Научная статья на тему 'Особенности нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи'

Особенности нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы и формы деятельности сыскной полиции / правовое регулирование / компетенция и методы деятельности сыскной полиции. / principles and forms of activity of detective police / legal regulation / competence and methods of activity of detective police.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Александрович Базарнов, Дмитрий Александрович Матвеев

Проведен ретроспективный анализ нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STANDARD AND LEGAL AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF ACTIVITY OF DETECTIVE OFFICES IN THE RUSSIAN EMPIRE

The retrospective analysis of standard and legal and organizational support of activity of detective offices in the Russian Empire is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10062

ББК 67 © М.А. Базарнов, Д.А. Матвеев, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Максим Александрович Базарнов, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Открытый гуманитарно-экономический университет (109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32, корп. 4) E-mail: pechkinru@yandex.ru

Дмитрий Александрович Матвеев, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук Открытый гуманитарно-экономический университет (109029, Москва, ул. Нижегородская, д. 32, корп. 4) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Проведен ретроспективный анализ нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи.

Ключевые слова: принципы и формы деятельности сыскной полиции, правовое регулирование, компетенция и методы деятельности сыскной полиции.

FEATURES OF STANDARD AND LEGAL AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF ACTIVITY OF DETECTIVE OFFICES IN THE RUSSIAN EMPIRE

Maksim A. Bazarnov, associate professor of the theory and history of state and law, candidate of legal sciences Open humanitarian and economic university (109029, Moscow, ul. Nizhegorodskaya, d. 32, korp. 4) E-mail: pechkinru@yandex.ru

Dmitriy A. Matveev, associate professor of civil law, candidate of legal sciences

Open humanitarian and economic university (109029, Moscow, ul. Nizhegorodskaya, d. 32, korp. 4)

E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The retrospective analysis of standard and legal and organizational support of activity of detective offices in the Russian Empire is carried out.

Keywords: principles and forms of activity of detective police, legal regulation, competence and methods of activity of detective police.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Базарнов М.А., Матвеев Д.А. Особенности нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности сыскных отделений в Российской империи. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2): 11-14.

В результате Великих буржуазных реформ в России второй половины XIX в. произошли кардинальные перемены, затронувшие самые важные аспекты жизни государства и общества. За сравнительно короткий срок реализован целый ряд реформ в области экономики, образования, управления, охраны общественного порядка. В стране шло бурное развитие капиталистических отношений, наблюдался рост городов, увеличилась миграция населения. Отмена крепостного права означала отмену полицейской власти помещика над крестьянами, следовательно, в разы выросло количество лиц, на которых теперь распространялся контроль полиции. В связи с этим была изменена территориальная организация поли-

ции. Вместо кварталов и частей были созданы околотки и участки, ликвидированы управы благочиния, созданные еще в царствование Екатерины II в результате реформы 1782 г. Рядовые служащие полиции переводились на систему вольного найма; так как Военная реформа 1874 г. отменила набор рекрутов, в том числе и для службы в полиции.

Увеличение численности городского населения, изменение привычного уклада жизни сопровождалось ростом уголовной преступности. Так, согласно Своду статистических сведений в 1882 г. в Российской империи было совершено 115 176 общеуголовных преступлений [1], в 1900 г. их количество увеличилось до 248 578. В 1900 г. общее число уголовных

дел было на 48% больше, чем в 1884 г., несмотря на то, что за этот период количество населения возросло лишь на 24%, т.е. рост числа краж и грабежей в два раза опережал прирост населения. В начале XX в. темпы роста преступности неуклонно повышались. С 1899 по 1908 гг. число осужденных окружными судами выросло на 66%. Ежегодный прирост преступности составлял 7%. По данным Министерства юстиции, ежегодно 31% всех следствий по уголовным делам прекращался из-за низкой розыскной работы, проводившейся полицией [2, с. 350].

Это вынуждало государство предпринимать организационные меры, направленные на увеличение числа служащих в полиции, создание системы органов управления полицией, разработку новых методов борьбы с преступностью.

В 1866 г. начальник столичной полиции, генерал-лейтенант Ф.Ф. Трепов направил императору докладную записку, в которой объяснял причины роста преступности. По его мнению, существенным пробелом в учреждении полиции являлось отсутствие «особой части, целью которой являлось бы производство расследований преступлений и их профилактика». Он поясняет, что эти обязанности ранее лежали на наружной полиции, «которая, неся на себе всю тяжесть полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности исполнять в должной мере эти обязанности». Для устранения этого недостатка и в целом для реорганизации столичной полиции обер-полицмейстер ходатайствовал перед главой Министерства внутренних дел о преобразовании полиции. Представляя свой проект Ф.Ф. Трепов исходил из необходимости принимать во внимание следующие обстоятельства: «ограниченность содержания чинов полиции, которое не только не обеспечивает безбедное существование их семейств, но даже и их самих; дороговизну столичной жизни; отсутствие всякой возможности привлечь на службу в полицию людей достойных, потому что люди, имеющие средства к жизни в должность пристава или надзирателя не идут, а люди лишенные собственных способов существования, принимая подобную должность, вынуждены искать в ней другие доходы, кроме жалования; скудность пенсии по разрядам; затруднительность в наградах и отличиях» [3, с. 46, 47].

