© 2014 г. Д. В. Андреянченко
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
В статье раскрывается сущностное понимание субъектов организации незаконной миграции, выделяются их криминалистически значимые признаки, анализируются основные тенденции, влияющие на определение субъективного статуса участников организации незаконной миграции. Рассматриваются проблемы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, касающейся противодействия организации незаконной миграции. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что значительную негативно-активную роль в этом процессе играют должностные лица, которые остаются безнаказанными за совершаемые преступления данной категории.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, незаконная миграция, коррупция, субъекты организации незаконной миграции.
Миграция и миграционные процессы в Российской Федерации в настоящее время подвержены многочисленной трансформации на каждом этапе их развития. В результате изменения социально-геополитического характера в стране, как и в мировом сообществе в целом, возникают новые направления миграционных процессов.
Миграционные процессы постепенно приобретают роль одного из основных факторов социальных преобразований в обществе. Соответственно, миграционная политика в настоящее время становится неотделимой частью социально-демографической политики государства [1, с. 130].
Миграция связана практически со всеми сферами жизни общества, оказывает воздействие на устойчивость социально-экономического развития страны, поддержание стабильности, обеспечение
Проблема коррумпированности субъектов организации незаконной миграции существенно затрудняет процесс формирования миграционной политики Российской Федерации.
Основными факторами, способствующими проявлению коррупции в организации незаконной миграции, являются:
- превышение, злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество со стороны представителей государственных органов, задействованных в миграционной политике государства;
- недостаточный уровень законодательной базы в области миграционной политики государства;
- отсутствие общественного контроля над институтом незаконной миграции;
- слабые механизмы координации трудовой миграции;
- неслаженность действий правоохранитель-
национальной безопасности и конституционных гарантий граждан Российской Федерации, иностран-ных органов и иных субъектов профилактики не-ных граждан, лиц без гражданства. Миграционная законной миграции.
обстановка в Российской Федерации является резко изменяющимся процессом, следовательно, на динамику в данной области государство обязано реагировать незамедлительно и решительно. Промедление в данном вопросе может обратиться социальной напряженностью, экономическими потерями, коррупцией, криминализацией теневых миграционных процессов [1, с. 131].
Одним из основных факторов, препятствующих обеспечению легитимных миграционных процессов в Российской Федерации, выступает коррупция, которая в современных условиях приобрела глобальный характер. Она напрямую связана с теневой экономикой, организованной преступностью, наркомафией, работорговлей и незаконной миграцией.
Для эффективного и слаженного противодействия явлению организации незаконной миграции необходимо иметь четкое представление не только об общих причинах и условиях совершения преступлений, предусмотренных ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, но и о субъектах данного преступления.
Общим субъектом организации незаконной миграции является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона - в основном физические лица -на всех стадиях (способах) совершения данного преступления:
- организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства;
Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 5 (66)
- организации их незаконного пребывания;
- организации незаконного транзита граждан данной категории.
Согласно статистическим данным, организаторами преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, в основном выступают именно физические лица.
Обращаясь к объективной стороне организации незаконной миграции, следует отметить, что в совершении данного преступления могут быть задействованы и иные субъекты данного преступления (помимо физических лиц), а именно должностные лица.
Иными словами, организация незаконного въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их транзита фактически не осуществима без участия должностных лиц пограничной службы России, в обязанности которых и входит осуществление функций по недопущению такого въезда и транзита.
Вместе с тем незаконное пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также практически невозможно без участия должностных лиц правоохранительных органов, призванных выявлять данные факты и активно им противодействовать.
Однако в официальной статистике преступлений, предусмотренных ст. 322. 1 УК РФ, должностные лица крайне редко фигурируют как субъекты организации незаконной миграции, что свидетельствует о латентной стороне этого преступления.
Бесспорно, данному обстоятельству способствуют как объективные, так и субъективные причины. С одной стороны, это огромный размер извлекаемой незаконной прибыли и соответственно высокий уровень коррупционной составляющей, фактическое отсутствие потерпевшей от данного преступления стороны, а с другой стороны, несовершенство законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в документировании и расследовании преступлений данной категории, недостаточный уровень знаний по закреплению доказательственной базы. В совокупности указанные обстоятельства приводят к практически нулевым показателям в борьбе с организацией незаконной миграции.
Вместе с тем после совершенного незаконным мигрантом убийства в Бирюлево Западное 25-летнего Егора Щербакова, вызвавшего большой общественный резонанс, начальник столичной полиции обозначил борьбу с нелегальной ми-
грацией одним из главных направлений в работе московской полиции, и лишь после этого статистические показатели противодействия этому явлению по г. Москве существенно возросли - с 26 выявленных фактов организации незаконной миграции в 2012 г. до 1164 в 2013 г. [2].
