Научная статья на тему 'СИНЕРГИЯ ПАТРИОТИЗМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СИНЕРГИЯ ПАТРИОТИЗМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИНЕРГИЯ ПАТРИОТИЗМА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Ф. И., Васильченко Н. В.

Впервые научно разработана категория «синергия патриотизма» как методология политического курса государства (на материалах Республики Беларусь). Предпринят факторный, событийный, эмпирический анализ проблемного ареала темы. Определены и сформулированы инновационные аспекты системы дополнительного образования детей и молодежи как синергии патриотизма субъектов формирования и развития социального и интеллектуального потенциала обучающейся молодежи средствами гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY OF PATRIOTISM IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

For the first time the category of synergy of patriotism as a methodology of the political course of the state based on the materials of the Republic of Belarus has been scientifically developed. A factorial, event-driven, empirical analysis of the problematic area has been undertaken. Innovative aspects, forms, methods of additional education of children and youth are determined as a synergy of subjects in the sphere of formation and development of the social and intellectual potential of youth by means of civil and patriotic education in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГИЯ ПАТРИОТИЗМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

СИНЕРГИЯ ПАТРИОТИЗМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор, научный руководитель инновационной площадки

(Республика Беларусь, г. Минск)

Н.В. Васильченко2, председатель Республиканского совета по вопросам дополнительного образования детей и молодежи, директор 1Академия управления при Президенте Республики Беларусь

2УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-5-14-20

Аннотация. Впервые научно разработана категория «синергия патриотизма» как методология политического курса государства (на материалах Республики Беларусь). Предпринят факторный, событийный, эмпирический анализ проблемного ареала темы. Определены и сформулированы инновационные аспекты системы дополнительного образования детей и молодежи как синергии патриотизма субъектов формирования и развития социального и интеллектуального потенциала обучающейся молодежи средствами гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: обучающаяся молодежь, дополнительное образование, синергия патриотизма, социальный потенциал, социально-экономическая стабильность, патриотическая социализация.

В условиях попыток сил НАТО в открытии второго фронта против Беларуси Президент А.Г. Лукашенко выдвигает политический курс синергии патриотизма, мира, созидания и народного единства, роста наукоемкой экономики и социальной справедливости как главных условий суверенитета, независимости. В выступлении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркивает факторную роль «диалога власти с обществом и молодежью, с которой необходимо советоваться»1.

Под политическим курсом синергии2 патриотизма как авторской категории теории политического управления понимается способность высших органов власти консолидировать социальные группы, институты гражданского общества на основе национальной идеи; взаимодействия; социальной, экономической и политической стабильности как факторов суверенитета и независимости страны.

Исходной методологической основой разработки «синергии патриотизма» явля-

ется сравнительный анализ исходного понятия «синергетика». Синергия (по У. Эшби) рассматривается как упорядоченная совокупность элементов системы одного уровня без воздействия извне, но за счет внутренних факторов для перевода ее на новый уровень развития (1947). Дефиниция «синергетика» (по Г. Хакену) -междисциплинарная теория сложных самоорганизующихся систем; упорядочение жизнедеятельности системы как результат обеспечения взаимодействия всех ее элементов; обмен элементами системы информацией, ресурсами, энергией в условиях неопределенности, внезапности внешних вызовов и угроз (1973).

Исходя из экскурсивного анализа трактовок взаимосвязанных дефиниций терминов, категория синергия патриотизма как предмет политологического знания в данной работе понимается в качестве приращенной совокупности энергий некоей суммы возрастающих потенциалов патриотических убеждений и позиций в обществе; влияния традиционных нравственных ценностей на сохранения мира, исто-

рической памяти, созидательного труда, социальной справедливости как консолидированной силы единства народа в обеспечении национальных интересов в условиях вызовов, угроз безопасности [1].

Данное определение требует уточнения применительно к правовым основам дополнительного образования детей и молодежи Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Институт дополнительного образования детей и молодежи - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности учащегося, адаптацию к жизни в обществе, выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской, изобретательской деятельности. организацию свободного времени, профессиональную ориентацию, формирование компетенций, необходимых для формирования и развития творческих способностей учащегося, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании (статьи 224, 226) [2].

