6.3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Маякова Анастасия Станиславовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российская таможенная академия. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Шелепова Светлана Алексеевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российская таможенная академия. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные проблемы квалификации состава преступления, предусматривающего ответственность за организацию незаконной миграции, а также вопросы его соотношения со смежными административными правонарушениями.
Ключевые слова: организация незаконной миграции; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию; ответственность за нарушение правил пребывания в Российской Федерации; незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации.
SOME ASPECTS OF COUNTERACTION TO OFFENSES IN THE SPHERE OF THE ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION
Mayakova Anastasia Stanislavovna, PhD at law, associate professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Customs Academy. Department: Criminal Law disciplines chair. E-mail: [email protected] Shelepova Svetlana Alekseevna, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Customs Academy. Department: Criminal Law disciplines chair. Email: [email protected]
Annotation: In article separate problems of qualification of the actus reus providing responsibility for the organization of illegal migration, and also questions of its ratio with adjacent administrative offenses are considered. Keywords: organization of illegal migration; violation of the rules of entry by a foreign citizen or stateless person to Russian Federation, the responsibility for violation of the rules of stay in Russian Federation, illegal transit through the territory of the Russian Federation.
Вопросы миграционной политики в настоящее время являются актуальными не только в европейских странах. Так, Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета Безопасности, сказал, что одним из направлений противодействия экстремизму является совершенствование миграционной политики. Он также отметил, что существует «немало проблем, связанных с незаконной, неконтролируемой миграцией. Известно, что это питательная среда для преступности, для возникновения межэтнической напряжённости и проявлений экстремизма. Необходимо усилить контроль за выполнением правил пребывания мигрантов в России,
на деле заниматься их социальной и культурной адап-
~ 1
тацией, защитой трудовых и других прав» .
По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» в 2015 году в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 46338 преступлений, а в 2016 году - 43933 преступления. Конечно, если сравнивать количество указанных общественно опасных деяний с общим числом совершенных в 20152016 годах преступлений, их удельных вес окажется весьма небольшим. Так, в 2015 году он составил 3,8% от общего количества преступлений, совершенных на территории Российской Федерации, а в 2016 - 3,7%2 В то же время картина меняется, когда мы говорим о влиянии мигрантов на криминогенную обстановку в городах. Так, в 2015 году в г. Москве и г. Санкт-Петербурге удельный вес совершаемых иностранными гражданами преступлений в общем количестве раскрытых по Российской Федерации составил 18.8% и 12,4%, соответственно3. Как представляется, основная угроза при этом исходит именно от незаконных мигрантов.
Согласно ст. 17 «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе из стран со сложно общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религи-
4
озного экстремизма, национализма .
Конечно, с момента принятия «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» прошло более трех лет. За этот период в действующее миграционное законодательство были внесены существенные изменения. Кроме Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 го-да5, в Российской Федерации было ратифицировано «Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих госу-дарств»6. В 2012 году Постановлением Правительства РФ утверждено «Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» .Также в формате ОДКБ проводится
1 См. подробнее: Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Совета Безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Интернет-ресурс: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/47045.
2 См.: Состояние преступности в России (январь-декабрь 2016 г). Интернет-ресурс: https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/ 338/947/sb_1612. pdf .
3 См.: Итоговый доклад о миграционной ситуации , результатах и основных направлениях и основных направлениях деятлеьности ФМС России за 2015 год // Интернет-ресурс: https://гувм.мвд.рф/ upload/site1/document_file /Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf .
4 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/.
5 Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). Интернет-ресурс: http://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/70088244/.
6 Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (с изменениями на 10.10.2014). Ратифицировано РФ Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 178-ФЗ. Интернет-ресурс: http://docs.cntd. ru/document /902289299.
7 Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального
комплексная оперативно-профилактическая операция «Нелегал», направленная на противодействие незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми8.
Правительством города Москвы в 2016 году были приняты следующие нормативные правовые акты в сфере межнациональных отношений, затрагивающие, в том числе, и вопросы миграционной политики:
- Постановление Правительства Москвы от 05.04.2016 № 150-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 16.06.2009 № 570-ПП», которым утверждена новая редакция Положения о Совете по делам национальностей при Правительстве Москвы;
- Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О стратегии национальной политики города Москвы», которым утверждена Стратегия национальной политики г. Москвы на период до 2025 года (далее Стратегия).
