КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Г. Елецких, аналитик
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
(Россия, г. Санкт-Петербург)
Аннотация. Анализируются гуманитарно-правовые и нравственные черты Конституции Российской Федерации 1993 г. Представлены результаты нормотворче-ской активности по внесению изменений в высший нормативный правовой акт Российской Федерации за период ее существования. Анализируются проблемы, характерные в России, и предлагаются возможные направления развития конституционно-правовой политики на ближайшее будущее. Рассмотрена специфика работы Конституционного суда Российской Федерации и проведен сравнительный анализ конституций других стран в разрезе соблюдения международных правовых норм. Приведены основные направления для борьбы с правовой безграмотностью населения страны в связи с тем, что в основном законе Российской Федерации закреплены права и обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства по отношению к гражданину.
Также определена необходимость механизмов поиска баланса между стабильностью и незыблемостью Конституции Российской Федерации, и необходимостью совершенствования законодательства через проводимые реформы.
Представлены актуальные проблемы формирования и развития конституционно-правовой безопасности общества и государства на фоне внутренних и внешних угроз государственности.
Анализируется характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином с учетом того, что Конституция Российской Федерации является не только правовым актом, но также и источником развития всего права в стране.
Ключевые слова: Конституция, политика, правовой акт, ценность, коррупция, закон, Конституционный Суд, Российская Федерация, гражданин, чиновник.
Основой для возможности реализации положений Конституции Российской Федерации является ее точная и соответствующая интерпретация, а также публичный доступ к официальному и неофициальному толкованию.
На текущий момент официальное толкование Конституции Российской Федерации, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации и являющееся окончательным, снимает неопределенность и возможные противоречия в ее понимании. Существует правовая возможность для нового толкования и интерпретации в условиях меняющегося и развивающегося общества, однако в подобных случаях не
применимо изменение и противоречие конституционным установлениям.
Стоит отметить особую роль, которая принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации по интерпретации положений Конституции Российской Федерации.
Данные решения являются обязательными для всех субъектов права и приравниваются к юридической силе самой Конституции Российской Федерации.
В рамках своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации проводил как исключение отдельных положений нормативных правовых актов федеральных и субъектов Российской Федерации, так и коррекцию в
контексте конституционно-правового истолкования законов.
Особое место в отечественной судебной системе занимают конституционная юстиция. Образование Конституционного суда Российской Федерации положило начало отечественной конституционной юстиции. Ее учреждение было радикальным и прогрессивным шагом в деле правовой охраны конституционных установлений.
Конституционный суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ.
Конституционная юстиция является частью правовой государственности, которая в свою очередь является характерным признаком демократического конституционного государства.
Стоит отметить, что положение о высшей юридической силе конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности [1].
Конституция РФ в системе законодательства Российской Федерации является правовым актом программного характера, который обусловлен, во-первых, тем, что она является учредительным документом, под влиянием которого могут развиваться и реформироваться существующие отрасли права, законодательства, в том числе появляться новые правовые институты. Во-вторых, этот характер вытекает из сущности основного закона как правового акта, обладающего особой, наивысшей юридической силой в государстве. Всякое отрицание конституции в таком качестве недопустимо и может привести к тому, что основной закон может утра-
тить свое значение как общеобязательный нормативно-правовой акт государства, выступающий базой для развития всего текущего законодательства [2].
Согласно анализу активности, за период с 1993 года по 2015 год, Конституционным Судом Российской Федерации накоплен достаточно большой опыт по обеспечению прямого действия Конституции Российской Федерации, в том числе по коррекции несоответствующих Конституции Российской Федерации. Было вынесено более 430 постановлений, в которых в той или иной степени защищались конституционный нормы. Кроме того, согласно статистике, около двух третей решений Конституционного Суда Российской Федерации посвящены защите прав и свобод человека и гражданина и их эффективному восстановлению.
Всего за время существования Конституции Российской Федерации было внесено 27 поправок, из которых 12 относились к изменению федеративного устройства страны и названий субъектов Российской Федерации, 15 из них связаны с изменениями в системе высших органов государственной власти.
В соответствии с представленными изменениями, число субъектов Российской Федерации изменилось с 89 в 1993 г. до 85 на текущий момент, с учетом вхождения в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополь в 2014 году.