Содержание процесса воспитания в структуре дополнительного образования регламентируется Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. Целью определено формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Основные направления воспитания обучающихся включают идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, составляет основу содержания воспитания, направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие основополагающих ценностей, идей белорусской государственности, формирование информационной культуры; гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма.

Процесс дополнительного образования детей и молодежи осуществляется средствами проектирования творческой развивающей среды как инфраструктуры учреждения образования, так и маршрутов

партнерства, интеракций с субъектами социума, выездных практических занятий в целях патриотической социализации обучающихся, формирования образовательных компетенций. При таком подходе социальная миссия системы дополнительного образования детей и молодежи рассматривается в трех методологических аспектах:

- когнитивный метод программирования национальных кодов культуры, языка, ценностей, истории для обеспечения передачи подрастающему поколению когниций мировоззрения, менталитета народа как ведущей функции патриотической социализации (по М. Херцфельду);

- способ категоризации социальной реальности, допрофессиональной среды на трех уровнях сознания структуры личности:

1) оценочный (общественные идеалы, установки, модели, нормы поведения);

2) программно-волевой (интериориза-ция социальных ценностей, патриотических отношений, чувств;

3) регулятивный/саморегулятивный уровень экстериоризации, самооценки, самоконтроля самореализации социального и интеллектуального потенциала (по Б.П. Битинасу);

- концентрированное содержание и актуализация ценностного кода нации, генетически и социально обусловленной идентичности как духовно-исторического опыта нации, менталитета как ядра построения будущего (по Ф.И. Храмцовой).

Патриотическая социализация молодежи на основе образования, культуры, истории, традиций, нравственных ценностей белорусского народа составляет цель методологической единой триады реализации государственной исторической, образовательной и молодежной политики в Республике Беларусь. Новые форматы диалоговых форм, зачетных разговоров обучающихся в коммуникациях органов власти и представителей молодежных объединений, патриотическая составляющая содержания образования в условиях национального воспитательного пространства как сферы творческого развития и самореализации обучающихся средствами про-

ектной деятельности, волонтерского, экологического движения в целях расширения участия обучающихся в общественно-политической жизни страны.

Патриотическое воспитание как содержание дополнительного образования требует применения артикуляционно-аналитических техник аргументации в системе идейно-воспитательной работы с обучающейся молодежью, объективной оценки исторических событий, отстаивании национальных интересов в формате «Года мира и созидания» (Указ Президента Республики Беларусь №1, 01.01.2023), Дня народного единства. Синергизм дополнительного образования обеспечивает триаду обучения, воспитания, развития методами педагогического проектирования учебно-познавательной, научно-исследовательской, творческой, коммуникативной деятельности как интеракций в освоении социальной структуры, гражданских ролей, функций, норм институтов, культуры общества.

Конструктивизм синергии патриотизма есть результат приобретенного знания и педагогической навигации маршрутов локальных социальных интеракций средствами гражданско-патриотического воспитания обучающейся молодежи. Ключевой фигурой гражданско-патриотического воспитания призвана стать когорта идеологических и педагогических работников, руководителей и специалистов органов государственного управления, институтов гражданского общества, - призванных владеть технологиями сохранения исторической памяти и объективации исторической правды как духовной скрепы суверенитета. Факторная роль в этом принадлежит комплексной государственной исторической политики, направленной на предотвращение попыток извне по искажению и фальсификации исторических событий, формирование у молодого поколения объективного исторического сознания на основе усвоения историко-культурного и духовно-нравственного опыта народа [4]. Сохранение исторической памяти способствует формированию культуры, традиций, духовного мира личности, как основы менталитета народа.

Разрушение основополагающих скреп, искажение исторической основы, приводит к деградации и распаду нации (по А. Тойнби).

