Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романович Дмитрий Иванович, Лащёнов Михаил Сергеевич

Статья посвящена проблемам правовых основ социального взаимодействия и деятельности по реализации специальных функций общественных организаций правоохранительной направленности, направленных на укрепление правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романович Дмитрий Иванович, Лащёнов Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS AND PRINCIPLES OF PARTICIPATION OF PUBLIC LAW ENFORCEMENT ORGANIZATIONS IN THE PROTECTIONOF PUBLIC ORDER AND SECURITY

The article is devoted to the legal problems of the social interaction basis and activities for the implementation of the special functions of public law enforcement organizations aimed at public order’s strengthening.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ»

Правовые основы и принципы участия общественных организаций правоохранительной направленности в охране общественного порядка и обеспечении безопасности

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ РОМАНОВИЧ,

начальник отдела управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

МВД по Республике Мордовия Российская Федерация, 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 75;

слушатель магистратуры Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: r.d.i@mail.ru

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛАЩЁНОВ,

доцент кафедры теории и методологии государственного управления, кандидат социологических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: laschenov.m@yandex.ru

Legal basis and principles of participation of public law enforcement organizations in the protection of public order and security

DMITRY IVANOVICH ROMANOVICH,

Head of the Department for the Public Order Protection Organization and Interaction with the Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation and Local Self-Government Bodies of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Mordovia Russian Federation, 430000, Saransk, Kommunisticheskaya St., 75; Master's Degree Student Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: r.d.i@mail.ru

MIKHAIL SERGEYEVICH LASCHENOV,

Associate Professor of the Theory and Methodology of Public Administration Department,

Candidate of Sociological Sciences Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: laschenov.m@yandex.ru

УДК 316.3

Аннотация. Статья посвящена проблемам правовых основ социального взаимодействия и деятельности по реализации специальных функций общественных организаций правоохранительной направленности, направленных на укрепление правопорядка.

Ключевые слова и словосочетания: правоохранительная сфера; социальное взаимодействие; общественные организации; охрана общественного порядка; общественная безопасность.

Annotation. The article is devoted to the legal problems of the social interaction basis and activities for the implementation of the special functions of public law enforcement organizations aimed at public order's strengthening.

Key words and phrases: Law enforcement; social interaction; public organizations; public order protection; public safety.

Мероприятия, реализуемые в социуме с целью достижения безопасности, защиты прав и интересов граждан, укрепления законности и правовой основы государственной и общественной жизни, тесно взаимосвязаны с деятельностью правоохранительных органов.

На сегодняшний день участие граждан в обеспечении безопасности и правопорядка представляется одним из востребованных институтов в нашем обществе.

Практика показывает, что выполнение задач, направленных на противоборство криминальным и другим общественно опасным деяниям, продуктивно только при активном участии гражданского населения.

Таким образом, выстраивание партнерских практик и совместная реализация целей в области обеспечения правопорядка и безопасности выступают современной и актуальной тематикой. Одной из перспективных форм организации эффективного взаимодействия остается социальное партнерство государства в лице специализированных органов обеспечения правопорядка и институтов гражданского общества, заинтересованных в вопросах обеспечения общественной безопасности личности, общества и государства.

В этой связи целью настоящей статьи является поиск способов правового регулирования реализации и развития партнерской формы взаимодействия отмеченных субъектов, выраженных в организационно-правовых основаниях их участия в укреплении общественной безопасности на основе системного подхода, синтеза и документального анализа, исследования статистического и эмпирического материала, с целью повышения эффективности взаимодействия институтов гражданского общества с органами правопорядка при выполнении правоохранительных функций.

