Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционная реформа / социальное государство / благотворительность / социальное законодательство / constitutional reform / social state / charity / social legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Екатерина Алексеевна

В статье раскрывается значение конституционной реформы 2020 г. для формирования полноценного социального государства в России. Показана взаимосвязь между конституционными нормами и социальным законодательством. Подчеркивается важное значение возрождения исторических традиций благотворительности, а также роль гражданского общества в реализации социального потенциала законодательства. Сделан вывод, что для формирования полноценного социального государства требуется соединение юридических и моральных начал, что предполагает социально-нравственное наполнение правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL VECTOR OF CONSTITUTIONAL REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the significance of the constitutional reform in 2020 for the formation of a full-fledged social state in Russia. The relationship between constitutional norms and social legislation is shown. The importance of reviving the historical traditions of charity is emphasized, as well as the role of civil society in realizing the social potential of legislation. It is concluded that the formation of a full-fledged social state requires a combination of legal and moral principles, which implies the social and moral content of legal norms.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10706 МЕДВЕДЕВА Екатерина Алексеевна,

кандидат юридических наук, инспектор Департамента государственной службы и кадров МВД

Российской Федерации, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается значение конституционной реформы 2020 г. для формирования полноценного социального государства в России. Показана взаимосвязь между конституционными нормами и социальным законодательством. Подчеркивается важное значение возрождения исторических традиций благотворительности, а также роль гражданского общества в реализации социального потенциала законодательства. Сделан вывод, что для формирования полноценного социального государства требуется соединение юридических и моральных начал, что предполагает социально-нравственное наполнение правовых норм.

Ключевые слова: конституционная реформа; социальное государство; благотворительность; социальное законодательство.

MEDVEDEVA Ekaterina Alekseevna,

PhD in law,

inspector of the Department of public service and personnel of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

SOCIAL VECTOR OF CONSTITUTIONAL REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article reveals the significance of the constitutional reform in 2020 for the formation of a full-fledged social state in Russia. The relationship between constitutional norms and social legislation is shown. The importance of reviving the historical traditions of charity is emphasized, as well as the role of civil society in realizing the social potential of legislation. It is concluded that the formation of a full-fledged social state requires a combination of legal and moral principles, which implies the social and moral content of legal norms.

Key words: constitutional reform; social state; charity; social legislation.

Среди функций современного государства одно из главных мест занимает социальная функция. Применительно к Российской Федерации это вызвано, прежде всего, двумя обстоятельствами: наличием исторических правовых традиций благотворительности и конституционным положением (ст. 7) о социальном государстве. Последовательное рассмотрение этих обстоятельств может способствовать выявлению особенностей практической реализации социальной функции государства в среднесрочной перспективе.

Изучение историко-правового развития России показывает, что на протяжении многих веков нашей истории бедность значительной части населения выступала одной из главных проблем, осложнявших общественное развитие. Правительство старалось различными способами вести борьбу с бедностью, от запретительных указов, принимавшихся Петром I, до стимулирования раз-

