Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
263
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИМПЕРАТИВ ОПЕРЕЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖНАЯ ПАРТИСИПАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Ф.И.

Впервые разработаны методологические аспекты модернизации сферы молодежной политики в условиях конституционных трансформаций системы государственного управления на материалах Республики Беларусь. Раскрыт генеральный транзит перезагрузки работы с молодежью на основе методов трансформационно-опережающего государственного управления, межведомственного и межсекторального подходов. Проведен анализ деятельности государственных органов по работе с молодежью: компетенции, задачи, функции. Изложены проблемные вопросы государственной молодежной политики. Сформулированы обобщения, выводы, перспективные направления развития проблематики. Разработаны предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF YOUTH POLICY ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The development of an innovative form of training for management personnel and specialists was undertaken on the example of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus. The features of the internship methodology, the principles of educational training as a unity of theory and practice, a comprehensive method of fulfilling the state order are revealed. A content analysis of the legal framework for training executives and specialists in the Republic of Belarus was carried out. The innovative aspects of the internship based on the organizational structure of the Minsk Regional Executive Committee are outlined. The achieved results of the training program of the internship are disclosed at the level of practical suggestions of students on the diversification of regional economies, increasing investment potential and working with appeals from citizens and legal entities.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

(Республика Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-2-66-72

Аннотация. Впервые разработаны методологические аспекты модернизации сферы молодежной политики в условиях конституционных трансформаций системы государственного управления на материалах Республики Беларусь. Раскрыт генеральный транзит перезагрузки работы с молодежью на основе методов трансформационно-опережающего государственного управления, межведомственного и межсекторального подходов. Проведен анализ деятельности государственных органов по работе с молодежью: компетенции, задачи, функции. Изложены проблемные вопросы государственной молодежной политики. Сформулированы обобщения, выводы, перспективные направления развития проблематики. Разработаны предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов государственной молодежной политики.

Ключевые слова: модернизация, государственная молодежная политика, государственное управление, императив опережения, социальный потенциал, молодежная пар-тисипация, идеологическая матрица, межпоколенческая трансмиссия, политическая социализация, инновационные технологии.

Вопросы государственной молодежной политики в Республике Беларусь находятся в приоритете деятельности системы государственных органов, организаций, институтов гражданского общества как фактора национальной безопасности, суверенитета страны. В условиях реализации мероприятий Года исторической памяти-2022 осуществляется масштабный транзит перезагрузки работы с молодежью по выполнению задач Главы белорусского государства на основе трансформационно-опережающего государственного управления, межведомственного и межсекторального подходов. Мощная постановка императива опережающего государственного управления в условиях новых угроз суверенитету сформулирована Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании к белорусскому народу и национальному собранию (28.01.2022). «Работать на опережение» - главный лейтмотив Послания Главы государства накануне Референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (27.02.2022) [3, с. 101].

Данная работы выполнена автором в качестве исполнителя задания НИР «Раз-

работать комплекс мер по реализации социального потенциала молодежи в целях укрепления общественно-политической стабильности в Республике Беларусь» (2022-2023 гг.). НИР является заданием Администрации Президента Республики Беларусь - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, НИИ ТПГУ, в котором автор работы является главным научным сотрудником лаборатории исследований государственной кадровой политики.

В разработке методологических аспектов и методических рекомендаций по совершенствованию работы с молодежью государственных органов, иных субъектов молодежной политики в Республике Беларусь использовался метод триангуляции: контент-анализ законодательных актов, правовых документов; блиц-опрос (слушателей переподготовки, стажировки руководящих кадров Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь; субъектов молодежной политики); компаративистский анализ молодежной и образовательной политики стран-участниц Союзного государства.