В целях создания условий для достижения баланса полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов в 2014 году были внесены изменения в Конституцию по совершенствованию принципа формирования Совета Федерации, в соответствии с которыми в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Закон о поправке в Конституцию увеличивает число членов Совета Федерации, включив в состав палаты 10% (т.е. 17 чело-
век) представителей Российской Федерации, которые назначаются и освобождаются Президентом РФ.
Вместе с тем, стоит отметить, что подобного рода совершенствования Конституции Российской Федерации не вносят изменений в основы конституционного строя, и не влияют на социально-экономическую и политическую стабильность государства. Таким образом, основными целями поправок являются возможности по совершенствованию управления государством, а также развитию федеративной системы страны.
Перечень органов, призванных защищать высший нормативный правовой акт нашего государства представлен прежде всего Президентом Российской Федерации - как действующим гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина [3]; Федеральным собранием, призванным принимать законы, защищающие и развивающие конституционные принципы, суды, и Конституционный суд Российской Федерации, а также органы прокуратуры, следящие за соблюдением конституционной законности.
На современном этапе развития ценностей, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, российским обществом пропагандируется необходимость в собственном пути развития
При этом кроме указанных процессов, происходящих в определенных слоях населения, параллельно существуют провозглашенные высшим законом страны социальная справедливость и формальное равенство.
Возможность формализации ценностей, как высших целей для целого государства позволяет в Российской Федерации обеспечить стабильность и устойчивость развития гражданского общества и правового государства, прав и свобод человека и гражданина.
Однако, для появления возможности обеспечения прямого действия и реализации, охраны и защиты Конституции Российской Федерации, необходимо
формирование у каждого гражданина нашей страны народа нового правового мышления, заключающегося не только в уважении к конституции, но и исключение правовой безграмотности и недоверия к духу закона на всех уровнях власти.
В этом случае эффективность реализации положений Конституции Российской Федерации будет обусловлена поддержкой гражданского общества, его гражданскими институтами в лице общественных организаций и объединений и независимыми СМИ, а государственная власть сможет обеспечить в рамках соответствующей действенной гражданско-правовой политики необходимые и согласованные законность, и стабильное социально-экономическое, политического и духовного, культурного развития.
В качестве основных направлений развития конституционно-правовой политики можно выделить следующие:
- дальнейшее становление стабильной нормативно-правовой базы, формирование правовой государственности, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
- применение в качестве основополагающих принципов правового строительства гуманизм и справедливость;
- поиск решений в вопросах централизации власти, в частности необходимость учитывать роль СМИ и общественное мнение для формирования положительной динамики развития основного правового акта государства;
- конкретизация конституционно-правовой политики по реализации конституционных принципов разделения властей, федерализма, местного самоуправления, проведения административной реформы;
- повышение эффективности и результативности правоохранительной и правозащитной деятельности, в том числе необходимо обеспечить действенную профилактику правонарушений;
- установление в качестве стратегической цели - абсолютное соответствие гарантий основного документа государства, их соблюдения, а также адекватной и актуальной ответственности за их нарушения;
- участие в международной и политической жизни, формирование в общественном сознании ощущения уверенности в безопасном будущем.
На текущий момент Конституция Российской Федерации является основным правообразующим документом, который закрепляет основные ценности и принципы нашего государства.
Терминологический статус понятия «ценность» имеет характерные признаки, например, такие как «универсальность» и «актуальность», в связи с тем, что «ценность» имеет значение «всегда, везде и для всех».
Кроме того, в ряде иностранных конституций гарантируется признание и охрана неотъемлемых права человека (например, ст. 2 Конституции Италии, ст. 10 Конституции Испании, ст. 1(1) Основного закона Федеративной Республики Германии, ст. 7 Конституции Швейцарии, ст. 13 Конституции Японии и др.) [4].
Особое значение имеет использование данного термина в тексте Конституции Российской Федерации, которая сама по себе является ценностью государственного значения. В частности, в статье 2 Конституции России говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», что преследует несколько целей.
Во-первых, формирование понимания приоритетности прав человека приобрело свойство конституционной ценности. Во-вторых, закрепление ее в тексте высшего закона государства - Конституции, способствует воспитанию уважения к этому основному документу страны, укреплению веры в справедливость права в целом.
