Миграционные процессы в истории новейшей России протекают под воздействием различных объективных факторов, как отрицательных, так и положительных. К отрицательным факторам можно условно отнести распад в 1991 г. СССР, просуществовавшего несколько десятилетий и сформировавшего собственные устои, традиции, определенное интернациональное братство. Указанное обстоятельство спровоцировало активизацию проявления национализма, социальных конфликтов, экономическую нестабильность, ухудшение качества жизни людей, а также низкий уровень защищенности государственной границы Российской Федерации. В то же время к положительным факторам относится новый курс развития Российского государства, ориентированный на демократизацию общества, развитие международных экономических и стратегических отношений, расширение рынка труда. Конституция Российской Федерации, воплотив в себе ряд общепризнанных руководящих начал международного права, регламентировала свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания, возможность беспрепятственного выезда за пределы Российской Федерации. Данные факторы существенно стимулировали уровень миграции в целом и незаконной миграции в частности. Резкий рост уровня незаконной миграции не мог не сказаться на осложнении демографической обстановки. Многие крупные города оказались переполнены нелегальными трудовыми мигрантами из республик бывшего Советского союза (Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Грузии, Армении и пр.). Сложности социальной адаптации этих лиц, зачастую кабальные условия их трудоустройства на неквалифицированные и низкооплачиваемые виды трудовой деятельности, не отвечающие санитарным нормам условия их проживания, повышают потенциальную асоциальную активность этих лиц. Неслучайно в правоприменительной практике правоохранительных органов все чаще стали фигурировать факты совершения различных категорий преступлений, в том числе и тяжких, именно мигрантами-нелегалами. Появились такие понятия, как этническая преступность и этнические преступные группы. Аналитические данные свидетельствуют о том, что за последние пять лет произошло существенное изменение структуры преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием, в сторону увеличения не только количественных, но и качественных показателей, роста тяжких корыстно-насильственных преступлений. Не может не тревожить намечающаяся тенденция участившихся целенаправленных визитов в нашу страну мигрантов-нелегалов, имеющих целью осуществление преступной деятельности.
Сложившаяся в современной России миграционная ситуация оказывает существенное влияние на осложнение социально-экономической обстановки, создает определенные препятствия экономическому развитию нашей страны, а также формированию прочного правопорядка и законности. В этой связи очевидно, что необходимо существенно активизировать борьбу не только с противоправной деятельностью самих мигрантов, но и с первопричиной этого феномена -организацией незаконной миграции.
Названные социальные тенденции потребовали глобального пересмотра миграционной политики, принятия целого ряда нормативных документов, регулирующих и стабилизирующих правоотношения в сфере миграции.
Пристальное внимание к проблеме миграционных отношений со стороны государства подтверждается постоянной разработкой и внедрением законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих миграционные процессы и вырабатывающих методы противодействия фактам незаконной миграции.
Утвержденная 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» согласно п. «ж» ч. 24 раздела III в рамках противодействия незаконной миграции предусматривает организацию и проведение следующих мероприятий:
- модернизация правовой базы противодействия незаконной миграции;
- совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
- создание и последующее улучшение системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;
- совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
- противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;
- создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
- совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
- разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;
- усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации [1].
Вместе с тем уголовная ответственность за организацию незаконной миграции была введена Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2004 № 377-Ф3 с дополнением в Уголовный кодекс Российской Федерации новой ст. 322.1 «Организация незаконной миграции».
Согласно данной правовой норме объективная сторона преступления состоит в совершении одного из указанных действий:
- организации незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства при отсутствии у них надлежащих документов (российской визы, документов, удостоверяющих личность), также с предъявлением фальсифицированных, неподлинных документов и нарушением ими таможенных требований, санитарных условий;
- организации незаконного пребывания в Российской Федерации, а равно совершение любых действий, направленных на обеспечение такого пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, при отсутствии на то требуемых документов (миграционной карты, разрешения на временное проживание), а также нарушение требований условий регистрации;
- организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации мигрантов либо совершение действий, направленных на обеспечение такого проезда любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (визы государства назначения, проездных билетов) или с предъявлением неподлинных или недействительных документов [2, с. 1392].
