Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1095
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ / СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляйкина А.И.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образование, занимающее центральное место в жизни каждого человека и общества, является основой духовного совершенствования личности, экономического благосостояния человека и развития любого государства. Право на образование играет важную роль в системе прав и свобод человека и гражданина, имеет сложные связи со многими из них. В статье раскрывается понятие конституционного права на образование путем описания сущности субъективного права на образование, анализа следующих его признаков: естественный характер права на образование, его неотъемлемость от человека и гражданина, направленность на гармоничное развитие личности и т.д. Автор акцентирует внимание на том, что эффективность реализации права на образование во многом зависит от гарантированности его государством и существования реального права на защиту (защиту принадлежащего права государственными и компетентными органами либо самостоятельными действиями). Исследователь приходит к выводу, что решение существующих проблем осуществления права на образование возможно с помощью механизма конституционно-правового обеспечения права, включающего реализацию, защиту и охрану права. В работе использовались общенаучные (анализ, сравнение, логический метод) и специальные (сравнительно-правовой, формальноюридический) методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION AND THE PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

The relevance of the research topic is due to the fact that education, which occupies a central place in the life of every person and society, is the basis for the spiritual improvement of the individual, the economic well-being of a person and the development of any state. The right to education plays an important role in the system of human and civil rights and freedoms, has complex links with many of them. The article reveals the concept of the constitutional right to education by describing the essence of the subjective right to education, analyzing its following features: the natural nature of the right to education, its inseparability from man and citizen, focus on the harmonious development of the individual, etc. The author focuses on the fact that the effectiveness of the realization of the right to education largely depends on its guarantee by the state and the existence of a real right to protection (protection of the right belonging to the state and competent authorities or independent actions). The researcher comes to the conclusion that the solution of the existing problems of exercising the right to education is possible with the help of the mechanism of constitutional and legal provision of the right, including the implementation, protection and protection of the right. General scientific (analysis, comparison, logical method) and special (comparative legal, formal legal) methods were used in the work.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 342.72

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

А.И. Беляйкина

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образование, занимающее центральное место в жизни каждого человека и общества, является основой духовного совершенствования личности, экономического благосостояния человека и развития любого государства. Право на образование играет важную роль в системе прав и свобод человека и гражданина, имеет сложные связи со многими из них.

В статье раскрывается понятие конституционного права на образование путем описания сущности субъективного права на образование, анализа следующих его признаков: естественный характер права на образование, его неотъемлемость от человека и гражданина, направленность на гармоничное развитие личности и т.д. Автор акцентирует внимание на том, что эффективность реализации права на образование во многом зависит от гарантированности его государством и существования реального права на защиту (защиту принадлежащего права государственными и компетентными органами либо самостоятельными действиями). Исследователь приходит к выводу, что решение существующих проблем осуществления права на образование возможно с помощью механизма конституционно-правового обеспечения права, включающего реализацию, защиту и охрану права. В работе использовались общенаучные (анализ, сравнение, логический метод) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.

Ключевые слова: конституционное право; право на образование; субъективное право; механизм защиты; средства и способы защиты.

A.I. Belyaykina. THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION AND THE PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

The relevance of the research topic is due to the fact that education, which occupies a central place in the life of every person and society, is the basis for the spiritual improvement of the individual, the economic well-being of a person and the development of any state. The right to education plays an important role in the system of human and civil rights and freedoms, has complex links with many of them. The article reveals the concept of the constitutional right to education by describing the essence of the subjective right to education, analyzing its following features: the natural nature of the right to education, its inseparability from man and citizen, focus on the harmonious development of the individual, etc. The author focuses on the fact that the effectiveness of the realization of the right to education largely depends on its guarantee by the state and the existence of a real right to protection (protection of the right belonging to the state and competent authorities or independent actions). The researcher comes to the conclusion that the solution of the existing problems of exercising the right to education is possible with the help of the mechanism of constitutional and legal provision of the right, including the implementation, protection and protection of the right. General scientific (analysis, comparison, logical method) and special (comparative legal, formal legal) methods were used in the work.

