Научная статья на тему 'Конституция российской Федерации: эволюция и перспективы развития'

Конституция российской Федерации: эволюция и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1250
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теплова Дарья Олеговна

Цель: Рассмотрения вопросов эволюции и дальнейших перспектив развития Конституции Российской Федерации. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: В настоящий момент значение и роль Конституции и конституционного законодательства многократно выросли. Этап становления основ конституционного строя завершен, требуются дальнейшие шаги по формированию правового, социального, демократического и светского государства. Для этого необходимо разрабатывать и принимать новые отраслевые законы, особенно кодифицированные, но не только. В этой связи перспективы развития Конституции и конституционного законодательства зависят от актов директивного характера: посланий Президента, стратегий, доктрин, концепций, планов, прогнозов и др. Такой подход нам представляется правильным ввиду того, что Конституция подразумевает развитие не только нормативной правовой основы государства и общества, но и программной, стратегической, отражающей политическую, мировоззренческую и идеологическую суть основного закона страны. Конституционное законодательство позволяет утвердить и раскрыть смысл всей конституции по определенной системе координат, смыслов и значений, наполняет действующее право в целом глубинным смыслом. Автор попытался обозначить направления развития Конституции, в которых существует или отсутствует директивное регулирование. Новизна/оригинальность/ценность: В статье предпринята попытка провести анализ проблем развития Конституции Российской Федерации и показать её перспективы, содержатся имеющие научную ценность авторские выводы и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitution of Russian Federation: evolution and prospects of development

Purpose: Consideration of questions of evolution and further prospects of development of the Constitution of the Russian Federation. Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: formal-legal, comparative-legal, historical, system analysis and other methods. Results: At the moment, the importance and role of the Constitution and constitutional legislation have increased many times. The stage of formation of the foundations of the constitutional system is completed, further steps are required to form a legal, social, democratic and secular state. To do this, it is necessary to develop and adopt new sectoral laws, especially codified ones, but not only. In this regard, the prospects for the development of the Constitution and constitutional legislation depend on the acts of decision-making: the President’s messages, strategies, doctrines, concepts, plans, forecasts and others. This approach seems to us to be correct in view of the fact that the Constitution implies the development of not only the normative legal basis of the legal system of the state and society, but also the program, strategic, reflecting the political, ideological and ideological essence of the basic law of the country. Constitutional legislation allows for the approval and disclosure of the meaning of the entire Constitution by a certain system of coordinates, meanings and meanings. The Constitution fills the existing law as a whole with a profound meaning. In what directions of development of the Constitution there is or there is no Directive regulation, the author tried to designate. Novelty/originality/value: In article an attempt to carry out a sketch of problems of development of the Constitution of the Russian Federation and to show its prospects is made, the author’s conclusions and generalizations having scientific value contain.

Текст научной работы на тему «Конституция российской Федерации: эволюция и перспективы развития»

Актуальные проблемы юридической науки и практики

Теплова Д.О.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Цель: Рассмотрения вопросов эволюции и дальнейших перспектив развития Конституции Российской Федерации.

Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: В настоящий момент значение и роль Конституции и конституционного законодательства многократно выросли. Этап становления основ конституционного строя завершен, требуются дальнейшие шаги по формированию правового, социального, демократического и светского государства. Для этого необходимо разрабатывать и принимать новые отраслевые законы, особенно кодифицированные, но не только. В этой связи перспективы развития Конституции и конституционного законодательства зависят от актов директивного характера: посланий Президента, стратегий, доктрин, концепций, планов, прогнозов и др. Такой подход нам представляется правильным ввиду того, что Конституция подразумевает развитие не только нормативной правовой основы государства и общества, но и программной, стратегической, отражающей политическую, мировоззренческую и идеологическую суть основного закона страны. Конституционное законодательство позволяет утвердить и раскрыть смысл всей конституции по определенной системе координат, смыслов и значений, наполняет действующее право в целом глубинным смыслом. Автор попытался обозначить направления развития Конституции, в которых существует или отсутствует директивное регулирование.

Новизна/оригинальность/ценность: В статье предпринята попытка провести анализ проблем развития Конституции Российской Федерации и показать её перспективы, содержатся имеющие научную ценность авторские выводы и обобщения.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, Конституция, конституционное законодательство, послание Президента, правовое государство, действующее законодательство.

