ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ЛИДЕРАМИ МНЕНИЙ ИЗ ЧИСЛА МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
(Республика Беларусь, г. Минск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-152-157
Аннотация. Впервые научно обоснована методология «организации работы с лидерами мнений» в условиях цифровой трансформации как политического курса государства (на материалах Республики Беларусь). Предпринят комплексный подход в синтезе факторного, событийного, контент-анализа и эмпирического анализа спектра проблемного ареала темы. Определена и сформулирована авторская методика организации работы с лидерами мнений в контексте правовых новаций цифровой парадигмы государственного управления.
Ключевые слова: молодежь, цифровая среда, лидеры мнений из числа молодежи, национальная безопасность, общественно-политическая стабильность, электоральный суверенитет, акторы национальных интересов, конструктивный подход, политическое участие молодежи, информационно-социализационный потенциал, общественно-экономическая стабильность.
В условиях реверсов трансформаций угроз национальной безопасности Республики Беларусь факторную роль приобретает актуализация цифровой повестки деятельности вертикали власти в целях обеспечения общественно-политической стабильности посредством стратегии переформатирования профиля информационной политики широкого участия граждан, организации конструктивной работы с лидерами мнений из числа молодежи в информационном пространстве как субъектов и потенциальных акторов национальных интересов при обеспечении неоинституционального подхода в совершенствовании нормативно-правового обеспечения цифровой парадигмы системы государственного управления [1].
Ведущей структурно-функциональной детерминантой суверенитета, независимости национального государства рассматривается общественно-политическая стабильность (по Г. Алмонду, Э. Гидденсу). Данная дефиниция трактуется как категория новейшей политической науки, классической и инновационной методологии, составляющих предмет механизма государственного управления трансформаци-онно-опережающего типа (по
Ф.И. Храмцовой). Содержание категории обозначает интегрированный показатель адаптивности политической системы отвечать на динамику вызовов агрессивной внешней среды, адекватно отражать угрозы социально-экономической устойчивости, сохранять гомеостаз экономики и социальной сферы потребностей, нужд, чаяний и защиты граждан как главного результата дееспособности легитимной власти, государственного аппарата обеспечить синергию подсистем, индивидов, групп, общностей, их сплоченность вокруг национального лидера на основе приоритета социальной справедливости, традиционных ценностей, исторической памяти и правды, модернизации политического управления.
Главным политическим институтом системы обеспечения национальной безопасности, информационной и молодежной политики в условиях цифровой трансформации в соответствии с обновленной Конституцией Республики Беларусь является Президент А.Г. Лукашенко. По мнению национальных и международных социологических и статистических исследований Глава белорусского государства в полной мере олицетворяет высокий статус
гаранта Конституции Республики Беларусь, обладающего как устойчивым индексом доверия народа, так и возрастанием международного авторитета национального лидера благодаря взвешенной, последовательной, независимой политике сохранения мира, созидательного труда как главных критериев эффективности государственной политики всех ветвей власти - на уровне индикаторов роста благосостояния граждан, повышения пенсионных доплат, социальных пособий, приоритета здоровьесбережения, повышения качества медицинских, образовательных услуг, мониторинга уровня антимонопольного регулирования ценового рынка. Эмпирической базой сформулированных обобщений ареала темы выступили результаты исследований БИСИ (автор С.М. Алейникова), республиканских социологических опросов, проведенных по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета ( БГЭУ), ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» в 2020-2022 годах.
Также в данной работе применены результаты исследования НИИ ТПГУ Академии управления при Президенте Республике Беларусь по аналогичной теме в 2021, 2022, 2023 годах (автор разработок -главный научный сотрудник Ф.И. Храм-цова). Международный формат предпринятых автором вышеизложенных обобщений опирается на интернет-ресурсы резонансного реагирования на публичные заявления белорусского лидера, ряда иноязычных публикаций, проведенный ивент-анализ популярных социальных сетей на события участия Беларуси в международных форматах, интерпретированы актуальные данные ведущих российских социологических служб (ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд «Общественное мнение»), оценки которых совпадают по ключевым индикаторам и коррелируют с качественными характеристиками ареала исследования.
