Научная статья на тему 'Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в республике Беларусь'

Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / государственная молодежная политика / государственное управление / императив опережения / социальный потенциал / молодежная партисипация / идеологическая матрица / межпоколенческая трансмиссия / политическая социализация / инновационные технологии / youth / state youth policy / public administration / the imperative of advancing / social potential / youth participation / ideological matrix / intergenerational transmission / political socialization / innovative technologies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Флюра Ибрагимовна Храмцова, Мария Александровна Ерофеева

Впервые разработаны и сформулированы методологические аспекты модернизации сферы молодежной политики в условиях конституционных трансформаций системы государственного управления Республики Беларусь. Раскрыт генеральный транзит перезагрузки работы с молодежью на основе триады трансформационно-опережающего государственного управления, межведомственного и межсекторального подходов. Проведен анализ работы государственных органов по работе с молодежью: компетенции, задачи, функции субъектов государственного управления. Изложены проблемные вопросы деятельности субъектов молодежной политики. Сформулированы обобщения, выводы, перспективные направления развития проблематики. Разработаны конструктивные предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of public administration in the sphere of youth policy in the republic of Belarus

For the first time, methodological aspects of the modernization of the sphere of youth policy in the context of constitutional transformations of the public administration system of the Republic of Belarus have been developed and formulated. The general transit of restarting work with youth on the basis of the transformational triad-advanced public administration, interdepartmental and intersectoral approaches is revealed. The analysis of the work of state bodies on work with youth is carried out: competencies, tasks, functions of subjects of public administration. The problematic issues of the activities of the subjects of youth policy are outlined. Generalizations, conclusions, and promising directions for the development of the problem are formulated. Constructive proposals have been developed to improve work with the youth of subjects of the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в республике Беларусь»

Научная статья УДК 328.1

NIION: 2018-0077-4/22-253

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-208-213 MOSURED: 77/27-024-2022-04-452

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Модернизация государственного управления сферой молодежной

политики в республике Беларусь

Флюра Ибрагимовна Храмцова1, Мария Александровна Ерофеева2

1 Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь,

flura.org@gmail.com

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, erofeeva-ma72@yandex.ru

Аннотация. Впервые разработаны и сформулированы методологические аспекты модернизации сферы молодежной политики в условиях конституционных трансформаций системы государственного управления Республики Беларусь. Раскрыт генеральный транзит1 перезагрузки работы с молодежью на основе триады трансформационно-опережающего государственного управления, межведомственного и межсекторального подходов. Проведен анализ работы государственных органов по работе с молодежью: компетенции, задачи, функции субъектов государственного управления. Изложены проблемные вопросы деятельности субъектов молодежной политики. Сформулированы обобщения, выводы, перспективные направления развития проблематики. Разработаны конструктивные предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, государственное управление, императив опережения, социальный потенциал, молодежная партисипация, идеологическая матрица, межпоколенческая трансмиссия, политическая социализация, инновационные технологии

Для цитирования: Храмцова Ф. И., Ерофеева М. А. Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в республике Беларусь // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 208-213. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-208-213.

©^ropa I. Khramtsova1, Maria A. Erofeeva2

1 Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Professor, Department of Public Administration, Minsk, Republic of Belarus, flura.org@gmail.com

2 Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia. erofeeva-ma72@yandex.ru

Abstract. For the first time, methodological aspects of the modernization of the sphere of youth policy in the context of constitutional transformations of the public administration system of the Republic of Belarus have been developed and formulated. The general transit of restarting work with youth on the basis of the transformational triad-advanced public administration, interdepartmental and intersectoral approaches is revealed. The analysis of the work of state bodies on work with youth is carried out: competencies, tasks, functions of subjects of public administration. The problematic issues of the activities of the subjects of youth policy are outlined. Generalizations, conclusions, and promising directions for the development of the problem are formulated. Constructive proposals have been developed to improve work with the youth of subjects of the state youth policy.

Keywords: youth, state youth policy, public administration, the imperative of advancing, social potential, youth participation, ideological matrix, intergenerational transmission, political socialization, innovative technologies

For citation: Khramtsova F. I., Erofeeva M. A. Modernization of public administration in the sphere of youth policy in the republic of Belarus // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):208-213. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-4-208-213.

