Г. Г. САРКИСЯН,
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343.985
G. G. SARKISYAN,
Senior Lecturer of the Department of Operational and Investigative Activities Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expertise; Operational Search Activity.
Дата поступления: 4 марта 2020 г.
Дата принятия статьи в печать: 25 сентября 2020 г.
История развития криминалистических учетов полиции в Российской империи (1715-1917 гг.)
The history of the development of forensic police records in the Russian Empire (1715-1917)
Аннотация
Актуальность рассмотрения ретроспективы криминалистических учетов полиции обусловлена стремительным ростом использования информационных систем и современных технологий в деятельности полиции.
Постановка проблемы: как показывает многолетняя практика, в основе полицейской деятельности лежит криминалистическая регистрация, осуществляемая в различной форме еще на Руси и прошедшая путь от клеймения до высокотехнологичных способов фиксации информации о преступлениях, лицах, их совершивших, и связанных с ними предметах и т. д. Это свидетельствует о неразрывной связи полицейской деятельности, в частности оперативно-розыскной работы, с ее информационно-аналитическом обеспечением, осуществляемым специальными оперативными подразделениями. В настоящее время существует необходимость дальнейшего совершенствования данной работы с учетом накопленного опыта.
Цель исследования: анализ накопленного опыта ведения и использования полицией Российской империи криминалистических учетов со времени учреждения указом императора Петра I от 20 мая 1715 г. полицейского аппарата и до событий 1917 г., выделение ключевых событий, повлиявших на развитие криминали-
Annotation
The relevance of considering the retrospective of criminalistics police records is due to the rapid growth in the use of information systems and modern technologies in the activities of the police.
The problem statement: as shown by many years of practice, the basis of police activity is forensic registration, carried out in various forms in Russia and has gone from stigmatizing to hightech ways of recording information about crimes, their perpetrators and related subjects, etc. This testifies to the inextricable connection of police activity, in particular, intelligence activities, with its information and analytical support, carried out by special intelligence units. Currently, there is a need for further improvement of this work, taking into account the experience gained.
The objective: to analyze the experience gained by the police and the use of the Russian Empire from the time of the establishment of the police apparatus by the decree of Emperor Peter I of May 20, 1715 until the events of 1917 of forensic records, with the aim of further improving the information and analytical support of the intelligence activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation.
The research methods: dialectics, hermeneu-tics, analysis, (in the selection and study of material on the topic); historical and legal (in the study
200
стических учетов полиции, в том числе с целью дальнейшего изучения и понимания процесса становления информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Методы исследования: диалектика, сравнение, системный анализ (при подборе и изучении материала по теме); историко-правовой (при изучении правовых явлений и теорий в их историческом развитии, а также нормативных правовых актов, утративших силу).
Результаты и ключевые выводы: основными событиями, повлиявшими на развитие криминалистических учетов полиции в Российской империи (1715-1917 гг.), являются: создание в России указом императора Петра I полицейского аппарата (20 мая 1715 г.); создание Министерства полиции, в котором на Первое отделение Департамента полиции исполнительной были возложены сбор статистических данных, ведение специальных учетов по преступлениям, регистрация происшествий, фактов рождения и смерти (25 июля 1811 г.); учреждение Статистического отделения Министерства полиции (20 ноября 1811 г.); создание Статистического совета и Центрального статистического комитета при Министерстве внутренних дел (30 апреля 1863 г.); отмена клеймения в России как способа опознания и регистрации (1863 г.); учреждение в Санкт-Петербурге антропометрического бюро (1890 г.); введение в России дактилоскопии для регистрации и розыска преступников (1906 г.); создание в Министерстве юстиции Центрального дактилоскопического бюро (30 декабря 1906 г.); введение в Департамент полиции Министерства внутренних дел Регистрационного бюро (на местах в сыскных подразделениях введены регистрационные отделения или бюро (9 апреля 1907 г.)); издание «Инструкции чинам сыскных отделений» - основного руководства по регистрационной работе полиции России до 1917 г. (1910 г.); упразднение Департамента полиции с заменой его на Временное управление по делам общественной полиции и по делам личной и имущественной безопасности граждан (11 марта 1917 г.); издание постановления Временного правительства «Об учреждении милиции» и «Временного положения о милиции» (17 апреля 1917 г.).
Ключевые слова: криминалистические учеты; криминалистическая регистрация; полицейские учеты; уголовная регистрация; Российская империя; Департамент полиции; сыскные подразделения; регистрационные бюро; антропометрические бюро; дактилоскопия.
of legal phenomena and theories in their historical development and normative legal acts that have expired).
