УДК 343.1 ББК 67.523
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ,
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя
E-mail:[email protected] Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс; 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена особенностям возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления, относящегося к организации незаконной миграции, с учетом специфики материалов, полученных в ходе доследственной (предварительной) проверки.
Ключевые слова: Организация незаконной миграции, незаконный въезд, незаконное пребывание, незаконный транзит через территорию Российской Федерации, основания и поводы возбуждения уголовного дела.
Annotation. The article describes the specifics of launching a criminal case for organized illegal migration in the light of specific materials acquired in the course of pre-investigation (preliminary) check.
Keywords: organized illegal migration, illegal entry, unlawful stay, illegal transit through the territory of the Russian Federation, grounds and causes for launching a criminal case.
Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, которая начинается с момента приема и регистрации компетентным органом информации об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления, и заканчивается принятием уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России в пределах его компетенции решения в порядке, установленном УПК РФ [2] о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Рассматриваемый состав преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ [1] «Организация незаконной миграции», представляет собой объединение ряда самостоятельных действий, каждое из которых в отдельности, равно как и их совокупность, образует оконченное преступление и включает в себя [9, с. 144]:
1) организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию;
2) организацию незаконного пребывания в Российской Федерации;
3) организацию незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации [8, с. 128—134].
Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, урегулированные нормами права и устанавливающие порядок въезда и пребывания в Российской Федерации, а также транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Диспозиция комментируемой нормы является отсылочно-бланкетной, так как для разъяснения признаков, определяющих характеристики деяний, образующих объективную сторону преступления, необходимо обратиться к Федеральному закону «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», который в ст. 24 предусматривает, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено рассматриваемым федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Особый порядок предусмотрен для лиц, получивших вид на жительство в Российской Федерации и признанных в установленном порядке беженцами.
Таким образом, организация незаконного въезда в Российскую Федерацию включает в себя любые действия, направленные на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранным лицом или лицом без гражданства без получения визы, по поддельной визе, без миграционной карты, по поддельной миграционной карте, по недействительным документам, удостоверяющим личность, либо по документам, не признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, а также по заведомо подложным документам, по поддельному виду на жительство, выданному лицу без гражданства, который одновременно является и документом, удостоверяющим его личность, и т.д.
Признак незаконного въезда в Российскую Федерацию будет иметь место и в том случае, если виза или документы, удостоверяющие личность, были получены по поддельным документам, при отсутствии оснований, установленных законодательством. При наличии международного соглашения о безвизовом перемещении граждан между Российской Федерацией и иным государством виза не нужна.
Сюда же можно отнести приобретение билетов, подделку документов, оказание транспортных услуг, организацию встречи и сопровождения до места пребывания и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4] законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, который имеет действительные вид на жительство либо разрешение на временное прожи-
вание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
Виза — выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основаниями для выдачи иностранному гражданину визы являются:
1) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представитель-
ством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;
3) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;
4) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое по заявлению в письменной форме гражданина Российской Федерации о совместном с ним въезде в Российскую Федерацию членов его семьи (супруга / супруги), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей), являющихся иностранными гражданами, либо принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;
4.1) решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [3];
5) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
6) подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров;
7) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,
или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;
8) обращение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о выдаче визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником крупной иностранной компании, отнесенной к таковой по показателям финансово-экономической деятельности, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и осуществляющей инвестиции на территории Российской Федерации, или компании, участвующей в реализации проектов создания инновационного центра «Сколково» либо международного финансового центра в Российской Федерации, отвечающих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
Миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [5] иностранные граждане, постоянно или временно про-
живающие в Российской Федерации, при осуществлении миграционного учета обязаны зарегистрироваться по месту жительства и подлежат учету по месту пребывания, временно пребывающие подлежат учету по месту пребывания.
Место жительства — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном порядке.
Место пребывания — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном порядке.
Организация незаконного пребывания включает в себя любые действия, направленные на обеспечение нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность, визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на пребывание на территории Российской Федерации.
Дознавателю для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [6] и Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» принимающей стороной в установленные федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 22 федерального закона) либо направляться почтовым отправлением.
Для более наглядного подтверждения оснований для возбуждения уголовного дела в отношении организатора незаконной миграции, а в частности лица, организующего незаконное пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства
на территории Российской Федерации, необходимо также задокументировать факт незаконного пребывания указанных лиц, что можно осуществить путем привлечения мигрантов к административной ответственности за соответствующие нарушения законодательства.
При этом нужно помнить, что незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, фиктивная регистрация по месту жительства и фиктивная постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении в Российской Федерации образуют самостоятельные составы преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322, 322.2 и 322.3 УК РФ. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством, а также въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Под фиктивной регистрацией по месту жительства (фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении) понимается регистрация (постановка на учет) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (пребывания) на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации (постановки на учет) либо их регистрация по месту жительства (пребывания) без их намерения проживать (пребывать) в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства (пребывания) без намерения нанимателя (собственника, принимающей стороны) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания (пребывания).
Организация незаконного транзита включает в себя любые действия, направленные на обеспечение пересечения границы Российской Федерации иностранным гражданином либо лицом без гражданства, проезда им ее территории и повторного пересечения границы Российской Федерации тем же
лицом без документов, удостоверяющих личность, визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке или вида на жительство, или временного разрешения на пребывание на территории Российской Федерации.
