Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ТРАНСФОРМАЦИОННО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ФЕНОМЕН ТРАНСФОРМАЦИОННО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕРЕЖЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Флюра Ибрагимовна, Ерофеева Мария Александровна

Впервые разработаны научно-концептуальные аспекты трансформационно-опережающего государственного управления (на примере конституционного строительства в Республике Беларусь). Проведен факторно-событийный, компаративистский, эмпирический анализ проблемы. Раскрыты особенности трансформационно-опережающего государственного управления, выявлены партисипативные детерминации как имманентный фактор национальной безопасности. Определена критериальная оценка реализации политики опережения в условиях трансформации в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Храмцова Флюра Ибрагимовна, Ерофеева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF TRANSFORMATIONAL AND ADVANCED PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF BELARU

For the first time, scientific and conceptual aspects of transformational and advanced public administration have been developed (on the example of constitutional construction in the Republic of Belarus). A factor-event, comparative, empirical analysis of the problem is carried out. The features of transformational-advancing public administration are revealed, participatory determinations as an immanent factor of national security are revealed. The criteria assessment of the implementation of the policy of advance in the conditions of transformation in the Republic of Belarus is determined.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ТРАНСФОРМАЦИОННО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Научная статья УДК 328.1; ББК

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-195-199 NIION: NIION: 2018-0077-2/22-163 MOSURED: 77/27-024-2022-02-362

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7 Методология и технология профессионального образования

Феномен трансформационно-опережающего государственного управления в республике Беларусь

Флюра Ибрагимовна Храмцова1, Мария Александровна Ерофеева2

1 Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск, Республики Беларусь, flura.org@ gmail.com

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, erofeeva-ma72@yandex.ua

Аннотация. Впервые разработаны научно-концептуальные аспекты трансформационно-опережающе-го государственного управления (на примере конституционного строительства в Республике Беларусь). Проведен факторно-событийный, компаративистский, эмпирический анализ проблемы. Раскрыты особенности трансформационно-опережающего государственного управления, выявлены партисипативные детерминации как имманентный фактор национальной безопасности. Определена критериальная оценка реализации политики опережения в условиях трансформации в Республике Беларусь.

Ключевые слова: государственное управление, национальная безопасность, опережение в управлении, организационная структура государственного управления

Для цитирования: Храмцова Ф. И., Ерофеева М. А. Феномен трансформационно-опережающего государственного управления в республике Беларусь // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 195-199. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-195-199.

Original article

The phenomenon of transformational and advanced public administration in the Republic of Belarus

Flura I. Khramtsova1, Maria A. Erofeeva2

1 Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus, flura.org@gmail.com

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya.Kikot', Moscow, Russia, erofeeva-ma72@yandex.ua

Abstract. For the first time, scientific and conceptual aspects of transformational and advanced public administration have been developed (on the example of constitutional construction in the Republic of Belarus). A factor-event, comparative, empirical analysis of the problem is carried out. The features of transformational-advancing public administration are revealed, participatory determinations as an immanent factor of national security are revealed. The criteria assessment of the implementation of the policy of advance in the conditions of transformation in the Republic of Belarus is determined.

Keywords: public administration, national security, advance in management, organizational structure of public administration

For citation: Khramtsova F. I., Erofeeva M. A. The phenomenon of Transformational and Advanced Public Administration in the Republic of Belarus // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):195-199. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-195-199.

© Храмцова Ф. И., Ерофеева М. А., 2022

В условиях динамики противостояния акторов геополитики России, США и Китая вырос внешне-детерминантный контур силового давления в отношении Беларуси, провокаций военно-пограничных конфликтов, нового пятого пакета экономических санкций со стороны коллективного Запада на фоне углубления экономической и оборонной интеграции стран-участниц Союзного государства, государств ОДКБ как стратегических партнеров региональной и национальной безопасности.

Гибридная война против Беларуси с учетом террористического контекста августа 2020 года - поствыборной кризисной ситуации, попыток мятежа извне, свержения конституционного строя, вброса арсенала технологий трансферта цветных революций, штабной координации западных спецслужб, -все это требует новых подходов к предотвращению угроз на опережение механизмом государственного управления.

Аналогичная синхронизация террористического сценария захвата власти произошла в Казахстане вследствие кумулятивности и обострения социально-экономических проблем, политического кризиса власти (2-7 января 2022 г.). Стратегия оперативного развертывания, реагирования и сдерживания ОДКБ обеспечила восстановление правопорядка, законности силами миротворческой миссии в ответ на обращение Президента Казахстана К. Ж. Токаева.