Основными направлениями и задачами национальной политики г. Москвы в Стратегии названы: реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское общество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей, прогнозирование и предупреждение негативного влияния глобальных миграционных процессов на этнодемографическую ситуацию в городе и т.д.9 Внесены некоторые изменения в ряд иных законодательных актов Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что противодействие незаконной миграции осуществляется как с помощью административных, так и уголовно-правовых мер. Подробнее рассмотрим комплекс предусмотренных российским законодательством уголовно-правовых и административных мер, направленных на борьбу с незаконной миграцией.
Уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает самостоятельной уголовной ответственности для самих незаконных мигрантов.
В то же время административная ответственность установлена, как для мигрантов, так и для лиц способствующим их незаконному въезду и пребыванию в нашей стране. Так, статьей 18.8 КоАП РФ закреплена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а статьей 18.9 КоАП РФ - ответственность за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Рассмотрим некоторые вопросы соотношения состава организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) со смежными административными правонарушениями (ст.ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ).
Наряду с другими преступлениями против порядка управления статья 322.1 помещена в раздел «Преступления против государственной власти» Уголовного
государственного контроля (надзора) в сфере миграции». Интернет-ресурс: http://base.garant.rU/70259302/#ixzz44lKSm9bX.
8 См. подробнее, например: Операция «Нелегал-2015» в Тюмени. Интернет-ресурс: https://72.mvd.ru/news/item/3521875. Суха-ренко А.Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России// «Юридический мир», 2013, № 5. СПС КонсультантПлюс.
9 Стратегия национальной политики г. Москвы на период до
2025г. Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 06.06.2016г. № 312 ПП/http://www/mosg.ru/npaoms/20161019 _06.pdf.
кодекса Российской Федерации и предусматривает ответственность за «организацию незаконной миграции». Объективная сторона данного состава преступления включает в себя следующие альтернативные деяния:
1) организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;
2) организацию их незаконного пребывания в Российской Федерации;
3) организацию их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Состав преступления является формальным. Такие деяния, как «организация незаконного въезда» и «организация незаконного транзитного проезда» - одноактные преступления.
«Организация незаконного пребывания» является длящимся общественно опасным деянием, в котором следует различать момент окончания и момент прекращения нахождения субъекта в преступном состоянии. Указанное преступление будет окончено с момента фактической организации незаконного пребывания хотя бы одного мигранта на территории Российской Федерации. В то же время количество времени, которое мигрант находится на территории нашей страны, на квалификацию содеянного организатором его пребывания по ст. 322.1 УК РФ не влияет.
Для привлечения к ответственности субъекта, совершившего данное преступление, достаточно совершения им хотя бы одного из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 322.1 УК РФ общественно опасных деяний. В случае если субъект последовательно совершил два и более из них, то есть организовал сначала въезд, потом пребывание и дальнейший транзитный проезд мигранта, то содеянное не образует совокупности преступлений.
«Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию РФ может выразиться в создании организованной группы или преступного сообщества для осуществления незаконной миграции, планировании их деятельности, подборе соучастников, распределении ролей между ними, обеспечении их необходимыми средствами, руководстве незаконным пересечением Государственной границы РФ»10. Совершение данного преступного деяния в составе организованной группы квалифицируется по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, в случае наличия всех необходимых признаков совершения данного преступления в составе преступного сообщества, содеянное следует квалифицировать по совокупности: п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ и ст. 210 УК РФ.
Законодатель говорит в статье об ответственности за организацию незаконной миграции в отношении нескольких «иностранных граждан или лиц без гражданства», закрепляя данные понятия во множественном числе, создавая, тем самым, определенные трудности в квалификации. Соответственно, у судов возникают разные подходы к квалификации содеянного.
Так, П. Филиппов отмечает, что часть судов квалифицирует организацию незаконного пребывания на
10 См.: Алехин Е.В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ)// «Миграционное право», 2013, № 4. СПС КонсультантПлюс.
территории России как единое продолжаемое преступление вне зависимости от количества мигрантов, а также единства действий во времени. Другие суды квалифицируют в аналогичной ситуации в качестве самостоятельного преступления организацию незаконного пребывания каждого иностранного граждани-на11. Соглашаясь в целом с указанной П. Филипповым проблемой, которая требует скорейшего разрешения, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «организацию незаконного пребывания» следует относить к длящимся преступлениям.