Teplova D.O.

THE CONSTITUTION OF RUSSIAN FEDERATION: EVOLUTION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Purpose: Consideration of questions of evolution and further prospects of development of the Constitution of the Russian Federation.

Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: formal-legal, comparative-legal, historical, system analysis and other methods.

Results: At the moment, the importance and role of the Constitution and constitutional legislation have increased many times. The stage of formation of the foundations of the constitutional system is completed, further steps are required to form a legal, social, democratic and secular state. To do this, it is necessary to develop and adopt new sectoral laws, especially codified ones, but not only. In this regard, the prospects for the development of the Constitution and constitutional legislation depend on the acts of decision-making: the President's messages, strategies, doctrines, concepts, plans, forecasts and others. This approach seems to us to be correct in view of the fact that the Constitution implies the development of not only the normative legal basis of the legal system of the state and society, but also the program, strategic, reflecting the political, ideological and ideological essence of the basic law of the country. Constitutional legislation allows for the approval and disclosure of the meaning of the entire Constitution by a certain system of coordinates, meanings and meanings. The Constitution fills the existing law as a whole with a profound meaning. In what directions of development of the Constitution there is or there is no Directive regulation, the author tried to designate.

Novelty/originality/value: In article an attempt to carry out a sketch of problems of development of the Constitution of the Russian Federation and to show its prospects is made, the author's conclusions and generalizations having scientific value contain.

Keywords: normative legal act, Constitution, constitutional legislation, President's address, legal state, current legislation.

Проблемы развития Конституции и конституционного законодательства в современных условиях нарастающих вызовов и угроз России и мировому сообществу обуславливают постоянное совершенствование фундамента государственно-правовой системы общества.

Имея принципиально новые конституционные координаты, развитие отечественного госу-

дарства и права в 1990-х - начале 2000-х годов и по настоящее время проходило в сложных и порой драматичных условиях, которые обусловили нынешнее состояние общества, во многом нехарактерное для национального менталитета, культуры. Организованная преступность, коррупция во всех эшелонах власти, рост экстремизма и терроризма, региональные международные войны,

гонка вооружения и новый виток холодной войны, непримиримое противостояние между различными культурами и религиями, продолжающийся мировой и национальный экономический кризис - все эти и многие другие проблемы обусловили то, что закрепленная в действующей конституции формула «республиканская форма правления и демократия - права и свободы личности - свободная рыночная экономика - политическое многообразие и плюрализм - социальная и правовая государственность - светскость государства» столкнулась с объективными требованиями выбора ключевых целей и ценностей государства и общества: «эффективность государственной власти - безопасность государства, общества и личности - приоритеты национальной политики».

Особенности становления новой государственности России в 1990-х годах выражались в противостоянии между исполнительной, судебной и законодательной властями, войне законов и параде суверенитетов и т. д. Эти процессы сказались на эффективности деятельности государственной власти, способствовали расщеплению правового пространства страны [1, 2], росту преступности и терроризма, сепаратизма и неконтролируемой миграции, наркотизации российского общества и т. д. Все это, так или иначе, поставило на первый план задачу укрепления вертикали власти, проведения административной и судебной реформы, направленных на повышение коэффициента полезного действия государства и управления, в том числе совершенствование институтов безопасности государства и общества. С начала 90-х гг. и по настоящее время именно в этом направлении и стали развиваться российское законодательство и отрасли права, обуславливающие реальную конституционно-правовую модель российского государства. Во многом эта модель не отражает конституционных параметров, прописанных в основном законе страны.

Наряду с позитивными тенденциями восстановления и укрепления единого конституционно-правового пространства, стабилизации государственного управления и повышения авторитета власти высветились и негативные тенденции. Это проявилось в необоснованном свертывании судебной реформы, ослаблении основ демократии общества взамен усиления механизма государственной власти, замене основ федеративной государственности и местного самоуправления элементами унитаризма и чрезмерной централизации власти, усилении в пользу президентской и исполнительной власти, слабом институте пар-

ламентаризма, ангажированности политических и партийных элит, слабости институтов гражданского общества и механизме контроля за государственной властью и т. д.

