УДК 343
DOI 10.23672/s3597-3356-8567-i
Рыжова Юлия Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России [email protected]
Yulia V. Ryzhova
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
Public Law Disciplines,
Academy of Management of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Правовые основы деятельности уголовно-сыскной полиции по борьбе с общеуголовной преступностью в российской империи
Legal basis for the activities
of the criminal investigation police to combat ordinary crime in the russian empire
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовых основ деятельности уголовно-сыскной полиции Российской империи. Научный анализ нормативных правовых актов, регламентировавший деятельность уголовно-сыскной полиции, позволяет установить ее задачи и функции, а также, основные направления деятельности. Акцентируется внимание на основном нормативном правовом акте ведомственного характера - Инструкции чинам сыскных отделений. Рассматриваются система и методы применения «бертильонажа» в деятельности уголовно-сыскной полиции Российской империи. Затрагиваются вопросы ее взаимодействия с общей и политической полицией. Уделено внимание научно-практической значимости вопросов, связанных с обеспечением внутренней безопасности в Российской империи по борьбе с общеуголовной преступностью.
Ключевые слова: внутренняя безопасность, уголовно-сыскная полиция, Российская империя, общая полиция, расследование преступлений.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the legal foundations of the activities of the criminal investigation police of the Russian Empire. The scientific analysis of the normative legal acts that regulated the activities of the criminal investigation police makes it possible to establish its tasks and functions, as well as the main directions of activity. Attention is focused on the main regulatory legal act of a departmental nature -Instructions to the ranks of detective departments. The system and methods of application of «bertillon-age» in the activities of the criminal investigation police of the Russian Empire are considered. The issues of interaction with the General and political police are discussed. Attention is paid to the scientific and practical significance of issues related to ensuring internal security in the Russian Empire in the fight against ordinary crime.
Keywords: internal security, criminal investigation police, Russian Empire, general police, crime investigatio.
Одной из основных функций любого суверенного государства является обеспечение национальной безопасности, то есть, принятие мер для защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Благодаря реализации этой функции, обеспечивается территориальная целостность и устойчивое развитие государства, укрепляется его оборона и безопасность, обеспечиваются права, свободы, достойный уровень жизни населения.
Важную роль в охранительной функции Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. играла общая полиция. Именно на нее кроме охранительных функций были возложены непростые задачи по общему управлению. Основная задача общей полиции состояла в обеспечении и в охране интересов императорской власти на местах. При этом именно общая полиция была обязана содействовать политической полиции в обеспечении внутренней безопасности Империи.
Общая полиция структурно подразделялась на городскую, сельскую, а также, на специализированные и вспомогательные органы.
Городская полиция занималась вопросами поддержания общественного порядка в борьбе с уголовной преступностью. Сельская полиция проверяла слухи об оскорблении членов императорской фамилии и проверяла сведения о возможных слухах о покушении на них, разбирала вопросы крестьянских массовых волнений, в антиправительственной агитации в среде студентов, учителей и др. Создание в 1903 г. уездной полицейской стражи позволило принимать меры к обеспечению правопорядка и внутренней безопасности. В частности, «на селе из общественной повинности в полном объеме было преобразовано в государственную службу, это позволило поднять административное управление на качественно новый уровень. На территории каждого крупного селения появился новый представитель
полицейской власти, для подавления аграрных волнений были созданы мобильные вооруженные отряды» [1].
К специализированным органам можно отнести сыскную полицию, к вспомогательным видам -речную, фабрично-заводскую, ярмарочную, част-ноохранную стражу. В 1867 г. с целью «ближайшего» полицейского наблюдения и исполнения полицейских требований» в соответствии с инструкцией Министерства внутренних дел был создан институт околоточных надзирателей. В Министерстве внутренних дел была утверждена инструкция, регламентировавшая порядок их деятельности, в соответствии с которой в прямом подчинении находились городовые - низшие чины общей полиции. Что касается сыскной полиции, то при раскрытии и расследовании преступлений она имела более приоритетное значение. «Чины общей полиции, в частности, околоточные надзиратели и городовые являлись ее приданными силами» [2].
