ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
№ 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http:// www.consultant.ru
6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
7 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г. № 483) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru
8 Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 13 июля 2015 г. № 233-ФЗ) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.
9 Елагин А.Г. Управление комплексной безопасностью: «человек — руководитель — сотрудник надзорных органов» /А.Г. Ела-
гин. // Труды Академии управления МВД России. 2012 . № 1. С. 49.
10 Фролов К.В., Воробьев Ю.Л., Лаверов Н.П. Безопасность России. Анализ риска и проблем безопасности. Часть 3. Прикладные вопросы анализа рисков критически важных объектов. М.: Знание 2007. С. 816.
11 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 2 ноября 2015 г.) «О Правилах дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.
12 Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 697 с.
13 В 2014 году было выявлено 31584356 собственников (владельцев) транспортных средств, совершивших правонарушения, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. http://www.gibdd.ru/stat/ Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения.
УДК 34 ББК 67
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы борьбы с коррупцией на примере итальянской республики. Проведен анализ и изучен зарубежный опыт борьбы с коррупцией в итальянской республике.
Ключевые слова: коррупция, зарубежный опыт борьбы с коррупцией, организованная преступность, противодействие коррупции, конфискация.
Annotation. The article raises topical issues of fighting corruption on the example of the Italian Republic. Analyzed and studied the foreign experience of combating corruption in the Republic of Italy.
Keywords: corruption, foreign experience of fight against corruption, organized crime, corruption, confiscation.
Опыт Италии в борьбе с коррупцией и организованной преступностью1 активно используется во всех странах Евросоюза. Как заявил в 1994 году в Неаполе на Всемирной конференции по пробле-
ме организованной транснациональной преступности представитель Италии в комиссии ООН по преступности Ди Маджио: «Многие европейские страны отрицают, что для них существует проблема
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
организованной преступности2. То же самое говорили в Италии в 1960-е годы. Крупным нашим достижением стало то, что мы признали мафию как криминальный институт». В результате, например, в октябре 2012 года руководством страны по представлению МВД была отправлена в отставку из-за связей с мафией вся городская администрация столицы области Калабрия (мэр и с ним все 30 депутатов областного совета), а городом до следующих муниципальных выборов управлял специальный комитет из трех человек, назначенный министром внутренних дел страны3.
Итальянцы первыми в Европе стали использовать институт гражданской конфискации4 для изъятия различных активов, нажитых преступным путем, вне уголовного судопроизводства или параллельно с ним5; они ещё в 1956 году приняли закон «О профилактических мерах против лиц, угрожающих безопасности и общественной нравственности»6.
Этим законом было введено лишение активов вне уголовного судопроизводства как самих мафиози, так и лиц, связанных с мафией. К этой категории лиц в качестве превентивных мер стали активно применять арест, а в дальнейшем, после специального судебного решения, и конфискацию активов. В ходе расследования, направленного на установление и оценку источника доходов или иных активов, в том числе принадлежащих третьим лицам, которым такие активы могли быть переданы, выяснялись все источники доходов и активы ответчика, которые впоследствии арестовывались и конфисковывались, если удавалось установить следующее:
а) явное несоответствие между богатством такого лица и его реальным доходом;
б) имелись доказательства того, что активы являлись доходами от преступлений и (или) владелец не мог доказать законность происхождения денежных средств или недвижимого имущества.
Конечно, все разновидности гражданской конфискации не заменяют, а лишь дополняют институт уголовной конфискации.
Гражданская конфискация применяется лишь в тех случаях, когда уголовная конфискация невозможна или затруднена: подозреваемое в совершении преступления лицо скрывается от правосудия;
подозреваемый в совершении преступления скончался до вынесения судом приговора; подозреваемый обладает правовым иммунитетом, делающим уголовное преследование невозможным; деньги и недвижимость установлены, а преступник неизвестен; активы находятся у третьих лиц, которым не предъявлялось обвинение в совершении преступления, но они, зная о криминальном происхождении актива, совершенно сознательно скрывают этот факт7.
Таким образом, гражданская конфискация не должна подменять собой уголовное преследование, но во многих случаях, особенно когда речь идёт о коррупции в высших эшелонах власти, это самый простой и эффективный способ изъять доходы, нажитые преступным путём и восстановить справедливость.
Кроме того, в уголовном законодательстве Италии (итальянцы первыми в континентальной Европе ввели эти нормы в национальное законодательство), Испании и Франции эффективно действует уголовно-правовой институт расширенной конфискации, при которой на обвиняемого, как и при гражданской конфискации, возлагается обязанность доказывания законности приобретённых активов8.
Расширенная конфискация стала усиленно применяться в остальных странах Евросоюза после принятия им в 2001—2005 гг. рамочных решений о замораживании и аресте преступных доходов9.
