Гражданско-правовая аналитика
УДК 342.4 (470) ББК 67.400.1
© 2015 г. Е. С. Аничкин, Н. В. Бочарова
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье представлена общая характеристика особенностей факторов развития российского конституционного законодательства. Авторы отмечают, что в развитии конституционного законодательства Российской Федерации проявляется высокая степень влияния политического фактора, ведущая роль Основного закона государства как правового фактора, наличие специфических региональных факторов влияния. Выявление и анализ обозначенных особенностей являются одним из условий научного понимания процессов, протекающих в сфере конституционного законодательства на разных этапах его развития.
Ключевые слова: законодательство, факторы, конституция, развитие, процесс, федеральный и региональный уровни, политика.
THE FEATURES OF THE FACTORS IN THE DEVELOPMENT
OF CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article presents general characteristic features of the development factors of the Russian constitutional legislation. The authors note that in the development of constitutional legislation of the Russian Federation manifests a high degree of influence of the political factor, the leading role of the Basic law of the state as legal factors, the presence of specific regional factors of influence. Identification and analysis of the identified features is one of the conditions of scientific understanding of the processes occurring in the sphere of constitutional legislation at different stages of its development.
Key words: legislation, factors, constitution, development, process, federal and regional levels, policy.
Процессы, протекающие в конституционно-правовой сфере Российской Федерации, касаются не только конституционного законодательства как «самостоятельно сложившегося явления» [3, с. 49], но и эффективности построения государственности и развития отечественного законодательства в целом. Любой процесс, будь то принятие конституции, ее отмена, изменение, реализация конституционных установлений, неизбежно детерминируется определенными факторами. В общем смысле фактор есть «движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» [13, с. 635].
Сфера влияния факторов на развитие законодательства в целом достаточно изучена.
Исследования в этой области начались еще в 80-е годы ХХ века сектором общей теории и социологии права Института государства и права Академии наук СССР совместно с сотрудниками соответствующих секторов институтов АН Литвы, Эстонии, Узбекистана и Туркмении. В ходе изучения социальной обусловленности законодательства советских союзных республик была сформирована теоретическая и методологическая база исследования факторов влияния на правотворчество и правореализацию. Основу теории составила категория социального фактора. Социальный фактор законодательной деятельности определяется как «явление общественной жизни, воздействующее в той или иной форме на выявление потребности в правовом
регулировании, на разработку, принятие, изменение или отмену закона либо его отдельных статей и положений» [8, с. 5]. Вышвле-ние социальных факторов проводилось с помощью конкретно социологических методов исследования: наблюдения, контент-анализа, опроса, факторного анализа. В связи с распадом СССР работа в этой области быта приостановлена. Возвращение к вопросу о факторах влияния происходит уже в рамках системного и синергетического подходов в работах Ю. А. Тихомирова [14], В. В. Трофимова и Н. А. Придворова [15], посвященный процессу правообразования.
В настоящее время остается открытым вопрос об особенностях факторов влияния на отрасли законодательства. Безусловно, отрасли законодательства по-разному реагируют на воздействие одного и того же фактора, что свидетельствует о связи фактора влияния с объектом его воздействия. Свойства объекта воздействия во многом определяют конфигурацию, характер и степень влияния факторов. В конституционном законодательстве учет особенностей факторов влияния на его развитие позволяет не просто уменьшить негативные воздействия, но и минимизировать конфликты различной природы и уровней: внутри политической элиты, конфликт государства и народа, федерального центра и регионов.
Конституционное законодательство Российской Федерации, как и система законодательства в целом, испыпывает на себе воздействие явлений общественной и правовой сферы, которые определяют создание законов, их содержание, динамику и реализацию. Явления общественной сферы, или внеправо-вые факторы влияния, могут быть объективного и субъективного характера. К числу вне-правовых факторов объективного характера относятся экономический, социальный, демографический, международный, географический, экологический, исторический. Изменения в законодательстве, вызванные указанными факторами, связаны с возникновением новык явлений в жизни общества, глобальными мировыми процессами, внутри- и межгосударственными изменениями. Внеправо-вые факторы субъективного характера произ-водны от субъекта и его деятельности, отражают ценностные установки, информационную осведомленность, мировоззренческий, образовательный уровень как правящей элиты, так и населения. Таковы политический, идеологический, информационный, духов-
ный, культурный факторы. Правовые факторы охватывают явления правового порядка. По верному замечанию С. В. Полениной, «система права сама выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства» [7, с. 5]. Состояние права и законодательства, правовой опыт, судебный прецедент, уровень законодательной техники, содержание правосознания, а также процессы, происходящие внутри системы законодательства - принятие, поправка, «преобразование», отмена закона - все это правовые факторы влияния.