Взаимодействие между ними выражалось в том, что околоточные надзиратели должны были негласным путем собирать подробную информацию о лицах, проживающих в околотке, «по собственному побуждению приступать к производству дознаний во всех тех случаях, когда усмотрят какой-то повод подозревать, что совершено преступление», в определенных случаях задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений [3].
В связи с тем, что в 1908 г. были созданы сыскные отделения, произошло, своего рода, определенное усиление общей полиции в Империи и была увеличена раскрываемость уголовных преступлений. 6 июля 1908 г. была принят «Высочайше утвержденный и одобренный» Государственным Советом и Государственной Думой Закон «Об организации сыскной части». В соответствии с принятым Законом, в составе полицейских управлений было образовано сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах [4].
Всего было образовано 89 сыскных отделений. Важным моментом являлось то, что в качестве главной определяющей в необходимости создания данных отделений Правительством Российской империи было рассмотрено два вида структурного построения сыскной полиции - централизованный и децентрализованный. В итоге, за основу был взят децентрализованный принцип построения, как наименее затратный. Первоначально и сами штаты этих отделений насчитывали от 8 до 20 сотрудников.
С целью создания, своего рода, информационного центра для сбора и аналитической обработки информации в структуре Департамента полиции было создано 8-е делопроизводство, осуществлявшее координационные функции и занимавшееся составлением документов по организации уголовного сыска, созданием центрального регистрационного бюро, вопросами взаимодействия по обмену опытом в деятельности с полицией западноевропейских государств и др.
С целью эффективного осуществления деятельности сыскной полиции, 09 августа 1910 г. была принята Инструкция чинам сыскных отделений, закрепившая организационное устройство, права и обязанности чинов сыскных отделений [5]. В частности, Инструкцией было определено, что сыскные отделения имеют целью своей деятельности негласное расследование и производство дознаний в виде предупреждения, устранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера. В Инструкции обращалось внимание на район деятельности каждого сыскного отделения, а также на то, что все сведения по делам политического характера, начальники отделений обязаны незамедлительно сообщать начальникам губернских или охранных отделений. Интерес представляет и примечание в Инструкции, в соответствии с которым начальники сыскных полиций С. - Петербурга, Московской подчинялись градоначальникам, а Варшавской - обер-полицмейстеру.
Инструкцией 1910 г. были определены задачи сыскных отделений. В частности, определялись сыскные отделения, состоявшие в негласном расследовании и производстве дознаний в видах предупреждения и преследования преступных деяний общеуголовного характера. Кроме того, были определены и принципы организации отделений. По своей структуре каждое из отделений состояло из четырех столов:
- личного задержания;
- розысков;
- наблюдения;
- справочного регистрационного бюро, занимавшегося именно регистрацией преступников, установлением их личности, выдачей справок о судимости и о розыске скрывающихся лиц.
Начальник сыскного отделения, в соответствии с Инструкцией, получил право требовать содействия от чинов общей полиции как в процессе расследования преступлений по уголовным делам, так и в выполнении получений полицмейстеров, в подчинении которых состояли и чины сыскной и чины общей полиции.
В своей работе чины сыскных отделений использовали метод наружного наблюдения и негласных сотрудников.