Патриотическая социализация молодежи как диалектика целеполагания и прогнозируемых результатов направлений государственной исторической, образовательной, молодежной политики. Политика государства в отношении молодежи наделена конституционным статусом, нормативно и методически закреплена на уровне системообразующего направления воспитательно-образовательной работы в учреждениях образования, в организациях любой формы собственности на всей территории страны как творческого синтеза форм, методов, средств формирования национально-государственной позиции обучающейся молодежи, вовлечения молодежных объединений, организаций в республиканские, региональные и локально-местные мероприятия по реализации исторической, молодёжной и образовательной политики в соответствии с правовыми нормами Конституции Республики Беларусь, Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь (2022-2025).

В целях эффективной реализации государственной исторической политики в молодёжной среде целесообразно в учреждениях дополнительного образования, воспитание подрастающего поколения в духе белорусских историко-культурных традиций, уважения к государственным символам Республики Беларусь (знание истории и значения флага, герба и гимна), исполнения государственного гимна, культивирования белорусско-русского двуязычия. Необходимо закрепить в сознании молодёжи и активно продвигать понимание непрерывности истории Беларуси, её целостное восприятие в учебных материалах, художественной и научно-популярной литературе, телепередачах, кино- и анимационных фильмах, в Интернет-пространстве. Исключительно важное значение для сохранения исторической памяти имеют организация на системной основе экскурсий детей и молодёжи в музеи и знаковые для истории белорусской государственности

мемориальные комплексы, «звёздных походов» по историческим местам [4].

Ключевым вопросом многостороннего партнерства должно стать участие молодежи в обсуждении значимых для страны и молодых граждан - политических решений. В текущей политической ситуации актуальны открытые диалоги, зачетные разговоры, формы широкого представительства молодежи на всех уровнях вертикали власти и гражданского общества (по актуальным вопросам обеспечения национальной и духовной безопасности), презентационных площадок молодежных инициатив, проектов «100 идей для Беларуси», инструментов расширения доступности региональной молодежи в формате республиканских выставок, например, «Беларусь Интеллектуальная: 2023», в рамках выборных органов от локальных объединений и организаций на региональных уровнях. Требуется конструктивное взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и молодежи с общественными объединениями, организациями ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-афганцев, Белорусского союза женщин, политическими партиями, другими структурами посредством проектирования патриотической деятельности и на основе Закона о гражданском обществе (2023).

Таким образом, аргументируем тезис о синергетическом потенциале патриотического воспитания как цели, содержания национальной системы дополнительного образования детей и молодежи, реализация которого концентрированно реализуется и отражена в практике инновационной площадки кафедры государственного управления Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь на базе НЦХТДМ.

В соответствии с действующим Договором о сотрудничестве, программой мероприятий на 2022/2023 учебный год инновационная площадка функционирует на базе УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (Минск, ул. Кирова, 16; ул. Фабрициуса, 5). Выездные занятия проводятся с целью

освоения слушателями передовых технологий работы с молодежью по программам направлений переподготовки «Государственное управление национальной экономикой», «Государственное и местное управление», другие (профессор Храмцо-ва Ф.И.).

Инновационный формат занятий (круглые столы, панельные дискуссии, выставки творческих работ воспитанников учреждений дополнительного образования, фестивали, встречи с руководителями органов государственного управления, - обеспечивает усвоение технологии реализации организационно-управленческого механизма молодежной, исторической, образовательной и культурной политики на республиканском и местном уровне. В интерактивном формате инновационной площадки слушатели осваивают государство-ведческую специфику республиканского уровня системы управления УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» (далее -НЦХТДМ) как институционально-координационной подсистемы Министерства образования Республики Беларусь.

