Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
455
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / политическая культура / российская молодёжь / социализация / общественное мнение / государство / политическое воспитание / digitalization / political culture / Russian youth / socialization / public opinion / state / political education.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насырова Рената Айратовна, Родионова Марина Евгеньевна

в данной работе рассматривается способы, методы и технологии формирования политической культуры при помощи цифровой среды у молодых граждан Российской Федерации. Также изучаются последние показатели измерения уровня политической грамотности у молодого поколения, тенденции и тренды цифровизации. Исследуются политические институты и организации, способствующие политическому воспитанию молодёжи, раскрывается феномен цифровых технологий в государстве и обществе, выявляются точки роста проблемы и предлагаются прогнозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POLITICAL CULTURE IN RUSSIAN YOUTH IN DIGITAL SPACE

in that work examines the ways, methods and technologies for the formation of political culture using the digital environment among young citizens of the Russian Federation. It also examines the latest indicators of measuring the level of political literacy among the younger generation, trends and trends in digitalization. The study examines political institutions and organizations that contribute to the political education of youth, reveals the phenomenon of digital technologies in the state and society, identifies growth points of the problem and proposes forecasts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 32.019.51

Насырова Рената Айратовна Nasyrova Renata Ayratovna

Младший аналитик Junior Analyst Лаборатория Селебриум Celebrium Labs Родионова Марина Евгеньевна Rodionova Marina Evgenievna Научный руководитель, директор Celebrium Labs, к.соц.н., доцент Academic Supervisor, Director of Celebrium Labs, Ph.D., Associate Professor

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

FORMATION OF POLITICAL CULTURE IN RUSSIAN YOUTH

IN DIGITAL SPACE

Аннотация, в данной работе рассматривается способы, методы и технологии формирования политической культуры при помощи цифровой среды у молодых граждан Российской Федерации. Также изучаются последние показатели измерения уровня политической грамотности у молодого поколения, тенденции и тренды цифровизации. Исследуются политические институты и организации, способствующие политическому воспитанию молодёжи, раскрывается феномен цифровых технологий в государстве и обществе, выявляются точки роста проблемы и предлагаются прогнозы.

Abstract: in that work examines the ways, methods and technologies for the formation of political culture using the digital environment among young citizens of the Russian Federation. It also examines the latest indicators of measuring the level of political literacy among the younger generation, trends and trends in digitalization. The study examines political institutions and organizations that contribute to the political education of youth, reveals the phenomenon of digital technologies in the state and society, identifies growth points of the problem and proposes forecasts.

Ключевые слова, цифровизация, политическая культура, российская молодёжь, социализация, общественное мнение, государство, политическое воспитание .

Key words: digitalization, political culture, Russian youth, socialization, public opinion, state, political education.

VII Международная научно-практическая конференция Современное общество претерпевает глобальные трансформации и изменения, в связи с развитием новейших информационных и коммуникационных систем, технологий. Эти преобразования, связанные с ключевой концепцией «цифровой» эпохи, создают новую реальность, нового человека и новое общество.

В свою очередь, молодое поколение в силу возраста находится на стадии личностного развития и освоения новых социальных ролей в обществе. Это, безусловно, связано с эволюционными, биологическими и социокультурными процессами человека. Данная социально-демографическая группа больше других нацелена на улучшение своего социального статуса и карьерных стратегий в цифровой эре. Молодые люди создают собственное политическое поле со своим мировоззрением, системой ценностей, принципами и идеалами.

Тем самым, политическая культура молодежи отражает характер и степень политического и гражданского развития личности и выступает ценностным ядром социальной культуры.