Рассматривая организацию и деятельность сыскных отделений, следует обратить внимание и на то, что большое значение в их деятельности имели научные методы расследования преступлений, систематизации и анализ полученных результатов, их оценка и даже научное обоснование. Это было связано с тем, что полиция Российской империи в своей деятельности по состоянию на конец XIX - начало XX вв. начинает использовать различные научные методы классификации. Особое развитие это получает при применении антропометрической системы измерений. В частности, в работе использовалась антропометрическая система «бертильонаж», которую активно в своей деятельности использовала сыскная полиция Парижа и названная так по имени ее
создателя Альфонса Бертильона. В деятельности российской полиции она будет введена с 1890 г. Система Бертильона состояла в измерении длины и ширины головы, длины среднего пальца и мизинца руки, ширины скуловой кости человека, в ширине правового уха, в определении радужной оболочки глаза и др. «За период с 1891 по 1897 гг. по системе Бертильона в России было измерено 23 тыс. мужчин и 4 тыс. женщин. Среди них было обнаружено 1700 рецидивистов и 180 рецидивисток» [6]. Со временем эту систему перестали использовать, заменив ее на более точную систему измерения и идентификации преступников - дактилоскопию, разработанную начальником полиции Лондона Эдвардом Генри. Данная системы была введена и успешно апробирована в Скотланд-Ярде. Именно эту система была взята в качестве эталона в деятельности российской полиции того времени.
Обращаясь к началу XX в., остановимся и на деятельности Центрального регистрационного бюро, которое было образовано распоряжением Министерства внутренних дел по Департаменту полиции 29 декабря 1906 г. 09 апреля 1907 г. в Департаменте полиции было образовано Центральное регистрационное бюро, а в сыскных отделениях на местах - регистрационные бюро. С целью сбора информации, ее обработки была создана система, в основу которой легла регистрационная карта [6].
Таким образом, создание сыскных отделений в Империи привело к тому, что данные подразделения направляли деятельность всей городской полиции по борьбе с общеуголовными преступлениями. До их образования задача борьбы с уголовной преступностью входила в непосредственные обязанности чинов общей полиции. По Закону 06 июля 1908 г. чины сыскных отделений наделялись равными правами в деле расследования уголовных преступлений с чинами общей полиции, так как они действовали на основе одних и тех же принятых нормативных правовых актов. Созданные в соответствии с Инструкцией от 09 августа 1910 г., сыскные отделения занимались организацией и проведением негласного расследования и производства дознания с целью предупреждения, устранения и преследования преступных деяний общеуголовного характера. Именно в этой Инструкции были более конкретно определены положения Закона 1908 г.: цели, задачи сыскных отделений, их внутренняя структура, порядок производства оперативно - разыскных действий. Вместе с тем, она, в целом, не изменила принципа организационного построения сыскных отделений и поэтому они, все же, отчасти, оставались ограниченными в своей деятельности в рамках подведомственной им территории». В связи с этим, они не могли осуществлять оперативно-розыскные мероприятия за пределами городов, в которых они были расположены.
Литература:
1. Реент Ю.А. Полицейская система Российской империи начала XX века (1900-1917 гг.) : авто-реф. дис ... докт. ист. наук. М. : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2002. 48 с.
2. Жилина Ю.А. Чины сыскной и общей полиции дореволюционной России в борьбе с общеуголовной преступностью // Оперативник (сыщик). 2012. № 1(30).
3. Инструкция околоточным надзирателям. СПб., 1867. Отдельное издание.
4. Из глубины времен. СПб., 1992. № 1.
5. Инструкция чинам сыскных отделений 9 августа 1910 г. Отдельное издание. СПб., 1910.
6. Мулукаев Р.С. Избранные труды: К 80-летию со дня рождения. М. : Академия управления МВД России. М., 2009. 561 с.
Literature:
1. Reent Yu.A. The Police system of the Russian Empire at the beginning of the XX century (19001917) : abstract of the dis. ... doctor of historical Sciences. M. : Lomonosov Moscow state University, 2002. 48 p.
2. Zhilina Yu.A. The Ranks of the detective and General police of pre-revolutionary Russia in the fight against ordinary crime // The field investigator (sleuth). 2012. № 1(30).
3. Instructions to district wardens. SPb., 1867. Separate edition.
4. From the depth of time. SPb., 1992. № 1.
5. Instructions to the ranks of detective departments August 9, 1910 Separate edition. SPb., 1910.
6. Mulukaev R.S. Selected works: To the 80th anniversary of the birth. M. : Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. M., 2009.