Основные, специальные социально-правовые нормы содействия в укреплении общественной безопасности государства содержатся

в положениях как федерального законодательства, так и субъектов. Важнейшим правовым закреплением оказания гражданами с активной жизненной позицией помощи правоохранительным органам в защите потребности социума и страны в целом от криминальных проявлений считается принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1 (далее — Закон № 44-ФЗ), в котором государством официально признана необходимость участия граждан в охране правопорядка. Данный нормативный правовой акт законодательно закрепил и обеспечил:

— участие гражданского населения и их объединений, правовая основа деятельности которых регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2, органов местного самоуправления (далее — ОМС) в деятельности, связанной с правоохраной;

— основы материальной заинтересованности за выполнение задач охраны правопорядка гражданами, льготы и некоторые компенсации членам добровольных народных дружин;

— обязанности и права, границы ответственности указанных субъектов при осуществлении мероприятий по противодействию криминальных проявлений, формы и основы, а также принципы добровольности участия граждан в проводимых мероприятиях;

— возможность содействия правоохранительным органам в определении места нахождения бесследно исчезнувших граждан;

— запреты, связанные с предъявляемыми требованиями к народному дружиннику, в том числе задействованному как внештатный сотрудник (привлечение к ответственности за совершение административных правона-

1 Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

2 Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995 г. № 21. Ст. 1930.

рушений и уголовных преступлений, возраст гражданина, желающего вступить в ряды дружинников и т. п.).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ определил:

— основы функционирования внештатных сотрудников полиции;

— ответственность внештатных сотрудников полиции и членов добровольных дружин за превышение возложенных на них законом функций и полномочий;

— организационные формы деятельности дружинников и других объединений, в том числе казачьих обществ, созданных для оказания содействия правоохранительным органам.

Впоследствии Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 обозначены основные направления дальнейшего становления системы государственной профилактики правонарушений, в том числе совместной деятельности гражданских формирований и государства.

Правовой нормой, определяющей основы сотрудничества граждан и полиции в области обеспечения безопасности, является ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»2, в которой закреплено, что органы полиции при выполнении возложенных на них задач взаимодействуют как с гражданами, так и с различными гражданскими организациями и объединениями.

Кроме того, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»3 разрешил субъектам оперативно-розыскной деятельности прибегать с согласия граждан к их помощи при решении вопросов, связанных с осуществлением оперативно-розыскных функций [6].

На основании п. 10.7, 161 и 164 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России»4 к охране общественного порядка привлекается гражданское население и сотрудники различных организаций.

1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26. Ч. I. Ст. 3851.

2 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011 г. № 7. Ст. 900.

3 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 Об утверждении Наставления об организации служебной

деятельности строевых подразделений патрульно-постовой

службы полиции территориальных органов МВД России: приказ

МВД России от 28 июня 2021 г. № 495.

При этом особо выделены частные охранные организации, добровольные народные дружины и объединения, созданные для содействия правоохранительным органам.

В соответствии с указанным приказом руководитель органа внутренних дел при утверждении постовой ведомости на следующие сутки обязан предусмотреть при принятии решения на охрану общественного порядка состав, расстановку и организацию взаимодействия патрульно-постовых нарядов с представителями общественных формирований.

Кроме того, согласно п. 9.2. Наставления, утвержденного приказом МВД России от 25 ноября 2019 г. № 8795, патрульно-постовые наряды, участвующие в охране общественного порядка, при осуществлении своей служебной деятельности также должны использовать возможности организаций и объединений правоохранительной направленности, взаимодействовать с ними в вопросах обеспечения правопорядка.

После принятия в апреле 2014 г. Закона № 44-ФЗ последовали правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие участие гражданского общества в охране правопорядка.

Так, например, Законом Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. № 53-З «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Мордовия»6 фактически была урегулирована деятельность народных дружин в республике7, закреплено участие гражданского населения в охране общественного порядка, определены отношения субъектов, участвующих в данном процессе.

Также закон определил, что в муниципалитетах с целью взаимодействия с народными дружинами, действующими в этих муниципальных образованиях, ОМС создают штабы. По сути, это координирующие органы, руководство которыми осуществляет совет штаба, в состав которого входят должностные лица ОМС, ОВД (полиции) и других органов, участвующих

5 Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах: приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879.

6 Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

7 По состоянию на 1 сентября 2021 г. в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности включена 21 дружина, общей численностью 341 дружинник (мужчин - 202, женщин - 139). Кроме того, в региональном реестре народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Республике Мордовия числятся 19 общественных объединений правоохранительной направленности.