Keywords: constitutional law; the right to education; subjective law; protection mechanism; means and methods of protection.

Процесс становления и развития конституционного права на образование был длительным и сложным. Анализ условий его формирования показывает, что качественные преобразования, правовая регламентация находились в неразрывной связи с процессом трансформации прав и свобод человека, историческими этапами становления системы образования, изменением общества, политической и экономической обстановки государств.

Начало развития актуального понимания

права человека на образование и отдельных его составляющих целесообразно отнести к эпохе буржуазных революций (в особенности ко времени Великой французской революции). Юридическое оформление данного права впервые было осуществлено во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст. 26) [1], которая стала одной из основ современного развития теории конституционных прав человека.

Реализация любого права человека невоз-

можна без гарантий и определенных обязанностей со стороны государства, общества. В конституционно-правовой науке общие гарантии права на образование определяются как совокупность политических, экономических, социальных, идеологических (духовных) условий, обеспечивающих реализацию, защиту и охрану права на образование. На наш взгляд, существует необходимость расширения приведенного перечня гарантий путем введения в их состав организационных условий: деятельность государства, его органов, должностных лиц, а также представителей гражданского общества, обеспечивающих организационную составляющую в процессе формирования условий для реализации лицом конституционного права на образование [2].

Российское законодательство не дает определения праву на образование. В положениях Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются вопросы образовательного процесса, организации образовательной деятельности, раскрываются понятия «образование», «обучение», «отношения в сфере образования», «образовательная деятельность» [4].

В науке существует множество точек зрения на трактовку понятия «право на образование». Весьма часто в них отмечается двойственная юридическая природа права на образование ввиду того, что это явление сочетает элементы права и обязанности.

Имеют место и другие подходы. Так, к примеру, Е.Д. Волохова определяет право на образование как возможность освоения образовательных программ «в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями» [6]. Т.В. Жукова рассматривает право на образование в качестве неимущественного права участников гражданских правоотношений, осуществляемого на основе принципов равенства, имущественной самостоятельности и автономии воли граждан [9]. Как получение человеком совокупности мировоззренческих, культурных, профессиональных знаний, умений и навыков представляют исследуемое право О.Г. Шадский, А.А. Родионова, отмечая, что оно является одним из самых главных прав человека в современном мире. Предложенная ими трактовка права человека на образование разработана на основе анализа мировой политической и правовой мысли [13].

Высоко оценивая ценность и авторитетность вышеуказанных определений, стоит отметить их ограниченность в стремлении раскрыть лишь отдельные стороны консти-

туционного права на образование. Наиболее важной чертой конституционных прав в контексте исследуемой темы является то, что они являются субъективными правами, т.е. индивидуальными.

Раскрыть понятие «право на образование» можно через описание сущности субъективного права на образование путем анализа его признаков.

Субъективное право на образование представляет собой юридически обеспеченную возможность каждого получать знания, формировать умения, навыки, личностные свойства, другие компетентности с целью собственного гармоничного развития, а также развития общества в целом. К признакам субъективного права на образование можно отнести: естественный характер права на образование, его неотъемлемость от человека и гражданина, ограниченность интересами других лиц и нормами объективного права, его обеспечение юридическими обязанностями других лиц, направленность на гармоничное развитие личности. Содержание субъективного права на образование составляют возможности, которые обеспечивают его реализацию:

- быть носителем права на образование и использовать его, самостоятельно совершать действия с целью удовлетворения собственных потребностей в знаниях, умениях, навыках;

- требовать от других субъектов выполнения возложенных на них обязанностей (право на чужие действия);

- обращаться за защитой в компетентные органы в случае нарушения права на образование (государственное принуждение);

- пользоваться определенными социальными благами в результате реализации права на образование.