The results and key findings: the main events that influenced the development of forensic police records in the Russian Empire (1715-1917) are: the creation in Russia of a police apparatus by decree of Emperor Peter I (05/20/1715); the creation of the Ministry of Police. The first branch of the Police Department of the executive ministry collected statistical data, dealt with crime accounting, registration of incidents, facts of birth and death, for which special types of accounting were introduced (07.25.1811); the establishment of the Statistics Division of the Ministry of Police (11/20/1811); creation of the Statistical Council and the Central Statistical Committee under the Ministry of Internal Affairs (04/30/1863); the abolition of branding in Russia as a way of identification and registration (1863); the establishment in St. Petersburg of the anthropometric bureau (1890); the introduction of fingerprinting in Russia as a method of tracing and registering criminals (1906); the creation of the Central Fingerprint Bureau in the Ministry of Justice (12/30/1906); the introduction of the Registration Bureau of the Police Department of the Ministry of Internal Affairs; registration departments or bureaus have been created in the detective units in the field (04/09/1907); publication of the «Instructions to the ranks of the detective departments» -the main guide to the registration work of the Russian police until 1917 (1910); the abolition of the Police Department and the creation in its place of the Provisional Directorate for Public Police and for the Personal and Property Security of Citizens (03/11/1917); publication of the Decree of the Provisional Government «On the establishment of the police» and the «Provisional Regulation on the Police» (04/17/1917).
Key words: forensic records, forensic registration, police records, criminal registration, Russian Empire, Police Department, detective units, registration bureaus, anthropometric bureaus, fingerprinting.
Осведомленность и оперативное получение информации во все времена играли важную роль в обеспечении правопорядка. Учеты и регистрация преступников в различной форме существовали на Руси с давних времен. Подтверждения этому пришли вместе с распространением письменности, о чем свидетельствуют некоторые документы, вышедшие в начале второго тысячелетия и сохранившиеся до нашего времени.
Процесс формирования и использования криминалистических учетов, прошедший эволюционный путь от примитивных и негуманных форм в виде клеймения до научно обоснованных способов фиксации криминалистически значимой информации о преступлениях, лицах, их совершивших, и связанных с ними предметах и т. д., в различное время именовался по-разному, и содержание такой работы также отличалось. В настоящее время его измененная и усовершенствованная форма именуется информационно-аналитическим обеспечением, ранее в течение продолжительного времени ее называли криминалистической регистрацией, которая, безусловно, представляла собой только отдельные части современного подхода [15, с. 214-218].
До сих пор нет единого мнения по данному понятию. Даже в научных изданиях, входящих в число основных результатов исследований, просматриваются различные подходы. Употребляются такие термины в зачении «уголовная регистрация», «полицейские учеты», «криминалистическая регистрация», «криминалистические учеты» [3, с. 43]. Но и по своей сущности данные термины не полностью идентичны, так как в различное время разными учеными представлялся дифферентный круг задач, включающий в себя данную работу. Как справедливо отмечал Р. С. Белкин, учение о криминалистической регистрации остается в числе наименее разработанных частных криминалистических теорий, притом что исторически элементы этого учения появились еще до консолидации криминалистических знаний в самостоятельную науку [2, с. 185].
Криминалистическая регистрация и аналитическая работа субъектов профессионального сыска имеют глубокие исторические корни. Генезис оперативно-розыскного анализа и криминалистической регистрации в нашей стране тесно связан с работой полицейских аппаратов, а впоследствии — с деятельностью Министерства внутренних дел и ряда других правоохранительных органов.
В начале XVIII в. с созданием полицейских структур появляются и криминалистические учеты, как необходимая часть правоохранительной деятельности. Впервые в России спе-
циальный полицейский аппарат (регулярная полиция) был создан в Петербурге указом Петра I (1682—1725 гг.) от 20 мая 1715 г. [8]. Одновременно была учреждена полицейская канцелярия, при которой состояли офицеры, унтер-офицеры и рядовые полицейские. В мае 1718 г. в столице была введена должность генерал-полицмейстера, а в Москве — должность обер-полицмейстера.
Основные обязанности столичной полиции Петр I определил в Пунктах, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру (25 мая 1718 г.), в их числе: охрана порядка, учет питейных заведений (шинков), квартир для карточной игры, приезжающих в столицу, «всех гуляющих и слоняющихся людей» и др. В пункте 9 предписывалось учитывать и досматривать все подозрительные дома, в которых совершаются «карточные игры и другие похабства...», «дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были ниспровергнуты».
Кроме того, в пункте 11 полиции предписано «также накрепко смотреть приезжающих, какие люди, чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет, и какой человек буде утаить, непрямым именем скажет, таких хозяев наказанием ссылать на галеры, с отобранием всего, что имеет; равным образом и об отъезжающих объявлять, так и о работниках; ежели какой хозяин наймет кого из гулящих на работу, чтоб прежде дать знать о нем, дабы под тем видом не было какого беглого солдата или матроса и прочих».
Одним их своих наиболее значимых преобразований Петр I считал проведение реформы центрального управления, связанной с заменой прежних исполнительных органов власти — приказов — новыми коллегиями. Вместо десятков приказов, часто дублировавших деятельность друг друга, в 1717—1720 гг. было создано 12 коллегий, причем только три находились в Санкт-Петербурге (Коллегия иностранных дел, Воинская коллегия и Адмиралтейская, или Морская коллегия).
Девять других коллегий — Юстиц-коллегия (судебная), Ревизион-коллегия (финансовый контроль), Камер-коллегия (ведомство доходов), Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия (горное дело), Мануфактур-коллегия (производство) и Вотчинная коллегия (промышленность), а также приравненные к ним Штатс-контора (ведомство расходов) и Главный магистрат (городское управление) — оставались в Москве [1, с. 46].
