ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор
Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2-57-61
Аннотация. Научно обоснован инновационный аспект правового регулирования политической сферы общества в условиях трансформации угроз национальной безопасности. Предпринят синтез факторного, событийного, контент-анализа проблемного ареала темы. Определена и сформулирована авторская методика организации работы с лидерами мнений в контексте правовых новаций системы государственного управления.
Ключевые слова: национальная безопасность, правовые новации, информационная политика, лидеры мнений, общественно-политическая стабильность, электоральный суверенитет.
В условиях реверса трансформаций угроз национальной безопасности Республики Беларусь факторную роль приобретает правовой механизм слаженной деятельности вертикали власти в целях обеспечения общественно-политической стабильности, переформатирования профиля информационной политики как партисипа-ции граждан, лидеров мнений в информационном пространстве в качестве субъектов национальных интересов с применением неоинституционального подхода в совершенствовании нормативно-правового обеспечения системы государственного управления [1].
Структурно-функциональной детерми-нантой обеспечения суверенитета национального государства рассматривается социальная системообразующая конструкция общественно-политической стабильности (по Г. Алмонду, Э. Гидденсу). Данная дефиниция трактуется как категория политической науки, инновационной методологии правового механизма политического управления трансформационно-опережаю-щего типа (по Ф.И. Храмцовой). Содержание данной категории обозначает интегрированный показатель адаптивности политической системы отвечать на вызовы агрессивной внешней среды, адекватно отражать риски, угрозы социально-экономической устойчивости, сохранять гомеостаз экономики и социальной сферы потребностей, нужд, чаяний и защиты ин-
тересов граждан как главного результата дееспособности власти. Задача государственного аппарата в обеспечении синергию всех подсистем, индивидов, групп, общностей, социальной сплоченности вокруг национального лидера на основе справедливости, традиционных ценностей, исторической памяти, правовой модернизации политической системы.
Главным политическим институтом системы обеспечения национальной безопасности, информационной и молодежной политики в условиях цифровой трансформации в соответствии с обновленной Конституцией Республики Беларусь является Президент А.Г. Лукашенко. По мнению национальных и международных социологических и статистических исследований Глава белорусского государства в полной мере олицетворяет высокий статус гаранта Конституции Республики Беларусь, обладающего как устойчиво высоким индексом доверия народа, так и возрастанием международного авторитета национального лидера благодаря взвешенной, независимой политике сохранения мира, созидательного труда, стабильности как главных критериев эффективности государственной политики всех ветвей власти -на уровне индикаторов роста благосостояния граждан, повышения пенсий, пособий, качества медицинских, образовательных услуг, уровня антимонопольного регулирования ценового рынка. Эмпирической
базой сформулированных обобщений ареала темы выступили результаты исследований БИСИ (С.М. Алейникова), республиканских социологических опросов, проведенных по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ), ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси.
Также в данной работе применены результаты исследования НИИ ТПГУ Академии управления при Президенте Республике Беларусь по аналогичной теме в 2021, 2022, 2023 годах (автор - главный научный сотрудник Ф.И. Храмцова). Международный формат вышеизложенных обобщений опирается на интернет-ресурсы резонансного реагирования на публичные заявления белорусского лидера, ряда иноязычных публикаций, проведенный ивент-анализ популярных социальных сетей, интерпретированы актуальные данные российских социологических служб (ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд «Общественное мнение»), оценки которых совпадают по ключевым индикаторам с характеристиками ареала исследования.
Аргументируем сформулированный тезис. В частности, на совещании по актуальным вопросам здравоохранения (23.05.2023) Глава белорусского государства определяет триаду стратегических, тактических, текущих задач руководителям органов государственного управления как по теме совещания, так и по приоритетам управления в обеспечении вопросов дисциплины и «готовности правильно реагировать на современные вызовы» [2]. Подчеркнуто, что в ситуации глобального противоборства за сохранение мирового диктата США, активного формирования многоконтурной модели мироустройства в условиях противостояния западной и восточной цивилизацией на фронтах прокси-войны, санкционного диктата и провокаций втягивания Республики Беларусь в третью мировую войну - Беларусь остается островком стабильности, мира и созидания.
Как показал предпринятый контент-анализ законодательства за период июнь-июль 2023 года, включенных в Национальный реестр правовых актов (далее -
НПА), а также в Национальный правовой Портал, на ресурсах которого был размещен для всенародного обсуждения проект Концепции национальной безопасности -власть предприняла существенные правовые новации в области укрепления общественно-политической стабильности, национальной безопасности посредством триады информационной, исторической и молодежной политики. Проект Концепции национальной безопасности закрепляет целостные подходы к формированию и реализации единой государственной политики в обеспечении системы национальной безопасности, оценки ее эффективности на основе системы индикаторов и в контексте реалий трансформации всех видов угроз. Для актуализации ареала данной работы подчеркнем коррелирующие теме индикаторы оценки состояния национальной безопасности (Глава 9) в виде уровней: участия граждан в формировании общественного мнения по вопросам национальной безопасности; доверия граждан институтам государственной власти; информационных технологий, телекоммуникаций [3].