В литературе выделяют следующие основные проблемы реализации прав на образование: недостаточное финансирование системы образования; дефицит школьных учителей; качественное и бесплатное дошкольное образование; недоступность общего образования; слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования [10]. Большой круг проблем в исследуемой сфере конституционного права связан с тем, что без такой возможности, как право на защиту, нет вообще какого-либо субъективного права, в том числе и права на образование. Таким образом, может быть предложено определение права на защиту субъективного права на образование как возможности лица самостоятельно применять средства противодействия, которые не запре-

щены законом (неюрисдикционная форма защиты), а также обращаться в компетентные органы с целью обеспечения принудительного осуществления юридической обязанности, необходимой для реализации права на образование, восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения (юрисдикци-онная форма защиты). Защита права на образование в различных формах обеспечивается правовыми средствами и способами, которые близки по содержанию, но не тождественны.

Под правовыми средствами защиты права на образование следует понимать юридические явления, использование которых удовлетворяет потребности носителя права на образование в защите его права. Способ защиты является лишь одним из правовых средств, а именно совокупностью действий, установленных законом или договором, которые обеспечивают защиту конституционного права на образование (направлены на восстановление нарушенных или оспариваемых прав). Следовательно, можно выделить определенные признаки способов защиты конституционного права на образование: установление законом или договором; принудительный характер; применение компетентными органами или самим лицом; обеспечение прекращения нарушения права на образование, его восстановление, а также возмещение причиненного лицу ущерба.

Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека и гражданина, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом [4]. Отметим, что конституционное право на образование занимает особое место в системе указанных прав и свобод и коррелирует со многими из них. Так, для осуществления ряда прав и свобод реализация права на образование является базовым условием. Примером может служить право на труд, включающее возможность выбора профессии и рода трудовой деятельности, которую гражданин свободно выбирает или на которую соглашается; право на достаточный жизненный уровень, включающий хорошее питание, одежду, жилье; право на свободное и всестороннее развитие личности. Вместе с тем без целого комплекса отдельных прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться и реализовать право на образование. В частности, в этом контексте следует вспомнить личные права: право на жизнь, свободу передвижения, свободный выбор места жительства, пользование родным языком; право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений; свободу

литературного, художественного, научного и иного творчества, защиту интеллектуальной собственности, авторских прав и т.д.

Остановимся на вопросе дискриминации исследуемого права, поскольку многие конституционные права достаточно часто оказываются под угрозой нарушения в случае возникновения чрезвычайных для общества ситуаций, положений, политических обста-новок. В настоящее время, в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, нельзя не отметить дискриминационный характер обязательного внедрения дистанционного обучения взамен аудиторной контактной работе обучающихся с преподавателем, что фактически лишает возможности реализовать право на образование лиц, которые в связи с трудным материальным положением или по другим причинам не имеют необходимых технических средств (компьютер, доступ к сети Интернет и т.д.) для дистанционного обучения.

Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, свидетельствуют о наличии недостатков правового регулирования при получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. Так, по сравнению с 2019 г. в 2020 г. увеличилось количество обращений по вопросам получения образования на 13 %. Из 458 обращений 148 -коллективных (в 2019 г. - 135) [8]. Среди них наибольшее количество занимают обращения по вопросам получения общего образования. Опрос родителей, находящихся на самоизоляции, проведенный Социологическим антикризисным центром, показал, что при онлайн-обучении школы, школьники и их родители столкнулись с определенными трудностями: некорректная работа образовательных платформ, отсутствие технических средств обучения, компьютерной грамотности и навыков для удаленного обучения и т.д. [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение дистанционного обучения не лишает граждан закрепленного в Конституции России права на образование, однако такая форма обучения не гарантирует тех результатов, к которым стремятся учащиеся. Стоит отметить, что в условиях пандемии COVID-19 указанная форма является единственным возможным способом получения образования.

