд России местное самоуправление признал формой публичной власти (Постановление Конституционного суда РФ от 15 января 1998 № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 «Об органах исполнительной власти в Республике Коми», Постановление Конституционного суда РФ от 02.04.2002 № 7-П).
Таким образом, для реализации конституционных норм необходимо исключить их противоречивость, пробельность, неоднозначное понимание, поскольку юридико-технические дефекты конституционного законодательства недопустимы и требуют в основном превентивного реагирования. Важным направлением эффективной реализации конституционных норм является проведение системного и регулярного анализа по выявлению дефектных конституционных норм и определение возможных путей разработки механизма их реализации.
Литература
1. Безруков А.В. Конституционное право России: учеб. пособие. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с. - URL: http://znanium.com/catalog /product/600401.
2. Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. - М., 1993. - 83 с.
3. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М.: Юнити, 2002. - 687 с. - URL: https://rucont.ru/efd /358638.
4. Комаров СА., Малько А.В. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие. - М.: Норма, 1999. - 448 с.
5. Таева Н.Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - М., 2018. - 549 с.
6. Морозова ЛА. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма, 2018. - 464 с. - URL: http://znanium.com/catalog /product/961491.
7. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2018. - № 7689 (226). - URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustr-anit-tochechnymi-izmeneniiami.html.
8. Эбзеев Б.С. Актуальные проблемы реализации Конституции России 1993 года [Электронный ресурс] // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2018. - № 1(120). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/.
9. Бондарь Н.С. Гармонизация юридических и нравственно-этических начал Конституции: практика конституционного правосудия [Электронный ресурс] // Журнал конституционного правосудия. - 2018. -№ 1. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367357.
10. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография. -М.: Юстицинформ, 2018. - 326 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35252639.
11. Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 11. - 2014.
- № 1. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21314358.
12. Бондарь Н.С. Стратегия российского конституционализма: от политических иллюзий к правовому реализму [Электронный ресурс] // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=25278749.
13. Хабриева ТЯ. Конституционная реформа в современном мире. - М.: Наука, 2016. - 320 с. - URL: http://www.consultant.ru.
14. Скуратов Ю.И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа [Электронный ресурс] // Российский юридический журнал. - 2009.
- № 3. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12111109.
15. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце XX -
начале XI вв.: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - Тюмень, 20l0. - 50 с.
16. Авакьян СА. Нужна ли конституционная реформа в России? [Электронный ресурс] // Конституционное и муниципальное право. -2012. - № 9. - URL: http://www.consultant.ru.
17. Постановление Конституционного cуда РФ от з1 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании статьи 1з6 Конституции РФ; Постановление Конституционного cуда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П по делу о толковании части 2 статьи 1з7 Конституции РФ // Вестник Конституционного cуда РФ. - 1995. - № 6.
Literatura
1. Bezrukov A.V. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. posobie. - M.: Yusticinform, 2015. - 304 s. - URL: http://znanium.com/catalog /product/600401.
2. Luchin V.O. Teoreticheskie problemy realizacii konstitucionnyh norm: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.08. - M., 1993. - 83 s.
3. Luchin V.O. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Problemy realizacii. - M.: Yuniti, 2002. - 687 s. - URL: https://rucont.ru/efd /358638.
4. Komarov S.A., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb.-metod. posobie. - M.: Norma, 1999. - 448 s.
5. Taeva N.E. Normy konstitucionnogo prava v sisteme pravovogo regulirovaniya v Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. - M., 2018. - 549 s.
6. Morozova LA. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. - M.: Norma, 2018. - 464 s. - URL: http://znanium.com/catalog /product/961491.
7. Zor'kin V.D. Bukva i duh Konstitucii [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta. - 2018. - № 76S9 (226). - URL: https://rg.ru/2018/10/09/ zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustr-anit-tochechnymi-izmene-niiami.html.
8. Ebzeev B.S. Aktual'nye problemy realizacii Konstitucii Rossii 1993 goda [Elektronnyj resurs] // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2018. - № 1(120). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/.
9. Bondar' N.S. Garmonizaciya yuridicheskih i nravstvenno-eticheskih nachal Konstitucii: praktika konstitucionnogo pravosudiya [Elektronnyj resurs] // Zhurnal konstitucionnogo pravosudiya. - 2018. - № 1. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=32367357.
10. Bezrukov A.V. Konstitucionno-pravovoj mekhanizm obespecheniya pravoporyadka organami publichnoj vlasti v Rossii: monografiya. - M.: Yusticinform, 2018. - 326 s. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35252639.
11. Zor'kin V.D. Problemy konstitucionno-pravovogo razvitiya Rossii (k 20-letiyu Konstitucii Rossijskoj Federacii) [Elektronnyj resurs] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya il. - 2014. - № 1. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=21314358.
12. Bondar' N.S. Strategiya rossijskogo konstitucionalizma: ot politicheskih illyuzij k pravovomu realizmu [Elektronnyj resurs] // Zhurnal rossijskogo prava. - 2015. - № 11. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=25278749.
13. Habrieva T.Ya. Konstitucionnaya reforma v sovremennom mire. - M.: Nauka, 2016. - 320 s. - URL: http://www.consultant.ru.
14. Skuratov Yu.I. Razvitie Konstitucii Rossijskoj Federacii 1993 goda: popravki v Konstituciyu ili konstitucionnaya reforma [Elektronnyj resurs] // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. - 2009. - № 3. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12111109.
15. Anichkin E.S. «Preobrazovanie» Konstitucii Rossijskoj Federacii i razvitie konstitucionnogo zakonodatel'stva v konce XX - nachale XI vv.: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. - Tyumen', 2010. - 50 s.
16. Avak'yan S.A. Nuzhna li konstitucionnaya reforma v Rossii? [Elektronnyj resurs] // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2012. -№ 9. - URL: http://www.consultant.ru.
17. Postanovlenie Konstitucionnogo cuda RF ot 31 oktyabrya 1995 g. № 12-P po delu o tolkovanii stat'i 136 Konstitucii RF; Postanovlenie Konstitucionnogo cuda RF ot 28 noyabrya 1995 g. №15-P po delu o tolkovanii chasti 2 stat'i 137 Konstitucii RF // Vestnik Konstitucionnogo cuda RF. - 1995. - № 6.