1 Транзит - (лат.) - переход, следование - понятие государствоведения, означающее переход системы органов управления на новый уровень развития социальных объектов стратегического значения и на опережающую трансформацию стиля, методов и средств отраслевой политики государства (Ф. И. Храмцова, 2022) [4].

© Храмцова Ф. И., Ерофеева М. А., 2022

Original article

Modernization of public administration in the sphere of youth policy in the republic of Belarus

Введение. Вопросы государственной молодежной политики в Республике Беларусь находятся в приоритете деятельности системы государственных органов, организаций, институтов гражданского общества как фактора национальной безопасности, суверенитета страны. В условиях реализации мероприятий Года исторической памяти-2022 осуществляется масштабный транзит перезагрузки работы с молодежью по выполнению задач Главы белорусского государства1 на основе транс-формационно-опережающего государственного управ-ления2, межведомственного и межсекторального под-ходов3. Мощная постановка императива опережающего государственного управления в условиях новых угроз суверенитету сформулирована Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию (28.01.2022). «Работать на опережение» - главный лейтмотив Послания Главы государства накануне Референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (27.02.2022) [3, с. 101].

Данная работы выполнена автором в качестве исполнителя задания НИР «Разработать комплекс мер по реализации социального потенциала молодежи в целях укрепления общественно-политической стабильности в Республике Беларусь» (2022-2023 гг.). НИР является заданием Администрации Президента Республики Беларусь - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, НИИ ТПГУ4, в котором автор работы является главным научным сотрудником лаборатории исследований государственной кадровой политики.

В разработке методологических аспектов и методических рекомендаций по совершенствованию работы с молодежью государственных органов, иных субъектов молодежной политики в Республике Беларусь использовался метод триангуляции: контент-анализ законодательных актов, правовых документов; блиц-опрос (слушателей переподготовки, стажировки руководящих кадров Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь; субъектов молодежной политики); компаративистский анализ молодежной и образовательной политики стран-участниц Союзного государства [8].

Основная часть. Исходной посылкой исследовательского ареала является авторская трактовка дефиниции «трансформационно-опережающее государственное управление сферой молодежной политики», которая означает сингулярную, специфическую организационно-динамичную структуру антиэнтропий-но-интеллектуального, научно-прогнозного центра публичной политики в отношении молодежи как устой-чиво-синергетической совокупности трех ветвей власти

1 Республиканский педагогический совет, 23-24.08.2021.

2 Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, 28.01.2022.

3 Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29.01.2021 № 57).

4 НИИ ТПГУ - научно-исследовательский институт тео-

рии и практики государственного управления

и новых институтов иерархии высшего уровня (ВНС)5; единства государственных органов, организаций, должностных лиц, полномочий; идеологии государства на уровне идеологической мировоззренческой матрицы работы с молодежью, - призванных адаптировать органы власти к вызовам, угрозам посредством стратегии опережения. Отсюда суть модернизации государственного управления молодежной политикой - есть диалектическое единство взаимообусловленных явлений: трансформация и модернизация. Первый феномен -есть изменяющиеся формы, новое содержание институтов, структур, функций, ценностей динамично неравновесной социальной системы и молодежных групп, общностей. Второй аспект «модернизации» означает государственное управление упреждающего типа явлениями трансформации, их потенциальных негативных последствий вследствие угроз извне арсеналом новых механизмов, инструментов. Благодаря направленному преобразованию общества с участием молодежи со стороны государства создаются условия для перевода энтропийности трансформации в антиэнтропийность устойчивого развития, интеграции социального потенциала молодежи в сферы экономики, политики, управления, науки и т. д. [8].

Анализ организационной структуры молодежной политики как системы государственных органов по работе с молодежью в Республике Беларусь выявил действенность аппарата, с разделением полномочий, компетенций, задач, функций субъектов государственной молодежной политики (далее - ГМП). Организационная структура управления включает упорядоченную, целостную совокупность высших органов политической и исполнительной власти, подчиненных им республиканских, областных и местных органов власти, государственных организаций и учреждений, иных субъектов работы с молодежью (школьной, студенческой, работающей, иных социальных групп, депривированных статусов). В соответствие со статьей 7 Закона «Об основах государственной молодежной политики» государственное управление и регулирование государственной молодежной политикой осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные органы [2].