Вследствие своей неоднозначности и неизученности данная тема вызывает множество дискуссий. Так, праву граждан на образование в условиях чрезвычайных ситуаций,

в частности COVID-19, посвящены работы С.В. Барабанова [5], Ю.Г. Мысляковой, Ю.Г. Усовой [12]. Для решения проблемы доступности технических средств с целью непрерывного образования возможно применение следующих организационных мер: выделение денег из бюджета с целью снабжения малообеспеченных семей персональными компьютерами; обучение основам компьютерной грамотности; спонсирование развития образовательных платформ не только государством, но и представителями гражданского общества (организационные условия для реализации права на образование).

Особо остро стоит вопрос качественных характеристик знаний, полученных за время длительного дистанционного образования. Например, студенты-медики, которые не имели возможность отрабатывать практические навыки должным образом в соответствии с учебной программой. В дальнейшем это может стать причиной проблем в системе здравоохранения. Следовательно, косвенным образом данная ситуация в сфере образования может привести к нарушению права на качественную медицинскую помощь.

Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право на общедоступное и бесплатное образование в настоящее время в полной мере не обеспечивается ввиду недостаточных (количественно и качественно) действующих правовых норм. Представляется, что совершенствование конституционно-правового регулирования права на образование возможно только путем изменения действующего Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в части регламентации целесообразности и исключительности оснований применения дистанционной формы обучения, закрепления обеспечения финансовой поддержки семейного образования, компенсации расходов на обучение дома из федерального бюджета.

Высшее образование, в отличие от обязательного среднего образования, является предметом сознательного выбора личности [3], Требование о наличии среднего образования для получения высшего образования нельзя расценивать как элемент дискриминации, поскольку в основу самого образовательного процесса объективно положена преемственность: получение образования высшего уровня не является возможным без прохождения предыдущих образовательных «ступеней». Следовательно, право на высшее образование является исключительно правом,

т.е. субъективной возможностью личности в классическом его понимании. В то же время человек имеет право рассчитывать на положительные действия государства в лице его компетентных органов по созданию надлежащих условий деятельности соответствующей сети высших учебных заведений (организационные условия), которые будут способствовать реализации права на высшее образование (положительный аспект). Органы государственной власти, являясь участниками отношений в сфере образования, обязаны обеспечивать конституционное права на высшее образование путем создания институциональных и организационно-правовых гарантий развития системы высшего образования [4].

При комплексном анализе проблем в данной сфере становится очевидно, что Конституция Российской Федерации, в отличие от Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5) [4], не ограничивает бесплатность получения высшего образования, а выдвигает лишь одно требование - конкурсная основа его получения. Как видим, норма федерального закона не соответствует конституционной норме (нейтрализует ее), ограничивая права некоторых категорий граждан.

Реализация права на образование, а также решение проблем, обозначенных выше, невозможно без обеспечения организационных условий (гарантий) со стороны государства, общества (общественных учреждений, организаций), направленных на осуществление мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера, которые позволяли бы выявлять нарушения права личности на образование; определять эффективность социальных норм в общественных отношениях, регламентирующих соответствующую процедуру; способствовать доступности и бесплатности образования; устанавливать использование современных технических средств (учетных, контрольных), а также цифровых технологий при реализации права.

В содержание организационных гарантий можно включить определение, принятие и решение государством задач в сфере образования (принятие программ развития образования); создание государственных и частных образовательных организаций; государственный и общественный контроль; мониторинг системы образования государственными и общественными органами; независимую оценку качества образования общественными организациями; организационные процедуры применения средств информационных технологий и т.д.

На основании изложенного мы приходим к следующим выводам:

1) раскрыть понятие «конституционное право на образование» возможно путем описания его сущности, субъективной составляющей права, а также анализа его признаков: естественный характер права на образование, его неотъемлемость от человека и гражданина, направленность на гармоничное развитие личности, двойственная природа объекта права;

2) содержание субъективного права на образование составляют возможности, которые обеспечивают отсутствие трудностей при его реализации;

3) в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» прописаны нормы, не соответствующие конституционным положениям (в части получения высшего образования), тем самым ограничиваются права некоторых категорий граждан в сфере образования.