В содержательном наполнении в НЦХТДМ реализуется мультипликативная модель управления как единство целе-полагания и функций прогнозирования, планирования, организации, мотивации, регулирования, контроля, координации, оценки, обобщения, тиражирования передового опыта системы дополнительного образования детей и молодежи. Вместе с тем совещательно-консультативные, экс-пертно-регулятивные функции развития инновационных процессов правомочно осуществляет Республиканский совет по вопросам дополнительного образования детей и молодежи (председатель Н.В. Васильченко). Данный консультативно-совещательный орган функционирует при Министерстве образования Республики Беларусь. Наряду с этим институционализирован статус функционирования Совета молодежи при Министерстве образования, других ведомств, организаций вертикали исполнительной власти,

В рамках инновационной площадки достигнуты эффекты экстерналий переливов

(как расширение эффектов новаций по М. Портеру) на республиканском уровне НЦХТД - ведущего учреждения дополнительного образования детей и молодежи страны. Представленные результаты инновационных проектов, которые реализуются НЦХТДМ в сфере гражданского и патриотического воспитания обучающихся, находят творческое развитие в проектах местных органов власти, с учетом ресурсов административно-территориальных единиц. Обсуждение предстоящих перспектив управленческой деятельности слушателей в вопросах работы с молодежью проходит в рамках дискуссии «Дополнительное образование детей и молодежи - инвестиции в будущее»; тренинга «Региональные практики участия молодежи в развитии реального сектора экономики» (ноябрь, декабрь 2022 года).

Обобщая, подведем главные итоги.

НЦХТДМ - действенный прогностический информационно-правовой, социопре-вентивный, оперативно-аналитический центр социальной защиты детства в рамках деятельности приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка, обеспеченной государственными и общественными ресурсами кадров, экспертов, научного сообщества поддержки принятия решений, эффективности контроля исполнения. Слушатели изучают компетенции, состав, процедуры, статистику, уровень организации работы приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка на базе НЦХТДМ с целью рассмотрения на местах обращений, корректного приёма несовершеннолетних, их законных представителей, иных граждан в сфере защиты и охраны прав и законных интересов детей и молодежи.

Политико-правовой аспект институционального статуса НЦХТДМ отражает главный вектор государственной социальной политики защиты и охраны семьи и детства, материнства и отцовства как фундаментального принципа и безусловной ценности личности, общества и государства - социальной справедливости во всех сферах жизнедеятельности семьи, ребенка, родителей (законных представителей).

В ходе обсуждения контуров работы приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка слушатели поднимают проблемные вопросы работы с семьями в предупреждении социально опасной ситуации, оказания эффективной социальной помощи проблемным многодетным семьям на региональном уровне, контроля за использованием предоставляемых финансовых средств (в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, 31.03.2023).

Подчеркнем, НЦХТДМ осуществляет продуктивное воспроизводство научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса для региональных учреждений в сфере патриотической социализации, разработку типовых программ, авторских методических пособий, оказания научного консалтинга, информационно-технологических продуктов и онлайнрекомендаций цифрового формата в открытом доступе.

В целях развития синергии патриотизма в молодежной среде, социального и интеллектуального потенциала обучающейся молодежи применяются проектные и сетевые технологии, технологии этно-брендирования молодежной и исторической политики, глубинного погружения в атмосферу военно-исторических событий периода Великой Отечественной войны («Поезда памяти», Минск-Москва).

Результаты применения инновационных технологий синергии патриотизма представлены в брендовых республиканских выставках художественного и декоративного творчества детей и молодежи на базе НЦХТДМ, с электронной презентацией работ победителей республиканского и международного уровня, например: смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!»; фестиваль «Творчество без границ»; смотр-конкурс детского творчества «Спяваем разам», выставка-конкурс «Ка-лядная зорка», Национальный форум детей Беларуси; молодежные проекты «Арт-вакацьп»; «Б-аЛ.Ьу», «Мельница моды»; конкурс юных журналистов «Ты в эфире» и другие.

Тренд возрастания уровня, масштаба синергии патриотизма обучающейся мо-

лодежи как суммы энергии всех субъектов обучения и воспитания, педагогов дополнительного, среднего и высшего образования, руководителей и специалистов органов государственного управления, - отражает многоплановый формат открытия XII сезона республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» (12.11.2022) с участием Первого секретаря ЦК «БРСМ» А. Лукьянова, Министра образования Республики Беларусь Иван-цом А.И., Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шлычковым С.В., руководителей и специалистов системы государственного управления, слушателей Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Данный проект Белорусского республиканского патриотического союза молодежи является традиционным, пользуется популярностью среди молодежи, за весь период развития многолетнего проекта свыше 18 000 одаренных молодых людей приняло в нем участие для модернизации отраслей народного хозяйства.

