Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОМПОНЕНТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)'

ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОМПОНЕНТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Ф. И.

Впервые разработаны методологические основы прикладного политического анализа как компоненты переподготовки управленческих кадров государственного управления (на материалах Республики Беларусь). Раскрыт дидактический феномен политического анализа и прогнозирования как целесообразности принципов, методов, структуры, технологий. Изложены проблемные аспекты прикладного политического анализа и прогнозирования в системе государственного управления в условиях гибридной войны, санкционного давления в отношении Союзного государства. Обоснованы предложения как итог научных исследований автора в НИИ ТПГУ о необходимости совершенствования дидактики политического анализа и прогнозирования в переподготовке кадров органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED POLITICAL ANALYSIS AS A COMPONENT OF THE RETRAINING OF MANAGEMENT STAFF OF THE STATE ADMINISTRATION SYSTEM (BY THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

For the first time, the methodological foundations of applied political analysis have been developed as a component of the retraining of managerial personnel in public administration (based on the materials of the Republic of Belarus).The didactic phenomenon of political analysis and forecasting as the expediency of principles, methods, structure, technologies is revealed. The problematic aspects of applied political analysis and forecasting in the system of public administration in the context of a hybrid war, sanctions pressure against the Union State are outlined. Substantiated are proposals for improving the didactics of political analysis and forecasting in the retraining of public administration personnel.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОМПОНЕНТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)»

ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОМПОНЕНТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ)

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

(Республика Беларусь, г. Минск)

001:10.24412/2500-1000-2023-1-2-14-21

Аннотация. Впервые разработаны методологические основы прикладного политического анализа как компоненты переподготовки управленческих кадров государственного управления (на материалах Республики Беларусь). Раскрыт дидактический феномен политического анализа и прогнозирования как целесообразности принципов, методов, структуры, технологий. Изложены проблемные аспекты прикладного политического анализа и прогнозирования в системе государственного управления в условиях гибридной войны, санкционного давления в отношении Союзного государства. Обоснованы предложения как итог научных исследований автора в НИИ ТПГУ о необходимости совершенствования дидактики политического анализа и прогнозирования в переподготовке кадров органов государственного управления.

Ключевые слова: переподготовка кадров, государственное управление, прикладной политический анализ, структура политического анализа, политическое прогнозирование, конституционная модернизация, технологии политического анализа и прогнозирования.

Фундаментальная роль информации как источника и продукта нового знания для принятия политических решений на всех этапах общественно-исторического развития всегда влияла на уровень жизнеспособности общества и государства. В условиях глобализации информационного общества наряду с традиционными ресурсами капитал, рабочая сила, энергия главным ресурсом всех сфер становится информация, сублимирующая совокупный потенциал традиционных ресурсов и генерирующая изменения на основе анализа и прогнозирования [1].

Главным аргументом актуальности анализа и прогнозирования в системе политического управления в управлении в XXI веке является «закон веерных трансформаций» П. Друкера: «Изменениями нельзя управлять, но их можно опережать» [2]. Это особенно востребовано в условиях, когда скорость цифрового потенциала превосходит темпы роста мировых ресурсов: капитал, труд, энергия (по Э.Тоффлеру) [3] В сфере политического управления технологии анализа и прогнозирования - есть базовая компонента ме-

ханизма разработки и принятия стратегического решения в политико-управленческом цикле. Факторный анализ проблемы актуальности технологий анализа и прогнозирования в политическом управлении - выявляет детерминантную триаду внешних угроз безопасности, независимости и суверенитету Беларуси, стратегического партнера России.

1. Геополитический фактор глобального противоборства за передел мира (Россия, Китай, США) предопределяет местоположение Беларуси как последнего бастиона в Евроазиатском регионе на пути к России. Информация становится не только главным ресурсом мировой экономики, но и главным орудием, триггером реверсов информационной войны в отношении Беларуси.

2. Фактор гибридной войны, санкцион-ного давления в отношении Беларуси, реверсивных информационных угроз, дестабилизации, трансферта цветных революций, попыток мятежа извне.

3. Фактор провокаций, срыва стратегии глубинной интеграции государств-участников Союзного государства.