К сожалению, большинству молодых граждан сегодня не хватает политических знаний, компетенций и объективной информации, чтобы способствовать последовательному процессу улучшения российской действительности. В контексте системной трансформации институтов социализации политическое сознание молодого поколения находится под влиянием различных политических сил, акторов и технологий, которые в своей деятельности используют противоречивые и нестабильные политические взгляды молодежи для формирования своего политического, а также социального капитала и получения конкурентного преимущества. Соответственно, молодые неокрепшие умы более ведомые, ими проще управлять, использовать различные манипуляции, подвергнуть психологическому давлению, то есть завлечь на корыстный или «беспорядочный» путь. В этом и заключается основная опасность и угроза для молодого поколения, и в целом для будущего общества. Поэтому на сегодняшний день задача социальных и политических институтов состоит в

«Научные исследования и инновации» выработке долгосрочной и эффективной стратегии по взращиванию и

воспитанию политически грамотных молодых людей, которые при принятии

решений прежде всего будут основываться на собственном багаже знаний,

критически мыслить, рассматривать вопросы через рационалистический и

демократический подходы.

Таким образом актуальность данной темы обуславливается возрастанием роли современных, цифровых технологий в мире, общественным прогрессом XXI века, усложнением и изменением мира, переходом человечества в онлайн пространство и не только. Необходимость понимания и улавливания насущных тенденций назрела, и важно определить какой вектор развития ставит перед собой государство и общество в целом. Политическая культура людей во все времена была, есть и будет фундаментом дальнейшего становления страны, который нужно выстраивать, особенно в условиях оцифровывания мира, когда скоростное общество перенасыщено информацией. Фильтрация и объективизация сознания человека становится краеугольным камнем сегодняшней истории.

С точки зрения научной разработанности, теоретической основы данной темы, впервые термин «политическая культура» был употреблён немецким философом-просветителем И. Гердером в ХУШ веке. Возникновение первых концепций политической культуры относится к середине XX века. На Западе значительный вклад в развитие теории политической культуры внесли Х. Файер, Дж. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, В. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.

На рубеже Х!Х и ХХ веков, было развито новое направление исследований формирования политической культуры под влиянием новых информационных технологий, и в первую очередь Интернета, что в дальнейшем нашло отражение в работа Дж. Томплинсона, Т. Кларка, Л. Н. Арутюняна, Г.Г. Почепцова, М. Н. Грачева, А. И. Соловьева, в которых раскрываются доминирующие аспекты формирования глобальной политической культуры информационного общества.

VII Международная научно-практическая конференция

Политическая культура - это общепризнанная сфера единой культуры

человечества, непосредственно связанная с политикой, политической деятельностью, поведением и сознанием людей [5, 246]. Под политической культурой понимается исторический и социальный опыт национального или наднационального сообщества, влияющий на формирование политических ориентаций, политического поведения отдельных лиц, малых и больших групп.

На законодательном уровне в основном законе Российской Федерации -Конституции закреплено: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Данный тезис, несомненно, утверждает главенствующую роль политического административного аппарата страны в определении и организации любого из направлений культуры: художественной, литературной, образовательной и многим другим, включая и политическую.

Более подробно государственный подход к культурной сфере жизни общества установлен в "Основах законодательства Российской Федерации о культуре ", являясь ядром законодательного массива, обеспечивающего правовое регулирование в данной сфере. Но отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и структуру формирования политической культуры общества внутри страны на сегодняшний день нет. В данном случае ценностные ориентиры и установки граждан определяются стандартами демократических начал и свобод, плюрализмом мнений, правовой защитой и открытому доступу к информации. В связи с современными реалиями трансформации мира и общества стоит отдельно рассмотреть законодательную базу в области культуры, чтобы уточнить предмет правового регулирования, переосмыслить его методы, сформировать систему актов, отвечающих новому политическому пониманию содержания и цели культуры.

Безусловно, надо понимать, что политическая культура неразрывно связана с правовой, как шестерёнки одного целостного механизма, которые взаимозависимы друг от друга. Это проявляется в основных, базовых принципах

«Научные исследования и инновации» и положениях ведения порядка в государстве: законы, нормативно-правовые

акты, постановления, указы и прочие, регламентирующие права и обязанности,

нормы и правила, границы и форматы социально-политической жизни страны.

