ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411 /2073-0454-2019-10223 © В.Н. Амельчакова, Г.Н. Суслова, 2019
Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс; 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РЕЖИМА ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫЕЗДА ИЗ НЕЕ, ТРАНЗИТНОГО ПРОЕЗДА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Венера Наимовна Амельчакова, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail [email protected]
Галина Николаевна Суслова, доцент кафедры правовой и гуманитарной подготовки, кандидат юридических наук, доцент
Тверской филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (170040, Тверь, ул. Кривичская д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы контроля полиции за соблюдением иностранными гражданами и апатридами правил въезда в Российскую Федерацию, выезда и транзитного поезда через нее.
Ключевые слова: полиция, контроль, иностранные граждане, лица без гражданства, режимы, транзитный проезд.
LEGAL BASES OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF POLICE
FOR CONTROL OF OBSERVANCE BY FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP OF THE MODE OF ENTRY INTO THE RUSSIAN FEDERATION AND DEPARTURE FROM IT, TRANSIT THROUGH THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Venera N. Amelchakova, associate professor chair of the administrative law of divisions, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail [email protected]
Galina N. Suslova, associate professor chair of department of legal and humanitarian preparation, candidate of legal sciences, associate professor
Tver branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In article questions of control by police of observance by foreign citizens and apatrides of rules of entry into the Russian Federation, departure and the transit train through it are considered.
Keywords: police, control, foreign citizens, persons without citizenship, modes, transit.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. Правовые основы организации деятельности полиции по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):202—205.
Российский законодатель вводит определенные ограничения для лиц, не обладающих российским гражданством. Эти ограничения, в частности, касаются права иностранных граждан и лиц без гражданства на въезд в Российскую Федерацию и выезд
из Российской Федерации, а также передвижения по территории РФ.
Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении иностранными гражданами и лицами без гражданства
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»1.
Иностранные граждане имеют право на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации. Законодательство и Международные договоры РФ предусматривают три режима реализации этого права, т.е. три режима въезда-выезда иностранцев в Россию: визовый, безвизовый и свободный. Визовый режим является основным, иные — исключения из правил.
Визовый режим предполагает получение иностранным гражданам специального разрешения (визы) на въезд в РФ. Безвизовый режим распространяется на граждан иностранных государств (например, ряд государств СНГ), с которыми Россия заключила межправительственное соглашение. К странам, граждане которых могут въехать в Россию без визы, относятся: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Украина, Узбекистан2. Для въезда в Россию таким иностранным гражданам достаточно иметь действительные и признаваемые в Российской Федерации документы, удостоверяющие личность и надлежащим образом оформленную миграционную карту. Свободный режим въезда - выезда в соответствии с Союзным договором установлен для граждан Республики Беларусь.
Порядок визового режима определен ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в соответствии с положениями которого, по общему правилу, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве3.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ в визовом режиме, при условии наличия действительных документов, удостоверяющих их личность, виза является основным документом, подтверждающим законность их въезда на территорию РФ.
Также иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России4.
Миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранных гражданах или лицах без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащей для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства5.
Форму миграционной карты и Правила ее использования устанавливают постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 и постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 2716.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии с положениями ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо в территориальном органе МВД России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя
1 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Письмо МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Статья 24 ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Там же. Ст. 25.9.
5 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
6 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте» // СПС «КонсультантПлюс».
или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в РФ такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ7.
Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.
Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию РФ в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Согласно ст. 25.7 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию РФ. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ определен ст. 29-32 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Пропуск через Государственную границу РФ в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» осуществляют пограничные органы.
В целях обеспечения национальной безопасности государства ст. 26 и 27 ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установ-
лены ограничения права иностранных граждан и лиц без гражданства на въезд в РФ для отдельных категорий таких лиц. В этих же целях ст. 28 вышеуказанного Федерального закона устанавливает случаи ограничения права на выезд из РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства.
Порядок принятия решения о не разрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства определен постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12. В перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о не разрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства включены МВД России, ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН России, ФТС России, Росфинмониторинг.
