УДК 340
РО! 10.23672/у2500-1919-4861 -г
Беляева Юлия Леонидовна
соискатель кафедры
прав человека и международного права,
Московский университет МВД России
имени В.Я. Кикотя
Yuliya L. Belyaeva
Applicant for the Department Human Rights and International Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya [email protected]
Правовые основы конфискации доходов, полученных в результате коррупционных преступлений в европейском союзе
The legal framework
on the confiscation of proceeds of corruption crimes in the european union
Аннотация. Модернизация института конфискации доходов, полученных в результате коррупционных преступлений, является одной из мер антикоррупционной политики Евросоюза, которая направлена на обеспечение эффективного режима возврата незаконных доходов для компенсации экономических последствий от коррупции. В статье проведен анализ правовых актов институтов Европейского Союза, обеспечивающих гармонизацию законодательств, координацию и сотрудничество государств-членов ЕС в сфере конфискации доходов, полученных в результате коррупционных преступлений. Рассмотрена эффективность и перспективы введения в законодательство ЕС механизма конфискации без обвинительного приговора в целях изъятия незаконного обогащения.
Ключевые слова: Европейский Союз, противодействие коррупции, расширенная конфискация, конфискация без обвинительного приговора, европейское право, взаимное признание ордеров на конфискацию в ЕС.
Annotation. Modernization of the EU rules on confiscation of criminal assets from corruption is one of the measures of the EU anti-corruption policy, which is aimed on ensuring an effective regime of the illegally acquired asset recovery to compensate the economic consequences of corruption. The article analyzes the legal acts of the institutions of the European Union, ensuring the harmonization of legislation, coordination and cooperation of the EU member states in the field of confiscation of proceeds from corruption crimes. There are considered the efficiency and prospects of introducing into the EU legislation the mechanism of non-conviction based confiscation aimed to seize illicit enrichment.
Keywords: European Union, countering corruption, extended confiscation, non-conviction based confiscation, European law, mutual recognition of confiscation orders in EU.
Единые стандарты конфискации доходов, полученных преступных путем на территории ЕС, установлены Директивой 2014/42/ЕС Европейского парламента и Совета от 3 апреля 2014 г. «О замораживании и конфискации орудий и доходов от преступлений в Европейском Союзе» [6] (далее - Директива ЕС, 2014). Помимо классической конфискации средств и доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует таким средствам и доходам, при условии вынесения окончательного обвинительного приговора за преступление, в Европейском Союзе предусмотрены специальные механизмы конфискации имущества, полученного в результате коррупции.
Директива ЕС, 2014 обязывает государства-члены ЕС ввести «расширенную конфискацию» имущества осужденного за коррупционные преступления, если доказано, что стоимость такого
имущества несоразмерна законному доходу осужденного. Расширенная конфискация позволяет конфисковать активы, не связанные напрямую с преступлением, за которое осужден обвиняемый, и, фактически, распространяется на другие, вероятно, преступные активы, принадлежащие ему, если суд приходит к выводу о том, что они носят незаконный характер [2, с. 2].
Также, инструмент вводит «конфискацию доходов или имущества у третьих лиц», если его стоимость соответствует доходам, переданным или приобретенным от обвиняемого/осужденного лица, когда третьи лица знали или должны были знать, что цель такой передачи заключалась в том, чтобы избежать конфискации на основании конкретных фактов или обстоятельств, включая передачу или приобретение имущества бесплатно либо в обмен на сумму значительно ниже рыночной стоимости. Такая мера позволяет
изъять доходы от коррупции даже в том случае, если они не находились во владении у преступника.
Сотрудничество государств-членов ЕС имеет решающее значение для эффективного возвращения преступных активов. Помимо гармонизации законодательств государств-членов ЕС в данной сфере, Офисы по возврату активов, созданные в каждом государстве-члене ЕС в соответствии с Решением Совета ЕС 2007/845/ЛНА от 06 декабря 2007 г. «О сотрудничестве между Офисами по возврату активов государств-членов в области розыска и идентификации доходов от, или иного имущества, связанного с преступлением» [4], облегчают розыск и идентификацию доходов и имущества, связанных с коррупционными преступлениями, которые могут стать объектом ордеров на замораживание, арест или конфискацию, посредством обмена информацией и установления прямых контактов.