К примеру, согласно приговору Хамовнического районного суда города Москвы гражданка Т., в период времени с 20 сентября 2015 года по 23 ноября 2015 года, имея умысел на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, проживая в снимаемом ею жилом помещении в г. Москве, с целью извлечения выгоды в виде уменьшения платы за проживание и без ведома собственника жилья, за денежное вознаграждение предоставила возможность проживания на данной жилой площади гражданам республики Узбекистан и гражданину республики Таджикистан, при этом заведомо зная, что последние незаконно пребывают на территории Российской Федерации, предоставив им возможность пользоваться находящимися в квартире мебелью, посудой и иными предметами общего пользования. Таким образом, гражданкой Т. был реализован преступный умысел, направленный на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, в нарушение федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», статьи 7 части 3, согласно которой временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания, и федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 5, согласно которой устанавливается порядок на временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации12. Суд, рассмотрев материалы уголовного дела, вынес гражданке Т. обвинительный приговор и назначил ей наказание в виде штрафа.
На практике незаконная миграция часто связана с совершением других преступлений, например, «с изготовлением и использованием поддельных и подложных документов.... Подделываются приглашения, визы, миграционные карты, разрешения на работу и иные документы, необходимые для въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории, а также для осуществления трудовой деятельности»13.
В феврале 2017 года Дорогомиловским районным судом города Москвы рассмотрено уголовное дело, являющееся примером совершения организации незаконной миграции, совершенное организованной группой, а также совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322.1 и 327 УК РФ. Вышеназванным
11 См. подробнее: Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства// «Уголовное право», 2014, № 3. СПС КонсультантПлюс.
12 Приговор Хамовнического районного суда города Москвы. Официальный сайт Хамовнического районного суда города Моск-вы/http://www.mos-gorsud.ru/rs/hamovnicheskij/services/cases/crimi-nal/details/5d21da26-3525-4a71-a77a-f4a0afd826c4
13См.: Егорова Е. Нелегальная миграция в России. Интернет-
ресурс: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2003#top-content.
судом был вынесен приговор в отношении гражданки Д., которая действуя в составе организованной группы совместно с высокопоставленными должностными лицами УФМС России, совершила организацию въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и их незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Согласно материалам уголовного дела гражданка Д. совместно с другими установленными лицами, пользуясь тем обстоятельством, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на день принятия этих территорий в состав российской Федерации, обладали правом на получение российского гражданства, подыскивали лиц из числа иностранных граждан, желающих незаконно, в нарушение ст.5 договора между Российской Федерацией и республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, получить российское гражданство. Во исполнение своего преступного замысла гражданка Д. совместно с другими установленными лицами получили от тринадцати граждан Украины документы, удостоверяющие их личности, анкетные данные, фотографии, после чего путем внесения в документы недостоверных сведений о регистрации граждан Украины на территории Республики Крым, помогли оформить и получить им паспорта Российской Федерации и гражданство Российской Федерации за денежное вознаграждение. В совершение данного преступления были вовлечены: паспортист МУП на территории республики Крым (обеспечивал внесение заведомо ложных сведений в паспорта, карточки прописки либо в карты регистрации); сотрудник ОУФМС России по г. Москве по району Филевский парк (направлял документы на указанных граждан с внесенными заведомо ложными сведениями о регистрации их на территории республики Крым в УФМС России по городу Москве); высокопоставленное должностное лицо Центрального аппарата ФМС России (оказывал содействие в ускорении процесса получения указанными иностранными гражданами российского гражданства и документирования их паспортами Российской Федерации, а также предоставлял необходимую проверочную информацию).14 Гражданка Д. являлась активным участником организованной преступной группы. Ее действия были квалифицированы органами предварительного следствия и судом по п. «а» ч.2 ст. 322.1 и ч.5 ст.33, ч.1 ст. 327 УК РФ, так как она совершила организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан, их незаконного пребывания в Российской Федерации, организованной группой; она же совершила пособничество в подделке иных официальных документов, предоставляющих право в целях их использования, содействуя совершению преступления предоставлением советов, указаний, информации и средств15.
Ряд авторов предлагает дополнить состав ст. 322.1 УК РФ квалифицирующим признаком, который бы предусматривал ответственность за сам факт содействия
14 Материалы уголовного дела в отношении указанных лиц выделены в отдельное производство. Приговор Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 28.02.2017г. Интернет-ресурс: http://www.mosgorsud.ru/rs/dorogomilovskij/services/cases/criminal/d etails/e0a41308-0cac-4d95-a010-9b0a92f53e04 15Там же.
незаконной миграции16. Речь идет фактически о пособничестве ее осуществлению, то есть склонению или иному вовлечению лица в совершение действий, направленных на создание условий для незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. По нашему мнению, возможность привлечения к ответственности таких лиц, которые содействуют совершению данного преступления, выступая в качестве пособников, заложена институтом соучастия в преступлении, а также наличием в анализируемом составе преступления отягчающего обстоятельства (его совершение в составе организованной преступной группы, как группы, которую можно отнести к сложной форме соучастия, с распределением ролей).