Комплексная реализация синергетиче-ского подхода в формировании и реализации социального и интеллектуального потенциала обучающейся молодежи в УО «НЦХТДМ», на основе конструктивного партнерства и методического сопровождения практики переподготовки управленческих кадров по повышению компетентности субъектов управления сферой патриотической социализации оптимально способствует созданию необходимых условий для сохранения мира, укрепления народного единства, социальной справедливости, экономического роста как фактора суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Показательна в этой связи практическая и мотивационная направленность дискус-

сии «Патриотическая социализация молодежи как объект государственно-административного управления», в результате которой определены перспективные направления совершенствования работы с молодежью на местном уровне государственного управления как задачи профессиональной переподготовки. В качестве сильных сторон, преимуществ слушателями отмечены конструктивный стиль руководства НЦХТДМ, высокий уровень профессиональных компетенций специалистов инновационной площадки, продуктивность творческих и диалоговых форм и методов практической работы. Приобретенные профессиональные умения и навыки, как показывают результаты самооценки слушателей, послужат мотивом укрепления знаний в сфере патриотической социализации молодежи в контексте исполнения политической повестки руководства страны.

Таким образом, грамотно сбалансированный образовательный процесс позволяет не только закрепить и углубить теоретические знания слушателей, но и практически смоделировать параметры эффективности систем управления патриотической социализацией молодежи как стратегии реального, частного и общественного сектора национальной экономики. В ходе диалога слушателей и руководства НЦХТДМ намечены совместные перспективные проекты в сфере молодежной политики регионально-локального уровня. Слушатели выражают уверенность, что практики выездных занятий в соответствии с правовыми нормами обновленного Кодекса Республики Беларусь об образовании (2022) составят дидактическую компоненту содержания и технологий образовательного практико-ориентированного процесса. Библиографический список

1. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/poslanie-aleksandra-lukashenko-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu-sostoitsya-31 -marta.

2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.

3. Князев С.Н., Храмцова Ф.И. Патриотическая социализация как цель государственной образовательной, молодежной и исторической политики в Республике Беларусь / С.Н. Князев, Ф.И. Храмцова // РОДИНА: ЗЕМЛЯ, НАРОД, ТРАДИЦИЯ - материалы международной научно-просветительской конференции. / Отв. ред. А.Г. Поляков. - Киров, изд-во ООО «ВЕСИ», 2022.- С. 72-77.

4. Данилович, В.В. Сохранение исторической памяти - ключевая составляющая реализации государственной исторической политики / В.В. Данилович // Проблемы управления. - 2022. - №1 (83). - С. 4-9.

5. Храмцова, Ф.И. Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в Республике Беларусь // Проблемы управления. - 2022. - № 3 (85). - С. 100-104.

SYNERGY OF PATRIOTISM IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova1, Doctor of Political Sciences, Professor, Scientific director of the innovation platform

N.V. Vasilchenko2, Chairman of the Republican Council for Additional Education of Children and Youth, Director

1Academy of Management under the President of the Republic of Belarus 2Educational Establishment of the Educational Establishment "National Center for Artistic Creativity of Children and Youth" of the Ministry of Education of the Republic of Belarus

(Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. For the first time the category of synergy of patriotism as a methodology of the political course of the state based on the materials of the Republic of Belarus has been scientifically developed. A factorial, event-driven, empirical analysis of the problematic area has been undertaken. Innovative aspects, forms, methods of additional education of children and youth are determined as a synergy of subjects in the sphere offormation and development of the social and intellectual potential of youth by means of civil and patriotic education in the Republic of Belarus.

Keywords: studying youth, additional education, synergy of patriotism, social potential, social and economic stability, patriotic socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.