Новая Директива (ЕС) 2019/1153 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 г. «Об установлении правил, облегчающих использование финансовой и иной информации в целях предотвращения, выявления, расследования и уголовного преследования за определенные уголовные преступления, отмена Решения Совета 2000/642ЛНА» [7], предоставила Офисам по возврату активов прямой доступ к информации о банковских счетах в целях борьбы с серьезными преступлениями, что позволяет более эффективно отслеживать активы, полученные в результате коррупции.
Важным шагом в укреплении сотрудничества государств-членов ЕС в сфере конфискации доходов, полученных в результате коррупционных преступлений, является принятие нового Регламента (ЕС) 2018/1805 Европарламента и Совета от 14 ноября 2018 г. «О взаимном признании ордеров о замораживании и конфискации» [11], который предусматривает взаимное признание и исполнение государствами-членами ЕС любых ордеров на замораживание и конфискацию, изданных в результате судебного разбирательства, также тех, что не охватываются Директивой ЕС, 2014, включая вынесенные без окончательного осуждения по делу, даже в случае отсутствия таких видов ордеров в правовой системе запрашиваемого государства-члена ЕС. Принятый инструмент призван сделать конфискацию преступных активов на всей территории ЕС быстрее и проще, что позволяет обеспечить эффективный режим трансграничного возврата доходов, полученных в результате коррупции.
Особый интерес в контексте противодействия коррупции представляет конфискация без вынесения обвинительного приговора, которая особенно эффективна в целях конфискации незаконного обогащения от коррупции. Директива ЕС, 2014 включает конфискацию без вынесения обвинительного приговора, но только в случае болезни или побега подозреваемого/обвиняемого.
Некоторые государства-члены ЕС уже ввели конфискацию имущества без вынесения обвини-
тельного приговора в гражданско-правовом или административном порядке. Например, в Италии предусмотрена «превентивная конфискация» в отношении «социально-опасных» лиц, подозреваемых в причастности к мафиозным организациям или к совершению тяжких преступлений, когда стороной обвинения доказано, что имеющиеся у лица доходы несоразмерны законным и вероятно получены в результате преступной деятельности [8]. В таком случае устанавливается социальная опасность лица, которое, может быть и не осуждено по окончательному приговору. Превентивная конфискация - это мера административного характера, применяющаяся правоохранительными органами под судебным надзором вне уголовного судопроизводства и менее строгими правилами доказывания [1, с. 215].
В Ирландии Закон «О коррупционных преступлениях в уголовном правосудии» 2018 г. [5] предусматривает «презумпцию коррупционного обогащения», которая предполагает, что «земля или другое имущество, которое должно быть заявлено в декларации о финансовых интересах должностного лица Ирландии, но не было заявлено, произошло в результате подарка, вознаграждения или преимущества, полученного в качестве побуждения, вознаграждения или иным образом, в целях совершения им действия относительно своих полномочий, службы, должности или обязанностей, если не доказано обратное». Если ответчик не докажет обратное, предполагается, что имеет место коррупционное поведение, и имущество подлежит конфискации в гражданско-правовом порядке.
Основным преимуществом конфискации незаконного обогащения без вынесения обвинительного приговора является отсутствие необходимости доказывать взаимосвязь между преступлением и полученным обогащением. В процессуальном порядке такая конфискация предусматривает гражданский иск против самого актива, вероятно полученного преступным путем. Это отдельное от уголовного процесса действие, устанавливающее принадлежность актива на основе стандарта баланса вероятностей, требующее предоставления доказательств от ответчика. Так как иск подается против собственности, а не против ответчика, уголовно-правовой принцип презумпции невиновности в таком случае не нарушается.