Права человека как высшая конституционная ценность в государстве составляет ядро ценностного осознания
человека, его прав как главной цели существования демократического государства и общества [5].
Между тем, права и обязанности человека в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации имеют не только внутригосударственный характер.
Вовлеченность в мировые экономические, миграционные и политические процессы населения Российской Федерации, и как следствие необходимость учитывать специфику гражданского сознания многонационального состава и соблюдение норм международного права закреплено в преамбуле действующей Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в п. 4 ст. 15 провозглашено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, носят не просто внешний или международный характер, но стали на высшем законодательном уровне частью правовой системы государства.
Однако стоит учитывать тот факт, что Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу по сравнению с документами международного права.
В соответствии со статьей 15 часть I, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, таким образом, Конституция Российской Федерации, как высший нормативный правовой акт суверенного государства, обладает на ее территории высшей юридической силой, и закрепляя общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части российского права, в Конституции РФ подчеркивается, что Россия, как суверенное государство, признает и применяет (в некоторых случаях в приоритетном порядке) в своей национальной системе
наиболее общепризнанные регуляторы известные мировому сообществу, что позволяет национальной правовой системе и международному праву быть взаимодополняющими и взаимосвязанными [6].
Кроме того, приоритизация норм высшего нормативного правового акта государства над международными нормами в современных условиях является достаточно распространённой мировой практикой.
В частности, в одном из интервью в 2013 году, Президент России В.В. Путин высказался со следующей оценкой: «...Все-таки приоритет должен быть у нашей Конституции. И это не только наша с вами позиция, практически во всех странах мира это применяется. Недавние решения властей Великобритании как раз об этом и говорят: что бы там ни принималось, если эти решения не соответствуют Конституции Великобритании, они не применяются на их территории. Вот и мы так должны поступать. Конечно, мы должны исполнять свои международные обязательства. Это ясно, но все-таки приоритет Конституции должен быть безусловным» [7].
Вместе с тем, существуют различия в характере следования существу международных договоров в государственной правовой системе. Таким образом, в отличие от России, международные договоры, заключенные Великобританией, рассматриваются как внешнеполитические акты, которые не влекут последствий во внутреннем праве страны. Содержание данных международных договоров должно быть инкорпорировано, то есть введено во внутреннее право специальными нормативными правовыми актами парламента или правительства.
Указанный порядок приведения в соответствие внутренней правовой системы с внешними документами является специфическим также для таких стран, как Канада, Австралия, Ирландия, Израиль и другие.
Во-вторых, у Российской Федерации, в отличие от Великобритании, совсем иная конституционно-правовая позиция по данному вопросу. В Конституции, принятой в 1993 году, Россия исключительно добровольно избрала для своей правовой системы совершенно иные принципы взаимодействия между международно-правовыми нормами и нормами российского законодательства. Конституция непосредственно ввела международные общепризнанные и договорные нормы в российскую правовую систему как вполне применимые нормы и предусмотрела для всех российских правоприменителей в коллизионных ситуациях примат международных договорных норм над нормами российского законодательства.
В-третьих, Россия абсолютно добровольно при ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Федеральном законе от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» сделала к Конвенции следующее Заявление: «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации». Это Заявление - юридически обязательная составная часть Федерального закона [8].
Необходимость дальнейшей работы по данному направлению в целях определения единственно правильного решения является непосредственной задачей Конституционного Суда России.
На сегодняшний день уже обозначились актуальные проблемы формирования и развития конституционно-правовой безопасности общества и го-
сударства. Существуют угрозы внутреннего и внешнего порядка - это коррупция на всех уровнях функционирования публичной власти, ксенофобия, правовой нигилизм общества, а также разрыв правового пространства в условиях конституционной федерации.
Эти факторы актуализируют проблему реализации, охраны и защиты Конституции РФ, всех её установлений [9].