Главным субъектом и гарантом молодежной политики защиты прав, законных интересов, потребностей, запросов молодежи является государство, верховный институт власти, верховенства закона, правопорядка, социальной стабильности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (28.02.2022) Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Бела-

5 ВНС - Всебелорусское народное собрание. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. [1].

СКИЕ НАУКИ 209

русь наделен высшими полномочиями гарантирования и реализации ГМП, принятия мер, проведения контроля над соблюдением законодательства местными органами власти непосредственно или через создаваемые им органы. Президент Республики Беларусь формирует вопросы политической повестки ГМП как приоритета деятельности системы государственных органов, иных субъектов, обязательную к исполнению на территории страны. Полномочия Президента Республики Беларусь состоят в определении единой ГМП в соответствии с Конституцией, Законом «Об основах государственной молодежной политики», иными актами.

Высшим и центральным государственным органом исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики является Совет Министров (Правительство Республики Беларусь). Высшим органом исполнительной власти предпринята разработка, организация и координация деятельности всех республиканских органов, государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов по реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы. Цели программы определяют стратегии: 1. Повышение конкурентоспособности образования как структурного базиса инновационной экономики. 2. Повышение социального и профессионального потенциала молодежи, вовлечение в общественно полезную деятельность. Подпрограмма «Молодежная политика». определяет задачи создания условий эффективной самореализации молодежи и формирования активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси. Программа «Образование и молодежная политика» определяет объемы, структуру, источники финансирования, направления, показатели [3].

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь включают компетенцию осуществлять меры по формированию и реализации ГМП; рассматривать ежегодный доклад Министерства образования Республики Беларусь о положении молодежи в Республике Беларусь; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.10.2016 № 434-3); утверждать государственные программы и осуществляет контроль за их реализацией; (в ред. Закона Республики Беларусь от 21.10.2016 № 434-3); осуществлять иные полномочия в соответствии с Конституцией, решениями Президента Республики Беларусь.

Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление и координацию ГМП. Полномочия Министерства образования включают проведение единой ГМП в соответствии с компетенцией: разрабатывает проекты нормативных правовых актов; осуществляет государственное регулирование и управление; координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации ГМП; разрабатывает проекты государственных программ (подпрограмм), обеспечивает контроль; осуществляет сотрудничество с молодежными и детскими объединениями; другие полномочия.

Иные государственные органы высшего иреспубли-канского уровня на основе реализации межведомственного и межсекторального подходов осуществляют единую ГМП в соответствии с их компетенцией субъектов: Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Генеральной Прокуратуры, Министерства обороны, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Национальной академии наук, иные органы государственного управления.

В пределах административно-территориальных единиц местные исполнительные и распорядительные органы являются субъектами ГМП в соответствии с компетенцией проводят реализацию; устанавливают порядок формирования и ведения местных реестров молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; организуют работу с молодежью по месту жительства; осуществляют иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными актами.

Наряду с этим правомочными субъектами ГМП являются организации различной формы собственности, государственного и частного секторов экономики, структуры гражданского общества, зарегистрированные в соответствии с действующим национальным законодательством.

В контексте организационной структуры ГМП и на основе блиц-опроса слушателей ИГС1 специальностей «Государственное и местное управление», «Государственное строительство», «Государственное управление национальной экономикой», «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления» (1 курс, 2 этап обучения, выборка 187 человек) - раскроем проблемные вопросы работы с молодежью.

1. Целесообразно преобразование иерархии звеньев, передачи части полномочий ГМП между уровнями управления от республиканских органов к областным, областных к местным органам, в целях исключения дублирования и расширения правосубъектности местного управления. В соответствии с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь (27.02.2022) предстоит разработка свыше 400 законов, подзаконных актов, нормативно-правовых документов, в том числе и в сфере регулирования ГМП.

2. По мнению руководящих кадров, специалистов ГМП, руководителей предприятий государственного сектора, других субъектов хозяйствования требуется модернизация системы идеологической работы с молодежью, внедрение инновационных технологий патриотического и идеологического воспитания, проектных технологий с целью формирования национально-государственной позиции, информационно-технологического сопровождения.

3 . В рамках углубления гуманитарного сотрудничества стран-участниц Союзного государства необходимо сближение потенциала воспитательной и идеологи-

1 ИГС - Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь

ческой работы органов государственного управления, структур по работе с молодежью, учреждений образования, молодежных общественных объединений по формированию общекультурной идентичности молодежи Беларуси и России как механизма противодействия угрозам безопасности. В соответствии с проблемными вопросами совместно разработаны предложения по совершенствованию работы с молодежью субъектов ГМП [8].