Исходной посылкой исследовательского ареала является авторская трактовка дефиниции «трансформационно-опере-жающее государственное управление сферой молодежной политики», которая означает сингулярную, специфическую организационно-динамичную структуру анти-энтропийно-интеллектуального, научно-прогнозного центра публичной политики в отношении молодежи как устойчиво-синергетической совокупности трех ветвей власти и новых институтов иерархии высшего уровня (ВНС); единства государственных органов, организаций, должностных лиц, полномочий; идеологии государства на уровне идеологической мировоззренческой матрицы работы с молодежью, - призванных адаптировать органы власти к вызовам, угрозам посредством стратегии опережения. Отсюда суть модернизации государственного управления молодежной политикой - есть диалектическое единство двух взаимообусловленных явлений. Первый феномен «трансформация» - есть изменяющиеся формы, новое содержание институтов, структур, функций, новых ценностей неравновесной, динамичной социальной системы и молодежных общностей. Второй аспект «модернизации» означает государственное управление упреждающего типа явлениями трансформации, их потенциальных негативных последствий вследствие угроз извне арсеналом новых механизмов, инструментов. Благодаря направленному преобразованию общества с участием молодежи со стороны власти создаются условия для перевода энтропийности трансформации в антиэнтропийность устойчивого развития, интеграции социального потенциала молодежи в сферы экономики, политики, управления, науки и т.д.

Анализ организационной структуры сферой молодежной политики как системы государственных органов по работе с молодежью в Республике Беларусь выявил действенность государственного аппарата, с разделением полномочий, компетенций, задач, функций субъектов государственной молодежной политики (далее -ГМП). Организационная структура управ-

ления включает упорядоченную, целостную совокупность высших органов политической и исполнительной власти, подчиненных им республиканских, областных и местных органов власти, государственных организаций и учреждений, иных субъектов работы с молодежью (школьной, студенческой, работающей, иных социальных групп, статусов молодежи). В соответствие со статьей 7 Закона «Об основах государственной молодежной политики» государственное регулирование государственной молодежной политикой осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные органы [2].

Главным субъектом и гарантом молодежной политики защиты прав, законных интересов, потребностей, запросов молодежи является государство, верховный институт власти, верховенства закона, правопорядка, социальной стабильности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (28.02.2022) Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь наделен высшими полномочиями гарантирования и реализации ГМП, принятия мер, проведения контроля над соблюдением законодательства местными органами власти непосредственно или через создаваемые им органы. Президент Республики Беларусь формирует вопросы политической повестки ГМП как приоритета деятельности системы государственных органов, иных субъектов, обязательную к исполнению на территории страны. Полномочия Президента Республики Беларусь состоят в определении единой ГМП в соответствии с Конституцией, Законом «Об основах государственной молодежной политики», иными актами.

Высшим и центральным государственным органом исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики является Совет Министров (Правительство Республики Беларусь). Высшим

органом исполнительной власти предпринята разработка, организация и координация деятельности всех республиканских органов, государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов по реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы. Цели программы определяют стратегии:

1. Повышение конкурентоспособности образования как структурного базиса инновационной экономики.

2. Повышение социального и профессионального потенциала молодежи, вовлечение в общественно полезную деятельность.

Подпрограмма «Молодежная политика». определяет задачи создания условий эффективной самореализации молодежи и формирования активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси. Программа «Образование и молодежная политика» определяет объемы, структуру, источники финансирования, направления, показатели [3].

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь включают компетенцию осуществлять меры по формированию и реализации ГМП; рассматривать ежегодный доклад Министерства образования Республики Беларусь о положении молодежи в Республике Беларусь; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.10.2016 N 434-3); утверждать государственные программы и осуществляет контроль за их реализацией; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.10.2016 N 434-3); осуществлять иные полномочия в соответствии с Конституцией, решениями Президента Республики Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление и координацию ГМП. В соответствие со статьей 10 полномочия Министерства образования включают проведение единой ГМП в соответствии с компетенцией: разрабатывает проекты нормативных правовых актов; осуществляет государственное регулирование и управление; координирует дея-

тельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации ГМП; разрабатывает проекты государственных программ (подпрограмм), обеспечивает контроль; осуществляет сотрудничество с молодежными и детскими объединениями; другие полномочия.