Решение проблем реализации субъективного права на образование зависит от гарантирования его носителям свободы выбора учебных учреждений, видов и форм образования, предметов, преподавателей, тематики научных исследований, свободного высказывания мнений во время образовательного процесса, что невозможно без модернизации нормативно-правовой базы российского образования, его безусловного соответствия конституционным нормам с помощью рационального сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования.

В основе решения проблем в исследуемой сфере должен лежать строгий механизм конституционно-правового обеспечения права на образование - целостная динамическая система организационно-правовых средств, направленных на реализацию, защиту и охрану права на образование. В структуре этого механизма можно выделить следующие элементы: механизм реализации права на образование (система условий и правовых средств, направленных на осуществление указанного права); механизм защиты права на образование (система конституционно-правовых средств, направленная на обеспечение исполнения юридической обязанности, необходимой для реализации права на образование, восстановление нарушенного права или пресечение правонарушения); механизм охраны права на образование (система социально-экономических, организационных, воспитательных, правовых мер, направленных на предупреждение нарушения права на образование, которые осуществляются федеральными и региональ-

ными органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества).

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что для решения проблем в сфере реализации права на образование и его конституционно-правового обеспечения следует соблюдать и учитывать несколько стадий: осознание обществом и каждым гражданином потребности в праве на образование; создание социально-правовых условий для эффективной реализации этого права; возникновение прямой юридической связи между носителем права на образование и другими участниками правоотношений, которые наделены соответствующими обязанностями; фактическая реализация права на образование. Только при наличии указанного непрерывно организованного правового механизма можно говорить о возможности последовательного выявления и решения проблем, касающихся конституционного права на образование.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948. URL: https://base.garant.ru/10135532 (дата обращения: 25.05.2022).

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/view/0001202007040001 (дата обращения: 25.05.2022).

3. По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 № 39-П. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/view/0001202007270001 (дата обращения: 20.04.2022).

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 16.04.2024). URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 10.05.2022).

5. Барабанова С.В. Проблемы совершенствования административно-правового обеспечения конституционного права граждан на образование в условиях чрезвычайных ситуаций // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Междунар. науч.-практ. конф. (21 марта 2021 г.). СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ, 2021. С. 44-48.

6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: монография. М.: Готика, 2004. 320 с.

7. Выпуск 8: Детское онлайн-образование // Центр социального проектирования «Платформа»: офиц. сайт. URL: https://pltf.ru/2020/04/24 (дата обращения: 26.05.2022).

8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г. URL: https://ombudsmanrf.org/ombudsman/ document/ezhegodnye_doklady (дата обращения: 26.05.2022).

9. Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 42-47.

10. Кузнецов А.А., Хализева А.С. Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 2-3. С. 195-197.

11. Кулешова Н.В., Кузькин М.А. Проблемы определения места конституционного права на образование в системе основных прав и свобод человека и гражданина // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2018. № 1. С. 84-88.

12. Мыслякова Ю.Г., Усова Н.В. Цифровая трансформация образовательных услуг вузов в условиях глобальных вызовов: региональный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. Вып. 82. С. 326-353.

13. Шадский О.Г., Родионова А.А. Право человека на образование: история и современность // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сб. науч. трудов по материалам XVI Междунар. науч.-практ. конф. (22 декабря 2020 г.). Тамбов: ИД «Державин-ский», 2021. С.128-138.

References

1. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka [Universal Declaration of Human Rights]: prinyata na trefej sessii Generalnoj Assamblei OON rezo-lyutsiej 217 A (III) ot 10.12.1948. URL: https://base. garant.ru/10135532 (Accessed 25.05.2022).

2. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]: prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993 (s izm., odo-brennymi v khode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). URL: http://publication.pravo.gov. ru/document/view/0001202007040001 (Accessed 25.05.2022).

3. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 1 chasti 1 stafi 61 i chasti 5 stafi 67 Federalnogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina I.I. Pikulina [In the case of checking the constitutionality of paragraph 1 of Part 1 of Article 61 and Part 5 of Article 67 of

the Federal Law «On Education in the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen I.I. Pikulin]: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossijskoj Federatsii ot 23.07.2020 № 39-P. URL: http: //publication.pravo.gov.ru/document/ view/0001202007270001 (Accessed 20.04.2022).

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii [About education in the Russian Federation]: feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (v red. ot 16.04.2024). URL: https://base.garant.ru/70291362 (Accessed 10.05.2022).

5. Barabanova S.V Problemy sovershenst-vovaniya administrativno-pravovogo obespecheniya konstitutsionnogo prava grazhdan na obrazovanie v usloviyakh chrezvychajnykh situatsij [Problems of improving the administrative and legal support of the constitutional right of citizens to education in emergency situations] // AktuaFnye problemy admini-strativnogo i administrativno-protsessuaFnogo prava (Sorokinskie chteniya): Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (21 marta 2021 g.). SPb.: Sankt-Peterburgskij un-t MVD RF, 2021. S. 44-48.

6. Volokhova E.D. Zakonodatelnoe obespe-chenie prava na obrazovanie v Rossijskoj Federa-tsii [Legislative support of the right to education in the Russian Federation]: monografiya. M.: Gotika, 2004. 320 c.

7. Vypusk 8: Detskoe onlajn-obrazovanie // Tsentr sotsiaFnogo proektirovaniya «Platforma»: ofits. sajt. URL: https://pltf.ru/2020/04/24 (Accessed 26.05.2022).

8. Doklad o deyatelnosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federatsii za 2020 g. URL: https://ombudsmanrf.org/ombudsman/docu-ment/ezhegodnye_doklady (Accessed 26.05.2022).

9. Zhukova T.V. O prave na obrazovanie kak o lichnom neimushchestvennom prave [On the right to education as a personal non-property right] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2012. № 4. S. 42-47.

10. KuznetsovA.A., Khalizeva A.S. Problemy re-alizatsii prava na obrazovanie v Rossijskoj Federatsii [Problems of realization of the right to education in the Russian Federation] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie. 2021. № 2-3. S. 195-197.

11. Kuleshova N.V., Kuzkin M.A. Problemy opredeleniya mesta konstitutsionnogo prava na ob-razovanie v sisteme osnovnykh prav i svobod che-loveka i grazhdanina [Problems of determining the place of the constitutional right to education in the system of fundamental human and civil rights and freedoms] // Vestnik Sibirskogo universiteta potrebiteFskoj kooperatsii. 2018. № 1. S. 84-88.

12. Myslyakova Yu.G., Usova N.V. Tsifrovaya transformatsiya obrazovateFnykh uslug vuzov v us-loviyakh globaFnykh vyzovov: regionaFnyj aspect [Digital transformation of educational services of universities in the context of global challenges: re-

gional aspect] // Gosudarstvennoe upravlenie. Elek-tronnyj vestnik. 2020. Vyp. 82. S. 326-353.

13. Shadskij O.G., Rodionova A.A. Pravo che-loveka na obrazovanie: istoriya i sovremennost' [The human right to education: history and moder-

nity] // Sovremennye voprosy gosudarstva, prava, yuridicheskogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov po materialam XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (22 dekabrya 2020 g.). Tambov: ID «Derzhavin-skij», 2021. S. 128-138.

БЕЛЯЙКИНА Анастасия Игоревна - аспирант. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Россия. Саранск. E-mail: nasta.belle@ yandex.ru.

BELYAYKINA, Anastasia Igorevna - Postgraduate Student. National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev. Russia. Saransk. E-mail: nasta.belle@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.