Представляется, что факторы, обусловливающие процесс развития конституционного законодательства Российской Федерации, характеризуются некоторыми особенностями. Во-первых, основным детерминирующим фактором является политический. Это объясняется политико-правовой природой Основного закона государства и характером отношений, регулируемых конституционным правом. Сам по себе политический фактор имеет достаточно большое количество проявлений. Полагаем, что в конституционном законодательстве Российской Федерации наиболее отчетливо наблюдается влияние таких проявлений политического фактора, как политическая ситуация, политическое усмотрение и политический документ.
Политическая ситуация определяется как результат политической жизни общества, условно обособленный, относительно устойчивый пространственно-временной «срез» реализации политических потребностей, интересов, целей и задач в процессе взаимодействия сторон-участниц [5]. Политическая ситуация 1993 года, характеризующаяся противостоянием Президента Б. Н. Ельцина и Верховного Совета Российской Федерации, предопределила такое важное начало действующей конституции, как сильная президентская власть на фоне относительно слабого парламента.
Или другой пример. Обращаясь к конституционному (уставному) законодательству некоторых субъектов Российской Федерации, можно заметить, что его динамика оказалась связанной с политической ситуацией 90-х годов прошлого века. Так, Конституция Республики Дагестан, принятая Конституционным собранием Республики Дагестан 26 июля 1994 года, содержала положения, явно нарушающие единство правого пространства Рос-
сийского государства. Это положения о том, что носителем суверенитета и источником государственной власти в Дагестане является его многонациональный народ (ч. 1 ст. 4), о верховенстве на всей ее территории республиканских законов, о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Республики Дагестан и решений, принятых путем референдума (ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 4), о гарантировании прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии только с Конституцией Республики Дагестан (ч. 1 ст. 17) и др. Спустя 6 лет Конституционным судом Республики Дагестан была предпринята попытка установить соответствия указанных положений Конституции Российской Федерации. Однако проблема однозначного толкования обозначенных положений так и не была решена, о чем свидетельствует п. 1 0 постановления Конституционного суда Республики Дагестан № 1 -П «По делу о толковании статей 1 (ч. 1 и 3), 14, 17 (ч. 1), 19 (ч. 2), 22, 39 (ч. 5)», в котором рекомендуется «признать настоящее Постановление в качестве официального приложения к тексту Конституции Республики Дагестан». В итоге существующие противоречия были устранены посредством принятия новой Конституции Республики Дагестан 10 июля 2003 года. Аналогичное влияние политическая ситуация оказала и на динамику конституционного законодательства Чеченской Республики: между первой и настоящей Конституцией, принятой 23 марта 2003 года, прошло 10 лет.
Значимость политической ситуации в развитии конституционного законодательства Российской Федерации прослеживается в решениях Конституционного суда РФ. В ряде решений Конституционный суд ссылается на необходимость учета конкретных исторических условий, сложившихся на период рассмотрения дела. В частности, в постановлении Конституционного суда РФ от 01.02.2005 «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" Суд, несмотря на общий смысл положений ч. 1, 3 и 4 ст. 13, ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, указал: «Между тем в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования,
при том что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий - поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов - могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России» [11]. Еще один пример - постановление Конституционного суда РФ № 32-П от 11.12.2014 в котором отмечено, что «федеральный законодатель должен основываться на учете фактического состояния общественных отношений в конкретно-исторических условиях» [9].
Следующим проявлением политического фактора в системе конституционного законодательства является политическое усмотрение, представляющее собой «выражение политической воли, через которую проявляется сущность государства во всей своей полноте» [16]. «Преобразование», или «существенное изменение смысла отдельных положений без формального вторжения в конституционный текст» [2, с. 19], Основного закона государства вследствие политического усмотрения возможно благодаря диспозитивным, неопределенным по смыслу и рамочным нормам Конституции Российской Федерации. Сложно не согласиться с Л. А. Шарниной, указывающей, что усмотрение заложено, например, в содержании ст. 117 Конституции РФ: «В соответствии со ст. 117 Конституции РФ, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. То есть у Президента РФ при наступлении обозначенного юридического факта есть только два варианта поведения, и он должен выбрать один из них. При этом критерии выбора варианта не устанавливаются - они остаются на усмотрение Президента РФ» [16]. Известную долю самостоятельности политическому усмотрению придают и правовые предписания Конституционного суда Российской Федерации. При реализации, например, статей 38 и 39 Конституции РФ Конституционный суд наделяет законодателя «достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и по-
рядка предоставления» [6, с. 91]. Понятие «широкой свободы усмотрения» не исключает и политического усмотрения в процессе применения на практике указанных норм.