Необходимо отметить, что в 2020 году был повышен возраст молодого поколения. Согласно принятому новому закону, теперь в России к молодежи относятся граждане от 14 до 35 лет, ранее считался возраст до 30 лет. В связи с проведённой реформой на федеральном уровне переопределились и конкретизировались такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодой специалист», «молодежные общественные объединения». Благодаря данным изменениям сегодня молодёжи в стране насчитывается 41 млн. человек. Таким образом, увеличивается количество людей, на которых распространяются меры государственной поддержки молодого населения, молодёжные программы, проекты, гранты и т.д. Основы такого нововведения кроются в демографических изменениях в стране, поскольку по статистике увеличилась продолжительность жизни населения и был повышен пенсионный возраст. Именно эти причины перевесили в пользу решения о повышении общероссийского возраста молодежи. Для сравнения в Италии молодые люди считаются от 18 до 29 лет, во Франции - 16-25 лет, а согласно документам ООН, к «молодёжи» относят возрастную группу от 15 до 24 лет. Следовательно, в России установлен один из самых высоких возрастных показателей, определяющих молодое поколение внутри всего населения, и рассматривается как государственная особенность страны.

Но надо иметь ввиду, что на сегодняшний день в действующих Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года указано, что возраст молодежи составляет от 14 до 30 лет, а в отдельных случаях определяется нормативными правовыми актами государства и субъектов страны - до 35 лет и старше. Соответственно, совсем «молодая» законодательная инициатива накладывает определённый отпечаток на пока не до конца незафиксированное понимание возрастного ценза молодёжи. По этой причине на территории Российской Федерации нет целостного восприятия на

VII Международная научно-практическая конференция всех властных и социальных уровнях временного промежутка, определяющего

молодое поколения. В связи с этим различные организации, институты и

компании трактуют молодёжь по-разному.

Также в рамках нового закона значительно расширились цели и основные направления молодежной политики. Разработчики включили гражданско-патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, содействие участию молодежи в волонтерской деятельности, реализацию молодежных инициатив, развитие института наставничества и др.

Но тем не менее основные цели российской государственной политики в области развития политической и правовой грамотности молодёжи остались неизменными:

1. Преодоление скептического отношения молодого поколения к правовой области и организация долгосрочного уважения к нормам законодательства и права;

2. Усовершенствование структуры стимулирования к самообучению в рамках получения знаний о государственных законах и порядках отечества и других стран в целом;

3. Укоренение стандартов гражданского, морально-нравственного поведения, выполнения обязанностей и соблюдения норм права у молодёжи;

4. Увеличение степени развития политической культуры и грамотности российской молодёжи;

5. Прививание патриотических чувств, гордости, любви и уважения к Родине, к предкам, передача молодому поколению гуманистических идей и ценностей прошлого.

В разрезе поставленной исследовательской задачи необходимо обозначить, что понятие «политическая культура» и «молодёжь» синхронизированы друг с другом и не могут отождествляться. Наличие молодого и неопытного поколения обуславливает процесс создания и проведения политического воспитания, образования закреплённых в рамках культуры, формирования ценностей, идентификации человека с системным обществом.

«Научные исследования и инновации» Важность политической ориентации человека невозможно недооценить,

особенно для молодых людей.

Политические установки, появляющиеся в процессе социализации индивида, выражают чувства человека к явлениям и феноменам в области политики, которые происходят вокруг. Как внутри собственной системы государства, так и на фоне политического развития других стран. Они могут быть положительными и отрицательными, проявляться во взглядах к участию или отказу посещать выборы, референдумы, отражаться в определённом отношении к различным аспектам политического устройства, политическим партиям, их лидерам, представительству и т.д.

В зависимости от страны политическое поведение населения представляется различным, со своими национальными особенностями, характерными чертами. Это логично объясняется сложившейся политической системой в государстве, сформированным общенародным политическим сознанием, предпосылками исторического, социального и экономического развития общества.