В соответствии с проектом Концепции национальной безопасности Республики Беларусь регламентирован один из видов угроз - деструктивное информационное воздействие на личность, общество, на молодых граждан страны и государственные институты, наносящее вред национальным интересам. Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь опирается на демократический, правовой принцип широкого участия граждан, молодых граждан, лидеров, групп, объединений в формировании общественного мнения по обеспечению национальных интересов.
Наряду с этим и в контексте Единого дня голосования (25.02.2024), включающего подготовку и проведение Выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать девятого созыва главной задачей органов государственного
управления в комплексной организации избирательного процесса является обеспечение электорального суверенитета на всех этапах процедуры осуществления свободного волеизъявления граждан. При этом следует отметить, что в данном проекте впервые на уровне его разработки и в статусе публичного всенародного обсуждения применена категория «электоральный суверенитет», сущность которой состоит в неотъемлемом праве Республики Беларусь - унитарного демократического социального правового государства - самостоятельно проводить выборы, референдумы в целях обеспечения суверенитета народа как единственного источника государственной власти и полноправного субъекта свободы выбора при верховенстве правовых норм Конституции, действующего национального законодательства и предотвращения вмешательства иностранных государств в избирательный процесс. Как отмечено в проекте Концепции национальной безопасности, обеспечение электорального суверенитета составляет стратегический национальный интерес, дискредитация либо срыв электоральных кампаний представляет рассматривается как один из внутренних источников угроз национальной безопасности [3].
Вместе с тем знаковой новацией белорусского законодательства в области цифровой трансформации государственного управления 2023 года является Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 №172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь». Директива Президента Республики Беларусь №2 от 27.12.2006 г. «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» претерпела изменения в вопросах информирования граждан посредством сетевого взаимодействия с населением [4]. Директива №2 изложена в новой редакции (далее - директива).
В директиве регламентированы обязательные к исполнению органами государственного управления (республиканского, регионального, местного уровня власти) задачи, реализация которых, по-нашему мнению, может и должна быть сопряжена с он-лайн и офф-лайн участием лидеров
мнений, в том числе из числа молодежи, как авторитетных в цифровой среде интернет-сообществ, подписчиков блогеров, конструктивный потенциал которых необходимо развивать, наращивать целесообразно политической повестке, корректно и продуктивно привлекать органами власти в непосредственный административный процесс для решения обращений граждан территорий, а также обращений граждан и молодых людей социума для оказания помощи, поддержки со стороны властей для разрешения насущных проблем с их участием как общепризнанных экспертных представителей определенных сфер интересов целевых аудиторий, подписчиков.
При таком подходе раскроем сущность понятия «лидеры мнений», введено в научный оборот П. Лазарсфельдом (1944) для обозначения феномена влияния личностного фактора авторитета субъекта на выработку общественного мнения, определяющего результаты избирательного процесса. Наряду с этим лидер мнения помимо экспертной роли в каком-либо вопросе выполняет опосредованное влияния как транслятора ценностей, жизненных смыслов. Российские исследователи Е.А. Кузнецова, Е.В. Зиновьева отмечают сущность термина лидер мнения из числа молодежи в цифровой среде связан с использованием понятий «инфлюенсер», «инфлюенсер-эксперт», «селебрити», «блогеры», «видеоблогеры», что означает дифференциацию непрофессиональных и профессиональных блогеров, для категории последней группы - блогинг представляет основную деятельность, приносящей доход [4]. Данная типология лидеров мнений требует учета как один из принципов организации работы по обеспечению их созидательного участия в обеспечении национальных интересов государства для помощи гражданам и молодым людям в формате онлайн-оффлайн административного процесса. Наряду с этим российские авторы С.А. Гришаева, П.А. Шамаев подчеркивают актуальность реализации потенциала политического участия ЛММ как фактора общественно-политической стабильности [5].
С этой целью сформулируем авторскую методику организации работы с ЛММ в
условиях цифровой трансформации. Предварительно формируется единая информационная база данных лидеров мнений из числа молодежи на основе анкетирования, опроса целевых аудиторий в популярных сетях, мониторинга тематики, содержания публикаций, постов. База данных структурируется по сферам интересов, статусу, компетенциям, качеству и контенту, с учетом места проживания лидера мнений из числа молодежи (далее - ЛММ) в границах административно-территориальной единицы, знание истории края, этнической культуры. Осуществляется взаимодействие руководителей, специалистов органов государственного управления в целях мотивации и предварительного согласования возможности ЛММ участия в конструктивном сотрудничестве с органами государственного управления в обеспечении защиты национальных интересов. Необходимо предусмотреть прохождение ЛММ в онлайн семинаре-практикуме для практической подготовки к компетентному участию в административном процессе решения обращений граждан территорий, молодых людей данного социума. Требуется провести адаптационную программу вхождения, апробации участия ЛММ как субъектов онлайн-технологий административного процесса.
