УДК 343.2/.7
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
© Анатолий Петрович ЩУРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
В статье анализируется направления оптимизации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции на современном этапе противодействия преступности.
Ключевые слова: уголовная ответственность; уголовные наказания; организация незаконной миграции; противодействия преступности; УК РФ.
Статья 3221. Организация незаконной миграции.
1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации
- наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации,
- наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
(Статья введена ФЗ от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ)
Объектом данного преступления является порядок законного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их законного пребывания в Российской Федерации или законного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Данный порядок определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, б) организация их незаконного пребывания в Российской Федерации, в) организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин, а также лицо без гражданства - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу
без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - это лицо, получившее вид на жительство. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство регулируются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной лицу визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок его действия составляет три года. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Например, если лицо в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче такого разрешения, подвергалось административному выдворению за пределы Российской Федерации. А также представило поддельные или подложные документы либо сообщило о себе заведомо ложные сведения. А также если было осуждено вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, рецидив которого признан опасным. Соответственно, если не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федера-
ции в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если лицо признано нетрудоспособным.
Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирует порядок оформления приглашений иностранных граждан (лиц без гражданства) на въезд в Российскую Федерацию. В том числе в целях их обучения в образовательном учреждении и в целях осуществления трудовой деятельности, порядок регистрации и учета иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации.
Субъект преступления - это физическое лицо, достигшее (исходя из ст. 20 УК РФ) 16-летнего возраста, хотя, разумеется, что фактически действия, образующие объективную сторону рассматриваемого преступления, может совершать лицо более старшего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершения.
Непосредственный объект преступления -отношения, обеспечивающие защиту неприкосновенности государственной границы и нормальное функционирование государственных органов в сфере организации и регулирования миграционных процессов.
Фактически преступления, предусмотренные законодателем в ч. 1 статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 - к преступлениям средней тяжести.
Миграция - это совокупность территориальных перемещений, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант -лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное, постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию госу-
дарства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, - эмигрант. В настоящее время различают миграцию добровольную и вынужденную, внутреннюю и внешнюю. В ст. 3221 УК РФ речь идет о внешней миграции, т. е. осуществляемой в целях постоянного или временного изменения места жительства, но связанную с перемещением из России в другие государства и из других государств в Российскую Федерацию [1, с. 1080; 2, с. 3-10].
При решении вопроса об уголовной ответственности по ст. 3221 УК в каждом конкретном случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной. Основными действующими нормативными правовыми актами, определяющими правовые основы миграции в РФ и регулирующими отношения в области миграции, являются: Конституция РФ (ст. 27); ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - ФЗ от 15 августа 1996 г.) (СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029); от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032) и от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285); Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150); постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту» (СЗ РФ. 2004. № 2. Ст. 120) и от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте» (СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3553).
В настоящее время в России действует ФЗ от 12 июля 2000 г. № 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» (СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3006). Соглашение подписано в г. Москве 6 марта 1998 г. Однако в настоящее время многостороннее взаимодействие государств - участников СНГ ослабевает, а двустороннее со-
трудничество в этой области усиливается (см., например, Соглашение по данному вопросу между Правительствами Российской Федерации и Литовской Республики, подписанное в Вильнюсе 12 мая 2003 г. и ратифицированное ФЗ от 4 июля 2003 г. (СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2714). В России также принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р (СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 923).
Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; их незаконного пребывания в РФ; их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания. Например, транзитная виза выдается на срок до 10 дней. Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца и может продлеваться по его заявлению.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие визу, при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через государственную границу РФ при выезде из РФ. Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является законным, если они соблюдают установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняются от выезда из РФ по истечении срока пребывания.
В ст. 26, 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается (имеют судимость за совершение тяжкого
или особо тяжкого преступления; ранее подвергались административному выдворению из РФ или депортировались; не могут подтвердить наличие средств для проживания в РФ; есть решение о нежелательности их пребывания в РФ) либо может быть не разрешен (использовали подложные документы, сообщили о себе заведомо ложные сведения, два раза и более в течение трех лет привлекались к административной ответственности, ранее не сдали миграционную карту либо уклонились от уплаты налога или административного штрафа).
Транзитный проезд иностранного гражданина или лица без гражданства по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с РФ государство, действительных для выезда из РФ проездных билетов и т. д. (ст. 29-32 ФЗ от 15 августа 1996 г.).
Несоблюдение положений ФЗ (гл. 1У-У1) делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в РФ незаконными. Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства - это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения путем агитации, рекламирования; подготовка поддельной документации; руководство непосредственным совершением преступления.
Преступление имеет формальный состав и признается оконченным при наличии хотя бы одного из названных в диспозиции нормы незаконных действий. Преступные последствия находятся за пределами состава.
Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства, осознает незаконность и общественную
опасность своих действий и желает действовать таким образом.
Квалифицирующие признаки рассматриваемого преступления: совершение предусмотренного ч. 1 статьи преступления организованной группой (п. «а») (см. ст. 35 УК) либо в целях совершения преступления на территории РФ (п. «б»).
Некоторые статьи КоАП (ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому для квалификации по ст. 3221 УК требуется тщательный анализ всех обстоятельств содеянного как преступ-
ления, а не административного правонарушения.
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Л.Л. Крутикова. М., 2005.
2. Законодательная Техника и дифференциация ответственности в современном уголовном праве и процессе России / под ред. Л.Л. Крутикова. Ярославль, 2005.
Поступила в редакцию 12.01.2012 г.
UDC 343.2/.7
ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION: PROBLEMS OF QUALIFICATION AND ASSIGNMENT OF PUNISHMENT
Anatoliy Petrovich SHSCUROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected]
The article analyzes the directions of optimization of criminal responsibility for organization of illegal migration at modern stage of crime struggle.
Key words: criminal responsibility; criminal punishment; organization of illegal migration; crime struggle; CC of RF.