Значение политического воспитания невозможно недооценить. В первую очередь, оно гарантирует согласие по основным правилам и нормам социума. Главные из них - свобода и достоинство каждого человека, права каждого человека - высшая ценность общества. Во-вторых, не навязывает обязательной идеологии, не призывает к ней, идеологический плюрализм и свобода мнений во главе угла и в-третьих, запрещает монополии на власть, уставы партии или политической силы. Все участники политической жизни общества получают равные права, у любого есть право вхождения и выхода из неё.

В условиях развития цифровизации и интернетизации современного общества во всех сферах жизнедеятельности повышается значение социальных медиа. Появляющиеся в социальных сетях коммуникативные возможности превращаются в платформы, с помощью которых можно и нужно формировать, транслировать культурные нормы и ценности общества в области политики,

VII Международная научно-практическая конференция образы политических объектов и субъектов, передачи социальных состояний,

действующих в рамках процесса принятия политических решений.

Это отражается в различных формах социальной и политической активности (интернет-мемы, онлайн-дискуссии, вирусные видео и т. д.), которые люди демонстрируют в социальных сетях. По данным ВЦИОМ, 45% респондентов старше 18 лет в 2018 году использовали хотя бы одну из систем поддержки социальных сетей почти каждый день, 62% - хотя бы раз в неделю. Причем среди молодежи возрастной группы 18-24 лет 91% респондентов использовали социальные сети практически ежедневно, 69% - в возрасте 25-34 лет. В связи с последними событиями, связанными с пандемией корон вирусной инфекции, ростом использования цифровых интернет-технологий доля людей, находящихся в социальных сетях, значительно увеличилась.

На сегодняшний день чётко проявляется новый виток эволюционного развития формирования политической культуры, прививания политической грамотности, политико-правовой социализации в целом, а также политического воспитания, образования. Это выражается в последних цифровых тенденциях, которые становятся трендом общественного прогресса, феноменами за которыми будущее. Эксперты по коммуникациям считают, что социальные сети в определенной степени произвели революцию, поскольку раньше общение было только односторонним.

Во-первых, это создание и активное функционирование «Электронного Правительства» (е-Govemment) на территории России - пакет технологий и комплекс сопутствующих организационных мероприятий, нормативное обеспечение организации цифрового взаимодействия между государственными органами различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами хозяйствования. Он включает в себя эффективный способ предоставления информации о деятельности государственных органов, предоставлении услуг гражданам, предприятиям, другим ветвям государственной власти и государственным служащим, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем сведено к минимуму, а

«Научные исследования и инновации» максимизируются возможности, предоставляемые информационными,

мобильными технологиями и сетью - Интернет. В данном случае «Электронное

Правительство» использует единый портал государственных услуг Российской

Федерации (сайт Госуслуги).

Во-вторых, усовершенствуется электоральный процесс - система дистанционного голосования. Теперь у гражданина Российской Федерации будет возможность проголосовать на государственных выборах (президентских, парламентских, местных) за того или иного кандидата при помощи смартфона, ноутбука, планшета, через любое устройство, которое поддерживает всемирную интернет-сеть. Но пока данная технология была апробирована только как эксперимент на территории Москвы [4]. Однако, Государственная Дума РФ в 2020 году на пленарном заседании одобрила во втором и сразу в третьих чтениях поправки, предусматривающие возможность дистанционного голосования на всех уровнях выборов, а также на референдумах. В этом случае можно будет сделать свой выбор путем электронного голосования или по почте. Электронное голосование будет применяться в зависимости от технических возможностей регионов.