Обновленная редакция Директивы 2 регламентирует цифровой формат административных процедур органов государственного управления для рассмотрения обращений граждан и предусматривает обязательное применение информационно-коммуникационных технологий в глобальной сети-Интернет [4]:
- ведение официальных аккаунтов органов государственного управления в популярных социальных сетях с размещением новостных материалов, информационных поводов, обновления актуальной информации, наполнение контента аккаунтов с учетом дифференциации групп населения;
- интернет-сервисы, видео хостинги прямых трансляций для целевых аудиторий, размещение видеосюжетов, обновление видеоконтента по насущным вопросам общества, государства, чаяний граждан, молодежи региона с участием лидеров мнений;
- внедрение информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий дистанционного обслуживания онлайн приема граждан, делегированного участия представителей гражданского общества, регламента участия ЛММ с учетом специфики обращений;
- применение технологий электронного управления очередью с учетом количества и специфики обращений граждан, социального статуса, характера проблемы, а также технологий визуализации как видеообращений лидеров мнений, реагирования граждан, обратной связи на методы решения вопросов.
Новая редакция директивы 2 регламентирует правовой статус электронных сообщений, принятых решений, направленных в личные активированные кабинеты владельцев на едином портале электронных услуг, таковые формы обладают юридической силой государственного органа в области административных процедур [4].
Обобщая анализ проблемного ареала, сделаем основные выводы. С учетом трансформации угроз национальной безопасности необходимо разработать единые методические рекомендации для органов управления в сфере организации работы с лидерами мнений как полноправных субъектов формирования конструктивного диалога с органами власти, институтами гражданского общества для позитивного общественного мнения, социального единения, укрепления общественно-политической стабильности, обеспечения электоральной безопасности, активного политического участия в процессах подготовки и проведения избирательной кампании Единого дня голосования (25.02.2024) в Республике Беларусь. Институт лидеров мнений в новых условиях требует корректного подхода органов государственного управления для их включения в решение насущных проблем и чаяний граждан, социально уязвимых категорий и молодых людей в русле.
Актуально в этой связи компетентное применение информационно-
коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий упреждающего противодействия манипулированию
сознанием молодежи со стороны враждеб- Необходимо обеспечить сетевые ком-
ных сил, гендерной деконструкции биоло- муникации на всех уровнях власти с лиде-гического пола и нравственности молодого рами мнений как субъектов возрастающе-поколения. Требуется переформатирова- го потенциала влияния на структуры ми-ние информационно-социализирующего ровоззрения, сознания, формирующейся потенциала ЛММ в русле национальных политической культуры сообществ поко-интересов на основе доверия и конструк- ления Z, на смыслообразующие, мотива-тивного диалога как прогнозируемого ре- ционные траектории политической жизне-зультата в контексте правовых инноваций. деятельности молодой генерации суверенной Беларуси.
Библиографический список
1. Храмцова, Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект: монография / А.Н. Сенько, Ф.И. Храмцова. - Минск: Бестпринт, 2019. -208 с.
2. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Совещании по актуальным вопросам здравоохранения (23.05.2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-aktualnym-voprosam-zdravoohraneniya.
3. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/june/74658/.
4. «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь» (13.06.2023, 1/20890) / Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2023 г. № 172/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/july/7475.
5. Кузнецова, Е.А., Зиновьева, Е.В. Психологические аспекты определения и изучения лидеров мнений в цифровой среде // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5. -DOI: 10.15862/97PSMN520. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN520.pdf.
6. Гришаева С.А., Шамаев П.А. Политическое участие молодежи в цифровой среде // Цифровая социология. - 2022. - Т. 5, № 1. - С. 25-35.
LEGAL INNOVATIONS IN REGULATION OF THE POLITICAL SPHERE OF SOCIETY IN THE REPUBLIC OF BELARUS
F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor
Institute of Public Administration of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus (Belarus, Minsk)
Abstract. The innovative aspect of legal regulation of the political sphere of society in the context of transformation of threats to national security is scientifically substantiated. A synthesis of factor, event, and content analysis of the problem area of the topic was undertaken. The author's methodology for organizing work with opinion leaders in the context of legal innovations in the public administration system has been identified and formulated.
Keywords: national security, legal innovations, information policy, opinion leaders, sociopolitical stability, electoral sovereignty.