Вместе с тем политическая воля и ответственность национальных лидеров Беларуси и России обеспечили эффективную реализацию 28-и союзнических экономических программ (утв. 10.11.2021) по итогам 2022 года в области импортозамеще-ния, единой научно-технологической политики и обеспечения оборонного потенциала Союзного государства. Разработка совместных экономических программ на уровне Правительств Беларуси и России, Совета Министров Союзного государства является наглядным примером применения политического анализа и прогнозирования в политическом управлении по согласованию, сближению национальных интересов Беларуси и России. В частности, на 2023 год в Казани запланирован X форум регионов Беларуси и России. Президент Республики Беларусь подчеркивает факторную роль интеграции государств-участников Союзного государства: «Сохраняя суверенитет, надо сделать максимум по единению с Россией» [4].

При такой постановке проблемы актуальна эффективная переподготовка управленческих кадров, обладающих технологиями разработки и принятия политических решений, знаниями, навыками их применения в информационно-аналитической и прогностической деятельности в органах государственного управления. В этой связи дисциплина «Технологии анализа и прогнозирования в политическом управлении» в переподготовке управленческих кадров в Академии управления при Президенте Республики Беларусь опирается на методологию государственного управления и дидактику изучения анализа и прогнозирования, которые означают следующие дефиниции:

- междисциплинарная прикладная отрасль политической науки;

- учебная дисциплина переподготовки по специальности 1-26 01 81 «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления»;

- практика информационно-аналитической деятельности в системе органов государственного управления.

Фундаментальным понятием понятийно-категориального аппарата учебной

дисциплины, является «политическое управление». Сущность понятия термина «политическое управление» обозначает публичную форму властных отношений акторов межсубъектного взаимодействия представительных органов легитимной власти, гражданского общества, в целях разработки, принятия и реализации политических решений (стратегий, государственных программ, законов, иных правовых актов) на долгосрочную перспективу, обязательной силы на территории государства.

Политическое управление как ведущая категория политического анализа - есть многогранный феномен политической науки и практики, обозначающий:

1) стратегический уровень системы государственного управления, осуществляемый исполнительной властью как административного уровня реализации политических решений (по В.Козбаненко).

2) широкий формат, многоплановый способ управления обществом, частью базиса которого является государственное управление как воздействие на политическую систему, политические процессы и отношения, урегулирование политических интересов субъектов на принципах диалога, права, консенсуса; обеспечения социальной стабильности, динамичного развития и экономического роста [1].

3) целостная система публичного управления взаимодействия объектов и субъектов (народ, политические лидеры, политические институты и организации) на основе информационного обмена и политических коммуникаций.

Отсюда важный вывод, инструментально-технологическим элементом механизма политического управления по подготовке, разработке, принятию и реализации политических решений является политический анализ и на его основе обоснование и формулировка прогноза.

Этимология исходной дефиниции понятия «анализ» («analysis», греч.) дословно означает «разложение», «расчленение». В общем значении «анализ» понимается как метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные элементы. В

«Философском энциклопедическом словаре» анализ рассматривается как особая «процедура мыслительного, а также реального расчленения предмета, явления, процесса, свойств предмета (признаки, свойства, отношения). Процедурой обратной методу анализу, является синтез элементов в единое целое как новый продукт познавательной и практической деятельности. Процедуры анализа являются составной частью исследования и образуют первую стадию познания, как переход от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, причинно-следственных взаимосвязей.

В науке выделяют два вида «анализа»: 1) субстратно-компонентный; 2) атрибутивно-реляционный. Субстратно-компонентный анализ - когнитивно-мыслительное, экспериментальное расчленение целого объекта на элементарные единицы, выявление структур, фиксацию базовых элементов, отношений на уровне субстрата как части данной системы. Под атрибутивно-регуляционным видом «анализа» выступает выделение общих и особенных свойств предметов, элементов, отношений со-функциональности. Сторонники структурно-функционального подхода, рассматривают феномен как единую логику и определенную совокупность процедур анализа объекта, подсистем, компонентов, как специальных, так и общих функций в целях преодоления проблемных зон функционирования «субстрата» при помощи экспертных рекомендаций (по

Э. Дюркгейму).

На рубеже ХХ-ХХ1 веков политико-управленческие науки обогатили потенциал управления концепциями «нового государственного управления (менеджмента)», «электронного правительства», «публичной политики», теориями «сетей», «нейро-лингвистики», неоинституциональными подходами, другими парадигмами [4]. Необходимость научной рефлексии как глубокого осмысления политико-административных реформ потребовало новый уровень концептов политического анализа, методов и технологий. Ввиду «осмысления перехода от государственного админи-

стрирования к государственному менеджменту» [5].