В целях оптимизация иерархии звеньев, передачи части полномочий субъектов ГМП между уровнями государственного управления, повышения общественно-политического имиджа и статуса молодежи как движущей силы модернизации - целесообразно создание консультативно-совещательного органа ГМП при Президенте Республике Беларусь из числа государственных деятелей, лидеров партий, молодежных объединений, экспертного сообщества ученых, бизнес-кругов, интерактивной медиа-среды.

Главной детерминантой трансформаций управления ГМП является конституционное закрепление политического статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия (гл. 3-1 «Всебелорусское народное собрание (ВНС)». ВНС правомочен определять стратегические направления развития общества, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений, гражданское согласие. Решения ВНС являются обязательными для исполнения единой ГМП на всех уровнях государственного управления [1]. В этой связи предлагаемая оптимизация структуры, функций высших органов управления в контексте новаций Конституции позволит обеспечить скоординированную с местными властями, институтами гражданского общества политику формирования социального потенциала молодежи и его преобразования в социальный и политический капитал через систему общей и политической социализации, развития «политической культуры участия или молодежной партисипации» [8; 5, с. 597]. Ориента-ционно-мировоззренческая функция государственной идеологии как инструмента воздействия на сознание, отношения, чувства, действия молодежи имеет факторное значение. Политолог Т. Жиро подчеркивает: «Политическое сознание есть следствие мировоззрения. Последнее же связано с идеологическими убеждениями. Идеология побуждает к действию, формирует активных защитников дела, делает понятными пути достижения цели» [6, с. 420].

В контексте Года исторической памяти - 2022, Послания Президента к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (28.01.2022), изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь (27.02.2022) возрастает роль институциона-лизации идеологической матрицы воспитательно-образовательного процесса как мировоззренческого базиса социализации молодежи, также в общественных объединениях и трудовых коллективах. Ключевой фигурой идеологической и воспитательной работы с молодежью призван стать преподаватель, весь корпус специалистов

по работе с молодежью, владеющих технологиями объективации исторической правды и памяти как духовного фундамента суверенитета [8; 9; 10].

По результатам НИР требуется научное обоснование методологии и методики единого мировоззренческого стержня в формате идеологической матрицы при разработке государственных образовательных стандартов, учебников, методических рекомендаций; норм, стандартов персональной ответственности педагогических работников, руководителей организаций за идеологический аспект содержания и дидактики образовательного процесса, патриотического воспитания, уровня национально-государственной позиции обучающихся всех уровней, ступеней национальной системы образования.

Идеологическая матрица образовательного процесса, патриотического воспитания выступает как когнитивный метод «программирования кодов» национальной культуры, языка, истории для решения мировоззренческих задач социализации молодежи как субъекта государственного строительства. Обоснуем этимологию термина «matrix» - (лат.) матка. Введение термина «матрица» в сферу политической идеологии предпринято М. Херцфельдом, представителем Франфурктской школы, в значении «базового мифа нации» как архетипа коллективного бессознательного. В социологии и политологии управления идеологическая матрица понимается как интеллектуальный способ категоризации социальной реальности в виде актуализированного континуума, содержание которого включает три взаимосвязанных уровня сознания индивидов: 1) оценочный (общественные идеалы, нормативно-ценностные установки, паттерны); 2) программно-когнитивный (знания, взгляды, убеждения, чувства); 3) прагматический (стандарты, принципы, нормы поведения, регулятивные механизмы, система контроля» [7, с. 13; 8].

Исходной методологической посылкой разработки идеологической матрицы работы с молодежью является ценностный код белорусской нации, сформулированный в Послании Президента к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (28.01.2022): «Ценности - это код нации. То, без чего не будет нас, белорусов. Жизнеспособность нации напрямую зависит от глубины и богатства духовного наследия, которое мы приумножим и передадим грядущим поколениям». «Генетический код нации» - совокупность духовных, нравственных, генетически обусловленных идей как мировоззренческого ядра менталитета и внутренних регуляторов аттитюдов и механизма межпоколенческой трансмиссии в жизнеспособности нации.

