DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10714 ИСРАЕЛЯН Валентин Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государствоведения, общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и кафедры юриспруденции МГУУ Правительства Москвы
e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И НОВЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация. В статье внесенные в Конституцию России изменения проанализированы с точки зрения их соответствия отечественным конституционным традициям и современным глобальным вызовам. По мнению автора, принятые в условиях глобализации поправки ориентированы на укрепление государственного суверенитета страны, повышение уровня ее независимости в политико-правовой сфере. Конституционные трансформации ориентированы на усиление социальной сплоченности как важного фактора устойчивого развития общества и государства.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционализм, конституционные поправки, глобализация, конституционно-правовая традиция.
ISRAELIAN Valentin Borisovich,
PhD in Law, associate Professor of political science, legal and socio-humanitarian disciplines of Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation and the Department of law city government University of management Moscow
CONSTITUTIONAL MODERNIZATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL TRADITIONS AND NEW CHALLEGES
Annotation. The article analyzes the changes made to the Russian Constitution from the point of view of their compliance with domestic constitutional traditions and modern global challenges. According to the author, the amendments adopted in the context of globalization are aimed at strengthening the country's state sovereignty and increasing its independence in the political and legal sphere. Constitutional transformations are aimed at strengthening social cohesion as an important factor in the sustainable development of society and the state.
Key words: Constitution of the Russian Federation; constitutionalism; constitutional amendments; globalization; constitutional and legal tradition.
2020 г. ознаменован в России масштабной конституционной реформой, связанной с внесением существенных изменений в текст Основного Закона, принятого в 1993 г. Эта реформа вызвала немало дискуссий, как общественно-публицистического, так и научного характера. Одним из аспектов продолжающихся научных споров является сопоставление конституционных преобразований с традициями отечественного конституционализма и их динамикой в условиях вызовов современного мира.
Исторический опыт развития конституций в мире позволяет говорить о наличии определенной конституционно-правовой традиции, которая в каждом государстве приобретает свою специфику.
Фактически, речь идет о диалектике общего и особенного в мировом конституционализме. При этом стоит отметить, что сам термин «конституционализм» толкуется учеными неоднозначно. В него вкладывают такие значения, как ограничение государственной власти конституционными нормами; политико-правовая теория, постулирующая верховенство Конституции и разделение властей; определенная политическая система демократического характера. При этом с содержательных позиций наполнение конституционализма представляется достаточно универсальным: народовластие, демократический характер организации государственной власти, соблюдение прав и свобод человека и гражданина [3, с. 24, 25].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Для понимания сущности конституционных преобразований и трансформаций имеет важное значение деление конституции на юридическую -принятый в государстве официально текст Основного закона, и фактическую - реально действующие основы государственного строя и ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Конституционная реформа для повышения эффективности должна иметь комплексный характер, т.е. сочетать в себе как изменения официального конституционного текста, так и преобразование реальных основ государственного и общественного строя.
Так же в процессе конституционного реформирования необходимо учитывать имеющуюся в конкретном государстве правовую традицию, которая проявляется, в числе прочего, через менталитет правоприменителя и оказывает существенное воздействие на реальное осуществление запланированных преобразований [5, с. 7, 8].
Российская конституционная реформа 2020 г. сочетает теоретико-программный и практико-о-риентированный компоненты. Внесенные в текст Основного Закона изменения в значительной мере ориентированы на сформированный в обществе запрос, частично связанный с укреплением традиционных ценностей. Такой запрос, с одной стороны, соответствует российской правовой традиции, с другой - вызван необходимостью поиска ответов на глобальные вызовы современности [6, с. 30].
