Научная статья на тему 'Объективные признаки организации незаконной миграции'

Объективные признаки организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1265
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байбурина Эллина Радиковна

Рассматривается состав такого преступления, как незаконная миграция. Анализируются все признаки указанного состава преступления, в том числе организация незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные признаки организации незаконной миграции»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 36 (174). Право. Вып. 22. С. 75-78.

Э. Р. Байбурина

объективные признаки организации незаконной миграции

Рассматривается состав такого преступления, как незаконная миграция. Анализируются все признаки указанного состава преступления, в том числе организация незаконной миграции.

Ключевые слова: миграция, преступление, организация незаконной миграции.

Определение содержания объекта организации незаконной миграции основано на понятии общего объекта преступления, которым признается «то, на что посягает преступление, то есть, на что оно направлено, что оно нарушает и чему причиняет или может причинить вред»1. В этом определении выражена суть объекта всех без исключения преступлений. Будучи включенным в раздел Х Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти», состав преступления, предусмотренный ст. 3221 УК РФ, в рамках характеристики объекта посягательства обладает родовыми признаками именно этой группы общественных отношений.

Родовым объектом преступлений против государственной власти, по мнению С. В. Дьякова, является государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые реально имеются в современных условиях перехода России к новому общественно-экономическому строю2. В данном случае автор делает акцент на государственной безопасности и ее содержании.

Ю. И. Ляпунов предлагает считать родовым (видовым) объектом рассматриваемой группы преступлений «совокупность общественных отношений в сфере нормального, соответствующего положениям Конституции РФ, требованиям других федеральных законов и подзаконных нормативных актов функционирования органов государственной власти, под которыми понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, а также вооруженных сил, других войск и воинских формирований РФ»3. В основе этого более развернутого определения лежит указание на обеспечение функционирования органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичным образом определяют родовой объект другие авторы, понимая под ним группу

общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления4. Если же попытаться определить видовой и непосредственный объекты организации незаконной миграции, то можно заметить, что в данном вопросе имеются расхождения во мнениях. Так, родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 32 УК РФ, признаются общественные отношения, обеспечивающие деятельность всех ветвей государственной власти, а видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, преимущественно обеспечивающие деятельность исполнительной ветви государственной власти (органов исполнительной власти)5. Развивая это положение, отметим, что видовым объектом преступлений против порядка управления признается нормальная управленческая деятельность органов государственной власти, а непосредственным объектом — определенная область указанной деятельности6.

Объединяет приведенные выше научные позиции мысль о том, что при совершении преступлений, содержащихся в гл. 32 УК РФ, нарушаются общественные отношения, обеспечивающие нормальную управленческую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Управленческая деятельность затрагивает различные аспекты жизни общества и функционирования государства, включая охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защиту неприкосновенности государственной границы, установленный законом порядок регулирования миграционных процессов, охрану прав и законных интересов граждан.

Непосредственным объектом преступлений против порядка управления считаются конкретные функции органов государственной власти и местного самоуправления, нормальное осуществление которых является необходимым условием охраны общественного порядка и обеспечения

общественной безопасности, правильного ведения официальной документации и др. Если преступление против порядка управления сопряжено с посягательством на личность сотрудников государственного аппарата или аппарата органов местного самоуправления либо их близких, дополнительным объектом преступления признаются также соответствующие законные интересы (блага) личности (жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство)7.

По мнению Л. В. Сердюка, в качестве основного объекта организации незаконной миграции выступает порядок управления, а дополнительными (факультативными) объектами этого преступления являются общественная безопасность, права и свободы граждан России и оборонная мощь страны, которые ставятся под угрозу их нарушения8.

Такой подход к определению основного объекта рассматриваемого состава преступления представляется спорным. При организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) нарушаются, прежде всего, общественные отношения, обеспечивающие законодательно регламентированную деятельность органов государственного управления в сфере регулирования миграционных процессов, что составляет непосредственный объект состава преступления. При этом нарушается соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и выезда из нее. Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) выражается в форме действий, направленных на организацию въезда в Российскую Федерацию, пребывания в ней или транзитного проезда через ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в нарушение установленного порядка. Основанием наступления уголовной ответственности является совершение любого указанного в диспозиции статьи альтернативного деяния, являющегося в то же время и признаком объективной стороны состава этого преступления.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, характеризующим их как законные. Въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет законным при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действитель-

ным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Кроме наличия визы, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из страны9.

Результаты проведенного нами исследования позволили выявить наиболее распространенные способы (приемы) совершения организации незаконной миграции, выразившиеся в форме организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и лица без гражданства (7,3 %). Это объясняется отсутствием должной координации действий между иностранными гражданами и лицами без гражданства, желающими въехать в Российскую Федерацию, с лицами, занимающимися организацией такого въезда. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию двух и более иностранных граждан и лиц без гражданства составила 2,2 % случаев, что подтверждает, с одной стороны, мысль об отсутствии должной координации действий между преступниками по организации незаконной миграции, а с другой — об эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов по предупреждению такого противоправного деяния. Более распространенным способом рассматриваемого состава преступления является организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (22,6 %). Это свидетельствует о недостатках организации контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию. Следует также отметить, что наиболее распространенным способом данного состава преступления является организация незаконного пребывания в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и лиц без гражданства (63,5 %). Характерной особенностью такого деяния является то, что прибывшие в один регион лица со временем меняют место своего пребывания, в результате чего теряется контроль за местом их нахождения и сферой деятельности.