В контексте подхода Главы белорусского государства и посредством метода блиц-опроса слушателей переподготовки ИГС по специальностям «Государственное и местное управление», «Государственное строительство», «Государственное управление национальной экономикой», «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления» (1 курс, 2 этап обучения, общая выборка

СКИЕ НАУКИ 211

составила 187 человек) - проведены: групповая «аксиологическая аналитика» раздела «Ценностные ориентиры белорусов» (Послания-2022) и индивидуальное ранжирование ценностей. Данный подход является разработкой проектно-аксиологической технологии идеологической работы с молодежью. Качественный анализ результатов деловой игры на тему «Технологии принятия и реализации государственно-управленческих решений в сфере молодежной политики в Республике Беларусь» выявил политико-идеологическую компетентность слушателей выше среднего уровня, управленческую способность определять приоритет критериального отбора, референтировать ранги, устанавливать причинно-следственные связи ря-до-положенных ценностей. По итогам блиц-опроса, деловой игры разработана инвариантная модель приоритетов ценностных ориентиров Года исторической памяти-2022 и нового государственного праздника 17 сентября как акта исторической справедливости. Инвариантная модель отражает архитектонику и алгоритм группового конструирования рангов ценностей народа: справедливость - миролюбие - трудолюбие - историческая память - патриотизм - преемственность -единство - традиционная семья.

Заключение. Таким образом, результаты предпринятого исследовательского ареала включают научно-концептуальные обобщения, методологические выводы.

Модернизация государственного управления сферой молодежной политики - целенаправленное интегрально-структурное, процессуально-содержательное, общественно-политическое мета-конструирование баланса экономических, социальных, духовных интересов государства, молодежи и общества средствами расширения пространства деятельности молодежи как субъекта политики средствами партисипации и преемственности развития.

Назначение идеологической матрицы как мировоззренческой категории образовательной, молодежной и социальной политики состоит в нормативной трансляции ценностных идей в ходе образовательного процесса с учетом специфики дисциплины; проводимых идейно-воспитательных мероприятий молодежных объединений; социальной защиты и поддержки уязвимых категорий молодежи на уровне всех субъектов ГМП в контексте принципов идеологии белорусского государства, государственных программ, проектов; политической повестки государственного строительства [8; 9].

В рамках углубления гуманитарного сотрудничества стран-участниц Союзного государства в условиях угроз общей безопасности, реверсивности пакетов экономических санкций в отношении Беларуси и России, необходима разработка интегративного образовательного модуля «Союзное государство: пути развития» и его введение в образовательные программы вузов, ссузов, школ, системы учреждений дополнительного образования. Сбалансированная политика безопасности состоит в включении потенциала молодежи Беларуси и России в процессы социально-экономической

интеграции. Главные задачи управления Республики Беларусь и Российской Федерации, Постоянного Комитета СГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России состоят в развитии лидерства, кадрового резерва и потенциала молодежи [8; 10].

В качестве перспективного направления институционального развития Союзного государства, в контексте опережения в сфере кадровой политики Академии управления при Президенте Республики Беларусь и РАНХиГС1 необходима фундаментализация стратегического интеграционного проекта создания кластера переподготовки и стажировки управленческих кадров для системы органов управления Союзного государства, Республики Беларусь и Российской Федерации, цифровизации контента учебных программ, единой образовательной платформы и профайлов слушателей -на 3-х уровнях:

1) совместной стажировки слушателей ИГС Академии управления при Президенте Республики Беларусь и РАНХиГС;

2) академической и социальной мобильности обучающихся, научно-педагогических работников, приглашенных профессоров, совместных защит диссертаций, научных форумов, инновационных площадок управления;

3 ) институционализации механизма бюджетного финансирования данного проекта за счет средств Постоянного комитета Союзного государства.

Библиографический список

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. 80 с.

2. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 декабря 2009 г., № 65-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2022.

3. О государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2022.

4. Храмцова, Ф. И. Трансформационно-опережа-ющее государственное управление как фактор национальной безопасности / Ф. И. Храмцова // Проблемы управления. Минск, 2022. № 1 (83). С. 100-104.

5. Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократизации пяти наций / Г. Алмонд // Антология мировой политической мысли : в 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд, Акад. полит. науки ; ред.-науч.