И в-третьих, современные коммуникации государственной власти на основе Интернет-технологий. Сегодня создан комплексный сервер органов государственной власти Российской Федерации (www.gov.ru). В нем представлена полная информация о деятельности Президента Российской Федерации, трех ветвей государственной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Счетной палаты, Собрание законодательных актов Российской Федерации и других федеральных органов власти. Законодательная и судебная власть представлена на сервере разделами: Государственная Дума, Совет Федерации, Высший арбитражный суд. В то время как Правительство и Министерства, ведомства, агентства и службы Российской Федерации представлены на едином сайте - www.government.ru, а Администрация президента - www.kremlin.ru. Также важно отметить, что многие структуры государственной власти представлены в социальных сетях.

VII Международная научно-практическая конференция

Говоря о плюсах данной системы важно отметить, что появляется элемент

модели диалога на государственном уровне - обратная связь, осуществляемая по электронной почте, а также в гостевой книге. Есть возможность просмотреть все полученные вопросы и ответы на них. Развитие так называемой «электронной демократии» и сегмента государственных услуг. Этот процесс заключается в повышении роли механизмов общественного контроля над государственными органами, улучшении качества обратной связи между обществом и властью.

Поступательная интернетизация РФ способствовала росту медиа-кластеров, которые в свою очередь активно формируют общественное мнение, направляют социальную, духовную и политическую ориентацию населения. Рассмотрим новые веяния и технологии более подробно:

Социальные сети - платформы для общения, знакомств, блогинга, поиска друзей и т. п., например: Facebook, Instagram, Twitter, Tik-Tok, Clubhouse, Вконтакте, Одноклассники.

Данные цифровые площадки предоставляют доступ к просмотру и распространению разнообразной информации, с их помощью людям можно высказывать свои собственные политические мнения, выстраивать бренд, имидж политического кандидата, чиновника, депутата, представлять интересы общественных организаций, вести активно свой блог, делиться определённым контентом, анонсировать различные мероприятия и события, рекламировать те или иные товары или услуги в режиме таргетинга, прямого эфира, в формате «сториз», публикации и т.д.

На сегодняшний день сложилась следующая обстановка в пространстве социальных сетей.

Российские пользователи уже перешагнули средний мировой показатель и проводят в сети практически полноценный рабочий день - 7 часов 52 минуты.

Наибольшее количество времени пользователи цифровых «девайсов» проводят в интернете через мобильные телефоны, мобильную связь, а в среднем люди проводят в социальных сетях 2 часа 29 минут в день. В среднем в 9 социальных сетях зарегистрирован один пользователь.

«Научные исследования и инновации» Таблица 1. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В РОССИИ

Самые популярные социальные сети, % от населения России Количество сообщений в месяц, млн. Авторов в месяц, млн.

Youtube - 85,4% Instagram - 42,8 Вконтакте - 496,2

Вконтакте - 78% Вконтакте - 28,7 Instagram - 265,2

Instagram - 61,2% Youtube - 7,7 Одноклассники - 108,6

Одноклассники - 47,1% Одноклассники - 6,6 Facebook - 56,2

Facebook - 38,9% TikTok - 5,3 Twitter - 32, 5

TikTok - 30,3% Facebook - 1,6 TikTok - 29,0

Twitter - 18,6% Twitter - 0,7 Youtube - 22,0

Основные термины исследования: Сообщение - любой открытый (публичный) пост, включая комментарии; Автор - пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц

Источник: составлено автором по материалам исследований Marketing University и We Are Social и Hootsuite (данные за январь 2021 года)

Данные показатели в таблице 1 демонстрируют высокою долю вовлечённости граждан Российской Федерации в «новые медиа». Такие социальные платформы: как Youtube, Вконтакте и Instagram держат лидерские позиции, но тем не менее все представленные в анализе социальные сети ежедневно набирают обороты и увеличивают свою аудиторию. Сравним 2019 год, где в социальных сетях было зарегистрировано только 3,48 млрд. пользователей и 2021 год - 4,20 млрд. человек.