в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, в частности представители народных дружин. Также законодатель обуславливает регламентирующие знаки отличия дружинников. Так, лицу, являющемуся членом общественного объединения, включенного в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, выдается удостоверение установленного образца и нарукавная повязка (красная) с надписью «Дружинник».

Кроме того, на основании решения республиканского правительства1 в указанном субъекте Российской Федерации функционирует Республиканский штаб по координации деятельности народных дружин на территории Республики Мордовия, руководство деятельностью которого возложено на Министра юстиции, заместителем назначен заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) МВД по Республике Мордовия.

При этом Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 385 «Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений»2 предусмотрено выделение лимитов бюджетных обязательств с целью обеспечения функционирования добровольных народных дружин до 2024 г.

Так, на стимулирование общественных формирований правоохранительной направленности в 2020 г. из бюджета Республики Мордовия выделено и освоено 2 246,7 тыс. рублей. В 2021 г. на данное мероприятие из республиканского бюджета по итогам 3 квартала 2021 г. выделено и освоено 1 073,1 тыс. рублей3.

В 2020 г. субъектами правоохранительной деятельности совместно с народными дружинниками проведено 836 мероприятий, в ходе которых выявлено 1 246 административных правонарушений. За 8 месяцев 2021 г. с данной категорией граждан проведено 460 совместных мероприятий, выявлено 970 административных правонарушений4.

1 О мерах по реализации Закона Республики Мордовия «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Мордовия» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 июня 2017 г. № 350. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

2 Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 385. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

3 Письмо Министерства финансов Республики Мордовия от 5 октября 2021 г. № 3339-РМ/18.

4 Статистические сведения ИЦ МВД по Республике Мордовия (Форма 19-ЕД).

Принципы не принуждения (содействие в обеспечении безопасности гражданское население осуществляет только на добровольных началах), первенства защиты прав и свобод человека и гражданина и законности являются основными аксиомами в вопросе регулирования участия граждан в обеспечении охраны правопорядка. Эта сфера общественных отношений также нашла свое отражение в урегулированных Законом № 44-ФЗ нормах и повторяет положения, закрепленные Конституцией Российской Федерации.

Проводя параллель между гражданином, принимающим участие в обеспечении безопасности своего государства, в частности в охране общественного порядка во времена СССР и сегодняшней Российской Федерацией, с уверенностью можно констатировать следующие факты:

— граждане СССР хотели быть полезными обществу и реализовывали свою потребность участием в охране общественного порядка. Вместе с тем ряд лиц принимали участие в обеспечении правопорядка по принуждению администрациями своих организаций и учреждений, в том числе комсомольскими и партийными ячейками [3, с. 109];

— в настоящее время участие в организациях правоохранительной направленности, как уже было сказано выше, является сугубо личным делом гражданина, на которое его никто не принуждает [2, с. 347].

Сегодня, как и во времена СССР, выражая свои социальные потребности, гражданские лица активно участвуют в жизни страны, следят за соблюдением правопорядка, оказывают помощь правоохранительным органам в деле борьбы с преступными посягательствами [1, с. 282]. Наглядным примером этому в сегодняшней России могут служить институты добровольчества, желающие бескорыстно помочь в вопросах правоохраны и несвязанные с извлечением прибыли, такие как «Лиза Алерт», члены которого оперативно реагируют и оказывают помощь в поиске пропавших. Примером подобной организации регионального уровня может служить добровольческий поисково-спасательный отряд «Поиск 13 Регион», основными задачами которого является поиск пропавших людей в природной и городской среде в Республике Мордовия, а также другие организации, созданные для содействия правоохранительным органам.

Других граждан можно охарактеризовать как заинтересованных, т. е. занимающихся указанной деятельностью с целью знакомства с нужными людьми в органах правопорядка для достижения своих планов, не связанных на-

прямую с обеспечением общественной безопасности, реализующих свои потребности, связанные со статусностью и положением в обществе.