Федеральным законом № 308-Ф3 от 30.12.2012 в указанную статью были внесены изменения, ужесточающие наказание за совершение преступлений, предусмотренных данной уголовной нормой.
Однако криминализация данного деяния сама по себе не способствовала разрешению всех проблем. Правоохранительные органы вследствие отсутствия необходимого профессионального опыта выявления и раскрытия данной категории преступлений оказались не вполне готовы к противостоянию этому социальному феномену уголовно-правовыми и криминалистическими методами. В результате указанное деяние продолжает оставаться распространенным и высоко латентным, во многом благодаря принятию виновными лицами своевременных мер по сокрытию признаков данного преступления. Факт организации незаконной миграции, послужившей причиной нелегального пребывания на территории Российской Федерации причастного к совершению преступления мигранта, зачастую выявляется лишь после установления обстоятельств совершенного этим мигрантом преступления. Вместе с тем, как правило, субъектами непосредственной организации незаконной миграции выступают должностные лица. Данное обстоятельство способствует высокой степени конспиративности и различных ухищрений, применяемых преступниками при совершении данных преступлений. Также неотъемлемым фактором, негативно влияющим на противодействие феномену незаконной миграции, является коррупционная составляющая. Правоохранительными органами регулярно выявляются десятки и сотни мигрантов, зарегистрированных в так называемых резиновых квартирах и домах не без участия уполномоченных на то должностных лиц, которые остаются безнаказанными. И это несмотря на то, что тема незаконной миграции постоянно попадает под пристальное внимание российских средств массовой информации и общественности. В своем выступлении 09.01.2014 Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что коррупция
затрудняет борьбу с незаконной миграцией и выявление правонарушений и преступлений в среде мигрантов в стране. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено свыше 10 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений.
Одним из самых резонансных эпизодов незаконной миграции стало убийство в октябре 2013 г. в Бирюлево 25-летнего Егора Щербакова и последовавшие массовые беспорядки. И лишь после этого в отношении владельца плодоовощной базы в Бирюлево гражданина Исаева было возбуждено уголовное дело по статье «Организация незаконной миграции». Хотя правоохранительные органы не могли не располагать информацией о том, что последний финансировал и обеспечивал различные мероприятия, направленные на организацию незаконной миграции. В частности, по его указанию часть ангаров, распложенных на территории плодоовощной базы, была переоборудована под жилые помещения для мигрантов. При этом коррупционная составляющая данного конкретного примера в частности и явления незаконной миграции в России в целом на должном уровне не рассматривалась.
Криминалистическая методика расследования организации незаконной миграции в настоящий момент пребывает в стадии становления, что обусловливает дефицит научно обоснованных и всесторонне апробированных криминалистических рекомендаций, направленных на рационализацию расследования данного деяния, формирования добротной и непротиворечивой доказательственной базы по уголовному делу. Проблемы борьбы с незаконной миграцией освещались преимущественно в государственно-правовых и административно-правовых аспектах такими исследователями, как В. В. Востриков, Ю. И. Вьюнов, О. В. Ростовщиков, А. Н. Жеребцов, Ю. В. Герасименко, С. Е. Метелев и др. Уголовно-правовые аспекты были рассмотрены в работах Б. М. Клименко, В. А. Косарева, А. В. Носкова, А. В. Овчинникова, Ю. А. Тихомирова и других авторов.
Научные разработки по разрешению криминалистических проблем борьбы с организацией незаконной миграции, к сожалению, до сих про немногочисленны. Диссертация А. В. Сухарниковой посвящена методике расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции. В диссертационном исследовании С. Ю. Бирюкова представлены особенности расследования организации незаконной миграции, В. К. Иващуком изучалась проблематика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием. Некоторые вопросы, связанные с расследованием указанной категории преступлений, содержатся в трудах О. П. Левченко, А. В. Горяинова и др. Очевидно, что по ряду позиций указанные работы приглашают к конструктивной полемике. Таким образом, и в современной криминалистической науке, и в практической деятельности органов расследования сформировалась потребность в дальнейшей разработке криминалистической методики расследования организации незаконной миграции, адаптированной к новой миграционной политике государства, с целью выработки непротиворечивых рекомендаций.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 13.06.2012 // Ваше право. Миграция. 2012. № 13.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. В. Бриллиантова. М., 2010.