Итак, аргументируем выше сформулированный тезис. На совещании по актуальным вопросам здравоохранения (23.05.2023) Глава белорусского государ-
ства определяет триаду стратегических, тактических, текущих задач руководителям органов государственного управления как по теме совещания, так и по приоритетам управления в обеспечении вопросов дисциплины и «готовности правильно реагировать на современные вызовы» [2]. Подчеркнуто, что в ситуации глобального противоборства за сохранение мирового диктата США, формирования многоконтурной модели справедливого мироустройства в условиях противостояния западной и восточной цивилизацией на фронтах проксивойны, санкционного диктата и провокаций втягивания Республики Беларусь в третью мировую войну - суверенная Беларусь остается островком стабильности, мира и созидания.
Глава белорусского государства проявляет политическую волю, высший пилотаж принятия нестандартных политических решений. Белорусский лидер твердо выполняет обязательства партнера России -«нашего общего Отечества» (цитата выступления Президента Республики Беларусь) на примере оперативного предотвращения террористической попытки вооруженного мятежа ЧВК «Вагнер» (2324.06.2023) в обеспечении национальных интересов России по поручению Президента В.В. Путина.
Вместе с тем предпринятый контент-анализ белорусского законодательства в области цифровой трансформации за период июнь-июль 2023 года, включенных в Национальный реестр правовых актов (далее - НПА), а также в Национальный правовой Портал, на ресурсах которого опубликован проект Концепции национальной безопасности для всенародного обсуждения - отражает существенные правовые новации в области цифровой парадигмы укрепления общественно-политической стабильности, системы национальной безопасности средствами информационной, исторической и молодежной политики. Данный проект Концепции национальной безопасности закрепляет целостные подходы к формированию и реализации единой государственной политики в обеспечении системы национальной безопасности, оценки ее эффективности на основе
целостной системы индикаторов и в контексте реалий трансформации всех видов угроз. Для актуализации ареала данной работы подчеркнем коррелирующие теме индикаторы оценки состояния обеспечения национальной безопасности:
- уровень участия граждан в формировании общественного мнения по вопросам национальной безопасности;
- уровень доверия граждан институтам государственной власти;
- уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций (Глава 9) [3].
В соответствии с проектом Концепции национальной безопасности Республики Беларусь регламентирован один из видов угроз - деструктивное информационное воздействие на личность, общество, на молодых граждан страны и государственные институты, наносящее вред национальным интересам. Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь опирается на демократический, правовой принцип широкого участия граждан, молодых граждан, молодежных лидеров, групп, объединений в формировании общественного мнения по обеспечению национальных интересов.
Наряду с этим и в контексте предстоящего Единого дня голосования (25.02.2024), включающего подготовку и проведение Выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать девятого созыва главной задачей органов государственного управления в комплексной организации избирательного процесса является обеспечение электорального суверенитета на всех этапах процедуры осуществления свободного волеизъявления граждан.
При этом следует отметить, что в данном проекте впервые на уровне его разработки и в статусе публичного всенародного обсуждения применена категория «электоральный суверенитет», сущность которой состоит в неотъемлемом праве
Республики Беларусь - унитарного демократического социального правового государства - самостоятельно проводить выборы, референдумы в целях обеспечения суверенитета народа как единственного источника государственной власти и полноправного субъекта свободы выбора при верховенстве правовых норм Конституции, действующего национального законодательства и предотвращения вмешательства иностранных государств в избирательный процесс. Как отмечено в проекте Концепции национальной безопасности, обеспечение электорального суверенитета составляет стратегический национальный интерес, регламентировано, что дискредитация либо срыв электоральных кампаний представляет рассматривается как один из внутренних источников угроз национальной безопасности [3].
Вместе с тем знаковой новацией белорусского законодательства в области цифровой трансформации за июнь-июль 2023 года, включенных в- НПА, как показал контент-анализ, является Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 №172 «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь». Директива Президента Республики Беларусь №2 от 27.12.2006 г. «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» претерпела существенные изменения в вопросах информирования граждан посредством сетевого взаимодействия с населением [4]. Директива №2 изложена в новой редакции, с учетом цифровой трансформации общества (далее - директива).