Обращает на себя внимание тот факт, что организация незаконного транзитного проезда

иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации составила 2,2 % случаев, а организация незаконного транзитного проезда двух и более иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации — 1,1 %; иной способ совершения организации незаконной миграции составил 1,1 %.

Если въезд указанных в диспозиции ст. 3221 УК РФ лиц сопровождался нарушением установленных правил оформления соответствующих документов, предоставляющих право въезда в Российскую Федерацию, то он будет считаться незаконным. Следует признать незаконным и въезд в Российскую Федерацию по поддельным или чужим документам либо вовсе без документов, а также въезд, сопровождавшийся иными нарушениями законодательства РФ.

Организация незаконного въезда может выражаться в любых действиях, направленных на обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства поддельными документами на право въезда в Российскую Федерацию, осуществление перевозок на ее территории лиц, не имеющих права въезда в Россию, всеми видами транспорта, выбор наиболее безопасных маршрутов таких перевозок. Создание различных лжефирм, под прикрытием которых действуют лица, организующие незаконный въезд, также следует квалифицировать как организацию незаконной миграции10. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства либо их транзитного проезда через территорию России состоит в совершении действий, непосредственно направленных на оказание им помощи в пересечении Государственной границы РФ в целях их проживания либо временного нахождения в Российской Федерации, а также проезда через ее территорию. Представляется целесообразным обстоятельства, предшествовавшие организации незаконной миграции, классифицировать на два вида: обстоятельства, обеспечивающие жизнедеятельность человека, и обстоятельства, способствующие пребыванию иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и их транзиту через ее территорию.

К первой группе обстоятельств следует отнести подбор места жительства для иностранных граждан и лиц без гражданства (26,9 %) и подбор для них работы (28,5 %). Вторую группу составляют такие обстоятельства, как создание необ-

ходимых условий для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации — 27,9 %, приобретение и изготовление для них поддельных документов — 6,3 %, предоставление им транспортных средств — 7,3 %. Иные обстоятельства, предшествовавшие организации незаконной миграции, составили 3,1 % случаев.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из страны по истечении срока пребывания11. В данном случае можно говорить о правовом режиме иностранных граждан или лиц без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию, пребывающих в ней или осуществляющих транзитный проезд через ее территорию. Под организацией незаконного пребывания в Российской Федерации понимаются любые действия, направленные на обеспечение нахождения другого лица на ее территории без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации12.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)13 временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на такое проживание. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. Особенности временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации регулирует ст. 5 приведенного выше Федерального закона, в которой, в частности, отмечается, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Незаконным транзитным проездом признается такой проезд, который осуществляется с нарушением правил, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Организацию незаконного транзитного проезда представляют собой любые действия лица, направленные на обеспечение пересечения Государственной границы РФ другим лицом, проезда им ее территории и повторное пересечение границы РФ тем же лицом без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке или вида на жительство, или временного разрешения на проживание на территории РФ (оказание помощи транзитным мигрантам транспортом, обеспечение поддельными документами, сокрытие от таможенных органов)12. Организация незаконного транзитного проезда может выражаться в любых действиях, направленных на обеспечение беспрепятственного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имеют права на такой проезд14.

Особенности осуществления транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации регламентирует глава 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Так, в ст. 29 указанного Закона говорится:

«Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации». Такой проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся терри-

ториальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Рассматриваемое нами преступление по конструкции имеет формальный состав, т. е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в ней либо незаконного транзитного проезда через ее территорию.

Примечания

1 Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001. С. 62.

2 См.: Дьяков, С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999. С. 13.

3 Уголовное право. Особенная часть / под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998. С. 587.

4 См., напр.: Борзенков, Г. Н. Российское уголовное право. Особенная часть : учебник : в 2 т. / Г. Н. Борзенков, Л. В. Иногамова — Хегай, В. С. Комиссаров. М., 2009. Т. 2. С. 585; Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. М., 2008. С. 495.

5 См.: Агаев, Г. А. Преступления против порядка управления. Вопросы теории и практики : монография / Г. А. Агаев, Ф. Н. Аббасов. СПб., 2005. С. 41.

6 См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / под ред. А. И. Рарога. М., 1996. С. 418; Наумов, А. В. Российское уголовное право : курс лекций : в 3 т. М., 2008. Т. 3. С. 511.

7 См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. М., 2006. С. 463.

8 См.: Сердюк, Л. В. Организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ): состав и порядок квалификации (комментарий) // Вестн. Уфимского юрид. ин-та. 2006. № 2-3. С. 64.

9 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2008. С. 794-795.

10 См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. М., 2006. С. 494.

11 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. М., 2008. С. 795.

12 См.: Сборник учебно-методических материалов для системы профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений МВД России / под ред. Б. Я. Гаврилова. М., 2006. С. 81.

13 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

14 См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. М., 2006. С. 496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.