Министр внутренних дел П.А. Валуев эти предложения признал заслуживающими внимания. Александр II по всеподданнейшему докладу министра от

23 сентября 1866 г. соизволил «Возложить на обер-полицмейстера генерал-лейтенанта Трепова немедленно приступить к переустройству Санкт-Петербургской полиции на представленных им основаниях, с тем, чтобы составленные на сих основаниях и по указанию опыта новое положение и штат столичной полиции представлены были на утверждение в законодательном порядке» [4, с. 391, 392]. Так, для производства розыска на Офицерской улице в здании Казанской части была учреждена канцелярия сыскной полиции. Первым начальником сыскного отделения стал И.Д. Путилин, чей природный талант, большой опыт и умение, приобретенные за долгие годы работы в полиции, сделали его грозой преступников.

Получив высочайшее согласие на реорганизацию полиции, Ф.Ф. Трепов приступает к ее реформированию. Приказом от 20 октября 1866 г. вся территория столицы была разделена на 38 участков вместо 58 кварталов, с сохранением деления города на 12 частей, упразднены лишние управления, части, канцелярии, должности, пересмотрены функциональные обязанности чинов полиции, был образован полицейский резерв. Приказом от 13 декабря 1866 г. учреждена полицейская стража, которую составляли околоточные надзиратели и городовые. Приказом было определено, что недостающее число городовых необходимо пополнять вольноопределяющимися по вольному найму из лиц всех сословий, способных к полицейской службе, однако с тем условием, что они должны были предварительно поступать в состав полицейского резерва для изучения основ полицейской службы.

Сыскная канцелярия была учреждена по следующему штату: начальник сыскной полиции; четыре чиновника для поручений; двенадцать полицейских надзирателей; один архивариус и делопроизводитель; два помощника делопроизводителя.

В сыскной полиции были сосредоточены все сведения о совершенных преступлениях, о подозрительных лицах; она давала чинам полиции необходимые указания для принятия мер к предупреждению преступлений, производила розыски по преступлениям, отыскивала убийц, разбойников, краденные вещи. В основу организации работы Санкт-Петербургского сыскного отделения был положен территориальный принцип: чиновники по особым поручениям распределялись по полицейским частям (отделениям), а полицейские надзиратели — по участкам. В результате

вся территория города оказалась под наблюдением чиновников этого отделения [5, с. 57, 58]. Как свидетельствуют официальные источники, там, где были образованы сыскные части, количество не разысканных преступников было меньше, чем там, где борьбу вела только наружная полиция.

Московская сыскная полиция возникла в 1881 г. Первый ее начальник Н.Н. Струков был утвержден в должности 1 июля 1881 г. В соответствии с высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 5 мая 1881 г. «О преобразовании Московской городской полиции» [6] начальник сыскной полиции и чиновники при нем состоящие, находились в полном распоряжении обер-полицмейстера. В соответствии со «Списком чинов Управления Московской сыскной полиции» 1885 г. канцелярия состояла из 25 сотрудников [7].

Начиная с середины 80-х гг. XIX в. сыскные отделения создаются в других крупных городах империи. Однако, единой системы уголовного розыска так и не возникло. Формы и методы работы сыскных отделений не регламентировались. Закон лишь в самых общих чертах определял цели и задачи сыскных отделений и их организационное устройство. В соответствии с законом «Об организации сыскной части» [8] от 6 июля 1908 г. в составе полицейских управлений городов создавались 89 сыскных отделений «четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера в уездах и городах». Отделения четвертого разряда учреждались в городах с числом населения до 35 тыс. человек. Сыскные отделения первого разряда были учреждены в Тифлисе и Харькове, где проживало 190 и 210 тыс. человек соответственно.

На расходы сыскных отделений ежегодно закладывались бюджетные деньги. В соответствии с «Правилами расходования чинами полиции кредита сметы МВД на сыскные надобности» от 4 октября 1911 г. выделялось 286 900 руб. Эти деньги расходовались на вознаграждения агентам-осведомителям, негласным агентам, на оплату сведений, предоставляемых частными лицами, на содержание служебных собак и т.д.

Данный закон возложил на сыскные отделения «все права и обязанности, присвоенные судебными уставами по исследовании преступных деяний». Это означало, что кроме оперативной работы, сыскные части должны проводить еще и дознание. Лица про-

курорского надзора получили право «давать поручения чинам сыскных отделений в отношении производства разыскных действий. С 1 июля 1908 г. при сыскных отделениях учреждались должности переводчиков. Сыскные отделения Москвы и Санкт-Петербурга были поставлены вне разрядов, их организационную структуру закон не оговаривал, они обеспечивались по особому распоряжению.

Правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности сыскной полиции до 1910 г. было в основном децентрализованным. По сути это означало, что губернаторы, градоначальники и полицмейстеры самостоятельно издавали инструкции, определяющие организацию и порядок деятельности сыскных отделений [9, с. 65]. Последовавшая вслед за законом от 6 июля 1906 г. «Инструкция чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. более определенно сформулировала цели и задачи сыскных отделений. Цель сыскных отделений заключалась в негласном расследовании и производстве дознаний. Для выполнения этой задачи сыскные отделения имели право осуществлять «систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения».