Принимая Директиву ЕС, 2014, Европарламент и Совет ЕС призвали Еврокомиссию проанализировать целесообразность и преимущества от введения общих правил конфискации имущества, полученного в результате преступной деятельности, при отсутствии осуждения [9, с. 1].
В анализе мер конфискации без обвинительного приговора в ЕС, опубликованном Еврокомиссией в апреле 2019 г. [3], отмечено, что на совещаниях экспертов, организованных Еврокомиссией, стороны высказались в поддержку необходимости гармонизации национальных законодательств в этой области. Статистические данные из Италии и Ирландии показывают, что принятые режимы конфискации без обвинительного приговора способствуют увеличению количества конфискован-
ных активов. Еврокомиссия заключила, что различие режимов конфискации между государствами-членами ЕС может нарушить экономическую активность в ЕС, поскольку активы преступных групп все чаще инвестируются посредством коррупции в другие государства-члены, имеющие слабые режимы возвращения активов, что приводит к пагубным последствиям для нормального функционирования внутреннего рынка ЕС.
В своем докладе Европейскому парламенту и Совету ЕС «Возврат и конфискация активов: гарантия того, что преступление не окупится» от 2 июня 2020 г. [10, с. 17] Еврокомиссия заключила, что в целях дальнейшего прогресса в области возвращения активов возникает необходимость введения механизма конфискации без обвинительного приговора, что потребует возможного пересмотра Директивы ЕС, 2014.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. С целью эффективного возврата доходов, полученных в результате коррупции, в ЕС, помимо классической конфискации, установлены специальные механизмы:
а) расширенной конфискации имущества осужденного, полученного в результате коррупции;
Литература:
1. Administrative approaches to crime. Administrative measures based on regulatory legislation to prevent and tackle (serious and organized) crime. Legal possibilities and practical applications in 10 EU Member States / Ed. by A.C.M. Spapens, M. Peters, D. Van Daele. Hague : Dutch Ministry of Security and Justice, 2015. 577 p.
2. Cirlig C.-C. Mutual recognition of freezing and confiscation orders: briefing. Luxembourg : European Parliamentary Research Service, 2018. 12 p.
3. Commission Staff working document: Analysis of non-conviction based confiscation measures in the European Union // SWD (2019) 1050 final. Brussels, 12.04.2019.
4. Council Decision 2007/845/JHA of 6 December 2007 concerning cooperation between Asset Recovery Offices of the Member States in the field of tracing and identification of proceeds from, or other property related to, crime // Official Journal of the EU. № L 332. 18.12.2007. P. 103-105.
5. Criminal Justice (Corruption Offences) Act of the Republic of Ireland № 9 of 2018. URL : http:// www.irishstatutebook.ie/eli/2018/act/9/enacted/ en/print (date of application 10.10.2020).
6. Directive 2014/42/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the freezing and confiscation of instrumentalities and proceeds of crime in the European Union // OJ of the EU. № L 127. 29.04.2014. P. 39-50.
б) конфискации доходов или имущества у третьих лиц, если его стоимость соответствует доходам, переданным или приобретенным от обвиняемого/осужденного лица.
2. Координация сотрудничества Офисов по возврату активов государств-членов ЕС и наделение их полномочиями доступа к информации о банковских счетах способствует своевременному выявлению и замораживанию преступных доходов, полученных в результате коррупции.
3. Коммунитарный механизм взаимного признания и исполнения государствами-членами ЕС любых ордеров на замораживание и конфискацию, изданных в результате судебного разбирательства, включая вынесенные без окончательного осуждения по делу, даже в случае отсутствия таких видов ордеров в правовой системе запрашиваемого государства-члена ЕС, способствует эффективному возврату доходов от коррупции в трансграничных делах.