Иные государственные органы высшего и республиканского уровня на основе реализации межведомственного и межсекторального подходов осуществляют единую ГМП в соответствии с их компетенцией субъектов: Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Генеральной Прокуратуры, Министерства обороны, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Национальной академии наук, иные органы государственного управления.

В пределах административно-территориальных единиц местные исполнительные и распорядительные органы являются субъектами ГМП в соответствии с компетенцией проводят ее реализацию; устанавливают порядок формирования и ведения местных реестров молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; организуют работу с молодежью по месту жительства; осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными актами.

Наряду с этим правомочными субъектами ГМП являются организации различной формы собственности, государственного и частного секторов экономики, структуры гражданского общества, зарегистрированные в соответствии с действующим национальным законодательством.

В контексте организационной структуры ГМП и на основе блиц-опроса слушателей ИГС специальностей «Государственное и местное управление», «Государственное строительство», «Государственное управление национальной экономикой», «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления» (1 курс, 2 этап обучения, выборка 187 человек) -раскроем проблемные вопросы работы с молодежью.

1. Целесообразно преобразование иерархии звеньев, передачи части полномочий ГМП между уровнями управления от республиканских органов к областным, областных к местным органам, в целях исключения дублирования и расширения правосубъектности местного управления. В соответствии с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь (28.02.2022) предстоит разработка свыше 400 законов, подзаконных актов, нормативно-правовых документов, в том числе и в сфере регулирования ГМП.

2. По мнению руководящих кадров, специалистов ГМП, руководителей предприятий государственного сектора, других субъектов хозяйствования требуется модернизация системы идеологической работы с молодежью, внедрение инновационных технологий патриотического и идеологического воспитания, проектных технологий с целью формирования национально-государственной позиции, информационно-технологического сопровождения.

3. В рамках углубления гуманитарного сотрудничества стран-участниц Союзного государства необходимо сближение потенциала воспитательной и идеологической работы органов государственного управления, структур по работе с молодежью, учреждений образования, молодежных общественных объединений по формированию общекультурной идентичности молодежи Беларуси и России как механизма противодействия угрозам безопасности. В соответствии с проблемными вопросами совместно разработаны предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов ГМП.

В целях оптимизация иерархии звеньев, передачи части полномочий субъектов ГМП между уровнями государственного управления, повышения общественно-политического имиджа и статуса молодежи как движущей силы модернизации -целесообразно создание консультативно-совещательного органа ГМП при Президенте Республике Беларусь из числа государственных деятелей, лидеров партий, молодежных объединений, экспертного

сообщества ученых, бизнес-кругов, интерактивной медиа-среды.

Главной детерминантой трансформаций управления ГМП является конституционное закрепление политического статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия (гл. 3-1 «Всебелорусское народное собрание (ВНС)». ВНС правомочен определять стратегические направления развития общества, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений, гражданское согласие. Решения ВНС являются обязательными для исполнения единой ГМП на всех уровнях государственного управления [1]. В этой связи предлагаемая оптимизация структуры, функций высших органов управления в контексте новаций Конституции позволит обеспечить скоординированную с местными властями, институтами гражданского общества политику формирования социального потенциала молодежи и его преобразования в социальный и политический капитал через систему общей и политической социализации, развития «политической культуры участия или молодежной партисипации» [5, с. 597]. Ориентационно-мировоззренческая функция государственной идеологии как инструмента политического воздействия на сознание, отношения, чувства, действия молодежи имеет факторное значение. Т. Жиро подчеркивает: «Политическое сознание есть следствие мировоззрения. Последнее же связано с идеологическими убеждениями. Идеология побуждает к действию, формирует активных защитников дела, делает понятными пути достижения цели» [6, с. 420].