В современном мире существует ряд серьезных и противоречивых тенденций, которые в значительной мере детерминируют направления конституционно-правового развития. Внесение изменений в национальные конституции вполне можно рассматривать как попытку ответа на вызовы современности, но противоречивый характер этих вызовов влечет за собой и противоречивость даваемых на них ответы. В частности, вызову глобализации противостоит противоположная ему тенденция регионализации. Соответственно, глобализация может повлечь за собой усиление либеральных начал в конституциях, больше внимания к экономическим свободам и политическим правам личности. Глобализация и связанная с ней либерализация определяют тренд на расширение списка прав человека за счет включения в него новых прав - прав меньшинств. Регионализация, напротив, определяет тренд на усиление государственного регулирования экономики вплоть до политики протекционизма, а также закрепление в конституциях традиционных для той или иной национальной культуры ценностей.
Как обосновано в работах отечественных правоведов, российский конституционализм
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
имеет заимствованный характер [1, с. 40]. Идеи конституционализма, возникшие на Западе в период «великих» революций, были неразрывно связаны с либерализмом в экономике и идеей прав человека. Попав в Россию, эти идеи приобрели выраженную национальную окраску. Об этом свидетельствует, например, первая российская Конституция, принятая в 1918 г. В тексте данного Основного Закона вместо либеральных экономических принципов и равноправия граждан содержится классовый подход, в силу которого даже наделение избирательными правами осуществлялось по классовому принципу, а не по принципу гражданства. Такой подход в той или иной мере получил отражение во всех конституциях советского периода. Несмотря на то что классовый принцип был постепенно заменен в советском государстве принципом равноправия граждан, либеральных экономических свобод в конституциях этого периода не появилось, что было достаточно закономерно, если исходить из понимания природы советского государственного строя.
Конституция РФ 1993 г. создавалась в период широкого проникновения либеральных идей в национальное общественное сознание. В ее тексте получили отражение не только основополагающие права человека и гражданина, но и иные ценности либерализма, в т.ч. право частной собственности [7]. Все это соответствовало мировой тенденции развития конституционализма.
Стоит отметить, что глобализация и связанная с ней либерализация крайне негативно сказались на развитии российской экономики, научной и культурной сферы. Как справедливо писал А.С. Панарин, в период 1990-х гг. в России «наиболее быстрыми темпами уничтожались наукоемкие производства, сокращались ассигнования на науку, культуру и образование» [4, с. 82].
Но в современных условиях мировой тренд изменился. Либералы начинают утрачивать свои позиции, им на смену в политической элите приходят сторонники крепкой национальной государственности. Новое значение получает идея национального суверенитета, закономерно вытекающая из тенденции к экономической регионализации. Такая тенденция по мере ее развития должна была получить то или иное воплощение в виде конституционной модернизации, степень и глубина которой детерминированы национальной конституционно-правовой традицией. И это наглядно проявилось в процессе российской конституционной реформы 2020 г.
Следует отметить, что последнее десятилетие отмечено в мире широкими конституционными преобразованиями. Были внесены изменения в конституции государств постсоветского про-
странства. По словам академика РАН Т.Я. Хабри-евой, «тенденция к модернизации основных законов подтверждается уже пятой редакцией Конституции Казахстана 1995 г., новой редакцией 2015 г. Конституции Армении 1995 г., десятой редакцией Конституции Швейцарии 1999 г., третьей редакцией после 2004 года Конституции Турции» [2].
Таким образом, российская конституционная реформа вполне вписывается в мировой конституционный тренд. При этом она закономерно обладает выраженной спецификой. Во-первых, часть внесенных в Основной Закон поправок относится к вопросам укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности. Речь идет об установлении приоритета отечественного конституционного законодательства над решениями международных органов, а также о запрете на отчуждение российской территории.
Часть внесенных поправок направлена на укрепление традиционных для населения нашей страны ценностей. Это относится к семье как союзу мужчины и женщины. Такая поправка ориентирована на противодействие либеральному тренду на легализацию однополых браков. Это относится и к противодействию фальсификациям исторических фактов, в первую очередь, связанных с подвигом российского народа в Великой Отечественной войне. Наконец, существенное место в конституционных поправках отводится закреплению важных социальных гарантий. Фактически, речь идет, с одной стороны, о конкретизации идеи социального государства, провозглашенного в ст. 7 Конституции РФ, с другой - о реализации существующего в нашем обществе запроса на укрепление социальных гарантий и достижение большей социальной справедливости.