Сыскная полиция проводила дознания по всем уголовным делам за исключением краж, когда сумма похищенного составляла не более 100 руб. При производстве дознания служащие сыскной полиции руководствовались правовыми нормами Устава уголовного судопроизводства (ст. ст. 250-260, 300, 307). Например, прибыв на место происшествия, они должны были произвести его осмотр, выявить очевидцев и опросить свидетелей, установить время и способ совершения преступления.

Одновременно с этим Инструкцией определялись принципы организации работы и структура отделений. Каждое сыскное отделение состояло из стола личного задержания, стола наблюдения, стола розысков и справочного регистрационного бюро. В основу работы сотрудников разыскного стола был положен линейный принцип работы, согласно которому личный состав сыскного отделения распределялся на три группы по числу видов профессиональной преступности, т.е. одна группа специализировалась на расследовании поджогов, грабежей, краж и убийств, а другая, например, на раскрытии мошенничества, подлогов, подделке документов. Причем там, где это было возможно, исходя из штат-

ного расписания, создавался четвертый «летучий» отряд, предназначавшийся для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах, облав на бездомных, для несения патрульной службы в местах массового скопления народа. Справочное регистрационное бюро занималось регистрацией преступников, выдачей справок о судимости и розыске скрывающихся лиц, проводило фотографирование, дактилоскопирование и антропометрирование правонарушителей, осуществляло сбор сведений о заключенных, находящихся в тюрьмах. В компетенцию стола наблюдения входил сбор сведений о притонах преступников, местах сбыта краденного, о состоящих под надзором полиции, о лицах, промышляющих развратом и т.д. [10, с. 35].

Для более эффективной работы сыскные отделения должны были взаимодействовать с общей полицией. Сыскные отделения были подчинены начальникам городских полицейских управлений и рассматривались в качестве вспомогательного органа. Формы взаимодействия были также определены в Инструкции. Начальник местной полиции не менее одного раза в неделю должен был собирать совместные совещания с начальником сыскного отделения и приставами.

Основным методом работы сыскных отделений было осуществляемое негласной агентурой и штатными сотрудниками наружное наблюдение за преступниками. Основное внимание, прежде всего, уделялось кабакам, трактирам, ресторанам, гостиницам, приютам и т.д. Внутреннее наблюдение осуществлялось силами негласной агентуры, вербовавшихся из преступной и маргинальной среды. Кроме агентурной информации, сыскные отделения пользовались доносами, справками, анонимными сообщениями. В конце XIX — начале XX в. стали применять такие научные методы и технические средства, как антропометрическое исследование, дактилоскопия.

Литература

1. Свод статистических сведений по делам уголовным производившимся в 1882 г. СПб., 1888.

2. Борисов А., Малыгин А., Мулукаев Р. Три века российской полиции. М.: РИПОЛ классик, 2016.

3. Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Полиция Российской империи. М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2005.

4. Бахмутов К. Алфавитный указатель к приказам по Санкт-Петербургской полиции. СПб., 1870.

5. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук Р.С. Мулукаева. М.: Nota Bene Медиа Трейд Компания, 2005.

6. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3. Т. 1. № 131. СПб., 1883.

7. ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 16. Д. 98.

8. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3. Т. XXVIII. Отд. I. СПб., 1911. № 30672.

9. Матиенко Т.Л. Сыскная полиция Российской империи (1866-1917): Моногр. М.: Московский университет МВД России, 2007.

10. История органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. 2 изд., пере-раб. и доп. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

References

1. Svod statisticheskikh svedeniy po delam ugolov-nym proizvodivshimsya v 1882 g. SPb., 1888.

2. Borisov A., Malygin A., Mulukayev R. Tri veka rossiyskoy politsii. M.: RIPOL klassik, 2016.

3. Piotrovskiy V., Kudryavtsev D, Ochkur R. Polit-siya Rossiyskoy imperii. M.: AST; SPb.: Astrel'-SPb, 2005.

4. Bakhmutov K. Alfavitnyy ukazatel' k prikazam po Sankt-Peterburgskoy politsii. SPb., 1870.

5. Istoriya otechestvennykh organov vnutrennikh del: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. dokt. yurid. nauk R.S. Mulukayeva. M.: Nota Bene Media Treyd Kom-paniya, 2005.

6. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii: Sobr. 3. T. 1. № 131. SPb., 1883.

7. TSIAM. F. 46. Op. 16. D. 98.

8. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii: Sobr. 3. T. XXVIII. Otd. I. SPb., 1911. № 30672.

9. Matiyenko T.L. Sysknaya politsiya Rossiyskoy imperii (1866-1917): Monogr. M.: Moskovskiy univer-sitet MVD Rossii, 2007.

10. Istoriya organov vnutrennikh del: Ucheb. poso-bie / Pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. 2 izd., pererab. i dop. M.: IMTS GUK MVD Rossii, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.