В контексте Года исторической памяти - 2022, Послания Президента к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (28.01.2022), изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь (27.02.2022) возрастает роль институционализации идеологической матрицы воспитательно-образовательного процесса как мировоззренческого базиса социализации молодежи, также в общественных объединениях и трудовых коллективах. Ключевой фигурой идеоло-

гической и воспитательной работы с молодежью призван стать преподаватель, весь корпус специалистов по работе с молодежью, владеющих технологиями объективации исторической правды и памяти как духовного фундамента суверенитета.

По результатам НИР требуется научное обоснование методологии и методики единого мировоззренческого стержня в формате идеологической матрицы при разработке государственных образовательных стандартов, учебников, методических рекомендаций; норм, стандартов персональной ответственности педагогических работников, руководителей организаций за идеологический аспект содержания и дидактики образовательного процесса, патриотического воспитания, уровня национально-государственной позиции обучающихся всех уровней национальной системы образования.

Идеологическая матрица образовательного процесса, патриотического воспитания выступает как когнитивный метод «программирования кодов» национальной культуры, языка, истории для решения мировоззренческих задач социализации молодежи как субъекта государственного строительства. Обоснуем этимологию термина «matrix» - (лат.) матка. Введение термина «матрица» в сферу политической идеологии предпринято М. Херцфельдом, представителем Франфурктской школы, в значении «базового мифа нации» как архетипа коллективного бессознательного. В социологии и политологии управления идеологическая матрица понимается как интеллектуальный способ категоризации социальной реальности в виде актуализированного континуума, содержание которого включает три взаимосвязанных уровня сознания индивидов:

1) оценочный (общественные идеалы, нормативно-ценностные установки, паттерны);

2) программно-когнитивный (знания, взгляды, убеждения, чувства);

3) прагматический (стандарты, принципы, нормы поведения, регулятивные механизмы, система контроля» [7, с. 13].

Исходной методологической посылкой разработки идеологической матрицы рабо-

ты с молодежью является ценностный код белорусской нации, сформулированный в Послании Президента к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (28.01.2022): «Ценности - это код нации. То, без чего не будет нас, белорусов. Жизнеспособность нации напрямую зависит от глубины и богатства духовного наследия, которое мы приумножим и передадим грядущим поколениям». «Генетический код нации» - совокупность духовных, нравственных, генетически обусловленных идей как мировоззренческого ядра менталитета и внутренних регуляторов аттитюдов и механизма межпоколенческой трансмиссии в жизнеспособности нации.

В контексте подхода Главы белорусского государства и посредством метода блиц-опроса слушателей переподготовки ИГС по специальностям «Государственное и местное управление», «Государственное строительство», «Государственное управление национальной экономикой», «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления» (1 курс, 2 этап обучения, общая выборка составила 187 человек) - проведены: групповая «аксиологическая аналитика» раздела «Ценностные ориентиры белорусов» (Послания-2022) и индивидуальное ранжирование ценностей. Данный подход является разработкой проектно-аксиологической технологии идеологической работы с молодежью. Качественный анализ результатов деловой игры на тему «Технологии принятия и реализации государственно-управленческих решений в сфере молодежной политики в Республике Беларусь» выявил политико-идеологическую компетентность слушателей выше среднего уровня, управленческую способность определять приоритет критериального отбора, референтировать ранги, устанавливать причинно-следственные связи рядо-положенных ценностей. По итогам блиц-опроса, деловой игры разработана инвариантная модель приоритетов ценностных ориентиров Года исторической памяти-2022 и нового государственного праздника 17 сентября как акта исторической справедливости. Инвариантная мо-

дель отражает архитектонику и алгоритм группового конструирования рангов ценностей народа: справедливость - миролюбие - трудолюбие - историческая память - преемственность - единство - традиционная семья.

Таким образом, результаты предпринятого исследовательского ареала включают научно-концептуальные обобщения, методологические выводы.