Полный анализ содержания внесенных в Конституцию изменений потребует целой монографии, и даже не одной. В рамках статьи возможно затронуть лишь два аспекта: насколько эти изменения соответствуют сущности отечественного конституционализма и в какой мере их можно рассматривать в качестве ответов на вызовы современности. Представляется, что на оба поставленных вопроса можно ответить утвердительно.
Конституция РФ 1993 г. принималась в переходный период нашей истории и испытала на себе серьезное воздействие из-за рубежа. Фактически, она стала, с одной стороны, новым словом в процессе развития отечественной конституционной традиции, с другой - серьезным отступлением от нее. Внесенные в 2020 г. поправки в некоторой степени скорректировали ситуацию, закрепив в
тексте Основного Закона определенные ценности, типичные для российской государственно-правовой традиции. Именно из-за этого большинство населения во время всенародного голосования поддержала вносимые поправки. Для российского конституционализма в его исторической ретроспективе типична ведущая роль государства, весомое значение обязанностей личности наряду с ее правами, высокий уровень социальной защищенности граждан. Именно эти характеристики в определенной мере отражены во внесенных в Конституцию поправках.
Одним из главных вызовов современного мира остается глобализация, и конституционные поправки ориентированы на то, чтобы противостоять ее негативным последствиям. Они ориентированы на укрепление государственного суверенитета страны, повышение уровня ее независимости в политико-правовой сфере. Усиление социальных начал в Конституции противоречит тем либеральным принципам, которые выступают идеологией глобализации и на практике могут привести к усилению экономического (а как следствие, и политического) господства транснациональных корпораций, к усилению социального расслоения общества. Конституционные трансформации ориентированы на усиление социальной сплоченности как важного фактора устойчивого развития общества и государства.
Список литературы:
[1] Бабаева Ю.Г., Пашенцев Д.А. Основные этапы развития российского конституционализма // Образование и право. - 2018. - № 11. - С. 39-43.
[2] Интервью Т.Я. Хабриевой «АиФ». URL: https://izak.ru/conferences/lenta-direktora/intervyu-t-ya-khabrievoy-aif/
[3] Милосердов А.С. Российский конституционализм: особенности и этапы развития // Вестник МГПУ. Сер.: Юрид. науки. - 2020. - № 1. - С. 23-27.
[4] Панарин А.С. Искушение глобализмом. -М., 2000.
[5] Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал росс. права. - 2018. - № 8. - С. 5-13.
[6] Пашенцев Д.А. Российская правовая традиция перед вызовом глобализации // Юрид. наука. - 2016. - № 1. - С. 29-32.
[7] Писарев А.Н., Исраелян В.Б. Конституционное (государственное) право России. - М., 2011.
Spisok literatury:
[1] Babaeva Yu. G., Pashencev D.A. Osnovnye etapy razvitiya rossijskogo konstitucionalizma // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 11. - S. 39-43.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
[2] Interv'yu T. Ya. Habrievoj «AiF». URL: https:// izak.ru/conferences/lenta-direktora/intervyu-t-ya-khabrievoy-aif/
[3] Miloserdov A.S. Rossijskij konstitucionalizm: osobennosti i etapy razvitiya // Vestnik MGPU. Ser.: Yurid. nauki. - 2020. - № 1. - S. 23-27.
[4] Panarin A.S. Iskushenie globalizmom. - M.,
2000.
[5] Pashencev D.A. Rossijskaya zakonot-vorcheskaya tradiciya: ontologiya processa // Zhurnal ross. prava. - 2018. - № 8. - S. 5-13.
[6] Pashencev D.A. Rossijskaya pravovaya tradiciya pered vyzovom globalizacii // Yurid. nauka. - 2016. - № 1. - S. 29-32.
[7] Pisarev A.N., Israelyan V.B. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossii. - M., 2011.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020