В остальных же субъектах Российской Федерации данный показатель остается стабильно низким, несмотря на то, что мигрантами совершается значительная часть общеуголовных преступлений, что усложняет общую криминогенную обстановку, и негативно влияет на рост этнической преступности и экстремистских настроений.
Так, в субъектах Южного федерального округа с момента введения Федеральным законом от 28.12.2004 №№ 377-Ф3 уголовной ответственности за организацию незаконной миграции вынесено всего 42 вступивших в силу приговора суда, в том числе Ростовской и Астраханской областях, в трех из которых фигурантами являются должностные лица.
Нельзя не отметить действенные меры государственной политики в данном направлении, а именно дополнение Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 322.2 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» [3] и ст. 322.3 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации» [3]. В этих санкциях предусмотрена уголовная ответственность в том числе и должностных лиц, однако исходя из реалий современной действительности, учитывая угрозу экономическому и социальному развитию Российской Федерации, создаваемую явлением незаконной миграции в целом, а также существующую в данной «благоприятной среде» коррупционную составляющую, требуется выработка качественно новых подходов к искоренению природы незаконной миграции, принятие конкретных действенных мер и соответствующих управленческих решений.
Литература
1. Дегтерева В. А. Государственное регулирование и контроль миграционных процессов с целью соблюдения национальных социально-экономических интересов Российской Федерации //
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 4.
2. Петешова Е. Столичные полицейские считают приоритетом борьбу с незаконной миграцией // Российская газета. 2014. 27 февраля.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25.12.2013) // Российская газета. 2013. 25 декабря.
© 2014 г. А. Ю. Круглова
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ТЕРРОРИСТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Статья посвящена проблеме формирования сетевых структур террористов на Северном Кавказе. Автор рассматривает принципы организационного строения сетевого кластера как сложной разветвленной структуры. Идеология радикального исламизма, северокавказские традиционные социальные институты - главные особенности современных северокавказских террористических структур.
Ключевые слова: терроризм, радикальный исламизм, террористический кластер, сетевые структуры, «сетевая война», джамааты.
Главная особенность современного терроризма на Кавказе, помимо опоры на конструкты радикального исламизма, заключается в его сетевом строении. Кроме того, северокавказское террористическое движение адаптируется к особому традиционному архаичному укладу местных сообществ, который выступает морально-ценностным регулятором для населения. В основе значимого ориентира для традиционного общества на Северном Кавказе лежит коллективная солидарность людей, базирующаяся на социальных институтах семьи, общины, традиции, кровной мести и др. В свою очередь, необходимо отметить, что сетевой принцип организации террористических группировок является эффективным средством давления на политику [1, с. 146].
Таким образом, «новый терроризм» отличается от прежних своих форм не только идеологической формой, но и организационной структурой, поскольку он впитал в себя положения концепции так называемой сетевой войны.
Представители американской RAND Corporation Д. Арквилла и Д. Ронфильд, являющиеся родоначальниками сетевой теории, разработали концепцию «боевой стаи» (swarming), которая отождествляет совместное организованное действие многочисленных социальных групп, образующих единую сеть. Авторы концепции под «роением» понимают преднамеренно структурированный, скоординированный стратегический способ удара со всех направлений в определенную точку посредством жизнестойкой пульсирующей силы [2, p. 4].
Среди зарубежных аналитиков существует мнение о том, что сетевой принцип организации
террористических группировок был перенят у различных организаций, которые сами обладают сетевым строением, например, транснациональные корпорации, криминальные группировки, некоммерческие и неправительственные организации и т. д. [3, р. 63].
Сетевой принцип организации террористических структур дает им следующие весомые преимущества: высокая скорость поступления и передачи информации [4, с. 67], оперативная скорость командования [5, с. 322], «самосинхронизация» [5, с. 340], подвижность, повышенная мобильность, самоорганизация [6, р. 78]. Данные характеристики обладают преимуществом по сравнению с иерархическими структурами.
Ряд террористических организаций, усвоив последние военные достижения в области «сетевых войн», стали организовывать свои структуры по принципу «сети», которая в свою очередь обладала высокой скоростью передачи информации, гибкостью, что и перешло в совместное организованное действие многочисленных разнородных военных и полувоенных сил, т. е. к тактике «пчелиного роя». Как известно, «Аль-Каида», «Талибан» и др. возникли при поддержке западных спецслужб. Члены их сетевых ячеек, состоящих из трех - пяти человек, как правило, знают только своего руководителя. Группа либо партия представляют масштабное «многопрофильное» объединение, в которое входят политические и финансовые сектора и подразделения так называемого «прямого действия» - непосредственные исполнители терактов [7, с. 12]. Наличие в террористической структуре собственной финансовой платформы снижает ее зависимое положение