Модернизация государственного управления сферой молодежной политики - целенаправленное интегрально-структурное, процессуально-содержательное, общественно-политическое мета-конструирование баланса экономических, социальных, духовных интересов государства, молодежи и общества средствами расширения пространства деятельности молодежи как субъекта политики средствами партисипации и преемственности развития.

Назначение идеологической матрицы как мировоззренческой категории образовательной, молодежной и социальной политики состоит в нормативной трансляции ценностных идей в ходе образовательного процесса с учетом специфики дисциплины; проводимых идейно-воспитательных мероприятий молодежных объединений; социальной защиты и поддержки уязвимых категорий молодежи на уровне всех субъектов ГМП в контексте принципов идеологии белорусского государства, государственных программ, проектов; политической повестки государственного строительства.

В рамках углубления гуманитарного сотрудничества стран-участниц Союзного государства в условиях внешних угроз общей безопасности, реверсивности экономических санкций в отношении Беларуси и России, необходима разработка инте-гративного образовательного модуля «Союзное государство: пути развития» и

вузов, ссузов, среднего образования, дополнительного. Сбалансированная политика безопасности состоит в включении потенциала молодежи Беларуси и России в процессы социально-экономической интеграции. Главные задачи органов управления Республики Беларусь и Российской Федерации, Постоянного Комитета СГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоят в развитии молодежного лидерства и кадрового резерва.

В качестве перспективного направления институционального развития Союзного государства, в контексте управления на опережение в сфере кадровой политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь и РАНХиИГ (он-лайн-конференция 03.03.2022, при участии автора работы) необходимо фундамента-лизировать стратегическое значение интеграционного проекта создания кластера переподготовки и стажировки управленческих кадров для органов управления Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации посредством цифровизации контента учебных программ, единой образовательной платформы, профайлов слушателей - на 3-х уровнях:

1) совместной стажировки слушателей ИГС Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

2) академического обмена научно-педагогических работников, развития академической мобильности приглашенных профессоров, совместных защит диссертаций, научных форумов, инновационных площадок управления;

3) институционализации механизма бюджетного финансирования данного проекта за счет средств Постоянного комитета Союзного государства.

введение в образовательные программы

Библиографический список

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. - 80 с.

2. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 2009 г., № 65-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. //

ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

3. О государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. №57// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

4. Храмцова, Ф.И. Трансформационно-опережающее государственное управление как фактор национальной безопасности // Проблемы управления. - 2022. - №1 (83). - С. 100104.

5. Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократизации пяти наций // Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд, Акад. полит. науки; ред.-науч. совет: Г.Ю. Семигин (пред.) [и др.]. - М., 1997. - Т. 2: Зарубежная политическая мысль. ХХ в. / ред.-сост.: Г.К. Ашин, Е.Г. Морозова. - С. 593-600.

6. Жиро Т. Идеология // Политология / пер. с польск. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. - 428 с.

7. Herzfeld, M. Towards an ethnographic phenomenolohy of the Greek spirit // Political uses of the past: the recent Mediterranean experience / Revel J., Levi G. (eds.). - NY, London: Routledge, 2002. - P. 13-42.

MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF YOUTH POLICY ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor, Chief Researcher Academy of Management under the President of the Republic of Belarus (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The development of an innovative form of training for management personnel and specialists was undertaken on the example of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus. The features of the internship methodology, the principles of educational training as a unity of theory and practice, a comprehensive method of fulfilling the state order are revealed. A content analysis of the legal framework for training executives and specialists in the Republic of Belarus was carried out. The innovative aspects of the internship based on the organizational structure of the Minsk Regional Executive Committee are outlined. The achieved results of the training program of the internship are disclosed at the level of practical suggestions of students on the diversification of regional economies, increasing investment potential and working with appeals from citizens and legal entities.

Keywords: modernization, state youth policy, public administration, the imperative of advancing, social potential, youth participation, ideological matrix, intergenerational transmission, political socialization, innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.