В директиве новой редакции определены обязательные к исполнению органами государственного управления (республиканского, регионального, местного уровня власти) задачи, реализация которых, по-нашему мнению, может и должна быть сопряжена с он-лайн и офф-лайн участием лидеров мнений из числа молодежи как авторитетных в цифровой среде для молодежных интернет-сообществ, подписчиков блогеров, конструктивный потенциал которых необходимо наращивать посредством организации работы с лидерами
мнений из числа молодежи, целесообразно политической повестке, корректно, продуктивно привлекаемых органами власти в непосредственный административный процесс для решения обращений граждан территорий, а также обращений молодых людей реального социума для оказания помощи, поддержки со стороны властей для разрешения насущных проблем с участием также лидеров мнений из числа молодежи как общепризнанных экспертных представителей определенных сфер интересов целевых аудиторий молодежи, высокого показателя количества подписчиков блогеров.
При таком подходе требуется уточнение сущность понятия «лидеры мнений», введено в научный оборот П. Лазарсфельдом (1944) для обозначения феномена влияния личностного фактора авторитетного субъекта на выработку общественного мнения, определяющего результаты избирательного процесса. Наряду с этим лидер мнения помимо экспертной роли в каком-либо вопросе выполняет опосредованное влияния как транслятора определенных ценностей и смыслов. Российские исследователи Е.А. Кузнецова, Е.В. Зиновьева отмечают сущность термина лидер мнения из числа молодежи в цифровой
среде» связан с использованием понятий «инфлюенсер», «инфлюенсер-эксперт», «селебрити», «блогеры», «видеоблогеры», что означает дифференциацию непрофессиональных и профессиональных блоге-ров, для категории последней группы -блогинг представляет основную деятельность, приносящей доход [4]. Данная типология лидеров мнений требует учета как один из принипов организации работы по обеспечению их созидательного участия в обеспечении национальных интересов государства для помощи гражданам и молодым людям в формате онлайн-оффлайн административного процесса. Наряду с этим российские авторы С.А. Гришаева, П.А. Шамаев подчеркивают актуальность развития и реализации потенциала политического участия ЛММ как фактора общественно-политической стабильности [5].
С этой целью сформулируем авторскую методику организации работы с ЛММ в условиях цифровой трансформации. Предварительно формируется единая информационная база данных лидеров мнений из числа молодежи на основе анкетирования, опроса целевых аудиторий в популярных сетях, мониторинга тематики, содержания публикаций, постов. База данных структурируется по сферам интересов, статусу, компетенциям, качеству и контенту, с учетом места проживания лидера мнений из числа молодежи (далее - ЛММ) в границах конкретной административно-территориальной единицы, знание истории, этнической культуры населения региона. Осуществляется контактное взаимодействие руководителей, специалистов органов государственного управления в целях мотивации и предварительного согласования возможности ЛММ участия в конструктивном сотрудничестве с органами государственного управления в обеспечении защиты национальных интересов. Необходимо предусмотреть прохождение ЛММ в онлайн семинаре-практикуме для практической подготовки к компетентному участию в административном процессе решения обращений граждан территорий, молодых людей данного социума. Требуется провести адаптационную программу вхождения, апробации участия ЛММ как субъектов онлайн-технологий административного процесса.
Обновленная редакция Директивы 2 также регламентирует проведение цифрового формата административных процедур органами государственной власти для рассмотрения обращений граждан и предусматривает обязательное применение целого ряда информационно-коммуникационных технологий в пространстве глобальной сети-Интернет [4]:
- ведение официальных аккаунтов органов государственного управления в популярных социальных сетях с размещением новостных материалов, информационных поводов, обновления актуальной информации, наполнение молодежного контента аккаунтов и с учетом локально-региональной дифференциации групп населения административных территорий;
- использование интернет-сервисов, видео хостингов прямых трансляций для целевых аудиторий, размещение видеосюжетов, обновление видеоконтента по насущным вопросам белорусского общества, государства, чаяний простых граждан, молодежи региона с участием ЛММ;
- внедрение информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий дистанционного обслуживания онлайн приема граждан, молодежных аудиторий, делегированного участия от молодежных организаций, представителей гражданского общества, регламента участия ЛММ с учетом специфики обращений, поступающих от граждан и молодежи;
- применение технологий электронного управления очередью с учетом количества и специфики обращений граждан, молодых людей, их социального статуса, характера социальной проблемы, а также технологий визуализации как видео-обращений ЛММ, так и характера реагирования граждан, обратной связи на методы и средства разрешения вопросов на их обращения.