В тоже время, например, Долгова Н.С. считает «целесообразным выделить в качестве специального субъекта организации незаконной миграции работников миграционной службы, таможенных органов и иных органов, способных воспользоваться своим служебным положением и содействовать организации незаконной миграции. Это представляется возможным путем включения в ст. 322.1 квалифицирующего признака «совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст.322.1 с использованием своего служебного положения».17 Соглашаясь с мнением Долговой Н.С., авторы считают, что повышение ответственности для лиц, которые организуют незаконную миграцию либо содействуют ее осуществлению с использованием своего служебного, прежде всего, конечно, должностного положения, представляется необходимым. При этом само понятие «содействие» должно соотноситься не с институтом соучастия, а с прикосновенностью к преступлению, в форме попустительства ей.
Например, имеют место случаи, когда отдельные руководители подразделений органов внутренних дел прикрывают незаконных мигрантов, подтверждая, в случае их остановки полицейским нарядом, тот факт, что документы данных лиц находятся у них на оформлении. По нашему мнению, такие случаи, как раз и образуют ситуации содействия незаконной миграции с использованием служебного положения. Кроме того, в их действиях должен усматриваться состав преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия). Однако в подобной ситуации состав ч. 3 ст. 290 УК РФ фактически доказать будет уже невозможно.
На наш взгляд, очевидно, что состав ст. 322.1 УК РФ требует дополнения частью 3, в которой предусматривалась бы ответственность за организацию незаконной миграции или содействие ее осуществлению должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Кроме того, анализируемая статья Уголовного кодекса РФ также требует дополнения рядом общественно опасных деяний, которые фактически сегодня российским законодателем не криминализированы. Интересным в этом отношении представляется опыт Респуб-
16 См., например: Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // «Миграционное право», 2013, № 2. СПС КонсультанПлюс.
17 См.: Долгова Н.С. Незаконная миграция: актуальные проблемы борьбы в современных условиях/ Ьйр/Л«\№«^аепсе fo-rum.ru/2015/pdf/18067.pdf.
лики Беларусь, где частью 1 статьи 371.1 УК РБ предусмотрена уголовная ответственность не только за организацию, но также и за руководство или содействие деятельности по незаконному въезду, пребыванию, транзитному проезду через территорию данного государства иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом, конечно, понятие «содействие незаконной миграции» требует толкования законодателем в примечании данной статьи.
Также, в ч. 2 ст. 371.1 УК РБ предусматривается ответственность за совершение данного деяния способом, который представляет опасность для жизни или здоровья самих мигрантов, либо связан с жестоким или унижающим их достоинство обращением. Введение ответственности за такое деяние представляется тем более важным в свете множества событий, связанных с гибелью мигрантов, которые задохнулись в грузовике18, погибли при пожаре на рынке в Москве19 и т.п.
Представляется важным различать ст. 322.1 УК РФ и составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 18.8 и 18.9 КоАП РФ.
Основное отличие ст. 18.8 КоАП РФ от ст. 322.1 УК РФ состоит в субъекте, совершающем данное правонарушение. Так, в ст. 18.8 КоАП РФ говорится о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил режима пребывания (проживания) в России, то есть, речь идет о нарушении данным субъектом правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Субъектом данного правонарушения, таким образом, является сам незаконный мигрант (иностранный гражданин либо лицо без гражданства). Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.1 УК РФ будет являться физическое вменяемое лицо, организующее в данном случае незаконное пребывание мигранта на территории Российской Федерации.
В ст. 18.9 речь идет об ответственности за «нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния». Но, как раз, в отграничении данного проступка от преступления, ответственность за совершение которого
18 См. подробнее: «Погибшие в Австрии мигранты задохнулись в грузовике». Интернет-ресурс: http://www.rosbalt.ru/main/ 2015/09/04/1437040. html.
19 См. подробнее: «При пожаре на рынке в Москве сгорели 17 гастарбайтеров». Интернет-ресурс: http://www.kp.ru/daily/25861/ 2828708/.
предусмотрена ст. 322.1 УК РФ и возникают определенные сложности, так как объективная сторона ст. 18.9 КоАП фактически предусматривает ответственность за совершение тех же деяний, что и объективная сторона ст. 322.1 УК РФ в части «пребывания» или «проезда». Кроме того, частью 3 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за «предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию». Представляется, что признаки данного административного правонарушения частично совпадают с признаками анализируемого состава преступления и требуют законодательного уточнения.