При наличии финансирования мероприятий по участию дружинников в охране общественного порядка за счет организаций и предприятий, на которых они созданы, либо бюджетов муниципальных образований одним из главных мотивов на сегодняшний день становится дополнительный заработок и (или) получение различного рода льгот указанными лицами, которые образуют еще одну категорию граждан, участвующих в деле борьбы с преступностью.

Вместе с тем нормативные документы, регламентирующие участие общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка, не предусматривают каких-либо конкретных материальных форм, способствующих активному привлечению граждан к оказанию содействия правоохранительным органам.

Следует отметить, что тот же основополагающий Закон № 44-ФЗ детально не регламентирует отдельные случаи оказания содействия полиции по обеспечению порядка. В связи с этим, как уже отмечалось выше, субъекты Российской Федерации, исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, вправе сами законодательно определять некоторые моменты в вопросе участия гражданских лиц в обеспечении мероприятий, направленных на охрану правопорядка.

Однако нельзя забывать, что при привлечении общественности к мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности, приоритетным остается то, что указанная деятельность - это основная обязанность правоохранительных органов, в частности полиции, при этом гражданское население оказывает только содействие в этом вопросе и исключительно на добровольной основе [4, с. 61].

В связи с изложенным на сегодняшний день организационно-правовые аспекты участия граждан в обеспечении правопорядка, в том числе развитие их мотивации и стимулирования, остаются актуальными, так как граждане, объединенные в организованные сообщества с целью обеспечения безопасности на своих территориях, оказывают органам правопорядка неоспоримую помощь в борьбе с преступными явлениями. С целью решения задач, поставленных перед правоохранительными органами, необходимы поиск новых способов и форм, методов взаимодействия между субъектами в правоохранительной сфере, принятие соответствующих управленческих решений на государственном уровне. В этой связи видится необходимым создание на уровне субъ-

ектов Российской Федерации такой площадки для взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти, на которой указанные участники постоянно совершенствовали бы методы и формы своей совместной деятельности:

— обозначали бы наиболее острые проблемы, которые возникают при взаимодействии гражданских объединений и правоохранительных органов в сфере их совместной деятельности по обеспечению безопасности;

— вырабатывали совместные решения, определяли цели и задачи для решения проблемных моментов взаимодействия и эффективности по укреплению правопорядка, в том числе путем подготовки различных положений и уставов по сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью;

— согласовывали и вносили предложения по проведению мероприятий профилактического характера в зависимости от оперативной обстановки в рассматриваемом субъекте, определяя при этом методы и средства, наиболее эффективные формы взаимодействия между собой;

— закрепляли официально принятые коллегиальные решения, в том числе путем разработки программ и конкретных планов взаимодействия в конкретном субъекте или муниципальном образовании, заключения договорных обязательств по оказанию содействия органам правопорядка в обеспечении общественного порядка и безопасности, подготовки инструкций и рекомендаций, методических материалов по организации взаимного сотрудничества в сфере безопасности, определения конкретных направлений и объектов профилактической работы с учетом состояния преступности и интересов по предотвращению конфликтов среди населения;

— в своей совместной работе активно и на постоянной основе использовали возможности средств массовой информации с целью пропаганды данной работы среди населения и вовлечения граждан в указанный процесс, прививая им юридическую грамотность;

— с обеих сторон контролировали и проводили анализ эффективности своей совместной деятельности.

Несомненно, что при максимальном привлечении гражданского населения и тесном сотрудничестве органов государственной власти с негосударственными субъектами деятельность по обеспечению правопорядка и общественной безопасности личности, общества и государства окажется более эффективна и успешна.

Список литературы:

1. Лащёнов М. С. Построение партнерской модели как условие эффективного взаимодействия в правоохранительной сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 281-285.

2. Лащёнов М. С. Социальное партнерство в правоохранительной сфере // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2. С. 346-352.

3. Ходжаева Е. Возрождение ДНД (добровольных народных дружин) в России: пример навязанный сверху мобилизации // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2019. № 3. С. 105-141.

4. Черенков А. Н. Общественные организации правоохранительной направленности в России (возникновение и развитие) // Административное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 60-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.