Наряду с политической ситуацией и политическим усмотрением исходные ориентиры в развитии конституционного законодательства устанавливаются политическими документами. Принятие различного рода политических документов предусмотрено Конституцией Российской Федерации: «доктрины» (п. «з» ст. 83), «послания» (п. «е» ст. 84, ч. 3 ст. 100), «программы» (ч. 2 ст. 41, п. «е» ст. 71). По справедливому мнению А. П. Мазуренко, «документ, рожденный на основе Конституции РФ, предусмотренный ею, содержащий ряд правовых принципов, на основе которых создаются позднее соответствующие нормативные акты, возможно признать одним из видов источников формирования права в стране и ее правотворческой политики в частности» [4, с. 192].
В целом в процессе воздействия политического фактора на конституционное законодательство Российской Федерации проявляются такие черты этого фактора, как ситуа-тивность и латентность. В данном случае наиболее подходящими методами выявления и исследования последствий влияния политического фактора являются методы контент-анализа и факторного анализа, которые предполагают изучение различного рода законопроектов, их обсуждений, пояснитель-нык записок к ним, заключений палат Федерального Собрания, ежегодных докладов Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации, особых мнений судей.
Во-вторых, Конституция является фундаментальным правовым фактором по отношению к текущему конституционному законодательству Российской Федерации. Положения Конституции РФ устанавливают систему конституционного законодательства, определяют пути его развития. Юридическое верховенство Конституции РФ, подчеркнутое в ч. 1 ст. 15, ставит ее в центр системы конституционного законодательства Российской Федерации. Основным законом государства предусмотрены такие составляющие системы конституционного законодательства Российской Федерации, как федеральные конституционные законы (например, ч. 1, 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66), федеральные законы (например, ч. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 25),
обозначены процедуры их принятия (ст. 105108, ст. 134-137) и юридическая сила (ч. 3, 5 ст. 76). Кроме упорядоченности и иерархической соподчиненности элементов конституционного законодательства нормами Конституции РФ устанавливается двухуровневое построение системы конституционного законодательства - федеральное и региональное конституционное законодательство. Согласно ч. 2 ст. 5 республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ - свой устав и законодательство.
Основной закон государства как правовой фактор существенно меняет иные источники конституционного законодательства в случае его принятия или отмены, что имело место в российской действительности с принятием Конституции РФ 1993 года. Более того, в дальнейшем характер реализации конституционных положений влияет не только на текущее конституционное законодательство, но и на судьбу самой конституции. Ведь высокая динамика конституции, вызванная различными причинами, может привести в итоге к ее отмене либо фиктивности. Таким образом, правовой характер влияния на конституционное законодательство Российской Федерации включает в себя принятие и отмену Конституции РФ, поправки к ней, принятие, дополнение, изменение, отмену федерального конституционного закона и федерального закона.
В-третьих, различен круг факторов и степень их влияния на Основной закон государства и основные законы субъектов Российской Федерации, на текущее конституционное законодательство федерального и регионального уровней. Основной закон государства испытывает на себе влияние внеправо-выгх факторов в большей степени на стадии принятия. Показательным является выщеле-ние С. А. Авакьяном исходных факторов, влияющих на содержание конституций. Это политические воззрения на природу собственности, власти, назначение тех или иных институтов, конкретные условия государства, уровень общественного сознания, воля и усмотрение органов и лиц, занимавшихся подготовкой проекта, органа, принимающего конституцию или утверждающего ее текст для вынесения на референдум, а в определенной степени - и пожелания граждан, участвовав-
ших в обсуждении проекта [1, с. 166-173]. Правовые факторы тоже могут присутствовать на стадии принятия конституции, но они обладают меньшей степенью влияния. Для Конституции РФ 1993 года правовым фактором на стадии принятия явилось обновляющееся конституционное законодательство предшествующего периода 1989-1993 годов. На стадии действия нетекстуальные (смысловые) изменения конституции происходят посредством правовых факторов - федерального законодательства, решений Конституционного суда. В свою очередь, основаниями для них становятся, как правило, внеправовые факторы влияния.