Эта тенденция, на наш взгляд, в ближайшей перспективе только усилится, так как в 2014 году была принята ещё одна директива ЕС, в соответствии с которой всем странам ЕС предложено разработать и установить в национальном законодательстве единый минимальный стандарт, при котором конфискации будет подлежать не только имущество, связанное с конкретным преступлением, но и иные активы, которые суд признает доходом от других преступлений10.
Из всех перечисленных выше стран континентальной Европы наиболее эффективно закреплён механизм конфискации в законодательстве Итальянской Республики. В Италии институт расширенной конфискации в её современном виде применяется с начала восьмидесятых годов прошлого века против организованных преступных сообществ11.
№ 2 / 2016
Вестник экономической безопасности
135
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Он используется тогда, когда подозреваемый является частью структурированной группы, совершающей преступления в разное время и в различных местах постоянно и на профессиональной основе и отмывающей свои доходы от преступлений с использованием абсолютно легальной деятельности. В этом случае, как только дело касается мафии, обычный институт конфискации перестаёт работать. При расширенной конфискации именно обвиняемому предстоит доказать законность приобретённого имущества и денежных средств. За прошедшие 30 лет расширенная конфискация в Италии широко и успешно применяется судами: к концу 2011 года у мафии в пользу итальянского государства было конфисковано более 10 000 единиц недвижимости (в том числе дома, квартиры, яхты, пароходы, заводы, склады, земельные участки) и более чем 1 500 компаний12.
Являясь эффективным правовым инструментом в борьбе с организованной преступностью, расширенная конфискация успешно прошла проверку в Конституционном суде Итальянской Республики и, что особенно важно, в Европейском суде по правам человека13. В решениях этих судебных органов не раз подчеркивалось, что расширенная конфискация не нарушает ни права собственности, ни принцип презумпции невиновности, ни права на справедливое судебное разбирательство14.
1 Итальянцы первыми в мире на государственном уровне признали мафию как антигосударственный криминальный институт и выработали достаточно эффективные меры борьбы с организованной преступностью.
2 Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. Конституционное право зарубежных стран Санкт-Петербург, 2003; Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств Москва, 2015.
3 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013.
4 В последние годы гражданская конфискация активов во всех развитых странах мира, вне зависимости от их правовых традиций, считается очень эффективным инструментом в борьбе с коррупцией и любыми незаконными доходами. Иск об изъятии незаконных активов в целях гражданской конфискации подаётся в суд представителем прокуратуры. Так как дело рассматривается исключительно по правилам гражданского судопроизводства, то уже собственник активов, являющийся ответчиком, обязан в суде доказать законность приобретения того или иного актива. Таким образом, бремя доказывания законности приобретения спорного имущества полностью перемещается на его владельца.
5 В США, стране, где этот институт стал впервые применяться
в борьбе с пиратством ещё во второй половине XVIII века, а в настоящее время широко используется по делам о наркоторговле и преступлениям коррупционной направленности, изымается больше всего денежных средств в мире, при этом почти в половине всех случаев конфискация осуществляется в гражданском порядке, хотя очень часто такие иски идут одновременно с уголовным делом.
6 Голованова Н.А. Конфискация VS коррупции (зарубежный опыт) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 52. С. 496.
7 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013.
8 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное); Хазов Е.Н., Зубов И.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Деметрашвили А., Виноградов В.А., Шаповал
B.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» : квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.
9 Council Framework Decision 2001/500/JHA of 26 June 2001 on money laundering, the identification, tracing, freezing, seizing and confiscation of instrumentalities and the proceeds of crime (OJL 182, 5.7.2001, p. 1; Council Framework Decision 2005/212/ JHA of 24 February 2005 on Confiscation of Crime-Related Proceeds, Instrumentalities and Property // OJ. L 68 of 15.03.2005. P. 16.
10 Directive 2014/42/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the freezing and confiscation of instrumentalities and proceeds of crime in the European Union. 29.4.2014 / Official Journal of the European Union L 127/39 // http: // eur-lex.europa.eu/legal-ontent/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ. L.2014.127.01.0039.01.ENG.
11 В этом смысле законодательство Италии является образцом для всех стран Евросоюза — закон № 646, принятый ещё в сентябре 1982 года «О противодействии легализации доходов от преступной деятельности», как показало время, позволяет правоохранительным органам страны быстро арестовывать и конфисковывать в доход государства активы мафии. Его главный разработчик — депутат нижней палаты Раньоли был убит сразу же после выступления в парламенте с предложением принять этот закон (по имени инициировавших его принятие авторов этот правовой акт часто в научной литературе называют законом Раньоли — Ла Торе). (См.: Касаткина А.А. Централизованная (континентальная) модель обеспечения внутренней безопасности государства: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 94, 96, 102—104).
12 Голованова Н.А. Конфискация VS коррупции (зарубежный опыт) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 52. С. 499.
13 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011,
14 Голованова Н.А. Конфискация VS коррупции (зарубежный опыт) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 52. С. 501; Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1.
C. 3—6.