Коллегии не охватывали всех сторон государственного управления. Вне сферы их деятельности оказались почта, полиция, просвещение, медицина и т. д. Для руководства этими направлениями деятельности создавались центральные учреждения под различными назва-
202
ниями: канцелярии, палаты, конторы и др. Параллельно с коллегиями некоторое время продолжала действовать и часть старых приказов.
Задачи, функции, структура и порядок работы коллегий и другие аспекты их деятельности были определены на законодательном уровне в Генеральном регламенте 1720 г. (полное название — «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, под-даннейше поступать имеют»). Здесь же приводились общие правила составления документов и устанавливались требования к написанию их отдельных реквизитов.
Интерес с точки зрения криминалистической регистрации представляет тот факт, что в период формирования коллежского делопроизводства были заложены основы организации хранения документов. Именно в этот период появился термин «архив», который является неотъемлемой частью формирования, использования и хранения криминалистически значимой информации в существующих на тот момент учетах. Генеральный регламент предписал иметь два архива: общий (для всех коллегий) и специальный (для коллегии иностранных дел и коммерц-коллегии).
Таким образом, указанный нормативный правовой акт явился первым в России законодательным источником, регулировавшим порядок работы с документами в центральных государственных учреждениях с момента их создания до поступления в архив [4].
Особенно, по нашему мнению, следует выделить положения Генерального регламента, связанные с защитой сведений ограниченного доступа, циркулировавших в коллегиях. По данному вопросу было строгое предписание: «Все дела в канцеляриях содержать тайно, под страхом смертной казни или вечной на галеры ссылки, с вырезыванием ноздрей и отнятием всего имущества», о чем наглядно свидетельствуют приводимые ниже первоисточники соответствующих правовых норм данного закона.
«...
Глава XXXVII
О содержании в коллегиях и канцеляриях дел тайно «Впрочем повелевает его величество накрепко, чтоб все, что при коллегиях чинится, а наипаче ежели такие дела, которые его царского величества высокой службе и интереса касаются, тайно содержаны и весьма прежде времени явны не были, по которым наипаче оные себя предостерегать и от безвременных речей удержатися имеют, которым в канцеляриях
отправления поверены, под наказанием как на-последи в пятидесятой главе изображено есть».
Глава Ь. За добрые поступки о награждении, противу же того, ежели кто против должности погрешит, о штрафе «Сие есть, что его царское величество всем коллегиям ко общему известию всемилостивейшее объявлять изволит, и понеже его величество твердую надежду имеет, что все его коллегии и их служители и под-данейшую верность по должности своей исполнять будут: того ради обнадеживает его царское величество верных своих истинных служителей своею особливою протекциею и высокою ми-лостию, и обещает при всех приключающихся случаях, по учиненной пробе верности их и искусства, во всемилостивейшей памяти содержать и по заслугам награждать, противно же те, которые против своей должности оплошкою или вымыслом погрешат, неотменно наказаны будут по важности дела, яко же следует: 1. Когда кто злым образом на время, или вовсе, тайно из коллегийных писем и документов что унесет. 2. Или кто под каким-нибудь предлогом неправдиво учинит рапорт (или доношение), или о состоянии дела, и некоторые предложения и прочее тому подобное с умысла удержит, или весьма утаит, и полученный указ в действо не произведет. 3. Или кто протоколы или другие документы переправить фальшиво, и прочее в таких причинах подобное учинит. 4. Когда кто постороннему, кому не надлежит тайности кол-легийны сообщить резолюции, прежде времени объявить протоколы, и потом которого члена голос или мнения покажет. 5. Или кто по дружбе, или по вражде, или из взятков, или других намерений что пренебрежет, которое ему чинить надлежало, таковым за преступление как вышним, так и нижним надлежит чинить смертная казнь, или вечная на галеру ссылка с вырезыванием ноздрей и отнятием всего имения; ежели же кто меньшее преступление учинить, как выше писано, таковым за преступление наказания чинить ссылкою на галеру временною, со отнятием всего или части имения, или лишением чина и тяжким штрафом (ежели впервые) по силе прегрешения»» [14, с. 127, 132].
Помимо Генерального регламента 1720 г., вопросы, связанные с защитой информации ограниченного доступа, нашли свое отражение и в других нормативных правовых актах. Например, в Царском указе от 4 апреля 1714 г. был введен особый порядок рассмотрения секретных дел [9]. Кроме того, правовая защита подобных сведений регулировалась высочайшими указами от 13 января 1724 г. «О написании секретных дел в партикулярных письмах» и от 16 января 1724 г. «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям», а также в приказе
Правительствующего Сената от 5 марта 1724 г. «О надписях на пакетах, в которых секретные дела» [10]. В этих документах был заложен ряд основополагающих принципов организационной защиты информации ограниченного доступа, во многом актуальных до настоящего времени [16, с. 101—104].
Значительное увеличение территории страны и череда великих дел Петра I, предпринятых для укрепления Российской государственности, сопровождалась и существенным расширением информационного пространства и, соответственно, количества объектов, подлежащих учету.
В 1724 г. указом императора с целью контроля за передвижением крестьян были введены пропускные и покормежные письма. Покор-межные выдавались помещиками и приказчиками крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, а пропускные — лицам, отправляющимся в другие уезды, земскими комиссарами (сроком до 3 лет). Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой воровски получая оное не вол-чался» [11]. «Слоняющихся» и «гулящих» задерживали с последующим допросом. Крестьяне, не имеющие при себе документов, подвергались телесным наказаниям и доставлялись к их владельцам.