За 25-летнюю историю действия Конституции новой России ни разу в стране не было ни одного референдума по тому или иному вопросу государственной жизни, что свидетельствует не только о мертворожденном законе, но и о снижении роли форм непосредственной демократии, о кризисе либерализма и правовой государственности в обществе. После многочисленных реформ и поправок в конституционное законодательство общество лишилось последней возможности влиять через институт референдума на решение многих острых вопросов жизнеобеспечения.

Принятый Федеральный закон от 21 июля 2014 года№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» абсолютно неизвестен широкой общественности и является, по сути, мертворожденным нормативным правовым актом. Его «младший собрат» Федеральный закон от 10.06.2008№ 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» является неисполняемым актом в российской действительности.

Другая злободневная проблема государственного развития в условиях современных угроз и вызовов связана с созданием эффективных конституционно-правовых механизмов противодействия подрыву национальной безопасности, экстремизму и терроризму, противодействия наркотизации России и коррупции. При общей тенденции формирования модели сильной президентской власти Россия, тем не менее, отстает от многих других стран в создании на конституционном и законодательном уровне гарантий защиты человека и общества. Для конституций многих государств характерно закрепление разделов, посвященных национальной безопасности, защите окружающей среды, модели поведения государства и общества в период введения особого (военного и чрезвычайного) положений, в них напрямую вводятся предписания, обязывающие государства бороться с терроризмом и экстремизмом, проводить политику разоружения и т. д. Подобные положения можно найти в конституциях многих стран. В российской Конституции отсутствуют многие ключевые положения, опираясь на которые, законодатель мог бы сформировать целостный механизм защиты от современных угроз.

ЕиКЛБТЛЫ

> 2 (33) 2018 <

ЛОУОСЛСУ

В российской Конституции нет разделов или глав, посвященных информационной, экологической, духовной, культурной, нравственной, миграционной, ядерной безопасности, положений, касающихся структуры гражданского общества, системы органов государственной власти, правового статуса Парламента и Президента, правового регулирования глобальной паутины Интернет (российский сегмент) и т. д. Возможно, это и не нужно, если есть федеральное отраслевое законодательство, ясно определяющее механизмы защиты общества, личности и государства. Вместе с тем Россия отстает в решении проблем, связанных с глобальными вызовами времени, как внутри государства, так и вне. Так, например, отсутствуют стратегии, концепции и доктрины по многим ключевым отраслевым направлениям. Лишь недавно Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации стал формировать концепции развития отраслевого законодательства по некоторым ключевым направлениям, да и то не по всем. Многие доктрины, стратегии и концепции уже устарели либо закончатся к 2020 или 2025 году. В большинстве случаев отраслевые направления законодательства требуют дальнейшего развития и кодификации. Из пятидесяти отраслей действующего права лишь двадцать пять кодифицировано, что говорит об отставании правовой науки и практики правотворчества от реальных потребностей юридической практики.

В отличие от многих других западных государств в Конституции РФ отсутствуют статьи, напрямую содержащие обязательства России как государства в международной сфере, отстаивающего политику мира и укрепления международной безопасности.

В последнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию, которое является 24-м по счету в истории России, заключительная и самая эффектная часть выступления была посвящена обороне страны и новым разработкам стратегических вооружений [3]. Безусловно, это не будет способствовать укреплению мира и добрососедских отношений, а вызовет новую гонку вооружения во всем мире. В свое время Д.А. Медведев предложил принять Закон о ненападении больших и малых стран - отказ от войны как инструмента своей политики. С такой инициативой он выступил на международной политический конференции в Эвиане (8 октября 2008 года). Это и многие другие предложения выглядели бы более весомыми, если бы у России имелось надлежащее национальное законодательство и наблюдалась

последовательность внешнеполитического и экономического курса. К сожалению, большая часть посланий Президента РФ Совету Федерации оказалась не выполнена в силу различных причин, что снижает политическое и юридическое значение конституции и конституционного законодательства страны.

В настоящий момент перед Россией стоит много проблем социально-экономического характера, которые требуют решений по совершенствованию конституционно-правового регулирования и создания обновленного конституционного законодательства. Необходимо по-новому оценить конституционно-правовую нормативную базу с учетом новых стратегий, доктрин и концепций на более отдаленную перспективу до 2035-2050 гг. Необходимо снижать конституционно-правовую неопределенность и уменьшать несоответствие между положениями Конституции, национальным отраслевым законодательством и международными договорами, подписанными нашей страной. Ключевой задачей в конституционном развитии страны является воплощение универсальных демократических и правовых идей конституционализма с учетом специфики современной жизни и особенностей национального развития России.