Тренд цифрового и сетевого развития также чётко различим и в других развитых странах современного мира. Мировая аудитория Youtube достигает отметки в 2 млрд. пользователей, в России - 80,1 млн. человек (на ноябрь 2020 года). В тоже время выделились 5 ведущих стран, использующих Instagram очень активно: США (140 миллионов), Индия (120 миллионов), Бразилия (95 миллионов), Индонезия (78 миллионов), Россия (54 миллиона) при общей аудитории - 1,158 млрд. пользователей. А распространение Facebook в глобальном разрезе равно 2, 701 млрд. человек, в России - 39,7 млн [11, С.15].

Увеличение скорости доступа к виртуальному пространству и специфика интернет-ресурсов повлияли на развитие услуг видеохостинга в России. В частности, сервис YouTube, а также Rutube.

VII Международная научно-практическая конференция Благодаря, данным системам существует возможность проведения онлайн-

трансляций, публикаций видеороликов, выпуска различных шоу, ведения своего

персонального канала, что способствует привлечению и расширению аудитории

участников политического процесса. В особенности, надо понимать, что во

время предвыборной гонки значение социальных сетей возрастает в

геометрической прогрессии.

Более того, надо отметить, что стоимость интернета в России значительно

дешевле, чем других странах. По данным информационно-аналитического

агентства Content Review за 2020 год, Россия входит в число стран с самой

низкой стоимостью мобильного Интернета. Так, средняя стоимость 1 гигабайта

в мире составляет 188,42 рубля, а в России - 31,56 рубля. Аналитики отмечают,

что средняя стоимость тарифа с безлимитным интернетом в мире составила

3981,11 рубля, в России - 887,5 рубля. Соответственно, это даёт возможность ещё

большему охвату населения, привлечения их к цифровому контуру, хотя надо

отметить доступ к интернету в России есть ещё не у всех. В России доступ к

Интернету имеет 81% всего населения страны - это 118 миллионов человек,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

согласно открытым источникам. Но тем не менее сегодня ведутся активные

работы по подключению отдаленных территорий Российской Федерации,

социально-значимых объектов страны, замена устаревших технологий

подключения к всеобщей интернет-сети. Так, например, уже в 2020 году в рамках

реализации национального проекта «Цифровая экономика» интернет был

проведён более чем в 26,6 тыс. социально значимых объектов во всех регионах

России. А с 2021 года начал действовать новый Федеральный проект

«Информационная инфраструктура» до 2024 года, согласно которому

планируется подключить около 45 тысяч объектов, большая часть из которых

находится в сельской местности [10].

Более того, абсолютно у каждой властной структуры, государственной

организации, государственного служащего, чиновника, депутата федерального и

регионального уровней есть специализированный сайт, интернет-

представительство, социальная страница. С помощью которых можно получить

«Научные исследования и инновации» доступ к любой открытой информации, задать вопросы, воспользоваться

возможностью обратной связи и т.д. В тоже время нельзя забывать и про

блогеров, лидеров общественного мнения, «инфлюенсеров» использующих

социальные интернет-площадки, которые точно также формируют и направляют

политическую культуру, в особенности молодёжную. Важно понимать, что в

рассматриваемом развитии событий огромную роль играют данные каналы

информации, они аккумулируют сферы влияния.

Рассмотрим данную тенденцию на кейсе губернаторов субъектов

Российской Федерации и лидеров общественного мнения в социальных медиа.

Таблица 2. Сравнительный анализ представителей государства и общества

в социальных медиа на примере Instagram и YouTube

Глава региона Количество подписчиков, тыс.чел. в Instagram Лидер общественного мнения Количество подписчиков, млн. чел. на Youtube