С целью опознания и своеобразной уголовной регистрации опасных преступников, в те времена клеймили. Клеймение применялось и раньше, в предыдущие столетия. Дошедшая до нас Уставная грамота, данная в 1397 г. великим князем Василием Дмитриевичем жителям Двинской земли, содержит указание: «...а татя всякого пятнати». Это был первый, дошедший до нашего времени, законодательный акт о клеймении, после которого подобные акты в последующие столетия издавались многократно. Они регламентировали технику клеймения, меняли в зависимости от времени форму клейма, а также устанавливали категории подлежащих клеймению преступников [7, с. 8—9].
Не менее важным с точки зрения развития криминалистической регистрации и информационной безопасности страны было регулирование вопроса нахождения иностранцев. Как известно, в годы петровских реформ специалисты из стран Западной Европы стали использоваться более активно, чем прежде, поскольку Россия практически не располагала собственными инженерами, архитекторами, оружейными мастерами, геологами, профессиональными военными и другими специалистами, усилия которых были необходимы в процессе эволюции государства. Вполне закономерно поэтому, что приглашавшиеся в страну зарубежные спе-
циалисты в силу своих функциональных обязанностей получали доступ к стратегически важным сведениям о России: о наличии и местонахождении залежей полезных ископаемых; об уровне развития военного потенциала; о расположении и планах фортификационных укреплений и т. д. В этих условиях особенно остро возникала проблема установления контроля над иностранцами с целью недопущения утечки из России информации ограниченного доступа. В период правления Петра I был создан достаточно эффективный правовой механизм, регламентировавший пребывание иноземцев в России [16, с. 68—69].
Российским самодержцем отдавалось предпочтение тем иностранцам, которые оставались в России пожизненно. В этом случае отношения с ними закреплялись контрактами, после чего они приносили присягу на «вечное подданство» российскому престолу. Эта юридическая процедура распространяла на иностранцев действие российского права, в связи с чем они подлежали учету, за ними был установлен постоянный контроль со стороны российских властей, и они все без исключения привлекались юридической ответственности иностранцев за совершаемые правонарушения [5, с. 3—4, 21—22].
Об учетах упоминается и в более поздних законодательных документах империи, например, Уставе благочиния, или Полицейском (1782 г.) и др. В Уставе полицейскому учету посвящены четыре статьи (180, 184, 187 и 188).
В статьях 184 и 187 отмечается, что каждый прибывший в город или проживающий в нем, если он нуждается в работе или услужении, должен сообщать об этом частному (участковому) маклеру. Последний записывает в маклерской книге фамилию, имя нуждающегося в работе, адрес, где проживает или откуда прибыл, какую работу ищет, день, месяц, год, когда явился к маклеру. В случае заключения договора с нанимателем маклер записывает в книге следующее: кто принимает на службу, на какую именно работу, за какую плату, на сколько времени и на каких условиях.
Частный маклер обязан (ст. 180) городничему, частному приставу и квартальному надзирателю «частные книги показывать во всякое время, когда это от них потребовано будет».
Как видно из вышеизложенного, а также из анализа других аналогичных документов, в XVIII в. в полицейских учреждениях России имелись лишь местные учеты преступников, беглых солдат, лиц, ведущих непотребный образ жизни, учет питейных, карточных заведений, прибывающих в города и выбывающих из них и др. Учеты эти находились в околотках, городских полицейских участках и реже, по наиболее
204
опасным преступникам, — в губернских полицейских управлениях.
Местный учет строился на основании записей и сообщений частных маклеров, хозяев меблированных комнат, гостиниц, увеселительных и питейных заведений, околоточных надзирателей, становых приставов, донесений агентов полиции.
Централизованного учета преступников в тот период в государстве не было. Он появился после создания в России Министерства внутренних дел и стал всеобъемлющим после организации жандармских управлений и охранных отделений, которые были жестко централизованы.
В самом начале XIX столетия, в первые годы правления Александра I (1801—1825 гг.), был проведен ряд реформ, коснувшихся и системы государственного управления. Введение данных реформ было обусловлено решением новых задач в сфере социального и экономического развития имперской России. Особенно заметными стали переход к отраслевому управлению государством, а также создание министерств.
Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. в России, вместо существовавших ранее коллегий, были учреждены восемь министерств: Юстиции, Военных сухопутных сил, Морских сил, Коммерции, Иностранных дел, Финансов, Народного Просвещения и Министерство внутренних дел.
Все вышеуказанные министерства получили наказ в виде Положения, определяющего его функции и задачи. Самым крупным и многопрофильным получилось Министерство внутренних дел Российской империи (далее — МВД). Теперь во ведении МВД стали сословные органы дворянства и городских сословий, местные административно-полицейские учреждения, продовольственное дело и управления по делам иностранных поселенцев, Мануфактур-коллегия, Медицинская коллегия, Главное почтовое управление, Соляная контора.