Организация незаконной миграции реализуется путем осуществления действий, направленных на отыскание лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечение их соответствующими документами, разработку способов незаконного въезда и незаконного транзитного проезда через территорию Российскую Федерацию, а также незаконного пребывания в Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 140 УПК РФ указан исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Анализ судебно-следственной практики свидетельствует, что уголовные дела по фактам организации незаконной миграции в подавляющем большинстве возбуждаются по результатам осуществления мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, сотрудниками территориальных подразделений ФМС России и участковыми уполномоченными полиции. Также распространенным поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 322.1 УК РФ является постановление прокурора по результатам разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов в рассматриваемой сфере. Следовательно, основными поводами для возбуждения уголовных дел данной категории являются сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников и оформленное рапортом сотрудника территориального подразделения ФМС России или участкового уполномоченного полиции об обнаружении признаков преступления [7], и постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Таким образом, для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по факту организации незаконной миграции сотрудники ФМС, участковые уполномоченные полиции, сотрудники прокуратуры помимо рапорта и постановления должны направить в орган предварительного расследования следующие материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления:
1) протокол осмотра места происшествия (помещения, здания, сооружения, участка местности, где проживают и осуществляют трудовую деятельность мигранты), осмотра транспортных средств. В протоколе осмотра места происшествия также описываются документы, изъятые у мигрантов или организаторов незаконной миграции (удостоверяющие личность, миграционные карты, разрешения на работу, патенты на работу и т.д.);
2) постановления о привлечении мигрантов к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства России;
3) объяснения, полученные сотрудниками территориальных подразделений ФМС России, участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками прокуратуры от незаконных мигрантов, организатора незаконной миграции и лиц, контактировавших с ними;
4) рапорты должностных лиц, проводивших мероприятия по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства (сотрудника территориального подразделения ФМС России или участкового уполномоченного полиции), сотрудника прокуратуры, проводившего проверку по заявлению, жалобе или иным обращениям, содержащим сведения о нарушении законов и выявившим факт организации незаконной миграции;
5) справки (заключения) специалиста (эксперта) о производстве исследования (экспертизы) изъятых документов на предмет наличия в них признаков частичной либо полной подделки;
6) сведения о предполагаемом организаторе незаконной миграции, полученные из различных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов;
7) информация из Федеральной миграционной службы об иностранных гражданах и (или) лицах без гражданства, задержанных при прове-
дении мероприятия по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства или проверки по заявлению, жалобе или иным обращениям, содержащим сведения о нарушении законов.
По результатам рассмотрения поступивших материалов дознаватель принимает решение в порядке ст. 144, 145 УПК РФ и в случае возбуждения уголовного дела по факту организации незаконной миграции приступает к первоначальному этапу расследования, основной целью которого является получение достаточных доказательств для предъявления лицу обвинения в совершении данного преступления.
Дальнейший алгоритм деятельности дознавателя на первоначальном этапе расследования организации незаконной миграции зависит от сложившейся следственной ситуации и планируемых действий и мероприятий.
Важно понимать, что ключевым моментом в разрешении и реализации вышеперечисленных алгоритмов является взаимодействие с оперативными подразделениями и иными службами ОВД в целях своевременного обмена значимой информацией оперативного, процессуального характера для своевременного принятия решения о проведении процессуальных и следственных действий.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.
5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 30. Ст. 3285.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (ред. от 29 мая 2014 г.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 5. Ст. 653.
7. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 14 ноября 2014 г. № 260.
8. Лазаренко О.Н. Криминалистическая характеристика незаконной миграции // Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью Материалы 2-й международной научно-практической конференции (19 ноября 2015 г.) М.: Академия управления МВД России, 2015.
9. Никитенко И.В. Миграционная безопасность Дальневосточного федерального округа России: политико-правовой и криминологический аспект. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2010.
References
1. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 16.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.07.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 25. St. 2954.
2. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.09.2015) // Sobranie
zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2001. № 52 (ch. I). St. 4921.
3. Federal'nyi zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ (red. ot 31.12.2014) «O grazhdanstve Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. № 22. St. 2031.
4. Federal'nyi zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 13.07.2015) «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. № 30. St. 3032.
5. Federal'nyi zakon ot 18.07.2006 № 109-FZ (red. ot 22.12.2014) «O migratsionnom uchete in-ostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiis-koi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2006. № 30. St. 3285.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.01.2007 № 9 (red. ot 29.05.2014) «O poryadke osushchestvleniya migratsionnogo ucheta inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiiskoi Federat-
sii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2007. № 5. St. 653.
7. Prikaz MVD Rossii ot 29.08.2014 № 736 «Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke priema, registratsii i razresheniya v territorial'nykh organakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii zayavlenii i soob-shchenii o prestupleniyakh, ob administrativnykh pra-vonarusheniyakh, o proisshestviyakh» // Rossiiskaya gazeta. 14.11.2014. № 260.
8. Lazarenko O.N. Kriminalisticheskaya khara-kteristika nezakonnoi migratsii // Aktual'nye prob-lemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva organov vnu-trennikh del v bor'be s prestupnost'yu Materialy 2-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (19 noyabrya 2015 g.) M. : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015.
9. Nikitenko I.V. Migratsionnaya bezopasnost' Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga Rossii: poli-tiko-pravovoi i kriminologicheskii aspekt. Khabarovsk: Dal'nevostochnyi yuridicheskii institut MVD Rossii, 2010.
Учебник 8-е издание
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Л.В. Туманова и др.]; под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 8-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 599 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Раскрыты основные темы курса: сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку рассмотрения гражданских дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также по делам о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех инте-ресующихся вопросами гражданского процесса.