1. Собянин Сергей (Москва) 930180 1. Юрий Дудь 9,13

2. Хабиров Радий (Республика Б ашкортостан) 577069 2. Илья Варламов 2,41

3. Минниханов Рустам (Республика Татарстан) 544219 3. Дмитрий Пучков 2,23

4. Воробёв Андрей (Московская область) 458796 4. Алексей Пивоваров 2,13

5. Владимиров Владимир (Ставропольский край) 444558 5. Ксения Собчак 2,05

6. Кондратьев Вениамин (Краснодарский край) 298223 6. Ирина Шихман 1,71

7. Никитин Глеб (Нижегородская область) 282611 7. Леонид Парфенов 0,982

8. Азаров Дмитрий (Самарская область) 269977 8. Максим Кац 0,768

VII Международная научно-практическая конференция

Продолжение таблицы 2

9. Текслер Алексей (Челябинская область) 250493 9. Владимир Соловьёв 0, 658

10. Куйвашев Евгений (Свердловская область) 237200 10. Артемий Лебедев 0,552

Источник: составлено автором по материалам из доступных данных Instagram, УвыШЬв

Согласно данным показателям, очевидно, что лидеры общественного мнения имеют значительное преимущество в «фолловерах», в отличие от губернаторов регионов. Даже имена «инвлюенсеров» знакомы людям больше, чем имена глав субъектов России. Но число глав регионов, у которых нет своих страниц в Instagram, упало с 14 в 2020 году до 9 в 2021 году. Потенциал развития социальных сетей губернаторов безусловно есть и надо отметить динамичность аккаунтов глав регионов: частые публикации, выкладывание сторис, постинг, большое количество лайков, комментариев, репостов, а главное обратной связи. Это показывает спрос на политическую идентификацию и социальную сплоченность в ведении политических процессов. Поэтому важно и дальше поддерживать, и развивать наметившееся веяния с точки зрения политического привлечения и образования молодых людей.

Сложившееся аудитория у политических обозревателей непременно показывает современные моду на развитие и формирования политических знаний у молодого поколения через сетевые платформы. Им легче, удобнее и понятнее воспринимать информации через такого рода источники. Важно поддерживать грамотных и компетентных людей, их начинания, помогать им дальше распространять информацию, просвещать молодёжь. В данном ключе можно предложить коллаборации, эффективное сотрудничество, взаимодействие и содействие формальных политических институтов и активных лидеров общественного мнения, молодых политиков для сплочения и

«Научные исследования и инновации»

удовлетворения общей цели - формирования политически развито поколения будущего.

Развитие Google, Яндекс, Opera, Safari, Mozilla Firefox и других браузеров, позволяет пользователям находить и транслировать различного рода любую информацию на просторах интернета.

Поисковики делают возможным настроить необходимую для клиентов контекстную рекламу, содержание которой зависит от интересов пользователя. Она бывает поисковая и тематическая. Первая появляется в результатах поиска. Обязательным условием для показа поисковых объявлений является наличие указанного пользователем поискового запроса, который соответствует теме объявления. Вторая отображаются на страницах сайтов, входящих в рекламную сеть. Если тематика объявления соответствует интересам пользователя, это объявление отображается как дополнительная информация к содержанию страниц, просматриваемых пользователем. В данную классификацию также входят: спецразмещение, гарантированные показы, динамические показы, электронные баннеры, брендированная реклама.

График 1

Распределение популярности браузеров в России

Источник: Яндекс. Радар // Инструмент глобальной статистики - Режим доступа - [Электронный ресурс] URL:https://radar.yandex.ru/browsers? selected_rows =RysHuf%252Cnmp Vtr%252C%252BjXhkh%252C%252Fl2 7zq%252 CCt58LP&is_metric_ratio=0 (дата обращения: 11.05.2021)

VII Международная научно-практическая конференция

Ещё один главный тренд развития цифровизации - это появление,

актуализация и активное распространение мессенджеров. Это приложения, которые позволяют общаться, быть дистанционно на связи, мгновенно отправлять сообщения, видео, фотографии, созваниваться, транслировать определённый контент через свой аккаунт в любое время суток. На территории Российской Федерации наиболее распространены следующие агрегаторы: Telegram, WhatsApp, Line, Viber, Facebook Messenger. С точки зрения рейтинга популярности мессенджеров, сегодня в России, сложилась определённая тенденция на различное количество использования данных приложений в регионах. Таким образом сформировались конкретные центры влияния в субъектах Российской Федерации (см. приложение 1). С помощью таких данных и понимания специфики распределения можно установить через какие именно мессенджеры эффективно передавать информацию и транслировать информацию.