На должность министра внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей (1768—1834 гг.), который возглавлял министерство с сентября 1802 по ноябрь 1807 г. и с ноября 1819 по июнь 1823 г. Происходил из малороссийского дворянского рода. В 1792—1797 гг. — посланник в Турции, с 1798 г. — вицеканцлер коллегии иностранных дел, в 1801—1802 гг. — управляющий коллегией. С 1801 г. В. П. Кочубей участвовал в работе Негласного комитета, принявшего решение об учреждении в России министерств. После 1825 г. возглавляет секретные комитеты, созданные для подготовки проектов государственных преобразований.
С 1827 г. назначается председателем Государственного совета и Комитета министров. В 1799 г. ему был присвоен титул графа, а в 1831 г. — князя, кавалера орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Владимира I степени.
Структурные подразделения министерств были построены по функциональному принципу. Сначала они назывались экспедициями — впоследствии переименовались в департаменты. В МВД первоначально было образовано четыре экспедиции. Вторая из них называлась «Экспедиция спокойствия и благочиния». В ее ведении находилось управление полицией. Эта экспедиция состояла из двух отделений. Первое отделение занималось сбором сведений о преступлениях и происшествиях, предотвращало «ложные слухи» и др. Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. Сюда же направлялись жалобы на полицию.
Таким образом, государственный учет преступности впервые, в целом по России, был поручен отделению Экспедиции спокойствия и благочиния.
В 1806 г. Министерство внутренних дел было кардинально реорганизовано. Часть функций от него отошли к другим министерствам, в составе МВД образован Почтовый департамент. Существенной реорганизации подверглась Экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название «Экспедиция государственного благоустройства». Она состояла из двух отделений и пяти столов.
Первый стол первого отделения занимался сбором сведений обо всех происшествиях, происходивших в России, о лицах, пребывающих из-за границы и выезжающих из страны, контролем за «благочинием публичных зрелищ и собраний». Второй стол ведал штатами полиции, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем, контролировал доставку осужденных к месту отбытия наказания, участвовал в организации рекрутского набора в армию. Основной функцией третьего стола было назначение, награждение и увольнение со службы полицейских чиновников.
Такая структура МВД существовала до 1810 г., когда прошла очередная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было учреждено Министерство полиции. Оно состояло из трех департаментов: департаментов полиции исполнительной и хозяйственной, медицинского департамента и канцелярии министра. Самым большим подразделением Министерства полиции стал Департамент полиции исполнительной, образованный на базе экспедиции государственного благоустройства.
Первое отделение Департамента полиции исполнительной собирало статистические данные, занималось учетом преступлений, регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные виды учета.
Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствий по уголовным делам, контролировало исполнение полицией судебных приговоров.
20 марта 1811 г. в составе Министерства полиции было образовано Статистическое отделение, на важность и необходимость создания которого еще в 1803 г. указывал министр внутренних дел В. П. Кочубей. Уже 19 сентября 1802 г. министр в своем циркуляре губернаторам дал схему отчета, содержащего сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о фабриках и заводах, публичных зданиях и другие данные, относящиеся к сфере деятельности МВД, в том числе уголовную статистику. Отчетность эта поступала довольно аккуратно, однако достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности.
В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала и учитывала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию печатных изданий, выполняла функции политической полиции, что обусловило ее превращение в дальнейшем из вспомогательного технического органа министерства, как было предусмотрено в «Общем учреждении министерств», в одно из важнейших подразделений.
Выполняя функции политической полиции, обладая не меньшей самостоятельностью, чем департамент, Особенная канцелярия к 1819 г. состояла из трех подразделений, так называемых столов и секретной части. Первый стол занимался вопросами выезда за границу и въезда в империю как российских, так и иностранных граждан, слежкой за иностранцами.
Второй стол собирал сведения о книжных лавках и типографиях, привозе из-за границы книг, журналов, картин и иной печатной продукции.
В компетенцию третьего стола входил надзор за разными религиозными сектами, подозрительными лицами и бродягами, а также их учет.
Секретная часть Особенной канцелярии контролировала размещение по городам высланных из столицы преступников, организовывала слежку за политически неблагополучными лицами. Она же занималась и делами о злоупотреблениях чиновников полиции.
В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано. Из МВД были выведены Департамент торговли и Почтовый департамент, департаменты полиции исполнительной и хозяйственной снова были переданы в МВД. Статистическое отделение также перешло в МВД. 12 мая 1823 г. оно было включено в состав Департамента полиции исполнительной.
Общая канцелярия Министерства полиции слилась с канцелярией МВД, а Особенная канцелярия и цензурный комитет, без изменений функций, вошли в МВД. Департамент полиции, как основное структурное подразделение министерства, подвергся некоторым изменениям. Была расширена Канцелярия директора департамента, образован счетный (учетный) стол.
После реорганизации МВД, проведенной в 1819 г., существенных изменений в его структуре не происходило длительное время.
Лишь в июне 1826 г., уже при императоре Николае I (1825—1855 гг.), в составе Собственной Его Императорского Величества канцелярии создается III Отделение, ставшее вскоре известным как орган политической полиции. Все чиновники Особенной канцелярии Министерства внутренних дел были переданы в состав III Отделения. Таким образом, из МВД были изъяты функции политической полиции.
III Отделение объявлялось органом «высшей полиции». Это означало, что в сферу его задач входили вопросы обеспечения государственной безопасности: сбор сведений (учет) о религиозных сектах и расколах; учет и слежка за иностранцами; борьба с политическими противниками строя и их учет; борьба с фальшивомонетничеством. К функции III Отделения относилось составление для императора ведомостей о «всех без исключения происшествиях», а также статистических сведений, «до полиции относящихся».