вития благотворительности. В период Российской империи принимались юридические меры, направленные на развитие призрения по сословному принципу. Создавались правовые условия, благодаря которым в стране возникли сотни благотворительных обществ и учреждений, оказывавших различные виды помощи нуждавшимся [4, с. 141-142]. В высших слоях общества все шире распространялись идеи филантропии и милосердия, поощрявшиеся примером членов императорской семьи. Фактически, в Российской империи шел процесс активного формирования законодательства о благотворительности, принимались правовые акты, относившиеся к ее разным сферам и видам. Имели социальную направленность и некоторые другие законы, например, регулировавшие банковскую деятельность, которая в то время также приобрела определенную социальную направленность [5, с. 46].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Данные процессы прервались в 1917 г., когда наступил крах Российской Империи и стала создаваться новая государственность. Одной из причин революционных событий было то, что с помощью благотворительности так и не удалось решить вопрос с преодолением колоссальной социальной дифференциации населения, побороть бедность и нищету. В советский период были избрана иная модель социального развития, основанная на идее уравнивающей социальной справедливости. В условиях монопольной государственной собственности на средства производства удавалось сохранять низкое имущественное расслоение в обществе, оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения страны. Фактически Советский Союз в определенный период его развития можно рассматривать как социальное государство, обладавшее достаточно высоким уровнем пенсий и пособий, иных социальных выплат. Ситуация вновь изменилась в результате разрушения советской государственности и ориентации на развитые рыночные механизмы в экономике. Этот процесс сопровождался быстрым обнищанием значительной части населения, резким ростом социального расслоения. В этих условиях разрабатывалась и принималась Конституция Российской Федерации 1993 г., в которой было зафиксировано положение о социальном характере отечественной государственности. В течение ряда лет норма о социальном характере нашего государства не находила достаточного практического подкрепления, ее реализация была осложнена, во-первых, недостатком у государства финансовых ресурсов, во-вторых, общим либеральным курсом правительства. При этом в обществе сохранялся устойчивый запрос на усиление социальной направленности государственной политики, на возврат к определенному патернализму по образцу позднего СССР, но с учетом изменившихся реалий.

В 2020 г. в России состоялась конституционная реформа, в ходе которой ряд положений действующего Основного закона был дополнен или изменен. Среди новаций следует отметить выраженное усиление социальных аспектов, что можно рассматривать, во-первых, как обеспечение гарантий конституционной нормы о социальном государстве, во-вторых, как ответ на общественный запрос о государственной помощи незащищенным слоям населения. Выраженный социальный характер имеют следующие новеллы Конституции:

- минимальный размер оплаты труда должен составлять сумму не меньше, чем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по стране;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

- индексация пенсий должна производиться не реже чем один раз в год;

- закреплено право граждан на обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку, индексацию социальных выплат.

Кроме того, в обновленный текст Основного закона вошло положение о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом, для государства установлена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Внесение в текст Конституции поправок, усиливающих социальный характер государства, представляется важным. Норма о социальном государстве, которая годами оставалась частично декларативной, теперь получила реальное содержательное наполнение и определенное гарантирование. Немаловажно, что новые гарантии вошли именно в текст Основного закона. Как пишет А.А. Клишас, Конституция как акт высшей юридической силы, закрепляя принцип социального государства и типичные для него ценности, «создает базис для законодателя, наполняющего в процессе законотворческой деятельности юридическим смыслом отдельные конституционные положения в их совокупности и взаимной связи...» [2, с. 5].

Усиление социальной направленности норм Конституции находится в русле прошедших конституционных преобразований, соответствует общему вектору развития страны, который связан к возврату к исконным, традиционным правовым ценностям. Формирование модели устойчивого развития России в условиях современных глобальных вызовов неизбежно означает смену ценностных ориентиров с учетом выявленных настроений общества. Турбулентность мировой государственности определяет необходимость совершенствования всех сторон жизни общества, в ом числе, усиление социальных начал в государственном управлении, во взаимодействии государственных институтов и граждан. Только то государство может в современных условиях получить поддержку народа, которое будет прислушиваться к его социальным ожиданиям и не допустит дальнейшего усиления социально-экономического расслоения в обществе.

Поправки, которые вносились в Конституцию России в 2020 г., прошли через определенный общественный фильтр. В состав комиссии, работавшей над их текстом, были включены представители самых различных профессий и сфер жизни: кроме юристов, там были ученые, спортсмены, актеры. Это позволило более взвешенно подойти к столь важному вопросу, как конституци-

онная реформа, более полно отразить поступавшие из общества запросы на усиление социальной составляющей государственной политики и конституционного строительства. Конституция, как в свое время определил немецкий правовед Ганс Кельзен, играет роль так называемой «основной нормы», которая определяет вектор развития всей системы права и создает основу для последующего логического совершенствования действующего законодательства. Внесение в текст Основного закона поправок, имеющих выраженный социальный характер, формирует базис для последующего развития тех социальных начал, которые выражены в отраслевом законодательстве. Более ста законов требуют теперь внесения в них таких изменений, которые логически вытекают из нового конституционного текста, и целый ряд из таких изменений имеет непосредственное отношение к социальным нормам и вопросам.