При такой постановке проблемы обеспечения национальной безопасности требуется трансфор-мационно-опережающая направленность государственного управления как адекватной политической воли, способности легитимной власти обеспечить стратегии опережения экзогенных угроз конституционному строю, государственности, политической преемственности в условиях трансформации рисков кризисных ситуаций глобального, регионального, локального масштаба посредством законодательной процедуры легитимации политических решений, обновления Конституции, партисипации народа как носителя суверенитета.

Мощная постановка задачи опережающего императива государственного управления в условиях новых угроз суверенитету, самоопределению нации как фактора будущего страны сформулирована Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию (28.01.2022). «Работать на опережение» - главный лейтмотив Послания Главы государства накануне Референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, назначенного на 27.02.2022.

Исходя из актуальной политической посылки тезиса о трансформационно-опережающем импера-

тиве государственного управления и компаративистского анализа общепризнанных теорий, концепций, парадигм преобразования власти (кибернетической, синергетической, неоинституциональной, рисколо-гической, метапарадигмальной, интерпретативной) сформулируем сущность феномена как сингулярно-специфической, организационной структуры антиэнтропийного интеллектуально-когнитивного и прогнозно-стратегического центра публичной политики в виде устойчиво-синергетической совокупности трех ветвей власти и новых институтов властной иерархии высшего уровня; целостного единства государственных органов, организаций, должностных лиц, полномочий; идеологии государства на уровне мировоззренческой матрицы социальных свершений, - призванных адаптировать органы власти посредством системной стратегии опережения к двум взаимообусловленным факторам:

- эндогенному - изменяющейся восходящей структуры потребностей, законных интересов граждан, запросов институтов гражданского общества на принципах активной, представительной, транспарентной, цифровой демократии в условиях развития информационного общества и массовых коммуникаций;

- экзогенному - трансформации видов глобальных угроз, геополитической и макроэкономической конкуренции, региональных и религиозных конфликтов, международного терроризма и транснациональной экспансии новых центров власти как аттракции потенциально-неизбежной гибели человечества.

Отсюда следует первый концепт научной методологии трансформационно-опережающего государственного управления, суть которого в закономерностях эволюции ноогенеза человека, общества, власти как влияния антиэнтропийной интеграции акторов политики, движущей силы экзогенного фактора целостного универсума [4, с. 135]. Механизмами опережения в управлении является региональная, межрегиональная, всеобщая интеграция государств, координация усилий в преодолении эгоцентризма и расизма посредством опережения угроз общей и национальной безопасности. По мнению П. Т. де Шар-дена, эволюциониста, философа, палеоантрополога, достижение «целей глобальной социализации» возможно посредством «мегасинтеза», «суперкомбинации», «гигантской психобиологической операции» как действия всеобщего закона сближения индивидов, групп, общностей, сообществ, который постулируется как глобально-универсальная триада сознания, единения и нового скачка эволюции: 1) эволюция влияет на возрастание политического сознания; 2) возрастание сознания ведет к политическому единению; 3) единение - условие нового скачка по главной оси эволюции человечества [4, с. 193].

Вместе с тем в периоды коренных структурных преобразований, глубоких перемен в экономике, философии, мировоззрении, демографии, политике выживают «лидеры перемен - те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности». П. Друкер, фундатор стратегического управления обосновал в 1999 году диалектику эффективного государственного управления в XXI веке: «Управлять переменами невозможно. Но их можно опережать» [1]. По мнению фундатора стратегического управления П. Друкера, задачи менеджмента XXI века, особенно в сфере государственного управления, состоят в структурном изменении политических и экономических стратегий предшествующего столетия. В русле методологии стратегического управления П. Друкера, с учетом потребностей политической реальности государственности выделим актуальную триаду принципов опережающего государственного управления.

Политика созидания будущего, изменений в организационной структуре управления как императив адаптации политической системы, равновесного баланса перемен и стабильности в общественном развитии.

Принцип инновационной политики в инициировании перемен как функции государства всех сфер общества, диверсификации экономики, товаров, услуг, рынков сбыта.

Принцип стратегического прогнозирования в условиях неопределенности, моделирования сценарных вариантов государственно-управленческих решений, оперативного реагирования, кооперации, координации, контроля.