На региональном уровне могут быть дополнительные правовые и внеправовые факторы влияния. Закрепляя приоритет федерального законодательства над региональным, Конституция Российской Федерации делает федеральный закон правовым фактором влияния на региональное законодательство. Принятие, отмена, изменение федерального закона неизбежно находят отражение на региональном уровне. Так, многократное обновление Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создает необходимость внесения изменений в главы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, посвященные организации, структуре и функционированию законодательных и исполнительных органов власти. Наряду с федеральным законом высшая юридическая сила Конституции РФ влияет на содержание и изменение конституций и уставов субъектов Российской Федерации. В то же время такие внеправовые факторы, как географическое положение, своеобразие исторического развития, традиции и обычаи, проживающего на территории субъекта Российской Федерации народа, предопределяют дополнительные и конкретизирующие нормы, которые отсутствуют в Конституции РФ.
Учитывая относительную самостоятельность конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации, следует говорить и о таких факторах влияния на региональное законодательство, как действие конституции (устава) субъекта РФ, решений региональных органов конституционной юстиции. Решения уставных судов могут формировать новые положения норматив-
ного характера, развивающие конституционные (уставные) нормы. Например, ст. 8 Конституции Республики Татарстан в качестве государственных определяет татарский и русский языки. Постановлением Конституционного суда Республики Татарстан «По делу о толковании положения части первой статьи 8 в его взаимосвязи с частью первой статьи 4 Конституции Республики Татарстан» от 24.12.2003 в положение указанной статьи 8 было включено правомочие Республики Татарстан «по определению графической основы алфавита татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, употребляемого в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики наряду с государственным языком Российской Федерации».
В целом на региональном уровне наблюдается помимо взаимодействия правовых и внеправовых факторов влияния взаимодействие правовых факторов федерального и регионального уровней, что зачастую становится причиной несбалансированности и противоречий регионального и федерального законодательства.
Таким образом, в развитии конституционного законодательства Российской Федерации принимает участие достаточно большое количество факторов влияния как правового, так и внеправового характера. При этом очевидна ведущая роль и постоянство политического фактора. В конституционном законодательстве Российской Федерации политический фактор реализуется в форме политической ситуации, политического усмотрения, политического документа и обладает латент-ностью. Исследование показало, что динамика конституционного законодательства во многом предопределяется степенью влияния политического фактора. Среди правовых факторов центральное положение занимает Основной закон государства. Любые его изменения способны поменять существующую систему конституционного законодательства. Однако и содержание конституции, и реализация ее положений зависят от внеправовых факторов влияния, что указывает на их первичность и свидетельствует о необходимости обращения к методам как юридической, так и других наук (социологии, политологии) при выявлении особенностей факторов влияния на развитие конституционного законодательства Российской Федерации.
Литература
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. М., 2014. Т. 1.
2. Аничкин Е. С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: монография. Барнаул, 2008.
3. Аничкин Е. С. Основные черты развития конституционного законодательства Российской Федерации на рубеже ХХ-ХХ1 веков: учебное пособие. Барнаул, 2007.
4. Мазуренко А. П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М., 2010,
5. Манжосов А. А. Политическая ситуация как объект политологического исследования: теоретические и прикладные аспекты: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.
6. Определение Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1440-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жир-новой Василины Алексеевны на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"» // Вестник Конституционного суда РФ. 2010. № 11.
7. Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9.
8. Поленина С. В. Социальные аспекты законодательной деятельности // Советское государство и право. 1981. № 11.
9. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 11.12.2014 № 32-П/2014 «По делу о проверке конституционности положений статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа». URL: http:// doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision181691 .pdf
10. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 24.12.2003 «По делу о толковании положения части первой статьи 8 в его взаимосвязи с частью первой статьи 4 Конституции Республики Татарстан». URL // http://ksrt.ru
11. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 01.02.2005 «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой обществен-
Bibliography
1. Avakyan S. A. Constitutional law in Russia. Course of study: teaching aids: in 2 vol. Moscow, 2014. Vol. 1.
2. Anichkin E. S. «Transformation» of the Constitution of the Russian Federation and the constitutions (statutes) of the constituent entities of the Russian Federation. Barnaul, 2008.
3. Anichkin E. S. Main development features of the constitutional legislation of the Russian Federation at the turn of XX-XXI centuries. Barnaul, 2007.