Таким образом, проведённый методологический анализ ярко демонстрирует активное изменение и усложнение процесса формирования и организации политической культуры в современном мире. Она претерпевает существенные технологические перемены, которые в свою очередь открывают новые горизонты, новые возможности и перспективы для развития и усовершенствования человека «политического», динамичного взаимодействия государства и общества, расширении и уплотнении информационного потока, влияния и воздействия политических технологий привлечения и мобилизации социума, охвата большого, амбициозного числа населения, в особенности молодого поколения.

Библиографический список:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) глава 3, статья 68 // Консультант Плюс;

«Научные исследования и инновации»

2. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020) // Консультант Плюс;

3. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" // Консультант Плюс;

4. Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" // Консультант Плюс;

5. Пырма Р.В., Алексеев Р.А., Абрамов А.В., Ежов Д.А., Аринин А.Н., Петрищев В.Н., Салин П.Б., Фельдман П.Я., Чепель С.Л., Ирхин Ю.В., Деревянченко А.А., Родионова М.Е., Березкина Е.Ю., Зубов В.В., Расторгуев С.В., Липилина И.Н., Ефимова Л.М., Бектимирова Н.Н., Мамаева Ю.А., Шпитюк Я.А. и др. Электоральные процессы в современном мире Москва, 2020. С. 245247;

6. Липсет С. М. Роль политической культура // ПолитЗона: портал политических наук - Режим доступа - [Электронный ресурс] URL: http://politzone. in.ua/index.php?id=378 (дата обращения: 04.05.2021);

7. Родионова М.Е. Электоральные процессы в современной европе: тенденции и перспективы, Москва, 2020 - С. 78;

8. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Гражданские и политические онлайн-практики в оценках российской молодежи (2018) // Политическая наука. 2019. № 2. С. 180-197;

9. Родионова М.Е. Современные тенденции развития электорального консалтинга в России Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 1 (53). С. 80-88;

10. Гужова И.В. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) // Знак: проблемное поле медиаобразования. - Издательство: ООО Центр интеллектуальных услуг "энциклопедия" (Челябинск). - 2019. - №1 (31). - С. 30-39;

11. А.А. Деревянченко Д.В. Калинин. Политическая активность молодежи в цифровом обществе // Гражданин. Выборы. Власть. No 2(16)/2020 - Режим

VII Международная научно-практическая конференция

доступа - [Электронный ресурс] URL:

http://www.rcoit.ru/upload/iblock/32b/Политическая%20активность%20молодежи %20в%20цифровом%20обществе.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

© Р.А. Насырова, 2021

УДК 323

Пузин Роман Сергеевич Puzin Roman Sergeevich

Магистрант Postgraduate student Дальневосточный федеральный университет

РЕСТИТУЦИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

PROPERTY RESTITUTION IN POST-COMMUNIST COUNTRIES OF EUROPE AND ITS SOCIAL AND POLITICAL CONTEXT

Аннотация, в статье дается характеристика мероприятий по реституции прав собственности в посткоммунистических странах Европы. Приводится социально-политический контекст данных мероприятий, реституция рассматривается как составная часть политики декоммунизации, направленной на достижение ряда целей, перераспределение собственности, конструирование новой исторической политики, способствование становлению рыночной экономики.

Abstract: the article presents a characteristic of measures for property restitution in post-communist countries of Europe. It gives social and political context of these events, and restitution is viewed as an integral part of decommunization policy, which was aimed at achieving a number of different goals: property redistribution, the construction of a new historical policy, and helping to establish a market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.