Несмотря на более чем 24-летний срок действия российской Конституции, остается нерешенным ряд национальных проблем в части применения положений отдельных её статей, например необходимость подписания новых конституционных договоров о разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами, большая их часть исчерпала срок своего действия. Однако, судя по всему, федеральный центр этого делать не будет. Кроме того, постоянно изменяющаяся жизнь общества и государства также требует реагирования в конституционно-правовом пространстве на вновь возникающие текущие вопросы социальной, экономической, миграционной, уголовной, культурной сферы.

Реальное обеспечение прямого действия Конституции согласно ст. 15 Основного закона страны имеет трудновыполнимый характер. Сам механизм реализации прямого действия Конституции абсолютно новый для нашей политико-правовой практики и имеет достаточно сложный характер.

В действующих условиях этот принцип имеет огромное значение для политико-правовой практики государства, а по сути, он ставит Конституцию и практику её реализации на новый более значимый уровень. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую модель

взаимоотношений государства и личности, характеризующуюся возросшей ролью права и личности в правовом пространстве общества, делает их ядром правовой действительности и высшей ценностью.

Своими положениями Конституция учреждает тот государственный строй и уклад жизни, который должен быть установлен в будущем в стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми императивами для общества, государства и личности. И здесь принцип прямого действия Конституции, по нашему мнению, заключается не только в реализации каждой отдельной нормы Конституции в любых общественных отношениях без дополнительных правовых механизмов и правоприменительных органов, сколько в оценке её общего значения и влияния на духовную, политическую, экономическую и социальную жизнь в обществе и государстве. Между тем ясного и точного представления о границах прямого действия Конституции в настоящий период не существует. В современных условиях принцип реализуется посредством практики Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.№ 8 (ред. 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» четко говорится, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию тогда, «...когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Российская Федерация так и не стала до сих пор правовым, социальным, демократическим и светским государством, хотя ряд положений Конституции нашел свое воплощение в отраслевом законодательстве, но практика применения этих положений оставляет желать лучшего. Поэтому требуется не только дальнейшее создание законодательной базы, необходимой для реального обеспечения положений Конституции, но и укрепление конституционной законности в практике реализации её положений.

Конституция является основой развития для действующего законодательства, при этом акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, т. е. не могут противоречить или сводить на нет ее положения. Однако, как правило, по многим направлениям правового

регулирования общественных отношений существует огромная нехватка согласованного с Конституцией законодательства.

Несмотря на почти 25-летний срок действия Конституции, до сих пор приняты не все нормативные правовые акты, либо прямо предусмотренные ею, либо обусловленные логикой конституционных положений. Так, например, среди требуемых по Конституции органических (конституционных) законов пока нет такого важного акта, как Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании Российской Федерации; об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Подобные примеры можно перечислять ещё долго, но вывод будет аналогичным: принципы, идеи и ценности Конституции не могут быть отданы «на откуп» произволу чиновников, недобросовестно применяющих её положения и позволяющих себе её формальную интерпретацию, случайностям политической и экономической жизни, в целом фетишизации Конституции страны.

Завершая краткий очерк проблем и перспектив развития Конституции России, обратим внимание на последние слова послания Президента страны В.В. Путина 2018 года: «Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам» [3].

Пристатейный библиографический список

1. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 496.

2. Федорченко А.А., Галиева С.И. Эволюция правового пространства: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16.№ 16. С. 94-97.

3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018.№ 46.

References (transliterated)

1. Barcic I.N. Pravovoe prostranstvo Rossii: voprosy konstitucionnoj teorii i praktiki. M., 2000. S. 496.

2. Fedorchenko A.A., Galieva S.I. EHvolyuciya pravo-vogo prostranstva: postanovka problemy // Vestnik Kazan-skogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. T. 16.№ 16. S. 94-97.

3. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu RF ot 1 marta 2018 g. // Rossijskaya gazeta. 2018.№ 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.