Политический анализ - есть многоуровневая, междисциплинарная, системная дисциплина, синтезирующая теоретические и прикладные знания в разработку исследовательских политологических, управленческих программ, нацеленных на решение как познавательных, так и практических задач, на достижение результата; требующего особого стиля мышления экс-тернально-генеративного типа. Особое значение в парадигме политико-управленческого анализа имеет выработка государственных и иных решений общественных проблем, оценка их эффективности в современных конкурентных условиях мирового и национального развития.

Раскроем исходные иноязычные дефиниции политического анализа:

- «political analysis» (англ.) - изучение собственно политической сферы как совокупность отношений между индивидами и группами по поводу распределения власти.

- «роНсу analysis» - выработка политического курса, стратегии действий для решения определенной проблемы с использованием властных ресурсов.

- «public policy» - сфера политического управления, подконтрольной общественности.

Политический анализ в ряду с административным управлением, государственным управлением, политическим менеджментом, политической психологией отличает концентрация парадигмальных, поли-парадигмальных, метапарадигмальных, теоретико-методологических подходов, методического инструментария, лимит времени, выработка знания, прогноза, решения.

Политический анализ - есть прикладная дисциплина политической науки, на основе поиска информации, синтеза эмпирических данных посредством использования теоретических моделей с целью решения способов проблемы общественной значимости (по А.С. Ахременко).

Политический анализ - выявление латентных состояний политических процессов разного уровня, решение политически релевантных, общественно значимых про-

блем на уровне задач акторов (по Н.А. Антонович).

Анализ в политике и управлении - аналитическое, методологическое и методическое изучение политической и управленческой деятельности и поведения индивидов, групп, общностей на основе политологических и управленческих теорий, концепций и подходов с использованием прикладных и проверочных процедур, принципов «обратной связи». Политический анализ как категория методологии политического управления обозначает прикладной аспект его осуществления. Прикладной политический анализ (далее -ППА) включает совокупность технологий политической и управленческой деятельности; междисциплинарные методы измерения социально-политических процессов, отношений, методики оценки результатов политики, эффективности системы государственного управления, инновационные практики эффективного применения. Одной из целей анализа является преобразование информации с целью получения нового знания в целях решения политической, социальной, управленческой проблемы.

Функции политического анализа имплицитны природе, назначению политического управления. Универсальными функциями анализа понимаются следующие: диагностико-оценочная, политико-прикладная, прогностическая, научно-познавательная. Специальные функции политического анализа как интегральной части политического управления включают направления:

- поисково-аналитическая: сбор, обработка политической информации;

- интерпретативная: суждения о фактах, событиях, отношении на основе выявления причинно-следственных взаимосвязей;

- прогностическая (вероятностные предположения последствий)

- проектная (сценарные варианты политических решений - ПР);

- информационная (информирование акторов о состоянии объектов ППА, аргументация оснований для принятия ПР):

- реализационно-внедренческая (мониторинг реализации ПР).

На основе ряда ведущих положений теории политического управления как принципа конструирования нового знания о объекте сформулируем ведущие принципы политического анализа:

- научности (междисциплинарная опора на положения, закономерности парадиг-мальных, полипарадигмальных, метапара-дигмальных, теоретико-методологических подходов высокого политико-эвристического потенциала);

- концептуализации оригинальных идей в конструкты политических решений, с учетом баланса интересов, запросов, ожиданий социальных групп, проектной перспективы реализации решений, информационного обеспечения во всех сегментах политического управления на принципах обратных связей;

- релевантности методико-технологи-ческого аппарата исследования, диагностического инструментария, эмпирической апробированности с учетом специфики объекта, предмета, - для конструирования политических решений как продукта ППА;

- конструктивно-конвергентной валид-ности целесообразных методик, их соответствия объективной реальности, подтверждаемое перепроверкой совпадений полученных данных по аналогичным критериям, коррелирующих между собой как эффективно работающая обоснованность инструментария на уровне индикатора прогностической валидности в отдаленной перспективе;

- технологизации ППА как последовательного алгоритма выполнения одиннадцати фаз: от определения, постановки и формулирования проблемы анализа; процедура политического анализа на основе инструментария; анализ результатов политики; анализ рисков; политическое прогнозирование; политические рекомендации и консультирование; принятие политического решения; социальный мониторинг решения; политическая экспертиза; до завершающей фазы оценки эффективности политического анализа;

- императива мышления экстернально-генеративного типа аналитиков, экспертов, групп советников, медиа-пресс-служб, референтов сопровождения политических

решений, способных экстраполировать политические ценности, идеологию государства в ментальный базис рекомендаций;

- институционализации статуса политического решения как процедуры его наделения юридической силой закона, в соответствии с которым субъект политического анализа приобретает компетенцию в сфере мониторинговой деятельности, экспертного сопровождения и корригирования политического решения в ходе реализации.