4. Mazurenko A. P. Russian lawmaking policy: concept and reality. Moscow, 2010.
5. Manzhosov A. A. Political situation as an object of a politological research: the oreticand practical aspects: doct. diss. Moscow, 2003.
6. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 09.11.2010 № 1440-0-0 «On refusal to accept for consideration the complaint of Zhirnova Vasilina Alekseevna against violation of her constitutional rights by art. 4 and art. 5 part 6 para.1 of the Federal law «On additional measures of state support of the families having children» // Journal of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2010. № 11.
7. Polenina S. V. Interation between the law and legislative systems in modern Russia // State and law. 1999. № 9.
8. Polenina S. V. Social aspects of legislation. Modern state and law. 1981. № 11.
9. The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 11.12.2014 № 32-n/2014 «On the verification of constitutionality of provisions of art. 159 of the Criminal code of the Russian Federation in connection with the request of the Salekhard city court of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug». URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRF Decision181691.pdf
10. The decision of the Constitutional Court of the Republic of Tatarstandated 24.12.2003 «On the interpretation of the provision of part one of art.8 in its relation to the first part of art. 4 of the Constitution of the Republic of Tatarstan». URL: http://ksrt.ru
11. The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 01.02.2005 «On the verification of constitutionality of the second and third paragraphs of art. 3 and paragraph 6 of art. 47 of the Federal law "On political parties" in connection with the complaint of the socio-political organization "the Baltic Republican party"». URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision 30384.pdf
но-политической организации "Балтийская республиканская партия"». URL: http://doc. ksrf.ru/decision/KSRFDecision30384.pdf
12. Постановление Конституционного суда Республики Дагестан от 03.10.2000 «По делу о толковании статей 1 (ч. 1 и 3), 14, 17 (ч. 1), 19 (ч. 2), 22, 39 (ч. 5)». URL: http://www.ksrd.ru
13. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
14. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2008.
15. Трофимов В. В., Придворов Н. А. Пра-вообразование и правообразующие факторы в праве. М., 2014.
16. Шарнина Л. А. Место усмотрения в механизме конституционно-правового регулирования. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article .php?id=10&art=4777
12. Decisions of the Constitutional Court of the Republicof Dagestan dated 03.10.2000 «On the interpretation of articles 1 (1 and 3), 14, 17 (1), 19 (part 2), 22, 39 (part 5)». URL: http:// www.ksrd.ru
13. Modern dictionary of foreign words. St. Petersburg, 1994.
14. Tikhomirov Yu. A. Legal regulation: theory and practice. Moscow, 2008.
15. Trofimov V. V., Pridvorov N. A. Lawmaking and lawmaking factors in law. Moscow, 2014.
16. Sharnina L. A. The place of discretion in the constitutional legal regulation mechanism. URL: http:// www.justicemaker.ru/view-article.php?id= 10&art=4777
УДК 347 ББК 67.404
© 2015 г. А. И. Вакула,
M. И. Парковская
ОБЫЧАЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
В статье с учетом анализа гражданского законодательства и соответствующей юридической литературы выделяются признаки обычаев в гражданском праве, на основании которых проводится их классификация.
Ключевые слова: обычай в гражданском праве, гражданское законодательство, земельное законодательство, признаки обычаев, классификация обычаев.
CUSTOM IN CIVIL LAW: CHARACTERISTICS AND CLASSIFICATION
In the article, based on an analysis of civil law and the relevant legal literature, stands nine signs customs in civil law, which is made on the basis of their classification.
Key words: custom in civil law, civil law, land law, the signs of customs, classification of customs.
Обычай в гражданском праве - один из тех немногочисленных институтов, которые практически не имеют прямой законодательной регламентации, но при этом могут применяться на практике.
В период экономических трудностей, с которыми наша страна столкнулась в последнее время, обычаи должны выступать источником дополнительного развития гражданских правоотношений. Роль обычаев в гражданском праве является разносторонней: они улучшают отношения между участниками гражданского оборота, повышают уровень доверия между ними, позволяют найти консенсус в сложных ситуациях, улучшают возмож-
ности защиты собственных интересов, в целом развивают предпринимательские и иные отношения. Кроме того, повсеместное применение обычаев способствует установлению взаимопонимания как между самими участниками гражданского оборота, так и с представителями государственных органов.
В 2012 году данный институт гражданского права, закрепленный в статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой), претерпел определенные изменения и, трансформировавшись из обычая делового оборота, стал предметом активного обсуждения в юридической литературе [1, с. 340341; 2, с. 36-40]. При этом исследователи от-