В заключении хотелось бы сформулировать ряд выводов и предложений.
Существующие коллизии в области противодействия незаконной миграции между административным и уголовным законодательством требуют скорейшего разрешения на законодательном уровне.
Кроме того, необходимо проделать значительную работу и в области совершенствования уголовно-правовых норм с целью улучшения правовых основ противодействия незаконной миграции. Так, по мнению авторов:
во-первых, целесообразно введение уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и содействие ее осуществлению, совершенные лицом, с использованием своего служебного положения;
во-вторых, требует самостоятельного разъяснения понятие «содействие незаконной миграции», которое должно охватывать случаи прикосновенности данному преступлению, а именно попустительство его совершению с использованием служебного положения, а не подменять собой институт соучастия;
в-третьих, необходимо введение в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ уголовной ответственности за организацию незаконной миграции совершенную способом, который представляет опасность для жизни или здоровья незаконных мигрантов либо связан с жестоким или унижающим их достоинство обращением.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года (с изменениями и дополнениями).
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 20 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями).
3. Закон «О Государственной границе РФ» от 1.04.1993 № 4730-1.// СПС Гарант: http://base.garant.ru/ 10103372/.
4. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Интернет-ресурс: 11Йр://ш^. consultant.ru/document/cons_doc_law_11 з7б/.
5. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). Интернет-ресурс: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70088244/.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_154602/.
7. Стратегия национальной политики г. Москвы на период до 2025г. Приложение к Постановлению Пра-
вительства Москвы от 06.06.2016г. № 312 ПП http://www/mosg.ru/npaoms/20161019_06.pdf.
8. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (с изменениями на 10.10.2014). Ратифицировано РФ Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 178-ФЗ. Интернет-ресурс: http://docs.cntd.ru/document/902289299.
9. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Совета Безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Интернет-ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 47045.
10. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 60 (ред. от 02.02.2000) «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Интернет-ресурс: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17568/.
11. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации». Интернет-ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_82016/.
12. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции». Интернет-ресурс: http://base.garant.ru/70259302/#ixzz44lKSm9bX.
13. Комментарий к Уголовному кодексу российской Федерации. Под ред. В.М.Лебедева. Изд-во Норма. 2007.
14. Национальная социологическая энциклопедия. Интернет-ресурс: /http://voluntary.ru/dictionary/625/word/ nezakonaja-migracija.
15. Операция «Нелегал-2015» в Тюмени. Интернет-ресурс: https://2.mvd.ru/news/item/3521875.
16. Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России. // «Юридический мир», 2013, № 5. СПС КонсультантП-люс
17. «Погибшие в Австрии мигранты задохнулись в грузовике». Интернет-ресурс: http://www.rosbalt.ru/main/ 2015/09/04/1437040. html.
18. «При пожаре на рынке в Москве сгорели 17 гаст-арбайтеров». Интернет-ресурс: http://www.kp.ru/daily/ 25861/2828708/.
19. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (с изменениями на 10.10.2014). Ратифицировано РФ Федеральным законом Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 178-ФЗ. Интернет-ресурс: http://docs.cntd.ru/document/902289299.
20. Алехин Е.В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ)// «Миграционное право», 2013, № 4. СПС КонсультанПлюс.
21. Долгова Н.С. Незаконная миграция: актуальные проблемы борьбы в современных условиях: http//www. science forum.ru/2015/pdf/18067.pdf.
22. Егорова Е. Нелегальная миграция в России. Интернет-ресурс: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2003 #top-content.
23. Калдышев А.Н., Николаев А.Г. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции Пограничных
органов Федеральной службы безопасности. Интернет-ресурс: http://www.justicemaker.ru/view-article.php? id=21&art=1240.
24. Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции// «Миграционное право», 2013, № 2. СПС КонсультантПлюс.
25. Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства// «Уголовное право», 2014, № 3. СПС КонсультантПлюс.
26. Приговор Дорогомиловского районного суда г.Москвы от 28.02.2017г. Интернет-ресурс6 http://www. mosgorsud.ru/rs/dorogomilovskij/services/cases/criminal/d etails/e0a41308-0cac-4d95-a010-9b0a92f53e04.
27. Приговор Хамовнического районного суда города Москвы. Официальный сайт Хамовнического районного суда города Москвы/http://www.mos-gorsud.ru/rs/ha-movnicheskij/services/cases/criminal/details/5d21da26-3525-4a71-a77a-f4a0afd826c4.