В соответствии с постановлением Правительства РФ8 органы пограничного контроля и МВД России (его территориальный орган) проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, отметку, свидетельствующую о запрещении им въезда в РФ по основаниям, в случае наличия принятого в установленном порядке решения об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина, о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ, о депортации. Отметка должна иметь слова: «Въезд не разрешен» и содержать следующие сведения: основание запрещения въезда, наименование органа, проставившего отметку, подпись и фамилия должностного лица, дата проставления.
Контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима въезда и выезда из РФ, транзитного проезда через территорию РФ, позволяет органам внутренних дел выявлять факты незаконной миграции, составляющей в настоящее время значительную угрозу национальной безопасности РФ. В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия.
7 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
8 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СПС «КонсультантПлюс».
Для успешного проведения такого рода мероприятий разрабатываются планы, отражающие цели мероприятия, которыми прежде всего являются:
1) активизация и повышение совместной работы структурных подразделений территориальных органов МВД России по контролю за миграционной ситуацией;
2) оздоровление криминогенной ситуации на обслуживаемой территории;
3) выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, нарушений физическими и юридическими лицами правил привлечения и использования иностранной рабочей силы;
4) установление и пресечение незаконной деятельности организаторов и пособников нелегальной миграции, в том числе фирм, оказывающих посреднические услуги и оформление незаконной легализации иностранным гражданам, и других лиц, причастных к противоправной деятельности;
5) задержание и выдворение за пределы РФ в установленном порядке граждан дальнего и ближнего зарубежья, нелегально пребывающих на территории РФ.
Для достижения указанных целей перед подразделениями ставятся следующие задачи:
1) определить подлежащие проверке места компактного проживания иностранных граждан. Создать из числа наиболее подготовленных сотрудников специальные группы по проверке указанных мест;
2) обеспечить проведение инструктажей групп, в ходе которых разъяснить порядок документирования нарушений миграционного законодательства, доставление и задержание правонарушителей этой категории в ОМВД, а также алгоритм проведения самих проверок. Особое внимание обратить на соблюдение законности, вежливое и внимательное обращение к гражданам;
3) организовать работу по получению оперативной информации о лицах, нарушающих миграционное законодательство, находящихся в розыске, причастных к незаконному обороту наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ. Особое внимание обратить на установление лиц, распространяющих идеи экстремизма, выявление их замыслов и преступных намерений;
4) наряду с мерами правоприменительного характера обеспечить разъяснение иностранным гражданам и лицам без гражданства законодательства РФ.
Для выполнения поставленных задач задейст-вуются следующие силы:
♦ патрульно-постовая служба полиции (ППСП);
♦ отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ОГИБДД) — для организации прикрытия нарядами дорожно-постовой службы выездов (въездов) из города, в том числе в местах отсутствия стационарных постов, для выявления передвигающихся автотранспортом иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство, а также установления транспортных предприятий, юридических и физических лиц, занимающихся их перевозкой;
♦ дежурные части ОМВД — для приема задержанных правонарушителей, оформления на них административных материалов и направления задержанных иностранных граждан в суд для решения вопроса об административном выдворении.
Проводится обязательное дактилоскопирование иностранных граждан, нарушивших режим пребывания в РФ, с последующим направлением дактокарт в Информационный центр.
В свою очередь, руководители подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России:
♦ обеспечивают проведение инструктажей личного состава;
♦ направляют, для оказания помощи сотрудникам дежурных частей территориальных ОМВД с доставленными правонарушителями, в группу разбора с задержанными при дежурных частях ОМВД сотрудников подчиненных подразделений;
♦ создают группы для проведения проверок в жилом секторе совместно с участковыми уполномоченными полиции для проверок квартир, владельцы и квартиронаниматели которых ранее подвергались административной ответственности за нарушение миграционного законодательства РФ, адресов временного проживания иностранных граждан, квартир-притонов, квартир, сдающихся внаем, приобретенных в собственность иностранными гражданами;
♦ обеспечивают полное рассмотрение и принятие решений по материалам об административных правонарушения;
♦ представляют в подразделения по охране общественного порядка и оперативно-разыскные подразделения информацию по всем зарегистрированным на обслуживаемой территории иностранным гражданам.
По итогам проведения такого рода мероприятий чаще всего иностранные граждане либо лица без гражданства, должностные и юридические лица принимающей стороны и работодателей привлекаются к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.