4. Механизм конфискации без обвинительного приговора в гражданско-правовом или административном порядке позволяет изъять коррупционное обогащение, минуя уголовно-процессуальные процедуры. Институты ЕС нацелены на внедрение данного механизма для дальнейшей модернизации сферы конфискации преступных доходов в ЕС.
Literature:
1. Administrative approaches to crime. Administrative measures based on regulatory legislation to prevent and tackle (serious and organized) crime. Legal possibilities and practical applications in 10 EU Member States / Ed. by A.C.M. Spapens, M. Peters, D. Van Daele. Hague : Dutch Ministry of Security and Justice, 2015. 577 p.
2. Cirlig C.-C. Mutual recognition of freezing and confiscation orders: briefing. Luxembourg : European Parliamentary Research Service, 2018. 12 p.
3. Commission Staff working document: Analysis of non-conviction based confiscation measures in the European Union // SWD (2019) 1050 final. Brussels, 12.04.2019.
4. Council Decision 2007/845/JHA of 6 December 2007 concerning cooperation between Asset Recovery Offices of the Member States in the field of tracing and identification of proceeds from, or other property related to, crime // Official Journal of the EU. № L 332. 18.12.2007. P. 103-105.
5. Criminal Justice (Corruption Offences) Act of the Republic of Ireland № 9 of 2018. URL : http:// www.irishstatutebook.ie/eli/2018/act/9/enacted/ en/print (date of application 10.10.2020).
6. Directive 2014/42/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the freezing and confiscation of instrumentalities and proceeds of crime in the European Union // OJ of the EU. № L 127. 29.04.2014. P. 39-50.
7. Directive (EU) 2019/1153 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 laying down rules facilitating the use of financial and other information for the prevention, detection, investigation or prosecution of certain criminal offences, and repealing Council Decision 2000/642/JHA // Official Journal of the EU. № L 186. 11.07.2019. P. 122-137.
8. Italiano Decreto Legislativo, 06.09.2011. № 159. Codice delle leggi antimafia e delle misure di preven-zione, nonche' nuove disposizioni in materia di docu-mentazione antimafia, a norma degli articoli 1 e 2 della legge 13 agosto 2010. № 136 // GU della Re-pubblica Italiana, № 226, del 28.09.2011.
9. Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on the freezing and confiscation of proceeds of crime in the European Union (first reading) Statements // ST 7329 2014 REV 1 ADD 1. Brussels. 31.03.2014.
10. Report from the Commission to the European Parliament and the Council «Asset recovery and confiscation: Ensuring that crime does not pay» // COM (2020) 217 final. Brussels. 02.06.2020.
11. Regulation (EU) 2018/1805 of the European Parliament and of the Council of 14 November 2018 on the mutual recognition of freezing orders and confiscation orders // Official Journal of the EU. № L 303. 28.11.2018. P. 1-38.
7. Directive (EU) 2019/1153 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 laying down rules facilitating the use of financial and other information for the prevention, detection, investigation or prosecution of certain criminal offences, and repealing Council Decision 2000/642/JHA // Official Journal of the EU. № L 186. 11.07.2019. P. 122-137.
8. Italiano Decreto Legislativo, 06.09.2011. № 159. Codice delle leggi antimafia e delle misure di preven-zione, nonche' nuove disposizioni in materia di docu-mentazione antimafia, a norma degli articoli 1 e 2 della legge 13 agosto 2010. № 136 // GU della Re-pubblica Italiana, № 226, del 28.09.2011.
9. Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on the freezing and confiscation of proceeds of crime in the European Union (first reading) Statements // ST 7329 2014 REV 1 ADD 1. Brussels. 31.03.2014.
10. Report from the Commission to the European Parliament and the Council «Asset recovery and confiscation: Ensuring that crime does not pay» // COM (2020) 217 final. Brussels. 02.06.2020.
11. Regulation (EU) 2018/1805 of the European Parliament and of the Council of 14 November 2018 on the mutual recognition of freezing orders and confiscation orders // Official Journal of the EU. № L 303. 28.11.2018. P. 1-38.