1 РАНХиГС - Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

совет: Г. Ю. Семигин (пред.) [и др.]. М., 1997. Т. 2 : Зарубежная политическая мысль. ХХ в. / ред.-сост.: Г. К. Ашин, Е. Г. Морозова. С. 593-600.

6. Жиро Т. Идеология / Т. Жиро // Политология / пер. с польск. Харьков : Изд-во Гуманитарный центр. 2006. 428 с.

7. Herzfeld, M. Towards an ethnographic phenomenolohy of the Greek spirit // Political uses of the past: the recent Mediterranean experience / Revel J., Levi G. (eds.). NY, London: Routledge, 2002. PP. 13-42.

8. Храмцова, Ф. И. Модернизация государственного управления сферой молодежной политики в республике Беларусь / Ф. И. Храмцова // Проблемы управления. Минск, 2022. № 3 (85). С. 45-50.

9. Храмцова, Ф. И. Трансформационно-опере-жающее государственное управление как фактор национальной безопасности республики Беларусь / Ф. И. Храмцова, О. П. Антоненко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Минск, 2022. № 1-3 (64). С. 38-43.

10. Храмцова, Ф. И. Феномен трансформационно-опережающего государственного управления в республике Беларусь / Ф. И. Храмцова, М. А. Ерофеева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 195-199.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Republic of Belarus: with amendments and additions adopted at the republican referendums of November 24, 1996, October 17, 2004 and February 27, 2022 Minsk : National Center for Legal Information of the Republic of Belarus, 2022. 80 p.

2. On the basics of state youth policy [Electronic resource] : Law Rep. Belarus, December 7, 2009, No. 65-Z: ed. The Law of Rep. Belarus from 21.10.2016 // ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information. Rep. Belarus. Minsk, 2022.

3. On the State program «Education and Youth Policy» for 2021-2025 [Electronic resource] : Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 57 of January 29, 2021 // ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / National Center for Legal Information. Rep. Belarus. Minsk, 2022.

4. Khramtsova, F. I. Transformational-advancing public administration as a factor of national security / F. I. Khramtsova // Problems of management. Minsk, 2022. No. 1 (83). PP. 100-104.

5. Almond, G. Civic culture. Political attitudes and democratization of the Five Nations / G. Almond // Anthology of World political Thought : in 5 vols. / National Society-Scientific Foundation, Akad. polit. sciences; ed.-scientific. Council: G. Y. Semigin (pred.) [et al.]. M., 1997. Vol. 2 : Foreign Political Thought. XX century. / ed.-comp.: G. K. Ashin, E. G. Morozova. PP. 593-600.

6. Giraud T. Ideology / T. Giraud // Political Science / trans. from Polish. Kharkiv : Publishing house of the Humanitarian Center. 2006. 428 p.

7. Herzfeld, M. Towards an ethnographic phenomenon of the Greek spirit // Political uses of the past: the recent Mediterranean experience / Revel J., Levi G. (eds.). NY, London: Routledge, 2002. PP. 13-42.

8. Khramtsova, F. I. Modernization of public administration in the sphere of youth policy in the Republic of Belarus / F. I. Khramtsova // Problems of management. Minsk, 2022. No. 3 (85). PP. 45-50.

9. Khramtsova, F. I. Transformational-advancing public administration as a factor of national security of the Republic of Belarus / F. I. Khramtsova, O. P. Antonenko // International Journal of Humanities and Natural Sciences. Minsk, 2022. № 1-3 (64). PP. 38-43.

1 0. Khramtsova, F. I. The phenomenon of transformational-advancing public administration in the Republic of Belarus / F. I. Khramtsova, M. A. Erofeeva // Psychology and pedagogy of official activity. 2022. No. 2. PP. 195-199.

Дополнительная информация об авторах

Ф. И. Храмцова - профессор кафедры государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, главный научный сотрудник научно-исследовательского института теории и практики государственного управления, доктор политических наук России, доктор политических наук Беларуси, профессор;

М. А. Ерофеева - профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, ORCID ID: 0000-0001-7176-513X.

Additional information about the authors

F. I. Khramtsova - Professor of the Department of Public Administration of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Chief Researcher of the Research Institute of Theory and Practice of Public Administration, Doctor of Political Sciences of Russia, Doctor of Political Sciences of Belarus, Professor;

M. A. Erofeeva - Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, ORCID ID: 0000-0001-7176-513X.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.