Таким образом, к 1826 г. в России было создано два параллельных вида полицейских учетов: по линии полицейского департамента (общеуголовный); по линии политической полиции, т. е. III Отделения.
Со времени создания в министерстве статистического отделения его роль и значение в государственном управлении продолжала повышаться. Настоятельная потребность в накоплении статистических данных, в их изучении и осмыслении привела к совершенствованию статистических методов и учетов.
20 декабря 1834 г. Статистическое отделение было преобразовано в Статистическое отделение при Совете Министра внутренних дел [12], а в губерниях открыты статистические комитеты.
22 декабря 1852 г. Статистическое отделение было слито с Люстрационным комитетом и преобразовано в Статистический комитет МВД,
206
с 4 марта 1858 г. по 30 апреля 1863 г. этот комитет состоял из Статистического и Земского отделов.
Манифестом от 30 апреля 1863 г. в статистической части министерства создается Статистический Совет и Центральный статистический Комитет.
В нем говорилось следующее:
«402. При министре внутренних дел для статистической части учреждены: 1) Статистический Совет, и 2) Центральный Статистический Комитет» (раздел III, гл. IX).
«403. Статистический Совет имеет целью содействовать министерствам... в работах по административной статистике определением правильных и вернейших способов собирания и обработки статистических сведений и однообразным направлением трудов по этой части».
Совет состоял из председателя и членов. Председатель Совета назначался и увольнялся Высочайшим указом по представлению министра внутренних дел.
В состав Статистического совета в качестве членов входили: директор Центрального статистического комитета, который в случае отсутствия председателя Совета возглавлял Совет; один из старших редакторов Комитета; лица, назначенные от министерств: военного, морского, финансов, юстиции, путей сообщения; академик императорской Академии; профессор по той же кафедре Санкт-Петербургского университета и ряд других лиц по представлению министра внутренних дел.
В этом же году, накануне судебной реформы 1864 г., в России отменены клеймение и телесные наказания.
В 1866 г. вышел первый сборник Центрального статистического комитета «Статистический временник Российской империи». Он содержал сведения о территориях, населении, промышленности, уголовной статистике и др. Это был первый российский статистический ежегодник (с 1905 г. — «Ежегодник России», с 1912 г. — «Статистический ежегодник России»).
Статистические сведения о происшествиях, преступлениях, лицах, обвиняемых в совершении преступлений, фиксировались становыми приставами в отчетах и направлялись уездному исправнику. Уездные исправники обобщали полученные данные в сводных отчетах, например в «Ведомостях о происшествиях и вообще обо всех случаях, выходящих из ряда жизни человека», «Ведомостях о лицах, находящихся под арестом» и др. На основании этих данных уездный исправник направлял отчет губернатору и в губернский статистический комитет.
Кроме этой отчетности, каждый пристав и участковый надзиратель городских частей составлял «Отчетные сведения о делопроизвод-
стве, происшествиях и делах, возбужденных полицией у мировых судей». В этом документе учитывался весь объем порученных и исполненных бумаг, предписаний и требований, количество нераскрытых и раскрытых дел, сумма причиненных убытков, количество дознаний, произведенных лично полицейским чином и пр. В других разделах этого документа учитывались полицейские производства по нарушениям различных уставов и другие показатели деятельности полиции в судопроизводстве. Таким образом, этот документ охватывал практически все стороны деятельности каждого из вышеперечисленных полицейских чинов и давал вышестоящему начальству полную картину об итогах работы своих подчиненных.
Позднее для статистического учета и отчетности о лицах, обвиняемых в совершении государственных преступлений, циркуляром Департамента полиции от 7 июня 1914 г. № 172620 была введена форма статистического листка, который должен был составляться на каждого обвиняемого и приобщаться к дознаниям. Заключенные в нем сведения направлялись в статистический отдел Министерства юстиции, они включали полные биографические данные об обвиняемом; статьи уголовного закона, по которым было предъявлено обвинение; все случаи прежних судимостей и число обвинительных приговоров, предшествующих настоящему; число приговоров по тождественным или однородным преступлениям.
В дальнейшем сбор статистических сведений для нужд государственного управления оставался в МВД, вплоть до 1917 г.
В 1880 г. после покушения на императора III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии было упразднено, Департамент полиции исполнительной переименован в Департамент государственной полиции, а три года спустя, в 1883 г., — в Департамент полиции. В этот период учет преступников осуществлялся в основном по биографическим данным (фамилия, имя, отчество, год и место рождения), посредством описания внешности. Уже в 1890 г. после введения в практику во Франции антропометрической системы Альфонса Бертильона (1853—1914 гг.) в Санкт-Петербурге было создано первое в России антропометрическое бюро с фотографией, призванное исключить возможность рецидивистам скрыть свою прежнюю судимость и криминальное прошлое. Такие бюро были также созданы в 12 городах: Ревеле, Новгороде, Гродно, Вятке, Вологде, Витебске, Казани, Ярославле, Одессе, Самарканде, Хабаровске и Владивостоке. В антропометрическое бюро ежедневно для измерения, фотографирования и установления личности доставлялось большое количество лиц, вы-
звавших по каким-либо причинам подозрения у сотрудников сыскной полиции.