Особое внимание в конституционных поправках обращено на семейные ценности, на вопросы детства и его защиты. Реализация этих положений неизбежно потребует внесения изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, так как именно семейное законодательство играет важнейшую роль в решении «детских» проблем [1, с. 78]. Неизбежно потребуется внесение изменений в законодательство о труде, а также в те социальные законы, которые устанавливают размер и порядок начисления пособий и выплат. Поправки социального характера, внесенные в конституцию, являются комплексными - с одной стороны, они говорят о конкретных вопросах повышения материального благосостояния социально незащищенных слоев населения, с другой стороны, ориентируют на те моральные ценности, которые должны лежать в основе социальной государственности. Именно комплексный характер усиливает их синергетический эффект и повышает практическую значимость. Такими же комплексными должны быть усилия по созданию полноценных основ социального государства в современной России. Эти усилия, с одной стороны, должны исходить от государства, с другой стороны - от институтов гражданского общества. Роль государства состоит, во-первых, в материальном обеспечении нуждающихся слоев населения, в том числе, за счет перераспределения некоторой части доходов, получаемых членами общества, во-вторых, в разработке и принятия законодательства, создающего необходимые рамки для осуществления социальной деятельности. Роль общества заключается в активной деятельности по созданию структур благотворительной направленности, деятельность которых должна дополнять усилия государственной системы социаль-

ной поддержки населения, не подменяя ее при этом. В связи с этим, можно поставить вопрос о необходимости развития и совершенствования законодательства о благотворительности с целью приведения его в соответствие с теми стратегическими задачами и ориентирами, которые вошли в Конституцию России в 2020 году.

Формирование социального государства неразрывно связано с проблемой прав человека, прежде всего, социальных прав личности. Реализация этих прав требует наличия соответствующих гарантий со стороны государства, как организационно-правового, так и материального характера. Исследователи пишут о том, что развитие российского конституционализма проходило ряд последовательных этапов, при этом современный этап «характеризуется продолжающимся поиском оптимальных путей и моделей развития, укреплением основ конституционного строя, совершенствованием действующего законодательства и ориентированных на его реализацию институтов» [2, с. 23]. По нашему мнению, конституционная реформа 2020 г. открыла новый этап в развитии отечественного конституционализма. Этот этап связан с усилением социальных идей и начал, с укреплением традиционных духовно-нравственных ценностей в их конституционном выражении. Для формирования полноценного социального государства требуется соединение юридических и моральных начал, что предполагает социально-нравственное наполнение правовых норм. В конституционном праве это уже произошло, теперь необходимы соответствующие корректировки отраслевого законодательства.

Список литературы:

[1] Борисова Н.Е. Современные тенденции правового регулирования семейных отношений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2017. № 3.

[2] Клишас А.А. Социальное государство. М.,

2017.

[3] Милосердов А.С. Российский конституционализм: особенности и этапы развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2020. № 1.

[4] Пашенцев Д.А. Российские правовые традиции в социальной сфере (историко-правовой аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. № 2.

[5] Пашенцев Д.А. Социальное значение банковского законодательства Российской империи // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Spisok literatury:

[1] Borisova N.E. Sovremennye tendencii pravovogo regulirovaniya semejnyh otnoshenij // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2017. № 3.

[2] Klishas A.A. Social'noe gosudarstvo. M.,

2017.

[3] Miloserdov A.S. Rossijskij konstitucionalizm: osobennosti i etapy razvitiya // Vestnik Moskovskogo

gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2020. № 1.

[4] Pashencev D.A. Rossijskie pravovye tradicii v social'noj sfere (istoriko-pravovoj aspekt) // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 2018. T. 9. № 2.

[5] Pashencev D.A. Social'noe znachenie bankovskogo zakonodatel'stva Rossijskoj imperii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2016. № 1.

V,

ЮРКОМПАНИ

www. law- books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.