Новая редакция директивы 2 регламентирует правовой статус электронных сообщений, сведений, принятых решений, направленных в личные активированные кабинеты владельцев на едином портале электронных услуг, таковые формы являются достоверными, данная информация обладает юридической силой государственного органа в области проведения административных процедур [4].
Обобщая анализ проблемного ареала, сделаем основные выводы. С учетом трансформации вызовов национальной безопасности Республики Беларусь необходимо разработать единые методические рекомендации для системы органов государственного управления в сфере организации работы с лидерами мнений из числа молодежи как полноправных субъектов формирования конструктивного диалога с
тутами гражданского общества для позитивного общественного мнения, социального единения, укрепления общественно-политической стабильности, обеспечения электоральной безопасности, политического участия в процессах подготовки и проведения избирательной кампании Единого дня голосования (25.02.2024) в Республике Беларусь.
Лидеры мнений из числа молодежи в новых условиях требуют информационно-корректного компетентного подхода, их предметного включения со стороны органов государственного управления в решение насущных проблем, чаяний граждан, молодых людей в русле задач политической повестки руководства страны.
При этом использование ряда информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий противодействия и нейтрализации манипулирования сознанием молодежи в цифровой среде со стороны враждебных сил, попыток гендерной деконструкции биологического пола подростков, разрушения нравственности более эффективно при помощи переформатирования информационно-социализационного потенциала ЛММ в русле национальных интересов на основе конструктивного диалога с ЛММ как прогнозируемого результата организации работы руководителей и специалистов государственного управления в контексте цифровой парадигмы и правовых инноваций.
Необходимо обеспечить сетевые коммуникации власти с ЛММ как субъектов возрастающего потенциала влияния на структуры мировоззрения, сознания, формирующейся политической культуры молодежных сообществ поколения 2, на жизненные, смыслообразующие, мотива-ционные траектории социальной и политической жизнедеятельности новой молодой генерации будущего суверенной Беларуси.
органами государственной власти, инсти-
Библиографический список
1. Сенько, А.Н. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект: монография / А.Н. Сенько, Ф.И. Храмцова. - Минск: Бестпринт, 2019. - 208 с.
2. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/june/74658/.
3. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Совещании по актуальным вопросам здравоохранения (23.05.2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-aktualnym-voprosam-zdravoohraneniya.
4. «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь» (13.06.2023, 1/20890) / Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2023 г. № 172/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/july/7475.
5. Кузнецова, Е.А., Зиновьева, Е.В. Психологические аспекты определения и изучения лидеров мнений в цифровой среде // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN520.pdf.
6. Гришаева, С.А., Шамаев, П.А. Политическое участие молодежи в цифровой среде // Цифровая социология. - 2022. - Т. 5, № 1. - С. 25-35.
SYNERGY OF PATRIOTISM IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS
F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor
Academy of Management under the President of the Republic of Belarus
(Republic of Belarus, Minsk)
Abstract. For the first time, the methodology of "organizing work with opinion leaders" in the context of digital transformation as a task of the political course of the state was scientifically substantiated (based on the materials of the Republic of Belarus). An integrated approach has been taken in the synthesis of factorial, event, content analysis and empirical analysis of the spectrum of the problem area of the topic. The author's methodology for organizing work with opinion leaders in the context of legal innovations in the digital paradigm of public administration is defined and formulated.
Keywords: youth, digital environment, youth opinion leaders, national security, sociopolitical stability, electoral sovereignty, actors of national interests, constructive approach, po-liticalparticipation, information and socialization potential, socio-economic stability.