К 1898 г. в Департаменте полиции создан Особый отдел, к которому перешел политический розыск. В организации деятельности политического отдела большое значение играла информационная служба, к которой относились и криминалистические учеты, и регистрация. Различные виды уголовных и иных учетов, которые велись в то время жандармскими подразделениями и полицией, регламентировались ведомственными полицейскими инструкциями и законодательными актами, такими как «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений» и «Свод уставов о паспортах и беглых» [13]. На основе своих учетов полиция пресекала противоправную деятельность, а виновных привлекала к ответственности.
Таким образом, в МВД со временем сложилась стройная система надзора, контроля и ликвидации незаконной деятельности организаций и лиц. В 1902 г. во всех крупных городах были созданы розыскные пункты, переименованные в дальнейшем в охранные отделения и подчиненные Департаменту полиции. В структуру охранных отделений входили также регистрационные бюро, на которые были возложены функции по ведению криминалистических учетов.
Кроме того, в штате охранного отделения находились специально обученные сотрудники — надзиратели и филеры, задачей которых было ведение негласного наблюдения за всеми разрабатываемыми лицами, подозреваемыми в принадлежности к каким-либо политическим партиям или тайным обществам. Помимо офицеров полиции и надзирателей охранного отделения, Регистрационное бюро обслуживали особые агенты — «гостиничные филеры», задачей которых была слежка за лицами, приезжающими в город и останавливающимися в гостиницах и меблированных комнатах. О высокой эффективности надзорной полицейской деятельности, в том числе в вопросах развития криминалистической регистрации, свидетельствуют отчеты деятельности сыскной полиции с 1903 и в последующие годы, в частности «Отчет о деятельности Санкт-Петербургской сыскной полиции за 1903 год», в котором отражены основные результаты:
— в полицию было вызвано 350 содержателей меблированных комнат;
— проведены беседы со всеми содержателями трактиров, чайных, ночных домов и притонов (более 100 человек);
— заведена регистрация лиц, лишенных права жительства в столице и самовольно возвращающихся;
— зарегистрирована прислуга гостиниц и меблированных комнат, собраны сведения о судимостях;
— собраны и систематизированы сведения о квартирах проституток;
— введена книга сутенеров и т. д.
На этом развитие криминалистической регистрации не остановилось, напротив, в 1901 г., по примеру разработанной начальником лондонской полиции Эдвардом Генри системы дактилоскопии на основе работы английского антрополога и физиолога Френсиса Гальтона «Отпечатки пальцев» (1892 г.), московская сыскная полиция начала снимать отпечатки пальцев с некоторых категорий преступников. Немного позже аналогичная практика была введена в уголовной полиции Петербурга и других крупных городов. Так появились первые дактилоскопические картотеки преступников. Однако официально дактилоскопия, как метод розыска и регистрации, была введена в России только в 1906 г.
26 декабря 1906 г. Департамент полиции направил начальникам жандармских управлений и охранных отделений циркуляр, в котором указывалось на необходимость введения дактилоскопии для регистрации и розыска преступников. Активное внедрение дактилоскопии в практику работы полицейских служб очень быстро дало положительные результаты, в том числе при раскрытии и расследовании ряда убийств (убийство вдовы Вашкевич (1909 г.), Лапинского (1909 г.), провизора Вай-сброда (1912 г.) и др.).
Позднее, 9 апреля 1907 г., циркуляром МВД по Департаменту полиции было создано Регистрационное бюро Департамента полиции, в подразделениях на местах — регистрационные бюро. Они использовали в своей работе дактилоскопию, фотографию и частично антропометрические измерения. А в 1908 г. в составе Департамента полиции было создано Восьмое делопроизводство. На него, кроме других функций, возлагалось создание центрального регистрационного бюро.
В связи с организацией сыскных отделений регистрационные бюро стали создаваться и там. К 1909 г. во всех 89 учрежденных на тот момент сыскных отделениях были созданы регистрационные дактилоскопические бюро. Таким образом началась централизация всей регистрационной сети и учреждения при Департаменте полиции МВД Центрального регистрационного бюро, которое отвечало за регистрацию преступников, систематизацию сведений о них, установление личности преступников, выдачу справок о судимости и розыск скрывающихся лиц [6].
К 1910 г. полицейские учеты России были централизованы и модернизированы. Наиболее успешно они работали в сыскных отделениях полиции, т. к. в «Инструкции чинам сыск-
208
ных отделений» 1910 г. деятельности регистрационного бюро уделялось большое внимание. В параграфе 29 отмечалось, что главную часть внутренней организации сыскного отделения составляет справочное регистрационное бюро [7, с. 44-49].
После выхода Инструкции только в 1912 г. Департаментом полиции были внесены некоторые коррективы в учет и регистрацию преступников, согласно которым местные полицейские органы обязаны были направлять в Департамент полиции только один экземпляр полной регистрационной карты с фотоснимком, а на каждое задержанное лицо составлять -одну алфавитную карту без фотографии.
В остальном, вплоть до 1917 г., «Инструкция чинам сыскных отделений» 1910 г. являлась основным руководящим документом по формированию и ведению криминалистических учетов полиции России.