В то же время имеет место ряд аспектов, способствующих активному участию России в международно-правовой жизни:
а) российское право становится более восприимчивым к предписаниям международного права, пока не наблюдается тенденции к деградации механизма, предохраняющего национальное право России от нежелательного влияния международного права. Это указывает на сохранение в ближайшем будущем дуализма в соотношении национального права России и международного права, а значит и на продолжение их взаимодействия;
б) развивается и организационно-правовой механизм взаимодействия на внутригосударственном уровне, за счет того, что все большее число государственных органов РФ включается в процесс применения международного права на территории России;
в) на международном уровне усиливается тенденция к влиянию российского права и внешней политики на развитие определенных институтов и норм международного права, однако, к сожалению, эту тенденцию нельзя назвать достаточно устойчивой [10].
Между тем, любое участие в документах международного права любого современного развитого государства должно базироваться на общеприменимых принципах, в том числе на следующих: признание мнения национального состава страны, неприкосновенность суверенности и равенства государств, независимость от сиюминутных внешнеполитических тенденций, ста-
бильность в обеспечении основных прав и свобод человека.
Основным риском для возможного нарушения основных постулатов Конституции Российской Федерации является фактический правовой нигилизм. Отмечается нежелание граждан России не только изучать вновь появляющиеся нормативные правовые акты, но также и отказ от соблюдения действующего законодательства. Зачастую, при появлении проблем юридического характера, основная вина, по мнению граждан, лежит на государственных органах, которые инициируют и принимают соответствующие законы.
Кроме того, имеет место быть еще более глубокая форма проявления правового нигилизма, при которой человек считает необходимым соблюдение собственных прав и свобод, при игнорировании обязанностей, в том числе по своевременной уплате налогов, или уплате алиментов.
Между тем, согласно позиции Президента России, негативные последствия правового нигилизма ведут к коррупции, которая является «для свободного, демократического и справедливого общества врагом номер один» [11].
Борьба с коррупцией требует комплексного решения, в рамках которого будет вестись не только совершенствование правовой культуры и сознания граждан, но также и решение на государственном уровне проблем экономического, психологического и политического характера.
Для достижения указанных целей необходимы усилия не только органов власти, но и гражданского общества, что позволит совместно решать любые вопросы. Наиболее прозрачным направлением является насущная необходимость стандартизации и унификации государственных услуг, обеспечение работы механизма по принципу «одного окна», который уменьшает контакт гражданина с чиновником.
В качестве возможных рисков, имеющих внешний характер, стоит от-
метить возможный риск навязывания России изменений Конституции РФ извне под предлогом соответствия таких изменений международным нормам, необходимости демократических изменений, или защиты прав человека. Между тем, подобные изменения заранее обречены на отрицательный результат ввиду специфики менталитета российского общества, его исторических и культурных особенностей.
В частности, в рамках общеевропейской тенденции, под предлогом обеспечения свободы личности предлагается изменить правовое регулирование однополых отношений, или в целях повышения уровня свободы экономической деятельности передать под контроль транснациональных корпораций прав собственности на природные ресурсы.
Можно со всей очевидностью утверждать, что данные риски содержат угрозу утраты суверенитета, и опыт некоторых зарубежных стран только подтверждает такую вероятность.
Известно, что сложные политические условия, в которых разрабатывалась и принималась Конституция Российской Федерации, были, в том числе, следствием переходного периода.
Следует отметить и тот факт, что после ликвидации многих тоталитарных и авторитарных режимов в разных странах мира принято более 60 новых конституций, в том числе 27 - в постсоциалистических странах.
Россия после распада СССР выбрала западный либеральный путь развития. И в действиях, и в решениях российской власти явно превалировал либеральный подход к формированию и юридическому закреплению новых общественных отношений. Среди прочего он предполагал и стремление отказаться от советского прошлого, в том числе от жестких уголовных наказаний (смертную казнь в УК РФ исключить не удалось, применение смертной казни было заблокировано в 1996 г., когда Россия вступила в Совет Европы) [12].
Поэтому данные конституции носят на себе отпечаток переходного состояния общества. Это состояние характеризуется переходом от антидемократических режимов к современному социально ориентированному демократическому капитализму, или, как сейчас говорят и пишут, к смешанному обществу, сочетающему в себе черты, как капитализма, так и социализма. Постсоциалистические конституции отражают плюсы и минусы переходного периода [13].
В основном они характеризуются четким вектором гуманизма и развития демократии, вместе с тем в большинстве случаев сохранялись элементы централизации власти. Среди них можно назвать следующие: излишний бюрократизм, несоблюдение или ограничение основных прав человека, характерные черты вертикали власти, а также низкая и контролируемая роль СМИ и общественного мнения. Указанные признаки позволяют наглядно отслеживать динамику развития основного правового акта государства.