Структура политического анализа включает целостное единство трех основополагающих компонентов: 1) анализ сложившейся политической ситуации; 2) прогноз относительно ее развития, 3) принятие компетентных политических решений (по К.В. Симонову). Политический анализ - совокупность средств, методов синтезирования информации (новое знание об объекте) для определения формата политических решений и составления прогнозов в отношении будущих потребностей акторов (по В. Вильямсу). В процессуальном отношении в структуре ППА выделяют три взаимосвязанных блока:

1)теоретический (анализ состояния исследования проблемы в науке, разработка концепции и программы ППА);

2) методологический (подбор методов, инструментария ППА);

3) прикладной (эмпирическое исследование состояния проблемы, сбор информационного массива, новое знание, прогноз, рекомендации).

Отсюда вывод, политический анализ -совокупность универсальных методов и частных прикладных методик, знание и владение навыками которых позволяет аналитикам вскрывать механизм любого политического явления и процесса» и вырабатывать релевантные решения. Следовательно, ППА - это самостоятельная междисциплинарная дисциплина политологии, исследующая закономерности, принципы, методы, типологии, средства решения задач общественной значимости, поставленных актором текущего политического процесса и требующих их выполнения в предельно сжатые сроки (по

Дж.Мангейму, Р.Ричу, Л.Палу). Результаты анализа в политическом управлении призваны обеспечить:

1) выработку стратегического политического решения (политического курса государства);

2) содержание внутренней и внешней политики;

3) формулировка прогноза, рисков, последствий (прямых и косвенных) рекомендаций по принятию решения (по Л. Палу).

Политическое прогнозирование в структуре политического анализа понимается как синтез информации для обоснования перспектив будущего. Этимология термина «прогноз» (греч.) дословно означает «предузнавание, предвидение, предсказание». Широкое значение термина «прогноз» трактуется как обоснованное суждение, вывод, предположение о будущем, вероятностного характера (прогнозы астрологии, экспертов экономики, динамики валютных курсов, спадов на рынках, метеорологии, др.). В сфере управления категория политическое прогнозирование означает вероятностное, обоснованное суждение, научно доказанное, эмпирически подтвержденное, о возможных состояниях, сценариях развития политических систем, политических процессов, субъектов политики в будущем, тенденциях общественно-политического развития, геополитических, региональных, национальных политических процессов.

Объектами прогнозирования в политическом управлении выступают политическая система, политический процесс, политические отношения, внутренняя и внешняя политика, компоненты политического управления, субъекты политических решений. Виды политического прогнозирования четко дифференцируются по двум основаниям:

1) регламентаций управления объектами управления;

2) выявление альтернативных вариантов решения социальной, политической, управленческой проблемы.

В контексте выше указанного подхода типология политического прогнозирования включает специфические способы конструирования:

1) нормативное (обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения цели акторов, модернизаций и реконструкций политических систем, потенциальных угроз, рисков, факторов трансформаций политических режимов, др.);

2) поисковое (альтернативные варианты развития субъектов и объектов политического управления, с учетом уровня страно-вых ресурсов, потенциала, факторов расстановки политических игроков, тенденций циркуляции и смены национальных элит, трансформации политических интересов, социальных потребностей, восходящих запросов социальных групп, общностей, др.).

Целеполагание, содержание, функции политического анализа находят отражение в технологиях осуществления, которые сводят воедино:

- достижения науки как методологии генерации нового теоретического знания, продукта - политического решения, практических рекомендаций;

- ресурсный потенциал системы политического управления, политических институтов, политической системы; государственного управления;

- инновационную методологию исследования, суть которой состоит в творческом освоении методов путем синтеза и с учетом специфики предмета исследования под эмпирические условия практики политического управления;

- методики исследования политических интересов, мотивов акторов политики, граждан, социальных групп, групп интересов; мнений, оценок, потребностей, ожиданий, запросов социальных общностей, результативности программ государственных и негосударственных институтов;

- методико-технологическое обеспечение, диагностико-параметральный инструментарий, программу исследования и сопровождения решения.