На основе интерпретации закономерностей стратегического управления П. Друкера, сформулируем второй концепт трансформационного опережения в государственном управлении, суть которого в оптимизации организационной структуры как логики взаимосвязанных этапов политико-правового обновления институтов власти: 1) Конституции страны; 2) организационной структуры Высшего руководства; 3) введение конституционных норм как результата открытого, народного обсуждения внесенных изменений, поправок; 4) решение вопроса политической преемственности власти; 5) обеспечение национальной безопасности. Опираясь на инновации Э. Тоффлера, П. Друкера, М. Ковалева, других о синергии «информации», «времени», новых ресурсов превосходящего темпа роста, вследствие синтеза традиционных ресурсов экономики «рабочей силы, энергии, капитала», раскроем возрастающую роль в информационном обществе фактора миссии и идеологии государства как челове-коцентризма, социальной справедливости в полити-

ческой организации верховной власти на определенной территории с опережающей стратегией развития, электронным правительством, единым порталом услуг, новых институтов гражданской демократии. В геополитической ситуации целесообразность государственной идеологии как атрибута власти состоит в практическом применении в целях преобразования идей в социальные рычаги. Идеологию в таком значении следует понимать «как матрицу человеческих свершений в социальной сфере, преобладающую силу в процессе определения политических целей, главный источник существования политического сообщества» [2, с. 404].

В этой связи методологическую ценность представляют партисипативные детерминанты транс-формационно-опережающего управления, цель которого в охранительно-превентивной политике социальной, национальной безопасности средствами агрегации защиты прав, свобод граждан, национальных интересов. Опираясь на выводы Г. Хакена, И. Пригожина, Э. Морена и других авторов, определим сущность категории партисипативной детерминации опережающего управления как результата синергетических принципов диалогичности власти, транспарентности, рекурсивно-генерирующей петли возрастания политической культуры участия в консолидированных политических решений в условиях неопределенности, усложнения порога сложности вызовов, угроз [3, с. 18]. Отсюда определим сущностные свойства опережающего государственного управления как феномена партисипации.

Первая сущностная особенность опережения в управлении проявляется в социальной детерминированности функций парламента, правительства, судов, интенсификации разделения властей, государственно-административной ветви.

Вторая особенность детерминирована перераспределением политических прав институтов ветвей власти при помощи избирательных систем, влияющего на больший диапазон политической деятельности в общей структуре общества.

Третья особенность такого типа управления включает информационную транспарентность сетей, каналов, ресурсов потенциально-активного, открытого участия групп, общностей в определении политических целей развития страны.

Четвертая детерминантная особенность процесса опережения проявляется в расширении развитой сети специфических политических, административных партийных, профсоюзных организаций, с делегируемыми от властных органов функциями общественного администрирования, контроля над выполнением социальных стандартов, новых форм коммуникаций в структуре управления.

Пятая детерминация состоит в опосредованном влиянии организационной оптимизации системы государственного управления на ослабление паттернов легитимации решений правящих кругов и возрастающей институционализации формальной ответственности в отношении агентов, обладающих правами. В итоге, шестая особенность есть закономерное следствие детерминантного влияния политического фактора опережающего управления государственных органов на возникновение новых форм институционализации конкурентной борьбы за власть и обретение властвующего статуса легитимного пространства как акторов влияния на укрепление безопасности. Таким образом, в контексте сформулированных концептуальных посылок исследовательского ареала предпримем эмпирическое измерение «оптимизации организационной структуры государственного управления».

В частности, на примере всенародного обсуждения проекта Конституции Республики Беларусь (опубликован 27.12.2021) раскроем механизм внесения изменений и дополнений, мнений средствами информационной, правовой, организационно-аналитической и руководящей деятельности высших органов государственной власти, республиканских, региональных, местных органов, общественных приемных, порталов государственных структур, сетей, мессенджеров. Координационную деятельность хода всенародного обсуждения проекта Конституции осуществляет Национальный центр правовой информации. Трансформация организационной структуры государственного управления отражена существенными изменениями и дополнениями в проект Конституции Республики Беларусь. В проект введен новый раздел IV, главы 3-1 «Всебелорусское народное собрание (ВНС)», изменения других глав, разделов. Всебелорусское народное собрание и ранее являлось одной из важнейших форм народовластия в Беларуси, с 1996 года. Как историческая форма народовластия на территории Беларуси известна как народное Вече. В проекте Конституции закреплен конституционный статус Всенародного народного собрания как высшего представительного органа народовластия. Орган правомочен определять стратегические направления развития общества и государства, призван обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений, гражданское согласие. Введены статьи в Главу 3-1 по составу делегатов, полномочиям и регламенту деятельности ВНС (89-2, 89-3, 89-4, 89-5, 89-6). Решения Всебелорус-ского народного собрания являются обязательными для исполнения. ВНС вменены полномочия отменять правовые акты, решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам

национальной безопасности, за исключением актов судебных органов. ВНС обладает правом смещения Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления. К полномочиям ВНС переходит право назначать членов и председателей Верховного и Конституционного судов, Центризбиркома, право законодательной инициативы1. Таким образом, в проект Конституции включены изменения в части перераспределения функций трех ветвей власти, передачи части полномочий органам местного управления и самоуправления, исключения дублирования. Предпринятая оптимизация структуры, функций высших органов управления в ходе обсуждения изменений и дополнений в проект Конституции позволит обеспечить скоординированную совместно с местными властями, гражданским обществом политику устойчивого развития страны. Заложен механизм сохранения конституционного строя, обеспечения противовесов двоевластия.

Вместе с тем, важна корреляция всенародного обсуждения проекта Конституции с анализом практики местного уровня, в частности, в Горанском сельском исполнительном комитете Минской области. Формат рабочих встреч с трудовыми коллективами, диалоговые площадки, круглые столы с участием гражданского общества, в особенности, молодежных объединений, организаций - все это влияет на энергию людей и рождает синергию надежд, оптимизма в общем единении, сохранении страны для будущего поколений. Обобщение результатов мнений, предложений отражает общую озабоченность представителей разных поколений, статусов, профессий, мировоззрений, вопросами сохранения социальной ориентированности государства. Людей волнует обеспечение социальных гарантий, правопорядка, бесплатного здравоохранения, образования, защиты трудовых прав работников предприятий государственного и частного сектора экономики, национального суверенитета.

Оценка предложений со стороны граждан позволяет отметить возрастание общественно-политической активности сельского социума. В частности, в ходе обсуждения проекта Конституции, высказаны предложения в поддержку темы 2022 года - Года исторической памяти, воспитания у подрастающего поколения патриотизма, уважения героического наследия, исторической правды, передачи нравственных и семейных ценностей как духовного стержня нации.

1 https://www.belta.by/uploads/files/Konstitutsija-na-27-dekabrja-pdf.pdf

Таким образом, обобщая теоретические, эмпирические выводы, заключим. Трансформаци-онно-опережающее государственное управление в Республике Беларусь отражает фундаментализа-цию функциональных изменений как базиса будущего нации в трех аспектах:

1) институционализация новых институтов властной иерархии высшего уровня на уровне всенародного обсуждения и принятия проекта Конституции через референдум;

2) политологическая детерминация развития политической культуры как социально-имманентного фактора национальной безопасности;

2) детерминация сингулярной точки отсчета выхода Беларуси, в союзе с Россией, на новый вектор Развития национальной государственности.

Сквозь методологическую призму отслеживаемой динамики деятельности государственного аппарата и компетенций политической элиты, сформирован партисипативный профиль возрастающего влияния экспертного сообщества, научных и деловых кругов, медиа, лидеров партий, общественных структур в политическом пространстве выработки консолидированных государственно-управленческих решений. Качественные изменения партисипа-ции как базиса развития политической культуры общества, транспарентность, рекурсивность генерации общественно-политических идей, высокая харизма политического лидера, безупречный опыт государ-

ственника, авторитет Президента-патриота, - все свидетельствует об уникальности опыта конституционного строительства как фундамента созидания, перемен и стабильности суверенной Беларуси.

Библиографический список

1. Друке П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. 272 с.

2. Жиро Т. Политология / пер. с польск. Харьков : Изд-во Гуманитарный центр. 2006. 428 с.

3. Морен Э. Метод. Природа Природы. М. : «Ка-нон+» ; «Реабилитация», 2013. С. 16-19.

4. Шарден П. Т. Феномен человека // Главная редакция изданий для зарубежных стран. М. : НАУКА, 1987. 240 с.

Bibliographic list

1. Drucker P. F. Management tasks in the XXI century.: Translated from English: Moscow: Williams Publishing House, 2004. 272 p.

2. Giraud T. Political Science / trans. from Polish. Kharkiv : Publishing house of the Humanitarian Center. 2006. 428 p.

3. Morin E. Method. The Nature of Nature. M. : «Canon +»; «Rehabilitation», 2013. pp. 16-19.

4. Sharden P. T. The phenomenon of man // Main editorial office of publications for foreign countries. M. : SCIENCE, 1987. 240 p.

Информация об авторах

Ф. И. Храмцова - профессор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук;

М. А. Ерофеева - профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук.

Information about the authors

F. I. Khramtsova - Professor of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, Doctor of Political Sciences;

M. A. Erofeeva - Professor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Pedagogical Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 17.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.