Также стоит отметить, что основные идеи и принципы Конституции России по большей части касаются гуманизма и справедливости, которые позволяют им работать в современных условиях формирования российской государственности, когда без России становится практически невозможным решение ни одной значимой в мировом отношении проблемы, что подтверждается текущей ситуацией как на Западе, так и на Востоке.
Таким образом, Конституция Российской Федерации в текущем виде возможно на долгие годы останется стратегическим фактором для обеспечения стабильности и развития нашего государства.
Между тем, стабильность Конституции Российской Федерации не мешает проводить судебные, административные и иные реформы, решать социальные, экономические вопросы, и таким образом осуществлять совершенствова-
ние нашего государства с помощью мо- формированию в общественном созна-дернизации текущего законодательства, нии ощущения уверенности в сего-приближать реальную жизнь к юриди- дняшнем дне и ближайшем будущем, и ческой Конституции России. является, стратегическим фактором для
С учетом вышеизложенного, автор обеспечения стабильности и развития считает, что стабильность действующей Российской Федерации. Конституции России способствует
Библиографический список
1. Колесников Е.В. Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории//Ленинградский юридический журнал. -
2014. - № 2 (36). - С. 21-30.
2. Крутько Е.Б. Конституция в системе законодательства Российской Федерации // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. -
2015. - №1(55). -С. 83-87.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 б/н. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 01.08.2014 г. (№0001201408010002) (дата обращения: 24.05.2016)
4. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. -М., 2002.
5. Комкова Г.Н. Модификация современной Конституции России. Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2015. - Т. 15, вып. 1. - С. 90-95.
6. Советов И.К. Конституция России: достижения, противоречия, перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1 (23). - С. 344-347.
7. Расшифровка встречи Президента России, состоявшейся 07.11.2013 в преддверии 20-летия Конституции России // Официальный интернет-портал Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19579 (последнее посещение: 24.05.2016)
8. Иваненко В.С. Международные договоры и Конституция России в российской правовой системе: проблемные вопросы правового статуса и взаимодействия // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2015. - № 6. - С. 54-72.
9. Витрук Н.В. Верность Конституции - основа прогрессивного развития современной России. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 4. - С. 23-29.
10. Троицкая Т.В. Проблемы обеспечения независимости в работе избирательных комиссий России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2014. - №1 (96). - С. 111-115.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/ (последнее посещение: 24.05.2016)
12. Упоров И.В. Конституция России 1993 года и уголовный закон: двадцать лет спустя // Современная научная мысль. - 2014. - №1. - С. 75-81.
13. Гошуляк В.В. Конституция Российской Федерации - Конституция переходного общества//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2014. - №49. - С. 8-12.
- Государстeо u праeо -
THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A STRATEGIC FACTOR OF STABILITY AND DEVELOPMENT RUSSIAN FEDERATION
G.G. Eletckikh, analyst
State unitary enterprise «Vodokanal of St. Petersburg» (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Analyzed the humanitarian, legal and moral traits of the Russian Federation Constitution of 1993. Presented the results of the rulemaking activity to amend the supreme normative legal act of the Russian Federation for the period of its existence. Analyzed the problems that are typical in Russia, and suggests possible directions of development of the constitutional and legal policy for the near future.
Considered the specificity of the work of the Constitutional Court and a comparative analysis of constitutions of other countries in the context of compliance with international law. Presented the main directions for the fight against legal illiteracy of the population due to the fact that the Basic Law of the Russian Federation has the rights and obligations as a citizen to the state, and the state in relation to the citizen.
Also identified the need to balance search engines between stability and firmness of the Constitution, and the need to improve legislation through the reforms.
Presented the actual problems of formation and development of the constitutional and legal security of the society and the state against the background of internal and external statehood threats.
Analyzes the nature of government regulation in all major areas of social development, relations between the state and the citizen with the person, taking into account the fact that the Constitution of the Russian Federation is not only a legal act, but also the source of all rights in the country.
Keywords: Constitution, politics, legal act, value, corruption, law, Constitutional Court, Russian Federation, citizen, official.