Главная цель технологий прикладного политического анализа состоит в разработке политического решения путем применения совокупности методов, средств, методик, инструментария всех этапов политико-управленческого цикла. В политическом анализе как прикладной междис-

циплинарной отрасли политической науки накоплены классификации технологий прикладного политического анализа (или типологии), которые осуществляются в данной работе по разным основаниям, методам, прогнозируемым результатам.

Ведущим основанием универсальной классификации технологий ППА является прогнозируемый результат как конечный продукт каждого из этапов политико-управленческого цикла по разработке, принятию. реализации политических решений:

- технологии генерации нового знания на основе сбора информации, данных; логики этапов цикла, в виде концептов ППА и способов решения;

- технологии постановки общественной значимой проблемы;

- технологии разработки методологии и программы исследования, определение, выбор методико-технологического инструментария;

- технологии проектирования вариативных политических решений:

- технологии разработки рекомендаций по принятию решений;

- технологии институционализации политического решения;

- технологии сопровождения политического решения и мониторинга;

- технологии оценивания результатов политического решения.

Классификация технологий ППА по ведущему методу в структуре прикладного политического анализа:

- маркетинговые технологии;

- технологии реализации кадровой политики;

- коммуникационные технологии;

- технологии регулирования и разрешения политических конфликтов;

- технологии ведения политических переговоров;

- технологии формирования политического имиджа;

- технологии лоббирования;

- избирательные технологии;

- технологии политического прогнозирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация технологий ППА по факторному влиянию внешней среды как

угрозы социальном и политическом стабильности, конституционному строю, информационной безопасности, правам и свободам гражданина, другие:

- технологии политического анализа обеспечения информационной безопасности;

- технологии политического анализа «цветных революций» как инструмента их предотвращения:

- технологии политического анализа интернет-сообществ как инструмента регулирования информационной политики;

- технологии политического анализа избирательных кампаний как средства реализации активной представительной демократии.

Таким образом, с учетом развернутой силами НАТО гибридной войны и санкци-онного давления на Беларусь и Россию, государств-участников Союзного государ-

чение дисциплины «Технологии анализа и прогнозирования в политическом управлении». Методология переподготовки управленческих кадров призвана обеспечить единую триаду формирования научно-теоретических знаний, практического усвоения технологий прикладного политического анализа и методик политического прогнозирования в ходе выездных занятий на базе ведущих фабрик политической мысли. Главными критериями усвоения слушателями дидактических единиц -профессиональных компетенций являются: способность идентифицировать социально-политические проблемы, разрабатывать адекватные способы их решения, генерировать знания в политическом управлении в целях принятия государственно-консолидированных политических решений с широким участием институтов гражданского общества.

ства, возрастает политико-прикладное зна-

Библиографический список

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. - 80 с.

2. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.

3. Тоффлер, А. Футурошок.: Пер. с англ. - СПб., 1997. - 464 с.

4. Храмцова, Ф.И. Трансформационно-опережающее государственное управление как фактор национальной безопасности / Ф.И. Храмцова // Проблемы управления. - 2022. -№ 1 (83). - С. 100-104.

5. Туронок, С.Г. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие / С. Г. Туро-нок. - М.: Юрайт, 2017. - 291 с.

- noMumoMoeua -

APPLIED POLITICAL ANALYSIS AS A COMPONENT OF THE RETRAINING OF MANAGEMENT STAFF OF THE STATE ADMINISTRATION SYSTEM (BY THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. For the first time, the methodological foundations of applied political analysis have been developed as a component of the retraining of managerial personnel in public administration (based on the materials of the Republic of Belarus). The didactic phenomenon of political analysis and forecasting as the expediency of principles, methods, structure, technologies is revealed. The problematic aspects of applied political analysis and forecasting in the system of public administration in the context of a hybrid war, sanctions pressure against the Union State are outlined. Substantiated are proposals for improving the didactics of political analysis and forecasting in the retraining of public administration personnel.

Keywords: retraining of personnel, public administration, applied political analysis, structure ofpolitical analysis, political forecasting, constitutional modernization, technologies of political analysis and forecasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.