Однако, к большому сожалению, в процессе Февральской революции 1917 г. антропометрические и дактилоскопические бюро полиции, а также картотеки преступников и иных поду-четных лиц были разгромлены, а во многих городах, в том числе и в Петрограде, сожжены.
Таким образом, практически вся наработанная практика по формированию и ведению криминалистических учетов полиции России была фактически ликвидирована. Однако, несмотря
Список литературы:
1.
3.
5.
6.
на то, что Февральская революция свергла самодержавие и положила начало разрушению сложившейся к этому моменту системы правоохранительных органов Российской империи, многие уголовно-сыскные отделения полиции, преобразованные в уголовно-розыскную милицию, продолжили свою деятельность в новых условиях. Традиционные для того времени и подтвержденные опытом средства и методы противодействия уголовной преступности, включая и криминалистические учеты, которые в последующие годы довольно успешно развивались и активно использовались в борьбе с уголовной преступностью, были востребованы новой властью в условиях резко возросшего в послереволюционный период криминального террора [17, с. 38-39].
Сегодня, по прошествии столетия, криминалистическая регистрация, которая усовершенствовалась и трансформировалась с включением дополнительных составляющих элементов, в частности аналитической работы и расширенного перечня обрабатываемой информации, в информационно-аналитическое обеспечение, а также имеющая в распоряжении новейшие компьютерные технологии и использующая биометрические сведения, большие данные и технологии искусственного интеллекта, способна и призвана внести значимый, возможно, и основной вклад в противодействие преступности.
References:
Балязин В. Н. Императорские наместники первопрестольной. 1709-1917. М., 2000. Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3 т. М., 1997. Т. 2.
Беляков А. А., Усманов Р. А. Криминалистическая регистрация. Ростов н/Д., 2006. История делопроизводства в дореволюционной России // Документоведение и делопроизводство: лекции (УМК). URL: http://www/distance.ru/uch_mat/umk/ doc_del/doc_del12/html (дата обращения: 01.03.2020).
Куприянова О. И. Правовое положение иностранцев в России в XVI-XVIII вв.: автореф. дис. ... канд. юр ид. наук. М., 2010.
Миронов А. И. Становление и развитие полицейских учетов в Российской империи. М., 1999.
Мясоедов Н. Н, Миллер Л. Ю, Миронов А. И. История развития полицейских учетов в Российской империи (1715-1917 гг.). М., 2003.
Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 5. СПб., 1830.
1.
2.
3.
4.
Balyazin V. N. Imperatorskie namestniki pervoprestol'noj. 1709-1917. M., 2000. Belkin R S. Kurs kriminalistiki: v 3 t. M., 1997. T. 2.
Belyakov A. A, Usmanov R. A. Kriminalistiches-kaya registraciya. Rostov n/D., 2006. Istoriya deloproizvodstva v dorevolyucionnoj Rossii // Dokumentovedenie i deloproizvodst-vo: lekcii (UMK). URL: http://www/distance. ru/uch_mat/umk/ doc_del/doc_del12/html (data obrashcheniya: 01.03.2020). Kupriyanova O. I. Pravovoe polozhenie in-ostrancev v Rossii v XVI-XVIII vv.: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010. Mironov A. I. Stanovlenie i razvitie policejskih uchetov v Rossijskoj imperii. M., 1999. Myasoedov N. N., Miller L. Yu., Mironov A. I. Is-toriya razvitiya policejskih uchetov v Rossijskoj imperii (1715-1917 gg.). M., 2003. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 5. SPb., 1830.
Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 5. SPb., 1830. 10. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 7. SPb., 1830.
5.
6.
7.
9.
9.
1G.
11
Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 5. СПб., 1830. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 7. СПб., 1830. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 7. СПб., 1830.
12. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 9. СПб., 1830.
13. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 14. СПб., 1830.
14. Реформы Петра I: сб. документов / сост. В. И. Лебедев. М., 1937. Саркисян Г. Г. Современное состояние и проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 4 (91).
Яковец Е. Н. Органы профессионального сыска и иные субъекты информационной безопасности Российской империи: монография. М., 2012.
Яковец Е. Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов: монография. Люберцы, 2019.
15
16
17
11. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 7. SPb., 183G.
12. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 9. SPb., 183G.
13. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. T. 14. SPb., 183G.
14. Reformy Petra I: sb. dokumentov / sost. V. I. Lebedev. M., 1937.
15. Sarkisyan G. G. Sovremennoe sostoyanie i prob-lemy informacionno-analiticheskogo obespe-cheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti // YUrist"-Pravoved". 2G19. № 4 (91).
16. Yakovec E. N. Organy professional'nogo sys-ka i inye sub"ekty informacionnoj bezopasnos-ti Rossijskoj imperii: monografiya. M., 2G12.
17. Yakovec E. N. Osnovy informacionno-ana-liticheskogo obespecheniya operativno-rozys-knoj deyatel'nosti tamozhennyh organov: monografiya. Lyubercy, 2G19.
Для цитирования:
For citation:
Саркисян Г. Г. История развития криминалистических учетов полиции в Российской империи (1715—1917 гг.) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55). С. 199-209.
Sarkisyan G. G. The history of the development of forensic police records in the Russian Empire (1715—1917) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3 (55). P. 199-209.
209